Как и во что красят самолеты
За все время эксплуатации самолет обычно красят в трех случаях: когда он впервые выкатывается из ворот сборочного цеха авиазавода, после ремонта и при смене собственника. На Западе большинство крупных перевозчиков имеют свои ангары-площадки, на которых занимаются приданием воздушному судна нужной расцветки. Но если есть «окно», такие подразделения компании принимают и сторонние заказы.
В России все происходит несколько иначе. Уж исторически сложилось так, что покрасочные ангары в основном располагаются на территориях авиаремонтных предприятий.
Но есть и специализированные фирмы. Например, в московском «Быково» компания «АТ-Дизайн» обладает целым покрасочным комплексом, позволяющим «справляться» с такими, прямо скажем, немаленькими самолетами, как Boeing 737, 757 либо наш Ил-76. А фирма, расположенная в Ульяновске («Спектр-Авиа»), готова заняться и гигантом Ан-124.
Речь идет не о костюме швейцара или слуги, а расцветке лайнера, принадлежащего той или иной авиакомпании. Если при Советском Союзе все самолеты выглядели одинаково, то к 90-м на них стали уже рисовать логотипы и названия новых собственников. А позже – окрашивать машины полностью (ну или почти, в зависимости от финансовых возможностей перевозчика).
Например, сегодня уже издали можно узнать воздушные суда компании S7, окрашенные в салатовый оттенок. Однако большинство перевозчиков как-то не стремятся резко выделиться на фоне других самолетов; видимо, из экономии, ограничиваются несколькими полосками-линиями, логотипом да собственным названием. Но и его надо написать. Как происходит процесс покраски и дизайнерского оформления лайнера сегодня?
Техника, уже побывавшая в эксплуатации, в первую очередь должна «лишиться» старого состава, нанесенного на плоскости и фюзеляж. Для этого используют специальные агрессивные растворы, буквально разъедающие старую краску в течение нескольких часов. Потом она, вспучиваясь, сходит целыми пластами: самые стойкие участки сдирают резиновыми шпателем вручную. Но перед этим наглухо закрывают все отверстия и полости, куда смывка не должна проникнуть. После окончания реакции раствора со старой краской, все, что осталось, смывают горячей водой под давлением. Разумеется, все работы персонал проводит в специальных защитных костюмах.
В него самолеты поступают в первозданном виде. Здесь поддерживается нужная температура и влажность, работает система очистки воздуха, вытяжки, вентиляция.
Чем точнее соблюдаются рекомендуемые производителем состава режимы, тем дольше цвет продержится на лайнере.
Нужный материал изготавливает не так уж и много фирм. Если говорить о лидерах отрасли, то это Akzo Nobel (Нидерланды), DuPont (Франция), PPG Aerospace (Англия). Краска – полиуретановая и включает в себя два основных компонента: сам состав и отвердитель. Также могут добавляться всякие разбавители и иные «присадки». Все используемые при обработке и покраске химикаты должны принадлежать одному производителю.
Следующий этап – грунтование: состав наносится в несколько слоев. При этом после каждого из них поверхность тщательно обследуется на предмет бугорков, впадин. Первые шлифуются, вторые заполняются грунтом. Иначе нельзя: даже малейшие дефекты на глянцевой поверхности будут очень хорошо заметны. Многие, кто сталкивался с покраской автомобиля или его кузовных элементов, наверняка это знают.
Изначально наносится базовый цвет: чаще всего белый либо иной: на том же примере самолетов S7 – салатовый. Лайнер окрашивают в несколько слоев, приемов: все зависит от используемых технологий. Когда основа высыхает, начинается наиболее трудоемкий этап – маскирование.
Под этим термином подразумевается применение всяких трафаретов, назначение которых заключается в закрытии (защите) частей поверхности, не требующих окраски в используемый в данный момент цвет. Процедура нанесения надписей, узоров, орнаментов и логотипов повторяется несколько раз. В зависимости от обилия обозначений на ливрее, данный процесс длится от 3-4 дней до недели и дольше.
Окончательный этап – нанесение слоя лака. Он защищает окрасочный состав от атмосферного воздействия и придает поверхности ослепительный блеск, глянец, короче говоря, товарный вид, притягивающий внимание в аэропортах.
Они отличаются ярким, привлекающим цветом, иногда неожиданными рисунками и узорами. Создание ливреи – дорогостоящее и долгое занятие, над ней трудится, как правило, специальная группа дизайнеров. Но зачастую перевозчики «удешевляют» процесс, обращаясь непосредственно к пассажирам, которые предлагают собственные решения по окраске. В ходе конкурса создается комиссия, которая и выбирает самый лучший, по ее мнению, вариант.
До конца Второй мировой войны большую часть фюзеляжа оставляли неокрашенной: исключение – разве что эмблемы да название перевозчика. Да и составы в то время были дорогими, не отличались качеством, особенно если учитывать холод на высоте, перепады температуры. Активно использовать окраску воздушных судов начали к середине 60-х однако стоит сказать: авиалайнеры в «голом металле» и сегодня остаются в моде – например, Airbus A350 XW8 либо Boeing 787 Dreamliner.
