Jawa на четырех колесах: известный бренд выпускал не только мотоциклы
Что вам приходит на ум, когда вы слышите название «Ява»? Вряд ли кто-то сразу вспомнит остров в Индийском океане, географию в школе так досконально учили немногие. А вот известная марка чешских мотоциклов всегда на слуху. И хотя для старшего поколения – это ностальгия, а для младшего – история минувших дней, популярность Jawa неоспорима.
И в общественном сознании он ассоциируется определенно с быстроходной и надежной мотоциклетной техникой. Но если в историю марки вникнуть немного глубже, то можно увидеть неизвестные многим факты ее «биографии». Оказывается, начатое в 1929 году Франтишеком Янечеком производство мототехники имело свое продолжение и в отношении легких автомобилей. С одним из них мы уже познакомили наших читателей несколько месяцев назад. Но случай выпуска четырехколесной техники мотоциклетным брендом совсем не единичный.
После того, как к Янечеку пришел первый успех с Jawa 175 Villiers 1932 года выпуска, он ощутил твердую почву под ногами и желание двигаться только вперед. Одним из неприятных для производителя мотоциклов моментов являлась конкуренция с его 500-кубовым байков со стороны микролитражки Aero 500. Франтишек избрал политику «бить соперника его же оружием». Так в воздухе завитала идея создания собственного маленького автомобиля.
Несмотря на высокие амбиции, бизнесмен был также реалистом. Еще в 1929 году Янечек не стал «лепить» собственный мотоцикл с непонятными параметрами и качеством, как пытались делать некоторые новоиспеченные горе-производители. Он пошел путем наименьшего сопротивления, заручившись поддержкой более продвинутых в техническом отношении немцев.
Принимая во внимание производственные мощности и условия, в случае с автомобилем снова выбрали покупку лицензии вместо собственных разработок. В июне 1933 года Франтишек Янечек получил для своей компании эксклюзивную лицензию на производство и продажу автомобилей DKW Reichsklasse и Meisterklasse типа F2. Дело оставалось за малым – наладить мелкосерийный выпуск.
В основу кузова легла прямоугольная рама с парой продольных балок. Их изготовили из стальных U-образных профилей, соединенных узкими поперечинами. Сам кузов получил широко используемый у конструкторов автомобилей 30-х годов прошлого века деревяный каркас. Его изготовили из древесины бука, применив несколько вариаций исполнения. При этом внесли и собственное ноу-хау. Каркас обшили фанерными панелями, обтянув их затем чехлом из искусственной кожи.
Миниатюрность авто-новинки подтверждали также капот двигателя и крылья, выполненные из обычной жестянки. Правда, через два года, из соображений пассивной безопасности, конструкция претерпела небольшие изменения: появилась обычная деревяная рама с поверхностными панелями из листового металла. В целом, микролитражка имела следующие параметры:
✅ 2-тактный рядный двигатель
✅ 2 цилиндра рабочим объемом 684 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ 3200 об/мин
✅ колесная база – 2700 мм
✅ общая длина – 3,75 м
✅ масса – 700 кг
✅ скорость – около 90 км/ч
Все колеса имели барабанные механические тормоза и подвешивались на паре поперечных рессор. За три года компания собрала около тысячи автомобилей этой модели. Первый успех побудил компанию двигаться дальше и подготовить специальную модель для участия в спортивных соревнованиях.
Уже в 1934 году автомобили чехословацкой марки приняли участие в местной престижной гонке на 1000 миль. Для того, чтобы увеличить их мощностные и скоростные характеристики, заводчане комплектовали спорткары двигателем с немного увеличенным рабочим объемом. Правда, для того, чтобы соответствовать требованиям для микролитражек, его сделали чуть ниже 750 куб. см.
Первый опыт мог стать триумфом, но оказался обычным «блином, который вышел комом». На автомобиле с кузовом родстер стартовал экипаж Витвар-Панек. В течение всего соревнования «явовские» гонщики уверенно лидировали. Кто-то уже довольно потирал руки, предвкушая неожиданную победу «темной лошадки». Но в дело вмешался его величество случай.
Во время одного из виражей двигатель спорткара неожиданно заклинил и гонщикам пришлось бесславно сойти с дистанции. Их, казалось бы, заслуженные лавры достались другим. В этом же заезде принимал участие и другой экипаж от этой марки. Спайка Кайзер-Кронбергер выступала на автомобиле с закрытым кузовом аэродинамической конструкции от Пола Ярая – признанного специалиста в области создания конструкций с высокой степенью обтекаемости. Правда, они не смогли добиться какого-то заметного результата. Но хорошее начало было положено, значит, должно появиться и успешное продолжение.
