Довоенные авто с аэродинамическим кузовом: Aero 30/50
30-е годы прошлого столетия стали определенным техническим прорывом в области автомобилестроения. В материалах нашего сайта уже обращалось внимание на наши АМО, чехословацкие «Шкода» и другие новые автомобили того периода. Не удивительно, что в то время конструкторы хотели двигаться еще дальше. Одним из перспективных направлений являлось создание автомобилей с аэродинамическими кузовами. В свое время советские таланты тоже пытались преуспеть на этом поприще.
В европейских лидерах все же числились французы. А в других странах пытались подражать их передовому опыту. Чехословацкая автомобильная промышленность находилась в то время на подъеме. И хотя уже несколько лет спустя это сослужило злую службу, оказав техническую поддержку фашистам, в 30-х все было еще по-другому.
В период с 1938 по 1940 годы в кузовном цехе «Содомка» (Високе Мито) создали полдюжины аэродинамических автомобилей Aero 50. Их формы, по-видимому, вдохновлены творениями парижской фирмы Figoni et Falaschi. Параллельно появилось и уникальное купе Aero 30.
Аэроавтомобили с кузовами «Содомка», являвшиеся более чем экстравагантными для предвоенного периода, оставляют и сегодня ряд догадок и вопросов. Связаны они с тем, что не сохранилось никаких записей об их изготовлении, поэтому невозможно точно определить, в каком порядке и когда именно они увидели свет. Несмотря на недостаток информации, их заметный след в мировом автопроме никто не посмел бы оспаривать.
По сути, никто не знает точно какая модель появилась раньше «30» или «50»? Но, главное, что они связаны между собой и создавались параллельно в двух разных типах кузовов.
Хотя по поводу типа кузова и сегодня остаются сомнения. Ведь нет ни одного фото автомобиля с открытой крышей. К выводу по поводу кабриолета специалистов привела конструкция кузова, которая наводит именно на такие выводы.
Купе Aero 30 снабдили стеклянной частью крыши. Снизу она закрывалась рулонной шторкой. Роскошный статус автомобиля подчеркнули и некоторые другие элементы интерьера:
✅ кожаный салон
✅ радиоприемник
✅ специальное шасси
Укороченная линия капота и крыши, вырезы в передних крыльях, открывающие колеса являлись ярким отличием автомобиля с кузовом купе. А вот с силовым агрегатом ему немного не повезло:
✅ рабочий объем двигателя – 998 куб. см
✅ мощность – 30 л. с
✅ вес – 950 кг
✅ длина – 4,4 м
Учитывая два последних показателя, можно смело считать, что мотор с перечисленными параметрами нельзя назвать оптимальным. Такого же мнения придерживались и свидетели создания легендарного авто. Давая интервью в 80-е годы, старожилы в один голос заявляли, что для «тридцатки» планировалось изготовить совсем другое шасси с более мощным двигателем. Решающим моментом стала спешка польского заказчика этого автомобиля. Чтобы не сорвался выгодный контракт, установили те элементы, которые были под рукой.
Вероятно, самым первым открытым автомобилем этой серии стал двухместный кабриолет Aero 50 кофейно-коричневого цвета с бежевой кожаной обивкой. Его приготовили как подарок Владимиру Кабешу-младшему (1918–2009), сыну главы компании Aero, в то время еще студенту юридического факультета. Автомобиль появился в канун 21-летия молодого человека.
Он достиг совершеннолетия 6 января 1939 года, поэтому постройка аэродинамического кабриолета с закрытыми передними и задними колесами завершилась до конца 1938 года. Это несколько удлиняет интервал создания содомековских творений этой серии, обычно ограничиваемый 1939/40 годами. Автомобиль, который принято считать кабриолетом, обладал следующими показателями:
✅ 2-местный салон
✅ 4 фары
✅ закругленная носовая часть
✅ закрытые крыльями передние колеса
✅ внешняя ножничная система опускания крыши
У этой модели имелся намного более мощный двигатель, чем у «коллеги». Под капотом Aero 50 разместился 2-литровый, четырехцилиндровый двигатель. Он выдавал 50 «лошадок» и приводил в движение передние колеса через 3-ступенчатую коробку передач. Такое сочетание показателей выгодно отличает его в техническом отношении от купе.
Также создатель автомобиля Йозеф Содомка снабдил его аккуратно скрытым механизмом складывания крыши. Некоторые специалисты, впрочем, считают, что мы имеем дело с «псевдокабриолетом». Речь идет о купе, которое имело фиксированную крышу, лишь визуально выглядело как кабриолет. Возможно, такое мнение является наиболее близким к истине.
В 1939 году создали более вместительный вариант кабриолета с четырьмя посадочными местами. Его дизайн имел изысканную широкую маску, заполненную горизонтальными полосами. Прекрасную внешность авто по достоинству оценили во время конкурса элегантности автомобильного дизайна, проходившего 3 сентября 1939 года в чешских Подебрадах. Здесь детище Содомки заняло абсолютное первое место, уверенно обогнав других претендентов.
