Fiat 125p: копия итальянского авто в социалистической Польше
Польский автопром никогда не хватал звезд с неба. Поэтому местные производители больше надеялись не на собственные разработки, а на сборку иностранных лицензионных автомобилей. Так в 30-е годы прошлого столетия для нужд внутреннего рынка выпускалось небольшое количество моделей от ведущих европейских производителей.
Среди них особняком стояло плотное сотрудничество с итальянской компанией. Так что такому понятию, как Polski Fiat, уже около девяти десятилетий. Неудивительно, что во время послевоенного восстановления итальянцы вновь предложили славянам взаимовыгодное сотрудничество. Концерн Fiat готов был предоставить польскому предприятию лицензию на выпуск современной по тем меркам модели «1100».
Конечно, вновь образованное варшавское FSO было бы не против. Вот только политическая ситуация в стране сильно склонилась к «веяниям с востока». К власти пришли коммунисты, которые не могли допустить союза с враждебной системой. Предложение отвергли, а в качестве модели для производства на новом заводе выбрана легендарная советская «Победа». На польском конвейере она получила новое наименование – Warszawa.
Но шло время, менялись правители и общая обстановка немного смягчилась. А вот конструкция послевоенного советского авто заметно устарела. «Хрущевская оттепель» 60-х позволила польской стороне вновь обратить свое внимание на перспективное сотрудничество с одним из ведущих европейских производителей легкового автотранспорта.
Выпуск в Польше копии итальянской легковушки начался раньше, чем в СССР построили завод-гигант АвтоВАЗ. Да и конструкцию для варшавского предприятия доработали более тщательно. Ведь советские «Жигули» изначально адаптировали для дорог с не самым лучшим покрытием. Поэтому имелись и немного устаревшие барабанные тормоза, и усиления кузова или подвески. Все это сделало ведущий советский автомобиль 70-х более выносливым, но менее современным, по сравнению с польским «коллегой».
Все это стало возможным благодаря подписанию в конце 1965 года польско-итальянского контракта. По его условиям Fiat предлагал трансмиссию и шасси от старой модели «1300/1500» в комплекте с кузовом от свеженького Fiat 125 (представлен в Италии в мае 1967 года).
Серийное производство в Варшаве начато с 1968 года. А это на 2 года раньше, чем подобное произошло в советском Тольятти. Всенародно любимая «копейка» основывалась уже на модели «124», появившейся на итальянском рынке в 1966/67 гг. Оба авто получили необходимую адаптацию для полноценного производства на предприятиях т. н. социалистического лагеря. Все же польский вариант обладал рядом преимуществ и доработок:
✅ новое более богатое остекление
✅ просторный кузов
✅ тормозная система с вакуумным бустером
✅ специальные диски на все колеса
Конечно, моментально такой прогресс не сделал польский автомобиль мегапопулярным. Ведь у местного автопрома не было высокой репутации на европейском рынке. Однако, со временем, модель получила заслуженную высокую оценку. Некоторые из них даже отправились на экспорт. Базовый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
Этот силовой агрегат находился под капотом у стильного и просторного седана. Но сотрудничество двух стран в плане выпуска автомобильной техники продолжало углубляться. Скоро польской стороне предложили для выпуска модификации в других типах кузова и с более мощными двигателями.
Выпуск первого варианта автомобиля для польского рынка продолжался около года. После этого появилось предложение более мощного форсированного мотора. Он оказался лучше предшественника по всем показателям:
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 70 л. с
✅ максимальная скорость – 140 (150) км/ч
Новый движок получил увеличение диаметра цилиндров с 72 до 77 мм, с сохранением параметров хода поршня. На него установили двойной карбюратор Weber 34 DCHD. Другие показатели более мощной модификации:
✅ снаряженная масса – 970 кг
✅ расход топлива – 9-11 л / 100 км
✅ разгон до 80 км/ч за 11 секунд
С 1972 года автомобиль ждали следующие перемены. Осовременили процесс переключения передач, перенеся рычаг с руля в пол (что было обычным делом для 70-х). Оба силовые агрегаты пережили форсировку, что увеличило их мощность на пять единиц. Соответственно – до 65 и 75 л. с. А производство польских копий итальянской техники набирало обороты.
