Его разработал и выпустил Свердловский путевой ремонтно-механический завод. Изначально ворота предприятия покинула модель, предназначенная для служб связи и сигнализации (всего произведено четыре единицы). Однако уже в следующем году завод представил другой вариант служебного транспорта (с 2004-го выпущено свыше 269 единиц техники), необходимого для перевозки бригад к местам ремонта транспортных путей. Также машина может выполнять маневровые работы с ограниченной нагрузкой.
АСГ-30П
Автомотриса оснащена всем необходимым оборудованием. За вагончиком имеется транспортная платформа, на которой размещается гидроманипулятор, поднимающий до 4,5 т груза. При необходимости на его «руку» устанавливается ковш, с помощью которого, например, удобно производить отсыпку откосов. Кстати, щебень перевозится в закрытой платформе, туда же можно положить и шпалы. Внутри специального отсека размещен сварочный аппарат. Также имеется энергетическая установка.
АСГ-30П спешит на работу. Фото: YouTube.com
В движение все это «хозяйство» приводит дизельный агрегат – серийный ЯМЗ-238Д мощностью 243 кВт («восьмерка»). Главная передача производства БелАЗ – гидромеханическая. Снаружи на автосцепке предусмотрены розетки для подключения электроинструментов при выполнении ремонтных работ. Иные технические характеристики автомотрисы АСГ-30П:
✅ длина, ширина, высота – 18,22, 3,1 и 4,106 м
✅ колея – 1,52 м
✅ служебный вес – 45 т
✅ общая грузоподъемность – 8,9 т
✅ скорость – 90 км/ч
✅ минимальный радиус поворота – 80 м
Автомотриса позволяет разместить внутри «салона» до 20 человек, плюс пара мест для локомотивной бригады. В то время, как базовый вариант (АСТ-30) рассчитан на шесть человек. При этом в случае необходимости сидячие места могут быть оперативно переоборудованы в четыре лежачих. Есть и туалет. У автомотрисы две полноценные кабины – впереди и сзади, что удобно при изменении направления движения.
В «одно лицо»
Заводской вариант «скорой помощи» предусматривает наличие двух машинистов. Однако в 2019-м году в Хабаровске автомотриса АСГ-30П стала своеобразным полигоном для проведения эксперимента по управлению техникой одним человеком. Это не так просто: к машинисту и транспорту предъявляются специальные требования: автомотриса должна быть оснащена специальной системой поддержки «БЛОК-М». Человек, управляющий в «одно лицо», обязан иметь высокую квалификацию.
Сегодня внутри устанавливается современное оборудование. Фото: YouTube.com
Для контроля бодрствования на его руку одевается устройство в виде часов – телемеханическая система. При наличии отклонений в медицинских показателях происходит немедленная экстренная остановка автомотрисы. При этом машинист не может перейти на ходу из одной кабины в другую, он должен быть предельно внимательным и сосредоточенным. Эксперимент прошел успешно, что подтверждает удачность конструкции АСГ-30П, которая и поныне широко используется на российской железной дороге.
Манипулятор можно оборудовать ковшом. Фото: YouTube.com
Сегодня Свердловский завод входит в организацию РМП – «Ремпутьмаш», объединяющую несколько подобных предприятий. Такая «кооперация» позволила воспользоваться самыми последними технологиями для совершенствования уже выпущенных и проектирования новых машин класса автомотрис.