Музей MHD: грузовой трамвай – почти шесть десятилетий в строю
299

Музей MHD: грузовой трамвай – почти шесть десятилетий в строю

Привычные многим в повседневной жизни вещи, со временем, превращаются в стереотипы. Каждый из нас уверен, что мотоцикл – техника на двух (иногда, трех) колесах, троллейбус – автобус с «рогами», а на велосипеде, чтобы ехать, нужно крутить педали.


А если взять, к примеру трамвай, то у него есть две привычные всем особенности. Первая – это его внутригородская природа использования (хотя бывают исключения, о которых мы недавно уже писали). А вторая – это его чисто пассажирское предназначение. Однако, и так тоже бывает не всегда, и из этого правила существуют исключения, о которых мы и расскажем вам сегодня.

Музей MHD: грузовой трамвай – почти шесть десятилетий в строюГрузовой трамвай, созданный в 1917 году. Фото автора

Иногда необходим аппарат для профилактических и других работ на внутригородских трамвайных линиях. Ну, или банальная прокладка новых линий и коммуникаций. Здесь уж никак не обойтись без такой специальной техники. Это прекрасно понимали и в прошлом столетии.

Грузовой внутригородской транспорт в музее MHD


На Bibimot уже имеется ряд статей об экспонатах пражского городского музея транспорта. В нем отражена богатая история этих коммуникаций, затрагивающая сразу три столетия. Ведь первый пражский трамвай появился еще в конце XIX века. А около 120 лет назад чешскую столицу начали заполонять самоходные вагоны на электрической тяге.

Процесс шел успешно, и городская трамвайная сеть динамично развивалась. Но самый заметный скачок произошел чуть более ста лет назад. Если точнее, то ровно 105 лет. Да, 28 октября 1918 года впервые появилась независимая Чехословацкая Республика. Кроме множества юридических и иных свобод, это событие серьезно отразилось на пражской трамвайной сети.

Перекрытие грузовой площадки. Фото автора

Все дело в том, что в бытность Австро-Венгрии, Праге не позволяли расширяться, поглощая близлежащие поселки (чтобы город не затмил столицу империи – Вену). Теперь этому процессу дали «зеленую улицу». Пражские городские границы заметно расширились, что потребовало прокладки новых коммуникаций и трамвайных путей. Именно в этом процессе сыграл свою положительную роль упомянутый выше грузовой транспорт.

Грузовой трамвай (или моторизованная площадка) выпущен в 1917 году. Спецтранспорт появился в пяти экземплярах, ему присвоили серию 2051-2055 (позже переименована в 4051-4055).


Рассматриваемый экземпляр, который вы можете видеть на наших фото, относится к середине серии – № 4053. Производитель техники: Ringhofferovy zаvody a s. (механическая часть – депо Прага-Смихов, Франтишек Кржижик, а электрооборудование – Прага-Карлин).

Так попытались удовлетворить постоянно растущий интерес к внутригородским ж/д перевозкам. Муниципалитет королевского города Праги отправил заказ на технику для этого назначения. Производитель начал ее поставки, практически, на исходе Первой мировой войны. Но к немедленному использованию грузовые трамваи еще не годились. Все дело в том, что тяжелое время привело к острому дефициту меди. Техника была недоукомплектована сразу несколькими элементами конструкции:

✅ контроллерами
✅ балластом
✅ двигателями

Городской компании-заказчику пришлось исхитряться, используя подручные средства. Местные «кулибины» постарались адаптировать и все переделывать, применяя имеющиеся под рукой запчасти и комплектующие. Именно по этой причине грузовая техника введена в эксплуатацию уже во времена Чехословацкой Республики (первый трамвай вышел на городские рельсы в 1918-м, а последний – в 1922 году). В итоге, он получил следующие характеристики:

✅ пассажирская вместимость – до 10 человек
✅ грузоподъемность – 8 тонн
✅ привод – 2 двигателя Kuuery Krizik

Наименование мотора отправляет нас к известному и талантливому чешскому инженеру Франтишеку Кржижику, внесшему огромный вклад в обустройство пражской транспортной системы (сегодня его именем названа одна из местных станций метро). Созданные под его руководством силовые агрегаты имели 6 передач (3 – последовательных и 3 – параллельных) и 4-ступенчатую тормозную систему.

