Porsche 914: двойная «фамилия», или драка за шильдик
2 649

Porsche 914: двойная «фамилия», или драка за шильдик

Логотип для автомобильной компании – больше, чем священная корова. Шильдик несет краткую информацию о производителе, выполняет декоративную, рекламную и маркетинговую функцию.


Эмблемы цепляют на видных кузовных деталях, лепят на руль, наносят на автоковрики и т. д. Создание фирменного значка – ритуал, к которому привлекают специалистов. В ход идут фамильные и государственные гербы, легенды и прочее. В шильду закладывают глубокий смысл, философию предприятия. Вспомним Opel Admiral с цеппелином на капоте, призванным подчеркнуть превосходство немцев на земле, воде и воздухе. Поменяли, правда, потом…

Какое отношение имеет это длинное вступление к Porsche 914? Прямое: непонятка вышла с логотипом, нешуточный скандал. Но все по порядку.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»


Нет, пересказывать великого Н.В Гоголя мы не станем. Но аналогию нащупали и ключевое слово выловили – «поссорились». Речь об автомобильных марках «Порше» и «Фольксваген».

Porsche 914: двойная «фамилия», или драка за шильдик Porsche 914 – модель, которая поссорила «Порше» и «Фольксваген». Фото: YouTube.com

А ведь были лучшими друзьями. Тем более, созданы одним человеком – блестящим инженером, разработчиком, промышленником, профессором Фердинандом Порше. Сначала в Штутгарте (1931 год) он основал автомобильную компанию Porsche, затем в Вольфсбурге (1937 год) – Volkswagen.

Предприятия часто кооперировались в делах. Например, Ф. Порше разработал модель «Жука» – культового, самого продаваемого очаровательного автомобиля, сделавшего славу бренду «Фольксваген». Историки утверждают: если бы Фердинанд Порше создал одну только эту машину, и то увековечил бы себя в мировой автомобильной промышленности.

Положение дел в Вольфсбурге и Штутгарте к концу 60-х


К этому моменту оба производителя задумали создать новые модели. Избалованному пользователю начинало надоедать спортивное купе Type 34 Karmann Ghia от «Фольксваген», да и «Жук» примелькался, хотя и продавался бешеными темпами – по 1 млн. шт. в год.

Кадр из ролика, рекламирующего Porsche 914. Фото: YouTube.com

Руководство в Вольфсбурге поэкспериментировало с заднемоторными моделями Typ 3 и Typ 4. Но добились одного: перенесли на них конструктивные недоработки «Жука», коих было предостаточно, а присущий ему шарм и харизму передать не смогли. Фиаско!

В Штутгарте тоже искали замену набившей оскомину модели Porsche 356. Как и коллеги из «Фольксвагена», создали коммерчески неуспешные Porsche 911 и 912. Машины были дороги и технически не выдерживали конкуренции с одноклассниками – американским Chevrolet Corvette и английским Jaguar E-type.

Вольфсбург против Штутгарта


В 1967 году главные лица двух компаний встретились, чтобы обсудить совместную разработку нового недорого спорткара – Porsche 914. Штутгарт представлял сын Фердинанда Порше Ферри, «Фольксваген» – управляющий директор Хайнц Нордхофф.

Porsche 914 – эффектная машина с ультрамодными «слепыми» фарами. Фото: YouTube.com

Стороны договорились, кто за что отвечает: поставлять моторы и собирать машины будет Volkswagen, а дизайн разработает Porsche. Подобный опыт уже был с «Жуком» и 356-ой моделью. Руководителем проекта назначили инженера-конструктора Фердинанда Пиеха – внука Фердинанда Порше. Кстати, Ф. Пиех является автором потрясающего «Бугатти Вейрона».

Но вернемся к событиям конца 60-х. На встрече ключевых фигур компаний постановили: автомобили будут продаваться под обоими брендами. Этот период обозначим, когда, по Гоголю, Иван Иванович и Иван Никифорович крепко дружили.

Каждый взялся за свою часть работы. Надеялись создать необычный спорткар, который вознесет производителей к небесам, затмит технологичностью и дизайном все существующие модели. В творческих муках, рассмотрев 5 вариантов экстерьера, на «Порше» родили кузов. Концепт представили публике в марте 1968 года, а через месяц скоропостижно скончался Хайнц Нордхофф…

Какой из этих шильдиков достоин украшать совместную модель? Фото: YouTube.com

Тут и началась «драка» за шильдик. Ставший директором Volkswagen Курт Лоц не имел личных связей с кланом Порше, поэтому обнулил устные и письменные договоренности. Все наше, все мое, шильдик на машину повесим мы, кузова будет изготавливать ателье Karmann. К. Лоц непомерно поднял стоимость кузовов, которые должна была оплачивать другая сторона. С какой стати? Словом, поссорились строго по Гоголю.

Компромисс


Стороны «обменивались любезностями» через юристов фирм. Как скрипели перья, ломались карандаши, стрекотали печатные машинки, можно только догадываться. А ведь миру уже показали дебютную концепт-версию. В разработку с обеих сторон вложили деньги, труд, умы и нервы. Отступать поздно.

