Мотоцикл CZ 250, выпускавшийся в версиях Tourist и Sport
Во второй половине 30-х чехословацкий производитель мотоциклов Ceska zbrojovka постарался занять все кубатурные ниши. Появившиеся в то время «пятисотка» и «триста пятьдесятка» оказались пригодными для эксплуатации с боковым прицепом. Поэтому завод ввел производство колясок по лицензии лейпцигской компании Stoye.
Мотоцикл меньшего класса получил облегченную модель, а 500-кубовый – более роскошную, тяжелую версию, с которой составил топовую комбинацию. Вместе они стали определенно самым почитаемым экспонатом ярмарки 1939 года. Но эти модели, во многом, появились благодаря успешному предшественнику, о котором мы и расскажем вам сегодня.
Двойная формованная рама к середине 30-х вышла из моды у меньших моделей CZ, особенно данный момент подтвердила конструкция 250-кубового Tourist. Отдельные его части соединялись закаленными винтами, что не осталось незамеченным в рекламных материалах, подчеркивающих надежность флагмана чехословацкого бренда.
Местные инженеры старались облегчить сборку нескольких вариаций техники на одном конвейере Ceska zbrojovka. Лучшим путем к этому стала максимальная унификация деталей мотоциклов с различными объемами двигателя. Именно по этой причине в кратчайшие сроки они смогли представить новую 250-кубовую модель.
Прибегнув к минимальным изменениям и доработкам, конструкторы использовали уже имевшуюся раму от вышедшего ранее CZ 175. Фактически пришлось просто встроить в нее новый двигатель чуть большего объема. Одним из немногочисленных нововведений стала вариативность способа переключения передач.
По умолчанию устанавливался перекочевавший от прошлой модели ручной рычаг. При желании у заказчика имелась возможность его замены на более современный ножной вариант. Со временем именно вторая версия стала базовой для нового мотоцикла.
Хотя разработка перспективного мотоцикла началась уже двумя с половиной годами ранее, само серийное производство удалось запустить только в 1936 году. Именно тогда первые экземпляры Tourist отгрузили для реализации довольным клиентам. Он имел несколько отличий от менее мощного предшественника:
✅ более прочную раму
✅ качающуюся переднюю вилку
✅ тормозные барабаны большего размера
✅ увеличенный топливный бак
Редуктор крепился лапками к листовому усилению рамы за двигателем. Поршень имел дефлектор, а силовой агрегат – два патрубка, прикрепленных болтами к фланцам цилиндра. Зажигание от аккумуляторной динамо-машины Bosch. А теперь давайте немного обратимся к цифрам.
Конечно, если начать оценивать довоенную технику по современным или даже меркам 80-х, то мы получим неутешительный результат. Ведь за последующие десятилетия мировая мотоциклетная промышленность сделала огромный шаг вперед. А вот для конца 30-х все казалось неплохо, может быть, местами даже отлично:
✅ количество посадочных мест – 1 или 2
✅ длина – 2063 мм
✅ ширина – 770 мм
✅ высота – 1000 мм
✅ вес – 135 кг
✅ скорость – 90 км/ч
Ко всему уже перечисленному стоит добавить, что мотоцикл получил механические барабанные тормоза. Также его снабдили гравитационной топливной системой и баком для горючей смеси, объемом 10,5 литра. Задние и передние шины имели идентичный размер – 3,00 х 19.
Электрическая часть модели работала от напряжения 6 В. А вот то, что касалось силового агрегата, то его начальная и последующая версии имели сразу несколько отличий, которые отражены в таблице ниже (в скобках – показатели с 1940 года в версии Sport):
✅ количество цилиндров – 1
✅ ход поршня – 75 (70) мм
✅ рабочий объем – 249 (247) куб. см
✅ мощность – 9 (с 1942 года – 10) л. с при 3800 (4000) об/мин
✅ карбюратор – Greatzin Kf 22s (Zikov 2914)
✅ переключение передач – ножное (ручное 3+1)
Агрегат 250-кубового мотоцикла получил воздушное охлаждение и задний цепной привод. Для того чтобы проехать 100 км, CZ 250 понадобилось бы около 4 литров бензина. Высота сидения составляла 725 мм. Первые 700 единиц, выпущенных в 1936 году, предлагались по первоначальной цене в 5950 чехословацких крон.
А вот для семейных пользователей, желавших получить в нагрузку боковой прицеп от немецкой компании Stoye, приходилось добавить к вышеозначенной сумме еще полторы тысячи. Уже со следующего года конструкцию подвергли модификацию, появилась оригинальная фара CZ. И решили остановиться на версии с ножным переключением передач.
В таком виде он собирался на заводском конвейере CZ еще в течение двух лет. Таким образом, к потребителям отправилось 3200 единиц техники. В 40-х эта версия больше не производилась, в том числе, и потому, что компания уже перешла к выпуску модификации CZ 250 Sport.
