Caterham Cars — конструктор для автогонщиков
Сегодня мы хотим поговорить о довольно малоизвестной марке автомобилей. Как обычный автосалон из 60-х годов перепрофилировался в создателя гоночных машин с собственной академией для новичков? Это Caterham: на русском название читается как «Кейтерем».
Эти машины появляются на общих дорогах скорее в порядке исключения. Их стихия — гоночные трассы. Главный козырь марки — максимальное соотношение л. с. к массе автомобиля. То есть юркие Caterham способны достойно показать себя по сравнению с машинами GT-класса и подобными.
Сейчас эта компания — основной конкурент «Кейтерема». Но в 60-е благодаря автомобилю Lotus Seven марка появилась и существует в наши дни. В 1963 году Грэм Нэрн становится официальным дилером этой модели. Компания-продавец берет название в честь города в британском графстве Суррей, где базируется.
Продажи идут в гору. Уже в 1967 Caterham Cars становится эксклюзивным дистрибьютором модели. А еще спустя 6 лет Грэм Нэрн выкупает права на производство этой машины.
Lotus Seven — легкий двухместный спортивный родстер с запоминаемой харизмой во внешности. На момент создания это был самый дешевый вариант для энтузиастов, желающих приобщиться к миру гонок. Первая серия вышла в 1957 году. 40-сильного двигателя Ford хватало на разгон 430-килограммовой машины до 165 км/ч. Минимальная масса обеспечивалась фанерным кузовом и отсутствием крыши.
А еще Lotus Seven представлял огромный простор для фантазии в плане тюнинга. Фото: YouTube.com
Машина комплектовалась трехступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами на всех колесах. Позже в той же серии мотор и КПП меняются на более современные. Мощность выросла до 75 л. с. и прибавилась еще одна передача.
Вторая серия выходит в 1960. Если бы не участие Caterham, в 1966 производство бы свернулось спустя шесть лет из-за переорганизации в «Лотусе». Только закупки авто со стороны Нэрна делали выпуск Seven рентабельным. От первой серии машины отличаются освеженным дизайном, модифицированной рамой и подвеской.
Третья серия продавалась уже эксклюзивно в Кейтереме. Она выпускалась с 1968 года и получила уже фирменный мотор Lotus. Неизвестно, в каком виде дошли бы обе компании до нас, если бы не провальное четвертое поколение. Дизайн с непривычно прямоугольной огромной радиаторной решеткой, похожей на дымоход, слишком отпугнул даже поклонников марки. С 1969 года эта машина продавалась параллельно с третьей серией, но серьезно уступала в популярности. В 1973 Lotus передает права на производство всех поколений Seven компании Caterham Cars.
Идея продавать машины «наборами» пришла еще в 50-х годах владельцу Lotus Колину Чапмену. Заключается в следующем: вместо авто покупатель получал комплект для сборки. Все самые сложные узлы готовы, нужно только объединить в машину. Это можно назвать «Икеей» от мира автомобилей.
Первоначально это был способ снизить себестоимость машины плюс хитро обойти транспортный налог. Решение пришлось по нраву клиентам, они не только покупали и без того недорогой «Сэвэн» дешевле, но и получали хобби в подарок. Популярность наборов росла, так что в Caterham Cars не стали отказываться от этой идеи. Сейчас так же возможно купить машинокомплект современных «Кейтеремов».
Если работать с командой умелых друзей, можно справиться за день. Фото: YouTube.com
Тот же Lotus Seven продавался под их брендом как Caterham 7. Про неудачное четвертое поколение благоразумно забыли, взяв за основу проверенное третье. Постепенно закупленные машинокомплекты подошли к концу и в «Кейтеремах» становилось все меньше деталей от оригинального Seven, вплоть до 0%.
Кажется, спустя 21 год в компании забыли, почему они смогли выпускать автомобили сами. Потому что новая модель, вышедшая в 1994, наступает на те же грабли. Машина под названием Caterham 21 так же распугала потенциальных клиентов слишком далеким уходом от проверенного временем дизайна. Оказалось, что вынесенные за кузов колеса были любимой «фишкой» покупателей, а 21-ую модель уже со стандартной компоновкой брать почти никто не хотел.
Красиво, конечно, но не то. Фото: YouTube.com
Технически машина была глубокой модернизацией того же Caterham 7: в основном доработки коснулись конструкции рамы. Несмотря на то, что сама серия предполагалась ограниченной, она вышла в четыре раза меньше задуманной — 48 машин из 200. Около 15 авто стали постоянными завсегдатаями гоночных трасс, большинство владельцев, кажется, набивают цену и экономят пробег в ожидании подходящего аукциона.
