«НАМИ-ЛуАЗ-Прото»: удачный внедорожник-трансформер, появившийся не в то время
Аббревиатура «ЛуАЗ», присутствующая в названии прототипа, совсем не означает, что он имеет какое-то отношение к Луцкому автозаводу. Модель разработана НАМИ, точнее, его Ленинградским отделением – лабораторией, занимающейся созданием перспективных макетов легковых авто. Задание разработать малолитражный внедорожник, который мог бы выпускаться на ЛуАЗе, получили от Минавтосельхозмаша сразу две организации: КБ самого завода и НАМИ. В Луцке новая машина имела индекс «1301», в Ленинграде – «НАМИ-ЛуАЗ-Прото» (проектом руководил конструктор Г. Хаинов). Чей автомобиль окажется лучше, тот и встанет на конвейер.
Учитывая особенности серийного «трансформера» ЛуАЗ-969М, ленинградцы делали машину так, чтобы она могла при необходимости превратиться в пикап.
Однако в отличие от стоящего на конвейере завода внедорожника, сравнимая с ним по функциональности «НАМИ-Прото» обладала комфортом легковой машины. У ЛуАЗа он немногим отличался от трактора.
В основе ленинградского прототипа – жесткий каркас из стальных профилей, обшитый снаружи пластиковыми панелями. Вся конструкция машины – модульно-сборная. При желании внедорожник превращался в кабриолет или пикап: крыша вместе со стеклянным колпаком, прикрывающим заднюю часть «Прото», легко снимается заодно с боковыми окнами и верхней створкой багажного отсека.
Предусматривалась возможность установки на заднюю часть авто тента: при этом у стойки монтировалась дуга безопасности.
Внешне машина имела очень современный дизайн, непохожий на «квадратно-зубильные» легковушки тех лет. Да и внутри авомобиль выглядел привлекательно: общий вид портил руль от «восьмерки». Кстати: по внутреннему объему «Прото» был сравним с ней, хотя его общие габариты гораздо скромнее. Салон изначально рассчитан на четверых, но если спинки задних кресел, сделанных раздельными, сдвинуть вперед, то сзади найдется место для третьего пассажира, если, конечно, не будет багажа.
При транспортировке длинномеров можно откинуть задний борт. Были и другие новшества для легкового авто: например, т. н. интегральный капот. Объединенный с крыльями, он облегчал доступ к узлам, агрегатам для техобслуживания, ремонта.
Под капотом – карбюраторный движок от «Таврии», производства Мелитополя: МеМЗ объемом 1091 куб. см развивал 53 «лошади». Масса автомобиля – 0,8 т, максимальная скорость – 130 км/ч.
Трансмиссию сделали оригинальной: КПП и главная передача находились в едином корпусе (кардана, как и «раздатки», не было). Мощность отбиралась прямо от вторичного вала коробки. Мультипликатора тоже не было: вместо него КПП снабдили шестью передачами: две из них предназначались для езды по бездорожью. Клиренс, благодаря «нивским» колесам на 16”, получился довольно приличным – 24 см.
Еще одна любопытная особенность заключается в размещении мотора: он вместе с рычагами, стабилизатором подвески и радиатором находится на едином подрамнике, который можно выкатить. Все это не только повышает ремонтопригодность автомобиля, но и улучшает шумоизоляцию.
Постройку опытного образца завершили в 1989-м. Затем «НАМИ-Прото» перегнали в столицу для проведения испытаний и показа руководству. Ленинградцы были настолько уверены в успехе своего детища, что, не дожидаясь результатов, приступили к разработке следующей модели с более мощным двигателем от ВАЗ. Попутно, по итогам испытаний, хотели устранить недостатки, учесть предложения. Но все это так и осталось в планах. А «Прото», даже не испытав, из столичного НАМИ отправили обратно в Ленинград.
Тут уже наступали смутные 90-е: проект закрыли, коллектив распустили: по слухам, единственный экземпляр забрал один из слесарей. Но т. к. зарегистрировать авто не было никакой возможности, его судьба осталась неизвестной. Но, судя по фото, какое-то время им пользовались.
