Гоночный грузовик КамАЗ-43509 – создан покорять пустыни
Автомобили марки КамАЗ – это не только тяжелые грузовики. Есть у завода своя гоночная команда, которая существует с 1988 года. Изначально она выступала на серийном, но доработанном КамАЗ-4310.
В 1993 году у команды появились первые гоночные болиды. Это модель КамАЗ-49250, оказавшаяся провальной. Двигатели всех трех автомобилей, форсированные до 500 л. с., вышли из строя на ралли «Париж-Дакар» 1994 года. Это дало понимание, что «камазовские» моторы не годятся для гонок международного уровня.
Потом были усовершенствованные автомобили с двигателями собственной разработки на базе серийных ЯМЗ. Но сегодня мы расскажем о предпоследнем гоночном болиде – КамАЗ-43509. Его дебют состоялся в 2015 году, а через пару лет машина приняла участие в ралли «Париж-Дакар», где традиционно для команды «КАМАЗ-мастер» победила.
Создавался новый гоночный болид вовсе не потому, что старый был плох. КАМАЗ-4326 VK, созданный в 2007 году, побеждал как в российских, так и в международных гонках. Просто регламенты ралли-марафона изменились – пришлось создавать новую машину.
Внешне КамАЗ-43509 похож на своего предшественника, но технически – это совсем другая машина. Из того, что сразу бросается в глаза по ТТХ – это уменьшение рабочего объема двигателя с 16,5 до 13 литров. А вот мощность увеличилась – до 1 050, а потом и до 1 150 л. с.
Кстати, вся эта возня с объемами вынужденная. Команда «КАМАЗ-мастер» прекрасно обходилась бы и отечественным ЯМЗ. Этот мотор 18,5 литра стоял на гоночных болидах до 2010 года. Но организаторы периодически накладывают ограничения, принуждая участников уменьшать объемы двигателей. Сначала до 16,5, а потом и до 13 литров.
КамАЗ-43509 был выпущен в четырех экземплярах, специально для команды «КАМАЗ-мастер». Первое место на ралли «Париж-Дакар» один из этих автомобилей завоевал в 2019 году.
Внешне КамАЗ-43509 не сильно напоминает стандартный грузовик. Скорее, он похож на специфический фургон. Но главное – это кабина. Она рассчитана на трех членов экипажа:
✅ Механика
✅ Водителя
✅ Штурмана
Конструкторы решили отказаться от аналоговых приборов и перейти на цифровые дисплеи. В кабине гоночного болида их три – для каждого из членов экипажа. Есть видеотерминал, подключенный к системе внешних камер. Последние фиксируют все события, происходящие вокруг грузовика, записывая их в «облако».
КамАЗ-43509 оснащен современными датчиками топлива, показывающими расход с точностью до 99,5 %. Рулевое доработали – гоночный болид стал управляться резче, да и крутить «баранку» проще.
Та же информация выводится на монитор механика. Именно в его задачу входит следить за техническим состоянием КамАЗ-43509. Водитель же должен оперативно заметить изменение работы или поломку во время движения и сообщить об этом механику.
Кнопками на руле можно корректировать функционирование тормозной системы – менять нагрузку на любую из осей, чтобы она не блокировалась или не перегревалась. Под ногой водителя размещена кнопка сигнала. Как правило, он используется для отпугивания диких животных, которые иногда выскакивают перед грузовиком во время ралли или передвижения к месту его проведения.
Нужно понимать, что КамАЗ-43509 – это гоночный болид, поэтому при создании машины конструкторы старались облегчить ее по максимуму. Соответственно, в кабине нет ничего лишнего. Изоляция не предусмотрена, хорошо, кондиционер есть. Хотя, во время гонок его чаще всего отключают, чтобы не забирать мощность у двигателя. В такие моменты приходится пользоваться обычными вентиляторами.
Для штурмана в кабине предусмотрено новейшее навигационное оборудование. Оно работает по GPS, но на всякий случай есть и терратрип.
