ЗАЗ-965 "Горбатый" - так ли он похож на FIAT?
В Советском Союзе каждый счастливый обладатель личного автомобиля становился для менее везучих соплеменников возбудителем зависти всех пятидесяти оттенков серого. И неважно, «Волга», «Жигули», «Москвич» - наличие четырех колес с двигателем внутреннего сгорания между ними автоматически повышало статус владельца до уровня Повелитель Жизни. Но в любом правиле есть исключения. И среди гордых советских автолюбителей были те, кто вместо гордости купил себе «Запорожец».
Их норовил обидеть каждый. Владельцы «Москвичей» и «Жигулей» смотрели на них свысока и с сочувствием. Те, кто ездил в «Волгах» (про редкие тогда иномарки я вообще молчу) просто их не замечали.
«Безлошадные» сограждане, старательно пряча пробивающуюся все же зависть, придумывали анекдоты разной степени едкости и пошлости. Владелец «Запорожца» хоть и не мог поспорить в популярности и Василием Ивановичем и Петькой, тем не менее, в народный фольклор вошел уверенно и прочно.
А прозвища? Ведь в СССР народ придумывал имена, чаще отталкиваясь от индекса модели – «Тройка», «Семерка» и «Копейка» вместо туза. «Козлик» ГАЗ-69 не в счет, он в частные руки не продавался.
Зато немногочисленный модельный ряд «Запорожцев» иначе, как по прозвищам, никто и не знал. Кто помнил, что такое ЗАЗ-965 и ЗАЗ-968? Зато «Горбатый» и «Ушастый» были известны всем. Вышедшая позже «Таврия» попыталась подчистить семейную карму, но тяжелая наследственность не позволила.
Середина 50-х. Вся Европа с разной степенью успешности пытается восстановиться после большой войны. В странах проигравшего капитализма производство доступных малолитражек растет невероятными темпами. А страна победившего социализма может предложить своим гражданам (не из числа «народных» и «заслуженных») разве что «Москвич-402», да и то по цене в 15000 рублей, что по тем временам было суммой, близкой к «первой космической». На массовый спрос рассчитывать не приходилось. Впрочем, к действительно массовому спросу и производство готово не было.
А сограждане, победившие фашизм и послевоенный голод , уже были морально готовы не только осудить культ личности, но и сесть за руль в массовом порядке. И тогда мудрое советское руководство решило этот руль им обеспечить. Помните лозунг «Партия – наш рулевой!»? Это не про то, но к ситуации очень подходит.
Надо сказать, что отечественные инженеры свой хлеб икрой не зря намазывали – перспективные наработки у них имелись. Причем, весьма интересные. Однако, автомобиль мало придумать. Его неплохо еще и собрать – и собрать при этом не плохо. А вот с этим были проблемы. Советская автопромышленность не готова была к реализации смелых и прогрессивных идей советских же инженеров.
В связи с этим поступила директива «сверху»: тщательно изучить «передовой опыт отсталых капиталистов». Причем, не только на предмет самого автомобиля, но и нюансы технологии производства.
В результате длительного и придирчивого кастинга, в качестве объекта для подражания был выбрана трехдверная малолитражка FIAT-600.
«Опять украли!» – скажут занудные хейтеры и будут неправы. Во-первых, так делают все и называется это «перенимать прогрессивный опыт». Во-вторых, несмотря на кажущуюся похожесть, ЗАЗ-965 и FIAT-600 суть разные автомобили.
От «Фиата» будущему «Запорожцу» досталась лишь общая компоновка да некоторые технологические решения. В частности, выполненная как единая деталь боковина кузова, объединяющая проем двери и заднее крыло. Да и сами «суицидальные» двери, навешанные на задних петлях – это наследие итальянского прототипа.
К конструкции мы еще вернемся, а пока давайте выясним один момент.
Собственно, тут все просто. Московские инженеры свою работу сделали, машину придумали. Но сам завод МЗМА, который был занят производством «402-го Москвича» и подготовкой к выпуску «407-го», к освоению новой модели желания не имел.
Подходящий заводик нашелся в Украине (впрочем, тогда еще НА Украине), в городе Запорожье. Кто-то уже наверняка уловил взаимосвязь, правда? На заводе «Коммунар» до этого выпускали комбайны, сеялки и прочую сельхоз-механизацию. «Наверху» решили: уж если они большой комбайн собрать могут, неужто маленький автомобильчик не осилят? Так будущий ЗАЗ-965 оказался в Запоріжжя.
