Лимузин ЗиС-110 – показатель возрождения послевоенного СССР
Летом 1945 года, когда Советский Союз только начал пытаться возрождать разрушенную страну, на Заводе имени Сталина собрали несколько лимузинов ЗиС-110. Это был первый послевоенный легковой автомобиль.
Своей роскошью он удивлял не только советских граждан, но и европейцев с американцами. Иностранцы не могли взять в толк, как разрушенная войной страна смогла выпустить такое и поражались богатству СССР.
А ведь на это все и было рассчитано! Сам Сталин лично курировал создание советского лимузина, который должен вызывать уважение у заграничных дипломатов и политиков!
До ЗиС-110 в СССР были свои представительские автомобили. Перед началом Великой Отечественной войны самым передовым был ЗиС-101, который уже к 1940 году считался устаревшим. Скорее всего, его бы сменили на конвейере, но после нападения Германии было уже не до гражданских автомобилей.
Хотя появился ЗиС-110 в 1945 году, задание на его разработку было получено в конце 1942, когда Сталину стало ясно, что СССР в войне победит. В качестве образца для подражания был выбран Паккард-180, который в начале 1940-х годов возил Франклина Рузвельта – президента США.
Есть пару версий о том, как хотели создать кузов ЗиС-110, но в любом случае, все детали пришлось изготавливать самостоятельно.
Предыдущий лимузин 101 модели заказывали в США, потратив на это около 1 500 000 долларов. Тогда все штампы для кузовных панелей и рамы изготавливались фирмой Badd. Но тратить такие деньги в условиях военного времени было неразумно, поэтому в США закупили несколько автомобилей и не только Паккардов.
Сейчас точно нельзя сказать, какие именно модели приобретены в 1943 году, но в документах указываются несколько машин от разных производителей:
Поэтому нельзя называть ЗиС-110 полной копией Packard 180. Скорее, советский лимузин стал некой сборной солянкой из лучших автомобилей производства США.
Но внешность стилизована именно под Паккард-180 – так хотел Сталин.
Дизайнер Герман, который создал внешний облик ЗиС-110, не любил американский автопром, поэтому постарался сделать так, чтобы кузов максимально был непохож на Паккард-180. Это объяснялось новыми тенденциями в автомобильной моде.
Внешние отличия:
Первый ходовой образец ЗиС-110 был готов 20 сентября 1944 года и продемонстрирован Сталину. Тому автомобиль понравился, после чего завод получил добро на мелкосерийный выпуск.
Кстати, один из ЗиС-110 был подарен патриарху Алексию I лично Иосифом Виссарионовичем.
Лимузин получил длину в 6 метров ровно, при колесной базе 3 760 мм. Ширина автомобиля – 1 960 мм, дорожный просвет – 200 мм.
Восьмицилиндровый мотор был скопирован с Паккарда почти полностью. Двигатель чугунный, поршни из алюминиевого сплава. Рабочий объем – 6 литров при мощности в 140 л. с. Изначально мотор развивал 162 л. с, но из-за того, что в СССР не нашлось автомобильного бензина с октановым числом более 70, пришлось снижать степень сжатия. Соответственно, упала и мощность.
Коробку передач устанавливали механическую трехступенчатую. Благодаря огромному крутящему моменту, водитель лимузина мог трогаться сразу со второй.
Система охлаждения впервые для советских автомобилей была герметизирована. Для ускорения прогрева и упрощения регулировки, в бачке радиатора установили специальные жалюзи. Когда нужно, они открывались или закрывались.
Были и другие инновации в ЗиС-110. Например, передняя подвеска независимая – впервые в Советском Союзе применена такая конструкция. Автомобиль имел стабилизаторы поперечной устойчивости. Гидропривод тормозной системы тоже впервые применялся на легковых машинах.
ЗиС-110 был комфортным, что особенно выделялось на фоне послевоенной разрухи. Даже иностранцы впечатлялись, что говорить о советских гражданах? В салоне было тихо как в отдельном кабинете. Этого удалось добиться за счет отличной шумоизоляции и толстым стеклам.
Стекла у ЗиС-110 были автоматическими, но для этого использовались не стандартные сейчас электромоторчики, а специальные гидравлические домкраты. Такая конструкция поднимала не только толстые стекла, но и утяжеленные бронированные.
Бронированные автомобили назывались ЗиС-115, но об этом мало кто знал. Для обычных советских граждан все лимузины ЗиС-110 считались одинаковыми. С 1945 по 1961 годы выпущено 2 100 автомобилей, но бронированными из них было только 43 экземпляра.
Первый такой лимузин собирали для Сталина, и это был серийный ЗиС-115. Автомобиль внешне отличался от стандартного ЗиС-110 наличием дополнительной центральной фары.
