bibimot

Лимузин ЗиС-110 – показатель возрождения послевоенного СССР

Лимузин ЗиС-110 – показатель возрождения послевоенного СССР
Летом 1945 года, когда Советский Союз только начал пытаться возрождать разрушенную страну, на Заводе имени Сталина собрали несколько лимузинов ЗиС-110. Это был первый послевоенный легковой автомобиль.


Своей роскошью он удивлял не только советских граждан, но и европейцев с американцами. Иностранцы не могли взять в толк, как разрушенная войной страна смогла выпустить такое и поражались богатству СССР.

А ведь на это все и было рассчитано! Сам Сталин лично курировал создание советского лимузина, который должен вызывать уважение у заграничных дипломатов и политиков!

История появления


До ЗиС-110 в СССР были свои представительские автомобили. Перед началом Великой Отечественной войны самым передовым был ЗиС-101, который уже к 1940 году считался устаревшим. Скорее всего, его бы сменили на конвейере, но после нападения Германии было уже не до гражданских автомобилей.

Лимузин ЗиС-110 – показатель возрождения послевоенного СССРДовоенный ЗиС-101. Фото: Youtube.com


Хотя появился ЗиС-110 в 1945 году, задание на его разработку было получено в конце 1942, когда Сталину стало ясно, что СССР в войне победит. В качестве образца для подражания был выбран Паккард-180, который в начале 1940-х годов возил Франклина Рузвельта – президента США.

Американский автомобиль выпускался всего лишь несколько месяцев – ему тоже помешала война.


Есть пару версий о том, как хотели создать кузов ЗиС-110, но в любом случае, все детали пришлось изготавливать самостоятельно.

Предыдущий лимузин 101 модели заказывали в США, потратив на это около 1 500 000 долларов. Тогда все штампы для кузовных панелей и рамы изготавливались фирмой Badd. Но тратить такие деньги в условиях военного времени было неразумно, поэтому в США закупили несколько автомобилей и не только Паккардов.

Сейчас точно нельзя сказать, какие именно модели приобретены в 1943 году, но в документах указываются несколько машин от разных производителей:

  • 👉 Три Паккард Кастом Супер Эйт
  • 👉 Два Бьюик 90 Лимитед
  • 👉 Пара Кадиллак 75-й и 67-й моделей


Поэтому нельзя называть ЗиС-110 полной копией Packard 180. Скорее, советский лимузин стал некой сборной солянкой из лучших автомобилей производства США.

Паккард-180 для сравнения с ЗиС-110. Фото: Youtube.com


Но внешность стилизована именно под Паккард-180 – так хотел Сталин.

Штампы пришлось изготавливать самостоятельно и их в итоге сделали. Интересно, что кузов был не из стали, а из цинково-алюминиевого сплава.


Дизайнер Герман, который создал внешний облик ЗиС-110, не любил американский автопром, поэтому постарался сделать так, чтобы кузов максимально был непохож на Паккард-180. Это объяснялось новыми тенденциями в автомобильной моде.

Внешние отличия:

  • 👉 Исчезли широкие подножки
  • 👉 Запасное колесо переехало в багажник
  • 👉 Задняя часть стала более обтекаемой


Первый ходовой образец ЗиС-110 был готов 20 сентября 1944 года и продемонстрирован Сталину. Тому автомобиль понравился, после чего завод получил добро на мелкосерийный выпуск.

Благодаря высокому дорожному просвету автомобиль спокойно покорял грунтовые дороги. Фото: Youtube.com


Кстати, один из ЗиС-110 был подарен патриарху Алексию I лично Иосифом Виссарионовичем.

Технические характеристики


Лимузин получил длину в 6 метров ровно, при колесной базе 3 760 мм. Ширина автомобиля – 1 960 мм, дорожный просвет – 200 мм.

Восьмицилиндровый мотор был скопирован с Паккарда почти полностью. Двигатель чугунный, поршни из алюминиевого сплава. Рабочий объем – 6 литров при мощности в 140 л. с. Изначально мотор развивал 162 л. с, но из-за того, что в СССР не нашлось автомобильного бензина с октановым числом более 70, пришлось снижать степень сжатия. Соответственно, упала и мощность.

Коробку передач устанавливали механическую трехступенчатую. Благодаря огромному крутящему моменту, водитель лимузина мог трогаться сразу со второй.

Система охлаждения впервые для советских автомобилей была герметизирована. Для ускорения прогрева и упрощения регулировки, в бачке радиатора установили специальные жалюзи. Когда нужно, они открывались или закрывались.

