Автобусы Praga RN/RND – популярная городская техника начала 50-х
В 30-е годы прошлого века самыми выносливыми и надежными автомобилями, производимыми в Чехословакии, считались грузовики Praga. Они уступали по внешнему лоску и некоторым параметрам конкурентам из Skoda или Tatra, зато брали своей поразительной долговечностью.
Конечно, подобного бренда уже давно не существует в природе. Но модели компании оставили за собой такой ощутимый след в истории местного автомобилестроения, что вспоминаются с любовью и по сей день. Тем более, что на базе предприятия «Прага Гостиварж» производилась не только грузовая техника, но легковые автомобили, мотоциклы, автобусы и др.
Успешной конструкцией начала 30-х стал грузовик Praga RN, который позже (после установки дизельного двигателя) переименовали в Praga RND. Его конвейерная жизнь только на основных мощностях продлилась более двух с половиной десятилетий. И это, не считая лицензионного производства в Югославии под маркой «Пионер», завершившегося только в 1962 году.
Надежность конструкции привела к тому, что на базе его шасси производился целый ряд различной специальной техники. Это были не только вариации бортовых, крытых грузовиков или самосвалов. Автомобиль стал прародителем нескольких моделей пожарной техники, специально оборудованных лабораторий или кузовных мастерских. Имелись также версии для использования в армейских подразделениях Чехословакии и других стран Варшавского договора.
Но все же основным направлением применения этой техники стали мирные цели. И одним из самых значительных, конечно же, являлось обустройство на грузовом шасси автобусной или пассажирской техники. Они строились на базе как бензиновой версии модели, так и ее дизельного наследника.
Конечно, чтобы из грузовика получилась конструкция пассажирского назначения, пришлось немало потрудиться. Смена сферы использования потребовала внесения целого ряда изменений в базовую конструкцию модели. В это число вошли:
✅ установка топливного бака под рамой за задней осью
✅ цельнометаллическая конструкция кузова
✅ обшивка стен листовым металлом
✅ опалубка потолка, выполненная из профнастила
Сам кузов также облицовали снаружи металлическими пластинами. Изначально планировалось использование пассажирской техники в различных назначениях, в том числе: для городских и междугородних перевозок. Перспективное предназначение конкретного образца накладывало свой отпечаток на компоновку его внутреннего пространства.
Praga RND для коротких маршрутов получили продольные скамейки (для большей общей вместимости салона), а для более длинных – поперечные. Вот как различалось обустройство пассажирской части (в скобках – отличие дальнего следования):
✅ общее количество мест – 40 (34)
✅ места для сидения – 18 (22)
✅ стоячие места – 22 (12)
✅ одна захлопывающаяся дверь в правой передней части
Разумеется, большинство автобусов получили первый вариант оснастки. А вот как выглядели более комфортные версии, вы можете увидеть на фото, сопровождающих этот материал. Конечно, такой салон не идет ни в какое сравнение даже с «Икарусом», но для начала 40-х – вполне неплохо.
Пассажирская версия получила не только шасси, но и силовые агрегаты от базовой модели. Их слегка доработали, в связи со спецификой использования, но основные характеристики остались почти неизменными (в скобках – отличия дизельного варианта):
✅ максимальная скорость – 80 (60) км/ч
✅ расход топлива – 25 (15) л/100 км
✅ рабочий объем – 3,5 (4,5) л
✅ мощность – 52/72 (50/60) л. с
Кроме уже упомянутых перемен, для создания пассажирского варианта понадобились другие элементы и конструктивные особенности. В задней части автобуса предусмотрели место для запасного колеса, доступ к которому осуществлялся снаружи через специальную створку.
Для автомобильного аккумулятора нашлась ниша в шкафу с левой стороны. На крыше рейсовых автобусов имеется багажное отделение, а в задней части – складная лестница. Сегодня такой вариант выглядит немного дико и сохранился только в ряде африканских стран. Около девяти десятилетий назад такая компоновка являлась общепринятой практикой, имевшей свою практическую ценность.
Все элементы комфорта выполнены в соответствии с временем создания – просто, но эффективно. К примеру, салон автобуса оборудован нерегулируемым отоплением с нагревательным элементом на боковой стенке под сиденьем. Обогрев пространства осуществлялся при помощи выхлопных газов. Вентиляция внутреннего простора обеспечивалась одновременно сразу при помощи нескольких способов:
✅ сдвижной передней части крыши
✅ боковых вентиляционных створок
✅ приточной вентиляции над лобовым стеклом
Также опускающиеся стекла в трех боковых форточках (две слева и одна справа) оснащались защитой от дождя. Все окна салона застеклили специальными каленными изделиями. Это обеспечило их большую долговечность и повысило пассивную безопасность пассажиров автобусов. Впоследствии модель вышла на маршруты многих чехословацких городов.
