Bell 222 – первый американский вертолет с двухтурбовальным двигателем
Начало его истории уходит вглубь на пять с половиной десятилетий. Именно в конце 1960-х годов компания Bell приступила к проектированию нового легкого двухмоторного вертолета. Его планировалось сделать универсальным, с прицелом на многоцелевое использование.
По сравнению с предыдущими моделями, новинку постарались оснастить рядом расширенных функций. К основным из них относились сдвоенные гидравлическая и электрическая системы, убирающееся шасси, расположенное в спонсонах. Также он получил систему снижения вибрации Noda Matic, первоначально разработанную для вертолета Bell 214ST.
На подготовку и внедрение замыслов в жизнь понадобилось несколько лет. Модель этой машины впервые представили профессиональной публике в январе 1974 года на конгрессе, посвященном летательным аппаратам с вращающимися опорными поверхностями.
Исторические данные гласят, что первым представлением на суд специалистов оказалось 26-е ежегодное собрание Вертолетной ассоциации Америки (HAA). Оно проходило с 13 по 16 декабря 1974 года в городе Сан-Диего, штат Калифорния.
Компания открыла поставки вертолетов 16 января 1980 года. Менее чем через 18 недель, а точнее 22 мая, этот тип был допущен к полетам по приборам (IFR). После этого двухмоторный многоцелевой легкий вертолет производства Bell Helicopter Textron стал полноправным участником воздушного пространства.
Это первый коммерческий двухтурбоваловый двигатель, разработанный в США. Будущее модели оказалось не только богатым на события, но и прославило ее. В 1985 году вертолет использовался как образец для изучения прототипа D-292 для армии США.
Однако наибольшую мировую известность «двести двадцать второй» приобрел благодаря сериалу о секретном военном высокотехнологичном вертолете с вымышленными модификациями, которому предшествовал одноименный фильм-открытие «Воздушный волк». В 2000 году он также появился в роли личного вертолета сенатора Роберта Келли в ставшем культовым фильме «Люди Икс».
Вертолет Bell 222 оснащен двумя турбовальными двигателями Lycoming LTS-101-650C-3 мощностью 462 кВт. В 1982 году компания провела силовую модернизацию машин, установив на них более мощные двигатели LTS -101-750С мощностью 507 кВт и лопасти несущего винта большего диаметра. Она переименовала модифицированный вертолет в Bell 222B.
Роскошная версия с улучшенными системами и люксовым салоном маркировалась как Bell 222B Executive. А из-за отсутствия в то время убирающегося шасси, в 1983 году создан вариант Bell 222UT с лыжами. Эта модель допускала установку в спонсонах ходовой части вспомогательных баков большего размера.
В девяностые годы на некоторых моделях «222» один из первоначальных двигателей заменили на Rolls-Royce 250-C30G/2, что частично улучшило характеристики (избавились от риска внезапного выхода двигателя из строя). Модифицированные таким образом машины переименовали в «222SP». В течение первого десятилетия производства компания представила целый ряд вариаций вертолета:
✅ Bell 222 – базовый
✅ Bell 222В – с более мощной силовой установкой
✅ Bell 222B Executive – люксовая версия
✅ Bell 222UT – оборудованный лыжами
✅ Bell 222SP – с двигателем Rolls-Royce 250
Поймав кураж, американцы не остановились на достигнутом, продолжая развивать линейку модели. В 1991 году компания представила модернизированный Type 230 с новыми двигателями Rolls-Royce 250 (привод Allison 250-C30G/2). Он получил следующие отличия:
✅ иной силовой агрегат
✅ небольшие изменения в конструкции
✅ опциональную ходовую часть
По внешнему виду версии «222» и «230» отличались, в основном, расположением выхлопных патрубков. У первой упомянутой модели они находились в задней части роторов, а у обновленной версии были направлены вверх.