После обновления регламента ралли «Дакар» пришлось задуматься о замене мотора. Теперь его максимальный объем не должен был превышать 13 литров. Это связано с заботой организаторов мероприятия об окружающей среде – они старались уменьшить дымность. Хотя, стоило бы сделать скидку на то, что это гоночные болиды, а не серийные грузовики.
От классических двигателей ЯМЗ пришлось отказаться. Они не подходили по объему. Есть мнение, что организаторы ралли специально создают трудности команде «КАМАЗ-мастер», ведь она побеждает в 90 % случаев. Но это только предположение.
Зато точно известно, что FIA судит российских спортсменов всегда со всей строгостью, прощая другим мелкие нарушения. А сейчас участие нашей команды в ралли «Дакар» и вовсе невозможно. Прямого запрета нет, но условия неприемлемы для России в целом.
Двигатель у КамАЗ-43509 создан на основе китайского серийного Cummins ISZ-13 от компании Dongfeng. В «стоке» мотор выдавал всего 450 л. с. Про масштабы доработок можно только догадываться, учитывая, что мощность силового агрегата повысили более чем в два раза – до 1 150 «лошадок». И все это сделано руками отечественных специалистов из НП «КамАЗ-Автоспорт».
Поработали и над экологическими показателями, снизив дымность и температуру выхлопных газов. Эти вынужденные меры – в угоду FIA.
На двух из четырех гоночных болидах КамАЗ-43509 стоят АКПП. Во-первых, это разрешено, во-вторых, конкуренты давно используют такие агрегаты. Это раньше автоматические коробки передач уступали «механике» по динамике и отличались повышенным расходом топлива.
Современные агрегаты такого типа их превосходят по количеству ступеней. Соответственно, с динамикой и расходом у них все в порядке.
Не стоит забывать, что узлы гоночного болида проходят процедуру глобальной доработки, поэтому претензий к АКПП КамАЗ-43509 нет. Ее эффективность уже неоднократно доказана победами на соревнованиях и ралли.
Агрегат от компании Allison специально доработан таким образом, чтобы не терять крутящий момент во время переключения передач. Есть возможность использовать АКПП в автоматическом режиме – это тоже заслуга инженеров команды «КАМАЗ-мастер».
Но на двух КамАЗ-43509 было решено сохранить механические коробки передач – на всякий случай.
Подвески гоночного грузовика серьезно доработали по сравнению с моделью предыдущего поколения. На это ушло более года. Теперь пружины и рессоры можно настраивать для различных условий эксплуатации.
Появились новые шины низкого давления. Переработали тормозную систему. Теперь она лучше охлаждается, плюс регулируется электроникой из кабины.
Инженеры постарались сместить центр тяжести новой модели – это у них получилось. КамАЗ-43509 меньше склонен к опрокидыванию, плюс способен проходить извилистые участки трассы на более высокой скорости. А еще водитель получил возможность резче менять направление движения. Благодаря низкому центру тяжести, грузовик прощает такие вольности.
Стоит отдельно упомянуть про капотную модификацию КамАЗ-43509. Она получила литеру «К» в названии. Эти гоночные болиды имеют ряд преимуществ. Например, экипаж лучше защищен от столкновений. Дизельный двигатель эффективнее охлаждается именно при такой компоновке.
К сожалению, команда «КАМАЗ-мастер» не смогла принять участие в последнем ралли «Дакар». «Благодарить» за это нужно руководство FIA, выставивших ряд неприемлемых условий. Но мало кто сомневается, что победа на 80-90 % была бы за российской командой и грузовиками КамАЗ-43509.
В 1993 году у команды появились первые гоночные болиды. Это модель КамАЗ-49250, оказавшаяся провальной. Двигатели всех трех автомобилей, форсированные до 500 л. с., вышли из строя на ралли «Париж-Дакар» 1994 года. Это дало понимание, что «камазовские» моторы не годятся для гонок международного уровня.
