Tatra 77 – первое заднемоторное авто с аэродинамическим кузовом
1 266

Tatra 77 – первое заднемоторное авто с аэродинамическим кузовом

Современные автомобили быстрые, тихие и экономичные еще и потому, что они скользят по воздуху, как нож по маслу. У одноместных болидов Формулы-1 такая прижимная сила, что они смогли бы ездить даже по потолку. А гиперспорткары не взлетают и на скоростях выше 400 км/ч (самолеты на их месте уже давно бы круто набирали высоту).


Как это возможно? Ответ прост: аэродинамика. Но физические законы, лежащие в ее основе, довольно сложны, и мы бы никогда не продвинулись так далеко, если бы не отважные первооткрыватели, жившие многие десятилетия назад. А в самом начале была, конечно же, Tatra из Копрживниц.

Tatra 77 – первое заднемоторное авто с аэродинамическим кузовомНеобычный дизайн автомобиля Tatra 77. Фото: youtube.com

Собственно говоря, вся эта авантюра началась с развитием авиации – всем хотелось большей скорости, доступа и дальности. Ключом к достижению этих целей как раз и стала аэродинамика, позволяющая преодолевать силу сопротивления воздуха не только за счет мускулов мощных двигателей, но и за счет хитроумной конструкции. Основное правило – ставить на пути воздуха как можно меньше препятствий, а лучше дать ему свободный путь обтекания вокруг, направлять и тем самым ускорять. Как добиться максимального эффекта и оптимальных расчетов?

Забудьте о сложных математических моделях гидродинамики, потому что девять десятилетий назад еще не было суперкомпьютеров для их расчета. С самого начала все сводилось к экспериментам в примитивных аэродинамических трубах на практике, методом проб и ошибок. Постепенно все дизайнеры начали понимать, что кривые могут работать лучше, чем острые края, поэтому они перестали рисовать «коробки для обуви» и дали шанс обтекаемым формам, вдохновленным каплей воды. В конце концов, если это сработало для дирижаблей, так почему не подойдет для автомобилей?

Именно на заводе Luftschiffbau Zeppelin Пауль Ярай получил свой первый опыт аэродинамического дизайна. И впоследствии помог реализовать его в конструкции Tatra 77, под которой подписан Эрих Юберлакер. Впервые они пересеклись при создании и настройке прототипов компактной Tatra V570. Она хотя и не увидела свет серийного мира, но ее формы пошли в правильном направлении. С ней связана и еще одна занятная история.

Красивая задняя часть лимузина Tatra 77. Фото: youtube.com

Когда знаменитый конструктор Фердинанд Порше занимался в середине 30-х созданием своего KdF Wagen, то сильно вдохновился идеей опытного образца из чешских Копрживниц. Причем до такой степени, что дошел до откровенного плагиата. Сходство с V570 было безошибочным, поэтому Tatra подала иск, выиграть который помешала разразившаяся война. Дело возобновилось в 1965 году, и тогда Volkswagen выплатил чехословацкому предприятию один миллион немецких марок во внесудебном порядке. Но вернемся к нашей модели.

Появление элегантного аэродинамического лимузина


Следующим шагом компании в середине 30-х годов прошлого столетия стала модель 77 – роскошный лимузин элегантных и аэродинамически функциональных форм. Обратите внимание на гладкие поверхности с закругленными краями и минимальными стыками, другие особенности конструкции:

✅ полуутопленную пару фар
✅ утопленные ручки дверей
✅ трехсекционное лобовое стекло

К последнему элементу прибегли потому, что закругленную форму в то время никто не умел делать. Общий ансамбль дополняла изящная задняя часть с типичным плавником для лучшей курсовой устойчивости на высоких скоростях. Конструкция Т77 оказалась поистине революционной, поскольку двигатель, до этого времени всегда находившийся в передней части автомобилей, установили сзади.

Радикальным был не только проект, но и конструкция Ганса Ледвинки и его сына Эриха. Автомобиль имел, как и первый спорный образец, цельностальной полусамонесущий кузов (детали по-прежнему комбинировали, применяя дерево и панели из листового металла). Но основой служила прочная напольная платформа с центральной хребтовой балкой и двигатель (трехлитровый V8), расположенный сзади, непосредственно рядом с ведущим мостом. Так поступили, чтобы не пришлось тащить по всей длине автомобиля коммуникации и выхлопную трубу.

