Tatra 77 – первое заднемоторное авто с аэродинамическим кузовом
Современные автомобили быстрые, тихие и экономичные еще и потому, что они скользят по воздуху, как нож по маслу. У одноместных болидов Формулы-1 такая прижимная сила, что они смогли бы ездить даже по потолку. А гиперспорткары не взлетают и на скоростях выше 400 км/ч (самолеты на их месте уже давно бы круто набирали высоту).
Как это возможно? Ответ прост: аэродинамика. Но физические законы, лежащие в ее основе, довольно сложны, и мы бы никогда не продвинулись так далеко, если бы не отважные первооткрыватели, жившие многие десятилетия назад. А в самом начале была, конечно же, Tatra из Копрживниц.
Собственно говоря, вся эта авантюра началась с развитием авиации – всем хотелось большей скорости, доступа и дальности. Ключом к достижению этих целей как раз и стала аэродинамика, позволяющая преодолевать силу сопротивления воздуха не только за счет мускулов мощных двигателей, но и за счет хитроумной конструкции. Основное правило – ставить на пути воздуха как можно меньше препятствий, а лучше дать ему свободный путь обтекания вокруг, направлять и тем самым ускорять. Как добиться максимального эффекта и оптимальных расчетов?
Забудьте о сложных математических моделях гидродинамики, потому что девять десятилетий назад еще не было суперкомпьютеров для их расчета. С самого начала все сводилось к экспериментам в примитивных аэродинамических трубах на практике, методом проб и ошибок. Постепенно все дизайнеры начали понимать, что кривые могут работать лучше, чем острые края, поэтому они перестали рисовать «коробки для обуви» и дали шанс обтекаемым формам, вдохновленным каплей воды. В конце концов, если это сработало для дирижаблей, так почему не подойдет для автомобилей?
Именно на заводе Luftschiffbau Zeppelin Пауль Ярай получил свой первый опыт аэродинамического дизайна. И впоследствии помог реализовать его в конструкции Tatra 77, под которой подписан Эрих Юберлакер. Впервые они пересеклись при создании и настройке прототипов компактной Tatra V570. Она хотя и не увидела свет серийного мира, но ее формы пошли в правильном направлении. С ней связана и еще одна занятная история.
Когда знаменитый конструктор Фердинанд Порше занимался в середине 30-х созданием своего KdF Wagen, то сильно вдохновился идеей опытного образца из чешских Копрживниц. Причем до такой степени, что дошел до откровенного плагиата. Сходство с V570 было безошибочным, поэтому Tatra подала иск, выиграть который помешала разразившаяся война. Дело возобновилось в 1965 году, и тогда Volkswagen выплатил чехословацкому предприятию один миллион немецких марок во внесудебном порядке. Но вернемся к нашей модели.
Следующим шагом компании в середине 30-х годов прошлого столетия стала модель 77 – роскошный лимузин элегантных и аэродинамически функциональных форм. Обратите внимание на гладкие поверхности с закругленными краями и минимальными стыками, другие особенности конструкции:
✅ полуутопленную пару фар
✅ утопленные ручки дверей
✅ трехсекционное лобовое стекло
К последнему элементу прибегли потому, что закругленную форму в то время никто не умел делать. Общий ансамбль дополняла изящная задняя часть с типичным плавником для лучшей курсовой устойчивости на высоких скоростях. Конструкция Т77 оказалась поистине революционной, поскольку двигатель, до этого времени всегда находившийся в передней части автомобилей, установили сзади.
Радикальным был не только проект, но и конструкция Ганса Ледвинки и его сына Эриха. Автомобиль имел, как и первый спорный образец, цельностальной полусамонесущий кузов (детали по-прежнему комбинировали, применяя дерево и панели из листового металла). Но основой служила прочная напольная платформа с центральной хребтовой балкой и двигатель (трехлитровый V8), расположенный сзади, непосредственно рядом с ведущим мостом. Так поступили, чтобы не пришлось тащить по всей длине автомобиля коммуникации и выхлопную трубу.
Это не только сэкономило килограммы и площадь в салоне (именно поэтому он был шестиместным), но в то же время шасси смогло остаться совершенно плоским, что оптимизировало поток воздуха под автомобилем. Испытания в аэродинамической трубе, которая до этого использовалась только для дирижаблей и самолетов, показали коэффициент лобового сопротивления 0,36 – то же самое значение, которым два десятилетия спустя мог похвастаться столь почитаемый Citroen DS. К этому стоит добавить фантастическое соотношение параметров:
✅ рабочий объем – 2969 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
✅ максимальная скорость – 145 км/ч
А еще у Tatra 77 нет задних фонарей. Тогда они не являлись обязательными, да никто просто и не верил, что ее может догнать на дороге какой-то другой автомобиль из современников. Наверное, вы уже понимаете, какой она произвела фурор среди публики и журналистов.