Двигатель тоже был другим – его степень сжатия решили не уменьшать и автомобиль развивал мощность в 162 л. с. Приходилось заправлять ЗиС-115 высокооктановым бензином. Есть мнение, что топливо покупали за границей, но это маловероятно. Скорее всего, его изготавливали специально в СССР.
Вес ЗиС-115 составлял 7 500 кг против 2 500 у 110 модификации. Пришлось поменять задний мост на грузовой от ЗиС-150.
Максимальная скорость бронированного лимузина – 100 км/ч. Для веса в 7,5 тонны – это хороший результат.
Кроме лимузинов, на базе ЗиС-110 выпускалось несколько специальных автомобилей. Например, скорая помощь, отличающаяся окраской, фонарем с крестом и кузовом типа универсал. Внутри располагались носилки для одного пациента.
Для гостей столицы выпускались специальные модификации такси. Да, при Сталине каждый мог прокатиться на представительском лимузине при желании! Хотя найти такое такси на улице было сложно, они работали под заказ.
Для военных парадов выпускали специальные фаэтоны с индексом ЗиС-110Б. Эти автомобили заменили коней главнокомандующих.
Полноприводный ЗиС-110Ш получил два ведущих моста от Dodge WC51 и раздаточную коробку от него же. Сделать это было несложно – после войны в СССР осталось много ленд-лизовских внедорожников.
Полноприводных ЗиС-110Ш было выпущено 47 штук, но сейчас неизвестно, сохранился ли хоть один такой лимузин.
В 1958 г. на смену ЗиЛ-110 (он уже так назывался к тому времени) пришла модель ЗиЛ-111, но старый лимузин параллельно выпускали еще почти три года.
Ни один последующий советский представительский автомобиль не стал таким массовым, как ЗиС-110. В продаже такие машины встречаются до сих пор, но просят за них от 30 000 000 рублей. Если есть возможность сохранить лимузин, то покупка – это выгодное вложение денежных средств – с годами ЗиС-110 станет только дороже.
Своей роскошью он удивлял не только советских граждан, но и европейцев с американцами. Иностранцы не могли взять в толк, как разрушенная войной страна смогла выпустить такое и поражались богатству СССР.
А ведь на это все и было рассчитано! Сам Сталин лично курировал создание советского лимузина, который должен вызывать уважение у заграничных дипломатов и политиков!
История появления
До ЗиС-110 в СССР были свои представительские автомобили. Перед началом Великой Отечественной войны самым передовым был ЗиС-101, который уже к 1940 году считался устаревшим. Скорее всего, его бы сменили на конвейере, но после нападения Германии было уже не до гражданских автомобилей.
Довоенный ЗиС-101. Фото: Youtube.com
Хотя появился ЗиС-110 в 1945 году, задание на его разработку было получено в конце 1942, когда Сталину стало ясно, что СССР в войне победит. В качестве образца для подражания был выбран Паккард-180, который в начале 1940-х годов возил Франклина Рузвельта – президента США.
Американский автомобиль выпускался всего лишь несколько месяцев – ему тоже помешала война.
Есть пару версий о том, как хотели создать кузов ЗиС-110, но в любом случае, все детали пришлось изготавливать самостоятельно.
Предыдущий лимузин 101 модели заказывали в США, потратив на это около 1 500 000 долларов. Тогда все штампы для кузовных панелей и рамы изготавливались фирмой Badd. Но тратить такие деньги в условиях военного времени было неразумно, поэтому в США закупили несколько автомобилей и не только Паккардов.
Сейчас точно нельзя сказать, какие именно модели приобретены в 1943 году, но в документах указываются несколько машин от разных производителей:
- ? Три Паккард Кастом Супер Эйт
- ? Два Бьюик 90 Лимитед
- ? Пара Кадиллак 75-й и 67-й моделей
Поэтому нельзя называть ЗиС-110 полной копией Packard 180. Скорее, советский лимузин стал некой сборной солянкой из лучших автомобилей производства США.
Паккард-180 для сравнения с ЗиС-110. Фото: Youtube.com
Но внешность стилизована именно под Паккард-180 – так хотел Сталин.
Штампы пришлось изготавливать самостоятельно и их в итоге сделали. Интересно, что кузов был не из стали, а из цинково-алюминиевого сплава.
Дизайнер Герман, который создал внешний облик ЗиС-110, не любил американский автопром, поэтому постарался сделать так, чтобы кузов максимально был непохож на Паккард-180. Это объяснялось новыми тенденциями в автомобильной моде.
Внешние отличия:
- ? Исчезли широкие подножки
- ? Запасное колесо переехало в багажник
- ? Задняя часть стала более обтекаемой
Первый ходовой образец ЗиС-110 был готов 20 сентября 1944 года и продемонстрирован Сталину. Тому автомобиль понравился, после чего завод получил добро на мелкосерийный выпуск.
