СП-30: малоизвестная альтернатива АН-2
Недавно в Таганроге произошло важное событие: компания-авиапроизводитель «Спектр-Аэро» отпраздновала выпуск своего 250-го самолета СП-30 («Спектр-30»). Эта машина предназначена для химической обработки сельхозкультур. Воздушное судно оборудовано всем необходимым оснащением, благодаря которому удобрения вносятся в почву.
Самолет поставили на конвейер в 2003-м году. Разработкой машины с 2000-го занималось КБ компании под началом А. Водолазского. В основе воздушного судна конструкция Zenith STOL CH 701. Точнее сказать, российские конструкторы использовали кит-набор. Однако после сборки машины выяснилось, что она совершенно не подходит к российским климатическим условиям. Поэтому было решено полностью переработать конструкцию.
В итоге получился совершенно новый самолет, который продемонстрировали широкой публике в 2003-м на выставке «МАКС». Но и после нее машина на протяжении двадцати лет подвергалась неоднократной модернизации.
После развала Советского Союза малая и сельскохозяйственная авиация страны пришла в упадок. Все что осталось – устаревшие АН-2. Да, это хорошая и надежная машина. Однако с переходом на «рыночные рельсы» «внезапно» выяснилось, что и сам самолет и выполняемые им мероприятия по обработке сельхозугодий обходятся слишком дорого.
Требовалась новая машина – недорогая и такая же надежная, как «кукурузник».
СП-30 относится к разряду многоцелевых воздушных судов цельнометаллического типа. Совершенствуя STOL CH 701, российские конструкторы без изменений оставили профиль крыла и основную компоновку – к летным характеристикам вопросов не было. Однако силовые элементы, а также крепеж усилили. Каркас сделан из стальных труб марки 30ХГСА. Крыло – двухлонжеронное, с подкосами, по всей его длине расположены предкрылки.
Обшивка из дюралюминия имеет толщину в 0,5 мм. вся конструкция планера выполнена с помощью клепанного крепежа и болтов М10. Опоры шасси – дюралюминиевые, рессоры – цельнометаллические, передняя стойка управляется и оснащена амортизатором. Тормозная система – гидравлическая. Оперение – классическое, отличается разве что верхним подкосом. Управление самолетом осуществляется посредством тяг и тросов. Основные технические данные СП-30:
✅ размах крыла – 9,4 м
✅ длина, ширина кабины и высота – 6,28, 0,93 и 3,13 м
✅ расход горючего (бензин Аи-92) – от 17 до 22 л/ч
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 120 и 150 км/ч
✅ максимальный взлетный вес (коммерческая нагрузка) – 500 кг (150 кг)
✅ потолок высоты – до 3-х км
Машина рассчитана на двух человек, сидящих в ряд. Для взлета подойдет любая, в т. ч. грунтовая полоса длиной 100 м. Садиться можно на ВПП в 70 м. Внутри самолета – спутниковая навигационная система с приемниками GPS. Также имеется УКВ-радиостанция, приборы, позволяющие выполнять полеты по визуальным ориентирам.
В плане безопасности – спасательная парашютная система. Местонахождение воздушного судна постоянно отмечается специальным регистратором в автоматическом режиме: полученные данные тут же переправляются в диспетчерский центр управления полетами. При необходимости СП-30 может оснащаться поплавками для посадки на воду или лыжами при эксплуатации зимой.
Это четырехтактный двигатель на 4-х цилиндрах, развивающий 100 «лошадей» и имеющий жидкостное охлаждение. Любопытно: изначально это был Rotax 912, но впоследствии его заменяли аналогами, являющимися копией оригинала. Это российский мотор РСМ-100 либо С-100 китайского производства. Двигатель фактически один и тот же, только бренды разные.
Винт СП-10 – саблевидного типа, трехлопастной, изготовлен из композитных материалов.
Главный конкурент – Ан-2 на борт возьмет, конечно, больше химикатов. Однако у «кукурузника» с мотором в 1000 «лошадей» расход горючего несоизмеримо больше. К тому же для взлета и посадки ему потребуется более длинная полоса в 200-300 м. Плюс, СП-30 гораздо проще в техобслуживании, да и обходится оно дешевле. А о надежности этого самолета говорит факт его востребованности: он производится и сегодня, а всего – уже на протяжении двадцати лет.
Есть еще одна альтернатива – дельтапланы. Но они обладают низкой производительностью и поэтому используются на российских полях достаточно редко.
Как говорилось выше – основная «ипостась» летательного аппарата – химическая обработка сельхозугодий. Однако машина может быть использована и для посева культур: данная технология пока еще не очень освоена в России, где подобные мероприятия проводят с помощью тракторов. Также самолет подойдет для мониторинга местности, выполнения аэрофотосъемок, обучения пилотов, организации туристических и развлекательных полетов. Модификации СП-30:
✅ для авиахимработ и сева
✅ «Агрохолдинг» – осуществляет мониторинг полей через NDVI-камеру
✅ «Учебный» – обучение и тренировки летного состава
✅ «СпецЗадачи» – видео- и фотосъемки
✅ Adventure – туризм, путешествия, рыбалка, охота, экскурсии
Дальность СП-30 с полной загрузкой составляет 720 км. При этом он может садиться хоть в чистом поле.