Впрочем, весь автомобиль потомкам запорожских казаков не доверили. Производство двигателей разместили в Мелитополе, на будущем заводе МеМЗ.
Ну что, после краткой предыстории, обратим внимание и на сам автомобиль?
Двухдверный кузов типа «купе», заднемоторная компоновка, задний же привод, воздушное охлаждение… Да это же Porsche! Разве что двигатель не оппозитный.
Мотор, может, и не оппозитный, как у «Порше», но и не рядная «четверка», как у «Фиата». V-образный, на секундочку, четырехцилиндровый восьмиклапанный двигатель «Запорожца» имел рабочий объем 750 «кубиков» и выжимал из себя 23 лошадиные силы. При снаряженной массе 665 кг, показатель вполне достойный. Тот же «Фиат» имел сопоставимую мощность. Позже, на модификации 965А, рабочий объем довели до 0,9л, а мощность возросла до 27 л.с.
Надо сказать, что расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения предсказуемо имел проблемы с охлаждением. В теплое время года (а в холодное на «Запорожцах» почти не ездили) мотор часто работал с перегревом. Такое неудобство отчасти компенсировалось простотой конструкции, отличной ремонтопригодностью и прекрасным доступом.
Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизаторами на 2-й и 4-й передачах. Из-за того, что КПП расположена сзади, а рычаг – спереди, водитель мог не отягощать свой мозг такими терминами, как «четкость переключения» или «длина хода рычага КПП». Потому что это не про «Запорожец».
Если говорить про шасси, то главное, о чем нужно сказать – ЗАЗ-965 стал первым советским автомобилем с полностью независимой подвеской всех колес!
Внимательно изучив переднюю подвеску FIAT-600, советские инженеры сочли за благо выбросить ее на помойку. Для ЗАЗ-965 была применена схема на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Ее подсмотрели на «Фольксвагене Жук». К слову, такое решение позволило сдвинуть педальный узел вперед, увеличив тем самым пространство для ног водителя.
Особенностью задней подвески была ее некоторая «косолапость» - развал колес сильно зависел от загрузки автомобиля.
Небольшая снаряженная масса, независимая длинноходная подвеска, хорошая загрузка ведущих колес, короткая база, 175 мм дорожного просвета – на бездорожье 965-й мог бы поспорить со многими современными кроссоверами.
Что же до управляемости – ее не записали в число благодетелей «Запорожца» за ненадобностью. Тем более, что максимальная скорость «советского Porsche» не дотягивала и до 100 км/ч. А на деле, разгоняться быстрее 60 км/ч отваги хватало не у каждого водителя.
Отмахиваясь от камней, летящих со стороны тех, кто утверждает, что «горбатого» срисовали с FIAT-600, давайте посмотрим внимательно и признаем: они похожи, но они разные! Уже потому хотя бы, что будь 965-й скопирован с «Фиата», он никогда бы не получил прозвище «Горбатый». У «Шестисотого» спина покатая, а у «Запорожца» сзади выступает моторный отсек, подчеркивая характерный «горб» крыши. А задние крылья? Гладкие у ЗАЗ и выпуклые у «Фиата».
Напомню, что основной парадигмой создания ЗАЗ-965 была необходимость дать населению простой и недорогой автомобиль. Отсюда – применение бюджетных, но не убогих, а зачастую, даже элегантных решений. Как вам, например, заднее стекло, взаимозаменяемое с лобовым? Словил камень с дороги – просто снял резинки, поменял местами стекла и поехал дальше. Гениально!
А салон! Да, он очень простой, но он симпатичный! Здесь даже печка есть! Автономная, жидкостная, своя. Правда, не все владельцы рисковали ею пользоваться – нередки были случаи самовозгорания. Но, учитывая, что на рынке ЗАЗ-965 позиционировался, как альтернатива мотоциклу «Урал» с коляской (и стоил, кстати, всего в полтора раза дороже) уровень комфорта просто люксовый! К тому же, если мотоцикл рассчитан на троих, то в «Запорожце» помещаются четверо.
