Лучшие довоенные модели Skoda: Popular Roadster и Type 420
527

Лучшие довоенные модели Skoda: Popular Roadster и Type 420

В 30-е годы прошлого столетия чехословацкая автомобильная промышленность испытывала заметный подъем. Несколько промышленных предприятий, появившихся еще во времена Австро-Венгрии, получили что-то вроде «второго дыхания». Это и не удивительно, ведь раньше они работали вроде как для чужих (австрийцев и венгров), а с 1918 года ситуация сильно изменилась к лучшему. Тогда появилось совместное государство чехов и словаков, просуществовавшее, в общей сложности, 75 лет.


На фоне такого национального подъема, в небольшой стране усиленно работали и развивались сразу три автопроизводителя: Tatra, Praga и Skoda. Причем первые два в начале 30-х выбились в явные лидеры, предложив несколько отличных моделей легкового транспорта. Завод «летящей стрелы» отставал, и эту ситуацию необходимо было поскорее исправлять.

Лучшие довоенные модели Skoda: Popular Roadster и Type 420Открытый стильный автомобиль привлек всеобщее внимание. Фото: Иван Гончаров

Это понимали и руководство предприятия, и его ведущие инженеры. Несколько лет плодотворного творческого труда «выдало нагора» прекрасную конструкцию от чехословацкого концерна Skoda. Сейчас, девять десятилетий спустя, это может казаться малозначительным, но попробую переубедить скептиков. Даже если вы и не сидите за рулем современного чуда от чешского автопрома, то прекрасно знакомы с этими моделями.

Но, если бы не тот прорыв 30-х, предприятие могло попросту перепрофилироваться или сойти с дистанции вовсе. А так, победив тогда в борьбе за чехословацкую гегемонии в производстве легковых автомобилей, компания сохранилась и процветает по сей день. А где именитые некогда Tatra и Praga? Вот то-то же. Думаю, теперь рассказ об автогероях 30-х вам покажется намного интереснее.

Popular Roadster – самая успешная довоенная модель Skoda


Первый удар под дых конкурентам в Млада-Болеслав подготовили уже в первой половине десятилетия. Тогда появился автомобиль, выведший компанию на вершину успеха и предопределивший вектор развития этой отрасли в Чехословакии на многие десятилетия вперед.

Взяв за основу удачную концепцию от другого чехословацкого производителя Tatra, в 1933 году был представлен Skoda Type 420. Автомобиль смог со времен вывести компанию с третьего места в лидеры внутреннего авторынка.


Первая версия в обновленной концепции производилась с 1933 по 1934 годы. Автомобиль, появившийся в кризисное время стал лучшей чехословацкой моделью десятилетия. Он выпускался в двух вариантах: с 2-дверным кузовом (тип тудор) или как открытый военный автомобиль. Его параметры:

✅ 3-ступенчатая КПП с синхронизацией 2/3 передач без дифференциала
✅ 4-цилиндровый четырехтактник с жидким охлаждением
✅ рабочий объем мотора – 995 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 85 км/ч
✅ расход топлива – 7л / 100 км

Он выпускался в таком виде в течении одного года. После этого компания разработала первую модификацию: type 418. Его основными отличиями стало укороченное шасси и уменьшенный объем двигателя. Так при 903 куб. сантиметрах он выдавал 18 «лошадок». Уменьшилась на пять пунктов и максимальная скорость автомобиля.

В том же году впервые в названии автомобиля появляется слово Popular. Его используют, чтобы подчеркнуть статус автомобиля и добавляют к уже привычному Type 420. Это авто и вправду достигает пика популярности и выпускается предприятием в течение трех лет (1934-1937). Мощность стандартного двигателя довели до 22 л. с. В комплектации модели добавился дифференциал. Правда, не как стандартное оборудование, а за дополнительную плату.

Спортивный версии Popular


Первые два года производства показали не только востребованность автомобиля. Они обратили внимание и на прекрасные для того времени скорость и ходовые качества. Этими данными грех было не воспользоваться, ведь во все времена спортивные успехи являлись лучшей рекламой и подтверждением статуса для любого автомобиля.

Концепция 30-х – правосторонний руль. Фото: Иван Гончаров

Именно поэтому с 1935 года начат выпуск ограниченной партии специальной версии Skoda 420 Popular Sport. Его готовили для участия в чехословацкой гонке «1000 миль». Всего успели собрать 20 экипажей. Правда, гонка так и не состоялась, а вот опыт в сборке спортивных шасси прекрасно пригодился в будущем.

В том же году предприятие решило представить другую специальную спортивную версию популярного автомобиля. Ее решили символично назвать в честь одной из самых известных европейских автомобильных гонок: Popular Sport Monte Carlo. В этом автомобиле решили не применять стандартный силовой агрегат. Он не слишком хорошо подходил для экстремальных условий использования. Двигатель заменили на более мощный и больший по объему Rapid 901. Само его название («быстрый») говорило о его преимуществах. Эта комбинация отлично зарекомендовала себя, поэтому автопроизводитель начал продавать ее с несколькими типами кузова:

✅ Roadster
✅ Roadster De Luxe
✅ Coupe Sport

Его максимальная скорость заметно выросла до 110 км/ч. Конечно, при этом повысились и показатели расхода топлива – 10 л / 100 км. Востребованную версию выпускали вплоть до фашистской оккупации Чехословакии (1935-1938 годы).

