Самые маленькие автомобили
Мировому автопрому уже более 130 лет. Не знаю, существует ли какая-то внятная статистика, сколько разных моделей выпущено за это время – мне думается, вряд ли. Хотя бы потому, что результаты будут сильно разниться от того, с какой методологией подойти к этой задаче.
Несомненно одно – за такой солидный временной отрезок свет увидело немалое количество диковинных, необычных, странных, удивительных машин.
В сети полно материалов типа «10 самых быстрых авто» или «Топ самых уродливых», или «Самые массовые». И бесконечное множество разных других «самых-самых». Тема беспроигрышная и всегда вызывает любопытство аудитории.
Я, признаться, тоже решил хайпануть на интересе читателя ко всему необычному. Задумал статью с названием вроде «Самые удивительные машины в истории автопрома». Думал, это будет легкой прогулкой за десятками тысяч просмотров. Наивный чукотский мальчик!
Думаю, сегодняшний материал станет первым в серии. Время от времени я буду готовить тематические подборки интересных машин, объединенных по какому-либо критерию.
Сегодня это будут маленькие машины.
Сразу оговорюсь: рейтинг составлен исключительно субъективно и отражает только мое личное мнение. На все вопросы типа «а почему этот автомобиль попал в список, а этот не попал?», ответ один – я художник, я так вижу!
В этой подборке и во всех последующих, я буду рассказывать о пяти автомобилях. Почему пять, а не три, не десять или двенадцать? Три мало, про десять устанете читать, а пять – оптимально. Аккуратно вписывается в формат.
Итак, маленькие машины. Я не ставлю задачу отыскать пять самых маленьких автомобильчиков и расставить их по росту. В моем списке, прежде всего, модели, которые меня удивили, заинтересовали или даже восхитили. Просто все они объединены одним качеством – они компактные.
А теперь небольшой спойлер. Надо понимать, что в формате одной статьи рассказать подробно обо всех машинах не получится. Поэтому я решил, что про модель, набравшую наибольшее количество голосов в «голосовалке», я сделаю отдельный развернутый материал.
Ну что, поехали?
Прежде чем представить первый автомобиль моего рейтинга, я призываю читателя закрыть глаза и мысленно проиграть музыкальную тему из кинофильма «Бумер». Или «Бригада» – тоже подойдет. Потому, что перед нами – настоящий BMW! Плачьте, фанаты!
Послевоенная Европа. Голод, разруха, нищета. В Германии отчаянно пытается выжить фирма BMW. А в Италии компания Iso, занятая производством мотороллеров и холодильников, решается на расширение ассортимента и готовит к выпуску автомобиль. Ну как автомобиль…
Производители холодильников пытались сделать автомобиль, но получился снова холодильник. Только на колесах. От мотороллера. Лицензию на производство этого гибрида предприимчивые итальянцы продавали направо и налево. И вот как раз где-то слева стояла грустная и полумертвая компания BMW, которая с воодушевлением ухватилась за предложение своих бывших союзников.
Так появилась BMW Isetta. Несколько слов о конструкции. Двухместный кузов с одной единственной дверью. И дверь эта, как и положено холодильнику, спереди. Двигатель от мотороллера мощностью аж 13 л.с. расположен сбоку. Уж извините, где удалось приладить, туда и впихнули! Габариты:
Производство началось в 1955 году. Как ни странно, Isetta оказалась очень подходящим автомобилем для городов тех лет. Компактная, с очень умеренным аппетитом – то, что надо для небогатого бюргера. Впрочем, не только бюргера. Помимо Германии и Италии, Isetta выпускалась во Франции, Англии, Бразилии. А уж продавалась вообще по всей Европе. За восемь лет BMW произвела аж 160 тысяч этих мотохолодильников. Более того, конструкция получила развитие и вскоре немцы представили новую модель – BMW 600. Уже четырехместную. И да, с двумя дверями, вторую приладили сбоку. Кстати, фотография Р600 - в заголовке статьи.
Понятно, что такой автомобиль был обречен получить массу прозвищ. Иногда, добрых, иногда забавных, иногда обидных. От «Sargwagen» (гробовозка) в Германии до «Yogurt pot» (кувшин с йогуртом) во Франции. Однако нашему русскому уху наиболее близко имя, придуманное в Чили – «Huevito», что в переводе с испанского значит «яйцо».
