«НАМИ-ЛуАЗ-Прото»: удачный внедорожник-трансформер, появившийся не в то время
Аббревиатура «ЛуАЗ», присутствующая в названии прототипа, совсем не означает, что он имеет какое-то отношение к Луцкому автозаводу. Модель разработана НАМИ, точнее, его Ленинградским отделением – лабораторией, занимающейся созданием перспективных макетов легковых авто. Задание разработать малолитражный внедорожник, который мог бы выпускаться на ЛуАЗе, получили от Минавтосельхозмаша сразу две организации: КБ самого завода и НАМИ. В Луцке новая машина имела индекс «1301», в Ленинграде – «НАМИ-ЛуАЗ-Прото» (проектом руководил конструктор Г. Хаинов). Чей автомобиль окажется лучше, тот и встанет на конвейер.
Учитывая особенности серийного «трансформера» ЛуАЗ-969М, ленинградцы делали машину так, чтобы она могла при необходимости превратиться в пикап.
Однако в отличие от стоящего на конвейере завода внедорожника, сравнимая с ним по функциональности «НАМИ-Прото» обладала комфортом легковой машины. У ЛуАЗа он немногим отличался от трактора.
В основе ленинградского прототипа – жесткий каркас из стальных профилей, обшитый снаружи пластиковыми панелями. Вся конструкция машины – модульно-сборная. При желании внедорожник превращался в кабриолет или пикап: крыша вместе со стеклянным колпаком, прикрывающим заднюю часть «Прото», легко снимается заодно с боковыми окнами и верхней створкой багажного отсека.
Предусматривалась возможность установки на заднюю часть авто тента: при этом у стойки монтировалась дуга безопасности.
Внешне машина имела очень современный дизайн, непохожий на «квадратно-зубильные» легковушки тех лет. Да и внутри авомобиль выглядел привлекательно: общий вид портил руль от «восьмерки». Кстати: по внутреннему объему «Прото» был сравним с ней, хотя его общие габариты гораздо скромнее. Салон изначально рассчитан на четверых, но если спинки задних кресел, сделанных раздельными, сдвинуть вперед, то сзади найдется место для третьего пассажира, если, конечно, не будет багажа.
При транспортировке длинномеров можно откинуть задний борт. Были и другие новшества для легкового авто: например, т. н. интегральный капот. Объединенный с крыльями, он облегчал доступ к узлам, агрегатам для техобслуживания, ремонта.
Под капотом – карбюраторный движок от «Таврии», производства Мелитополя: МеМЗ объемом 1091 куб. см развивал 53 «лошади». Масса автомобиля – 0,8 т, максимальная скорость – 130 км/ч.
Трансмиссию сделали оригинальной: КПП и главная передача находились в едином корпусе (кардана, как и «раздатки», не было). Мощность отбиралась прямо от вторичного вала коробки. Мультипликатора тоже не было: вместо него КПП снабдили шестью передачами: две из них предназначались для езды по бездорожью. Клиренс, благодаря «нивским» колесам на 16”, получился довольно приличным – 24 см.
Еще одна любопытная особенность заключается в размещении мотора: он вместе с рычагами, стабилизатором подвески и радиатором находится на едином подрамнике, который можно выкатить. Все это не только повышает ремонтопригодность автомобиля, но и улучшает шумоизоляцию.
Постройку опытного образца завершили в 1989-м. Затем «НАМИ-Прото» перегнали в столицу для проведения испытаний и показа руководству. Ленинградцы были настолько уверены в успехе своего детища, что, не дожидаясь результатов, приступили к разработке следующей модели с более мощным двигателем от ВАЗ. Попутно, по итогам испытаний, хотели устранить недостатки, учесть предложения. Но все это так и осталось в планах. А «Прото», даже не испытав, из столичного НАМИ отправили обратно в Ленинград.
Тут уже наступали смутные 90-е: проект закрыли, коллектив распустили: по слухам, единственный экземпляр забрал один из слесарей. Но т. к. зарегистрировать авто не было никакой возможности, его судьба осталась неизвестной. Но, судя по фото, какое-то время им пользовались.