Очень скоро появилась грузовая версия автомобиля в кузове пикап. Он выглядел очень аккуратно. Предусматривалась возможность комплектации брезентовым покрытием для грузовой площадки. На эти автомобили, предназначенные для мелких коммерческих целей, также устанавливались оба типа силовых агрегатов.
Существовала и специальная небольшая серия. Это был спецтранспорт, используемый в туристических целях. Автомобили с кузовами шестидверных седанов или кабриолетов предназначались для перевозки и экскурсий гостей польской столицы. Они готовились в отделе разработок Osrodek Badawczo-Rozwojowym FSO.
К середине десятилетия выпуск автомобиля дошел до своих максимальных значений. Впервые стотысячный рубеж в годовом эквиваленте поляки преодолели в 1974 году. Тогда с конвейера сошел 104 381 автомобиль. Таким прекрасным результатом способствовал тот факт, что за пять лет до этого Polski Fiat 125p вышел на международный рынок.
Как уже упоминалась, данная модель была одной из передовых для Восточной Европы. Поэтому неудивительно, что начиная с 1969 года она экспортировалась в соседние социалистические страны. В географию поставок включались, в первую очередь, ГДР, Венгрия и Чехословакия. Нашей страны в нем не было по понятным причинам (вовсю развивался свой ВАЗ с почти идентичной продукцией).
Даже продвинутые в техническом отношении чехи с удовольствием покупали копии итальянского автопрома. Ведь Polski Fiat 125p по многим показателям обходил местные заднемоторные Skoda 105/120. Через три года в это страну ввезли около 20 тысяч польских авто.
Успешные продажи побудили поляков расширять модельный ряд. В 1971 году появился просторный универсал, производство которого слегка тормозилось из-за множества доработок. Но в 1973 году подготовили окончательный вариант с черной пластиковой радиаторной решеткой и модифицированным жестким задним мостом.
Понемногу поляки из подражателей превратились в доноров. Их автокомплекты начали экспортироваться для последующей сборки в других странах. География поставок впечатляла: Югославия, Египет, Колумбия, Таиланд, Ирландия и др.
Полумиллионный Polski Fiat 125p сошел с конвейера в феврале 1976 года. Его серийный номер символично набил один из итальянских боссов Джованни Аньелли. К 1982 году выпустили миллионный автомобиль, а действие контракта подошло к концу. Но поляки и не думали останавливать выпуск успешного и востребованного авто. Оно просто получило новое имя – FSO 1300/1500.
Последний автомобиль с таким наименованием покинул ворота завода 29 июня 1991 года. Общий тираж составил 1 445 699 экземпляров. После этого предприятие приступило к сборке FSO Polonez на том же шасси.
Сегодня польский производитель FSO больше не существует. Но выпуск итальянской техники продолжается и дальше на современных мощностях в Бельско-Бяле. В 2021 году там собрали 2,5-миллионный экземпляр Fiat 500, популярный Cinquecento, экспортируемый по всему миру.
Среди них особняком стояло плотное сотрудничество с итальянской компанией. Так что такому понятию, как Polski Fiat, уже около девяти десятилетий. Неудивительно, что во время послевоенного восстановления итальянцы вновь предложили славянам взаимовыгодное сотрудничество. Концерн Fiat готов был предоставить польскому предприятию лицензию на выпуск современной по тем меркам модели «1100».
