Раритетный экземпляр — трицикл Восход 3М-01 с грузовым модулем ЗДК 9.906
Когда начинаешь исследовать историю советского авто и мотостроения, нередко обнаруживаются неожиданные находки, о которых даже не подозревал. Еще удивительнее, когда оказывается, что они выпускались серийно, пусть и небольшими партиями. Трицикл Восход относится к таким. Его не собирали в единичных экземплярах, но техники было сделано всего несколько сотен и немногие видели ее вживую.
Стоит разобрать этот вариант подробнее, тем более, что сделан он добротно и имеет немало заслуживающих внимания особенностей. При внешней схожести с популярным «Муравьем» в модели использовалось множество других технических решений.
Точных данных о разработке, испытаниях и запуске в производство найти не удалось. Есть отрывочные сведения, по которым можно сложить общую картину. Грузовой модуль ТМЗ-9.906 производили на заводе имени Дегтярева, который работает до сих пор. Готовый модуль скрепляли с рамой байка жестко, применяя болты, в итоге получался трицикл.
Тележку использовали совместно с мотоциклом Восход 3М-01, популярной моделью в 80-90-х годах. Большинство сохранившихся экземпляров сделаны начале 90-х годов. Не исключено, что если бы не экономические проблемы того периода, модификация смогла бы получить большее распространение. Один из сотрудников завода, работавших в то время, рассказал, что производство свернули из-за невысокого спроса и достаточно большой цены.
Интересно, что на Туламашзаводе изготавливали такой же модуль ТМЗ-9.906, но соединяли его с мотоциклами «Тула» – таких вариантов встречается больше. Судя по маркировке прицепа, разработан он был именно на этом предприятии. А завод Дегтярева скорее всего просто получил готовую техническую документацию и запустил производство у себя.
На сегодня производство собирает грузовой мопед ЗиД-50-02, стоит он 89 000 рублей. Это другая техника, на которой установлен маломощный китайский двигатель. Нынешняя модификация уступает рассматриваемой нами по всем показателями — от скорости и грузоподъемности до технических решений. И у нее нет реверса.
Трицикл построен на основе мотоцикла Восход 3М-01. На нем установлен одноцилиндровый двухтактный силовой агрегат воздушного охлаждения объемом 173,7 куб. см. мощностью 13,5 л. с. Это простейший мотор, в котором чтобы снять головку цилиндра нужно отвернуть всего 4 гайки.
На модели использован карбюратор К-36Б с дозирующими системами основного и холостого хода, а также с обогатительным устройством. Обслуживать его несложно. То есть, тут стандартный мотоцикл, жестко закрепленный на тележке, поэтому эксплуатация не отличается от обычной.
Грузовая платформа сделана добротно, крепкие усилители, точная подгонка узлов. Это заводское производство, а не кустарная самоделка. Рекомендованная скорость при езде — 60 км/ч. При этом грузоподъемность указана 100/175 кг. Если ехать с пассажиром, используется первое значение, если без него, то второе. Это означает, что трицикл способен везти немногим меньше 200 кг. Это немало с учетом того, что современные аналоги чаще всего рассчитаны на 100 кг.
Длина трицикла — 2650 мм, ширина — 1350 мм при высоте в 1200 мм. При радиусе разворота в 3,5 м модель маневренна и подходит для езды по проселкам и дорогам, где проблематично уместиться на стандартном авто.
Вес техники без снаряжения – 215 кг. По отзывам пользователей средний расход топлива на уровне 5 л на 100 км. Конструктивных отличий от обыкновенного Восхода нет, поэтому разбирать особенности двигателя и ходовой углубленно нет необходимости – на сайте есть статья про этот мотоцикл. Трицикл отличался устойчивостью и предсказуемым управлением, хотя к нему надо было адаптироваться, судя по словам бывших владельцев.
Восход 3М-01 с грузовым модулем ЗДК 9.906 и сегодня иногда встречается в продаже, в последний раз за экземпляр в рабочем состоянии запрашивали немного – всего 25 000 руб.
Стоит рассмотреть некоторые технические решения, использованные в модели. Одни можно назвать удачными, другие, скорее всего, были причиной проблем. Но обо всем по порядку:
Модель продавали как в сборе, так и в виде грузовой платформы, с которой в комплекте шла увеличенная звездочка для мотоцикла. Чтобы перестроить стандартную технику, требовалось не больше часа. Таким же образом можно было переделать трицикл в обыкновенный байк.