В Германии начала 50-х годов не только у BMW были тяжелые времена. Еще более печально чувствовала себя фирма Messerschmitt, которой буквально подрезали крылья – запретили выпускать самолеты. В том же 1955 году они выкатили на рынок свою версию малого городского транспортного средства – KR200.
Если у итальянского производителя холодильников автомобиль получился похожим на холодильник, то на что должна была быть похожа машина от производителя истребителя Ме-109? Правильно, на самолет. Только без крыльев.
По сравнению с BMW Isetta, «Мессершмидт» получился длиннее, но уже:
Машинка так же была двухместной, однако посадка была последовательной – пассажир сидел не сбоку, а позади водителя. Ну, как в истребителе, вы поняли. Дверей нет, посадка осуществлялась через откидной плексигласовый колпак. Хотя, по аналогии с самолетами, его правильно было бы называть «фонарь».
Двигатель был, понятно, не самолетный. Мощность – всего 9,9 л.с. Однако, за счет малой массы и «авиационной» аэродинамики, Messerschmitt разгонялся почти до 100 км/ч! Быстрее нельзя – пытался взлететь.
В 1963 году, когда и BMW уже потерял интерес к своей «Изетте», и Messerschmitt вернулся к выпуску самолетов, на Туманном Альбионе появился Р50.
Детище Peel Engineering Company, трехколесная мотоколяска, рассчитанная на одного человека, была выпущена в количестве всего 47 штук. Да, не 47 тысяч, а всего 47. Сорок семь штук. Столь незначительный объем производства не означает, что Р50 не заслуживает нашего внимания. Хотя бы потому, что он официально признан самым маленьким серийным автомобилем в мире.
Мотоциклетный двигатель в 4,2 л.с. разгоняет эту капсулу до 61 км/ч. Далее, вероятно, срабатывает ограничитель в роли которого выступает чувство самосохранения водителя. Задней передачи нет. Вместо нее – поручень, за который можно ухватиться и развернуть автомобиль. Или закатить его в гараж. При массе 59 кг это нетрудно сделать.
Удивительно, но производство Р50, остановленное в 1964 году, было возобновлено в 2010-м. Правда, данных о масштабах продаж нет. Впрочем, учитывая цену, превышающую 10 тысяч долларов, желающих купить вряд ли найдется много. Если только какой российский олигарх возьмет, чтобы кататься по своему самому большому частному самолету.
Куда ж без отечественного авто? Встречайте – мотоколяска производства Серпуховского мотозавода. Выпускалась с 1958 по 1970 г. Всего было произведено более 200 тысяч таких автомобильчиков. Габаритные размеры:
Двигатель мотоциклетный, одноцилиндровый, двухтактный, мощностью 8 л.с. Максимальная скорость не превышала 60 км/ч.
Кузов двухместный, открытый, с тканевым верхом. Короче, кабриолет, чтоб вы понимали.
Машинка по всем параметрам не выдающаяся. В любой европейской стране она затерялась бы быстро и бесследно. Но в СССР теряться ей было негде – машин было мало. К тому же, нельзя не признать, что кузов «инвалидки» не лишен элегантности. В отличие от угловатой СМЗ С-3Д, пришедшей ей на смену в 1970 году.
А уж после выхода фильма «Операция Ы» С-3А получила прозвище «Моргуновка» и навеки закрепилась в истории отечественного автопрома.
Чтобы не складывалось ощущение, что маленькие машины – это пережиток далекого автомобильного прошлого, посмотрите на этот «Ситроен». Производство и продажи стартовали совсем недавно, в 2020 году.
Ami нельзя назвать полноценным автомобилем. Во-первых, он относится к классу квадроциклов категории L7e – во Франции такими разрешено управлять с 14 лет. Во-вторых, Ami – электрический.
Габаритные размеры:
Электродвигатель имеет мощность 8 л.с. Батарея емкостью 5,5 кВтч обеспечивает запас хода около 70 км. Показатель скромный по сегодняшним временам, однако и зарядить «батарейку» от обычной бытовой сети можно всего за 3 часа. Максимальная скорость законодательно ограничена на уровне 40 км/ч. Для строгих европейских правил в городе – достаточно.
