.d-md-none .d-lg-block bibimot

Caterham Cars — конструктор для автогонщиков

Caterham Cars — конструктор для автогонщиков
Сегодня мы хотим поговорить о довольно малоизвестной марке автомобилей. Как обычный автосалон из 60-х годов перепрофилировался в создателя гоночных машин с собственной академией для новичков? Это Caterham: на русском название читается как «Кейтерем».


Эти машины появляются на общих дорогах скорее в порядке исключения. Их стихия — гоночные трассы. Главный козырь марки — максимальное соотношение л. с. к массе автомобиля. То есть юркие Caterham способны достойно показать себя по сравнению с машинами GT-класса и подобными.

Все началось с Lotus


Сейчас эта компания — основной конкурент «Кейтерема». Но в 60-е благодаря автомобилю Lotus Seven марка появилась и существует в наши дни. В 1963 году Грэм Нэрн становится официальным дилером этой модели. Компания-продавец берет название в честь города в британском графстве Суррей, где базируется.

Продажи идут в гору. Уже в 1967 Caterham Cars становится эксклюзивным дистрибьютором модели. А еще спустя 6 лет Грэм Нэрн выкупает права на производство этой машины.

Lotus Seven — легкий двухместный спортивный родстер с запоминаемой харизмой во внешности. На момент создания это был самый дешевый вариант для энтузиастов, желающих приобщиться к миру гонок. Первая серия вышла в 1957 году. 40-сильного двигателя Ford хватало на разгон 430-килограммовой машины до 165 км/ч. Минимальная масса обеспечивалась фанерным кузовом и отсутствием крыши.

Caterham Cars — конструктор для автогонщиков
А еще Lotus Seven представлял огромный простор для фантазии в плане тюнинга. Фото: YouTube.com

Машина комплектовалась трехступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами на всех колесах. Позже в той же серии мотор и КПП меняются на более современные. Мощность выросла до 75 л. с. и прибавилась еще одна передача.

Вторая серия выходит в 1960. Если бы не участие Caterham, в 1966 производство бы свернулось спустя шесть лет из-за переорганизации в «Лотусе». Только закупки авто со стороны Нэрна делали выпуск Seven рентабельным. От первой серии машины отличаются освеженным дизайном, модифицированной рамой и подвеской.

Третья серия продавалась уже эксклюзивно в Кейтереме. Она выпускалась с 1968 года и получила уже фирменный мотор Lotus. Неизвестно, в каком виде дошли бы обе компании до нас, если бы не провальное четвертое поколение. Дизайн с непривычно прямоугольной огромной радиаторной решеткой, похожей на дымоход, слишком отпугнул даже поклонников марки. С 1969 года эта машина продавалась параллельно с третьей серией, но серьезно уступала в популярности. В 1973 Lotus передает права на производство всех поколений Seven компании Caterham Cars.

Сделай сам


Идея продавать машины «наборами» пришла еще в 50-х годах владельцу Lotus Колину Чапмену. Заключается в следующем: вместо авто покупатель получал комплект для сборки. Все самые сложные узлы готовы, нужно только объединить в машину. Это можно назвать «Икеей» от мира автомобилей.

Первоначально это был способ снизить себестоимость машины плюс хитро обойти транспортный налог. Решение пришлось по нраву клиентам, они не только покупали и без того недорогой «Сэвэн» дешевле, но и получали хобби в подарок. Популярность наборов росла, так что в Caterham Cars не стали отказываться от этой идеи. Сейчас так же возможно купить машинокомплект современных «Кейтеремов».


Если работать с командой умелых друзей, можно справиться за день. Фото: YouTube.com

Тот же Lotus Seven продавался под их брендом как Caterham 7. Про неудачное четвертое поколение благоразумно забыли, взяв за основу проверенное третье. Постепенно закупленные машинокомплекты подошли к концу и в «Кейтеремах» становилось все меньше деталей от оригинального Seven, вплоть до 0%.

