СП-30: малоизвестная альтернатива АН-2
Недавно в Таганроге произошло важное событие: компания-авиапроизводитель «Спектр-Аэро» отпраздновала выпуск своего 250-го самолета СП-30 («Спектр-30»). Эта машина предназначена для химической обработки сельхозкультур. Воздушное судно оборудовано всем необходимым оснащением, благодаря которому удобрения вносятся в почву.
Самолет поставили на конвейер в 2003-м году. Разработкой машины с 2000-го занималось КБ компании под началом А. Водолазского. В основе воздушного судна конструкция Zenith STOL CH 701. Точнее сказать, российские конструкторы использовали кит-набор. Однако после сборки машины выяснилось, что она совершенно не подходит к российским климатическим условиям. Поэтому было решено полностью переработать конструкцию.
В итоге получился совершенно новый самолет, который продемонстрировали широкой публике в 2003-м на выставке «МАКС». Но и после нее машина на протяжении двадцати лет подвергалась неоднократной модернизации.
После развала Советского Союза малая и сельскохозяйственная авиация страны пришла в упадок. Все что осталось – устаревшие АН-2. Да, это хорошая и надежная машина. Однако с переходом на «рыночные рельсы» «внезапно» выяснилось, что и сам самолет и выполняемые им мероприятия по обработке сельхозугодий обходятся слишком дорого.
Требовалась новая машина – недорогая и такая же надежная, как «кукурузник».
СП-30 относится к разряду многоцелевых воздушных судов цельнометаллического типа. Совершенствуя STOL CH 701, российские конструкторы без изменений оставили профиль крыла и основную компоновку – к летным характеристикам вопросов не было. Однако силовые элементы, а также крепеж усилили. Каркас сделан из стальных труб марки 30ХГСА. Крыло – двухлонжеронное, с подкосами, по всей его длине расположены предкрылки.
Обшивка из дюралюминия имеет толщину в 0,5 мм. вся конструкция планера выполнена с помощью клепанного крепежа и болтов М10. Опоры шасси – дюралюминиевые, рессоры – цельнометаллические, передняя стойка управляется и оснащена амортизатором. Тормозная система – гидравлическая. Оперение – классическое, отличается разве что верхним подкосом. Управление самолетом осуществляется посредством тяг и тросов. Основные технические данные СП-30:
✅ размах крыла – 9,4 м
✅ длина, ширина кабины и высота – 6,28, 0,93 и 3,13 м
✅ расход горючего (бензин Аи-92) – от 17 до 22 л/ч
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 120 и 150 км/ч
✅ максимальный взлетный вес (коммерческая нагрузка) – 500 кг (150 кг)
✅ потолок высоты – до 3-х км
Машина рассчитана на двух человек, сидящих в ряд. Для взлета подойдет любая, в т. ч. грунтовая полоса длиной 100 м. Садиться можно на ВПП в 70 м. Внутри самолета – спутниковая навигационная система с приемниками GPS. Также имеется УКВ-радиостанция, приборы, позволяющие выполнять полеты по визуальным ориентирам.
В плане безопасности – спасательная парашютная система. Местонахождение воздушного судна постоянно отмечается специальным регистратором в автоматическом режиме: полученные данные тут же переправляются в диспетчерский центр управления полетами. При необходимости СП-30 может оснащаться поплавками для посадки на воду или лыжами при эксплуатации зимой.
Это четырехтактный двигатель на 4-х цилиндрах, развивающий 100 «лошадей» и имеющий жидкостное охлаждение. Любопытно: изначально это был Rotax 912, но впоследствии его заменяли аналогами, являющимися копией оригинала. Это российский мотор РСМ-100 либо С-100 китайского производства. Двигатель фактически один и тот же, только бренды разные.
Винт СП-10 – саблевидного типа, трехлопастной, изготовлен из композитных материалов.
Главный конкурент – Ан-2 на борт возьмет, конечно, больше химикатов. Однако у «кукурузника» с мотором в 1000 «лошадей» расход горючего несоизмеримо больше. К тому же для взлета и посадки ему потребуется более длинная полоса в 200-300 м. Плюс, СП-30 гораздо проще в техобслуживании, да и обходится оно дешевле. А о надежности этого самолета говорит факт его востребованности: он производится и сегодня, а всего – уже на протяжении двадцати лет.
Есть еще одна альтернатива – дельтапланы. Но они обладают низкой производительностью и поэтому используются на российских полях достаточно редко.
Как говорилось выше – основная «ипостась» летательного аппарата – химическая обработка сельхозугодий. Однако машина может быть использована и для посева культур: данная технология пока еще не очень освоена в России, где подобные мероприятия проводят с помощью тракторов. Также самолет подойдет для мониторинга местности, выполнения аэрофотосъемок, обучения пилотов, организации туристических и развлекательных полетов. Модификации СП-30:
✅ для авиахимработ и сева
✅ «Агрохолдинг» – осуществляет мониторинг полей через NDVI-камеру
✅ «Учебный» – обучение и тренировки летного состава
✅ «СпецЗадачи» – видео- и фотосъемки
✅ Adventure – туризм, путешествия, рыбалка, охота, экскурсии
Дальность СП-30 с полной загрузкой составляет 720 км. При этом он может садиться хоть в чистом поле.