Удивительную характеристику машине дали инструкторы, занимающиеся обучением. Они сетуют на …простоту управления. Новичок уже в первом полете начинает летать самостоятельно. А, по мнению инструкторов, самолет должен быть чуть сложнее, чтобы курсант смог чувствовать свои ошибки. А их СП-30 нередко «прощает».
Например, машину не так-то просто свалить в штопор, как легендарную «Цессну». Надежность также выше всяких похвал: самолеты, произведенные в начале 2000-х, эксплуатируются и сегодня. Однако стоит заметить: СП-30 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа!
Их всего было три и две катастрофы 9.06.2012 и 27.05.2018 закончились гибелью летчика. Годом ранее машина при попытке взлета с автомобильной магистрали врезалась в грузовик.
На 250 выпущенных самолета за двадцать лет не так и много, если сравнивать в процентном соотношении с другими летательными аппаратами.
В зависимости от предназначения, цена нового СП-30 колеблется в диапазоне 9 млн 597 тыс. – 10 млн 115 тыс. руб. Последний вариант – наиболее дорогой, модификация «СпецЗадачи».
В то же время машина б/у 2022-го года оценивается в 7-7,5 млн руб., в 2014-го – 3 млн руб. За машину, выпущенную в 2012-м, и вовсе просят 1 млн 850 тыс. руб.
Компания «Спектр-Аэро» на заказ продолжает производство СП-30. Параллельно ведутся работы по созданию новой модели – СП-40. Машина тоже рассчитана на двух человек. Однако компоновка кабины такова, что возможна организация спальных мест. Безопасность полетов обеспечивает спасательная парашютная система, как и на СП-30.
Салон в новом самолете оборудован обогревателем и кондиционером. Система управления – сдвоенная, что позволяет использовать самолет в качестве учебно-тренировочной машины. Разработка воздушного судна ведется в соответствии с нормами НЛГ JAR VLA. Остается надеяться, что новинка, как и СП-30 будет надежным и «долгоиграющим», востребованным самолетом.
Самолет поставили на конвейер в 2003-м году. Разработкой машины с 2000-го занималось КБ компании под началом А. Водолазского. В основе воздушного судна конструкция Zenith STOL CH 701. Точнее сказать, российские конструкторы использовали кит-набор. Однако после сборки машины выяснилось, что она совершенно не подходит к российским климатическим условиям. Поэтому было решено полностью переработать конструкцию.
СП-30 – частый гость разных выставок. Фото: YouTube.com
В итоге получился совершенно новый самолет, который продемонстрировали широкой публике в 2003-м на выставке «МАКС». Но и после нее машина на протяжении двадцати лет подвергалась неоднократной модернизации.
Зачем строили СП-30
После развала Советского Союза малая и сельскохозяйственная авиация страны пришла в упадок. Все что осталось – устаревшие АН-2. Да, это хорошая и надежная машина. Однако с переходом на «рыночные рельсы» «внезапно» выяснилось, что и сам самолет и выполняемые им мероприятия по обработке сельхозугодий обходятся слишком дорого.
На то время единственным сверхлегким самолетом, который мог производить химобработку, являлся украинский «Бекас» Х-32. Но он изначально не был предназначен для сельского хозяйства, да и по ЛТХ оставлял желать лучшего.
Требовалась новая машина – недорогая и такая же надежная, как «кукурузник».
О конструкции
СП-30 относится к разряду многоцелевых воздушных судов цельнометаллического типа. Совершенствуя STOL CH 701, российские конструкторы без изменений оставили профиль крыла и основную компоновку – к летным характеристикам вопросов не было. Однако силовые элементы, а также крепеж усилили. Каркас сделан из стальных труб марки 30ХГСА. Крыло – двухлонжеронное, с подкосами, по всей его длине расположены предкрылки.
Машина получилась легкой и производительной. Фото: YouTube.com
Обшивка из дюралюминия имеет толщину в 0,5 мм. вся конструкция планера выполнена с помощью клепанного крепежа и болтов М10. Опоры шасси – дюралюминиевые, рессоры – цельнометаллические, передняя стойка управляется и оснащена амортизатором. Тормозная система – гидравлическая. Оперение – классическое, отличается разве что верхним подкосом. Управление самолетом осуществляется посредством тяг и тросов. Основные технические данные СП-30:
✅ размах крыла – 9,4 м
✅ длина, ширина кабины и высота – 6,28, 0,93 и 3,13 м
✅ расход горючего (бензин Аи-92) – от 17 до 22 л/ч
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 120 и 150 км/ч
✅ максимальный взлетный вес (коммерческая нагрузка) – 500 кг (150 кг)
✅ потолок высоты – до 3-х км
Машина рассчитана на двух человек, сидящих в ряд. Для взлета подойдет любая, в т. ч. грунтовая полоса длиной 100 м. Садиться можно на ВПП в 70 м. Внутри самолета – спутниковая навигационная система с приемниками GPS. Также имеется УКВ-радиостанция, приборы, позволяющие выполнять полеты по визуальным ориентирам.