На третий чехословацкий забег «1000 миль», проходивший в 1935 году, заводская команда подготовила целых шесть экипажей. Автомобили марки Jawa поровну разделились на две категории: открытые родстеры и закрытые купе. Каждый из них имел одинаковые силовые установки:
✅ 2-тактные
✅ 2-цилиндровые
✅ рабочим объемом 745 куб. см
✅ мощностью 26 л. с
Хорошая подготовка и успешный выбор мотора принесли свои результаты. Наверное, они произошли самые оптимистичные прогнозы заводской команды и ее болельщиков. По результатам соревнований «явисты на четырех колесах» праздновали настоящий триумф. Полная и безоговорочная победа. Все три призовых места на соревнованиях 1935 года достались именно им. Да, на пьедестале гонок зрители увидели только экипажи марки Jawa. Кроме уверенной победы заводскую команду удостоили переходящего кубка президента Чехословацкой республики.
До наших дней из той легендарной шестерки спорткаров дожило лишь одно аэродинамическое купе. Оно находилось в плачевном состоянии, поэтому потребовало длительной реконструкции. После выполнения всех необходимых работ с 2001 по 2005 годы, автомобиль препроводили в чешскую столицу. Сейчас он является одним из экспонатов транспортного зала Национального технического музея в Праге.
Следующей попыткой конструкторов Jawa стала модель Minor. Ее впервые представили на пражском салоне 1937 года. Выставочная премьера прошла успешно, а вот на выпуск новинки повлияли оккупация страны и последующая война. После наступления мира выпуск Minor возобновили на короткое время. Впрочем, этой модели посвящена целая статья на нашем сайте.
Спорткары конца 40-х продолжили довоенные традиции. На различных соревнованиях многие модификации Minor располагались в верхних частях турнирной таблицы. Причем, среди побежденных числились и автомобили более высоких категорий.
Особенно стоит отметить участие спецавто Aero Minor Sport с 30-сильным мотором в гонке «24 часа Ле-Мана» 1949 года. Краттнер и Сутнар преодолели 2392 километра трассы с рекордной средней скоростью в 99,6 км/ч. это позволило им не только уверенно победить в своем классе, но и занять немыслимое второе место в общем зачете. Удивительно, но они уступили лишь экипажу на 12-цилиндровом спорткаре Ferrari!
Начиная с 50-х годов концепция компании Jawa стала резко меняться в сторону производства успешных двухтактных мотоциклов. Хотя в это время и появилось несколько интересных четырехколесных проектов, но дальше прототипов дело не пошло. Казалось, что история «Явы на четырех колесах» подошла к своему концу. Однако, в начале XXI века представили лицензионную разработку микролитражки Jawa Chic. О том, для чего она создавалась и как развивалась ее дальнейшая история – читайте в одной из наших будущих статей.
И в общественном сознании он ассоциируется определенно с быстроходной и надежной мотоциклетной техникой. Но если в историю марки вникнуть немного глубже, то можно увидеть неизвестные многим факты ее «биографии». Оказывается, начатое в 1929 году Франтишеком Янечеком производство мототехники имело свое продолжение и в отношении легких автомобилей. С одним из них мы уже познакомили наших читателей несколько месяцев назад. Но случай выпуска четырехколесной техники мотоциклетным брендом совсем не единичный.
В открытом авто есть место только для двух. Фото: youtube.com
После того, как к Янечеку пришел первый успех с Jawa 175 Villiers 1932 года выпуска, он ощутил твердую почву под ногами и желание двигаться только вперед. Одним из неприятных для производителя мотоциклов моментов являлась конкуренция с его 500-кубовым байков со стороны микролитражки Aero 500. Франтишек избрал политику «бить соперника его же оружием». Так в воздухе завитала идея создания собственного маленького автомобиля.
Первый авто по иностранной лицензии
Несмотря на высокие амбиции, бизнесмен был также реалистом. Еще в 1929 году Янечек не стал «лепить» собственный мотоцикл с непонятными параметрами и качеством, как пытались делать некоторые новоиспеченные горе-производители. Он пошел путем наименьшего сопротивления, заручившись поддержкой более продвинутых в техническом отношении немцев.
Принимая во внимание производственные мощности и условия, в случае с автомобилем снова выбрали покупку лицензии вместо собственных разработок. В июне 1933 года Франтишек Янечек получил для своей компании эксклюзивную лицензию на производство и продажу автомобилей DKW Reichsklasse и Meisterklasse типа F2. Дело оставалось за малым – наладить мелкосерийный выпуск.
Модель DKW 701 Meisterklasse стала основой для автомобиля, названного просто Jawa 700. Несмотря на новое для себя направление, производитель легко вошел в эту нишу, наладив выпуск неплохого по тем меркам микролитражного автомобиля.
В основу кузова легла прямоугольная рама с парой продольных балок. Их изготовили из стальных U-образных профилей, соединенных узкими поперечинами. Сам кузов получил широко используемый у конструкторов автомобилей 30-х годов прошлого века деревяный каркас. Его изготовили из древесины бука, применив несколько вариаций исполнения. При этом внесли и собственное ноу-хау. Каркас обшили фанерными панелями, обтянув их затем чехлом из искусственной кожи.