Если трицикл эксплуатировали при умеренных нагрузках в личных целях, проблем не возникало. Но, те, кто применял его для работы и нагружал близко к пределу отмечают, что периодически приходилось менять цепь. Стандартный мотоциклетный вариант растягивался от нагрузок. Также быстро изнашивались обе звездочки, поэтому стоило иметь под рукой запасные.
Иногда возникали вопросы с прочностью рамы, чаще всего при постоянных перегрузках, из-за чего ее усиливали. Распространенным способом повышения жесткости колесных ободов была установка распорок, как на фото.
Но в целом, трицикл Восход 3М-01 с грузовым модулем ЗДК 9.906 характеризуют как неубиваемый и неприхотливый в эксплуатации. Также отмечали, что при небольшой загрузке по нормальной дороге модель могла ехать не заявленные 60, а 105-110 км. В начале 90-х модификация еще встречалась в продаже, а затем пропала. Есть информация, что какое-то время можно было найти тележки отдельно, но потом перестали изготавливать и их, так как спрос оказался небольшим.
Стоит разобрать этот вариант подробнее, тем более, что сделан он добротно и имеет немало заслуживающих внимания особенностей. При внешней схожести с популярным «Муравьем» в модели использовалось множество других технических решений.
Немного истории
Точных данных о разработке, испытаниях и запуске в производство найти не удалось. Есть отрывочные сведения, по которым можно сложить общую картину. Грузовой модуль ТМЗ-9.906 производили на заводе имени Дегтярева, который работает до сих пор. Готовый модуль скрепляли с рамой байка жестко, применяя болты, в итоге получался трицикл.
Заводская бирка на задней части прицепа. Фото: youtube.com
Тележку использовали совместно с мотоциклом Восход 3М-01, популярной моделью в 80-90-х годах. Большинство сохранившихся экземпляров сделаны начале 90-х годов. Не исключено, что если бы не экономические проблемы того периода, модификация смогла бы получить большее распространение. Один из сотрудников завода, работавших в то время, рассказал, что производство свернули из-за невысокого спроса и достаточно большой цены.
Интересно, что на Туламашзаводе изготавливали такой же модуль ТМЗ-9.906, но соединяли его с мотоциклами «Тула» – таких вариантов встречается больше. Судя по маркировке прицепа, разработан он был именно на этом предприятии. А завод Дегтярева скорее всего просто получил готовую техническую документацию и запустил производство у себя.
На сегодня производство собирает грузовой мопед ЗиД-50-02, стоит он 89 000 рублей. Это другая техника, на которой установлен маломощный китайский двигатель. Нынешняя модификация уступает рассматриваемой нами по всем показателями — от скорости и грузоподъемности до технических решений. И у нее нет реверса.
Особенности
Трицикл построен на основе мотоцикла Восход 3М-01. На нем установлен одноцилиндровый двухтактный силовой агрегат воздушного охлаждения объемом 173,7 куб. см. мощностью 13,5 л. с. Это простейший мотор, в котором чтобы снять головку цилиндра нужно отвернуть всего 4 гайки.
Мотор прост в ремонте и обслуживании. Фото: youtube.com
На модели использован карбюратор К-36Б с дозирующими системами основного и холостого хода, а также с обогатительным устройством. Обслуживать его несложно. То есть, тут стандартный мотоцикл, жестко закрепленный на тележке, поэтому эксплуатация не отличается от обычной.
Грузовая платформа сделана добротно, крепкие усилители, точная подгонка узлов. Это заводское производство, а не кустарная самоделка. Рекомендованная скорость при езде — 60 км/ч. При этом грузоподъемность указана 100/175 кг. Если ехать с пассажиром, используется первое значение, если без него, то второе. Это означает, что трицикл способен везти немногим меньше 200 кг. Это немало с учетом того, что современные аналоги чаще всего рассчитаны на 100 кг.
Длина трицикла — 2650 мм, ширина — 1350 мм при высоте в 1200 мм. При радиусе разворота в 3,5 м модель маневренна и подходит для езды по проселкам и дорогам, где проблематично уместиться на стандартном авто.
