Volkswagen 411/412 – последняя заднемоторная модель компании
К концу 60-х немецкий производитель Volkswagen ясно ощущал, что приближается пора перемен. Первый шаг уже был сделан в конструкциях моделей 1500/1600, но предстояло движение дальше. Одним из главных его направлений считался постепенный уход от компоновки «а-ля Жук».
В 1968 году Volkswagen 411 (Type 4) стал первым полностью новым легковым автомобилем марки из Вольфсбурга. Хотя четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением все еще урчал сзади, напоминая о тридцатилетней традиции. Дизайнеры и дилеры компании наперебой нахваливали проделанную работу. Именно поэтому в брошюре того периода можно прочитать, что «с такой концепцией шасси Porsche 911 выигрывает гонки».
Однако в автомобильном мире начала 70-х назрела коренная техническая революция. Поэтому любая конструкция, имеющая отсыл к прошлому (тем более, к довоенным 30-м), просто не могла добиться какого-либо серьезного успеха. Конечно, компания мечтала со своей новинкой о серии, исчисляемой миллионами экземпляров (к которой привыкла, начиная с Beetle и заканчивая VW 1500/1600). Но, как говорится, не срослось.
Самонесущая стальная конструкция Volkswagen 411 стала революционной, так же, как и новое шасси. Но текущие требования заметно поменялись и шумные оппозиты в задней части остались в прошлом. Поэтому и «411-й», и модернизированный «412-й» определенно продавались совсем не так хорошо, как хотелось бы их производителю.
В следующем году произошла модернизация, приведшая к выпуску обновленной версии Volkswagen 412. Но повлиять на повышение спроса производители так и не смогли. Тогда удалось собрать всего лишь 66 217 единиц. Параллельно стала видна и превалирующая роль версий в кузове универсал. Их продажи в два с половиной раза превышали объемы реализации классических седанов.
Подобная тенденция сохранилась и до конца выпуска этого типа, который случился два года спустя. В завершающий период производства компания смогла «выдать на-гора» всего лишь 28 349 VW 412. Причем статистика получилась следующая:
✅ 2-дверные версии – 2642 шт.
✅ 4-дверные версии – 5342 шт.
✅ универсалы – б. 20 тыс.
Да, ровно полвека назад заводской конвейер покинул последний Volkswagen 412, завершивший историю легковых автомобилей немецкой марки с двигателем воздушного охлаждения, устанавливаемым сзади. Но несмотря на то, что он не смог повторить успех своих предшественников, у этой модели имелся неплохой набор оригинальных решений. И именно они позволили компании сохранить неплохие позиции в будущем. Давайте вместе вспомним о них.
Volkswagen Type 4 получил кузов более сдержанных форм. Первые версии выходили в двухдверном исполнении (Тип 41). Позже появилась модификация, в которой их число выросло до четырех (Тип 42), с обтекаемой задней частью. Она получила уже традиционный доступ к дополнительному багажному отделению, расположенному над оппозитным двигателем. Пока речь не шла об откидной вверх крышке, которая альтернативно появилась только в Passat.
Преимуществом можно считать сохранившееся от прежних моделей багажное отделение сзади с приличным объемом в 170 литров. К тому же имелось еще и большее в носовой части, размером в 400 литров. Если добавить к новому шасси значительно улучшенные ходовые качества, то это была интересная машинка, просторная и практичная. Но сохранялся ряд моментов, сведших все плюсы на нет: сильный шум двигателя и невыразительный дизайн.
Все это заметно отпугивало многих потенциальных клиентов, хотя и имелся значительный шаг вперед по сравнению с предшественником. Спустя четыре года появился Volkswagen 412, перенявший базовую концепцию предыдущего варианта. Так оформился полный отход от платформенной рамы с центральным усилением, имевшейся у «Жука». Также улучшенная версия продемонстрировала ряд других положительных моментов:
✅ самонесущий кузов
✅ современное шасси со стойками МакФерсон спереди
✅ продольные рычаги с наклонной осью поворота сзади
Торсионы, естественно, исчезли, а на Volkswagen впервые установлены винтовые пружины с концентрическими амортизаторами. То, что у других имелось уже давно, для консервативной немецкой компании стало буквальной революцией. А теперь обратим внимание на устанавливаемый силовой агрегат.
Объем четырехцилиндрового оппозитника для VW 411 слегка увеличили, а концепция осталась прежней. Изменилось и соотношение диаметра цилиндра и хода поршня (90×66 мм). Двухсоставной картер выполнили из магниевого сплава.
