MHD в Праге – ведущий транспортный музей Центральной Европы
Чешская столица имеет одну из лучших транспортных систем в Европе. И это – официально подтвержденный факт. Но, кроме хорошо развитой структуру, здесь есть и давняя история, изобилующая интересными экземплярами городской техники.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
Музей MHD в Праге. Фото автора
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
По рельсам – эффективнее всего
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Первый трамвай на конской тяге («конка») выехал на улицы Королевского города Праги 23 сентября 1875 года. В то время мы еще имели дело с Австро-Венгрией, до появления Чехословакии оставалось целых 43 года.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Трамвай на конной тяге («конка»). Фото автора
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
Музейный стенд с историей «конки». Фото автора
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
30 лет в качестве музея
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Первая модель XX века Фото автора
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Среди экспонатов – механизмы из прошлого. Фото автора
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...