Автобусный общественный транспорт в Остраве был запущен в 1930 году как дополнение к уже существующим трамваям. Он оказался очень кстати для обслуживания тех частей города или прилегающих муниципалитетов, где еще не проложили рельсовых путей. В те скромные годы значительная доля междугородних и экскурсионных перевозок пришлась именно на Praga RND. Хотя имелось и десять конструкций от прямых конкурентов: Tatra 23/4, Skoda 154 и другие, находящихся в ведении Компании Моравских железных дорог.
Автобусы Praga RN/RND с бензиновым или дизельным двигателем, кузова которых выпускались в период с 1933 по 1955 годы, являлись тогда самым распространенным типом в стране. Первый имел шестицилиндровый мотор, а годом позже запущенный вариант Praga RND – четырехцилиндровый дизель. За более чем два десятилетия их производства появилось бесчисленное множество различных вариантов их конструкции:
✅ обычные автобусы
✅ пожарная техника
✅ лаборатория или стоматология на колесах
✅ специальные военные версии и др.
Кузова автобусов Praga RN/RND изготавливались в нескольких вариантах разными производителями, при этом основные их формы оставались одинаковыми для всех модификаций. Бензиновая версия просуществовала до первой половины 50-х, дизельная чуть дольше – до 1955 года.
Первые автобусы этого типа с кузовом «Содомка» компания местных ж/д приобрела в 1944 году в количестве десяти штук. Всего в общественном транспорте Остравы зарегистрировано 17 автобусов Praga. С обновлением парка новыми Skoda 706 RO они постепенно выводились из эксплуатации и продавались другим предприятиям или транспортным компаниям. Последний регистрационный номер Praga RND 29 был списан в 1958 году. Общее количество выпущенных единиц составило около 3400 (2100 – Praga RN и 1600 – Praga RND).
Сегодня один из автобусов этой модели стал экспонатом остравского музея, пройдя тщательную реконструкцию в 2014 году. Дань уважения оказали ветерану и в другом чешском городе – Либерец. Местные энтузиасты приобрели в музее Зубрижской железной дороги оригинальный экземпляр, служивший когда-то в качестве передвижного стоматологического кабинета.
Его ценность заключается в том, что это – единственный сохранившийся двухдверный экземпляр Praga RND. Силами компании Zliner произведен ремонт «старика», который сможет стать достойным украшением любого из городских мероприятий. Также в ноябре прошлого года Praga RND оказался в качестве экспоната пражской выставки CZECHBUS 2023.
Конечно, подобного бренда уже давно не существует в природе. Но модели компании оставили за собой такой ощутимый след в истории местного автомобилестроения, что вспоминаются с любовью и по сей день. Тем более, что на базе предприятия «Прага Гостиварж» производилась не только грузовая техника, но легковые автомобили, мотоциклы, автобусы и др.
Автобус Praga RND изготовлен на базе одноименного грузовика. Фото автора
Успешной конструкцией начала 30-х стал грузовик Praga RN, который позже (после установки дизельного двигателя) переименовали в Praga RND. Его конвейерная жизнь только на основных мощностях продлилась более двух с половиной десятилетий. И это, не считая лицензионного производства в Югославии под маркой «Пионер», завершившегося только в 1962 году.
Многоцелевое шасси
Надежность конструкции привела к тому, что на базе его шасси производился целый ряд различной специальной техники. Это были не только вариации бортовых, крытых грузовиков или самосвалов. Автомобиль стал прародителем нескольких моделей пожарной техники, специально оборудованных лабораторий или кузовных мастерских. Имелись также версии для использования в армейских подразделениях Чехословакии и других стран Варшавского договора.
Но все же основным направлением применения этой техники стали мирные цели. И одним из самых значительных, конечно же, являлось обустройство на грузовом шасси автобусной или пассажирской техники. Они строились на базе как бензиновой версии модели, так и ее дизельного наследника.
В 1933/34 годах на мощностях компании собрали первые единицы автобусов Praga RN/RND. Техника пришлась ко двору и за первое десятилетие производства выпущено около 300 единиц.
Конечно, чтобы из грузовика получилась конструкция пассажирского назначения, пришлось немало потрудиться. Смена сферы использования потребовала внесения целого ряда изменений в базовую конструкцию модели. В это число вошли:
✅ установка топливного бака под рамой за задней осью
✅ цельнометаллическая конструкция кузова
✅ обшивка стен листовым металлом
✅ опалубка потолка, выполненная из профнастила
Сам кузов также облицовали снаружи металлическими пластинами. Изначально планировалось использование пассажирской техники в различных назначениях, в том числе: для городских и междугородних перевозок. Перспективное предназначение конкретного образца накладывало свой отпечаток на компоновку его внутреннего пространства.
