.d-md-none .d-lg-block bibimot

ZAZ-965 "Humpbacked" - is it so similar to FIAT?

ZAZ-965 "Humpbacked" - is it so similar to FIAT?
In the Soviet Union, every lucky owner of a personal car became the envy of all fifty shades of gray for less fortunate fellow tribesmen. And it doesn't matter, "Volga", "Lada", "Moskvich" - the presence of four wheels with an internal combustion engine between them automatically raised the status of the owner to the level of the Lord of Life. But every rule has exceptions. And among the proud Soviet motorists there were those who, instead of pride, bought themselves a Zaporozhets.
Everyone strove to offend them. The owners of Moskvich and Zhiguli looked down on them with sympathy. Those who went to the "Volga" (I generally keep quiet about rare foreign cars at that time) simply did not notice them.


ЗАЗ-965 "Горбатый" - так ли он похож на FIAT?Model 965 is the firstborn of the ZAZ plant. Photo: youtube.com


"Horseless" fellow citizens, carefully hiding the envy that still breaks through, came up with jokes of varying degrees of causticity and vulgarity. The owner of Zaporozhets, although he could not argue in popularity with both Vasily Ivanovich and Petka, nevertheless, entered the folklore confidently and firmly.

Ten minutes of shame - and you're at work. It's about "Zaporozhets".
The Zaporozhets car is the kindest ghost with a motor in the world! It's also about him.
Zaporozhets is an eternal family car. Eternal - because no one can sell it. Family - because, except for the wife, not a single woman will agree to sit in it.



And the nicknames? Indeed, in the USSR, people came up with names, more often starting from the model index - “Troika”, “Seven” and “Kopek” instead of an ace. "Goat" GAZ-69 does not count, it was not sold to private hands.
But a small lineup of "Zaporozhets" otherwise than by nicknames, no one knew. Who remembered what ZAZ-965 and ZAZ-968 are? But "Hunchbacked" and "Eared" were known to everyone. Tavria, which came out later, tried to clean up family karma, but heavy heredity did not allow it.

But it all started differently



First of all - "Zaporozhets" ZAZ-965 was supposed to be born "Moskvich"!


Mid 50s. All of Europe, with varying degrees of success, is trying to recover from the big war. In the countries of failed capitalism, the production of affordable small cars is growing at an incredible pace. And the country of victorious socialism can offer its citizens (not from among the "people's" and "deserved") except "Moskvich-402", and even then at a price of 15000 rubles, which at that time was an amount close to the "first space" . There was no need to count on mass demand. However, production was not ready for really mass demand.

And the fellow citizens who defeated fascism and the post-war famine were already morally prepared not only to condemn the cult of personality, but also to drive en masse. And then the wise Soviet leadership decided to provide them with this steering wheel. Remember the slogan "The Party is our helmsman!"? It's not about that, but it fits the situation very well.

Specialists from the MZMA and NAMI were called upon to ensure mass motorization of the population.


It must be said that domestic engineers smeared their bread with caviar not in vain - they had promising developments. And, very interesting. However, the car is not enough to come up with. It’s also not bad to assemble it - and it’s not bad to assemble it at the same time. But with this there were problems. The Soviet automotive industry was not ready to implement the bold and progressive ideas of Soviet engineers.

When creating the "Zaporozhets", its Western competitors were carefully studied, in particular the Volkswagen Beetle and Fiat Photo: youtube.com


In connection with this, a directive "from above" was received: to carefully study the "advanced experience of backward capitalists." Moreover, not only on the subject of the car itself, but also the nuances of production technology.
As a result of a long and captious casting, a three-door small car FIAT-600 was chosen as an object to follow.

"Stolen again!" - boring haters will say and they will be wrong. Firstly, everyone does this and it is called “adopting progressive experience”. Secondly, despite the apparent similarity, ZAZ-965 and FIAT-600 are different cars.
From Fiat, the future Zaporozhets got only the general layout and some technological solutions. In particular, the sidewall of the body, made as a single part, uniting the door opening and the rear wing. And the “suicidal” doors themselves, hung on the rear hinges, are the legacy of the Italian prototype.

We will return to the design, but for now let's find out one point.

How promising Moskvich suddenly became Zaporozhets



Actually, everything is simple here. Moscow engineers did their job, invented the car. But the MZMA plant itself, which was busy producing the 402nd Moskvich and preparing for the release of the 407th, had no desire to master the new model.
A suitable factory was found in Ukraine (however, then still in Ukraine), in the city of Zaporozhye. Someone must have already figured out the connection, right? Before that, the Kommunar plant produced combines, seeders and other agricultural mechanization. “Upstairs” decided: if they can assemble a large combine, can’t they really master a small car? So the future ZAZ-965 ended up in Zaporozhye.