Пятиметровый и 1,7-тонный лимузин, благодаря обтекаемости, легко передвигался на высоких скоростях. К тому же, автомобилю потом удавалось их поддерживать долгое время. И это еще не все. Аэродинамика и заднемоторная конструкция сделали машину также очень комфортной и тихой. Вилем Хайнц в «Народном листе» переименовал Tatra 77 в «дорожный самолет», и он ничуть не ошибся. Т77 позже представили на Берлинском автосалоне, где она получила множество поклонников со всего мира.
Несмотря на такие успехи, конструкторы посчитали, что можно пойти еще дальше. Поэтому в 1936 году они построили улучшенный вариант: 77а с усиленным двигателем, который компенсировал увеличение массы за счет удлиненной на метр колесной базы. Вот некоторые его отличительные особенности:
✅ двигатель – 3,4-литровый V8
✅ мощность – 75 л. с
✅ длина, выросшая до 5,4 метра
Хороших результатов достигли во многом за счет лучших ходовых качеств – ведь выросшая масса за задней осью все же ощущалась. И еще, вы легко сможете отличить 77а от предшественника по третьей фаре посередине носовой части. Она выполняла роль отражателя дальнего света, освещающего левую сторону дороги (ведь в те времена в Чехословацкой республике все еще ездили по левой стороне).
Tatra 77a подняла планку максимальной скорости до 150 км/ч, а коэффициент сопротивления воздуха упал до невероятных 0,21. Правда, тестировалась уменьшенная модель, а не финальная машина, так что к полученному значению нужно относиться с определенной долей скептицизма. Все же этот показатель ниже, чем у любого из сегодняшних серийных автомобилей.
За четыре года производства (1934-1938 годы) изготовлено всего 255 единиц этой модели (101 – первого поколения и 154 – версии 77а). Кстати, благодаря ручной сборке, каждая деталь в разных авто немного отличалась и была уникальной. До наших дней дожило всего 25 автомобилей этой эпохальной аэродинамической техники.
Но мы не можем сомневаться в огромном вкладе Tatra 77 во всю автомобильную промышленность. Ведь она стала первым в мире мелкосерийным автомобилем с комплексной аэродинамической проработкой. Наследник в виде модели Т87 (которых выпущено уже более трех тысяч) основывался на знаниях, полученных при строительстве и эксплуатации первого сверхобтекаемого авто. И, последнее, конструкторы извлекли уроки из этих новаторских шагов и перестали воспринимать аэродинамику как какое-то ругательное слово.
Как это возможно? Ответ прост: аэродинамика. Но физические законы, лежащие в ее основе, довольно сложны, и мы бы никогда не продвинулись так далеко, если бы не отважные первооткрыватели, жившие многие десятилетия назад. А в самом начале была, конечно же, Tatra из Копрживниц.
Необычный дизайн автомобиля Tatra 77. Фото: youtube.com
Собственно говоря, вся эта авантюра началась с развитием авиации – всем хотелось большей скорости, доступа и дальности. Ключом к достижению этих целей как раз и стала аэродинамика, позволяющая преодолевать силу сопротивления воздуха не только за счет мускулов мощных двигателей, но и за счет хитроумной конструкции. Основное правило – ставить на пути воздуха как можно меньше препятствий, а лучше дать ему свободный путь обтекания вокруг, направлять и тем самым ускорять. Как добиться максимального эффекта и оптимальных расчетов?
Забудьте о сложных математических моделях гидродинамики, потому что девять десятилетий назад еще не было суперкомпьютеров для их расчета. С самого начала все сводилось к экспериментам в примитивных аэродинамических трубах на практике, методом проб и ошибок. Постепенно все дизайнеры начали понимать, что кривые могут работать лучше, чем острые края, поэтому они перестали рисовать «коробки для обуви» и дали шанс обтекаемым формам, вдохновленным каплей воды. В конце концов, если это сработало для дирижаблей, так почему не подойдет для автомобилей?
Именно на заводе Luftschiffbau Zeppelin Пауль Ярай получил свой первый опыт аэродинамического дизайна. И впоследствии помог реализовать его в конструкции Tatra 77, под которой подписан Эрих Юберлакер. Впервые они пересеклись при создании и настройке прототипов компактной Tatra V570. Она хотя и не увидела свет серийного мира, но ее формы пошли в правильном направлении. С ней связана и еще одна занятная история.
Красивая задняя часть лимузина Tatra 77. Фото: youtube.com
Когда знаменитый конструктор Фердинанд Порше занимался в середине 30-х созданием своего KdF Wagen, то сильно вдохновился идеей опытного образца из чешских Копрживниц. Причем до такой степени, что дошел до откровенного плагиата. Сходство с V570 было безошибочным, поэтому Tatra подала иск, выиграть который помешала разразившаяся война. Дело возобновилось в 1965 году, и тогда Volkswagen выплатил чехословацкому предприятию один миллион немецких марок во внесудебном порядке. Но вернемся к нашей модели.
