Как и во что красят самолеты
За все время эксплуатации самолет обычно красят в трех случаях: когда он впервые выкатывается из ворот сборочного цеха авиазавода, после ремонта и при смене собственника. На Западе большинство крупных перевозчиков имеют свои ангары-площадки, на которых занимаются приданием воздушному судна нужной расцветки. Но если есть «окно», такие подразделения компании принимают и сторонние заказы.
В России все происходит несколько иначе. Уж исторически сложилось так, что покрасочные ангары в основном располагаются на территориях авиаремонтных предприятий.
Но есть и специализированные фирмы. Например, в московском «Быково» компания «АТ-Дизайн» обладает целым покрасочным комплексом, позволяющим «справляться» с такими, прямо скажем, немаленькими самолетами, как Boeing 737, 757 либо наш Ил-76. А фирма, расположенная в Ульяновске («Спектр-Авиа»), готова заняться и гигантом Ан-124.
Речь идет не о костюме швейцара или слуги, а расцветке лайнера, принадлежащего той или иной авиакомпании. Если при Советском Союзе все самолеты выглядели одинаково, то к 90-м на них стали уже рисовать логотипы и названия новых собственников. А позже – окрашивать машины полностью (ну или почти, в зависимости от финансовых возможностей перевозчика).
Например, сегодня уже издали можно узнать воздушные суда компании S7, окрашенные в салатовый оттенок. Однако большинство перевозчиков как-то не стремятся резко выделиться на фоне других самолетов; видимо, из экономии, ограничиваются несколькими полосками-линиями, логотипом да собственным названием. Но и его надо написать. Как происходит процесс покраски и дизайнерского оформления лайнера сегодня?
Техника, уже побывавшая в эксплуатации, в первую очередь должна «лишиться» старого состава, нанесенного на плоскости и фюзеляж. Для этого используют специальные агрессивные растворы, буквально разъедающие старую краску в течение нескольких часов. Потом она, вспучиваясь, сходит целыми пластами: самые стойкие участки сдирают резиновыми шпателем вручную. Но перед этим наглухо закрывают все отверстия и полости, куда смывка не должна проникнуть. После окончания реакции раствора со старой краской, все, что осталось, смывают горячей водой под давлением. Разумеется, все работы персонал проводит в специальных защитных костюмах.
В него самолеты поступают в первозданном виде. Здесь поддерживается нужная температура и влажность, работает система очистки воздуха, вытяжки, вентиляция.
Чем точнее соблюдаются рекомендуемые производителем состава режимы, тем дольше цвет продержится на лайнере.
Нужный материал изготавливает не так уж и много фирм. Если говорить о лидерах отрасли, то это Akzo Nobel (Нидерланды), DuPont (Франция), PPG Aerospace (Англия). Краска – полиуретановая и включает в себя два основных компонента: сам состав и отвердитель. Также могут добавляться всякие разбавители и иные «присадки». Все используемые при обработке и покраске химикаты должны принадлежать одному производителю.
Следующий этап – грунтование: состав наносится в несколько слоев. При этом после каждого из них поверхность тщательно обследуется на предмет бугорков, впадин. Первые шлифуются, вторые заполняются грунтом. Иначе нельзя: даже малейшие дефекты на глянцевой поверхности будут очень хорошо заметны. Многие, кто сталкивался с покраской автомобиля или его кузовных элементов, наверняка это знают.
Изначально наносится базовый цвет: чаще всего белый либо иной: на том же примере самолетов S7 – салатовый. Лайнер окрашивают в несколько слоев, приемов: все зависит от используемых технологий. Когда основа высыхает, начинается наиболее трудоемкий этап – маскирование.
Под этим термином подразумевается применение всяких трафаретов, назначение которых заключается в закрытии (защите) частей поверхности, не требующих окраски в используемый в данный момент цвет. Процедура нанесения надписей, узоров, орнаментов и логотипов повторяется несколько раз. В зависимости от обилия обозначений на ливрее, данный процесс длится от 3-4 дней до недели и дольше.
Окончательный этап – нанесение слоя лака. Он защищает окрасочный состав от атмосферного воздействия и придает поверхности ослепительный блеск, глянец, короче говоря, товарный вид, притягивающий внимание в аэропортах.
Они отличаются ярким, привлекающим цветом, иногда неожиданными рисунками и узорами. Создание ливреи – дорогостоящее и долгое занятие, над ней трудится, как правило, специальная группа дизайнеров. Но зачастую перевозчики «удешевляют» процесс, обращаясь непосредственно к пассажирам, которые предлагают собственные решения по окраске. В ходе конкурса создается комиссия, которая и выбирает самый лучший, по ее мнению, вариант.
До конца Второй мировой войны большую часть фюзеляжа оставляли неокрашенной: исключение – разве что эмблемы да название перевозчика. Да и составы в то время были дорогими, не отличались качеством, особенно если учитывать холод на высоте, перепады температуры. Активно использовать окраску воздушных судов начали к середине 60-х однако стоит сказать: авиалайнеры в «голом металле» и сегодня остаются в моде – например, Airbus A350 XW8 либо Boeing 787 Dreamliner.