Для пассажиров, сидящих на заднем ряду, достаточно много места. Фото: youtube.com

Это не только сэкономило килограммы и площадь в салоне (именно поэтому он был шестиместным), но в то же время шасси смогло остаться совершенно плоским, что оптимизировало поток воздуха под автомобилем. Испытания в аэродинамической трубе, которая до этого использовалась только для дирижаблей и самолетов, показали коэффициент лобового сопротивления 0,36 – то же самое значение, которым два десятилетия спустя мог похвастаться столь почитаемый Citroen DS. К этому стоит добавить фантастическое соотношение параметров:

✅ рабочий объем – 2969 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
✅ максимальная скорость – 145 км/ч

А еще у Tatra 77 нет задних фонарей. Тогда они не являлись обязательными, да никто просто и не верил, что ее может догнать на дороге какой-то другой автомобиль из современников. Наверное, вы уже понимаете, какой она произвела фурор среди публики и журналистов.

5 марта 1934 года на Карловарской дороге журналистам впервые представили Tatra 77. Все восхищались ее формой и пребывали в полном восторге от управляемости и устойчивости на дороге. Никто не мог поверить, что с таким слабым двигателем она достигает скорости, близкой к ста пятидесяти.


Пятиметровый и 1,7-тонный лимузин, благодаря обтекаемости, легко передвигался на высоких скоростях. К тому же, автомобилю потом удавалось их поддерживать долгое время. И это еще не все. Аэродинамика и заднемоторная конструкция сделали машину также очень комфортной и тихой. Вилем Хайнц в «Народном листе» переименовал Tatra 77 в «дорожный самолет», и он ничуть не ошибся. Т77 позже представили на Берлинском автосалоне, где она получила множество поклонников со всего мира.

Улучшенная модификация и переход к следующей модели


Несмотря на такие успехи, конструкторы посчитали, что можно пойти еще дальше. Поэтому в 1936 году они построили улучшенный вариант: 77а с усиленным двигателем, который компенсировал увеличение массы за счет удлиненной на метр колесной базы. Вот некоторые его отличительные особенности:

✅ двигатель – 3,4-литровый V8
✅ мощность – 75 л. с
✅ длина, выросшая до 5,4 метра

Хороших результатов достигли во многом за счет лучших ходовых качеств – ведь выросшая масса за задней осью все же ощущалась. И еще, вы легко сможете отличить 77а от предшественника по третьей фаре посередине носовой части. Она выполняла роль отражателя дальнего света, освещающего левую сторону дороги (ведь в те времена в Чехословацкой республике все еще ездили по левой стороне).

Салон Tatra 77 выполнен из дорогих материалов. Фото: youtube.com

Tatra 77a подняла планку максимальной скорости до 150 км/ч, а коэффициент сопротивления воздуха упал до невероятных 0,21. Правда, тестировалась уменьшенная модель, а не финальная машина, так что к полученному значению нужно относиться с определенной долей скептицизма. Все же этот показатель ниже, чем у любого из сегодняшних серийных автомобилей.

За четыре года производства (1934-1938 годы) изготовлено всего 255 единиц этой модели (101 – первого поколения и 154 – версии 77а). Кстати, благодаря ручной сборке, каждая деталь в разных авто немного отличалась и была уникальной. До наших дней дожило всего 25 автомобилей этой эпохальной аэродинамической техники.

Мощный V8 под капотом Tatra 77. Фото: youtube.com

Но мы не можем сомневаться в огромном вкладе Tatra 77 во всю автомобильную промышленность. Ведь она стала первым в мире мелкосерийным автомобилем с комплексной аэродинамической проработкой. Наследник в виде модели Т87 (которых выпущено уже более трех тысяч) основывался на знаниях, полученных при строительстве и эксплуатации первого сверхобтекаемого авто. И, последнее, конструкторы извлекли уроки из этих новаторских шагов и перестали воспринимать аэродинамику как какое-то ругательное слово.
Как вы оцениваете показатели Tatra 77?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....