Who does not know, this is how Zaporozhye will be in Ukrainian. It is in Russia there "Padmaskovye", and in Ukraine - "Zaparizhie". Do you understand now why Ukrainians have visa-free entry to the European Union? Is it possible not to let a person who has come from Zaparizhiye into Paris?


However, the whole car was not entrusted to the descendants of the Zaporizhzhya Cossacks. Engine production was located in Melitopol, at the future MeMZ plant.

Well, after a brief background, let's pay attention to the car itself?
Two-door coupe-type body, rear-engine layout, rear-wheel drive, air cooling ... Yes, this is a Porsche! Unless the engine is boxer.

Power point



The motor may not be boxer, like the Porsche, but not the inline four, like the Fiat. V-shaped, for a second, four-cylinder eight-valve engine "Zaporozhets" had a working volume of 750 "cubes" and squeezed out 23 horsepower. With a curb weight of 665 kg, the figure is quite decent. The same Fiat had comparable power. Later, on the 965A modification, the working volume was increased to 0,9 liters, and the power increased to 27 hp.

Access to units is simply amazing! Photo: youtube.com


I must say that the rear-mounted air-cooled engine predictably had problems with cooling. In the warm season (and in the cold season, Zaporozhets were almost never driven), the engine often worked with overheating. This inconvenience was partly offset by the simplicity of design, excellent maintainability and excellent accessibility.
The gearbox is four-speed, with synchronizers in 2nd and 4th gears. Due to the fact that the gearbox is located at the rear and the lever is at the front, the driver did not have to burden his brain with terms such as “shift clarity” or “shift lever travel”. Because this is not about Zaporozhets.

Suspension



If we talk about the chassis, then the main thing to say is that the ZAZ-965 became the first Soviet car with a fully independent suspension of all wheels!
Having carefully studied the front suspension of the FIAT-600, Soviet engineers considered it good to throw it in the trash. For ZAZ-965, a scheme was applied on double trailing arms with transverse torsion bars. She was spied on a Volkswagen Beetle. By the way, this decision made it possible to move the pedal assembly forward, thereby increasing the space for the driver's legs.
A feature of the rear suspension was its some "clubfoot" - the camber of the wheels depended heavily on the loading of the car.

A similar "clubfoot" rear suspension scheme could be seen on Tatra cars. Photo: youtube.com


A small curb weight, independent long-travel suspension, good loading of the drive wheels, a short base, 175 mm of ground clearance - off-road, the 965 could compete with many modern crossovers.
As for controllability, she was not recorded among the benefactors of Zaporozhets as unnecessary. Moreover, the maximum speed of the “Soviet Porsche” did not even reach 100 km / h. But in fact, not every driver had the courage to accelerate faster than 60 km / h.

Body and interior



Brushing aside rocks flying from those who claim that the "humpback" was copied from the FIAT-600, let's take a closer look and admit: they are similar, but they are different! If only because if the 965 had been copied from Fiat, it would never have received the nickname "Hunchback". The “Six Hundredth” has a sloping back, while the “Zaporozhets” has an engine compartment at the back, emphasizing the characteristic “hump” of the roof. What about the rear fenders? Smooth for ZAZ and convex for Fiat.

From this perspective, all claims of kinship with Fiat fall away. Photo: youtube.com


Let me remind you that the main paradigm for the creation of the ZAZ-965 was the need to give the population a simple and inexpensive car. Hence - the use of budget, but not miserable, and often even elegant solutions. How do you like, for example, the rear window, interchangeable with the windshield? I caught a stone from the road - I just took off the rubber bands, swapped the windows and drove on. Brilliant!

On such a tiny machine, the wheels were 13-inch! Photo: youtube.com


And the salon! Yes, he is very simple, but he is cute! There's even a stove here! Autonomous, liquid, own. True, not all owners risked using it - there were often cases of spontaneous combustion. But, given that the ZAZ-965 was positioned on the market as an alternative to the Ural motorcycle with a sidecar (and, by the way, it cost only one and a half times more), the level of comfort is simply luxurious! In addition, if the motorcycle is designed for three, then four are placed in the Zaporozhets.

There are no toggle levers. Light, wipers and turn signals are controlled by toggle switches on the central panel. Photo: youtube.com


There is even room for luggage! It is clear that you can’t put much in the tiny space in front, and the proximity to the gas tank is alarming. But there is a small “nick” behind the back seat. And if you throw out two passengers and fold the back of the sofa, the Hunchback turns almost into a truck.