Стеклопластиковый двухместный кузов заслуживает отдельного внимания. С целью унификации и удешевления производства, передняя и задняя части автомобиля полностью одинаковы. Только спереди стоят фары головного света, а в корме – задние фонари. Более того, двери тоже одинаковые! Поэтому правая дверь подвешена традиционно, на передних петлях, а левая – развернута и крепится к задней стойке! На мой взгляд, решение очень элегантное!
А салоне есть интерьер. Правда, нет «музыки». Вместо нее – крепление для смартфона и ниша для установки переносной колонки. Модно, стильно, молодежно.
Стоит такая игрушка недешево – более 10000 евро. Однако, покупать и не обязательно – можно взять напрокат в каршеринге. Причем, по цене лишь в полтора раза выше, чем аренда велосипеда! То есть, если путешествовать вдвоем, выгоднее взять Ami. Педали крутить не нужно, да и дождик не намочит, если что.
Руки чешутся писать еще. Так много интересного осталось вне этого обзора. Heinkel Kabine, Renault Twizy, Trabant, Mazda R360, Daewoo Matiz, FIAT 600Multipla…
Но формат не позволяет. А это значит, что продолжение следует!
И напоминаю, самый интересный автомобиль этого обзора удостоится отдельного развернутого рассказа. Так что голосуем!
Несомненно одно – за такой солидный временной отрезок свет увидело немалое количество диковинных, необычных, странных, удивительных машин.
В сети полно материалов типа «10 самых быстрых авто» или «Топ самых уродливых», или «Самые массовые». И бесконечное множество разных других «самых-самых». Тема беспроигрышная и всегда вызывает любопытство аудитории.
Я, признаться, тоже решил хайпануть на интересе читателя ко всему необычному. Задумал статью с названием вроде «Самые удивительные машины в истории автопрома». Думал, это будет легкой прогулкой за десятками тысяч просмотров. Наивный чукотский мальчик!
Я легко назову пару десятков автомобилей, которые мог бы поместить в этот список и аргументированно объяснить, почему. Однако, попытка систематизировать мои хаотичные познания и, попутно, провести факт-чек, открыла мне глаза. Интересных и удивительных машин наберется не на одну статью!
Думаю, сегодняшний материал станет первым в серии. Время от времени я буду готовить тематические подборки интересных машин, объединенных по какому-либо критерию.
Сегодня это будут маленькие машины.
Сразу оговорюсь: рейтинг составлен исключительно субъективно и отражает только мое личное мнение. На все вопросы типа «а почему этот автомобиль попал в список, а этот не попал?», ответ один – я художник, я так вижу!
В этой подборке и во всех последующих, я буду рассказывать о пяти автомобилях. Почему пять, а не три, не десять или двенадцать? Три мало, про десять устанете читать, а пять – оптимально. Аккуратно вписывается в формат.
Итак, маленькие машины. Я не ставлю задачу отыскать пять самых маленьких автомобильчиков и расставить их по росту. В моем списке, прежде всего, модели, которые меня удивили, заинтересовали или даже восхитили. Просто все они объединены одним качеством – они компактные.
А теперь небольшой спойлер. Надо понимать, что в формате одной статьи рассказать подробно обо всех машинах не получится. Поэтому я решил, что про модель, набравшую наибольшее количество голосов в «голосовалке», я сделаю отдельный развернутый материал.
Ну что, поехали?
Прежде чем представить первый автомобиль моего рейтинга, я призываю читателя закрыть глаза и мысленно проиграть музыкальную тему из кинофильма «Бумер». Или «Бригада» – тоже подойдет. Потому, что перед нами – настоящий BMW! Плачьте, фанаты!
BMW Isetta
Послевоенная Европа. Голод, разруха, нищета. В Германии отчаянно пытается выжить фирма BMW. А в Италии компания Iso, занятая производством мотороллеров и холодильников, решается на расширение ассортимента и готовит к выпуску автомобиль. Ну как автомобиль…
Производители холодильников пытались сделать автомобиль, но получился снова холодильник. Только на колесах. От мотороллера. Лицензию на производство этого гибрида предприимчивые итальянцы продавали направо и налево. И вот как раз где-то слева стояла грустная и полумертвая компания BMW, которая с воодушевлением ухватилась за предложение своих бывших союзников.
Вопреки первому впечатлению "Изетта" имеет не три колеса, а четыре. Просто задняя колея сильно уже передней. Фото: youtube.com
Так появилась BMW Isetta. Несколько слов о конструкции. Двухместный кузов с одной единственной дверью. И дверь эта, как и положено холодильнику, спереди. Двигатель от мотороллера мощностью аж 13 л.с. расположен сбоку. Уж извините, где удалось приладить, туда и впихнули! Габариты:
- ★ Длина – 2285 мм
- ★ Ширина - 1380 мм
- ★ Высота – 1340 мм
- ★ Масса – 360 кг
Производство началось в 1955 году. Как ни странно, Isetta оказалась очень подходящим автомобилем для городов тех лет. Компактная, с очень умеренным аппетитом – то, что надо для небогатого бюргера. Впрочем, не только бюргера. Помимо Германии и Италии, Isetta выпускалась во Франции, Англии, Бразилии. А уж продавалась вообще по всей Европе. За восемь лет BMW произвела аж 160 тысяч этих мотохолодильников. Более того, конструкция получила развитие и вскоре немцы представили новую модель – BMW 600. Уже четырехместную. И да, с двумя дверями, вторую приладили сбоку. Кстати, фотография Р600 - в заголовке статьи.
Как ни странно, залезать в этот "холодильник" было вполне удобно. Обратите внимание, что руль откидывается вместе с дверью. Фото: youtube.com
Понятно, что такой автомобиль был обречен получить массу прозвищ. Иногда, добрых, иногда забавных, иногда обидных. От «Sargwagen» (гробовозка) в Германии до «Yogurt pot» (кувшин с йогуртом) во Франции. Однако нашему русскому уху наиболее близко имя, придуманное в Чили – «Huevito», что в переводе с испанского значит «яйцо».
Messerschmitt KR200
В Германии начала 50-х годов не только у BMW были тяжелые времена. Еще более печально чувствовала себя фирма Messerschmitt, которой буквально подрезали крылья – запретили выпускать самолеты. В том же 1955 году они выкатили на рынок свою версию малого городского транспортного средства – KR200.
Мне бы крылья... Фото: youtube.com
Если у итальянского производителя холодильников автомобиль получился похожим на холодильник, то на что должна была быть похожа машина от производителя истребителя Ме-109? Правильно, на самолет. Только без крыльев.
По сравнению с BMW Isetta, «Мессершмидт» получился длиннее, но уже:
- ★ Длина – 2819 мм
- ★ Ширина – 1219 мм
- ★ Высота – 1199 мм
Машинка так же была двухместной, однако посадка была последовательной – пассажир сидел не сбоку, а позади водителя. Ну, как в истребителе, вы поняли. Дверей нет, посадка осуществлялась через откидной плексигласовый колпак. Хотя, по аналогии с самолетами, его правильно было бы называть «фонарь».
В дорогих версиях салон имел отделку натуральной кожей и деревом! Фото: youtube.com
Двигатель был, понятно, не самолетный. Мощность – всего 9,9 л.с. Однако, за счет малой массы и «авиационной» аэродинамики, Messerschmitt разгонялся почти до 100 км/ч! Быстрее нельзя – пытался взлететь.
Peel P50
В 1963 году, когда и BMW уже потерял интерес к своей «Изетте», и Messerschmitt вернулся к выпуску самолетов, на Туманном Альбионе появился Р50.
Детище Peel Engineering Company, трехколесная мотоколяска, рассчитанная на одного человека, была выпущена в количестве всего 47 штук. Да, не 47 тысяч, а всего 47. Сорок семь штук. Столь незначительный объем производства не означает, что Р50 не заслуживает нашего внимания. Хотя бы потому, что он официально признан самым маленьким серийным автомобилем в мире.
- ★ Длина – 1340 мм
- ★ Ширина – 990 мм
- ★ Высота – 1200 мм
- ★ Масса – 59 кг
Мотоциклетный двигатель в 4,2 л.с. разгоняет эту капсулу до 61 км/ч. Далее, вероятно, срабатывает ограничитель в роли которого выступает чувство самосохранения водителя. Задней передачи нет. Вместо нее – поручень, за который можно ухватиться и развернуть автомобиль. Или закатить его в гараж. При массе 59 кг это нетрудно сделать.
