Среди энтузиастов популярен простой и бюджетный способ получения неплохого велосипеда — модернизация модели «Старт Шоссе» Харьковского производства. Стоит он недорого, что касается дополнительных затрат, все зависит от выбранного комплекта. Можно вложиться даже в 10 000 руб., а если ставить качественный групсет от Шимано, то расходы возрастут в 3-4 раза.
Выбираем и доводим раму
Если для проекта будет покупаться велосипед, этот раздел поможет вам подобрать оптимальный вариант и учесть все важные моменты. Когда байк уже есть, лучше проверить его по описанным ниже параметрам, чтобы решить, стоит с ним работать или лучше подобрать другой, купить раму реально по цене от 1 до 3 тыс.
В первую очередь следует проверить посадку нижней чашки рулевой колонки. Если ее без труда можно вставить рукой и пошатать на посадочном месте, зажать узел нормально не получится и он будет болтаться. В этом случае стоит поискать вариант без выработки, из-за такого изъяна начнут разбиваться и другие детали системы. Некоторые пробуют устранить проблему сваркой и токарными работами, но это сложно и не всегда эффективно.
![Как недорого собрать современный шоссейный велосипед на базе ХВЗ Старт Шоссе](/uploads/posts/2022-01/1641659419_1.jpg)
Посадочное место на вилке должно быть ровным, это касается нижней части. Там может появиться выработка от интенсивной эксплуатации при отсутствии ухода. Проблему несложно определить наощупь.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659434_2.jpg)
Обязательно осмотреть резьбу в верхней части. Некоторые долгое время ездят при не полностью зажатом руле, из-за чего она разбивается и «слизывается». Если повреждения можно устранить, обновляя витки плашкой подходящего размера, то отсутствие резьбы компенсировать не получится. С вилкой все проще по той причине, что ее можно заменить.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659481_3.jpg)
Еще один важный момент — дропаут переднего колеса. При изготовлении деталей в советское время нередко крепления приваривали на неодинаковом уровне, из-за чего они располагались криво. Когда проблема обнаружилась, нужно доработать посадочное место напильником.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659646_6.jpg)
Что касается заднего дропаута, он может быть выгнут или деформирован, что нежелательно, так как при выравнивании его легко сломать. Править эту часть следует крайне осторожно, используя деревянные проставки.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659675_5.jpg)
Проверить геометрию рамы, уделить особое внимание рулевой колонке. Если она выгнута, выровнять вручную будет сложно. Также проконтролировать соосность всех крупных узлов. Деформацию видно невооруженным глазом.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659791_4.jpg)
Мостик под крепление заднего тормоза со временем сплющивается, деформируется или трескается. Его обычно можно поправить, но иногда приходится вваривать новый элемент.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659751_7.jpg)
Осторожно относитесь к перекрашенным рамам, под покрытием могут скрываться повреждения, шпатлевка или даже монтажная пена, которой заполнили участки, сильно изъеденные коррозией.
Расстояние между задними дропаутами в современных велосипедах равно 130 мм. В «Старт Шоссе» по стандарту показатель был 120 мм, но в разных рамах он составляет от 115 до 125 мм или больше. Это зависит не только от размера установленного механизма, но и от деформаций, которым велосипед подвергался при эксплуатации.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659872_8.jpg)
Для выравнивания задней части и исправления геометрии следует использовать два деревянных бруска. С их помощью можно аккуратно и мягко подогнуть элементы, устранить неровности. Главное — делать работу осторожно, чтобы не переусердствовать.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659859_9.jpg)
Последняя часть, требующая внимания — каретка. В большинстве современных байков использована английская резьба 1.37"x24 tpi, не совпадающая со штатной. Ее нужно нарезать специальным метчиком как на фото или используя стандартный вариант с подходящими параметрами. Простые каретки с четырехгранником можно вкручивать как есть, но делать это нежелательно.