Удивительную характеристику машине дали инструкторы, занимающиеся обучением. Они сетуют на …простоту управления. Новичок уже в первом полете начинает летать самостоятельно. А, по мнению инструкторов, самолет должен быть чуть сложнее, чтобы курсант смог чувствовать свои ошибки. А их СП-30 нередко «прощает».
Например, машину не так-то просто свалить в штопор, как легендарную «Цессну». Надежность также выше всяких похвал: самолеты, произведенные в начале 2000-х, эксплуатируются и сегодня. Однако стоит заметить: СП-30 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа!
Их всего было три и две катастрофы 9.06.2012 и 27.05.2018 закончились гибелью летчика. Годом ранее машина при попытке взлета с автомобильной магистрали врезалась в грузовик.
На 250 выпущенных самолета за двадцать лет не так и много, если сравнивать в процентном соотношении с другими летательными аппаратами.
В зависимости от предназначения, цена нового СП-30 колеблется в диапазоне 9 млн 597 тыс. – 10 млн 115 тыс. руб. Последний вариант – наиболее дорогой, модификация «СпецЗадачи».
В то же время машина б/у 2022-го года оценивается в 7-7,5 млн руб., в 2014-го – 3 млн руб. За машину, выпущенную в 2012-м, и вовсе просят 1 млн 850 тыс. руб.
Компания «Спектр-Аэро» на заказ продолжает производство СП-30. Параллельно ведутся работы по созданию новой модели – СП-40. Машина тоже рассчитана на двух человек. Однако компоновка кабины такова, что возможна организация спальных мест. Безопасность полетов обеспечивает спасательная парашютная система, как и на СП-30.
Салон в новом самолете оборудован обогревателем и кондиционером. Система управления – сдвоенная, что позволяет использовать самолет в качестве учебно-тренировочной машины. Разработка воздушного судна ведется в соответствии с нормами НЛГ JAR VLA. Остается надеяться, что новинка, как и СП-30 будет надежным и «долгоиграющим», востребованным самолетом.
Самолет поставили на конвейер в 2003-м году. Разработкой машины с 2000-го занималось КБ компании под началом А. Водолазского. В основе воздушного судна конструкция Zenith STOL CH 701. Точнее сказать, российские конструкторы использовали кит-набор. Однако после сборки машины выяснилось, что она совершенно не подходит к российским климатическим условиям. Поэтому было решено полностью переработать конструкцию.
СП-30 – частый гость разных выставок. Фото: YouTube.com
В итоге получился совершенно новый самолет, который продемонстрировали широкой публике в 2003-м на выставке «МАКС». Но и после нее машина на протяжении двадцати лет подвергалась неоднократной модернизации.
Зачем строили СП-30
После развала Советского Союза малая и сельскохозяйственная авиация страны пришла в упадок. Все что осталось – устаревшие АН-2. Да, это хорошая и надежная машина. Однако с переходом на «рыночные рельсы» «внезапно» выяснилось, что и сам самолет и выполняемые им мероприятия по обработке сельхозугодий обходятся слишком дорого.
На то время единственным сверхлегким самолетом, который мог производить химобработку, являлся украинский «Бекас» Х-32. Но он изначально не был предназначен для сельского хозяйства, да и по ЛТХ оставлял желать лучшего.
Требовалась новая машина – недорогая и такая же надежная, как «кукурузник».
О конструкции
СП-30 относится к разряду многоцелевых воздушных судов цельнометаллического типа. Совершенствуя STOL CH 701, российские конструкторы без изменений оставили профиль крыла и основную компоновку – к летным характеристикам вопросов не было. Однако силовые элементы, а также крепеж усилили. Каркас сделан из стальных труб марки 30ХГСА. Крыло – двухлонжеронное, с подкосами, по всей его длине расположены предкрылки.
Машина получилась легкой и производительной. Фото: YouTube.com
Обшивка из дюралюминия имеет толщину в 0,5 мм. вся конструкция планера выполнена с помощью клепанного крепежа и болтов М10. Опоры шасси – дюралюминиевые, рессоры – цельнометаллические, передняя стойка управляется и оснащена амортизатором. Тормозная система – гидравлическая. Оперение – классическое, отличается разве что верхним подкосом. Управление самолетом осуществляется посредством тяг и тросов. Основные технические данные СП-30:
✅ размах крыла – 9,4 м
✅ длина, ширина кабины и высота – 6,28, 0,93 и 3,13 м
✅ расход горючего (бензин Аи-92) – от 17 до 22 л/ч
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 120 и 150 км/ч
✅ максимальный взлетный вес (коммерческая нагрузка) – 500 кг (150 кг)
✅ потолок высоты – до 3-х км
Машина рассчитана на двух человек, сидящих в ряд. Для взлета подойдет любая, в т. ч. грунтовая полоса длиной 100 м. Садиться можно на ВПП в 70 м. Внутри самолета – спутниковая навигационная система с приемниками GPS. Также имеется УКВ-радиостанция, приборы, позволяющие выполнять полеты по визуальным ориентирам.