С технической точки зрения превосходно решенный 250-й отставал от конкурирующего мотоцикла Jawa не только по цене – последний стоил почти на тысячу крон дешевле. Вдобавок, при одинаковой мощности, соперник достигал более высоких скоростей благодаря меньшему на 40 кг весу. К тому же CZ 250 Tourist имел расход топлива на пол-литра выше. Решением должен был стать CZ 250 Sport с меньшей массой и лучшими показателями. В 1937 году появился спортивный вариант с новыми характеристиками:
✅ вес – 115 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ мощность – 9 л. с при 4000 об/мин
Этот мотоцикл отличался от базового также креплением трансмиссии к раме посредством литья задних стоек и более эффективными тормозами. Заднее крыло выполнили шарнирным, а силовой агрегат – трехканальным с дефлектором. Но уже в 1940 году (после прекращения выпуска Tourist) появляется совершенно новый двигатель. Он сохраняет двухтактную концепцию, но получает плоский поршень и обратную промывку.
Мотоциклы традиционно окрашивались в ультра-черный цвет с белыми линиями. Крышка бака, колена выхлопной системы, амортизаторы, коромысла, руль, рамка отражателя и другие детали по индивидуальному предложению могли подвергаться хромированию. До начала 1942 года собрали почти 2800 единиц в спортивной версии.
Во второй половине 40-х чехословацкое предприятие продолжило выпуск CZ 250 Sport. До 1947 года к потребителям отправилось еще 2000 штук таких мотоциклов. После этого наступил период политических и организационных перемен в стране, отразившихся и на судьбе самого завода. Позже, на какое-то время, его даже объединили с вечным конкурентом, создав новую марку Jawa-CZ.
Интересно то, что версия Sport предлагалась в конце 30-х за 5780 крон, а Tourist – за 6450. К сожалению, мощная 250-кубовая машина так и не увидела большой серии. Производство туристической версии закончилось в 1939 году, в период с 1940 по 1942 годы было выпущено около 600 машин CZ 250 Sport. Из сохранившихся деталей смогли собрать около двух тысяч таких мотоциклов с 1945-го по 1946-й. Всего было выпущено менее 8000 экземпляров во всех модификациях. Сегодня можно встретить прилично отремонтированные CZ 250, регулярно участвующими в слетах ретро-техники.
Мотоцикл меньшего класса получил облегченную модель, а 500-кубовый – более роскошную, тяжелую версию, с которой составил топовую комбинацию. Вместе они стали определенно самым почитаемым экспонатом ярмарки 1939 года. Но эти модели, во многом, появились благодаря успешному предшественнику, о котором мы и расскажем вам сегодня.
Спереди у CZ 250 имеется большая фара. Фото: youtube.com
Двойная формованная рама к середине 30-х вышла из моды у меньших моделей CZ, особенно данный момент подтвердила конструкция 250-кубового Tourist. Отдельные его части соединялись закаленными винтами, что не осталось незамеченным в рекламных материалах, подчеркивающих надежность флагмана чехословацкого бренда.
Представлен вместе с младшими моделями
Местные инженеры старались облегчить сборку нескольких вариаций техники на одном конвейере Ceska zbrojovka. Лучшим путем к этому стала максимальная унификация деталей мотоциклов с различными объемами двигателя. Именно по этой причине в кратчайшие сроки они смогли представить новую 250-кубовую модель.
Прибегнув к минимальным изменениям и доработкам, конструкторы использовали уже имевшуюся раму от вышедшего ранее CZ 175. Фактически пришлось просто встроить в нее новый двигатель чуть большего объема. Одним из немногочисленных нововведений стала вариативность способа переключения передач.
Достаточно мощный двигатель CZ 250. Фото: youtube.com
По умолчанию устанавливался перекочевавший от прошлой модели ручной рычаг. При желании у заказчика имелась возможность его замены на более современный ножной вариант. Со временем именно вторая версия стала базовой для нового мотоцикла.
На осеннем Пражском автосалоне 1934 года чехословацкий производитель представил сразу два прототипа новых 150-кубовых моделей, которые разнились по нескольким показателям. Но компания привезла на выставку еще одну новинку – CZ 250 Tourist.
Хотя разработка перспективного мотоцикла началась уже двумя с половиной годами ранее, само серийное производство удалось запустить только в 1936 году. Именно тогда первые экземпляры Tourist отгрузили для реализации довольным клиентам. Он имел несколько отличий от менее мощного предшественника:
✅ более прочную раму
✅ качающуюся переднюю вилку
✅ тормозные барабаны большего размера
✅ увеличенный топливный бак
Редуктор крепился лапками к листовому усилению рамы за двигателем. Поршень имел дефлектор, а силовой агрегат – два патрубка, прикрепленных болтами к фланцам цилиндра. Зажигание от аккумуляторной динамо-машины Bosch. А теперь давайте немного обратимся к цифрам.