При этом головка блока изготовлена из более легкого алюминиевого, а разделенный цилиндр с ребрами воздушного охлаждения – из чугуна. Характеристики двигателя почти не отличались от предшественников:
✅ рабочий объем – 1679 куб. см
✅ мощность возросла до 68 л. с (50 кВт) при 4500 об/мин
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ стандартный расход топлива – 10,8 л/100 км
Автомобиль с парой карбюраторов Solex 34 развивал максимальную скорость в 145 км/ч, разгоняясь с места до 100 км/ч за 18,5 секунды. Спереди уже применены дисковые тормоза, правда, их усилитель стал доступен в качестве дополнительной опции только с 1971 года. По сравнению с Type 3 увеличилась на 100 мм колесная база, изменились и другие параметры:
✅ длина – 4525 мм
✅ ширина – 1635 мм
✅ высота – 1485 мм
✅ колесная база – 2500 мм
✅ снаряженная масса – от 1020 кг
Всего через год после старта появилась версия VW 411 E с электронным впрыском бензина Bosch D-Jetronic. Результатом стал прирост мощности до 80 «лошадок». Фары также сменили конфигурацию с прямоугольных под овальной крышкой на пару круглых по бокам. Позже добавлены хромированные полоски, а в 1972 году представлена модернизированная версия VW 412 E.
Она выпускалась всего год с оригинальным двигателем от 411 E, последние изменения произошли в августе 1973-го, что означало возврат к карбюраторам. Новые модели VW 412, в том числе, и в люксовом исполнении получили двигатель большего объема (1795 куб. см), выдававший 75 л. с (85 л. с – в версии S). Но уже явно приближался конец заднемоторных конструкций.
Несмотря на то, что компания судорожно пыталась как-то продвинуть серию 411/412, результат оказался довольно скромным. Они даже стали участниками Международной выставке в Брно 1968 года, надеясь выйти на обширный рынок Восточной Европы. Но «железный занавес» еще оставался довольно крепким.
Производство Type 4 закончилось в мае 1974 года (411 – 1968/71, 412 – 1972/74). За скромный для компании промежуток с 1968 по 1974 годы собрано всего лишь 355 200 автомобилей всех версий. К счастью, незадолго до прекращения выпуска четвертого типа представили новинку – первый Passat. Он не стал преемником, т. к. уже имел передний привод и другие более современные элементы конструкции. Для его выпуска мощности производства перенесли из Вольфсбурга в Зальцгиттер.
В 1968 году Volkswagen 411 (Type 4) стал первым полностью новым легковым автомобилем марки из Вольфсбурга. Хотя четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением все еще урчал сзади, напоминая о тридцатилетней традиции. Дизайнеры и дилеры компании наперебой нахваливали проделанную работу. Именно поэтому в брошюре того периода можно прочитать, что «с такой концепцией шасси Porsche 911 выигрывает гонки».
Строгие черты, без какого-либо шика – Volkswagen 411 Variant. Фото: youtube.com
Однако в автомобильном мире начала 70-х назрела коренная техническая революция. Поэтому любая конструкция, имеющая отсыл к прошлому (тем более, к довоенным 30-м), просто не могла добиться какого-либо серьезного успеха. Конечно, компания мечтала со своей новинкой о серии, исчисляемой миллионами экземпляров (к которой привыкла, начиная с Beetle и заканчивая VW 1500/1600). Но, как говорится, не срослось.
Новый тип с гораздо меньшим тиражом
Самонесущая стальная конструкция Volkswagen 411 стала революционной, так же, как и новое шасси. Но текущие требования заметно поменялись и шумные оппозиты в задней части остались в прошлом. Поэтому и «411-й», и модернизированный «412-й» определенно продавались совсем не так хорошо, как хотелось бы их производителю.
Стартовый год выпуска Volkswagen 411 (1968) показал более чем скромные 23 091 экземпляр. В будущем удалось слегка добавить. Но пик пришелся на 1971-й, когда с заводского конвейера сошло 79 218 автомобилей.
В следующем году произошла модернизация, приведшая к выпуску обновленной версии Volkswagen 412. Но повлиять на повышение спроса производители так и не смогли. Тогда удалось собрать всего лишь 66 217 единиц. Параллельно стала видна и превалирующая роль версий в кузове универсал. Их продажи в два с половиной раза превышали объемы реализации классических седанов.
Большие и необычные фары Volkswagen 411. Фото: youtube.com
Подобная тенденция сохранилась и до конца выпуска этого типа, который случился два года спустя. В завершающий период производства компания смогла «выдать на-гора» всего лишь 28 349 VW 412. Причем статистика получилась следующая:
✅ 2-дверные версии – 2642 шт.
✅ 4-дверные версии – 5342 шт.
✅ универсалы – б. 20 тыс.
Да, ровно полвека назад заводской конвейер покинул последний Volkswagen 412, завершивший историю легковых автомобилей немецкой марки с двигателем воздушного охлаждения, устанавливаемым сзади. Но несмотря на то, что он не смог повторить успех своих предшественников, у этой модели имелся неплохой набор оригинальных решений. И именно они позволили компании сохранить неплохие позиции в будущем. Давайте вместе вспомним о них.