Со временем его оборудовали дополнительными бортами. Фото автора

В те времена этот аппарат за непривычный дизайн получил прозвище «uhelka» («серьга»). Конструкция бортов, включая их закрытие и крепление, была идентична грузовым прицепным вагонам того времени. Часто они использовались для различных повседневных задач:

✅ перевозка угля
✅ транспортировка песка и гравия
✅ обслуживание трамвайных путей

Это подтверждает тот факт, что «uhelky» внесли весомый вклад в развитие пражских трамвайных коммуникаций. С 1926 года поменялось их цифровое обозначение, в начале появилась цифра «4». В 1949 году некоторые из них (в том числе, рассматриваемый экспонат) прошли капитальную реконструкцию. Платформы изменили на полностью закрытый тип, снабдив их цельными дверями. Машина стала использоваться для удаления золы и гари, получив новое прозвище – «пепельница». Поменялись и ее технические характеристики:

✅ 8-ступенчатые контроллеры Skoda
✅ 7-ступенчатый тормоз
✅ более мощные двигатели 2-х 40 л. с

В период с 1961 по 1963 годы отреставрированная техника полностью взяла на себя ввоз угля и вывоз золы. Доработанное оборудование стало более эффективным, а кардинально реконструированная грузовая часть (погрузочная площадка 10 куб. м) позволила увеличить объем однократной перевозки до 10 тонн. В канун своего 50-летия грузовой трамвай, получив усиление несущей части и пантограф, находился в постоянной дневной и ночной эксплуатации. Она продлилась до 1976 года, когда технику полностью вывели из использования.

Как проходила адаптация трамвая к выставке в качестве экспоната музея


Даже человек, после шести десятилетий непростой жизни, получает право выйти на заслуженных отдых. И мало кто из доживших до этой отметки вряд ли смогут похвалиться идеальным здоровьем. Выражение «жизнь изрядно потрепала» вполне можно применять и к железной технике. Тем более, если она подвергалась нещадной эксплуатации, выполняя самую грязную и тяжелую работу.

Имелись грузовые варианты с тендером. Фото автора

Все вышеперечисленное полностью относится к грузовому трамваю. Например, самая первая из моделей использовалась в качестве буксировочного локомотива. Хотя на кузове он нес только вес собственного балласта, дополнительная нагрузка за плечами сделала свое дело.

Ведь на открытых вагонах перевозили ж/д рельсы. Часто это делалось в ночное время, чтобы днем не создавать помех городскому пассажирскому сообщению. Этот трамвай списали в 1975 году, передав на следующий в экспонаты музея предприятия. Несмотря на предпринятую попытку ремонта, машина осталась в ужасном состоянии.

Кузову № 4053 повезло немного больше. Его эксплуатация велась в относительно щадящем режиме. Поэтому, ко времени открытия музея городского транспорта MHD, самоходный вагон сохранился в удовлетворительном состоянии. Это дало надежду специалистам восстановить его до первозданного состояния, получив возможность использования в качестве отличного экспоната.

Иногда использовались и такие прицепные грузовые площадки. Фото автора

После проведения серьезных реставрационных работ, вагон окрасили в оригинальный грязно-зеленый цвет. Это, конечно, придает технике немного мрачноватый вид (особенно на фоне праздничных, красных или красно-белых трамваев и троллейбусов). Но для любого элемента выставки очень важна максимальная приближенность к историческому состоянию. Ведь посетители, приходящие посмотреть павильон MHD, очень хотят не только увидеть старую технику, но и окунуться в ту эпоху.
А вы знали о том, что существуют грузовые трамваи?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Горные дороги Китая: попробуй проедь!

Горные дороги Китая: попробуй проедь!

Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...