Bell 222 – первый американский вертолет с двухтурбовальным двигателем
Начало его истории уходит вглубь на пять с половиной десятилетий. Именно в конце 1960-х годов компания Bell приступила к проектированию нового легкого двухмоторного вертолета. Его планировалось сделать универсальным, с прицелом на многоцелевое использование.
По сравнению с предыдущими моделями, новинку постарались оснастить рядом расширенных функций. К основным из них относились сдвоенные гидравлическая и электрическая системы, убирающееся шасси, расположенное в спонсонах. Также он получил систему снижения вибрации Noda Matic, первоначально разработанную для вертолета Bell 214ST.
На подготовку и внедрение замыслов в жизнь понадобилось несколько лет. Модель этой машины впервые представили профессиональной публике в январе 1974 года на конгрессе, посвященном летательным аппаратам с вращающимися опорными поверхностями.
Исторические данные гласят, что первым представлением на суд специалистов оказалось 26-е ежегодное собрание Вертолетной ассоциации Америки (HAA). Оно проходило с 13 по 16 декабря 1974 года в городе Сан-Диего, штат Калифорния.
Компания открыла поставки вертолетов 16 января 1980 года. Менее чем через 18 недель, а точнее 22 мая, этот тип был допущен к полетам по приборам (IFR). После этого двухмоторный многоцелевой легкий вертолет производства Bell Helicopter Textron стал полноправным участником воздушного пространства.
Это первый коммерческий двухтурбоваловый двигатель, разработанный в США. Будущее модели оказалось не только богатым на события, но и прославило ее. В 1985 году вертолет использовался как образец для изучения прототипа D-292 для армии США.
Однако наибольшую мировую известность «двести двадцать второй» приобрел благодаря сериалу о секретном военном высокотехнологичном вертолете с вымышленными модификациями, которому предшествовал одноименный фильм-открытие «Воздушный волк». В 2000 году он также появился в роли личного вертолета сенатора Роберта Келли в ставшем культовым фильме «Люди Икс».
Вертолет Bell 222 оснащен двумя турбовальными двигателями Lycoming LTS-101-650C-3 мощностью 462 кВт. В 1982 году компания провела силовую модернизацию машин, установив на них более мощные двигатели LTS -101-750С мощностью 507 кВт и лопасти несущего винта большего диаметра. Она переименовала модифицированный вертолет в Bell 222B.
Роскошная версия с улучшенными системами и люксовым салоном маркировалась как Bell 222B Executive. А из-за отсутствия в то время убирающегося шасси, в 1983 году создан вариант Bell 222UT с лыжами. Эта модель допускала установку в спонсонах ходовой части вспомогательных баков большего размера.
В девяностые годы на некоторых моделях «222» один из первоначальных двигателей заменили на Rolls-Royce 250-C30G/2, что частично улучшило характеристики (избавились от риска внезапного выхода двигателя из строя). Модифицированные таким образом машины переименовали в «222SP». В течение первого десятилетия производства компания представила целый ряд вариаций вертолета:
✅ Bell 222 – базовый
✅ Bell 222В – с более мощной силовой установкой
✅ Bell 222B Executive – люксовая версия
✅ Bell 222UT – оборудованный лыжами
✅ Bell 222SP – с двигателем Rolls-Royce 250
Поймав кураж, американцы не остановились на достигнутом, продолжая развивать линейку модели. В 1991 году компания представила модернизированный Type 230 с новыми двигателями Rolls-Royce 250 (привод Allison 250-C30G/2). Он получил следующие отличия:
✅ иной силовой агрегат
✅ небольшие изменения в конструкции
✅ опциональную ходовую часть
По внешнему виду версии «222» и «230» отличались, в основном, расположением выхлопных патрубков. У первой упомянутой модели они находились в задней части роторов, а у обновленной версии были направлены вверх.