Самолет рассчитан на двоих. Фото: YouTube.com
В плане безопасности – спасательная парашютная система. Местонахождение воздушного судна постоянно отмечается специальным регистратором в автоматическом режиме: полученные данные тут же переправляются в диспетчерский центр управления полетами. При необходимости СП-30 может оснащаться поплавками для посадки на воду или лыжами при эксплуатации зимой.
Силовой агрегат
Это четырехтактный двигатель на 4-х цилиндрах, развивающий 100 «лошадей» и имеющий жидкостное охлаждение. Любопытно: изначально это был Rotax 912, но впоследствии его заменяли аналогами, являющимися копией оригинала. Это российский мотор РСМ-100 либо С-100 китайского производства. Двигатель фактически один и тот же, только бренды разные.
Пропеллер – производства РФ. Фото: YouTube.com
Винт СП-10 – саблевидного типа, трехлопастной, изготовлен из композитных материалов.
Сравнение
Главный конкурент – Ан-2 на борт возьмет, конечно, больше химикатов. Однако у «кукурузника» с мотором в 1000 «лошадей» расход горючего несоизмеримо больше. К тому же для взлета и посадки ему потребуется более длинная полоса в 200-300 м. Плюс, СП-30 гораздо проще в техобслуживании, да и обходится оно дешевле. А о надежности этого самолета говорит факт его востребованности: он производится и сегодня, а всего – уже на протяжении двадцати лет.
СП-30 нетребователен к покрытию ВПП. Фото: YouTube.com
Есть еще одна альтернатива – дельтапланы. Но они обладают низкой производительностью и поэтому используются на российских полях достаточно редко.
Применение СП-30
Как говорилось выше – основная «ипостась» летательного аппарата – химическая обработка сельхозугодий. Однако машина может быть использована и для посева культур: данная технология пока еще не очень освоена в России, где подобные мероприятия проводят с помощью тракторов. Также самолет подойдет для мониторинга местности, выполнения аэрофотосъемок, обучения пилотов, организации туристических и развлекательных полетов. Модификации СП-30:
✅ для авиахимработ и сева
✅ «Агрохолдинг» – осуществляет мониторинг полей через NDVI-камеру
✅ «Учебный» – обучение и тренировки летного состава
✅ «СпецЗадачи» – видео- и фотосъемки
✅ Adventure – туризм, путешествия, рыбалка, охота, экскурсии
Дальность СП-30 с полной загрузкой составляет 720 км. При этом он может садиться хоть в чистом поле.
Особенности эксплуатации
Удивительную характеристику машине дали инструкторы, занимающиеся обучением. Они сетуют на …простоту управления. Новичок уже в первом полете начинает летать самостоятельно. А, по мнению инструкторов, самолет должен быть чуть сложнее, чтобы курсант смог чувствовать свои ошибки. А их СП-30 нередко «прощает».
Минимальный набор приборов позволяет контролировать полет. Фото: YouTube.com
Например, машину не так-то просто свалить в штопор, как легендарную «Цессну». Надежность также выше всяких похвал: самолеты, произведенные в начале 2000-х, эксплуатируются и сегодня. Однако стоит заметить: СП-30 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа!
Аварии
Их всего было три и две катастрофы 9.06.2012 и 27.05.2018 закончились гибелью летчика. Годом ранее машина при попытке взлета с автомобильной магистрали врезалась в грузовик.
Машина не предназначена для выполнения фигур пилотажа. Фото: YouTube.com
На 250 выпущенных самолета за двадцать лет не так и много, если сравнивать в процентном соотношении с другими летательными аппаратами.
Стоимость
В зависимости от предназначения, цена нового СП-30 колеблется в диапазоне 9 млн 597 тыс. – 10 млн 115 тыс. руб. Последний вариант – наиболее дорогой, модификация «СпецЗадачи».
Оборудование для химобработки сельхозкультур. Фото: YouTube.com
В то же время машина б/у 2022-го года оценивается в 7-7,5 млн руб., в 2014-го – 3 млн руб. За машину, выпущенную в 2012-м, и вовсе просят 1 млн 850 тыс. руб.
Что сегодня
Компания «Спектр-Аэро» на заказ продолжает производство СП-30. Параллельно ведутся работы по созданию новой модели – СП-40. Машина тоже рассчитана на двух человек. Однако компоновка кабины такова, что возможна организация спальных мест. Безопасность полетов обеспечивает спасательная парашютная система, как и на СП-30.
Салон в новом самолете оборудован обогревателем и кондиционером. Система управления – сдвоенная, что позволяет использовать самолет в качестве учебно-тренировочной машины. Разработка воздушного судна ведется в соответствии с нормами НЛГ JAR VLA. Остается надеяться, что новинка, как и СП-30 будет надежным и «долгоиграющим», востребованным самолетом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...