Прототип впервые поднялся в воздух 12 августа 1991 года и получил сертификат Transport Canada Civil Aviation (TCCA) в марте следующего. Серийное производство стартовало в ноябре 1992 года. Тогда выпустили 38 единиц в различных модификациях, включая летающий санитарный самолет (Bell 230 EMS). Производство закончилось в августе 1995 года, когда модель заменили более длинным и мощным Bell 430.
Параллельно с разработкой «230-го» компания Bell Helicopter Textron также трудилась над новинкой Bell 430 с четырехлопастным несущим винтом. В феврале 1992 года работы по этому проекту начаты официально, причем для первых двух прототипов использовались модифицированные версии Bell 230.
Первая из упомянутых машин впервые взлетела 25 июня 1994 года, а вторая с полностью новой авионикой – 19 декабря того же года. Канадский сертификат получен 23 февраля 1996 года, а через пять месяцев компания начала отправку первых машин. Всего до мая 2008-го произведено и поставлено 136 единиц этой версии.
Но вернемся немного к экранной славе вертолета. Дизайн этого супергеликоптера разработал известный художник-график Эндрю Проберт. Однако внешний вид машины – не единственное, что он создал для всей серии. Он также является автором других элементов:
✅ обеих версий центра управления электронными данными
✅ знаковой эмблемы проекта
✅ комплекта костюмов пилотов
✅ других предметов интерьера
Упомянутые части вертолета впервые были испытаны на нелетной модели, для постройки которой использовался самый первый Bell 222 (заводской номер 47 001). Формы изготовили таким образом, чтобы соответствовать спецификациям Федерального управления гражданской авиации еще до того, как их установили на пригодную к использованию машину.
Первый полет на этом модифицированном вертолете совершил заводской пилот Дэвид Джонс. Бутафорское вооружение имитировало стрельбу с использованием свечей зажигания и топлива. В фильме, а затем и в сериале, размещение этого оружия обычно показывалось крупным планом. Эту сцену создали без вертолетной съемки, с использованием специальных стендов.
Само название проекта Airwolf связано с его кинематографической способностью летать в режиме «турбоускорения», когда он издает звук, напоминающий волчий вой. А также с его типичным лакокрасочным покрытием, состоящим из жемчужно-серого цвета на брюшной стороне, называемом Phantom Grey Metallic.
Один из последних вариантов оригинального типа 222 (серийный номер 47 085), иногда неофициально называемый Bell 222A, был модифицирован для кино. После съемок сериала все накладные части демонтировали, машину перекрасили и продали немецкой чартерной компании Hubschrauber-Sonder-Dienst. Там ей в июне 1987 года был присвоен новый регистрационный номер D-HHSD.
Днем в субботу, 6 июня 1992 года произошел вылет на спасательном вертолете с сильно обгоревшей маленькой девочкой из Берлина в университетскую больницу в Кельне. Однако на обратном пути экипаж из трех человек столкнулся с внезапным ухудшением погоды. Сильный шторм и густой туман заставили пилота пролетать над лесистыми склонами только с помощью приборов, при видимости менее 30 метров. К сожалению, все завершилось авиакатастрофой.
В августе 2006 года открылся музей авиации города Севьервилл, главной достопримечательностью которого должна была стать точная копия вертолета Airwolf в натуральную величину. Его создал Стивен Стулл из нелетающей машины Bell 222 и оригинальных деталей, использованных в сериале. Он также являлся автором полного спектра функциональных киношлемов, время от времени появляющихся в продаже на сайте компании.
В постоянную экспозицию макет поместили в 2007 году. Увы, последующие восемь лет не принесли ожидаемого интереса посетителей. И руководство приняло решение продать его через интернет-аукцион. Лот был приобретен частным коллекционером, который модифицировал аппарат (вероятно, до летного состояния). Сейчас он стоит на вертолетной площадке знаменитого особняка миллиардера в одном из самых престижных районов Лос-Анджелеса Бель-Эйр.
По сравнению с предыдущими моделями, новинку постарались оснастить рядом расширенных функций. К основным из них относились сдвоенные гидравлическая и электрическая системы, убирающееся шасси, расположенное в спонсонах. Также он получил систему снижения вибрации Noda Matic, первоначально разработанную для вертолета Bell 214ST.
