MHD в Праге – ведущий транспортный музей Центральной Европы
Чешская столица имеет одну из лучших транспортных систем в Европе. И это – официально подтвержденный факт. Но, кроме хорошо развитой структуру, здесь есть и давняя история, изобилующая интересными экземплярами городской техники.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
Музей MHD в Праге. Фото автора
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
По рельсам – эффективнее всего
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Первый трамвай на конской тяге («конка») выехал на улицы Королевского города Праги 23 сентября 1875 года. В то время мы еще имели дело с Австро-Венгрией, до появления Чехословакии оставалось целых 43 года.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Трамвай на конной тяге («конка»). Фото автора
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
Музейный стенд с историей «конки». Фото автора
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
30 лет в качестве музея
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Первая модель XX века Фото автора
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Среди экспонатов – механизмы из прошлого. Фото автора
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...