В следующем года мастерские выдали еще три открытых авто: два 2-местных и один – на 4 пассажира. Их отличиями стало наличие у двухрядных модификаций небольших треугольных окошек в передней части дверей. У двухместных версий такой элемент дизайна отсутствовал.
Один из двухместных кабриолетов, вступивших в строй в начале октября 1940 года, принадлежал пражскому строителю Франтишеку Лоуде. Его профессия позволяла пользоваться автомобилем, несмотря на строгие ограничения, введенные фашистским Протекторатом Богемии и Моравии. В 1942 году инженер предоставил свою элегантную машину режиссеру Мартину Фричу для съемок фильма «Валентин Добротивы», звездой которого был Олдржих Новы.
Осенью 1944 года кабриолет Лоуда сыграл в фильме Dir zuliebe (Из любви к тебе), который Фрич снял на немецком языке и с немецкими актерами для Pragfilm. По этому случаю первоначальный номерной знак протектората «PD – 2996» заменили на вымышленный «Рейх IA – 2996».
После войны кабриолет, в качестве военного трофея, попал на территорию США. После многих перипетий и нескольких смен владельцев, он оказался просто брошенным в аризонской пустыне. Еще один двухместный кабриолет Aero 50 той же формы, изготовленный в 1940 году, остался в Чехословакии. После 2005 года его отреставрировали для Краеведческого музея в Високе Мито.
Вероятно, последним авто из этой серии стал яркий 4-местный кабриолет Aero 50 1940 г. в. Он вышел в комплекте с жилым вагончиком от компании «Содомка», что подтверждает заводской снимок того времени, сделанный на високомитской площади. Его использовали также во время празднования 50-летия компании «Содомко» в 1946 году, где он снова попал в объективы фотокамер.
За последние десятилетия поклонники автомобилей Aero и кузовов Йозефа Содомки окрестили их двумя разными именами. В середине 1980-х появилось «Аризона» (по месту, где в США обнаружили обломки одного из них). Этот заброшенный трофейный кабриолет продали в частично восстановленном виде за 346 000 долларов. Это случилось в августе 2022 года на аукционе RM Sotheby's в Монтерее, Калифорния.
В третьем тысячелетии творения Содомки получили новое собирательное название – Dynamik (вероятно, вдохновленное термином Dynamic, используемым для автомобилей с аналогичным кузовом французским производителем автомобилей Panhard). На момент создания они именовались соответственно Aero Sodomka Special. Владельцу аэрозавода Владимиру Кабешу (1886–1947) понравилось бы название Aeroline, но оно оказалось слишком близко к термину Airline, используемому Renault.
В европейских лидерах все же числились французы. А в других странах пытались подражать их передовому опыту. Чехословацкая автомобильная промышленность находилась в то время на подъеме. И хотя уже несколько лет спустя это сослужило злую службу, оказав техническую поддержку фашистам, в 30-х все было еще по-другому.
Марка Aero имеет долгую историю. Фото: youtube.com
В период с 1938 по 1940 годы в кузовном цехе «Содомка» (Високе Мито) создали полдюжины аэродинамических автомобилей Aero 50. Их формы, по-видимому, вдохновлены творениями парижской фирмы Figoni et Falaschi. Параллельно появилось и уникальное купе Aero 30.
Аэроавтомобили с кузовами «Содомка», являвшиеся более чем экстравагантными для предвоенного периода, оставляют и сегодня ряд догадок и вопросов. Связаны они с тем, что не сохранилось никаких записей об их изготовлении, поэтому невозможно точно определить, в каком порядке и когда именно они увидели свет. Несмотря на недостаток информации, их заметный след в мировом автопроме никто не посмел бы оспаривать.
Что было вначале: купе или кабриолет?
По сути, никто не знает точно какая модель появилась раньше «30» или «50»? Но, главное, что они связаны между собой и создавались параллельно в двух разных типах кузовов.
Одно из них – замечательное 2-местное купе с аэродинамическими обводками на шасси Aero 30. Другое – 2-местный кабриолет Aero 50 с четырьмя фарами.
Хотя по поводу типа кузова и сегодня остаются сомнения. Ведь нет ни одного фото автомобиля с открытой крышей. К выводу по поводу кабриолета специалистов привела конструкция кузова, которая наводит именно на такие выводы.
Купе Aero 30 снабдили стеклянной частью крыши. Снизу она закрывалась рулонной шторкой. Роскошный статус автомобиля подчеркнули и некоторые другие элементы интерьера:
✅ кожаный салон
✅ радиоприемник
✅ специальное шасси
Укороченная линия капота и крыши, вырезы в передних крыльях, открывающие колеса являлись ярким отличием автомобиля с кузовом купе. А вот с силовым агрегатом ему немного не повезло:
✅ рабочий объем двигателя – 998 куб. см
✅ мощность – 30 л. с
✅ вес – 950 кг
✅ длина – 4,4 м
Учитывая два последних показателя, можно смело считать, что мотор с перечисленными параметрами нельзя назвать оптимальным. Такого же мнения придерживались и свидетели создания легендарного авто. Давая интервью в 80-е годы, старожилы в один голос заявляли, что для «тридцатки» планировалось изготовить совсем другое шасси с более мощным двигателем. Решающим моментом стала спешка польского заказчика этого автомобиля. Чтобы не сорвался выгодный контракт, установили те элементы, которые были под рукой.