Передняя часть — обычный мотоцикл Восход. Фото: youtube.com
Вес техники без снаряжения – 215 кг. По отзывам пользователей средний расход топлива на уровне 5 л на 100 км. Конструктивных отличий от обыкновенного Восхода нет, поэтому разбирать особенности двигателя и ходовой углубленно нет необходимости – на сайте есть статья про этот мотоцикл. Трицикл отличался устойчивостью и предсказуемым управлением, хотя к нему надо было адаптироваться, судя по словам бывших владельцев.
Восход 3М-01 с грузовым модулем ЗДК 9.906 и сегодня иногда встречается в продаже, в последний раз за экземпляр в рабочем состоянии запрашивали немного – всего 25 000 руб.
Приборная панель. Фото: youtube.com
Важные аспекты
Стоит рассмотреть некоторые технические решения, использованные в модели. Одни можно назвать удачными, другие, скорее всего, были причиной проблем. Но обо всем по порядку:
- ✅ Стандартный двигатель с воздушным охлаждением при езде с нагрузками перегревался, особенно в летний период. Это создавало неудобства и нередко служило причиной ускоренного износа поршневой и выхода ее из строя
- ✅ В трицикле есть полноценный реверс, позволяющий ехать как вперед, так и назад, что удобно, если для загрузки или выгрузки лучше подъезжать задним ходом. Он включается рычагом, расположенным справа в задней части. Если вместе с водителем едет пассажир, доступ будет затруднен и это можно назвать недоработкой, пусть и несущественной. Реверс функционирует в полном диапазоне, то есть, можно переключать все передачи и ехать со скоростью до 60 кмРычаг реверса. Фото: youtube.com
- ✅ Редуктор похож на модификацию, применяемую на мотороллерах «Муравей». Но в этом случае нет резиновых муфт, а полуоси жестко закреплены и идут напрямую к колесам. Насколько оправдано это техническое решение, судить сложно, скорее всего, это было сделано в целях удешевления и упрощения производства
- ✅ Прямой привод на заднюю ось не обеспечивал должной надежности и тяговитости. Хотя модификация поставлялась с увеличенной ведущей звездой для повышения тяги, мощности при полной загрузке часто не хватало. Так, при движении на подъем приходилось понижать передачу, чтобы не остановиться. Это характерная проблема для данной техники, поэтому требовалось аккуратно преодолевать подобные препятствия, набирая скорость, чтобы как можно дальше забраться на подъем без понижения передачиПривод задней оси. Фото: youtube.com
- ✅ Подвеска получилась надежной за счет крепкой рамы грузовой платформы. На каждое колесо приходится подпружиненный амортизатор сзади и пружина в передней части, что дало жесткость и обеспечило плавный ход даже под нагрузкой. Для повышения стабильности и улучшения управляемости в конструкцию добавили реактивную тягу
Модель продавали как в сборе, так и в виде грузовой платформы, с которой в комплекте шла увеличенная звездочка для мотоцикла. Чтобы перестроить стандартную технику, требовалось не больше часа. Таким же образом можно было переделать трицикл в обыкновенный байк.
Подвеска грузовой платформы. Фото: youtube.com
Что говорят владельцы
Если трицикл эксплуатировали при умеренных нагрузках в личных целях, проблем не возникало. Но, те, кто применял его для работы и нагружал близко к пределу отмечают, что периодически приходилось менять цепь. Стандартный мотоциклетный вариант растягивался от нагрузок. Также быстро изнашивались обе звездочки, поэтому стоило иметь под рукой запасные.
Иногда возникали вопросы с прочностью рамы, чаще всего при постоянных перегрузках, из-за чего ее усиливали. Распространенным способом повышения жесткости колесных ободов была установка распорок, как на фото.
Распорки колесных ободов. Фото: youtube.com
Но в целом, трицикл Восход 3М-01 с грузовым модулем ЗДК 9.906 характеризуют как неубиваемый и неприхотливый в эксплуатации. Также отмечали, что при небольшой загрузке по нормальной дороге модель могла ехать не заявленные 60, а 105-110 км. В начале 90-х модификация еще встречалась в продаже, а затем пропала. Есть информация, что какое-то время можно было найти тележки отдельно, но потом перестали изготавливать и их, так как спрос оказался небольшим.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....