Прототип впервые поднялся в воздух 12 августа 1991 года и получил сертификат Transport Canada Civil Aviation (TCCA) в марте следующего. Серийное производство стартовало в ноябре 1992 года. Тогда выпустили 38 единиц в различных модификациях, включая летающий санитарный самолет (Bell 230 EMS). Производство закончилось в августе 1995 года, когда модель заменили более длинным и мощным Bell 430.
Параллельно с разработкой «230-го» компания Bell Helicopter Textron также трудилась над новинкой Bell 430 с четырехлопастным несущим винтом. В феврале 1992 года работы по этому проекту начаты официально, причем для первых двух прототипов использовались модифицированные версии Bell 230.
Первая из упомянутых машин впервые взлетела 25 июня 1994 года, а вторая с полностью новой авионикой – 19 декабря того же года. Канадский сертификат получен 23 февраля 1996 года, а через пять месяцев компания начала отправку первых машин. Всего до мая 2008-го произведено и поставлено 136 единиц этой версии.
Но вернемся немного к экранной славе вертолета. Дизайн этого супергеликоптера разработал известный художник-график Эндрю Проберт. Однако внешний вид машины – не единственное, что он создал для всей серии. Он также является автором других элементов:
✅ обеих версий центра управления электронными данными
✅ знаковой эмблемы проекта
✅ комплекта костюмов пилотов
✅ других предметов интерьера
Упомянутые части вертолета впервые были испытаны на нелетной модели, для постройки которой использовался самый первый Bell 222 (заводской номер 47 001). Формы изготовили таким образом, чтобы соответствовать спецификациям Федерального управления гражданской авиации еще до того, как их установили на пригодную к использованию машину.
Первый полет на этом модифицированном вертолете совершил заводской пилот Дэвид Джонс. Бутафорское вооружение имитировало стрельбу с использованием свечей зажигания и топлива. В фильме, а затем и в сериале, размещение этого оружия обычно показывалось крупным планом. Эту сцену создали без вертолетной съемки, с использованием специальных стендов.
Само название проекта Airwolf связано с его кинематографической способностью летать в режиме «турбоускорения», когда он издает звук, напоминающий волчий вой. А также с его типичным лакокрасочным покрытием, состоящим из жемчужно-серого цвета на брюшной стороне, называемом Phantom Grey Metallic.
Один из последних вариантов оригинального типа 222 (серийный номер 47 085), иногда неофициально называемый Bell 222A, был модифицирован для кино. После съемок сериала все накладные части демонтировали, машину перекрасили и продали немецкой чартерной компании Hubschrauber-Sonder-Dienst. Там ей в июне 1987 года был присвоен новый регистрационный номер D-HHSD.
Днем в субботу, 6 июня 1992 года произошел вылет на спасательном вертолете с сильно обгоревшей маленькой девочкой из Берлина в университетскую больницу в Кельне. Однако на обратном пути экипаж из трех человек столкнулся с внезапным ухудшением погоды. Сильный шторм и густой туман заставили пилота пролетать над лесистыми склонами только с помощью приборов, при видимости менее 30 метров. К сожалению, все завершилось авиакатастрофой.
В августе 2006 года открылся музей авиации города Севьервилл, главной достопримечательностью которого должна была стать точная копия вертолета Airwolf в натуральную величину. Его создал Стивен Стулл из нелетающей машины Bell 222 и оригинальных деталей, использованных в сериале. Он также являлся автором полного спектра функциональных киношлемов, время от времени появляющихся в продаже на сайте компании.
В постоянную экспозицию макет поместили в 2007 году. Увы, последующие восемь лет не принесли ожидаемого интереса посетителей. И руководство приняло решение продать его через интернет-аукцион. Лот был приобретен частным коллекционером, который модифицировал аппарат (вероятно, до летного состояния). Сейчас он стоит на вертолетной площадке знаменитого особняка миллиардера в одном из самых престижных районов Лос-Анджелеса Бель-Эйр.
По сравнению с предыдущими моделями, новинку постарались оснастить рядом расширенных функций. К основным из них относились сдвоенные гидравлическая и электрическая системы, убирающееся шасси, расположенное в спонсонах. Также он получил систему снижения вибрации Noda Matic, первоначально разработанную для вертолета Bell 214ST.