Раллийный КамАЗ 4911 Extreme. Фото: Youtube.com
Потом были усовершенствованные автомобили с двигателями собственной разработки на базе серийных ЯМЗ. Но сегодня мы расскажем о предпоследнем гоночном болиде – КамАЗ-43509. Его дебют состоялся в 2015 году, а через пару лет машина приняла участие в ралли «Париж-Дакар», где традиционно для команды «КАМАЗ-мастер» победила.
Для чего
Создавался новый гоночный болид вовсе не потому, что старый был плох. КАМАЗ-4326 VK, созданный в 2007 году, побеждал как в российских, так и в международных гонках. Просто регламенты ралли-марафона изменились – пришлось создавать новую машину.
Внешне КамАЗ-43509 похож на своего предшественника, но технически – это совсем другая машина. Из того, что сразу бросается в глаза по ТТХ – это уменьшение рабочего объема двигателя с 16,5 до 13 литров. А вот мощность увеличилась – до 1 050, а потом и до 1 150 л. с.
Внутри раллийных болидов достаточно аскетично. Фото: Youtube.com
Кстати, вся эта возня с объемами вынужденная. Команда «КАМАЗ-мастер» прекрасно обходилась бы и отечественным ЯМЗ. Этот мотор 18,5 литра стоял на гоночных болидах до 2010 года. Но организаторы периодически накладывают ограничения, принуждая участников уменьшать объемы двигателей. Сначала до 16,5, а потом и до 13 литров.
КамАЗ-43509 был выпущен в четырех экземплярах, специально для команды «КАМАЗ-мастер». Первое место на ралли «Париж-Дакар» один из этих автомобилей завоевал в 2019 году.
Кабина
Внешне КамАЗ-43509 не сильно напоминает стандартный грузовик. Скорее, он похож на специфический фургон. Но главное – это кабина. Она рассчитана на трех членов экипажа:
✅ Механика
✅ Водителя
✅ Штурмана
Конструкторы решили отказаться от аналоговых приборов и перейти на цифровые дисплеи. В кабине гоночного болида их три – для каждого из членов экипажа. Есть видеотерминал, подключенный к системе внешних камер. Последние фиксируют все события, происходящие вокруг грузовика, записывая их в «облако».
По сложности конструкции эти грузовики не уступают болидам Формулы-1. Фото: Youtube.com
КамАЗ-43509 оснащен современными датчиками топлива, показывающими расход с точностью до 99,5 %. Рулевое доработали – гоночный болид стал управляться резче, да и крутить «баранку» проще.
Водительский монитор показывает всю необходимую информацию, касающуюся текущего состояния грузовика. Переключать режимы и листать «страницы» на дисплее можно за счет кнопок на руле – так водитель не отвлекается от дороги.
Та же информация выводится на монитор механика. Именно в его задачу входит следить за техническим состоянием КамАЗ-43509. Водитель же должен оперативно заметить изменение работы или поломку во время движения и сообщить об этом механику.
Кнопками на руле можно корректировать функционирование тормозной системы – менять нагрузку на любую из осей, чтобы она не блокировалась или не перегревалась. Под ногой водителя размещена кнопка сигнала. Как правило, он используется для отпугивания диких животных, которые иногда выскакивают перед грузовиком во время ралли или передвижения к месту его проведения.
Работа над очередным двигателем. Фото: Youtube.com
Нужно понимать, что КамАЗ-43509 – это гоночный болид, поэтому при создании машины конструкторы старались облегчить ее по максимуму. Соответственно, в кабине нет ничего лишнего. Изоляция не предусмотрена, хорошо, кондиционер есть. Хотя, во время гонок его чаще всего отключают, чтобы не забирать мощность у двигателя. В такие моменты приходится пользоваться обычными вентиляторами.
Для штурмана в кабине предусмотрено новейшее навигационное оборудование. Оно работает по GPS, но на всякий случай есть и терратрип.