Салон отделан с типично американской роскошью. Фото: Youtube.com


Были и другие инновации в ЗиС-110. Например, передняя подвеска независимая – впервые в Советском Союзе применена такая конструкция. Автомобиль имел стабилизаторы поперечной устойчивости. Гидропривод тормозной системы тоже впервые применялся на легковых машинах.

Салон


ЗиС-110 был комфортным, что особенно выделялось на фоне послевоенной разрухи. Даже иностранцы впечатлялись, что говорить о советских гражданах? В салоне было тихо как в отдельном кабинете. Этого удалось добиться за счет отличной шумоизоляции и толстым стеклам.

Водитель и пассажиры комфортно чувствовали себя как летом, так и зимой, из-за наличия систем отопления и вентиляции. Сиденья отличались мягкостью, благодаря набивке из пуха гаги. Сверху они обшивались самым лучшим драпом бежевого цвета.


Стекла у ЗиС-110 были автоматическими, но для этого использовались не стандартные сейчас электромоторчики, а специальные гидравлические домкраты. Такая конструкция поднимала не только толстые стекла, но и утяжеленные бронированные.

ЗиС-115


Бронированные автомобили назывались ЗиС-115, но об этом мало кто знал. Для обычных советских граждан все лимузины ЗиС-110 считались одинаковыми. С 1945 по 1961 годы выпущено 2 100 автомобилей, но бронированными из них было только 43 экземпляра.

Первый такой лимузин собирали для Сталина, и это был серийный ЗиС-115. Автомобиль внешне отличался от стандартного ЗиС-110 наличием дополнительной центральной фары.

ЗиС-115 выдерживал взрыв гранаты под днищем. Фото: Youtube.com


Двигатель тоже был другим – его степень сжатия решили не уменьшать и автомобиль развивал мощность в 162 л. с. Приходилось заправлять ЗиС-115 высокооктановым бензином. Есть мнение, что топливо покупали за границей, но это маловероятно. Скорее всего, его изготавливали специально в СССР.

Вес ЗиС-115 составлял 7 500 кг против 2 500 у 110 модификации. Пришлось поменять задний мост на грузовой от ЗиС-150.
Максимальная скорость бронированного лимузина – 100 км/ч. Для веса в 7,5 тонны – это хороший результат.

Другие модификации ЗиС-110


Кроме лимузинов, на базе ЗиС-110 выпускалось несколько специальных автомобилей. Например, скорая помощь, отличающаяся окраской, фонарем с крестом и кузовом типа универсал. Внутри располагались носилки для одного пациента.

Для гостей столицы выпускались специальные модификации такси. Да, при Сталине каждый мог прокатиться на представительском лимузине при желании! Хотя найти такое такси на улице было сложно, они работали под заказ.

Для военных парадов выпускали специальные фаэтоны с индексом ЗиС-110Б. Эти автомобили заменили коней главнокомандующих.
Полноприводный ЗиС-110Ш получил два ведущих моста от Dodge WC51 и раздаточную коробку от него же. Сделать это было несложно – после войны в СССР осталось много ленд-лизовских внедорожников.

Это фаэтон ЗиС-110Б. Фото: Youtube.com


Полноприводных ЗиС-110Ш было выпущено 47 штук, но сейчас неизвестно, сохранился ли хоть один такой лимузин.
В 1958 г. на смену ЗиЛ-110 (он уже так назывался к тому времени) пришла модель ЗиЛ-111, но старый лимузин параллельно выпускали еще почти три года.

Ни один последующий советский представительский автомобиль не стал таким массовым, как ЗиС-110. В продаже такие машины встречаются до сих пор, но просят за них от 30 000 000 рублей. Если есть возможность сохранить лимузин, то покупка – это выгодное вложение денежных средств – с годами ЗиС-110 станет только дороже.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Как вам ЗиС-110?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Авто не для всех: советский лимузин ЗИЛ-114Советско-российские кабриолеты – от «Промбронь» до Aurus

ЗиЛ-131: переделка в 10х10

ЗиЛ-131: переделка в 10х10

Ни для кого не секрет, что советская автомобильная промышленность выпускала полноприводные грузовики колесной формулы: 4х4, 6х6 и даже 8х8. А вот автору...
  • 4 816
BMW 730i: казнить нельзя, помиловать!

BMW 730i: казнить нельзя, помиловать!

BMW 7-серии в кузове Е32. Некогда флагман немецкого автопрома, и первый послевоенный автомобиль ФРГ примеривший двигатель V12. Когда-то, на таких «семерках»...
  • 1 534