Основной двигатель с лопастями Bell 222. Фото: youtube.com
На подготовку и внедрение замыслов в жизнь понадобилось несколько лет. Модель этой машины впервые представили профессиональной публике в январе 1974 года на конгрессе, посвященном летательным аппаратам с вращающимися опорными поверхностями.
Двухмоторный многоцелевой вертолет
Исторические данные гласят, что первым представлением на суд специалистов оказалось 26-е ежегодное собрание Вертолетной ассоциации Америки (HAA). Оно проходило с 13 по 16 декабря 1974 года в городе Сан-Диего, штат Калифорния.
Производство Bell 222 началось в 1975 году, а первый взлет этого вертолета с его вечной аэродинамической формой состоялся 13 августа 1976 года. Через три дня он был сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации (ФАУ). Официальный допуск к полетам по VFR подготовили в декабре того же года.
Компания открыла поставки вертолетов 16 января 1980 года. Менее чем через 18 недель, а точнее 22 мая, этот тип был допущен к полетам по приборам (IFR). После этого двухмоторный многоцелевой легкий вертолет производства Bell Helicopter Textron стал полноправным участником воздушного пространства.
Это первый коммерческий двухтурбоваловый двигатель, разработанный в США. Будущее модели оказалось не только богатым на события, но и прославило ее. В 1985 году вертолет использовался как образец для изучения прототипа D-292 для армии США.
Однако наибольшую мировую известность «двести двадцать второй» приобрел благодаря сериалу о секретном военном высокотехнологичном вертолете с вымышленными модификациями, которому предшествовал одноименный фильм-открытие «Воздушный волк». В 2000 году он также появился в роли личного вертолета сенатора Роберта Келли в ставшем культовым фильме «Люди Икс».
Техническая сторона летательного аппарата и модификации
Вертолет Bell 222 оснащен двумя турбовальными двигателями Lycoming LTS-101-650C-3 мощностью 462 кВт. В 1982 году компания провела силовую модернизацию машин, установив на них более мощные двигатели LTS -101-750С мощностью 507 кВт и лопасти несущего винта большего диаметра. Она переименовала модифицированный вертолет в Bell 222B.
Задний вспомогательный двигатель вертолета. Фото: youtube.com
Роскошная версия с улучшенными системами и люксовым салоном маркировалась как Bell 222B Executive. А из-за отсутствия в то время убирающегося шасси, в 1983 году создан вариант Bell 222UT с лыжами. Эта модель допускала установку в спонсонах ходовой части вспомогательных баков большего размера.
В девяностые годы на некоторых моделях «222» один из первоначальных двигателей заменили на Rolls-Royce 250-C30G/2, что частично улучшило характеристики (избавились от риска внезапного выхода двигателя из строя). Модифицированные таким образом машины переименовали в «222SP». В течение первого десятилетия производства компания представила целый ряд вариаций вертолета:
✅ Bell 222 – базовый
✅ Bell 222В – с более мощной силовой установкой
✅ Bell 222B Executive – люксовая версия
✅ Bell 222UT – оборудованный лыжами
✅ Bell 222SP – с двигателем Rolls-Royce 250
Поймав кураж, американцы не остановились на достигнутом, продолжая развивать линейку модели. В 1991 году компания представила модернизированный Type 230 с новыми двигателями Rolls-Royce 250 (привод Allison 250-C30G/2). Он получил следующие отличия:
✅ иной силовой агрегат
✅ небольшие изменения в конструкции
✅ опциональную ходовую часть
По внешнему виду версии «222» и «230» отличались, в основном, расположением выхлопных патрубков. У первой упомянутой модели они находились в задней части роторов, а у обновленной версии были направлены вверх.
Прототип впервые поднялся в воздух 12 августа 1991 года и получил сертификат Transport Canada Civil Aviation (TCCA) в марте следующего. Серийное производство стартовало в ноябре 1992 года. Тогда выпустили 38 единиц в различных модификациях, включая летающий санитарный самолет (Bell 230 EMS). Производство закончилось в августе 1995 года, когда модель заменили более длинным и мощным Bell 430.