In such a trunk, even a small suitcase will not fit. In addition, there is a danger that things will smell of gasoline. Photo: youtube.com


However, most owners solved the problem easier - by installing a roof rack.

Сonclusion



We must honestly admit that if you approach the Zaporozhets with a modern arshin, it can hardly be called even a utilitarian car. In today's realities, he is simply dangerous. But at the turn of the 50-60s, he was quite in the flow of his time. Even in comparison with European competitors. By the way, "Hunchback" was well exported, and not only to the countries of the socialist camp.

The salon is simple but nice. Why not a car for girls of the 60s? Photo: youtube.com


The 965 once again proves that the Soviet engineering school of automotive engineering was capable of creating modern and progressive cars. If not for socialist production.
In total, from 1960 to 1969, over 320 thousand Humpbacks were produced. And some of them are still alive.

Particularly handy enthusiasts are able to turn the 965th into such a miracle. Photo: youtube.com


It is gratifying that there are enthusiasts who give new life to old cars. It's so nice to feel a second youth when you're over fifty. It costs a lot!

Author:

Photos used: youtube.com

How do you see ZAZ-965?

We vote!

We are We are in Yandex Zen
The success of Soviet cars abroad"Moskvich-412" - a shame or pride of the Soviet car industry?

bibimot

ЗАЗ-965 "Горбатый" - так ли он похож на FIAT?

ЗАЗ-965 "Горбатый" - так ли он похож на FIAT?
В Советском Союзе каждый счастливый обладатель личного автомобиля становился для менее везучих соплеменников возбудителем зависти всех пятидесяти оттенков серого. И неважно, «Волга», «Жигули», «Москвич» - наличие четырех колес с двигателем внутреннего сгорания между ними автоматически повышало статус владельца до уровня Повелитель Жизни. Но в любом правиле есть исключения. И среди гордых советских автолюбителей были те, кто вместо гордости купил себе «Запорожец».
Их норовил обидеть каждый. Владельцы «Москвичей» и «Жигулей» смотрели на них свысока и с сочувствием. Те, кто ездил в «Волгах» (про редкие тогда иномарки я вообще молчу) просто их не замечали.


ЗАЗ-965 "Горбатый" - так ли он похож на FIAT?Модель 965 - первенец завода ЗАЗ. Фото: youtube.com


«Безлошадные» сограждане, старательно пряча пробивающуюся все же зависть, придумывали анекдоты разной степени едкости и пошлости. Владелец «Запорожца» хоть и не мог поспорить в популярности и Василием Ивановичем и Петькой, тем не менее, в народный фольклор вошел уверенно и прочно.

Десять минут позора – и ты на работе. Это про «Запорожец».
Автомобиль «Запорожец» – самое доброе в мире приведение с моторчиком! Это тоже про него.
«Запорожец» – вечный семейный автомобиль. Вечный – потому что продать его никому не получится. Семейный – потому что, кроме жены, в него ни одна женщина сесть не согласится.



А прозвища? Ведь в СССР народ придумывал имена, чаще отталкиваясь от индекса модели – «Тройка», «Семерка» и «Копейка» вместо туза. «Козлик» ГАЗ-69 не в счет, он в частные руки не продавался.
Зато немногочисленный модельный ряд «Запорожцев» иначе, как по прозвищам, никто и не знал. Кто помнил, что такое ЗАЗ-965 и ЗАЗ-968? Зато «Горбатый» и «Ушастый» были известны всем. Вышедшая позже «Таврия» попыталась подчистить семейную карму, но тяжелая наследственность не позволила.

А ведь начиналось все иначе



Прежде всего – «Запорожец» ЗАЗ-965 должен был родиться «Москвичом»!


Середина 50-х. Вся Европа с разной степенью успешности пытается восстановиться после большой войны. В странах проигравшего капитализма производство доступных малолитражек растет невероятными темпами. А страна победившего социализма может предложить своим гражданам (не из числа «народных» и «заслуженных») разве что «Москвич-402», да и то по цене в 15000 рублей, что по тем временам было суммой, близкой к «первой космической». На массовый спрос рассчитывать не приходилось. Впрочем, к действительно массовому спросу и производство готово не было.

А сограждане, победившие фашизм и послевоенный голод , уже были морально готовы не только осудить культ личности, но и сесть за руль в массовом порядке. И тогда мудрое советское руководство решило этот руль им обеспечить. Помните лозунг «Партия – наш рулевой!»? Это не про то, но к ситуации очень подходит.

