Volkswagen 411/412 – последняя заднемоторная модель компании
К концу 60-х немецкий производитель Volkswagen ясно ощущал, что приближается пора перемен. Первый шаг уже был сделан в конструкциях моделей 1500/1600, но предстояло движение дальше. Одним из главных его направлений считался постепенный уход от компоновки «а-ля Жук».
В 1968 году Volkswagen 411 (Type 4) стал первым полностью новым легковым автомобилем марки из Вольфсбурга. Хотя четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением все еще урчал сзади, напоминая о тридцатилетней традиции. Дизайнеры и дилеры компании наперебой нахваливали проделанную работу. Именно поэтому в брошюре того периода можно прочитать, что «с такой концепцией шасси Porsche 911 выигрывает гонки».
Однако в автомобильном мире начала 70-х назрела коренная техническая революция. Поэтому любая конструкция, имеющая отсыл к прошлому (тем более, к довоенным 30-м), просто не могла добиться какого-либо серьезного успеха. Конечно, компания мечтала со своей новинкой о серии, исчисляемой миллионами экземпляров (к которой привыкла, начиная с Beetle и заканчивая VW 1500/1600). Но, как говорится, не срослось.
Самонесущая стальная конструкция Volkswagen 411 стала революционной, так же, как и новое шасси. Но текущие требования заметно поменялись и шумные оппозиты в задней части остались в прошлом. Поэтому и «411-й», и модернизированный «412-й» определенно продавались совсем не так хорошо, как хотелось бы их производителю.
В следующем году произошла модернизация, приведшая к выпуску обновленной версии Volkswagen 412. Но повлиять на повышение спроса производители так и не смогли. Тогда удалось собрать всего лишь 66 217 единиц. Параллельно стала видна и превалирующая роль версий в кузове универсал. Их продажи в два с половиной раза превышали объемы реализации классических седанов.
Подобная тенденция сохранилась и до конца выпуска этого типа, который случился два года спустя. В завершающий период производства компания смогла «выдать на-гора» всего лишь 28 349 VW 412. Причем статистика получилась следующая:
✅ 2-дверные версии – 2642 шт.
✅ 4-дверные версии – 5342 шт.
✅ универсалы – б. 20 тыс.
Да, ровно полвека назад заводской конвейер покинул последний Volkswagen 412, завершивший историю легковых автомобилей немецкой марки с двигателем воздушного охлаждения, устанавливаемым сзади. Но несмотря на то, что он не смог повторить успех своих предшественников, у этой модели имелся неплохой набор оригинальных решений. И именно они позволили компании сохранить неплохие позиции в будущем. Давайте вместе вспомним о них.
Volkswagen Type 4 получил кузов более сдержанных форм. Первые версии выходили в двухдверном исполнении (Тип 41). Позже появилась модификация, в которой их число выросло до четырех (Тип 42), с обтекаемой задней частью. Она получила уже традиционный доступ к дополнительному багажному отделению, расположенному над оппозитным двигателем. Пока речь не шла об откидной вверх крышке, которая альтернативно появилась только в Passat.
Преимуществом можно считать сохранившееся от прежних моделей багажное отделение сзади с приличным объемом в 170 литров. К тому же имелось еще и большее в носовой части, размером в 400 литров. Если добавить к новому шасси значительно улучшенные ходовые качества, то это была интересная машинка, просторная и практичная. Но сохранялся ряд моментов, сведших все плюсы на нет: сильный шум двигателя и невыразительный дизайн.
Все это заметно отпугивало многих потенциальных клиентов, хотя и имелся значительный шаг вперед по сравнению с предшественником. Спустя четыре года появился Volkswagen 412, перенявший базовую концепцию предыдущего варианта. Так оформился полный отход от платформенной рамы с центральным усилением, имевшейся у «Жука». Также улучшенная версия продемонстрировала ряд других положительных моментов:
✅ самонесущий кузов
✅ современное шасси со стойками МакФерсон спереди
✅ продольные рычаги с наклонной осью поворота сзади
Торсионы, естественно, исчезли, а на Volkswagen впервые установлены винтовые пружины с концентрическими амортизаторами. То, что у других имелось уже давно, для консервативной немецкой компании стало буквальной революцией. А теперь обратим внимание на устанавливаемый силовой агрегат.
Объем четырехцилиндрового оппозитника для VW 411 слегка увеличили, а концепция осталась прежней. Изменилось и соотношение диаметра цилиндра и хода поршня (90×66 мм). Двухсоставной картер выполнили из магниевого сплава.