Первые «украшения», которые наносили еще в 20-е годы минувшего века представляли собой линию (т. н. cheatline) вдоль фюзеляжа, которая зрительно удлиняла самолет.
Но к 80-м эта мода окончательно ушла и на судах стали рисовать «что попало»: например, изображения животных, узоры, геометрические фигуры и т. п..
Авиаперевозчик «Белавиа» раскрасил свой лайнер в национальные орнаменты, которые мирно соседствуют с элементами World of Tanks. Эта игра была разработана в Белоруссии и сегодня ей пользуются во всем мире. Почему бы этим не гордиться? А воздушное судно назвали «Танколетом».
Авиакомпания Hainan Airlines, самолеты которой часто летают из КНР в США и обратно, стараются привлечь внимание не только к перевозчику, но и редким животным. Панда – бамбуковый медведь популярен как в Китае, так и во всем мире.
Впрочем, РФ тема сохранения редких животных тоже не чужда: взгляните на этот «Боинг» авиаперевозчика «Россия» с симпатичной «мордашкой» амурского тигра на самолетном носу.
Лайнер тут же окрестили «Тигролетом»: а как же иначе? Картинка органично вписалась в конструкцию лайнера. Японский авиаперевозчик тоже в этом «тренде»: один из его самолетов украшает изображение галапагосской (слоновой) черепахи. Она является исчезающим животным и достопримечательностью Гавайских островов, куда лайнер и летает.
А на самолетах мексиканской авиакомпании AeroMexico – ни много ни мало – изображение бога из мифологии.
Он изображен в носовой части лайнера. Оно и понятно, все-таки воздушные суда по небу летают…
В России все происходит несколько иначе. Уж исторически сложилось так, что покрасочные ангары в основном располагаются на территориях авиаремонтных предприятий.
Западные авиакомпании красят самолеты сразу на заводе. Фото: YouTube.com
Но есть и специализированные фирмы. Например, в московском «Быково» компания «АТ-Дизайн» обладает целым покрасочным комплексом, позволяющим «справляться» с такими, прямо скажем, немаленькими самолетами, как Boeing 737, 757 либо наш Ил-76. А фирма, расположенная в Ульяновске («Спектр-Авиа»), готова заняться и гигантом Ан-124.
Ливреи
Речь идет не о костюме швейцара или слуги, а расцветке лайнера, принадлежащего той или иной авиакомпании. Если при Советском Союзе все самолеты выглядели одинаково, то к 90-м на них стали уже рисовать логотипы и названия новых собственников. А позже – окрашивать машины полностью (ну или почти, в зависимости от финансовых возможностей перевозчика).
Самолеты компании A7 Airlines видно издалека. Фото: YouTube.com
Например, сегодня уже издали можно узнать воздушные суда компании S7, окрашенные в салатовый оттенок. Однако большинство перевозчиков как-то не стремятся резко выделиться на фоне других самолетов; видимо, из экономии, ограничиваются несколькими полосками-линиями, логотипом да собственным названием. Но и его надо написать. Как происходит процесс покраски и дизайнерского оформления лайнера сегодня?
Первый этап – смывочный цех
Техника, уже побывавшая в эксплуатации, в первую очередь должна «лишиться» старого состава, нанесенного на плоскости и фюзеляж. Для этого используют специальные агрессивные растворы, буквально разъедающие старую краску в течение нескольких часов. Потом она, вспучиваясь, сходит целыми пластами: самые стойкие участки сдирают резиновыми шпателем вручную. Но перед этим наглухо закрывают все отверстия и полости, куда смывка не должна проникнуть. После окончания реакции раствора со старой краской, все, что осталось, смывают горячей водой под давлением. Разумеется, все работы персонал проводит в специальных защитных костюмах.
В покрасочном боксе
В него самолеты поступают в первозданном виде. Здесь поддерживается нужная температура и влажность, работает система очистки воздуха, вытяжки, вентиляция.
Некоторые перевозчики явно экономят на покраске. Фото: YouTube.com
Чем точнее соблюдаются рекомендуемые производителем состава режимы, тем дольше цвет продержится на лайнере.
Чем красят?
Нужный материал изготавливает не так уж и много фирм. Если говорить о лидерах отрасли, то это Akzo Nobel (Нидерланды), DuPont (Франция), PPG Aerospace (Англия). Краска – полиуретановая и включает в себя два основных компонента: сам состав и отвердитель. Также могут добавляться всякие разбавители и иные «присадки». Все используемые при обработке и покраске химикаты должны принадлежать одному производителю.
Подготовка
Следующий этап – грунтование: состав наносится в несколько слоев. При этом после каждого из них поверхность тщательно обследуется на предмет бугорков, впадин. Первые шлифуются, вторые заполняются грунтом. Иначе нельзя: даже малейшие дефекты на глянцевой поверхности будут очень хорошо заметны. Многие, кто сталкивался с покраской автомобиля или его кузовных элементов, наверняка это знают.