Обеспечивать массовую автомобилизацию населения призвали специалистов МЗМА и НАМИ.


Надо сказать, что отечественные инженеры свой хлеб икрой не зря намазывали – перспективные наработки у них имелись. Причем, весьма интересные. Однако, автомобиль мало придумать. Его неплохо еще и собрать – и собрать при этом не плохо. А вот с этим были проблемы. Советская автопромышленность не готова была к реализации смелых и прогрессивных идей советских же инженеров.

При создании "Запорожца" тщательно изучали его западных конкурентов, в частности "Фольксваген ЖУК" и "Фиат" Фото: youtube.com


В связи с этим поступила директива «сверху»: тщательно изучить «передовой опыт отсталых капиталистов». Причем, не только на предмет самого автомобиля, но и нюансы технологии производства.
В результате длительного и придирчивого кастинга, в качестве объекта для подражания был выбрана трехдверная малолитражка FIAT-600.

«Опять украли!» – скажут занудные хейтеры и будут неправы. Во-первых, так делают все и называется это «перенимать прогрессивный опыт». Во-вторых, несмотря на кажущуюся похожесть, ЗАЗ-965 и FIAT-600 суть разные автомобили.
От «Фиата» будущему «Запорожцу» досталась лишь общая компоновка да некоторые технологические решения. В частности, выполненная как единая деталь боковина кузова, объединяющая проем двери и заднее крыло. Да и сами «суицидальные» двери, навешанные на задних петлях – это наследие итальянского прототипа.

К конструкции мы еще вернемся, а пока давайте выясним один момент.

Как перспективный «Москвич» стал вдруг «Запорожцем»



Собственно, тут все просто. Московские инженеры свою работу сделали, машину придумали. Но сам завод МЗМА, который был занят производством «402-го Москвича» и подготовкой к выпуску «407-го», к освоению новой модели желания не имел.
Подходящий заводик нашелся в Украине (впрочем, тогда еще НА Украине), в городе Запорожье. Кто-то уже наверняка уловил взаимосвязь, правда? На заводе «Коммунар» до этого выпускали комбайны, сеялки и прочую сельхоз-механизацию. «Наверху» решили: уж если они большой комбайн собрать могут, неужто маленький автомобильчик не осилят? Так будущий ЗАЗ-965 оказался в Запоріжжя.

Кто не знает, именно так Запорожье будет по-украински. Это в России там «Падмасковье», а в Украине – «Запарижье». Понимаете теперь, почему у украинцев безвизовый въезд в Евросоюз? Разве можно не пустить в Париж человека, приехавшего из Запарижья?


Впрочем, весь автомобиль потомкам запорожских казаков не доверили. Производство двигателей разместили в Мелитополе, на будущем заводе МеМЗ.

Ну что, после краткой предыстории, обратим внимание и на сам автомобиль?
Двухдверный кузов типа «купе», заднемоторная компоновка, задний же привод, воздушное охлаждение… Да это же Porsche! Разве что двигатель не оппозитный.

Силовая установка



Мотор, может, и не оппозитный, как у «Порше», но и не рядная «четверка», как у «Фиата». V-образный, на секундочку, четырехцилиндровый восьмиклапанный двигатель «Запорожца» имел рабочий объем 750 «кубиков» и выжимал из себя 23 лошадиные силы. При снаряженной массе 665 кг, показатель вполне достойный. Тот же «Фиат» имел сопоставимую мощность. Позже, на модификации 965А, рабочий объем довели до 0,9л, а мощность возросла до 27 л.с.

Доступ к агрегатам просто потрясающий! Фото: youtube.com


Надо сказать, что расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения предсказуемо имел проблемы с охлаждением. В теплое время года (а в холодное на «Запорожцах» почти не ездили) мотор часто работал с перегревом. Такое неудобство отчасти компенсировалось простотой конструкции, отличной ремонтопригодностью и прекрасным доступом.
Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизаторами на 2-й и 4-й передачах. Из-за того, что КПП расположена сзади, а рычаг – спереди, водитель мог не отягощать свой мозг такими терминами, как «четкость переключения» или «длина хода рычага КПП». Потому что это не про «Запорожец».

Подвеска



Если говорить про шасси, то главное, о чем нужно сказать – ЗАЗ-965 стал первым советским автомобилем с полностью независимой подвеской всех колес!
Внимательно изучив переднюю подвеску FIAT-600, советские инженеры сочли за благо выбросить ее на помойку. Для ЗАЗ-965 была применена схема на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Ее подсмотрели на «Фольксвагене Жук». К слову, такое решение позволило сдвинуть педальный узел вперед, увеличив тем самым пространство для ног водителя.
Особенностью задней подвески была ее некоторая «косолапость» - развал колес сильно зависел от загрузки автомобиля.