Двигатель
После обновления регламента ралли «Дакар» пришлось задуматься о замене мотора. Теперь его максимальный объем не должен был превышать 13 литров. Это связано с заботой организаторов мероприятия об окружающей среде – они старались уменьшить дымность. Хотя, стоило бы сделать скидку на то, что это гоночные болиды, а не серийные грузовики.
В кабине КамАЗ-43509. Фото: Youtube.com
От классических двигателей ЯМЗ пришлось отказаться. Они не подходили по объему. Есть мнение, что организаторы ралли специально создают трудности команде «КАМАЗ-мастер», ведь она побеждает в 90 % случаев. Но это только предположение.
Зато точно известно, что FIA судит российских спортсменов всегда со всей строгостью, прощая другим мелкие нарушения. А сейчас участие нашей команды в ралли «Дакар» и вовсе невозможно. Прямого запрета нет, но условия неприемлемы для России в целом.
Двигатель у КамАЗ-43509 создан на основе китайского серийного Cummins ISZ-13 от компании Dongfeng. В «стоке» мотор выдавал всего 450 л. с. Про масштабы доработок можно только догадываться, учитывая, что мощность силового агрегата повысили более чем в два раза – до 1 150 «лошадок». И все это сделано руками отечественных специалистов из НП «КамАЗ-Автоспорт».
Поработали и над экологическими показателями, снизив дымность и температуру выхлопных газов. Эти вынужденные меры – в угоду FIA.
Коробки передач
На двух из четырех гоночных болидах КамАЗ-43509 стоят АКПП. Во-первых, это разрешено, во-вторых, конкуренты давно используют такие агрегаты. Это раньше автоматические коробки передач уступали «механике» по динамике и отличались повышенным расходом топлива.
Вот таким должен быть гоночный внедорожник! Фото: Youtube.com
Современные агрегаты такого типа их превосходят по количеству ступеней. Соответственно, с динамикой и расходом у них все в порядке.
Не стоит забывать, что узлы гоночного болида проходят процедуру глобальной доработки, поэтому претензий к АКПП КамАЗ-43509 нет. Ее эффективность уже неоднократно доказана победами на соревнованиях и ралли.
Агрегат от компании Allison специально доработан таким образом, чтобы не терять крутящий момент во время переключения передач. Есть возможность использовать АКПП в автоматическом режиме – это тоже заслуга инженеров команды «КАМАЗ-мастер».
Но на двух КамАЗ-43509 было решено сохранить механические коробки передач – на всякий случай.
Другие ТТХ
Подвески гоночного грузовика серьезно доработали по сравнению с моделью предыдущего поколения. На это ушло более года. Теперь пружины и рессоры можно настраивать для различных условий эксплуатации.
Появились новые шины низкого давления. Переработали тормозную систему. Теперь она лучше охлаждается, плюс регулируется электроникой из кабины.
Водитель должен моментально реагировать на изменения показателей на своем дисплее. Фото: Youtube.com
Инженеры постарались сместить центр тяжести новой модели – это у них получилось. КамАЗ-43509 меньше склонен к опрокидыванию, плюс способен проходить извилистые участки трассы на более высокой скорости. А еще водитель получил возможность резче менять направление движения. Благодаря низкому центру тяжести, грузовик прощает такие вольности.
Стоит отдельно упомянуть про капотную модификацию КамАЗ-43509. Она получила литеру «К» в названии. Эти гоночные болиды имеют ряд преимуществ. Например, экипаж лучше защищен от столкновений. Дизельный двигатель эффективнее охлаждается именно при такой компоновке.
К сожалению, команда «КАМАЗ-мастер» не смогла принять участие в последнем ралли «Дакар». «Благодарить» за это нужно руководство FIA, выставивших ряд неприемлемых условий. Но мало кто сомневается, что победа на 80-90 % была бы за российской командой и грузовиками КамАЗ-43509.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...