.d-md-none .d-lg-block bibimot

Как в FSO делали Fiat 125p 4х4 на шасси «Нивы»

Как в FSO делали Fiat 125p 4х4 на шасси «Нивы»
Итальянский автомобильный концерн Fiat внес огромный вклад в развитие профильного сектора промышленности в Восточной Европе. Можно сказать больше, он ощущается и по сегодняшний день. Все же, пик влияния знаменитого предприятия проявился в середине 70-х. В то время советские «Жигули» успешно и бесповоротно завоевывали внутренний рынок. Более того, ведущий автопроизводитель страны очень быстро вышел на европейские просторы с новым брендом Lada.


Параллельно копия популярного авто с Апеннинского полуострова производилась и на заводе Польской Народной Республики. Поляки для подражания выбрали другую модель, «сестру» нашего ВАЗ-2103. Сохранили они и название оригинального бренда, добавив к нему букву, обозначающую страну-производителя. В итоге получился интересный Fiat 125p, о котором мы уже рассказывали вам ранее.

Как в FSO делали Fiat 125p 4х4 на шасси «Нивы»Удачное совмещение. Фото: youtube.com

Постепенно этот автомобиль (с консультационной помощью итальянцев) дорабатывали, стараясь создать оптимальную конструкцию. Со временем это принесло положительные результаты, вылившиеся в заметный экспортный поток модели. Только в одну соседнюю Чехословакию до начала 80-х завезли почти 80 тысяч Fiat 125p. После этого многие из них перепродавались в этой стране, служа лишним подтверждением успеха польского авто. Не меньшее количество их попало и на территорию ГДР или Венгрии.

После того как на основных мощностях 125-ю модель сняли с производства, польское предприятие осталось единственным ее производителем. Это имело удивительный эффект – для польской копии открылся рынок Западной Европы. Хотя поставки оказались скромными (устаревшая на тот момент конструкция не могла на равных конкурировать с новинками ведущих производителей), факт остается фактом.

Обширный модельный ряд, но без внедорожника


Такой заметный прогресс побудил производителей создать целый ряд модификаций Fiat 125p с различными типами кузова. Среди них можно отметить:

✅ универсал
✅ купе
✅ кабриолет
✅ лимузин

Все они появились в период 1971/74 годов. Хотя некоторые из таких разработок не ушли дальше прототипа или нескольких опытных образцов, динамика развития польского производства – на лицо. Все же не хватало полякам кое-чего, что с большим успехом смогли реализовать советские инженеры ВАЗ.

«Жигули» на долгие годы стали самым любимым и желанным автомобилем для многих советских семей. Тем более что за «копейкой» последовала вторая модель – универсал и более престижная «тройка». Вот только у советского производителя также оставалась брешь, о которой хорошо сказал видный партийный деятель того периода Алексей Косыгин:

«Мы создали прекрасный автомобиль, но работа по итальянскому контракту подходит к завершению. Теперь нам стоит рассчитывать только на свои силы. И первой проверкой на прочность станет создание автомобиля повышенной проходимости на базе наших «Жигулей». Ведь мы выпустили несколько прекрасных автомобилей для городских жителей, но совсем обделили сельчан. Имеющиеся модели совсем не подходят для села, особенно нашей «глубинки».


Так сам председатель Совета министров дал отмашку на конструирование знаменитого советского джипа. Первая половина 70-х прошла в инженерных поисках и испытаниях. Перспективная модель в последствии получила название «Нива» (скорее всего, от названия наших бескрайних полей), что подчеркивало ее основную ориентацию на жителей сельских регионов.

В 1972 году появились первые ходовые образцы, а на следующий год стартовали подготовки к серийному производству. Они заняли около четырех лет, в течение которых выпустили две партии предсерийных образцов (15 штук в 1974-м и 50 автомобилей – в 1976 году).

Для проекта взят Fiat 125p-универсал. Фото: youtube.com

Начатое в 1977 году серийное производство предложило потребителям самый стильный джип Восточной Европы – ВАЗ-2121 «Нива». Естественно, что очень быстро автомобиль заполонил и рынки стран-членов СЭВ. Появился он и в Польше, что принесло неожиданные результаты, о которых мы расскажем позже.