Массивная радиаторная решетка, популярная в 30-х. Фото: Иван Гончаров

Параллельно компания трудилась и над тем, чтобы предложить автомобиль попроще, подешевле и с меньшими «аппетитами». Так на базе варианта «418» в 1936 году появилась Sagitta. Этот прототип малолитражки получил совсем другой силовой агрегат: 2-цилиндровый с воздушным охлаждением. Его объем оказался скромным – 845 куб. см, а скорость под стать – не выше 70 км/ч. История этого эксперимента оказалась довольно короткой и продлилась меньше года.

Вторая серия, принесшая еще лучшие результаты


Первый рестайлинг модели пришелся на март 1935 года. Тогда автомобильная компания из Млада-Болеслава представила модернизированный автомобиль Popular с более просторным кузовом и округлыми формами. Производители сохранили литровый движок SV и 3-ступенчатую КПП, расположенную в задней части раздаточной коробки. Немало оказалось и изменений:

✅ удлиненная до 2430 мм колесная база
✅ увеличен диаметр соединительного вала, передающего крутящий момент
✅ мощность до 22 л. с
✅ опускающийся карбюратор
✅ механический топливный насос
✅ запас топлива вырос до 26 литров

Раздаточная коробка продолжала обходиться без дифференциала. Барабанные тормоза на всех четырех колесах по-прежнему имели механический привод от стальных тросов. Колею задних колес увеличили на 50 мм, а увеличенный вал мог лучше выдерживать вибрации, передавая крутящий момент от двигателя к задней части КПП. Изначально автопроизводитель предлагал инновационный автомобиль в четырех вариантах кузова:

✅ двухдверный с закрытым кузовом
✅ двухдверный полукабриолет со сплошными дверными и оконными рамами
✅ двухместный родстер с прорезанными дверями и заокругленным задом
✅ фургон

У 4-местных автомобилей в багажное отделение можно было попасть только из салона, предварительно сложив заднее сидение. Без бамперов они имели длину 3770 мм, ширину 1360 мм и высоту 1500 мм, их снаряженная масса составляла около 750 кг. На шинах Superbalon Bata 130 x 40 они разгонялись до максимальной скорости 95 км/ч и потребляли от 7 до 8 литров обязательной в то время спиртовой бензиновой смеси на 100 км.

Легкую брезентовую крышу родстера можно было сложить в углубление за сиденьями, чтобы она не выступала из заднего профиля. Как и другие модели, автомобиль имел большой круговой спидометр посередине приборной панели со шкалой до 120 км/ч и встроенный общий и суточный одометр. Родстер стал самой дешевой моделью серии Popular (18,5 тыс. крон).

Минимизация остекления салона. Фото: Иван Гончаров

Самым дорогим (20 тыс. крон) оказался фургон с полезным весом 300 кг. В задней стенке у него имелась цельная дверь на петлях с правой стороны. Водителя и пассажира отделили от грузового отсека откидной стеклянной перегородкой с деревянной рамой.

Экспорт модели и первенство на внутреннем рынке


Весной 1935 года началась экспортная история модели. В тот год продажи за рубеж составили 120 автомобилей (половина отправилась в Испанию). Кроме этого, география продаж состояла из Нидерландов, Швейцарии и Польши. Отдельные автомобили уехали в Индию, Турцию, Южную Африку и Китай.

Четверть из 2,5 тысячи Popular Roadster, выпущенных в следующем году, также отправились на экспорт. Именно в 1936 году, компания Skoda обогнала Praga и вплотную приблизилась к Tatra. До лидирующих позиций оставалось совсем чуть-чуть. Экспортные варианты начали получать электрические указатели уровня топлива, дифференциал и спицованные колеса. Со временем последнее изменение дошло и до внутреннего рынка.

Skoda 1102 Tudor, сменившая их на конвейере после войны. Фото: Иван Гончаров

В 1937 году компания стала признанным лидером среди автопроизводителей Чехословакии, отправив на экспорт в 35 стран мира 1227 автомобилей популярной модели. За три года производства второй серии выпущено более 6200 модернизированных Popular, а общий объем производства за 1933-1946 годы составил 19 542 автомобиля. В послевоенном 1946 году ее на конвейере сменил Skoda 1101/1102 Tudor, являвшийся глубокой модернизацией своего предшественника.

Важную роль, сыгранную Popular Roadster как в истории бренда, так и всего чешского автомобилестроения, отметили в 2021 году. Тогда модификация Monte Carlo стала победителем опроса Garaz.cz на звание самого красивого серийного автомобиля из Чешской Республики.
А вы знакомы с Skoda Popular Roadster?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....