Как ни странно, в эту капсулу можно втиснуть достаточно крупного взрослого мужчину. особенно, если не задумываться, как он будет оттуда выбираться. Фото: youtube.com
Удивительно, но производство Р50, остановленное в 1964 году, было возобновлено в 2010-м. Правда, данных о масштабах продаж нет. Впрочем, учитывая цену, превышающую 10 тысяч долларов, желающих купить вряд ли найдется много. Если только какой российский олигарх возьмет, чтобы кататься по своему самому большому частному самолету.
СМЗ С-3А
Куда ж без отечественного авто? Встречайте – мотоколяска производства Серпуховского мотозавода. Выпускалась с 1958 по 1970 г. Всего было произведено более 200 тысяч таких автомобильчиков. Габаритные размеры:
- ★ Длина – 2625 мм
- ★ Ширина – 1316 мм
- ★ Высота – 1380 мм
- ★ Масса – 425 кг
Двигатель мотоциклетный, одноцилиндровый, двухтактный, мощностью 8 л.с. Максимальная скорость не превышала 60 км/ч.
Кузов двухместный, открытый, с тканевым верхом. Короче, кабриолет, чтоб вы понимали.
Помыть, погладить, покрасить - и будет вполне симпатичный автомобильчик! Фото: youtube.com
Машинка по всем параметрам не выдающаяся. В любой европейской стране она затерялась бы быстро и бесследно. Но в СССР теряться ей было негде – машин было мало. К тому же, нельзя не признать, что кузов «инвалидки» не лишен элегантности. В отличие от угловатой СМЗ С-3Д, пришедшей ей на смену в 1970 году.
А уж после выхода фильма «Операция Ы» С-3А получила прозвище «Моргуновка» и навеки закрепилась в истории отечественного автопрома.
Citroen Ami
Чтобы не складывалось ощущение, что маленькие машины – это пережиток далекого автомобильного прошлого, посмотрите на этот «Ситроен». Производство и продажи стартовали совсем недавно, в 2020 году.
Видите фары? Значит, это перед! Фото: youtube.com
Ami нельзя назвать полноценным автомобилем. Во-первых, он относится к классу квадроциклов категории L7e – во Франции такими разрешено управлять с 14 лет. Во-вторых, Ami – электрический.
Габаритные размеры:
- ★ Длина – 2410 мм
- ★ Ширина – 1390 мм
- ★ Высота – 1520 мм
- ★ Масса – 485 кг
Электродвигатель имеет мощность 8 л.с. Батарея емкостью 5,5 кВтч обеспечивает запас хода около 70 км. Показатель скромный по сегодняшним временам, однако и зарядить «батарейку» от обычной бытовой сети можно всего за 3 часа. Максимальная скорость законодательно ограничена на уровне 40 км/ч. Для строгих европейских правил в городе – достаточно.
Найдите десять отличий с предыдущей фотографией! Фото: youtube.com
Стеклопластиковый двухместный кузов заслуживает отдельного внимания. С целью унификации и удешевления производства, передняя и задняя части автомобиля полностью одинаковы. Только спереди стоят фары головного света, а в корме – задние фонари. Более того, двери тоже одинаковые! Поэтому правая дверь подвешена традиционно, на передних петлях, а левая – развернута и крепится к задней стойке! На мой взгляд, решение очень элегантное!
Место в ногах у пассажира предназначено под багаж. Фото: youtube.com
А салоне есть интерьер. Правда, нет «музыки». Вместо нее – крепление для смартфона и ниша для установки переносной колонки. Модно, стильно, молодежно.
Стоит такая игрушка недешево – более 10000 евро. Однако, покупать и не обязательно – можно взять напрокат в каршеринге. Причем, по цене лишь в полтора раза выше, чем аренда велосипеда! То есть, если путешествовать вдвоем, выгоднее взять Ami. Педали крутить не нужно, да и дождик не намочит, если что.
Руки чешутся писать еще. Так много интересного осталось вне этого обзора. Heinkel Kabine, Renault Twizy, Trabant, Mazda R360, Daewoo Matiz, FIAT 600Multipla…
Но формат не позволяет. А это значит, что продолжение следует!
И напоминаю, самый интересный автомобиль этого обзора удостоится отдельного развернутого рассказа. Так что голосуем!
- Юрий Самосудов
- youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....