В 70-е – на пике популярности


Этот период оказался не менее плодотворным и «звездным» для польского предприятия также. В ралли Монте-Карло 1972 года автомобиль завода стал победителем в своем классе (Fiat 125p 1600 Monte Carlo и Fiat 125p 1800 Akropolis). Также в начале лета 1973 года Fiat 125p установил мировой рекорд скорости и выносливости сразу для нескольких дистанций:

✅ 25000 км
✅ 50000 км
✅ 30000 миль

Это позволило производителю чуть позже провести углубленный фейслифтинг своей модели. С 1973 года польский Fiat 125p получил несколько изменений во внешнем дизайне и конструкции:

✅ черная пластиковая радиаторная решетка
✅ утопленные ручки дверей
✅ двухконтурный тормоз

Годом позже успехам польской техники посвятили выпуск ограниченной версии Fiat 132 с двигателем DOHC. В 1975 году произошли дальнейшие перемены во внешности автомобиля, включавшие увеличенные указатели поворота, задние комбинированные фонари, отказ от декоративных бивней на бамперах и измененный интерьер.

Высокий дорожный просвет. Фото: youtube.com

Производитель постепенно вышел на самый высокий уровень выпуска автомобильной техники. В 1976 года он составил 117 тысяч единиц. Именно в таком приподнятом настроение поляки встретили советскую «Ниву». Автомобиль им очень понравился и у молодых инженеров созрела авантюрная идея.

Совместив Fiat 125p и «Ниву»


Взяв за основу корпус от собственного автомобиля в кузове универсал, польские конструкторы постарались придать ему повышенную проходимость. Для этого им понадобилось шасси от советского автомобиля «Нива».

В 1977 году местные специалисты смогли в кустарных условиях собрать около десяти экземпляров гибридной техники. Благодаря качествам двух моделей, у них получился универсал повышенной проходимости.


Конечно, на данном этапе автомобиль выступал лишь в качестве прототипа. Но восторженные оценки некоторых специалистов открывали возможность для будущего мелкосерийного производства. Среди успешных решений стоит упомянуть:

✅ высокий дорожный просвет
✅ покрышки от внедорожника
✅ усиленные рессоры

Кроме того, под капотом у самодельного внедорожника установили дизельный двигатель, а выхлопную систему заметно переработали. То, что это была не просто игра, а серьезный проект с пристрелом на будущее, подтверждает и установка защиты для бензобака. Создатели смотрели вперед: если бы такое авто вышло в серию, то использовалось в первую очередь для загородных путешествий. А по горам или лесам очень легко сесть днищем на бурелом или камни. Так что, лишняя защита топливного отсека уж точно не помешает.

Головная оптика от Fiat 125p. Фото: youtube.com

Со временем данные об этом эксперименте и его результатах дошли до высшего партийного руководства ПНР. Там благосклонно отнеслись к изысканиям талантливой молодежи, дав им зеленую улицу. Казалось, новая успешная модель универсала-вездехода сможет скоро встать на заводской конвейер FSO. Только оставалось одно «но».

Если кузовную часть и начинку поляки могли сделать сами (или получить по итальянской лицензии), то шасси необходимо завозить только с благословения советской стороны. А вот здесь, как говорится, и не сложилось. Руководство советского предприятия категорически отказалось оформить массовые поставки шасси от «Нивы» для производства польского джипа. Возможно, не желали конкуренции или опасались, что польский вариант окажется более успешным, чем наш.

И сегодня на таком можно смело ехать на рыбалку. Фото: youtube.com

Сейчас судить сложно, да и нет смысла. Поляки, понятное дело, отказались от своей идеи. А симпатичная копия прототипа сейчас находится в польском Музее техники и промышленности. Даже сейчас, четыре с половиной десятилетия спустя, автомобиль выглядит достойно, и вполне подошел бы для выезда в лес или на рыбалку.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Ваше мнение: польский внедорожник был бы круче «Нивы»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Fiat 125p: копия итальянского авто в социалистической Польше«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием