Fiat 125p: копия итальянского авто в социалистической Польше
Польский автопром никогда не хватал звезд с неба. Поэтому местные производители больше надеялись не на собственные разработки, а на сборку иностранных лицензионных автомобилей. Так в 30-е годы прошлого столетия для нужд внутреннего рынка выпускалось небольшое количество моделей от ведущих европейских производителей.
Среди них особняком стояло плотное сотрудничество с итальянской компанией. Так что такому понятию, как Polski Fiat, уже около девяти десятилетий. Неудивительно, что во время послевоенного восстановления итальянцы вновь предложили славянам взаимовыгодное сотрудничество. Концерн Fiat готов был предоставить польскому предприятию лицензию на выпуск современной по тем меркам модели «1100».
Конечно, вновь образованное варшавское FSO было бы не против. Вот только политическая ситуация в стране сильно склонилась к «веяниям с востока». К власти пришли коммунисты, которые не могли допустить союза с враждебной системой. Предложение отвергли, а в качестве модели для производства на новом заводе выбрана легендарная советская «Победа». На польском конвейере она получила новое наименование – Warszawa.
Но шло время, менялись правители и общая обстановка немного смягчилась. А вот конструкция послевоенного советского авто заметно устарела. «Хрущевская оттепель» 60-х позволила польской стороне вновь обратить свое внимание на перспективное сотрудничество с одним из ведущих европейских производителей легкового автотранспорта.
Выпуск в Польше копии итальянской легковушки начался раньше, чем в СССР построили завод-гигант АвтоВАЗ. Да и конструкцию для варшавского предприятия доработали более тщательно. Ведь советские «Жигули» изначально адаптировали для дорог с не самым лучшим покрытием. Поэтому имелись и немного устаревшие барабанные тормоза, и усиления кузова или подвески. Все это сделало ведущий советский автомобиль 70-х более выносливым, но менее современным, по сравнению с польским «коллегой».
Все это стало возможным благодаря подписанию в конце 1965 года польско-итальянского контракта. По его условиям Fiat предлагал трансмиссию и шасси от старой модели «1300/1500» в комплекте с кузовом от свеженького Fiat 125 (представлен в Италии в мае 1967 года).
Серийное производство в Варшаве начато с 1968 года. А это на 2 года раньше, чем подобное произошло в советском Тольятти. Всенародно любимая «копейка» основывалась уже на модели «124», появившейся на итальянском рынке в 1966/67 гг. Оба авто получили необходимую адаптацию для полноценного производства на предприятиях т. н. социалистического лагеря. Все же польский вариант обладал рядом преимуществ и доработок:
✅ новое более богатое остекление
✅ просторный кузов
✅ тормозная система с вакуумным бустером
✅ специальные диски на все колеса
Конечно, моментально такой прогресс не сделал польский автомобиль мегапопулярным. Ведь у местного автопрома не было высокой репутации на европейском рынке. Однако, со временем, модель получила заслуженную высокую оценку. Некоторые из них даже отправились на экспорт. Базовый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
Этот силовой агрегат находился под капотом у стильного и просторного седана. Но сотрудничество двух стран в плане выпуска автомобильной техники продолжало углубляться. Скоро польской стороне предложили для выпуска модификации в других типах кузова и с более мощными двигателями.
Выпуск первого варианта автомобиля для польского рынка продолжался около года. После этого появилось предложение более мощного форсированного мотора. Он оказался лучше предшественника по всем показателям:
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 70 л. с
✅ максимальная скорость – 140 (150) км/ч
Новый движок получил увеличение диаметра цилиндров с 72 до 77 мм, с сохранением параметров хода поршня. На него установили двойной карбюратор Weber 34 DCHD. Другие показатели более мощной модификации:
✅ снаряженная масса – 970 кг
✅ расход топлива – 9-11 л / 100 км
✅ разгон до 80 км/ч за 11 секунд
С 1972 года автомобиль ждали следующие перемены. Осовременили процесс переключения передач, перенеся рычаг с руля в пол (что было обычным делом для 70-х). Оба силовые агрегаты пережили форсировку, что увеличило их мощность на пять единиц. Соответственно – до 65 и 75 л. с. А производство польских копий итальянской техники набирало обороты.
Очень скоро появилась грузовая версия автомобиля в кузове пикап. Он выглядел очень аккуратно. Предусматривалась возможность комплектации брезентовым покрытием для грузовой площадки. На эти автомобили, предназначенные для мелких коммерческих целей, также устанавливались оба типа силовых агрегатов.
Существовала и специальная небольшая серия. Это был спецтранспорт, используемый в туристических целях. Автомобили с кузовами шестидверных седанов или кабриолетов предназначались для перевозки и экскурсий гостей польской столицы. Они готовились в отделе разработок Osrodek Badawczo-Rozwojowym FSO.
К середине десятилетия выпуск автомобиля дошел до своих максимальных значений. Впервые стотысячный рубеж в годовом эквиваленте поляки преодолели в 1974 году. Тогда с конвейера сошел 104 381 автомобиль. Таким прекрасным результатом способствовал тот факт, что за пять лет до этого Polski Fiat 125p вышел на международный рынок.
Как уже упоминалась, данная модель была одной из передовых для Восточной Европы. Поэтому неудивительно, что начиная с 1969 года она экспортировалась в соседние социалистические страны. В географию поставок включались, в первую очередь, ГДР, Венгрия и Чехословакия. Нашей страны в нем не было по понятным причинам (вовсю развивался свой ВАЗ с почти идентичной продукцией).
Даже продвинутые в техническом отношении чехи с удовольствием покупали копии итальянского автопрома. Ведь Polski Fiat 125p по многим показателям обходил местные заднемоторные Skoda 105/120. Через три года в это страну ввезли около 20 тысяч польских авто.
Успешные продажи побудили поляков расширять модельный ряд. В 1971 году появился просторный универсал, производство которого слегка тормозилось из-за множества доработок. Но в 1973 году подготовили окончательный вариант с черной пластиковой радиаторной решеткой и модифицированным жестким задним мостом.
Понемногу поляки из подражателей превратились в доноров. Их автокомплекты начали экспортироваться для последующей сборки в других странах. География поставок впечатляла: Югославия, Египет, Колумбия, Таиланд, Ирландия и др.
Полумиллионный Polski Fiat 125p сошел с конвейера в феврале 1976 года. Его серийный номер символично набил один из итальянских боссов Джованни Аньелли. К 1982 году выпустили миллионный автомобиль, а действие контракта подошло к концу. Но поляки и не думали останавливать выпуск успешного и востребованного авто. Оно просто получило новое имя – FSO 1300/1500.
Последний автомобиль с таким наименованием покинул ворота завода 29 июня 1991 года. Общий тираж составил 1 445 699 экземпляров. После этого предприятие приступило к сборке FSO Polonez на том же шасси.
Сегодня польский производитель FSO больше не существует. Но выпуск итальянской техники продолжается и дальше на современных мощностях в Бельско-Бяле. В 2021 году там собрали 2,5-миллионный экземпляр Fiat 500, популярный Cinquecento, экспортируемый по всему миру.
Среди них особняком стояло плотное сотрудничество с итальянской компанией. Так что такому понятию, как Polski Fiat, уже около девяти десятилетий. Неудивительно, что во время послевоенного восстановления итальянцы вновь предложили славянам взаимовыгодное сотрудничество. Концерн Fiat готов был предоставить польскому предприятию лицензию на выпуск современной по тем меркам модели «1100».
Похож, но не «Жигули». Фото: youtube.com
Конечно, вновь образованное варшавское FSO было бы не против. Вот только политическая ситуация в стране сильно склонилась к «веяниям с востока». К власти пришли коммунисты, которые не могли допустить союза с враждебной системой. Предложение отвергли, а в качестве модели для производства на новом заводе выбрана легендарная советская «Победа». На польском конвейере она получила новое наименование – Warszawa.
Но шло время, менялись правители и общая обстановка немного смягчилась. А вот конструкция послевоенного советского авто заметно устарела. «Хрущевская оттепель» 60-х позволила польской стороне вновь обратить свое внимание на перспективное сотрудничество с одним из ведущих европейских производителей легкового автотранспорта.
Польский Fiat по итальянской лицензии
Выпуск в Польше копии итальянской легковушки начался раньше, чем в СССР построили завод-гигант АвтоВАЗ. Да и конструкцию для варшавского предприятия доработали более тщательно. Ведь советские «Жигули» изначально адаптировали для дорог с не самым лучшим покрытием. Поэтому имелись и немного устаревшие барабанные тормоза, и усиления кузова или подвески. Все это сделало ведущий советский автомобиль 70-х более выносливым, но менее современным, по сравнению с польским «коллегой».
Первый Polski Fiat 125p сошел с новой производственной линии в Жерани 28 ноября 1967 года. На начало 70-х он стал самой современной и комфортной конструкцией на восточноевропейском рынке.
Все это стало возможным благодаря подписанию в конце 1965 года польско-итальянского контракта. По его условиям Fiat предлагал трансмиссию и шасси от старой модели «1300/1500» в комплекте с кузовом от свеженького Fiat 125 (представлен в Италии в мае 1967 года).