Параллельно с разработкой «230-го» компания Bell Helicopter Textron также трудилась над новинкой Bell 430 с четырехлопастным несущим винтом. В феврале 1992 года работы по этому проекту начаты официально, причем для первых двух прототипов использовались модифицированные версии Bell 230.
Мощности достаточно чтобы легко оторваться от земли и улететь. Фото: youtube.com
Первая из упомянутых машин впервые взлетела 25 июня 1994 года, а вторая с полностью новой авионикой – 19 декабря того же года. Канадский сертификат получен 23 февраля 1996 года, а через пять месяцев компания начала отправку первых машин. Всего до мая 2008-го произведено и поставлено 136 единиц этой версии.
Легенда по имени Воздушный волк
Но вернемся немного к экранной славе вертолета. Дизайн этого супергеликоптера разработал известный художник-график Эндрю Проберт. Однако внешний вид машины – не единственное, что он создал для всей серии. Он также является автором других элементов:
✅ обеих версий центра управления электронными данными
✅ знаковой эмблемы проекта
✅ комплекта костюмов пилотов
✅ других предметов интерьера
Упомянутые части вертолета впервые были испытаны на нелетной модели, для постройки которой использовался самый первый Bell 222 (заводской номер 47 001). Формы изготовили таким образом, чтобы соответствовать спецификациям Федерального управления гражданской авиации еще до того, как их установили на пригодную к использованию машину.
Первый полет на этом модифицированном вертолете совершил заводской пилот Дэвид Джонс. Бутафорское вооружение имитировало стрельбу с использованием свечей зажигания и топлива. В фильме, а затем и в сериале, размещение этого оружия обычно показывалось крупным планом. Эту сцену создали без вертолетной съемки, с использованием специальных стендов.
Само название проекта Airwolf связано с его кинематографической способностью летать в режиме «турбоускорения», когда он издает звук, напоминающий волчий вой. А также с его типичным лакокрасочным покрытием, состоящим из жемчужно-серого цвета на брюшной стороне, называемом Phantom Grey Metallic.
Печальная судьба киномашины и попытки восстановления
Один из последних вариантов оригинального типа 222 (серийный номер 47 085), иногда неофициально называемый Bell 222A, был модифицирован для кино. После съемок сериала все накладные части демонтировали, машину перекрасили и продали немецкой чартерной компании Hubschrauber-Sonder-Dienst. Там ей в июне 1987 года был присвоен новый регистрационный номер D-HHSD.
В свободном полете. Фото: youtube.com
Днем в субботу, 6 июня 1992 года произошел вылет на спасательном вертолете с сильно обгоревшей маленькой девочкой из Берлина в университетскую больницу в Кельне. Однако на обратном пути экипаж из трех человек столкнулся с внезапным ухудшением погоды. Сильный шторм и густой туман заставили пилота пролетать над лесистыми склонами только с помощью приборов, при видимости менее 30 метров. К сожалению, все завершилось авиакатастрофой.
В августе 2006 года открылся музей авиации города Севьервилл, главной достопримечательностью которого должна была стать точная копия вертолета Airwolf в натуральную величину. Его создал Стивен Стулл из нелетающей машины Bell 222 и оригинальных деталей, использованных в сериале. Он также являлся автором полного спектра функциональных киношлемов, время от времени появляющихся в продаже на сайте компании.
Красивый дизайн Bell 222. Фото: youtube.com
В постоянную экспозицию макет поместили в 2007 году. Увы, последующие восемь лет не принесли ожидаемого интереса посетителей. И руководство приняло решение продать его через интернет-аукцион. Лот был приобретен частным коллекционером, который модифицировал аппарат (вероятно, до летного состояния). Сейчас он стоит на вертолетной площадке знаменитого особняка миллиардера в одном из самых престижных районов Лос-Анджелеса Бель-Эйр.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....