СП-30: малоизвестная альтернатива АН-2
5 763

СП-30: малоизвестная альтернатива АН-2

Недавно в Таганроге произошло важное событие: компания-авиапроизводитель «Спектр-Аэро» отпраздновала выпуск своего 250-го самолета СП-30 («Спектр-30»). Эта машина предназначена для химической обработки сельхозкультур. Воздушное судно оборудовано всем необходимым оснащением, благодаря которому удобрения вносятся в почву.


Самолет поставили на конвейер в 2003-м году. Разработкой машины с 2000-го занималось КБ компании под началом А. Водолазского. В основе воздушного судна конструкция Zenith STOL CH 701. Точнее сказать, российские конструкторы использовали кит-набор. Однако после сборки машины выяснилось, что она совершенно не подходит к российским климатическим условиям. Поэтому было решено полностью переработать конструкцию.

СП-30: малоизвестная альтернатива АН-2СП-30 – частый гость разных выставок. Фото: YouTube.com

В итоге получился совершенно новый самолет, который продемонстрировали широкой публике в 2003-м на выставке «МАКС». Но и после нее машина на протяжении двадцати лет подвергалась неоднократной модернизации.

Зачем строили СП-30


После развала Советского Союза малая и сельскохозяйственная авиация страны пришла в упадок. Все что осталось – устаревшие АН-2. Да, это хорошая и надежная машина. Однако с переходом на «рыночные рельсы» «внезапно» выяснилось, что и сам самолет и выполняемые им мероприятия по обработке сельхозугодий обходятся слишком дорого.

На то время единственным сверхлегким самолетом, который мог производить химобработку, являлся украинский «Бекас» Х-32. Но он изначально не был предназначен для сельского хозяйства, да и по ЛТХ оставлял желать лучшего.

Требовалась новая машина – недорогая и такая же надежная, как «кукурузник».

О конструкции


СП-30 относится к разряду многоцелевых воздушных судов цельнометаллического типа. Совершенствуя STOL CH 701, российские конструкторы без изменений оставили профиль крыла и основную компоновку – к летным характеристикам вопросов не было. Однако силовые элементы, а также крепеж усилили. Каркас сделан из стальных труб марки 30ХГСА. Крыло – двухлонжеронное, с подкосами, по всей его длине расположены предкрылки.

Машина получилась легкой и производительной. Фото: YouTube.com

Обшивка из дюралюминия имеет толщину в 0,5 мм. вся конструкция планера выполнена с помощью клепанного крепежа и болтов М10. Опоры шасси – дюралюминиевые, рессоры – цельнометаллические, передняя стойка управляется и оснащена амортизатором. Тормозная система – гидравлическая. Оперение – классическое, отличается разве что верхним подкосом. Управление самолетом осуществляется посредством тяг и тросов. Основные технические данные СП-30:

✅ размах крыла – 9,4 м
✅ длина, ширина кабины и высота – 6,28, 0,93 и 3,13 м
✅ расход горючего (бензин Аи-92) – от 17 до 22 л/ч
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 120 и 150 км/ч
✅ максимальный взлетный вес (коммерческая нагрузка) – 500 кг (150 кг)
✅ потолок высоты – до 3-х км

Машина рассчитана на двух человек, сидящих в ряд. Для взлета подойдет любая, в т. ч. грунтовая полоса длиной 100 м. Садиться можно на ВПП в 70 м. Внутри самолета – спутниковая навигационная система с приемниками GPS. Также имеется УКВ-радиостанция, приборы, позволяющие выполнять полеты по визуальным ориентирам.

Самолет рассчитан на двоих. Фото: YouTube.com

В плане безопасности – спасательная парашютная система. Местонахождение воздушного судна постоянно отмечается специальным регистратором в автоматическом режиме: полученные данные тут же переправляются в диспетчерский центр управления полетами. При необходимости СП-30 может оснащаться поплавками для посадки на воду или лыжами при эксплуатации зимой.

Силовой агрегат


Это четырехтактный двигатель на 4-х цилиндрах, развивающий 100 «лошадей» и имеющий жидкостное охлаждение. Любопытно: изначально это был Rotax 912, но впоследствии его заменяли аналогами, являющимися копией оригинала. Это российский мотор РСМ-100 либо С-100 китайского производства. Двигатель фактически один и тот же, только бренды разные.