Сейчас компания отошла от экспериментов и продолжает эксплуатировать старый добрый Lotus Seven. Покупателям предлагаются разные комплектации авто. Каждая машина строится на одной из платформ:
Series 3 — та самая классика. Исходное шасси из 70-х годов для тех, кто хочет приобщиться к истории или вспомнить молодость
Series 5 — выпускается с 2000 года. Странно, что этот вариант появился так поздно, ведь это всего лишь увеличенный кузов. Он рассчитан на тех, кому машина на S3 кажется слишком тесной: на людей выше 180 см. Дополнительные 25 кг массы сделали авто устойчивее на трассе
Series 6 или CSR — доступна с 2005. Ее можно считать уже новым поколением, здесь сменилась подвеска, двигатели и приборная панель. На этой платформе делают только современные версии авто, взять классику не выйдет.
Компания отошла от собственных названий для моделей, ограничиваясь индексами «код шасси + число». Цифры здесь означают соотношение л. с. к тонне. С учетом того, что машины весят около 500 кг, самая мощная модель получила число «620».
Один из представителей линейки CSR. Фото: YouTube.com
На рынках Великобритании или других стран Европы представлены разные спецификации. Плюс кастомизация авто, а отдельные счастливчики приобрели себе экземпляры лимитированных серий, так что точное количество моделей посчитать сложно.
Так называется не отдельная модель машины, а целый пакет услуг для начинающих гонщиков. Кроме автомобиля или комплекта для сборки покупатель получал возможность участия в собственном чемпионате компании среди других таких же новичков. Плюс техподдержка и тренировки от профессионалов. Комплектации менялись с годами, но всегда продавались только в одном виде, чтобы начинающие гонщики состязались в равных условиях.
Все, кто прошел подготовку в Академии, могут перейти в старшие гоночные лиги Caterham или попробовать силы в других соревнованиях ближе к профессиональным.
Только в 20-х числах мая 2023 стало известно о выпуске Caterham EV Seven. Это уже полностью гоночная машина, не предназначенная для обычных дорог.
Вот и электрическая версия. Фото: YouTube.com
Дело в смешной по современным меркам батарее. Аккумулятора хватает на 20-25 минут езды на полной скорости, но не больше: как раз для гоночной тренировки. После требуется 15 минут подзарядки и машина готова к новым кругам. На трассе авто ощущается так же, как и бензиновая классика. Масса выросла на 70 кг.
Электромобиль разгоняется до 100 км/ч за четыре с небольшим секунды, пиковая мощность мотора — 250 л. с. Машина пока что на стадии прототипа, компания «прощупывает почву», опасаясь ситуации как с 21-ым Caterham. Из недавних новостей стало известно, что еще один пока не представленный электрокар в разработке.
Эти машины появляются на общих дорогах скорее в порядке исключения. Их стихия — гоночные трассы. Главный козырь марки — максимальное соотношение л. с. к массе автомобиля. То есть юркие Caterham способны достойно показать себя по сравнению с машинами GT-класса и подобными.
Все началось с Lotus
Сейчас эта компания — основной конкурент «Кейтерема». Но в 60-е благодаря автомобилю Lotus Seven марка появилась и существует в наши дни. В 1963 году Грэм Нэрн становится официальным дилером этой модели. Компания-продавец берет название в честь города в британском графстве Суррей, где базируется.
Продажи идут в гору. Уже в 1967 Caterham Cars становится эксклюзивным дистрибьютором модели. А еще спустя 6 лет Грэм Нэрн выкупает права на производство этой машины.
Lotus Seven — легкий двухместный спортивный родстер с запоминаемой харизмой во внешности. На момент создания это был самый дешевый вариант для энтузиастов, желающих приобщиться к миру гонок. Первая серия вышла в 1957 году. 40-сильного двигателя Ford хватало на разгон 430-килограммовой машины до 165 км/ч. Минимальная масса обеспечивалась фанерным кузовом и отсутствием крыши.
А еще Lotus Seven представлял огромный простор для фантазии в плане тюнинга. Фото: YouTube.com
Машина комплектовалась трехступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами на всех колесах. Позже в той же серии мотор и КПП меняются на более современные. Мощность выросла до 75 л. с. и прибавилась еще одна передача.
Вторая серия выходит в 1960. Если бы не участие Caterham, в 1966 производство бы свернулось спустя шесть лет из-за переорганизации в «Лотусе». Только закупки авто со стороны Нэрна делали выпуск Seven рентабельным. От первой серии машины отличаются освеженным дизайном, модифицированной рамой и подвеской.
Третья серия продавалась уже эксклюзивно в Кейтереме. Она выпускалась с 1968 года и получила уже фирменный мотор Lotus. Неизвестно, в каком виде дошли бы обе компании до нас, если бы не провальное четвертое поколение. Дизайн с непривычно прямоугольной огромной радиаторной решеткой, похожей на дымоход, слишком отпугнул даже поклонников марки. С 1969 года эта машина продавалась параллельно с третьей серией, но серьезно уступала в популярности. В 1973 Lotus передает права на производство всех поколений Seven компании Caterham Cars.