Похож, но не «Жигули». Фото: youtube.com
Конечно, вновь образованное варшавское FSO было бы не против. Вот только политическая ситуация в стране сильно склонилась к «веяниям с востока». К власти пришли коммунисты, которые не могли допустить союза с враждебной системой. Предложение отвергли, а в качестве модели для производства на новом заводе выбрана легендарная советская «Победа». На польском конвейере она получила новое наименование – Warszawa.
Но шло время, менялись правители и общая обстановка немного смягчилась. А вот конструкция послевоенного советского авто заметно устарела. «Хрущевская оттепель» 60-х позволила польской стороне вновь обратить свое внимание на перспективное сотрудничество с одним из ведущих европейских производителей легкового автотранспорта.
Польский Fiat по итальянской лицензии
Выпуск в Польше копии итальянской легковушки начался раньше, чем в СССР построили завод-гигант АвтоВАЗ. Да и конструкцию для варшавского предприятия доработали более тщательно. Ведь советские «Жигули» изначально адаптировали для дорог с не самым лучшим покрытием. Поэтому имелись и немного устаревшие барабанные тормоза, и усиления кузова или подвески. Все это сделало ведущий советский автомобиль 70-х более выносливым, но менее современным, по сравнению с польским «коллегой».
Первый Polski Fiat 125p сошел с новой производственной линии в Жерани 28 ноября 1967 года. На начало 70-х он стал самой современной и комфортной конструкцией на восточноевропейском рынке.
Все это стало возможным благодаря подписанию в конце 1965 года польско-итальянского контракта. По его условиям Fiat предлагал трансмиссию и шасси от старой модели «1300/1500» в комплекте с кузовом от свеженького Fiat 125 (представлен в Италии в мае 1967 года).
Серийное производство в Варшаве начато с 1968 года. А это на 2 года раньше, чем подобное произошло в советском Тольятти. Всенародно любимая «копейка» основывалась уже на модели «124», появившейся на итальянском рынке в 1966/67 гг. Оба авто получили необходимую адаптацию для полноценного производства на предприятиях т. н. социалистического лагеря. Все же польский вариант обладал рядом преимуществ и доработок:
✅ новое более богатое остекление
✅ просторный кузов
✅ тормозная система с вакуумным бустером
✅ специальные диски на все колеса
Конечно, моментально такой прогресс не сделал польский автомобиль мегапопулярным. Ведь у местного автопрома не было высокой репутации на европейском рынке. Однако, со временем, модель получила заслуженную высокую оценку. Некоторые из них даже отправились на экспорт. Базовый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
Этот силовой агрегат находился под капотом у стильного и просторного седана. Но сотрудничество двух стран в плане выпуска автомобильной техники продолжало углубляться. Скоро польской стороне предложили для выпуска модификации в других типах кузова и с более мощными двигателями.
Новый двигатель и Polski Fiat в кузове универсал
Выпуск первого варианта автомобиля для польского рынка продолжался около года. После этого появилось предложение более мощного форсированного мотора. Он оказался лучше предшественника по всем показателям:
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 70 л. с
✅ максимальная скорость – 140 (150) км/ч
Новый движок получил увеличение диаметра цилиндров с 72 до 77 мм, с сохранением параметров хода поршня. На него установили двойной карбюратор Weber 34 DCHD. Другие показатели более мощной модификации:
✅ снаряженная масса – 970 кг
✅ расход топлива – 9-11 л / 100 км
✅ разгон до 80 км/ч за 11 секунд
С 1972 года автомобиль ждали следующие перемены. Осовременили процесс переключения передач, перенеся рычаг с руля в пол (что было обычным делом для 70-х). Оба силовые агрегаты пережили форсировку, что увеличило их мощность на пять единиц. Соответственно – до 65 и 75 л. с. А производство польских копий итальянской техники набирало обороты.
Очень скоро появилась грузовая версия автомобиля в кузове пикап. Он выглядел очень аккуратно. Предусматривалась возможность комплектации брезентовым покрытием для грузовой площадки. На эти автомобили, предназначенные для мелких коммерческих целей, также устанавливались оба типа силовых агрегатов.