Первые «украшения», которые наносили еще в 20-е годы минувшего века представляли собой линию (т. н. cheatline) вдоль фюзеляжа, которая зрительно удлиняла самолет.
Но к 80-м эта мода окончательно ушла и на судах стали рисовать «что попало»: например, изображения животных, узоры, геометрические фигуры и т. п..
Авиаперевозчик «Белавиа» раскрасил свой лайнер в национальные орнаменты, которые мирно соседствуют с элементами World of Tanks. Эта игра была разработана в Белоруссии и сегодня ей пользуются во всем мире. Почему бы этим не гордиться? А воздушное судно назвали «Танколетом».
Авиакомпания Hainan Airlines, самолеты которой часто летают из КНР в США и обратно, стараются привлечь внимание не только к перевозчику, но и редким животным. Панда – бамбуковый медведь популярен как в Китае, так и во всем мире.
Впрочем, РФ тема сохранения редких животных тоже не чужда: взгляните на этот «Боинг» авиаперевозчика «Россия» с симпатичной «мордашкой» амурского тигра на самолетном носу.
Лайнер тут же окрестили «Тигролетом»: а как же иначе? Картинка органично вписалась в конструкцию лайнера. Японский авиаперевозчик тоже в этом «тренде»: один из его самолетов украшает изображение галапагосской (слоновой) черепахи. Она является исчезающим животным и достопримечательностью Гавайских островов, куда лайнер и летает.
А на самолетах мексиканской авиакомпании AeroMexico – ни много ни мало – изображение бога из мифологии.
Он изображен в носовой части лайнера. Оно и понятно, все-таки воздушные суда по небу летают…
В России все происходит несколько иначе. Уж исторически сложилось так, что покрасочные ангары в основном располагаются на территориях авиаремонтных предприятий.
Западные авиакомпании красят самолеты сразу на заводе. Фото: YouTube.com
Но есть и специализированные фирмы. Например, в московском «Быково» компания «АТ-Дизайн» обладает целым покрасочным комплексом, позволяющим «справляться» с такими, прямо скажем, немаленькими самолетами, как Boeing 737, 757 либо наш Ил-76. А фирма, расположенная в Ульяновске («Спектр-Авиа»), готова заняться и гигантом Ан-124.
Ливреи
Речь идет не о костюме швейцара или слуги, а расцветке лайнера, принадлежащего той или иной авиакомпании. Если при Советском Союзе все самолеты выглядели одинаково, то к 90-м на них стали уже рисовать логотипы и названия новых собственников. А позже – окрашивать машины полностью (ну или почти, в зависимости от финансовых возможностей перевозчика).
Самолеты компании A7 Airlines видно издалека. Фото: YouTube.com
Например, сегодня уже издали можно узнать воздушные суда компании S7, окрашенные в салатовый оттенок. Однако большинство перевозчиков как-то не стремятся резко выделиться на фоне других самолетов; видимо, из экономии, ограничиваются несколькими полосками-линиями, логотипом да собственным названием. Но и его надо написать. Как происходит процесс покраски и дизайнерского оформления лайнера сегодня?
Первый этап – смывочный цех
Техника, уже побывавшая в эксплуатации, в первую очередь должна «лишиться» старого состава, нанесенного на плоскости и фюзеляж. Для этого используют специальные агрессивные растворы, буквально разъедающие старую краску в течение нескольких часов. Потом она, вспучиваясь, сходит целыми пластами: самые стойкие участки сдирают резиновыми шпателем вручную. Но перед этим наглухо закрывают все отверстия и полости, куда смывка не должна проникнуть. После окончания реакции раствора со старой краской, все, что осталось, смывают горячей водой под давлением. Разумеется, все работы персонал проводит в специальных защитных костюмах.
В покрасочном боксе
В него самолеты поступают в первозданном виде. Здесь поддерживается нужная температура и влажность, работает система очистки воздуха, вытяжки, вентиляция.
Некоторые перевозчики явно экономят на покраске. Фото: YouTube.com
Чем точнее соблюдаются рекомендуемые производителем состава режимы, тем дольше цвет продержится на лайнере.
Чем красят?
Нужный материал изготавливает не так уж и много фирм. Если говорить о лидерах отрасли, то это Akzo Nobel (Нидерланды), DuPont (Франция), PPG Aerospace (Англия). Краска – полиуретановая и включает в себя два основных компонента: сам состав и отвердитель. Также могут добавляться всякие разбавители и иные «присадки». Все используемые при обработке и покраске химикаты должны принадлежать одному производителю.
Подготовка
Следующий этап – грунтование: состав наносится в несколько слоев. При этом после каждого из них поверхность тщательно обследуется на предмет бугорков, впадин. Первые шлифуются, вторые заполняются грунтом. Иначе нельзя: даже малейшие дефекты на глянцевой поверхности будут очень хорошо заметны. Многие, кто сталкивался с покраской автомобиля или его кузовных элементов, наверняка это знают.