Миниатюрность авто-новинки подтверждали также капот двигателя и крылья, выполненные из обычной жестянки. Правда, через два года, из соображений пассивной безопасности, конструкция претерпела небольшие изменения: появилась обычная деревяная рама с поверхностными панелями из листового металла. В целом, микролитражка имела следующие параметры:
✅ 2-тактный рядный двигатель
✅ 2 цилиндра рабочим объемом 684 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ 3200 об/мин
✅ колесная база – 2700 мм
✅ общая длина – 3,75 м
✅ масса – 700 кг
✅ скорость – около 90 км/ч
Все колеса имели барабанные механические тормоза и подвешивались на паре поперечных рессор. За три года компания собрала около тысячи автомобилей этой модели. Первый успех побудил компанию двигаться дальше и подготовить специальную модель для участия в спортивных соревнованиях.
Гоночная Jawa 750 и ее триумф
Уже в 1934 году автомобили чехословацкой марки приняли участие в местной престижной гонке на 1000 миль. Для того, чтобы увеличить их мощностные и скоростные характеристики, заводчане комплектовали спорткары двигателем с немного увеличенным рабочим объемом. Правда, для того, чтобы соответствовать требованиям для микролитражек, его сделали чуть ниже 750 куб. см.
Настоящий спорткар 30-х. Фото: youtube.com
Первый опыт мог стать триумфом, но оказался обычным «блином, который вышел комом». На автомобиле с кузовом родстер стартовал экипаж Витвар-Панек. В течение всего соревнования «явовские» гонщики уверенно лидировали. Кто-то уже довольно потирал руки, предвкушая неожиданную победу «темной лошадки». Но в дело вмешался его величество случай.
Во время одного из виражей двигатель спорткара неожиданно заклинил и гонщикам пришлось бесславно сойти с дистанции. Их, казалось бы, заслуженные лавры достались другим. В этом же заезде принимал участие и другой экипаж от этой марки. Спайка Кайзер-Кронбергер выступала на автомобиле с закрытым кузовом аэродинамической конструкции от Пола Ярая – признанного специалиста в области создания конструкций с высокой степенью обтекаемости. Правда, они не смогли добиться какого-то заметного результата. Но хорошее начало было положено, значит, должно появиться и успешное продолжение.
Приборная панель: просто и удобно. Фото: youtube.com
На третий чехословацкий забег «1000 миль», проходивший в 1935 году, заводская команда подготовила целых шесть экипажей. Автомобили марки Jawa поровну разделились на две категории: открытые родстеры и закрытые купе. Каждый из них имел одинаковые силовые установки:
✅ 2-тактные
✅ 2-цилиндровые
✅ рабочим объемом 745 куб. см
✅ мощностью 26 л. с
Хорошая подготовка и успешный выбор мотора принесли свои результаты. Наверное, они произошли самые оптимистичные прогнозы заводской команды и ее болельщиков. По результатам соревнований «явисты на четырех колесах» праздновали настоящий триумф. Полная и безоговорочная победа. Все три призовых места на соревнованиях 1935 года достались именно им. Да, на пьедестале гонок зрители увидели только экипажи марки Jawa. Кроме уверенной победы заводскую команду удостоили переходящего кубка президента Чехословацкой республики.
До наших дней из той легендарной шестерки спорткаров дожило лишь одно аэродинамическое купе. Оно находилось в плачевном состоянии, поэтому потребовало длительной реконструкции. После выполнения всех необходимых работ с 2001 по 2005 годы, автомобиль препроводили в чешскую столицу. Сейчас он является одним из экспонатов транспортного зала Национального технического музея в Праге.
Minor выглядел вполне солидно. Фото: youtube.com
Следующей попыткой конструкторов Jawa стала модель Minor. Ее впервые представили на пражском салоне 1937 года. Выставочная премьера прошла успешно, а вот на выпуск новинки повлияли оккупация страны и последующая война. После наступления мира выпуск Minor возобновили на короткое время. Впрочем, этой модели посвящена целая статья на нашем сайте.
Отход от концепции и современная попытка возобновления
Спорткары конца 40-х продолжили довоенные традиции. На различных соревнованиях многие модификации Minor располагались в верхних частях турнирной таблицы. Причем, среди побежденных числились и автомобили более высоких категорий.
Особенно стоит отметить участие спецавто Aero Minor Sport с 30-сильным мотором в гонке «24 часа Ле-Мана» 1949 года. Краттнер и Сутнар преодолели 2392 километра трассы с рекордной средней скоростью в 99,6 км/ч. это позволило им не только уверенно победить в своем классе, но и занять немыслимое второе место в общем зачете. Удивительно, но они уступили лишь экипажу на 12-цилиндровом спорткаре Ferrari!
На такой смарт приятно сесть. Фото: youtube.com
Начиная с 50-х годов концепция компании Jawa стала резко меняться в сторону производства успешных двухтактных мотоциклов. Хотя в это время и появилось несколько интересных четырехколесных проектов, но дальше прототипов дело не пошло. Казалось, что история «Явы на четырех колесах» подошла к своему концу. Однако, в начале XXI века представили лицензионную разработку микролитражки Jawa Chic. О том, для чего она создавалась и как развивалась ее дальнейшая история – читайте в одной из наших будущих статей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....