Конструкция
Учитывая особенности серийного «трансформера» ЛуАЗ-969М, ленинградцы делали машину так, чтобы она могла при необходимости превратиться в пикап.
Дизайн внедорожника из Луцка не шел ни в какое сравнение с НАМИ. Фото: youtube.com
Однако в отличие от стоящего на конвейере завода внедорожника, сравнимая с ним по функциональности «НАМИ-Прото» обладала комфортом легковой машины. У ЛуАЗа он немногим отличался от трактора.
Внешне «НАМИ-ЛуАЗ-Прото» выглядел куда привлекательнее 969-го. Фото: youtube.com
В основе ленинградского прототипа – жесткий каркас из стальных профилей, обшитый снаружи пластиковыми панелями. Вся конструкция машины – модульно-сборная. При желании внедорожник превращался в кабриолет или пикап: крыша вместе со стеклянным колпаком, прикрывающим заднюю часть «Прото», легко снимается заодно с боковыми окнами и верхней створкой багажного отсека.
Кузов «НАМИ-ЛуАЗ-Прото» легко трансформировался. Фото: youtube.com
Предусматривалась возможность установки на заднюю часть авто тента: при этом у стойки монтировалась дуга безопасности.
Кузов
Внешне машина имела очень современный дизайн, непохожий на «квадратно-зубильные» легковушки тех лет. Да и внутри авомобиль выглядел привлекательно: общий вид портил руль от «восьмерки». Кстати: по внутреннему объему «Прото» был сравним с ней, хотя его общие габариты гораздо скромнее. Салон изначально рассчитан на четверых, но если спинки задних кресел, сделанных раздельными, сдвинуть вперед, то сзади найдется место для третьего пассажира, если, конечно, не будет багажа.
При необходимости можно организовать два спальных места. Фото: youtube.com
При транспортировке длинномеров можно откинуть задний борт. Были и другие новшества для легкового авто: например, т. н. интегральный капот. Объединенный с крыльями, он облегчал доступ к узлам, агрегатам для техобслуживания, ремонта.
Технические данные
Под капотом – карбюраторный движок от «Таврии», производства Мелитополя: МеМЗ объемом 1091 куб. см развивал 53 «лошади». Масса автомобиля – 0,8 т, максимальная скорость – 130 км/ч.
Мощности для такой машины было явно маловато: в дальнейшем планировалось устанавливать агрегаты от ВАЗ-2108.
Трансмиссию сделали оригинальной: КПП и главная передача находились в едином корпусе (кардана, как и «раздатки», не было). Мощность отбиралась прямо от вторичного вала коробки. Мультипликатора тоже не было: вместо него КПП снабдили шестью передачами: две из них предназначались для езды по бездорожью. Клиренс, благодаря «нивским» колесам на 16”, получился довольно приличным – 24 см.
Современный интерьер портил руль ВАЗ-2108. Фото: youtube.com
Еще одна любопытная особенность заключается в размещении мотора: он вместе с рычагами, стабилизатором подвески и радиатором находится на едином подрамнике, который можно выкатить. Все это не только повышает ремонтопригодность автомобиля, но и улучшает шумоизоляцию.
Что было с машиной потом?
Постройку опытного образца завершили в 1989-м. Затем «НАМИ-Прото» перегнали в столицу для проведения испытаний и показа руководству. Ленинградцы были настолько уверены в успехе своего детища, что, не дожидаясь результатов, приступили к разработке следующей модели с более мощным двигателем от ВАЗ. Попутно, по итогам испытаний, хотели устранить недостатки, учесть предложения. Но все это так и осталось в планах. А «Прото», даже не испытав, из столичного НАМИ отправили обратно в Ленинград.
Конкурент НАМИ ЛуАЗ-1301 тоже не пошел в крупносерийное производство. Фото: youtube.com
Тут уже наступали смутные 90-е: проект закрыли, коллектив распустили: по слухам, единственный экземпляр забрал один из слесарей. Но т. к. зарегистрировать авто не было никакой возможности, его судьба осталась неизвестной. Но, судя по фото, какое-то время им пользовались.
- Сергей М.
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...