![](/uploads/posts/2022-01/1641659970_10.jpg)
Ширина втулки на харьковской раме 70 мм, в то время, как стандартный размер современного оборудования — 68 мм. Ее несложно отторцевать шлифмашинкой или напильником. Стоит следить за тем, чтобы не снять лишнее, это единственное требование.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660005_11.jpg)
Другие элементы конструкции
Главный плюс самостоятельной доработки велосипеда ХВЗ — возможность менять узлы не сразу. Это позволит избежать больших трат, устанавливая детали постепенно.
Колеса можно оставить стандартные или поставить современные. Подойдет вариант на 28 дюймов, купить можно в любом веломагазине. Главное — использовать шоссейные обода небольшой ширины, переделки не требуются. Переднее колесо становится как есть, а для заднего нужно расширить раму, как это описано выше.
Что касается тормозов, их можно ставить с небольшими переделками. Стандартный узел крепился с помощью шпильки на 6 мм и гайки. Новые варианты фиксируются за счет резьбовой части и колпачковой насадки, которую называют бонкой. Чтобы поставить механизм спереди, нужно рассверлить заднее отверстие в вилке на 8 мм. Потребуется шуруповерт со сверлом по металлу подходящего размера.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660011_12.jpg)
Сзади все сложнее. Крепление тормоза там сделано через перемычку небольшой толщины и две алюминиевые проставки. Для установки нового узла нужно выточить элементы под заказ, это может выточить любой токарь, в качестве образца проще всего использовать старые детали.
Проставки лучше сделать больше по диаметру на 2-3 мм, в задней части отверстие должно быть 6 мм, как и в стандарте, со стороны рамы в шайбе и в перемычке высверливается 8 мм.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660126_13.jpg)
Доступ к отверстию затруднен, сверлить следует специальной изогнутой дрелью или ручным воротком.
При установке нового механизма шифтер переносится с рамы на руль, что потребует переделок. Это касается в первую очередь места, где раньше располагались элементы переключения передач, там надо поставить упоры для рубашки тросика. Для этого подойдет старый хомут, вначале с него нужно снять рычажки, после чего выбить шайбу, которая запрессована на заводе. Для этого узел необходимо поместить в тиски и несколько раз ударить по гайке, в которую предварительно закручивается винт, он защитит резьбу от повреждения.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660123_14.jpg)
На подготовленный хомут поставить готовые упоры, которые можно найти в велосипедных магазинах, но в продаже они попадаются нечасто. Стоят от полутора до 2,5 тыс., если заказать их на Алиэкспресс, получится сэкономить от 30 до 50%. Установка проста: надеть элемент и зафиксировать винтом на той же гайке, что держала монетки.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660250_15.jpg)
Еще одно место, требующее внимания — перемычка около переключателя больших звездочек. В ней с нижней стороны просверливается отверстие на 8 мм, чтобы туда вошла рубашка тросика и уперлась, а сверху хватит 3-4 мм. Тогда система будет проходить под кареткой и аккуратно встанет на место. Единственное замечание — отверстия надо сместить ближе к звездочке, как это показано на снимке.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660312_16.jpg)
Лучше использовать тормозную рубашку везде, это обеспечит мягкое переключение передач.
Сиденье меняется по желанию. Рекомендуется подобрать современную модель, это даст больший комфорт при езде.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660301_17.jpg)
Руль может быть как старым, так и новым. Рулевую колонку менять не следует, у нее свои размеры и подобрать что-то не получится. Но все остальное можно заменить без каких-либо переделок. Например, поставить новый вынос, что сразу снизит вес на 0,5 кг и выбрать удобный для себя руль, так как родной сложно назвать комфортным.
![](/uploads/posts/2022-01/1641660365_18.jpg)
Выводы
Переделать «Старт Шоссе» несложно, когда под рукой есть необходимые комплектующие и 5-6 часов свободного времени. Есть возможность модернизировать байк постепенно, чтобы тратить понемногу. Чаще используют готовые групсеты, но можно собрать все по отдельности, это часто позволяет сэкономить деньги.