Самолет рассчитан на двоих. Фото: YouTube.com
В плане безопасности – спасательная парашютная система. Местонахождение воздушного судна постоянно отмечается специальным регистратором в автоматическом режиме: полученные данные тут же переправляются в диспетчерский центр управления полетами. При необходимости СП-30 может оснащаться поплавками для посадки на воду или лыжами при эксплуатации зимой.
Силовой агрегат
Это четырехтактный двигатель на 4-х цилиндрах, развивающий 100 «лошадей» и имеющий жидкостное охлаждение. Любопытно: изначально это был Rotax 912, но впоследствии его заменяли аналогами, являющимися копией оригинала. Это российский мотор РСМ-100 либо С-100 китайского производства. Двигатель фактически один и тот же, только бренды разные.
Пропеллер – производства РФ. Фото: YouTube.com
Винт СП-10 – саблевидного типа, трехлопастной, изготовлен из композитных материалов.
Сравнение
Главный конкурент – Ан-2 на борт возьмет, конечно, больше химикатов. Однако у «кукурузника» с мотором в 1000 «лошадей» расход горючего несоизмеримо больше. К тому же для взлета и посадки ему потребуется более длинная полоса в 200-300 м. Плюс, СП-30 гораздо проще в техобслуживании, да и обходится оно дешевле. А о надежности этого самолета говорит факт его востребованности: он производится и сегодня, а всего – уже на протяжении двадцати лет.
СП-30 нетребователен к покрытию ВПП. Фото: YouTube.com
Есть еще одна альтернатива – дельтапланы. Но они обладают низкой производительностью и поэтому используются на российских полях достаточно редко.
Применение СП-30
Как говорилось выше – основная «ипостась» летательного аппарата – химическая обработка сельхозугодий. Однако машина может быть использована и для посева культур: данная технология пока еще не очень освоена в России, где подобные мероприятия проводят с помощью тракторов. Также самолет подойдет для мониторинга местности, выполнения аэрофотосъемок, обучения пилотов, организации туристических и развлекательных полетов. Модификации СП-30:
✅ для авиахимработ и сева
✅ «Агрохолдинг» – осуществляет мониторинг полей через NDVI-камеру
✅ «Учебный» – обучение и тренировки летного состава
✅ «СпецЗадачи» – видео- и фотосъемки
✅ Adventure – туризм, путешествия, рыбалка, охота, экскурсии
Дальность СП-30 с полной загрузкой составляет 720 км. При этом он может садиться хоть в чистом поле.
Особенности эксплуатации
Удивительную характеристику машине дали инструкторы, занимающиеся обучением. Они сетуют на …простоту управления. Новичок уже в первом полете начинает летать самостоятельно. А, по мнению инструкторов, самолет должен быть чуть сложнее, чтобы курсант смог чувствовать свои ошибки. А их СП-30 нередко «прощает».
Минимальный набор приборов позволяет контролировать полет. Фото: YouTube.com
Например, машину не так-то просто свалить в штопор, как легендарную «Цессну». Надежность также выше всяких похвал: самолеты, произведенные в начале 2000-х, эксплуатируются и сегодня. Однако стоит заметить: СП-30 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа!
Аварии
Их всего было три и две катастрофы 9.06.2012 и 27.05.2018 закончились гибелью летчика. Годом ранее машина при попытке взлета с автомобильной магистрали врезалась в грузовик.
Машина не предназначена для выполнения фигур пилотажа. Фото: YouTube.com
На 250 выпущенных самолета за двадцать лет не так и много, если сравнивать в процентном соотношении с другими летательными аппаратами.
Стоимость
В зависимости от предназначения, цена нового СП-30 колеблется в диапазоне 9 млн 597 тыс. – 10 млн 115 тыс. руб. Последний вариант – наиболее дорогой, модификация «СпецЗадачи».
Оборудование для химобработки сельхозкультур. Фото: YouTube.com
В то же время машина б/у 2022-го года оценивается в 7-7,5 млн руб., в 2014-го – 3 млн руб. За машину, выпущенную в 2012-м, и вовсе просят 1 млн 850 тыс. руб.
Что сегодня
Компания «Спектр-Аэро» на заказ продолжает производство СП-30. Параллельно ведутся работы по созданию новой модели – СП-40. Машина тоже рассчитана на двух человек. Однако компоновка кабины такова, что возможна организация спальных мест. Безопасность полетов обеспечивает спасательная парашютная система, как и на СП-30.
Салон в новом самолете оборудован обогревателем и кондиционером. Система управления – сдвоенная, что позволяет использовать самолет в качестве учебно-тренировочной машины. Разработка воздушного судна ведется в соответствии с нормами НЛГ JAR VLA. Остается надеяться, что новинка, как и СП-30 будет надежным и «долгоиграющим», востребованным самолетом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...