Знакомые ошибки


Кажется, спустя 21 год в компании забыли, почему они смогли выпускать автомобили сами. Потому что новая модель, вышедшая в 1994, наступает на те же грабли. Машина под названием Caterham 21 так же распугала потенциальных клиентов слишком далеким уходом от проверенного временем дизайна. Оказалось, что вынесенные за кузов колеса были любимой «фишкой» покупателей, а 21-ую модель уже со стандартной компоновкой брать почти никто не хотел.


Красиво, конечно, но не то. Фото: YouTube.com

Технически машина была глубокой модернизацией того же Caterham 7: в основном доработки коснулись конструкции рамы. Несмотря на то, что сама серия предполагалась ограниченной, она вышла в четыре раза меньше задуманной — 48 машин из 200. Около 15 авто стали постоянными завсегдатаями гоночных трасс, большинство владельцев, кажется, набивают цену и экономят пробег в ожидании подходящего аукциона.

Современная линейка


Сейчас компания отошла от экспериментов и продолжает эксплуатировать старый добрый Lotus Seven. Покупателям предлагаются разные комплектации авто. Каждая машина строится на одной из платформ:

Series 3 — та самая классика. Исходное шасси из 70-х годов для тех, кто хочет приобщиться к истории или вспомнить молодость
Series 5 — выпускается с 2000 года. Странно, что этот вариант появился так поздно, ведь это всего лишь увеличенный кузов. Он рассчитан на тех, кому машина на S3 кажется слишком тесной: на людей выше 180 см. Дополнительные 25 кг массы сделали авто устойчивее на трассе
Series 6 или CSR — доступна с 2005. Ее можно считать уже новым поколением, здесь сменилась подвеска, двигатели и приборная панель. На этой платформе делают только современные версии авто, взять классику не выйдет.

Компания отошла от собственных названий для моделей, ограничиваясь индексами «код шасси + число». Цифры здесь означают соотношение л. с. к тонне. С учетом того, что машины весят около 500 кг, самая мощная модель получила число «620».


Один из представителей линейки CSR. Фото: YouTube.com

На рынках Великобритании или других стран Европы представлены разные спецификации. Плюс кастомизация авто, а отдельные счастливчики приобрели себе экземпляры лимитированных серий, так что точное количество моделей посчитать сложно.

Caterham Academy


Так называется не отдельная модель машины, а целый пакет услуг для начинающих гонщиков. Кроме автомобиля или комплекта для сборки покупатель получал возможность участия в собственном чемпионате компании среди других таких же новичков. Плюс техподдержка и тренировки от профессионалов. Комплектации менялись с годами, но всегда продавались только в одном виде, чтобы начинающие гонщики состязались в равных условиях.

Все, кто прошел подготовку в Академии, могут перейти в старшие гоночные лиги Caterham или попробовать силы в других соревнованиях ближе к профессиональным.

Теперь и на электроэнергии


Только в 20-х числах мая 2023 стало известно о выпуске Caterham EV Seven. Это уже полностью гоночная машина, не предназначенная для обычных дорог.


Вот и электрическая версия. Фото: YouTube.com

Дело в смешной по современным меркам батарее. Аккумулятора хватает на 20-25 минут езды на полной скорости, но не больше: как раз для гоночной тренировки. После требуется 15 минут подзарядки и машина готова к новым кругам. На трассе авто ощущается так же, как и бензиновая классика. Масса выросла на 70 кг.

Электромобиль разгоняется до 100 км/ч за четыре с небольшим секунды, пиковая мощность мотора — 250 л. с. Машина пока что на стадии прототипа, компания «прощупывает почву», опасаясь ситуации как с 21-ым Caterham. Из недавних новостей стало известно, что еще один пока не представленный электрокар в разработке.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Вы знали об этих машинах раньше?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Caterham Seven 340 – милый, но серьезный родстерOpel Lotus Omega: седан, кардинально сменивший амплуа

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 2 103