При этом головка блока изготовлена из более легкого алюминиевого, а разделенный цилиндр с ребрами воздушного охлаждения – из чугуна. Характеристики двигателя почти не отличались от предшественников:
✅ рабочий объем – 1679 куб. см
✅ мощность возросла до 68 л. с (50 кВт) при 4500 об/мин
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ стандартный расход топлива – 10,8 л/100 км
Автомобиль с парой карбюраторов Solex 34 развивал максимальную скорость в 145 км/ч, разгоняясь с места до 100 км/ч за 18,5 секунды. Спереди уже применены дисковые тормоза, правда, их усилитель стал доступен в качестве дополнительной опции только с 1971 года. По сравнению с Type 3 увеличилась на 100 мм колесная база, изменились и другие параметры:
✅ длина – 4525 мм
✅ ширина – 1635 мм
✅ высота – 1485 мм
✅ колесная база – 2500 мм
✅ снаряженная масса – от 1020 кг
Всего через год после старта появилась версия VW 411 E с электронным впрыском бензина Bosch D-Jetronic. Результатом стал прирост мощности до 80 «лошадок». Фары также сменили конфигурацию с прямоугольных под овальной крышкой на пару круглых по бокам. Позже добавлены хромированные полоски, а в 1972 году представлена модернизированная версия VW 412 E.
Она выпускалась всего год с оригинальным двигателем от 411 E, последние изменения произошли в августе 1973-го, что означало возврат к карбюраторам. Новые модели VW 412, в том числе, и в люксовом исполнении получили двигатель большего объема (1795 куб. см), выдававший 75 л. с (85 л. с – в версии S). Но уже явно приближался конец заднемоторных конструкций.
Несмотря на то, что компания судорожно пыталась как-то продвинуть серию 411/412, результат оказался довольно скромным. Они даже стали участниками Международной выставке в Брно 1968 года, надеясь выйти на обширный рынок Восточной Европы. Но «железный занавес» еще оставался довольно крепким.
Производство Type 4 закончилось в мае 1974 года (411 – 1968/71, 412 – 1972/74). За скромный для компании промежуток с 1968 по 1974 годы собрано всего лишь 355 200 автомобилей всех версий. К счастью, незадолго до прекращения выпуска четвертого типа представили новинку – первый Passat. Он не стал преемником, т. к. уже имел передний привод и другие более современные элементы конструкции. Для его выпуска мощности производства перенесли из Вольфсбурга в Зальцгиттер.
В 1968 году Volkswagen 411 (Type 4) стал первым полностью новым легковым автомобилем марки из Вольфсбурга. Хотя четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением все еще урчал сзади, напоминая о тридцатилетней традиции. Дизайнеры и дилеры компании наперебой нахваливали проделанную работу. Именно поэтому в брошюре того периода можно прочитать, что «с такой концепцией шасси Porsche 911 выигрывает гонки».
Строгие черты, без какого-либо шика – Volkswagen 411 Variant. Фото: youtube.com
Однако в автомобильном мире начала 70-х назрела коренная техническая революция. Поэтому любая конструкция, имеющая отсыл к прошлому (тем более, к довоенным 30-м), просто не могла добиться какого-либо серьезного успеха. Конечно, компания мечтала со своей новинкой о серии, исчисляемой миллионами экземпляров (к которой привыкла, начиная с Beetle и заканчивая VW 1500/1600). Но, как говорится, не срослось.
Новый тип с гораздо меньшим тиражом
Самонесущая стальная конструкция Volkswagen 411 стала революционной, так же, как и новое шасси. Но текущие требования заметно поменялись и шумные оппозиты в задней части остались в прошлом. Поэтому и «411-й», и модернизированный «412-й» определенно продавались совсем не так хорошо, как хотелось бы их производителю.
Стартовый год выпуска Volkswagen 411 (1968) показал более чем скромные 23 091 экземпляр. В будущем удалось слегка добавить. Но пик пришелся на 1971-й, когда с заводского конвейера сошло 79 218 автомобилей.
В следующем году произошла модернизация, приведшая к выпуску обновленной версии Volkswagen 412. Но повлиять на повышение спроса производители так и не смогли. Тогда удалось собрать всего лишь 66 217 единиц. Параллельно стала видна и превалирующая роль версий в кузове универсал. Их продажи в два с половиной раза превышали объемы реализации классических седанов.
Большие и необычные фары Volkswagen 411. Фото: youtube.com
Подобная тенденция сохранилась и до конца выпуска этого типа, который случился два года спустя. В завершающий период производства компания смогла «выдать на-гора» всего лишь 28 349 VW 412. Причем статистика получилась следующая:
✅ 2-дверные версии – 2642 шт.
✅ 4-дверные версии – 5342 шт.
✅ универсалы – б. 20 тыс.
Да, ровно полвека назад заводской конвейер покинул последний Volkswagen 412, завершивший историю легковых автомобилей немецкой марки с двигателем воздушного охлаждения, устанавливаемым сзади. Но несмотря на то, что он не смог повторить успех своих предшественников, у этой модели имелся неплохой набор оригинальных решений. И именно они позволили компании сохранить неплохие позиции в будущем. Давайте вместе вспомним о них.