Основной двигатель с лопастями Bell 222. Фото: youtube.com
На подготовку и внедрение замыслов в жизнь понадобилось несколько лет. Модель этой машины впервые представили профессиональной публике в январе 1974 года на конгрессе, посвященном летательным аппаратам с вращающимися опорными поверхностями.
Двухмоторный многоцелевой вертолет
Исторические данные гласят, что первым представлением на суд специалистов оказалось 26-е ежегодное собрание Вертолетной ассоциации Америки (HAA). Оно проходило с 13 по 16 декабря 1974 года в городе Сан-Диего, штат Калифорния.
Производство Bell 222 началось в 1975 году, а первый взлет этого вертолета с его вечной аэродинамической формой состоялся 13 августа 1976 года. Через три дня он был сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации (ФАУ). Официальный допуск к полетам по VFR подготовили в декабре того же года.
Компания открыла поставки вертолетов 16 января 1980 года. Менее чем через 18 недель, а точнее 22 мая, этот тип был допущен к полетам по приборам (IFR). После этого двухмоторный многоцелевой легкий вертолет производства Bell Helicopter Textron стал полноправным участником воздушного пространства.
Это первый коммерческий двухтурбоваловый двигатель, разработанный в США. Будущее модели оказалось не только богатым на события, но и прославило ее. В 1985 году вертолет использовался как образец для изучения прототипа D-292 для армии США.
Однако наибольшую мировую известность «двести двадцать второй» приобрел благодаря сериалу о секретном военном высокотехнологичном вертолете с вымышленными модификациями, которому предшествовал одноименный фильм-открытие «Воздушный волк». В 2000 году он также появился в роли личного вертолета сенатора Роберта Келли в ставшем культовым фильме «Люди Икс».
Техническая сторона летательного аппарата и модификации
Вертолет Bell 222 оснащен двумя турбовальными двигателями Lycoming LTS-101-650C-3 мощностью 462 кВт. В 1982 году компания провела силовую модернизацию машин, установив на них более мощные двигатели LTS -101-750С мощностью 507 кВт и лопасти несущего винта большего диаметра. Она переименовала модифицированный вертолет в Bell 222B.
Задний вспомогательный двигатель вертолета. Фото: youtube.com
Роскошная версия с улучшенными системами и люксовым салоном маркировалась как Bell 222B Executive. А из-за отсутствия в то время убирающегося шасси, в 1983 году создан вариант Bell 222UT с лыжами. Эта модель допускала установку в спонсонах ходовой части вспомогательных баков большего размера.
В девяностые годы на некоторых моделях «222» один из первоначальных двигателей заменили на Rolls-Royce 250-C30G/2, что частично улучшило характеристики (избавились от риска внезапного выхода двигателя из строя). Модифицированные таким образом машины переименовали в «222SP». В течение первого десятилетия производства компания представила целый ряд вариаций вертолета:
✅ Bell 222 – базовый
✅ Bell 222В – с более мощной силовой установкой
✅ Bell 222B Executive – люксовая версия
✅ Bell 222UT – оборудованный лыжами
✅ Bell 222SP – с двигателем Rolls-Royce 250
Поймав кураж, американцы не остановились на достигнутом, продолжая развивать линейку модели. В 1991 году компания представила модернизированный Type 230 с новыми двигателями Rolls-Royce 250 (привод Allison 250-C30G/2). Он получил следующие отличия:
✅ иной силовой агрегат
✅ небольшие изменения в конструкции
✅ опциональную ходовую часть
По внешнему виду версии «222» и «230» отличались, в основном, расположением выхлопных патрубков. У первой упомянутой модели они находились в задней части роторов, а у обновленной версии были направлены вверх.
Прототип впервые поднялся в воздух 12 августа 1991 года и получил сертификат Transport Canada Civil Aviation (TCCA) в марте следующего. Серийное производство стартовало в ноябре 1992 года. Тогда выпустили 38 единиц в различных модификациях, включая летающий санитарный самолет (Bell 230 EMS). Производство закончилось в августе 1995 года, когда модель заменили более длинным и мощным Bell 430.