Окраска фюзеляжа в базовый цвет. Фото: YouTube.com
Изначально наносится базовый цвет: чаще всего белый либо иной: на том же примере самолетов S7 – салатовый. Лайнер окрашивают в несколько слоев, приемов: все зависит от используемых технологий. Когда основа высыхает, начинается наиболее трудоемкий этап – маскирование.
Заклеивание поверхности, не подлежащей окрашиванию. Фото: YouTube.com
Готовое лакокрасочное покрытие на самолете имеет толщину не более 0,2 мм. Общая масса составов, например, Boeing-737 – почти 115 кг.
Под этим термином подразумевается применение всяких трафаретов, назначение которых заключается в закрытии (защите) частей поверхности, не требующих окраски в используемый в данный момент цвет. Процедура нанесения надписей, узоров, орнаментов и логотипов повторяется несколько раз. В зависимости от обилия обозначений на ливрее, данный процесс длится от 3-4 дней до недели и дольше.
Покраска МС-21 в цвета перевозчика «Россия». Фото: YouTube.com
Окончательный этап – нанесение слоя лака. Он защищает окрасочный состав от атмосферного воздействия и придает поверхности ослепительный блеск, глянец, короче говоря, товарный вид, притягивающий внимание в аэропортах.
Какими бывают авиационные ливреи
Они отличаются ярким, привлекающим цветом, иногда неожиданными рисунками и узорами. Создание ливреи – дорогостоящее и долгое занятие, над ней трудится, как правило, специальная группа дизайнеров. Но зачастую перевозчики «удешевляют» процесс, обращаясь непосредственно к пассажирам, которые предлагают собственные решения по окраске. В ходе конкурса создается комиссия, которая и выбирает самый лучший, по ее мнению, вариант.
История
До конца Второй мировой войны большую часть фюзеляжа оставляли неокрашенной: исключение – разве что эмблемы да название перевозчика. Да и составы в то время были дорогими, не отличались качеством, особенно если учитывать холод на высоте, перепады температуры. Активно использовать окраску воздушных судов начали к середине 60-х однако стоит сказать: авиалайнеры в «голом металле» и сегодня остаются в моде – например, Airbus A350 XW8 либо Boeing 787 Dreamliner.
На A350 XW8 базовый слой краски могут и не наносить. Фото: YouTube.com
Некоторые перевозчики утверждали, что краска увеличивает массу самолета и подавали иски в суд на авиазаводы, продававшие уже окрашенные лайнеры. Но те отвечали, что такая техника меньше поддается коррозии и тем самым снижает расходы на обслуживание. Ничья!
Первые «украшения», которые наносили еще в 20-е годы минувшего века представляли собой линию (т. н. cheatline) вдоль фюзеляжа, которая зрительно удлиняла самолет.
Ливрея компании Eastern Airlines в 1965-м году в виде клюшки. Фото: YouTube.com
Но к 80-м эта мода окончательно ушла и на судах стали рисовать «что попало»: например, изображения животных, узоры, геометрические фигуры и т. п..
Сегодня
Авиаперевозчик «Белавиа» раскрасил свой лайнер в национальные орнаменты, которые мирно соседствуют с элементами World of Tanks. Эта игра была разработана в Белоруссии и сегодня ей пользуются во всем мире. Почему бы этим не гордиться? А воздушное судно назвали «Танколетом».
Неплохая реклама и перевозчику и компьютерной игре. Фото: YouTube.com
Авиакомпания Hainan Airlines, самолеты которой часто летают из КНР в США и обратно, стараются привлечь внимание не только к перевозчику, но и редким животным. Панда – бамбуковый медведь популярен как в Китае, так и во всем мире.
Зверюшки выглядят умилительно и в зоопарке и на фюзеляже. Фото: YouTube.com
Впрочем, РФ тема сохранения редких животных тоже не чужда: взгляните на этот «Боинг» авиаперевозчика «Россия» с симпатичной «мордашкой» амурского тигра на самолетном носу.
Вид зверюги в таком масштабе впечатляет. Фото: YouTube.com
Лайнер тут же окрестили «Тигролетом»: а как же иначе? Картинка органично вписалась в конструкцию лайнера. Японский авиаперевозчик тоже в этом «тренде»: один из его самолетов украшает изображение галапагосской (слоновой) черепахи. Она является исчезающим животным и достопримечательностью Гавайских островов, куда лайнер и летает.
По мнению японцев, черепахи могут и летать. Фото: YouTube.com
А на самолетах мексиканской авиакомпании AeroMexico – ни много ни мало – изображение бога из мифологии.
Наверное, самолетом пользуются не только поклонники истории Мексики. Фото: YouTube.com
Он изображен в носовой части лайнера. Оно и понятно, все-таки воздушные суда по небу летают…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...