И даже для багажа место остается! Понятно, что в крохотное пространство спереди мало что положишь, да и соседство с бензобаком настораживает. Но зато есть небольшая «нычка» за задним сиденьем. А если выкинуть двух пассажиров и сложить спинку дивана, «Горбатый» превращается почти в грузовик.
Впрочем, большинство владельцев решали проблему проще – установкой багажника на крышу.
Надо честно признать, что если подходить к «Запорожцу» с современным аршином, его сложно назвать даже утилитарным автомобилем. В сегодняшних реалиях он просто опасен. Но на рубеже 50-60-х годов, он был вполне в потоке своего времени. Даже в сравнении с европейскими конкурентами. Кстати, «Горбатый» неплохо экспортировался, причем, не только в страны соцлагеря.
965-й в очередной раз доказывает, что советская инженерная школа автостроения была способна создавать современные и прогрессивные машины. Если бы не социалистическое производство.
Всего с 1960 по 1969 годы было выпущено свыше 320 тысяч «Горбатых». И сколько-то из них живо до сих пор.
Отрадно, что находятся энтузиасты, дающие новую жизнь старым автомобилям. Ведь так приятно почувствовать вторую молодость, когда тебе уже за пятьдесят. Это дорогого стоит!
Их норовил обидеть каждый. Владельцы «Москвичей» и «Жигулей» смотрели на них свысока и с сочувствием. Те, кто ездил в «Волгах» (про редкие тогда иномарки я вообще молчу) просто их не замечали.
Модель 965 - первенец завода ЗАЗ. Фото: youtube.com
«Безлошадные» сограждане, старательно пряча пробивающуюся все же зависть, придумывали анекдоты разной степени едкости и пошлости. Владелец «Запорожца» хоть и не мог поспорить в популярности и Василием Ивановичем и Петькой, тем не менее, в народный фольклор вошел уверенно и прочно.
Десять минут позора – и ты на работе. Это про «Запорожец».
Автомобиль «Запорожец» – самое доброе в мире приведение с моторчиком! Это тоже про него.
«Запорожец» – вечный семейный автомобиль. Вечный – потому что продать его никому не получится. Семейный – потому что, кроме жены, в него ни одна женщина сесть не согласится.
Автомобиль «Запорожец» – самое доброе в мире приведение с моторчиком! Это тоже про него.
«Запорожец» – вечный семейный автомобиль. Вечный – потому что продать его никому не получится. Семейный – потому что, кроме жены, в него ни одна женщина сесть не согласится.
А прозвища? Ведь в СССР народ придумывал имена, чаще отталкиваясь от индекса модели – «Тройка», «Семерка» и «Копейка» вместо туза. «Козлик» ГАЗ-69 не в счет, он в частные руки не продавался.
Зато немногочисленный модельный ряд «Запорожцев» иначе, как по прозвищам, никто и не знал. Кто помнил, что такое ЗАЗ-965 и ЗАЗ-968? Зато «Горбатый» и «Ушастый» были известны всем. Вышедшая позже «Таврия» попыталась подчистить семейную карму, но тяжелая наследственность не позволила.
А ведь начиналось все иначе
Прежде всего – «Запорожец» ЗАЗ-965 должен был родиться «Москвичом»!
Середина 50-х. Вся Европа с разной степенью успешности пытается восстановиться после большой войны. В странах проигравшего капитализма производство доступных малолитражек растет невероятными темпами. А страна победившего социализма может предложить своим гражданам (не из числа «народных» и «заслуженных») разве что «Москвич-402», да и то по цене в 15000 рублей, что по тем временам было суммой, близкой к «первой космической». На массовый спрос рассчитывать не приходилось. Впрочем, к действительно массовому спросу и производство готово не было.
А сограждане, победившие фашизм и послевоенный голод , уже были морально готовы не только осудить культ личности, но и сесть за руль в массовом порядке. И тогда мудрое советское руководство решило этот руль им обеспечить. Помните лозунг «Партия – наш рулевой!»? Это не про то, но к ситуации очень подходит.
Обеспечивать массовую автомобилизацию населения призвали специалистов МЗМА и НАМИ.
