Volkswagen 411/412 – последняя заднемоторная модель компании
К концу 60-х немецкий производитель Volkswagen ясно ощущал, что приближается пора перемен. Первый шаг уже был сделан в конструкциях моделей 1500/1600, но предстояло движение дальше. Одним из главных его направлений считался постепенный уход от компоновки «а-ля Жук».
В 1968 году Volkswagen 411 (Type 4) стал первым полностью новым легковым автомобилем марки из Вольфсбурга. Хотя четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением все еще урчал сзади, напоминая о тридцатилетней традиции. Дизайнеры и дилеры компании наперебой нахваливали проделанную работу. Именно поэтому в брошюре того периода можно прочитать, что «с такой концепцией шасси Porsche 911 выигрывает гонки».
Однако в автомобильном мире начала 70-х назрела коренная техническая революция. Поэтому любая конструкция, имеющая отсыл к прошлому (тем более, к довоенным 30-м), просто не могла добиться какого-либо серьезного успеха. Конечно, компания мечтала со своей новинкой о серии, исчисляемой миллионами экземпляров (к которой привыкла, начиная с Beetle и заканчивая VW 1500/1600). Но, как говорится, не срослось.
Самонесущая стальная конструкция Volkswagen 411 стала революционной, так же, как и новое шасси. Но текущие требования заметно поменялись и шумные оппозиты в задней части остались в прошлом. Поэтому и «411-й», и модернизированный «412-й» определенно продавались совсем не так хорошо, как хотелось бы их производителю.
В следующем году произошла модернизация, приведшая к выпуску обновленной версии Volkswagen 412. Но повлиять на повышение спроса производители так и не смогли. Тогда удалось собрать всего лишь 66 217 единиц. Параллельно стала видна и превалирующая роль версий в кузове универсал. Их продажи в два с половиной раза превышали объемы реализации классических седанов.
Подобная тенденция сохранилась и до конца выпуска этого типа, который случился два года спустя. В завершающий период производства компания смогла «выдать на-гора» всего лишь 28 349 VW 412. Причем статистика получилась следующая:
✅ 2-дверные версии – 2642 шт.
✅ 4-дверные версии – 5342 шт.
✅ универсалы – б. 20 тыс.
Да, ровно полвека назад заводской конвейер покинул последний Volkswagen 412, завершивший историю легковых автомобилей немецкой марки с двигателем воздушного охлаждения, устанавливаемым сзади. Но несмотря на то, что он не смог повторить успех своих предшественников, у этой модели имелся неплохой набор оригинальных решений. И именно они позволили компании сохранить неплохие позиции в будущем. Давайте вместе вспомним о них.
Volkswagen Type 4 получил кузов более сдержанных форм. Первые версии выходили в двухдверном исполнении (Тип 41). Позже появилась модификация, в которой их число выросло до четырех (Тип 42), с обтекаемой задней частью. Она получила уже традиционный доступ к дополнительному багажному отделению, расположенному над оппозитным двигателем. Пока речь не шла об откидной вверх крышке, которая альтернативно появилась только в Passat.
Преимуществом можно считать сохранившееся от прежних моделей багажное отделение сзади с приличным объемом в 170 литров. К тому же имелось еще и большее в носовой части, размером в 400 литров. Если добавить к новому шасси значительно улучшенные ходовые качества, то это была интересная машинка, просторная и практичная. Но сохранялся ряд моментов, сведших все плюсы на нет: сильный шум двигателя и невыразительный дизайн.
Все это заметно отпугивало многих потенциальных клиентов, хотя и имелся значительный шаг вперед по сравнению с предшественником. Спустя четыре года появился Volkswagen 412, перенявший базовую концепцию предыдущего варианта. Так оформился полный отход от платформенной рамы с центральным усилением, имевшейся у «Жука». Также улучшенная версия продемонстрировала ряд других положительных моментов:
✅ самонесущий кузов
✅ современное шасси со стойками МакФерсон спереди
✅ продольные рычаги с наклонной осью поворота сзади
Торсионы, естественно, исчезли, а на Volkswagen впервые установлены винтовые пружины с концентрическими амортизаторами. То, что у других имелось уже давно, для консервативной немецкой компании стало буквальной революцией. А теперь обратим внимание на устанавливаемый силовой агрегат.
Объем четырехцилиндрового оппозитника для VW 411 слегка увеличили, а концепция осталась прежней. Изменилось и соотношение диаметра цилиндра и хода поршня (90×66 мм). Двухсоставной картер выполнили из магниевого сплава.
