MHD в Праге – ведущий транспортный музей Центральной Европы
Чешская столица имеет одну из лучших транспортных систем в Европе. И это – официально подтвержденный факт. Но, кроме хорошо развитой структуру, здесь есть и давняя история, изобилующая интересными экземплярами городской техники.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
Музей MHD в Праге. Фото автора
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
По рельсам – эффективнее всего
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Первый трамвай на конской тяге («конка») выехал на улицы Королевского города Праги 23 сентября 1875 года. В то время мы еще имели дело с Австро-Венгрией, до появления Чехословакии оставалось целых 43 года.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Трамвай на конной тяге («конка»). Фото автора
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
Музейный стенд с историей «конки». Фото автора
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
30 лет в качестве музея
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Первая модель XX века Фото автора
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Среди экспонатов – механизмы из прошлого. Фото автора
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...