Параллельно с разработкой «230-го» компания Bell Helicopter Textron также трудилась над новинкой Bell 430 с четырехлопастным несущим винтом. В феврале 1992 года работы по этому проекту начаты официально, причем для первых двух прототипов использовались модифицированные версии Bell 230.
Мощности достаточно чтобы легко оторваться от земли и улететь. Фото: youtube.com
Первая из упомянутых машин впервые взлетела 25 июня 1994 года, а вторая с полностью новой авионикой – 19 декабря того же года. Канадский сертификат получен 23 февраля 1996 года, а через пять месяцев компания начала отправку первых машин. Всего до мая 2008-го произведено и поставлено 136 единиц этой версии.
Легенда по имени Воздушный волк
Но вернемся немного к экранной славе вертолета. Дизайн этого супергеликоптера разработал известный художник-график Эндрю Проберт. Однако внешний вид машины – не единственное, что он создал для всей серии. Он также является автором других элементов:
✅ обеих версий центра управления электронными данными
✅ знаковой эмблемы проекта
✅ комплекта костюмов пилотов
✅ других предметов интерьера
Упомянутые части вертолета впервые были испытаны на нелетной модели, для постройки которой использовался самый первый Bell 222 (заводской номер 47 001). Формы изготовили таким образом, чтобы соответствовать спецификациям Федерального управления гражданской авиации еще до того, как их установили на пригодную к использованию машину.
Первый полет на этом модифицированном вертолете совершил заводской пилот Дэвид Джонс. Бутафорское вооружение имитировало стрельбу с использованием свечей зажигания и топлива. В фильме, а затем и в сериале, размещение этого оружия обычно показывалось крупным планом. Эту сцену создали без вертолетной съемки, с использованием специальных стендов.
Само название проекта Airwolf связано с его кинематографической способностью летать в режиме «турбоускорения», когда он издает звук, напоминающий волчий вой. А также с его типичным лакокрасочным покрытием, состоящим из жемчужно-серого цвета на брюшной стороне, называемом Phantom Grey Metallic.
Печальная судьба киномашины и попытки восстановления
Один из последних вариантов оригинального типа 222 (серийный номер 47 085), иногда неофициально называемый Bell 222A, был модифицирован для кино. После съемок сериала все накладные части демонтировали, машину перекрасили и продали немецкой чартерной компании Hubschrauber-Sonder-Dienst. Там ей в июне 1987 года был присвоен новый регистрационный номер D-HHSD.
В свободном полете. Фото: youtube.com
Днем в субботу, 6 июня 1992 года произошел вылет на спасательном вертолете с сильно обгоревшей маленькой девочкой из Берлина в университетскую больницу в Кельне. Однако на обратном пути экипаж из трех человек столкнулся с внезапным ухудшением погоды. Сильный шторм и густой туман заставили пилота пролетать над лесистыми склонами только с помощью приборов, при видимости менее 30 метров. К сожалению, все завершилось авиакатастрофой.
В августе 2006 года открылся музей авиации города Севьервилл, главной достопримечательностью которого должна была стать точная копия вертолета Airwolf в натуральную величину. Его создал Стивен Стулл из нелетающей машины Bell 222 и оригинальных деталей, использованных в сериале. Он также являлся автором полного спектра функциональных киношлемов, время от времени появляющихся в продаже на сайте компании.
Красивый дизайн Bell 222. Фото: youtube.com
В постоянную экспозицию макет поместили в 2007 году. Увы, последующие восемь лет не принесли ожидаемого интереса посетителей. И руководство приняло решение продать его через интернет-аукцион. Лот был приобретен частным коллекционером, который модифицировал аппарат (вероятно, до летного состояния). Сейчас он стоит на вертолетной площадке знаменитого особняка миллиардера в одном из самых престижных районов Лос-Анджелеса Бель-Эйр.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...