Но у кого «Восход» был несколько лет, никаких претензий к нему не предъявляют. Наоборот, они тепло отзываются об этом байке. Прежде чем разбираться в причинах такой дурной славы, нужно рассказать историю советских мотоциклов «Восход».
Предшественники модели
Завод в городе Ковров заложен в 1916 году, его задачей был выпуск оружия, которое требовалось для фронта в огромных количествах. Сохранилось и развилось мотопроизводство уже при Советской власти.
После Великой Отечественной войны было решено перевести завод в мирное русло хотя бы частично. Тут кстати пришелся немецкий легкий мотоцикл DKW-RT125. Эту модель решили собирать в Коврове, он и считается предком более современного «Восхода».
К-125
Первым ковровским мотоциклом стал К-125, выпускавшийся с 1946 по 1955 годы. Модель оснащалась двигателем на 125 кубических сантиметров, и развивала мощность 4,25 л. с. К-125 был модернизирован, получив традиционную для всей последующей серии ковровских мотоциклов букву «М» в названии. Произошло это в 1952 году.

Задняя подвеска байков была жесткая. Скорость – 70 км/ч.
К-55
Начиная с 1955 года на заводе выпускали модель К-55. Мотоцикл был переработан, стал выглядеть стильно. Основные изменения – это новый карбюратор и маятниковая задняя подвеска. Байк стал более комфортным, максимальная скорость увеличена до 75 км/ч.
К-58
Это последний мотоцикл серии с двигателем 125 кубических сантиметров и мощностью 5 л. с. Отличается от предшественника бензобаком увеличенного объема и электрооборудованием переменного тока без АКБ. Выпускался с 1957 по 1960 годы.
К-175
А вот это уже прямой предок мотоциклов «Восход». Получил новый массивный дизайн, двигатель с рабочим объемом 175 см3 с мощностью 8 л. с. Назывался «Ковровец», разгонялся до 80 км/ч. Выпускалась модель с 1956 по 1965 годы. К-175 несколько раз модернизировался.

Мотоциклы «Восход»
Первые модели появились в 1965 году. Они получили модернизированные двигатели с мощностью 10 л. с. Мотоцикл был дешевым в производстве, при этом максимальная скорость достигала 95 км/ч.
«Восход» стал одним из самых популярных советских байков благодаря своей цене. Несмотря на многочисленные нарекания, спрос на модель был высоким – ежегодно завод ЗиД выпускал около 200 000 единиц этой двухколесной техники вплоть до 1971 года.
«Восход-2»
Новый мотоцикл изменился скорее внешне, получив другую оптику. Двигатель немного доработали, форсировав его до 10,5 л. с. Электронная бесконтактная система зажигания была модернизирована. Выпускалась модель с 1972 по 1977 годы.
Обновленная версия мотоцикла под названием «Восход-2М» появилась в 1976 году. Изменения коснулись двигателя, который получил мощность в 13 л. с. Максимальная скорость выросла до 105 км/ч.

«Восход-3» и его модификации
В 1979 году появился мотоцикл «Восход-3», который в разных модификациях выпускался по 1993 год включительно. Байк изменился как внешне, так и в техническом плане, но мощность его осталась на прежнем уровне.
Модель дважды подвергалась рестайлингу – в 1984 и 1989 годах, изменив название на «Восход-3М» и 3М-01 соответственно.
Последние доработки произошли на фоне катастрофического спада спроса на ковровские модели и вообще на советские мотоциклы. Было ясно, что нужно срочно ставить четырехтактные двигатели, но перейти на выпуск таких моторов так и не смогли.
«Восход-3М-01» получил самый мощный мотор в серии, развивающий 14 л. с.
Редкие серийные модификации Восход-3М
Мало кто помнит, но третья серия ковровских байков была богата на нестандартные модификации.
Варианты мотоциклов «Восход-3М»:
- ? Люкс
- ? Турист
- ? Охотник
Неизвестно, кому пришло в голову собирать люксовые модификации бюджетного мотоцикла, но с 1984 по 1986 годы такие «Восходы» действительно выпускались мелкими партиями.

Основные отличия «Восход-3М Люкс»:
- ? Улучшенная окраска и гальваническая обработка
- ? Комфортное сиденье
- ? Пыльники вместо чехлов на передней вилке
- ? Дуги безопасности
Сколько их было всего, неизвестно, найти такой байк сложно.
«Восход-3М-Турист» – это модель для путешествий. Имела спортивный руль с перемычкой, дуги безопасности, задний багажник и сумки-кофры плюс планшет на бензобаке.
Редкая модификация «Восход-3М-Охотник», доработанная для езды по бездорожью. Красилась в военный темно-зеленый цвет, имела фаркоп для прицепа, с которым часто продавалась вместе.
Так надежен был «Восход» или нет?
Ну а теперь секрет ненадежности мотоциклов этой модели. Дело в том, что низкая цена сделала байк чрезвычайно популярным на селе, в основном у молодежи. Стоила модель в районе 450 рублей, дешевле был только «Минск».
По статистике, каждый четвертый мотоцикл в СССР был именно «Восход». Учитывая то, что покупали их молодые парни, которым хотелось ездить, а не ухаживать за байком, ничего удивительного в поломках нет.
А вот у людей, любящих технику, «Восход» почему-то не ломался, скорее наоборот, его уважали за высокую надежность.
В бак мотоциклов часто лили самый низкооктановый бензин и разводили его отработанным маслом, не видя в этом ничего плохого. А потом удивлялись, почему байк не заводится!

Единственная конструктивная недоработка «Восхода» – это зажигание. Достаточно было его один раз отрегулировать, и проблем с ним больше не возникало. Вот только молодежь не умела этого делать, так что мотоциклы свои они заводили часто «с толкача».
Если в бак лили 93 бензин и смешивали его с нормальным маслом, то никаких проблем с заводкой «Восхода» не возникало.
Был еще один секрет, который применяли владельцы мотоциклов, испытывающие проблемы с заводкой. Достаточно было развернуть поршень замками колец к выхлопу, и байк начинал тарахтеть с первого раза.
Механика кикстартера тоже имела одну небольшую конструктивную недоработку. Но проявлялась проблема только если мотоцикл заправлялся низкооктановым бензином вперемешку с маслом непонятного происхождения. Если поставить моторные цепь, звездочку и барабан сцепления от «Минска», то заводить байк становилось проще.
Если двигатель переставал тянуть, нужно было менять поршень, а не только кольца. Некоторые ставили трехкольцовые детали с пускача – утверждали, что выхаживают дольше «родных».
Стоимость мотоцикла «Восход» сейчас и стоит ли его покупать?
Купить легендарный советский байк в наше время еще возможно, хотя в продаже их немного – буквально полтора или два десятка. Стоят мотоциклы от 12 000 рублей и до 60 000 примерно. Иногда появляются настоящие коллекционные экземпляры, за которые просят больше.
Брать «Восход» можно разве что в качестве мотоцикла выходного дня, чтобы вернуться в детство, услышав характерный запах двухтактного выхлопа.

ЗиД продолжает собирать байки, но уже из китайских комплектов. Хорошо, хоть так! Что касается мотоциклов «Восход», то они уже давно являются частью советской мотоистории…