Сделай сам
Идея продавать машины «наборами» пришла еще в 50-х годах владельцу Lotus Колину Чапмену. Заключается в следующем: вместо авто покупатель получал комплект для сборки. Все самые сложные узлы готовы, нужно только объединить в машину. Это можно назвать «Икеей» от мира автомобилей.
Первоначально это был способ снизить себестоимость машины плюс хитро обойти транспортный налог. Решение пришлось по нраву клиентам, они не только покупали и без того недорогой «Сэвэн» дешевле, но и получали хобби в подарок. Популярность наборов росла, так что в Caterham Cars не стали отказываться от этой идеи. Сейчас так же возможно купить машинокомплект современных «Кейтеремов».
Если работать с командой умелых друзей, можно справиться за день. Фото: YouTube.com
Тот же Lotus Seven продавался под их брендом как Caterham 7. Про неудачное четвертое поколение благоразумно забыли, взяв за основу проверенное третье. Постепенно закупленные машинокомплекты подошли к концу и в «Кейтеремах» становилось все меньше деталей от оригинального Seven, вплоть до 0%.
Знакомые ошибки
Кажется, спустя 21 год в компании забыли, почему они смогли выпускать автомобили сами. Потому что новая модель, вышедшая в 1994, наступает на те же грабли. Машина под названием Caterham 21 так же распугала потенциальных клиентов слишком далеким уходом от проверенного временем дизайна. Оказалось, что вынесенные за кузов колеса были любимой «фишкой» покупателей, а 21-ую модель уже со стандартной компоновкой брать почти никто не хотел.
Красиво, конечно, но не то. Фото: YouTube.com
Технически машина была глубокой модернизацией того же Caterham 7: в основном доработки коснулись конструкции рамы. Несмотря на то, что сама серия предполагалась ограниченной, она вышла в четыре раза меньше задуманной — 48 машин из 200. Около 15 авто стали постоянными завсегдатаями гоночных трасс, большинство владельцев, кажется, набивают цену и экономят пробег в ожидании подходящего аукциона.
Современная линейка
Сейчас компания отошла от экспериментов и продолжает эксплуатировать старый добрый Lotus Seven. Покупателям предлагаются разные комплектации авто. Каждая машина строится на одной из платформ:
Series 3 — та самая классика. Исходное шасси из 70-х годов для тех, кто хочет приобщиться к истории или вспомнить молодость
Series 5 — выпускается с 2000 года. Странно, что этот вариант появился так поздно, ведь это всего лишь увеличенный кузов. Он рассчитан на тех, кому машина на S3 кажется слишком тесной: на людей выше 180 см. Дополнительные 25 кг массы сделали авто устойчивее на трассе
Series 6 или CSR — доступна с 2005. Ее можно считать уже новым поколением, здесь сменилась подвеска, двигатели и приборная панель. На этой платформе делают только современные версии авто, взять классику не выйдет.
Компания отошла от собственных названий для моделей, ограничиваясь индексами «код шасси + число». Цифры здесь означают соотношение л. с. к тонне. С учетом того, что машины весят около 500 кг, самая мощная модель получила число «620».
Один из представителей линейки CSR. Фото: YouTube.com
На рынках Великобритании или других стран Европы представлены разные спецификации. Плюс кастомизация авто, а отдельные счастливчики приобрели себе экземпляры лимитированных серий, так что точное количество моделей посчитать сложно.
Caterham Academy
Так называется не отдельная модель машины, а целый пакет услуг для начинающих гонщиков. Кроме автомобиля или комплекта для сборки покупатель получал возможность участия в собственном чемпионате компании среди других таких же новичков. Плюс техподдержка и тренировки от профессионалов. Комплектации менялись с годами, но всегда продавались только в одном виде, чтобы начинающие гонщики состязались в равных условиях.
Все, кто прошел подготовку в Академии, могут перейти в старшие гоночные лиги Caterham или попробовать силы в других соревнованиях ближе к профессиональным.
Теперь и на электроэнергии
Только в 20-х числах мая 2023 стало известно о выпуске Caterham EV Seven. Это уже полностью гоночная машина, не предназначенная для обычных дорог.
Вот и электрическая версия. Фото: YouTube.com
Дело в смешной по современным меркам батарее. Аккумулятора хватает на 20-25 минут езды на полной скорости, но не больше: как раз для гоночной тренировки. После требуется 15 минут подзарядки и машина готова к новым кругам. На трассе авто ощущается так же, как и бензиновая классика. Масса выросла на 70 кг.
Электромобиль разгоняется до 100 км/ч за четыре с небольшим секунды, пиковая мощность мотора — 250 л. с. Машина пока что на стадии прототипа, компания «прощупывает почву», опасаясь ситуации как с 21-ым Caterham. Из недавних новостей стало известно, что еще один пока не представленный электрокар в разработке.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....