Технические особенности Volkswagen 411
Volkswagen Type 4 получил кузов более сдержанных форм. Первые версии выходили в двухдверном исполнении (Тип 41). Позже появилась модификация, в которой их число выросло до четырех (Тип 42), с обтекаемой задней частью. Она получила уже традиционный доступ к дополнительному багажному отделению, расположенному над оппозитным двигателем. Пока речь не шла об откидной вверх крышке, которая альтернативно появилась только в Passat.
Преимуществом можно считать сохранившееся от прежних моделей багажное отделение сзади с приличным объемом в 170 литров. К тому же имелось еще и большее в носовой части, размером в 400 литров. Если добавить к новому шасси значительно улучшенные ходовые качества, то это была интересная машинка, просторная и практичная. Но сохранялся ряд моментов, сведших все плюсы на нет: сильный шум двигателя и невыразительный дизайн.
Универсал Volkswagen 412 Variant. Фото: youtube.com
Все это заметно отпугивало многих потенциальных клиентов, хотя и имелся значительный шаг вперед по сравнению с предшественником. Спустя четыре года появился Volkswagen 412, перенявший базовую концепцию предыдущего варианта. Так оформился полный отход от платформенной рамы с центральным усилением, имевшейся у «Жука». Также улучшенная версия продемонстрировала ряд других положительных моментов:
✅ самонесущий кузов
✅ современное шасси со стойками МакФерсон спереди
✅ продольные рычаги с наклонной осью поворота сзади
Торсионы, естественно, исчезли, а на Volkswagen впервые установлены винтовые пружины с концентрическими амортизаторами. То, что у других имелось уже давно, для консервативной немецкой компании стало буквальной революцией. А теперь обратим внимание на устанавливаемый силовой агрегат.
Двигатели Volkswagen 411/412
Объем четырехцилиндрового оппозитника для VW 411 слегка увеличили, а концепция осталась прежней. Изменилось и соотношение диаметра цилиндра и хода поршня (90×66 мм). Двухсоставной картер выполнили из магниевого сплава.
Простоватый салон Volkswagen 412. Фото: youtube.com
При этом головка блока изготовлена из более легкого алюминиевого, а разделенный цилиндр с ребрами воздушного охлаждения – из чугуна. Характеристики двигателя почти не отличались от предшественников:
✅ рабочий объем – 1679 куб. см
✅ мощность возросла до 68 л. с (50 кВт) при 4500 об/мин
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ стандартный расход топлива – 10,8 л/100 км
Автомобиль с парой карбюраторов Solex 34 развивал максимальную скорость в 145 км/ч, разгоняясь с места до 100 км/ч за 18,5 секунды. Спереди уже применены дисковые тормоза, правда, их усилитель стал доступен в качестве дополнительной опции только с 1971 года. По сравнению с Type 3 увеличилась на 100 мм колесная база, изменились и другие параметры:
✅ длина – 4525 мм
✅ ширина – 1635 мм
✅ высота – 1485 мм
✅ колесная база – 2500 мм
✅ снаряженная масса – от 1020 кг
Всего через год после старта появилась версия VW 411 E с электронным впрыском бензина Bosch D-Jetronic. Результатом стал прирост мощности до 80 «лошадок». Фары также сменили конфигурацию с прямоугольных под овальной крышкой на пару круглых по бокам. Позже добавлены хромированные полоски, а в 1972 году представлена модернизированная версия VW 412 E.
Она выпускалась всего год с оригинальным двигателем от 411 E, последние изменения произошли в августе 1973-го, что означало возврат к карбюраторам. Новые модели VW 412, в том числе, и в люксовом исполнении получили двигатель большего объема (1795 куб. см), выдававший 75 л. с (85 л. с – в версии S). Но уже явно приближался конец заднемоторных конструкций.
Переход к следующему типу
Несмотря на то, что компания судорожно пыталась как-то продвинуть серию 411/412, результат оказался довольно скромным. Они даже стали участниками Международной выставке в Брно 1968 года, надеясь выйти на обширный рынок Восточной Европы. Но «железный занавес» еще оставался довольно крепким.
Двигатель, расположенный в задней части автомобиля. Фото: youtube.com
Производство Type 4 закончилось в мае 1974 года (411 – 1968/71, 412 – 1972/74). За скромный для компании промежуток с 1968 по 1974 годы собрано всего лишь 355 200 автомобилей всех версий. К счастью, незадолго до прекращения выпуска четвертого типа представили новинку – первый Passat. Он не стал преемником, т. к. уже имел передний привод и другие более современные элементы конструкции. Для его выпуска мощности производства перенесли из Вольфсбурга в Зальцгиттер.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....