
MHD в Праге – ведущий транспортный музей Центральной Европы
Чешская столица имеет одну из лучших транспортных систем в Европе. И это – официально подтвержденный факт. Но, кроме хорошо развитой структуру, здесь есть и давняя история, изобилующая интересными экземплярами городской техники.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.
Музей MHD в Праге. Фото автора
После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.
Трамвай на конной тяге («конка»). Фото автора
Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.
Музейный стенд с историей «конки». Фото автора
После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.
Первая модель XX века Фото автора
Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.
Среди экспонатов – механизмы из прошлого. Фото автора
Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
Чтобы сохранить ее для потомков, городские власти Праги учредили специальную структуру – Музей городского транспорта (MHD). Он создан на базе одного из трамвайных депо чешской столицы Стржешовице. Там собрано множество экземпляров трамваев, троллейбусов и автобусов, перевозивших пражан по тесным городским улицам в прошлом веке. Среди них найдется немало и легендарных моделей. Постараемся познакомить вас в серии статей с некоторыми из них. Но сначала расскажем немного о самом музее.

После того, как здание депо в 1991 году признали техническим памятником, оно стало идеальным местом для будущего музея. Для составления экспозиции и подготовки экспонатов потребовалось около двух лет. Всех их расположили в бывшем каретном сарае не функционирующего трамвайного депо. После этого музей открылся и начал принимать посетителей. Его коллекция постоянно росла. Одним из последних добавлений считается «темный трамвай» – техника, перевозившая жителей города в мрачные времена Второй мировой войны.
По рельсам – эффективнее всего
Может, немногие из наших читателей знают об одном техническом факте. Лучший накат дает не специальный асфальт или суперрезина на колесах. Самый высокий эффект в этом отношении у стальных магистралей. Впрочем, железнодорожникам этот факт давно и хорошо известен, а вот другим тоже, надеюсь, интересно об этом узнать.
Специалисты знали об этом и полтора века назад. Поэтому очень часто массовый городской транспорт, для достижения максимального КПД, старались поставить на рельсы. Правда, до изобретения ДВС и электропривода с этим все было непросто. Благо, лошадки всегда имелись под рукой. На их плечи и легла эта нелегкая ноша.
Первый трамвай на конской тяге («конка») выехал на улицы Королевского города Праги 23 сентября 1875 года. В то время мы еще имели дело с Австро-Венгрией, до появления Чехословакии оставалось целых 43 года.
Маршрут № 1 протянулся от будущего Национального театра до городского района Карлин. Очень быстро местная администрация увидела продуктивность и работоспособность проекта. Поэтому в последующем десятилетии трамвайные маршруты получили довольно широкое распространение. Они покрыли центральноевропейский город сетью общей протяженностью 18 км 875 м. Правда, первый трамвай на электрической тяге пришлось ждать более пятнадцати лет.
Владельцем внутригородской транспортной коммуникации стал бизнесмен из Бельгии Эдвард Оутлет. А вот конструкция первого пражского электротрамвая принадлежит местному инженеру Франтишеку Кржижеку. Его испытания начались в 1891 году на участке от Letne до Kralovske obory («королевский парк»). Более совершенная конструкция очень быстро стала брать верх, в течение последующих пяти лет став привычным атрибутом пражских улиц конца XIX века.

Это привело к тому, что в 1897 году появился Elektricke podniky kralovskeho hlavniho mesta Prahy (позднее переименованное в современное: Транспортное предприятие Праги). После этого вектор дальнейшего развития был четко определен и оставалось лишь ждать, когда более успешный конкурент полностью вытеснит конную тягу. Это произошло в 1905 году, тогда на знаменитом Карловом мосту упразднили последнюю «конку». Теперь по всему городу разъезжали настоящие трамваи на электрическом ходу. Вспомним развитие начальной истории пражского трамвая в цифрах:
✅ 1875 – первый трамвай на конной тяге
✅ 1885 – трамвайные линии протянулись почти на 19 км
✅ 1891 – первый пражский электротрамвай
✅ 1905 – полная электрификации сети
К счастью, несколько экземпляров «конок» из конца позапрошлого века сохранились до нашего времени. Одна из них, выпущенная в 1886 году, представлена в качестве экспоната музея MHD. Экипаж использовался по основному назначению до конца века. В начале следующего его переработали в прицепной вагон для электротрамвая. В таком виде конструкция прослужила до 1925 года, после чего была выведена из использования.

После реставрации ее довели до состояния, в котором она находилась после четырех лет первичной эксплуатации. Подобные конструкции имели открытый тип, поэтому часто назывались летним экипажем. Правда, это абсолютно не мешало использовать конный трамвай и в холодные времена. Ведь зимы в центре Европы не такие, как в Сибири, да и более ста лет назад люди еще не требовали для себя максимального комфорта.
30 лет в качестве музея
Музей муниципального транспорта Праги отметил в мае этого года свое 30-летие. За это время он обзавелся более чем четырьмя десятками основных элементов экспозиции. Ее авторами являются доктор технических наук Любомир Кисела и его помощники и соратники. В их числе хотелось бы отметить Марию Жилкову и Павла Фойтика. Материалы для самой выставки представил ряд предприятий и учреждений города и страны:
✅ национальный технический и городской музеи
✅ национальный архив
✅ НИИ подвижного состава
✅ пражский институт охраны исторического наследия
✅ проект «Метро» и др.
14 мая 1993 года тогдашний мэр Праги Ян Коукал перерезал символическую ленту в Стржешовицах, открыв новый мемориал. Само бывшее депо ведет историю с 1909 года. Оно представляет собой классическое здание того периода, предназначенное для обслуживания городского трамвайного парка. После того, как его превратили в музей, оно перестало использоваться по основному назначению.
Постоянной рубрикой в музее является выставка «История общественного транспорта в Праге». Ее составили благодаря материалам из архива Пражского общественного транспорта (DPP) и других учреждений города. Благодаря этому посетители могут увидеть уникальные фото и копии исторических документов. Среди них:
✅ ранние планы
✅ карты городских маршрутов
✅ билеты начала прошлого века
✅ исторические видеоматериалы
Часть съемок предоставлена Национальным киноархивом. Также в перспективе – макетные модели, копирующие уже не существующие сегодня исторические транспортные средства. Среди этого числа – образец высокоскоростного поезда R1, предложенного для пражского метро в самом начале его истории. Экземпляр любезно предоставлен компанией CKD Tatra.

Можно не сомневаться, что всех гостей ждет интересное и насыщенное времяпровождение. Цена билета для взрослого посетителя – 100 крон (422 рубля). Дети до шести лет и те, чья деятельность связана с городским транспортом, допускаются на территорию экспозиции бесплатно.
21 июля 1998 года 50 транспортных средств (и 34 предмета коллекции) из экспонатов музея Минкультом ЧР объявлены «памятниками культуры». Это подчеркнуло их историческую и культурную значимость. Приятно, что основная часть элементов выставки – это транспорт, находящийся в полной готовности к эксплуатации.

Трамваи и автобусы часто используются для общественных или специальных частных экскурсий. Особняком здесь стоят регулярные поездки техники прошлого по исторической трамвайной линии № 41. Да, в числе экспонатов имеется целый ряд легендарных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....