Подобную "косолапую" схему задней подвески можно было увидеть на автомобилях "Татра". Фото: youtube.com


Небольшая снаряженная масса, независимая длинноходная подвеска, хорошая загрузка ведущих колес, короткая база, 175 мм дорожного просвета – на бездорожье 965-й мог бы поспорить со многими современными кроссоверами.
Что же до управляемости – ее не записали в число благодетелей «Запорожца» за ненадобностью. Тем более, что максимальная скорость «советского Porsche» не дотягивала и до 100 км/ч. А на деле, разгоняться быстрее 60 км/ч отваги хватало не у каждого водителя.

Кузов и салон



Отмахиваясь от камней, летящих со стороны тех, кто утверждает, что «горбатого» срисовали с FIAT-600, давайте посмотрим внимательно и признаем: они похожи, но они разные! Уже потому хотя бы, что будь 965-й скопирован с «Фиата», он никогда бы не получил прозвище «Горбатый». У «Шестисотого» спина покатая, а у «Запорожца» сзади выступает моторный отсек, подчеркивая характерный «горб» крыши. А задние крылья? Гладкие у ЗАЗ и выпуклые у «Фиата».

С такого ракурса отпадают все претензии о родстве с "Фиатом". Фото: youtube.com


Напомню, что основной парадигмой создания ЗАЗ-965 была необходимость дать населению простой и недорогой автомобиль. Отсюда – применение бюджетных, но не убогих, а зачастую, даже элегантных решений. Как вам, например, заднее стекло, взаимозаменяемое с лобовым? Словил камень с дороги – просто снял резинки, поменял местами стекла и поехал дальше. Гениально!

На такой крохотной машинке колеса стояли 13-дюймовые! Фото: youtube.com


А салон! Да, он очень простой, но он симпатичный! Здесь даже печка есть! Автономная, жидкостная, своя. Правда, не все владельцы рисковали ею пользоваться – нередки были случаи самовозгорания. Но, учитывая, что на рынке ЗАЗ-965 позиционировался, как альтернатива мотоциклу «Урал» с коляской (и стоил, кстати, всего в полтора раза дороже) уровень комфорта просто люксовый! К тому же, если мотоцикл рассчитан на троих, то в «Запорожце» помещаются четверо.

Подрулевых рычагов нет. Управление светом, дворниками и поворотниками осуществляется тумблерами на центральной панели. Фото: youtube.com


И даже для багажа место остается! Понятно, что в крохотное пространство спереди мало что положишь, да и соседство с бензобаком настораживает. Но зато есть небольшая «нычка» за задним сиденьем. А если выкинуть двух пассажиров и сложить спинку дивана, «Горбатый» превращается почти в грузовик.

В такой багажник даже маленький чемодан не поместится. К тому же, есть опасность, что вещи пропахнут бензином. Фото: youtube.com


Впрочем, большинство владельцев решали проблему проще – установкой багажника на крышу.

Итог



Надо честно признать, что если подходить к «Запорожцу» с современным аршином, его сложно назвать даже утилитарным автомобилем. В сегодняшних реалиях он просто опасен. Но на рубеже 50-60-х годов, он был вполне в потоке своего времени. Даже в сравнении с европейскими конкурентами. Кстати, «Горбатый» неплохо экспортировался, причем, не только в страны соцлагеря.

Салон прост, но мил. Чем не авто для девочек 60-х? Фото: youtube.com


965-й в очередной раз доказывает, что советская инженерная школа автостроения была способна создавать современные и прогрессивные машины. Если бы не социалистическое производство.
Всего с 1960 по 1969 годы было выпущено свыше 320 тысяч «Горбатых». И сколько-то из них живо до сих пор.

Особо рукастые энтузиасты способны превратить 965-й вот в такое чудо. Фото: youtube.com


Отрадно, что находятся энтузиасты, дающие новую жизнь старым автомобилям. Ведь так приятно почувствовать вторую молодость, когда тебе уже за пятьдесят. Это дорогого стоит!

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Каким Вам видится ЗАЗ-965?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Успех советских автомобилей за границей"Москвич-412" – позор или гордость советского автопрома?

[miniposter=shortstory]Ту-334 – успешно закрытый проект[/miniposter]

Ту-334 – успешно закрытый проект

Почему не пошел в серию Ту-334 – современный по тем временам самолет, призванный заменить трудягу Ту-134? Мнимое или настоящее соперничество с проектом...