CZ 250 и его неплохие на тот момент характеристики
Конечно, если начать оценивать довоенную технику по современным или даже меркам 80-х, то мы получим неутешительный результат. Ведь за последующие десятилетия мировая мотоциклетная промышленность сделала огромный шаг вперед. А вот для конца 30-х все казалось неплохо, может быть, местами даже отлично:
✅ количество посадочных мест – 1 или 2
✅ длина – 2063 мм
✅ ширина – 770 мм
✅ высота – 1000 мм
✅ вес – 135 кг
✅ скорость – 90 км/ч
Ко всему уже перечисленному стоит добавить, что мотоцикл получил механические барабанные тормоза. Также его снабдили гравитационной топливной системой и баком для горючей смеси, объемом 10,5 литра. Задние и передние шины имели идентичный размер – 3,00 х 19.
То, что видит мотоциклист за рулем CZ 250. Фото: youtube.com
Электрическая часть модели работала от напряжения 6 В. А вот то, что касалось силового агрегата, то его начальная и последующая версии имели сразу несколько отличий, которые отражены в таблице ниже (в скобках – показатели с 1940 года в версии Sport):
✅ количество цилиндров – 1
✅ ход поршня – 75 (70) мм
✅ рабочий объем – 249 (247) куб. см
✅ мощность – 9 (с 1942 года – 10) л. с при 3800 (4000) об/мин
✅ карбюратор – Greatzin Kf 22s (Zikov 2914)
✅ переключение передач – ножное (ручное 3+1)
Агрегат 250-кубового мотоцикла получил воздушное охлаждение и задний цепной привод. Для того чтобы проехать 100 км, CZ 250 понадобилось бы около 4 литров бензина. Высота сидения составляла 725 мм. Первые 700 единиц, выпущенных в 1936 году, предлагались по первоначальной цене в 5950 чехословацких крон.
А вот для семейных пользователей, желавших получить в нагрузку боковой прицеп от немецкой компании Stoye, приходилось добавить к вышеозначенной сумме еще полторы тысячи. Уже со следующего года конструкцию подвергли модификацию, появилась оригинальная фара CZ. И решили остановиться на версии с ножным переключением передач.
Задняя часть мотоцикла CZ 250 Sport. Фото: youtube.com
В таком виде он собирался на заводском конвейере CZ еще в течение двух лет. Таким образом, к потребителям отправилось 3200 единиц техники. В 40-х эта версия больше не производилась, в том числе, и потому, что компания уже перешла к выпуску модификации CZ 250 Sport.
Более успешный спортивный вариант
С технической точки зрения превосходно решенный 250-й отставал от конкурирующего мотоцикла Jawa не только по цене – последний стоил почти на тысячу крон дешевле. Вдобавок, при одинаковой мощности, соперник достигал более высоких скоростей благодаря меньшему на 40 кг весу. К тому же CZ 250 Tourist имел расход топлива на пол-литра выше. Решением должен был стать CZ 250 Sport с меньшей массой и лучшими показателями. В 1937 году появился спортивный вариант с новыми характеристиками:
✅ вес – 115 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ мощность – 9 л. с при 4000 об/мин
Этот мотоцикл отличался от базового также креплением трансмиссии к раме посредством литья задних стоек и более эффективными тормозами. Заднее крыло выполнили шарнирным, а силовой агрегат – трехканальным с дефлектором. Но уже в 1940 году (после прекращения выпуска Tourist) появляется совершенно новый двигатель. Он сохраняет двухтактную концепцию, но получает плоский поршень и обратную промывку.
Мотоциклы традиционно окрашивались в ультра-черный цвет с белыми линиями. Крышка бака, колена выхлопной системы, амортизаторы, коромысла, руль, рамка отражателя и другие детали по индивидуальному предложению могли подвергаться хромированию. До начала 1942 года собрали почти 2800 единиц в спортивной версии.
Во второй половине 40-х чехословацкое предприятие продолжило выпуск CZ 250 Sport. До 1947 года к потребителям отправилось еще 2000 штук таких мотоциклов. После этого наступил период политических и организационных перемен в стране, отразившихся и на судьбе самого завода. Позже, на какое-то время, его даже объединили с вечным конкурентом, создав новую марку Jawa-CZ.
CZ 250 Sport для настоящих ценителей раритетного транспорта. Фото: youtube.com
Интересно то, что версия Sport предлагалась в конце 30-х за 5780 крон, а Tourist – за 6450. К сожалению, мощная 250-кубовая машина так и не увидела большой серии. Производство туристической версии закончилось в 1939 году, в период с 1940 по 1942 годы было выпущено около 600 машин CZ 250 Sport. Из сохранившихся деталей смогли собрать около двух тысяч таких мотоциклов с 1945-го по 1946-й. Всего было выпущено менее 8000 экземпляров во всех модификациях. Сегодня можно встретить прилично отремонтированные CZ 250, регулярно участвующими в слетах ретро-техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....