Решение, которое нашли, насмешило автомобильный мир. Возник прецедент: в Америке машину продавали как Porsche 914, но при участии созданного «Фольксвагеном» филиала «Порше+Ауди». Последующий отказ от Volkswagen привел к подорожанию машин, спаду продаж. Коммерческую неудачу возложили на К. Лоца.

Двойная «фамилия» VW-Porsche 914. Фото: YouTube.com

В Европе спорткар шел под двойной «фамилией» – VW-Porsche 914. Возникли дразнилки: «Четырнадцатая», «Фолкспорше» и самая обидная – Vo-Po. Сокращение от Volkswagen-Porsche подходило и к Народной полиции ГДР – Volkspolizei. Реакция Западной Германии была предсказуемой. А всякий негатив со стороны покупателя напрямую отражался на спросе автомобиля.

Казалось бы, что тебе, покупатель, нужно? Красивая спортивная машина от хорошего производителя, бери! Ан, нет! Vo-Po – это не чистокровный скакун, если уж сравнивать. Это полукровка, помесь. Разве есть фирменные запчасти «Фолкспорше»? Вот оно – значение шильдика, вот за что бились Иван Иванович с … вернее, два великих производителя.

Porsche 914 с редким кузовом тарга. Фото: YouTube.com

Неопределенный товарный знак плохо сказался на маркетинговой политике. Не утверждаем, что она была единственной или главной причиной, почему машина, что называется, «не пошла». Во всяком случае, не оправдала надежд производителей. Провальной модель не назовешь, но и 120 тыс. единиц за 7 лет (1969-1976 годы) – не оглушительный успех, а, скорее, скромное достижение.

Обзор автомобиля: экстерьер и интерьер


Porsche 914 – 2-дверный родстер с несущим кузовом редкого типа тарга. Разработчики добивались, чтобы модель не напоминала ни «Порше», ни «Фольксваген». Это у команды получилось: внешне автомобиль получился самобытным.

Эффектно смотрятся дуги безопасности, гнутые формы прямоугольного кузова, короткие свесы, жестко закрепленное лобовое стекло. Особый шик – ультрамодные выдвижные «слепые» фары. Шесть поперечных переборок и две продольные балки обеспечивали необходимую спорткару жесткость.

В салоне Porsche 914. Фото: YouTube.com

Кузовные панели сделаны из стали, съемная крыша стеклопластиковая. Коротенький кокпит, 15-дюймовые колеса, вес в 940-995 кг создают впечатление игрушечности авто.

Однако размеры вполне взрослые:

✅ Длина – 3 985 мм
✅ Ширина – 1 650 мм
✅ Высота – 1 230 мм.

Внутри 2-местный автомобиль располагал достаточным пространством для комфортной поездки рослых седоков. Отделка и сборка соответствовали высокому классу авто. Руль стильный четырехспицевый, приборы крупные с хорошо читаемой информацией. Сиденья плоские, обтянутые качественным текстилем или кожей.

Техническая часть


Автомобили получили карбюраторные 4-тактные двигатели с воздушным охлаждением, компоновка – среднемоторная. Привод шел на заднюю ось.

Съемная крыша убирается в один из двух багажников Porsche 914. Фото: YouTube.com

Европейский вариант VW-Porsche оснащался базовым 1,7-литровым 4-поршневым оппозитным агрегатом OHV (разработка «Фольксвагена»). Мотор с механическим впрыском генерировал 80 «лошадей», достигал первой «сотни» за 10 сек. Максимальная скорость дрожала на отметке 175 км/ч.

За океан шли более сильные 6-цилиндровые оппозитные моторы:

✅ Объем – 2,0 л
✅ Мощность – 110 л. с. при 5,8 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 157 Н*м при 4,2 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 201 км/ч

Двигатели трудились в тандеме с 5-скоростной механической трансмиссией. Подвеска спереди была независимая торсионная, сзади работали пружины. Впервые на этой модели производители применили стабилизаторы поперечной устойчивости. Замедлением заведовала дисковая тормозная система. С нуля до 96 км автомобиль разгонялся за 8,3 сек.

Силовые агрегаты даже для своего времени считались слабоватыми, чтобы надеяться на спортивные победы. Динамика была недостаточной, переключение передач затрудненным. Недоработан был такой момент: аккумулятор помещался над топливопроводом, что грозило возгоранием авто в случае отказа АКБ. Схему расположения топливной помпы и трубок изменили только в 1975 году.

Porsche 914 – версия для Америки. Фото: YouTube.com

Модификаций Porsche 914, специальных версий и уникальных образцов (например, Porsche 914/6 GT и 914/6 R) было великое множество. Кое-какие спортивные достижения все же можно внести в «послужной список» модели. В гонках «24 часа Ле-Мана» 1970 автомобиль занял 6-е место в общем зачете, также был четвертым в рейтинге «Индекса эффективности».

Неплохие показатели для машины с такой трогательной судьбой и неблагоприятной от рождения кармой. К слову, стильную штучку в отличном состоянии все еще можно купить на вторичном рынке. Цена – от 8 млн руб. А как же иначе: к модели приложили руку потомки великого Фердинанда Порше!
А какой шильдик вы бы повесили на Porsche 914?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....