Надо сказать, что отечественные инженеры свой хлеб икрой не зря намазывали – перспективные наработки у них имелись. Причем, весьма интересные. Однако, автомобиль мало придумать. Его неплохо еще и собрать – и собрать при этом не плохо. А вот с этим были проблемы. Советская автопромышленность не готова была к реализации смелых и прогрессивных идей советских же инженеров.
При создании "Запорожца" тщательно изучали его западных конкурентов, в частности "Фольксваген ЖУК" и "Фиат" Фото: youtube.com
В связи с этим поступила директива «сверху»: тщательно изучить «передовой опыт отсталых капиталистов». Причем, не только на предмет самого автомобиля, но и нюансы технологии производства.
В результате длительного и придирчивого кастинга, в качестве объекта для подражания был выбрана трехдверная малолитражка FIAT-600.
«Опять украли!» – скажут занудные хейтеры и будут неправы. Во-первых, так делают все и называется это «перенимать прогрессивный опыт». Во-вторых, несмотря на кажущуюся похожесть, ЗАЗ-965 и FIAT-600 суть разные автомобили.
От «Фиата» будущему «Запорожцу» досталась лишь общая компоновка да некоторые технологические решения. В частности, выполненная как единая деталь боковина кузова, объединяющая проем двери и заднее крыло. Да и сами «суицидальные» двери, навешанные на задних петлях – это наследие итальянского прототипа.
К конструкции мы еще вернемся, а пока давайте выясним один момент.
Как перспективный «Москвич» стал вдруг «Запорожцем»
Собственно, тут все просто. Московские инженеры свою работу сделали, машину придумали. Но сам завод МЗМА, который был занят производством «402-го Москвича» и подготовкой к выпуску «407-го», к освоению новой модели желания не имел.
Подходящий заводик нашелся в Украине (впрочем, тогда еще НА Украине), в городе Запорожье. Кто-то уже наверняка уловил взаимосвязь, правда? На заводе «Коммунар» до этого выпускали комбайны, сеялки и прочую сельхоз-механизацию. «Наверху» решили: уж если они большой комбайн собрать могут, неужто маленький автомобильчик не осилят? Так будущий ЗАЗ-965 оказался в Запоріжжя.
Кто не знает, именно так Запорожье будет по-украински. Это в России там «Падмасковье», а в Украине – «Запарижье». Понимаете теперь, почему у украинцев безвизовый въезд в Евросоюз? Разве можно не пустить в Париж человека, приехавшего из Запарижья?
Впрочем, весь автомобиль потомкам запорожских казаков не доверили. Производство двигателей разместили в Мелитополе, на будущем заводе МеМЗ.
Ну что, после краткой предыстории, обратим внимание и на сам автомобиль?
Двухдверный кузов типа «купе», заднемоторная компоновка, задний же привод, воздушное охлаждение… Да это же Porsche! Разве что двигатель не оппозитный.
Силовая установка
Мотор, может, и не оппозитный, как у «Порше», но и не рядная «четверка», как у «Фиата». V-образный, на секундочку, четырехцилиндровый восьмиклапанный двигатель «Запорожца» имел рабочий объем 750 «кубиков» и выжимал из себя 23 лошадиные силы. При снаряженной массе 665 кг, показатель вполне достойный. Тот же «Фиат» имел сопоставимую мощность. Позже, на модификации 965А, рабочий объем довели до 0,9л, а мощность возросла до 27 л.с.
Доступ к агрегатам просто потрясающий! Фото: youtube.com
Надо сказать, что расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения предсказуемо имел проблемы с охлаждением. В теплое время года (а в холодное на «Запорожцах» почти не ездили) мотор часто работал с перегревом. Такое неудобство отчасти компенсировалось простотой конструкции, отличной ремонтопригодностью и прекрасным доступом.
Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизаторами на 2-й и 4-й передачах. Из-за того, что КПП расположена сзади, а рычаг – спереди, водитель мог не отягощать свой мозг такими терминами, как «четкость переключения» или «длина хода рычага КПП». Потому что это не про «Запорожец».
Подвеска
Если говорить про шасси, то главное, о чем нужно сказать – ЗАЗ-965 стал первым советским автомобилем с полностью независимой подвеской всех колес!
Внимательно изучив переднюю подвеску FIAT-600, советские инженеры сочли за благо выбросить ее на помойку. Для ЗАЗ-965 была применена схема на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Ее подсмотрели на «Фольксвагене Жук». К слову, такое решение позволило сдвинуть педальный узел вперед, увеличив тем самым пространство для ног водителя.