Окраска фюзеляжа в базовый цвет. Фото: YouTube.com
Изначально наносится базовый цвет: чаще всего белый либо иной: на том же примере самолетов S7 – салатовый. Лайнер окрашивают в несколько слоев, приемов: все зависит от используемых технологий. Когда основа высыхает, начинается наиболее трудоемкий этап – маскирование.
Заклеивание поверхности, не подлежащей окрашиванию. Фото: YouTube.com
Готовое лакокрасочное покрытие на самолете имеет толщину не более 0,2 мм. Общая масса составов, например, Boeing-737 – почти 115 кг.
Под этим термином подразумевается применение всяких трафаретов, назначение которых заключается в закрытии (защите) частей поверхности, не требующих окраски в используемый в данный момент цвет. Процедура нанесения надписей, узоров, орнаментов и логотипов повторяется несколько раз. В зависимости от обилия обозначений на ливрее, данный процесс длится от 3-4 дней до недели и дольше.
Покраска МС-21 в цвета перевозчика «Россия». Фото: YouTube.com
Окончательный этап – нанесение слоя лака. Он защищает окрасочный состав от атмосферного воздействия и придает поверхности ослепительный блеск, глянец, короче говоря, товарный вид, притягивающий внимание в аэропортах.
Какими бывают авиационные ливреи
Они отличаются ярким, привлекающим цветом, иногда неожиданными рисунками и узорами. Создание ливреи – дорогостоящее и долгое занятие, над ней трудится, как правило, специальная группа дизайнеров. Но зачастую перевозчики «удешевляют» процесс, обращаясь непосредственно к пассажирам, которые предлагают собственные решения по окраске. В ходе конкурса создается комиссия, которая и выбирает самый лучший, по ее мнению, вариант.
История
До конца Второй мировой войны большую часть фюзеляжа оставляли неокрашенной: исключение – разве что эмблемы да название перевозчика. Да и составы в то время были дорогими, не отличались качеством, особенно если учитывать холод на высоте, перепады температуры. Активно использовать окраску воздушных судов начали к середине 60-х однако стоит сказать: авиалайнеры в «голом металле» и сегодня остаются в моде – например, Airbus A350 XW8 либо Boeing 787 Dreamliner.
На A350 XW8 базовый слой краски могут и не наносить. Фото: YouTube.com
Некоторые перевозчики утверждали, что краска увеличивает массу самолета и подавали иски в суд на авиазаводы, продававшие уже окрашенные лайнеры. Но те отвечали, что такая техника меньше поддается коррозии и тем самым снижает расходы на обслуживание. Ничья!
Первые «украшения», которые наносили еще в 20-е годы минувшего века представляли собой линию (т. н. cheatline) вдоль фюзеляжа, которая зрительно удлиняла самолет.
Ливрея компании Eastern Airlines в 1965-м году в виде клюшки. Фото: YouTube.com
Но к 80-м эта мода окончательно ушла и на судах стали рисовать «что попало»: например, изображения животных, узоры, геометрические фигуры и т. п..
Сегодня
Авиаперевозчик «Белавиа» раскрасил свой лайнер в национальные орнаменты, которые мирно соседствуют с элементами World of Tanks. Эта игра была разработана в Белоруссии и сегодня ей пользуются во всем мире. Почему бы этим не гордиться? А воздушное судно назвали «Танколетом».
Неплохая реклама и перевозчику и компьютерной игре. Фото: YouTube.com
Авиакомпания Hainan Airlines, самолеты которой часто летают из КНР в США и обратно, стараются привлечь внимание не только к перевозчику, но и редким животным. Панда – бамбуковый медведь популярен как в Китае, так и во всем мире.
Зверюшки выглядят умилительно и в зоопарке и на фюзеляже. Фото: YouTube.com
Впрочем, РФ тема сохранения редких животных тоже не чужда: взгляните на этот «Боинг» авиаперевозчика «Россия» с симпатичной «мордашкой» амурского тигра на самолетном носу.
Вид зверюги в таком масштабе впечатляет. Фото: YouTube.com
Лайнер тут же окрестили «Тигролетом»: а как же иначе? Картинка органично вписалась в конструкцию лайнера. Японский авиаперевозчик тоже в этом «тренде»: один из его самолетов украшает изображение галапагосской (слоновой) черепахи. Она является исчезающим животным и достопримечательностью Гавайских островов, куда лайнер и летает.
По мнению японцев, черепахи могут и летать. Фото: YouTube.com
А на самолетах мексиканской авиакомпании AeroMexico – ни много ни мало – изображение бога из мифологии.
Наверное, самолетом пользуются не только поклонники истории Мексики. Фото: YouTube.com
Он изображен в носовой части лайнера. Оно и понятно, все-таки воздушные суда по небу летают…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....