Конструкция
Учитывая особенности серийного «трансформера» ЛуАЗ-969М, ленинградцы делали машину так, чтобы она могла при необходимости превратиться в пикап.
Дизайн внедорожника из Луцка не шел ни в какое сравнение с НАМИ. Фото: youtube.com
Однако в отличие от стоящего на конвейере завода внедорожника, сравнимая с ним по функциональности «НАМИ-Прото» обладала комфортом легковой машины. У ЛуАЗа он немногим отличался от трактора.
Внешне «НАМИ-ЛуАЗ-Прото» выглядел куда привлекательнее 969-го. Фото: youtube.com
В основе ленинградского прототипа – жесткий каркас из стальных профилей, обшитый снаружи пластиковыми панелями. Вся конструкция машины – модульно-сборная. При желании внедорожник превращался в кабриолет или пикап: крыша вместе со стеклянным колпаком, прикрывающим заднюю часть «Прото», легко снимается заодно с боковыми окнами и верхней створкой багажного отсека.
Кузов «НАМИ-ЛуАЗ-Прото» легко трансформировался. Фото: youtube.com
Предусматривалась возможность установки на заднюю часть авто тента: при этом у стойки монтировалась дуга безопасности.
Кузов
Внешне машина имела очень современный дизайн, непохожий на «квадратно-зубильные» легковушки тех лет. Да и внутри авомобиль выглядел привлекательно: общий вид портил руль от «восьмерки». Кстати: по внутреннему объему «Прото» был сравним с ней, хотя его общие габариты гораздо скромнее. Салон изначально рассчитан на четверых, но если спинки задних кресел, сделанных раздельными, сдвинуть вперед, то сзади найдется место для третьего пассажира, если, конечно, не будет багажа.
При необходимости можно организовать два спальных места. Фото: youtube.com
При транспортировке длинномеров можно откинуть задний борт. Были и другие новшества для легкового авто: например, т. н. интегральный капот. Объединенный с крыльями, он облегчал доступ к узлам, агрегатам для техобслуживания, ремонта.
Технические данные
Под капотом – карбюраторный движок от «Таврии», производства Мелитополя: МеМЗ объемом 1091 куб. см развивал 53 «лошади». Масса автомобиля – 0,8 т, максимальная скорость – 130 км/ч.
Мощности для такой машины было явно маловато: в дальнейшем планировалось устанавливать агрегаты от ВАЗ-2108.
Трансмиссию сделали оригинальной: КПП и главная передача находились в едином корпусе (кардана, как и «раздатки», не было). Мощность отбиралась прямо от вторичного вала коробки. Мультипликатора тоже не было: вместо него КПП снабдили шестью передачами: две из них предназначались для езды по бездорожью. Клиренс, благодаря «нивским» колесам на 16”, получился довольно приличным – 24 см.
Современный интерьер портил руль ВАЗ-2108. Фото: youtube.com
Еще одна любопытная особенность заключается в размещении мотора: он вместе с рычагами, стабилизатором подвески и радиатором находится на едином подрамнике, который можно выкатить. Все это не только повышает ремонтопригодность автомобиля, но и улучшает шумоизоляцию.
Что было с машиной потом?
Постройку опытного образца завершили в 1989-м. Затем «НАМИ-Прото» перегнали в столицу для проведения испытаний и показа руководству. Ленинградцы были настолько уверены в успехе своего детища, что, не дожидаясь результатов, приступили к разработке следующей модели с более мощным двигателем от ВАЗ. Попутно, по итогам испытаний, хотели устранить недостатки, учесть предложения. Но все это так и осталось в планах. А «Прото», даже не испытав, из столичного НАМИ отправили обратно в Ленинград.
Конкурент НАМИ ЛуАЗ-1301 тоже не пошел в крупносерийное производство. Фото: youtube.com
Тут уже наступали смутные 90-е: проект закрыли, коллектив распустили: по слухам, единственный экземпляр забрал один из слесарей. Но т. к. зарегистрировать авто не было никакой возможности, его судьба осталась неизвестной. Но, судя по фото, какое-то время им пользовались.
- Сергей М.
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...