При этом головка блока изготовлена из более легкого алюминиевого, а разделенный цилиндр с ребрами воздушного охлаждения – из чугуна. Характеристики двигателя почти не отличались от предшественников:
✅ рабочий объем – 1679 куб. см
✅ мощность возросла до 68 л. с (50 кВт) при 4500 об/мин
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ стандартный расход топлива – 10,8 л/100 км
Автомобиль с парой карбюраторов Solex 34 развивал максимальную скорость в 145 км/ч, разгоняясь с места до 100 км/ч за 18,5 секунды. Спереди уже применены дисковые тормоза, правда, их усилитель стал доступен в качестве дополнительной опции только с 1971 года. По сравнению с Type 3 увеличилась на 100 мм колесная база, изменились и другие параметры:
✅ длина – 4525 мм
✅ ширина – 1635 мм
✅ высота – 1485 мм
✅ колесная база – 2500 мм
✅ снаряженная масса – от 1020 кг
Всего через год после старта появилась версия VW 411 E с электронным впрыском бензина Bosch D-Jetronic. Результатом стал прирост мощности до 80 «лошадок». Фары также сменили конфигурацию с прямоугольных под овальной крышкой на пару круглых по бокам. Позже добавлены хромированные полоски, а в 1972 году представлена модернизированная версия VW 412 E.
Она выпускалась всего год с оригинальным двигателем от 411 E, последние изменения произошли в августе 1973-го, что означало возврат к карбюраторам. Новые модели VW 412, в том числе, и в люксовом исполнении получили двигатель большего объема (1795 куб. см), выдававший 75 л. с (85 л. с – в версии S). Но уже явно приближался конец заднемоторных конструкций.
Несмотря на то, что компания судорожно пыталась как-то продвинуть серию 411/412, результат оказался довольно скромным. Они даже стали участниками Международной выставке в Брно 1968 года, надеясь выйти на обширный рынок Восточной Европы. Но «железный занавес» еще оставался довольно крепким.
Производство Type 4 закончилось в мае 1974 года (411 – 1968/71, 412 – 1972/74). За скромный для компании промежуток с 1968 по 1974 годы собрано всего лишь 355 200 автомобилей всех версий. К счастью, незадолго до прекращения выпуска четвертого типа представили новинку – первый Passat. Он не стал преемником, т. к. уже имел передний привод и другие более современные элементы конструкции. Для его выпуска мощности производства перенесли из Вольфсбурга в Зальцгиттер.
В 1968 году Volkswagen 411 (Type 4) стал первым полностью новым легковым автомобилем марки из Вольфсбурга. Хотя четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением все еще урчал сзади, напоминая о тридцатилетней традиции. Дизайнеры и дилеры компании наперебой нахваливали проделанную работу. Именно поэтому в брошюре того периода можно прочитать, что «с такой концепцией шасси Porsche 911 выигрывает гонки».
Строгие черты, без какого-либо шика – Volkswagen 411 Variant. Фото: youtube.com
Однако в автомобильном мире начала 70-х назрела коренная техническая революция. Поэтому любая конструкция, имеющая отсыл к прошлому (тем более, к довоенным 30-м), просто не могла добиться какого-либо серьезного успеха. Конечно, компания мечтала со своей новинкой о серии, исчисляемой миллионами экземпляров (к которой привыкла, начиная с Beetle и заканчивая VW 1500/1600). Но, как говорится, не срослось.
Новый тип с гораздо меньшим тиражом
Самонесущая стальная конструкция Volkswagen 411 стала революционной, так же, как и новое шасси. Но текущие требования заметно поменялись и шумные оппозиты в задней части остались в прошлом. Поэтому и «411-й», и модернизированный «412-й» определенно продавались совсем не так хорошо, как хотелось бы их производителю.
Стартовый год выпуска Volkswagen 411 (1968) показал более чем скромные 23 091 экземпляр. В будущем удалось слегка добавить. Но пик пришелся на 1971-й, когда с заводского конвейера сошло 79 218 автомобилей.
В следующем году произошла модернизация, приведшая к выпуску обновленной версии Volkswagen 412. Но повлиять на повышение спроса производители так и не смогли. Тогда удалось собрать всего лишь 66 217 единиц. Параллельно стала видна и превалирующая роль версий в кузове универсал. Их продажи в два с половиной раза превышали объемы реализации классических седанов.
Большие и необычные фары Volkswagen 411. Фото: youtube.com
Подобная тенденция сохранилась и до конца выпуска этого типа, который случился два года спустя. В завершающий период производства компания смогла «выдать на-гора» всего лишь 28 349 VW 412. Причем статистика получилась следующая:
✅ 2-дверные версии – 2642 шт.
✅ 4-дверные версии – 5342 шт.
✅ универсалы – б. 20 тыс.
Да, ровно полвека назад заводской конвейер покинул последний Volkswagen 412, завершивший историю легковых автомобилей немецкой марки с двигателем воздушного охлаждения, устанавливаемым сзади. Но несмотря на то, что он не смог повторить успех своих предшественников, у этой модели имелся неплохой набор оригинальных решений. И именно они позволили компании сохранить неплохие позиции в будущем. Давайте вместе вспомним о них.
Технические особенности Volkswagen 411
Volkswagen Type 4 получил кузов более сдержанных форм. Первые версии выходили в двухдверном исполнении (Тип 41). Позже появилась модификация, в которой их число выросло до четырех (Тип 42), с обтекаемой задней частью. Она получила уже традиционный доступ к дополнительному багажному отделению, расположенному над оппозитным двигателем. Пока речь не шла об откидной вверх крышке, которая альтернативно появилась только в Passat.