Задняя оптика напоминает «тройку». Фото: youtube.com
Существовала и специальная небольшая серия. Это был спецтранспорт, используемый в туристических целях. Автомобили с кузовами шестидверных седанов или кабриолетов предназначались для перевозки и экскурсий гостей польской столицы. Они готовились в отделе разработок Osrodek Badawczo-Rozwojowym FSO.
К середине десятилетия выпуск автомобиля дошел до своих максимальных значений. Впервые стотысячный рубеж в годовом эквиваленте поляки преодолели в 1974 году. Тогда с конвейера сошел 104 381 автомобиль. Таким прекрасным результатом способствовал тот факт, что за пять лет до этого Polski Fiat 125p вышел на международный рынок.
Польская экспортная модель
Как уже упоминалась, данная модель была одной из передовых для Восточной Европы. Поэтому неудивительно, что начиная с 1969 года она экспортировалась в соседние социалистические страны. В географию поставок включались, в первую очередь, ГДР, Венгрия и Чехословакия. Нашей страны в нем не было по понятным причинам (вовсю развивался свой ВАЗ с почти идентичной продукцией).
В нашей стране это редкость. Фото: youtube.com
Даже продвинутые в техническом отношении чехи с удовольствием покупали копии итальянского автопрома. Ведь Polski Fiat 125p по многим показателям обходил местные заднемоторные Skoda 105/120. Через три года в это страну ввезли около 20 тысяч польских авто.
Успешные продажи побудили поляков расширять модельный ряд. В 1971 году появился просторный универсал, производство которого слегка тормозилось из-за множества доработок. Но в 1973 году подготовили окончательный вариант с черной пластиковой радиаторной решеткой и модифицированным жестким задним мостом.
Знакомая приборка, но чужой руль. Фото: youtube.com
Понемногу поляки из подражателей превратились в доноров. Их автокомплекты начали экспортироваться для последующей сборки в других странах. География поставок впечатляла: Югославия, Египет, Колумбия, Таиланд, Ирландия и др.
Завершение выпуска популярной модели
Полумиллионный Polski Fiat 125p сошел с конвейера в феврале 1976 года. Его серийный номер символично набил один из итальянских боссов Джованни Аньелли. К 1982 году выпустили миллионный автомобиль, а действие контракта подошло к концу. Но поляки и не думали останавливать выпуск успешного и востребованного авто. Оно просто получило новое имя – FSO 1300/1500.
Последний автомобиль с таким наименованием покинул ворота завода 29 июня 1991 года. Общий тираж составил 1 445 699 экземпляров. После этого предприятие приступило к сборке FSO Polonez на том же шасси.
Так выглядел итальянский оригинал. Фото: youtube.com
Сегодня польский производитель FSO больше не существует. Но выпуск итальянской техники продолжается и дальше на современных мощностях в Бельско-Бяле. В 2021 году там собрали 2,5-миллионный экземпляр Fiat 500, популярный Cinquecento, экспортируемый по всему миру.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Стартовали продажи самого роскошного автомобиля от АвтоВАЗа – LADA Aura
Теперь седан доступен всем желающим. Пока купить его получится только в Москве и Санкт-Петербурге....
«ГАЗель Next» с 4,6-литровым V8 – это не сон, а реальность
«ГАЗель Next» – автомобиль, хорошо знакомый любителям грузовых и коммерческих машин. Однако проект, представленный автором YouTube-канала «NVA-Motors, выходит...
Дизельный УАЗ Профи отправлен на испытания – скоро автомобиль пойдет в серию
В паре с двухлитровым дизельным мотором будет работать новая 6-МКПП. Потом эти агрегаты получит и модель Патриот....
Откуда взялось слово «джип»
Версий много: однако, изначально это слово обозначало совсем не машину с высокой проходимостью. Более того: его использовали задолго до Второй мировой войны....