Пропеллер – производства РФ. Фото: YouTube.com

Винт СП-10 – саблевидного типа, трехлопастной, изготовлен из композитных материалов.

Сравнение


Главный конкурент – Ан-2 на борт возьмет, конечно, больше химикатов. Однако у «кукурузника» с мотором в 1000 «лошадей» расход горючего несоизмеримо больше. К тому же для взлета и посадки ему потребуется более длинная полоса в 200-300 м. Плюс, СП-30 гораздо проще в техобслуживании, да и обходится оно дешевле. А о надежности этого самолета говорит факт его востребованности: он производится и сегодня, а всего – уже на протяжении двадцати лет.

СП-30 нетребователен к покрытию ВПП. Фото: YouTube.com

Есть еще одна альтернатива – дельтапланы. Но они обладают низкой производительностью и поэтому используются на российских полях достаточно редко.

Применение СП-30


Как говорилось выше – основная «ипостась» летательного аппарата – химическая обработка сельхозугодий. Однако машина может быть использована и для посева культур: данная технология пока еще не очень освоена в России, где подобные мероприятия проводят с помощью тракторов. Также самолет подойдет для мониторинга местности, выполнения аэрофотосъемок, обучения пилотов, организации туристических и развлекательных полетов. Модификации СП-30:

✅ для авиахимработ и сева
✅ «Агрохолдинг» – осуществляет мониторинг полей через NDVI-камеру
✅ «Учебный» – обучение и тренировки летного состава
✅ «СпецЗадачи» – видео- и фотосъемки
✅ Adventure – туризм, путешествия, рыбалка, охота, экскурсии

Дальность СП-30 с полной загрузкой составляет 720 км. При этом он может садиться хоть в чистом поле.

Особенности эксплуатации


Удивительную характеристику машине дали инструкторы, занимающиеся обучением. Они сетуют на …простоту управления. Новичок уже в первом полете начинает летать самостоятельно. А, по мнению инструкторов, самолет должен быть чуть сложнее, чтобы курсант смог чувствовать свои ошибки. А их СП-30 нередко «прощает».

Минимальный набор приборов позволяет контролировать полет. Фото: YouTube.com

Например, машину не так-то просто свалить в штопор, как легендарную «Цессну». Надежность также выше всяких похвал: самолеты, произведенные в начале 2000-х, эксплуатируются и сегодня. Однако стоит заметить: СП-30 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа!

Аварии


Их всего было три и две катастрофы 9.06.2012 и 27.05.2018 закончились гибелью летчика. Годом ранее машина при попытке взлета с автомобильной магистрали врезалась в грузовик.

Машина не предназначена для выполнения фигур пилотажа. Фото: YouTube.com

На 250 выпущенных самолета за двадцать лет не так и много, если сравнивать в процентном соотношении с другими летательными аппаратами.

Стоимость


В зависимости от предназначения, цена нового СП-30 колеблется в диапазоне 9 млн 597 тыс. – 10 млн 115 тыс. руб. Последний вариант – наиболее дорогой, модификация «СпецЗадачи».

Оборудование для химобработки сельхозкультур. Фото: YouTube.com

В то же время машина б/у 2022-го года оценивается в 7-7,5 млн руб., в 2014-го – 3 млн руб. За машину, выпущенную в 2012-м, и вовсе просят 1 млн 850 тыс. руб.

Что сегодня


Компания «Спектр-Аэро» на заказ продолжает производство СП-30. Параллельно ведутся работы по созданию новой модели – СП-40. Машина тоже рассчитана на двух человек. Однако компоновка кабины такова, что возможна организация спальных мест. Безопасность полетов обеспечивает спасательная парашютная система, как и на СП-30.

Салон в новом самолете оборудован обогревателем и кондиционером. Система управления – сдвоенная, что позволяет использовать самолет в качестве учебно-тренировочной машины. Разработка воздушного судна ведется в соответствии с нормами НЛГ JAR VLA. Остается надеяться, что новинка, как и СП-30 будет надежным и «долгоиграющим», востребованным самолетом.
А вы что думаете о СП-30?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....