Благодаря высокому дорожному просвету автомобиль спокойно покорял грунтовые дороги. Фото: Youtube.com
Кстати, один из ЗиС-110 был подарен патриарху Алексию I лично Иосифом Виссарионовичем.
Технические характеристики
Лимузин получил длину в 6 метров ровно, при колесной базе 3 760 мм. Ширина автомобиля – 1 960 мм, дорожный просвет – 200 мм.
Восьмицилиндровый мотор был скопирован с Паккарда почти полностью. Двигатель чугунный, поршни из алюминиевого сплава. Рабочий объем – 6 литров при мощности в 140 л. с. Изначально мотор развивал 162 л. с, но из-за того, что в СССР не нашлось автомобильного бензина с октановым числом более 70, пришлось снижать степень сжатия. Соответственно, упала и мощность.
Коробку передач устанавливали механическую трехступенчатую. Благодаря огромному крутящему моменту, водитель лимузина мог трогаться сразу со второй.
Система охлаждения впервые для советских автомобилей была герметизирована. Для ускорения прогрева и упрощения регулировки, в бачке радиатора установили специальные жалюзи. Когда нужно, они открывались или закрывались.
Салон отделан с типично американской роскошью. Фото: Youtube.com
Были и другие инновации в ЗиС-110. Например, передняя подвеска независимая – впервые в Советском Союзе применена такая конструкция. Автомобиль имел стабилизаторы поперечной устойчивости. Гидропривод тормозной системы тоже впервые применялся на легковых машинах.
Салон
ЗиС-110 был комфортным, что особенно выделялось на фоне послевоенной разрухи. Даже иностранцы впечатлялись, что говорить о советских гражданах? В салоне было тихо как в отдельном кабинете. Этого удалось добиться за счет отличной шумоизоляции и толстым стеклам.
Водитель и пассажиры комфортно чувствовали себя как летом, так и зимой, из-за наличия систем отопления и вентиляции. Сиденья отличались мягкостью, благодаря набивке из пуха гаги. Сверху они обшивались самым лучшим драпом бежевого цвета.
Стекла у ЗиС-110 были автоматическими, но для этого использовались не стандартные сейчас электромоторчики, а специальные гидравлические домкраты. Такая конструкция поднимала не только толстые стекла, но и утяжеленные бронированные.
ЗиС-115
Бронированные автомобили назывались ЗиС-115, но об этом мало кто знал. Для обычных советских граждан все лимузины ЗиС-110 считались одинаковыми. С 1945 по 1961 годы выпущено 2 100 автомобилей, но бронированными из них было только 43 экземпляра.
Первый такой лимузин собирали для Сталина, и это был серийный ЗиС-115. Автомобиль внешне отличался от стандартного ЗиС-110 наличием дополнительной центральной фары.
ЗиС-115 выдерживал взрыв гранаты под днищем. Фото: Youtube.com
Двигатель тоже был другим – его степень сжатия решили не уменьшать и автомобиль развивал мощность в 162 л. с. Приходилось заправлять ЗиС-115 высокооктановым бензином. Есть мнение, что топливо покупали за границей, но это маловероятно. Скорее всего, его изготавливали специально в СССР.
Вес ЗиС-115 составлял 7 500 кг против 2 500 у 110 модификации. Пришлось поменять задний мост на грузовой от ЗиС-150.
Максимальная скорость бронированного лимузина – 100 км/ч. Для веса в 7,5 тонны – это хороший результат.
Другие модификации ЗиС-110
Кроме лимузинов, на базе ЗиС-110 выпускалось несколько специальных автомобилей. Например, скорая помощь, отличающаяся окраской, фонарем с крестом и кузовом типа универсал. Внутри располагались носилки для одного пациента.
Для гостей столицы выпускались специальные модификации такси. Да, при Сталине каждый мог прокатиться на представительском лимузине при желании! Хотя найти такое такси на улице было сложно, они работали под заказ.
Для военных парадов выпускали специальные фаэтоны с индексом ЗиС-110Б. Эти автомобили заменили коней главнокомандующих.
Полноприводный ЗиС-110Ш получил два ведущих моста от Dodge WC51 и раздаточную коробку от него же. Сделать это было несложно – после войны в СССР осталось много ленд-лизовских внедорожников.
Это фаэтон ЗиС-110Б. Фото: Youtube.com
Полноприводных ЗиС-110Ш было выпущено 47 штук, но сейчас неизвестно, сохранился ли хоть один такой лимузин.
В 1958 г. на смену ЗиЛ-110 (он уже так назывался к тому времени) пришла модель ЗиЛ-111, но старый лимузин параллельно выпускали еще почти три года.
Ни один последующий советский представительский автомобиль не стал таким массовым, как ЗиС-110. В продаже такие машины встречаются до сих пор, но просят за них от 30 000 000 рублей. Если есть возможность сохранить лимузин, то покупка – это выгодное вложение денежных средств – с годами ЗиС-110 станет только дороже.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....