Появление элегантного аэродинамического лимузина
Следующим шагом компании в середине 30-х годов прошлого столетия стала модель 77 – роскошный лимузин элегантных и аэродинамически функциональных форм. Обратите внимание на гладкие поверхности с закругленными краями и минимальными стыками, другие особенности конструкции:
✅ полуутопленную пару фар
✅ утопленные ручки дверей
✅ трехсекционное лобовое стекло
К последнему элементу прибегли потому, что закругленную форму в то время никто не умел делать. Общий ансамбль дополняла изящная задняя часть с типичным плавником для лучшей курсовой устойчивости на высоких скоростях. Конструкция Т77 оказалась поистине революционной, поскольку двигатель, до этого времени всегда находившийся в передней части автомобилей, установили сзади.
Радикальным был не только проект, но и конструкция Ганса Ледвинки и его сына Эриха. Автомобиль имел, как и первый спорный образец, цельностальной полусамонесущий кузов (детали по-прежнему комбинировали, применяя дерево и панели из листового металла). Но основой служила прочная напольная платформа с центральной хребтовой балкой и двигатель (трехлитровый V8), расположенный сзади, непосредственно рядом с ведущим мостом. Так поступили, чтобы не пришлось тащить по всей длине автомобиля коммуникации и выхлопную трубу.
Для пассажиров, сидящих на заднем ряду, достаточно много места. Фото: youtube.com
Это не только сэкономило килограммы и площадь в салоне (именно поэтому он был шестиместным), но в то же время шасси смогло остаться совершенно плоским, что оптимизировало поток воздуха под автомобилем. Испытания в аэродинамической трубе, которая до этого использовалась только для дирижаблей и самолетов, показали коэффициент лобового сопротивления 0,36 – то же самое значение, которым два десятилетия спустя мог похвастаться столь почитаемый Citroen DS. К этому стоит добавить фантастическое соотношение параметров:
✅ рабочий объем – 2969 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
✅ максимальная скорость – 145 км/ч
А еще у Tatra 77 нет задних фонарей. Тогда они не являлись обязательными, да никто просто и не верил, что ее может догнать на дороге какой-то другой автомобиль из современников. Наверное, вы уже понимаете, какой она произвела фурор среди публики и журналистов.
5 марта 1934 года на Карловарской дороге журналистам впервые представили Tatra 77. Все восхищались ее формой и пребывали в полном восторге от управляемости и устойчивости на дороге. Никто не мог поверить, что с таким слабым двигателем она достигает скорости, близкой к ста пятидесяти.
Пятиметровый и 1,7-тонный лимузин, благодаря обтекаемости, легко передвигался на высоких скоростях. К тому же, автомобилю потом удавалось их поддерживать долгое время. И это еще не все. Аэродинамика и заднемоторная конструкция сделали машину также очень комфортной и тихой. Вилем Хайнц в «Народном листе» переименовал Tatra 77 в «дорожный самолет», и он ничуть не ошибся. Т77 позже представили на Берлинском автосалоне, где она получила множество поклонников со всего мира.
Улучшенная модификация и переход к следующей модели
Несмотря на такие успехи, конструкторы посчитали, что можно пойти еще дальше. Поэтому в 1936 году они построили улучшенный вариант: 77а с усиленным двигателем, который компенсировал увеличение массы за счет удлиненной на метр колесной базы. Вот некоторые его отличительные особенности:
✅ двигатель – 3,4-литровый V8
✅ мощность – 75 л. с
✅ длина, выросшая до 5,4 метра
Хороших результатов достигли во многом за счет лучших ходовых качеств – ведь выросшая масса за задней осью все же ощущалась. И еще, вы легко сможете отличить 77а от предшественника по третьей фаре посередине носовой части. Она выполняла роль отражателя дальнего света, освещающего левую сторону дороги (ведь в те времена в Чехословацкой республике все еще ездили по левой стороне).
Салон Tatra 77 выполнен из дорогих материалов. Фото: youtube.com
Tatra 77a подняла планку максимальной скорости до 150 км/ч, а коэффициент сопротивления воздуха упал до невероятных 0,21. Правда, тестировалась уменьшенная модель, а не финальная машина, так что к полученному значению нужно относиться с определенной долей скептицизма. Все же этот показатель ниже, чем у любого из сегодняшних серийных автомобилей.
За четыре года производства (1934-1938 годы) изготовлено всего 255 единиц этой модели (101 – первого поколения и 154 – версии 77а). Кстати, благодаря ручной сборке, каждая деталь в разных авто немного отличалась и была уникальной. До наших дней дожило всего 25 автомобилей этой эпохальной аэродинамической техники.
Мощный V8 под капотом Tatra 77. Фото: youtube.com
Но мы не можем сомневаться в огромном вкладе Tatra 77 во всю автомобильную промышленность. Ведь она стала первым в мире мелкосерийным автомобилем с комплексной аэродинамической проработкой. Наследник в виде модели Т87 (которых выпущено уже более трех тысяч) основывался на знаниях, полученных при строительстве и эксплуатации первого сверхобтекаемого авто. И, последнее, конструкторы извлекли уроки из этих новаторских шагов и перестали воспринимать аэродинамику как какое-то ругательное слово.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...