Преимуществом можно считать сохранившееся от прежних моделей багажное отделение сзади с приличным объемом в 170 литров. К тому же имелось еще и большее в носовой части, размером в 400 литров. Если добавить к новому шасси значительно улучшенные ходовые качества, то это была интересная машинка, просторная и практичная. Но сохранялся ряд моментов, сведших все плюсы на нет: сильный шум двигателя и невыразительный дизайн.
Универсал Volkswagen 412 Variant. Фото: youtube.com
Все это заметно отпугивало многих потенциальных клиентов, хотя и имелся значительный шаг вперед по сравнению с предшественником. Спустя четыре года появился Volkswagen 412, перенявший базовую концепцию предыдущего варианта. Так оформился полный отход от платформенной рамы с центральным усилением, имевшейся у «Жука». Также улучшенная версия продемонстрировала ряд других положительных моментов:
✅ самонесущий кузов
✅ современное шасси со стойками МакФерсон спереди
✅ продольные рычаги с наклонной осью поворота сзади
Торсионы, естественно, исчезли, а на Volkswagen впервые установлены винтовые пружины с концентрическими амортизаторами. То, что у других имелось уже давно, для консервативной немецкой компании стало буквальной революцией. А теперь обратим внимание на устанавливаемый силовой агрегат.
Двигатели Volkswagen 411/412
Объем четырехцилиндрового оппозитника для VW 411 слегка увеличили, а концепция осталась прежней. Изменилось и соотношение диаметра цилиндра и хода поршня (90×66 мм). Двухсоставной картер выполнили из магниевого сплава.
Простоватый салон Volkswagen 412. Фото: youtube.com
При этом головка блока изготовлена из более легкого алюминиевого, а разделенный цилиндр с ребрами воздушного охлаждения – из чугуна. Характеристики двигателя почти не отличались от предшественников:
✅ рабочий объем – 1679 куб. см
✅ мощность возросла до 68 л. с (50 кВт) при 4500 об/мин
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ стандартный расход топлива – 10,8 л/100 км
Автомобиль с парой карбюраторов Solex 34 развивал максимальную скорость в 145 км/ч, разгоняясь с места до 100 км/ч за 18,5 секунды. Спереди уже применены дисковые тормоза, правда, их усилитель стал доступен в качестве дополнительной опции только с 1971 года. По сравнению с Type 3 увеличилась на 100 мм колесная база, изменились и другие параметры:
✅ длина – 4525 мм
✅ ширина – 1635 мм
✅ высота – 1485 мм
✅ колесная база – 2500 мм
✅ снаряженная масса – от 1020 кг
Всего через год после старта появилась версия VW 411 E с электронным впрыском бензина Bosch D-Jetronic. Результатом стал прирост мощности до 80 «лошадок». Фары также сменили конфигурацию с прямоугольных под овальной крышкой на пару круглых по бокам. Позже добавлены хромированные полоски, а в 1972 году представлена модернизированная версия VW 412 E.
Она выпускалась всего год с оригинальным двигателем от 411 E, последние изменения произошли в августе 1973-го, что означало возврат к карбюраторам. Новые модели VW 412, в том числе, и в люксовом исполнении получили двигатель большего объема (1795 куб. см), выдававший 75 л. с (85 л. с – в версии S). Но уже явно приближался конец заднемоторных конструкций.
Переход к следующему типу
Несмотря на то, что компания судорожно пыталась как-то продвинуть серию 411/412, результат оказался довольно скромным. Они даже стали участниками Международной выставке в Брно 1968 года, надеясь выйти на обширный рынок Восточной Европы. Но «железный занавес» еще оставался довольно крепким.
Двигатель, расположенный в задней части автомобиля. Фото: youtube.com
Производство Type 4 закончилось в мае 1974 года (411 – 1968/71, 412 – 1972/74). За скромный для компании промежуток с 1968 по 1974 годы собрано всего лишь 355 200 автомобилей всех версий. К счастью, незадолго до прекращения выпуска четвертого типа представили новинку – первый Passat. Он не стал преемником, т. к. уже имел передний привод и другие более современные элементы конструкции. Для его выпуска мощности производства перенесли из Вольфсбурга в Зальцгиттер.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новые изменения в правилах обгона – штрафуют вплоть до лишения прав
Автомобиль позволяет серьезно экономить время. Но некоторым и этого мало. Они считают, что им нужно быстрее всех, соответственно нарушают скоростной режим и...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Новое российское судно «Бастион» поступило в эксплуатацию
Это экскурсионно-прогулочный катамаран, построенный на Средне-Невской верфи. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Паровой двигатель своими руками – подойдет, если не будет электричества и бензина
Современный человек не представляет жизнь без электричества. Впрочем, он этого не замечает. А вот когда свет выключается, начинаются проблемы. Делать нечего,...
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Нива» с деталями от Mercedes и BMW – уникальный проект за 5 млн рублей
«Ниву» по праву можно считать одним из самых популярных внедорожников в России. Этот автомобиль существует в разнообразных конфигурациях, но еще больше...
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Land Rover обновил внедорожник Discovery
Изменений немного. Появился новый цвет, доработали оснащение. Есть две версии – с бензиновым турбомотором и легким гибридом....