Серийное производство в Варшаве начато с 1968 года. А это на 2 года раньше, чем подобное произошло в советском Тольятти. Всенародно любимая «копейка» основывалась уже на модели «124», появившейся на итальянском рынке в 1966/67 гг. Оба авто получили необходимую адаптацию для полноценного производства на предприятиях т. н. социалистического лагеря. Все же польский вариант обладал рядом преимуществ и доработок:
✅ новое более богатое остекление
✅ просторный кузов
✅ тормозная система с вакуумным бустером
✅ специальные диски на все колеса
Конечно, моментально такой прогресс не сделал польский автомобиль мегапопулярным. Ведь у местного автопрома не было высокой репутации на европейском рынке. Однако, со временем, модель получила заслуженную высокую оценку. Некоторые из них даже отправились на экспорт. Базовый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с
Этот силовой агрегат находился под капотом у стильного и просторного седана. Но сотрудничество двух стран в плане выпуска автомобильной техники продолжало углубляться. Скоро польской стороне предложили для выпуска модификации в других типах кузова и с более мощными двигателями.
Новый двигатель и Polski Fiat в кузове универсал
Выпуск первого варианта автомобиля для польского рынка продолжался около года. После этого появилось предложение более мощного форсированного мотора. Он оказался лучше предшественника по всем показателям:
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 70 л. с
✅ максимальная скорость – 140 (150) км/ч
Новый движок получил увеличение диаметра цилиндров с 72 до 77 мм, с сохранением параметров хода поршня. На него установили двойной карбюратор Weber 34 DCHD. Другие показатели более мощной модификации:
✅ снаряженная масса – 970 кг
✅ расход топлива – 9-11 л / 100 км
✅ разгон до 80 км/ч за 11 секунд
С 1972 года автомобиль ждали следующие перемены. Осовременили процесс переключения передач, перенеся рычаг с руля в пол (что было обычным делом для 70-х). Оба силовые агрегаты пережили форсировку, что увеличило их мощность на пять единиц. Соответственно – до 65 и 75 л. с. А производство польских копий итальянской техники набирало обороты.
Очень скоро появилась грузовая версия автомобиля в кузове пикап. Он выглядел очень аккуратно. Предусматривалась возможность комплектации брезентовым покрытием для грузовой площадки. На эти автомобили, предназначенные для мелких коммерческих целей, также устанавливались оба типа силовых агрегатов.
Задняя оптика напоминает «тройку». Фото: youtube.com
Существовала и специальная небольшая серия. Это был спецтранспорт, используемый в туристических целях. Автомобили с кузовами шестидверных седанов или кабриолетов предназначались для перевозки и экскурсий гостей польской столицы. Они готовились в отделе разработок Osrodek Badawczo-Rozwojowym FSO.
К середине десятилетия выпуск автомобиля дошел до своих максимальных значений. Впервые стотысячный рубеж в годовом эквиваленте поляки преодолели в 1974 году. Тогда с конвейера сошел 104 381 автомобиль. Таким прекрасным результатом способствовал тот факт, что за пять лет до этого Polski Fiat 125p вышел на международный рынок.
Польская экспортная модель
Как уже упоминалась, данная модель была одной из передовых для Восточной Европы. Поэтому неудивительно, что начиная с 1969 года она экспортировалась в соседние социалистические страны. В географию поставок включались, в первую очередь, ГДР, Венгрия и Чехословакия. Нашей страны в нем не было по понятным причинам (вовсю развивался свой ВАЗ с почти идентичной продукцией).
В нашей стране это редкость. Фото: youtube.com
Даже продвинутые в техническом отношении чехи с удовольствием покупали копии итальянского автопрома. Ведь Polski Fiat 125p по многим показателям обходил местные заднемоторные Skoda 105/120. Через три года в это страну ввезли около 20 тысяч польских авто.
Успешные продажи побудили поляков расширять модельный ряд. В 1971 году появился просторный универсал, производство которого слегка тормозилось из-за множества доработок. Но в 1973 году подготовили окончательный вариант с черной пластиковой радиаторной решеткой и модифицированным жестким задним мостом.
Знакомая приборка, но чужой руль. Фото: youtube.com
Понемногу поляки из подражателей превратились в доноров. Их автокомплекты начали экспортироваться для последующей сборки в других странах. География поставок впечатляла: Югославия, Египет, Колумбия, Таиланд, Ирландия и др.
Завершение выпуска популярной модели
Полумиллионный Polski Fiat 125p сошел с конвейера в феврале 1976 года. Его серийный номер символично набил один из итальянских боссов Джованни Аньелли. К 1982 году выпустили миллионный автомобиль, а действие контракта подошло к концу. Но поляки и не думали останавливать выпуск успешного и востребованного авто. Оно просто получило новое имя – FSO 1300/1500.
Последний автомобиль с таким наименованием покинул ворота завода 29 июня 1991 года. Общий тираж составил 1 445 699 экземпляров. После этого предприятие приступило к сборке FSO Polonez на том же шасси.
Так выглядел итальянский оригинал. Фото: youtube.com
Сегодня польский производитель FSO больше не существует. Но выпуск итальянской техники продолжается и дальше на современных мощностях в Бельско-Бяле. В 2021 году там собрали 2,5-миллионный экземпляр Fiat 500, популярный Cinquecento, экспортируемый по всему миру.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....