Отличия кабриолета
Вероятно, самым первым открытым автомобилем этой серии стал двухместный кабриолет Aero 50 кофейно-коричневого цвета с бежевой кожаной обивкой. Его приготовили как подарок Владимиру Кабешу-младшему (1918–2009), сыну главы компании Aero, в то время еще студенту юридического факультета. Автомобиль появился в канун 21-летия молодого человека.
Доступ к мотору осуществлялся сбоку. Фото: youtube.com
Он достиг совершеннолетия 6 января 1939 года, поэтому постройка аэродинамического кабриолета с закрытыми передними и задними колесами завершилась до конца 1938 года. Это несколько удлиняет интервал создания содомековских творений этой серии, обычно ограничиваемый 1939/40 годами. Автомобиль, который принято считать кабриолетом, обладал следующими показателями:
✅ 2-местный салон
✅ 4 фары
✅ закругленная носовая часть
✅ закрытые крыльями передние колеса
✅ внешняя ножничная система опускания крыши
У этой модели имелся намного более мощный двигатель, чем у «коллеги». Под капотом Aero 50 разместился 2-литровый, четырехцилиндровый двигатель. Он выдавал 50 «лошадок» и приводил в движение передние колеса через 3-ступенчатую коробку передач. Такое сочетание показателей выгодно отличает его в техническом отношении от купе.
Также создатель автомобиля Йозеф Содомка снабдил его аккуратно скрытым механизмом складывания крыши. Некоторые специалисты, впрочем, считают, что мы имеем дело с «псевдокабриолетом». Речь идет о купе, которое имело фиксированную крышу, лишь визуально выглядело как кабриолет. Возможно, такое мнение является наиболее близким к истине.
Другие экипажи и послевоенная история
В 1939 году создали более вместительный вариант кабриолета с четырьмя посадочными местами. Его дизайн имел изысканную широкую маску, заполненную горизонтальными полосами. Прекрасную внешность авто по достоинству оценили во время конкурса элегантности автомобильного дизайна, проходившего 3 сентября 1939 года в чешских Подебрадах. Здесь детище Содомки заняло абсолютное первое место, уверенно обогнав других претендентов.
Кабриолет с двумя рядами сидений. Фото: youtube.com
В следующем года мастерские выдали еще три открытых авто: два 2-местных и один – на 4 пассажира. Их отличиями стало наличие у двухрядных модификаций небольших треугольных окошек в передней части дверей. У двухместных версий такой элемент дизайна отсутствовал.
Один из двухместных кабриолетов, вступивших в строй в начале октября 1940 года, принадлежал пражскому строителю Франтишеку Лоуде. Его профессия позволяла пользоваться автомобилем, несмотря на строгие ограничения, введенные фашистским Протекторатом Богемии и Моравии. В 1942 году инженер предоставил свою элегантную машину режиссеру Мартину Фричу для съемок фильма «Валентин Добротивы», звездой которого был Олдржих Новы.
Осенью 1944 года кабриолет Лоуда сыграл в фильме Dir zuliebe (Из любви к тебе), который Фрич снял на немецком языке и с немецкими актерами для Pragfilm. По этому случаю первоначальный номерной знак протектората «PD – 2996» заменили на вымышленный «Рейх IA – 2996».
Спартанская панель «а-ля 30-е». Фото: youtube.com
После войны кабриолет, в качестве военного трофея, попал на территорию США. После многих перипетий и нескольких смен владельцев, он оказался просто брошенным в аризонской пустыне. Еще один двухместный кабриолет Aero 50 той же формы, изготовленный в 1940 году, остался в Чехословакии. После 2005 года его отреставрировали для Краеведческого музея в Високе Мито.
Вероятно, последним авто из этой серии стал яркий 4-местный кабриолет Aero 50 1940 г. в. Он вышел в комплекте с жилым вагончиком от компании «Содомка», что подтверждает заводской снимок того времени, сделанный на високомитской площади. Его использовали также во время празднования 50-летия компании «Содомко» в 1946 году, где он снова попал в объективы фотокамер.
Современные любители легендарных автомобилей
За последние десятилетия поклонники автомобилей Aero и кузовов Йозефа Содомки окрестили их двумя разными именами. В середине 1980-х появилось «Аризона» (по месту, где в США обнаружили обломки одного из них). Этот заброшенный трофейный кабриолет продали в частично восстановленном виде за 346 000 долларов. Это случилось в августе 2022 года на аукционе RM Sotheby's в Монтерее, Калифорния.
У этих авто и сегодня есть истинные ценители. Фото: youtube.com
В третьем тысячелетии творения Содомки получили новое собирательное название – Dynamik (вероятно, вдохновленное термином Dynamic, используемым для автомобилей с аналогичным кузовом французским производителем автомобилей Panhard). На момент создания они именовались соответственно Aero Sodomka Special. Владельцу аэрозавода Владимиру Кабешу (1886–1947) понравилось бы название Aeroline, но оно оказалось слишком близко к термину Airline, используемому Renault.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....