Технические особенности Volkswagen 411
Volkswagen Type 4 получил кузов более сдержанных форм. Первые версии выходили в двухдверном исполнении (Тип 41). Позже появилась модификация, в которой их число выросло до четырех (Тип 42), с обтекаемой задней частью. Она получила уже традиционный доступ к дополнительному багажному отделению, расположенному над оппозитным двигателем. Пока речь не шла об откидной вверх крышке, которая альтернативно появилась только в Passat.
Преимуществом можно считать сохранившееся от прежних моделей багажное отделение сзади с приличным объемом в 170 литров. К тому же имелось еще и большее в носовой части, размером в 400 литров. Если добавить к новому шасси значительно улучшенные ходовые качества, то это была интересная машинка, просторная и практичная. Но сохранялся ряд моментов, сведших все плюсы на нет: сильный шум двигателя и невыразительный дизайн.
Универсал Volkswagen 412 Variant. Фото: youtube.com
Все это заметно отпугивало многих потенциальных клиентов, хотя и имелся значительный шаг вперед по сравнению с предшественником. Спустя четыре года появился Volkswagen 412, перенявший базовую концепцию предыдущего варианта. Так оформился полный отход от платформенной рамы с центральным усилением, имевшейся у «Жука». Также улучшенная версия продемонстрировала ряд других положительных моментов:
✅ самонесущий кузов
✅ современное шасси со стойками МакФерсон спереди
✅ продольные рычаги с наклонной осью поворота сзади
Торсионы, естественно, исчезли, а на Volkswagen впервые установлены винтовые пружины с концентрическими амортизаторами. То, что у других имелось уже давно, для консервативной немецкой компании стало буквальной революцией. А теперь обратим внимание на устанавливаемый силовой агрегат.
Двигатели Volkswagen 411/412
Объем четырехцилиндрового оппозитника для VW 411 слегка увеличили, а концепция осталась прежней. Изменилось и соотношение диаметра цилиндра и хода поршня (90×66 мм). Двухсоставной картер выполнили из магниевого сплава.
Простоватый салон Volkswagen 412. Фото: youtube.com
При этом головка блока изготовлена из более легкого алюминиевого, а разделенный цилиндр с ребрами воздушного охлаждения – из чугуна. Характеристики двигателя почти не отличались от предшественников:
✅ рабочий объем – 1679 куб. см
✅ мощность возросла до 68 л. с (50 кВт) при 4500 об/мин
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ стандартный расход топлива – 10,8 л/100 км
Автомобиль с парой карбюраторов Solex 34 развивал максимальную скорость в 145 км/ч, разгоняясь с места до 100 км/ч за 18,5 секунды. Спереди уже применены дисковые тормоза, правда, их усилитель стал доступен в качестве дополнительной опции только с 1971 года. По сравнению с Type 3 увеличилась на 100 мм колесная база, изменились и другие параметры:
✅ длина – 4525 мм
✅ ширина – 1635 мм
✅ высота – 1485 мм
✅ колесная база – 2500 мм
✅ снаряженная масса – от 1020 кг
Всего через год после старта появилась версия VW 411 E с электронным впрыском бензина Bosch D-Jetronic. Результатом стал прирост мощности до 80 «лошадок». Фары также сменили конфигурацию с прямоугольных под овальной крышкой на пару круглых по бокам. Позже добавлены хромированные полоски, а в 1972 году представлена модернизированная версия VW 412 E.
Она выпускалась всего год с оригинальным двигателем от 411 E, последние изменения произошли в августе 1973-го, что означало возврат к карбюраторам. Новые модели VW 412, в том числе, и в люксовом исполнении получили двигатель большего объема (1795 куб. см), выдававший 75 л. с (85 л. с – в версии S). Но уже явно приближался конец заднемоторных конструкций.
Переход к следующему типу
Несмотря на то, что компания судорожно пыталась как-то продвинуть серию 411/412, результат оказался довольно скромным. Они даже стали участниками Международной выставке в Брно 1968 года, надеясь выйти на обширный рынок Восточной Европы. Но «железный занавес» еще оставался довольно крепким.
Двигатель, расположенный в задней части автомобиля. Фото: youtube.com
Производство Type 4 закончилось в мае 1974 года (411 – 1968/71, 412 – 1972/74). За скромный для компании промежуток с 1968 по 1974 годы собрано всего лишь 355 200 автомобилей всех версий. К счастью, незадолго до прекращения выпуска четвертого типа представили новинку – первый Passat. Он не стал преемником, т. к. уже имел передний привод и другие более современные элементы конструкции. Для его выпуска мощности производства перенесли из Вольфсбурга в Зальцгиттер.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....