Довольно комфортные для довоенного периода сидения. Фото автора
Praga RND для коротких маршрутов получили продольные скамейки (для большей общей вместимости салона), а для более длинных – поперечные. Вот как различалось обустройство пассажирской части (в скобках – отличие дальнего следования):
✅ общее количество мест – 40 (34)
✅ места для сидения – 18 (22)
✅ стоячие места – 22 (12)
✅ одна захлопывающаяся дверь в правой передней части
Разумеется, большинство автобусов получили первый вариант оснастки. А вот как выглядели более комфортные версии, вы можете увидеть на фото, сопровождающих этот материал. Конечно, такой салон не идет ни в какое сравнение даже с «Икарусом», но для начала 40-х – вполне неплохо.
Другие особенности конструкции
Пассажирская версия получила не только шасси, но и силовые агрегаты от базовой модели. Их слегка доработали, в связи со спецификой использования, но основные характеристики остались почти неизменными (в скобках – отличия дизельного варианта):
✅ максимальная скорость – 80 (60) км/ч
✅ расход топлива – 25 (15) л/100 км
✅ рабочий объем – 3,5 (4,5) л
✅ мощность – 52/72 (50/60) л. с
Кроме уже упомянутых перемен, для создания пассажирского варианта понадобились другие элементы и конструктивные особенности. В задней части автобуса предусмотрели место для запасного колеса, доступ к которому осуществлялся снаружи через специальную створку.
Для автомобильного аккумулятора нашлась ниша в шкафу с левой стороны. На крыше рейсовых автобусов имеется багажное отделение, а в задней части – складная лестница. Сегодня такой вариант выглядит немного дико и сохранился только в ряде африканских стран. Около девяти десятилетий назад такая компоновка являлась общепринятой практикой, имевшей свою практическую ценность.
Лестница в задней части ведет к багажному месту на крыше. Фото автора
Все элементы комфорта выполнены в соответствии с временем создания – просто, но эффективно. К примеру, салон автобуса оборудован нерегулируемым отоплением с нагревательным элементом на боковой стенке под сиденьем. Обогрев пространства осуществлялся при помощи выхлопных газов. Вентиляция внутреннего простора обеспечивалась одновременно сразу при помощи нескольких способов:
✅ сдвижной передней части крыши
✅ боковых вентиляционных створок
✅ приточной вентиляции над лобовым стеклом
Также опускающиеся стекла в трех боковых форточках (две слева и одна справа) оснащались защитой от дождя. Все окна салона застеклили специальными каленными изделиями. Это обеспечило их большую долговечность и повысило пассивную безопасность пассажиров автобусов. Впоследствии модель вышла на маршруты многих чехословацких городов.
Использование на городских маршрутах
Автобусный общественный транспорт в Остраве был запущен в 1930 году как дополнение к уже существующим трамваям. Он оказался очень кстати для обслуживания тех частей города или прилегающих муниципалитетов, где еще не проложили рельсовых путей. В те скромные годы значительная доля междугородних и экскурсионных перевозок пришлась именно на Praga RND. Хотя имелось и десять конструкций от прямых конкурентов: Tatra 23/4, Skoda 154 и другие, находящихся в ведении Компании Моравских железных дорог.
Аскетичное рабочее место водителя. Фото автора
Автобусы Praga RN/RND с бензиновым или дизельным двигателем, кузова которых выпускались в период с 1933 по 1955 годы, являлись тогда самым распространенным типом в стране. Первый имел шестицилиндровый мотор, а годом позже запущенный вариант Praga RND – четырехцилиндровый дизель. За более чем два десятилетия их производства появилось бесчисленное множество различных вариантов их конструкции:
✅ обычные автобусы
✅ пожарная техника
✅ лаборатория или стоматология на колесах
✅ специальные военные версии и др.
Кузова автобусов Praga RN/RND изготавливались в нескольких вариантах разными производителями, при этом основные их формы оставались одинаковыми для всех модификаций. Бензиновая версия просуществовала до первой половины 50-х, дизельная чуть дольше – до 1955 года.
Первые автобусы этого типа с кузовом «Содомка» компания местных ж/д приобрела в 1944 году в количестве десяти штук. Всего в общественном транспорте Остравы зарегистрировано 17 автобусов Praga. С обновлением парка новыми Skoda 706 RO они постепенно выводились из эксплуатации и продавались другим предприятиям или транспортным компаниям. Последний регистрационный номер Praga RND 29 был списан в 1958 году. Общее количество выпущенных единиц составило около 3400 (2100 – Praga RN и 1600 – Praga RND).
Компоновка Praga RND похожа на советский КАвЗ. Фото автора
Сегодня один из автобусов этой модели стал экспонатом остравского музея, пройдя тщательную реконструкцию в 2014 году. Дань уважения оказали ветерану и в другом чешском городе – Либерец. Местные энтузиасты приобрели в музее Зубрижской железной дороги оригинальный экземпляр, служивший когда-то в качестве передвижного стоматологического кабинета.
Его ценность заключается в том, что это – единственный сохранившийся двухдверный экземпляр Praga RND. Силами компании Zliner произведен ремонт «старика», который сможет стать достойным украшением любого из городских мероприятий. Также в ноябре прошлого года Praga RND оказался в качестве экспоната пражской выставки CZECHBUS 2023.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...