Особенностью задней подвески была ее некоторая «косолапость» - развал колес сильно зависел от загрузки автомобиля.
Подобную "косолапую" схему задней подвески можно было увидеть на автомобилях "Татра". Фото: youtube.com
Небольшая снаряженная масса, независимая длинноходная подвеска, хорошая загрузка ведущих колес, короткая база, 175 мм дорожного просвета – на бездорожье 965-й мог бы поспорить со многими современными кроссоверами.
Что же до управляемости – ее не записали в число благодетелей «Запорожца» за ненадобностью. Тем более, что максимальная скорость «советского Porsche» не дотягивала и до 100 км/ч. А на деле, разгоняться быстрее 60 км/ч отваги хватало не у каждого водителя.
Кузов и салон
Отмахиваясь от камней, летящих со стороны тех, кто утверждает, что «горбатого» срисовали с FIAT-600, давайте посмотрим внимательно и признаем: они похожи, но они разные! Уже потому хотя бы, что будь 965-й скопирован с «Фиата», он никогда бы не получил прозвище «Горбатый». У «Шестисотого» спина покатая, а у «Запорожца» сзади выступает моторный отсек, подчеркивая характерный «горб» крыши. А задние крылья? Гладкие у ЗАЗ и выпуклые у «Фиата».
С такого ракурса отпадают все претензии о родстве с "Фиатом". Фото: youtube.com
Напомню, что основной парадигмой создания ЗАЗ-965 была необходимость дать населению простой и недорогой автомобиль. Отсюда – применение бюджетных, но не убогих, а зачастую, даже элегантных решений. Как вам, например, заднее стекло, взаимозаменяемое с лобовым? Словил камень с дороги – просто снял резинки, поменял местами стекла и поехал дальше. Гениально!
На такой крохотной машинке колеса стояли 13-дюймовые! Фото: youtube.com
А салон! Да, он очень простой, но он симпатичный! Здесь даже печка есть! Автономная, жидкостная, своя. Правда, не все владельцы рисковали ею пользоваться – нередки были случаи самовозгорания. Но, учитывая, что на рынке ЗАЗ-965 позиционировался, как альтернатива мотоциклу «Урал» с коляской (и стоил, кстати, всего в полтора раза дороже) уровень комфорта просто люксовый! К тому же, если мотоцикл рассчитан на троих, то в «Запорожце» помещаются четверо.
Подрулевых рычагов нет. Управление светом, дворниками и поворотниками осуществляется тумблерами на центральной панели. Фото: youtube.com
И даже для багажа место остается! Понятно, что в крохотное пространство спереди мало что положишь, да и соседство с бензобаком настораживает. Но зато есть небольшая «нычка» за задним сиденьем. А если выкинуть двух пассажиров и сложить спинку дивана, «Горбатый» превращается почти в грузовик.
В такой багажник даже маленький чемодан не поместится. К тому же, есть опасность, что вещи пропахнут бензином. Фото: youtube.com
Впрочем, большинство владельцев решали проблему проще – установкой багажника на крышу.
Итог
Надо честно признать, что если подходить к «Запорожцу» с современным аршином, его сложно назвать даже утилитарным автомобилем. В сегодняшних реалиях он просто опасен. Но на рубеже 50-60-х годов, он был вполне в потоке своего времени. Даже в сравнении с европейскими конкурентами. Кстати, «Горбатый» неплохо экспортировался, причем, не только в страны соцлагеря.
Салон прост, но мил. Чем не авто для девочек 60-х? Фото: youtube.com
965-й в очередной раз доказывает, что советская инженерная школа автостроения была способна создавать современные и прогрессивные машины. Если бы не социалистическое производство.
Всего с 1960 по 1969 годы было выпущено свыше 320 тысяч «Горбатых». И сколько-то из них живо до сих пор.
Особо рукастые энтузиасты способны превратить 965-й вот в такое чудо. Фото: youtube.com
Отрадно, что находятся энтузиасты, дающие новую жизнь старым автомобилям. Ведь так приятно почувствовать вторую молодость, когда тебе уже за пятьдесят. Это дорогого стоит!
- Юрий Самосудов
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....