Сааб 105 – один из самых универсальных учебных самолетов в истории
Компания Saab у нас известна в основном по надёжным авто, но первой специализацией концерна была авиация и шведы выпустили немало интересных моделей. Сегодня мы расскажем про учебно-тренировочный самолет Сааб 105, созданный более 60 лет назад, но не утративший актуальности и сейчас. А это ли не показатель качества и надёжности?
Что интересно, конструкторы SAAB начали работу над самолетом по собственной инициативе. На момент создания модели у компании не было госзаказа и по сути все усилия могли оказаться напрасными. Но, во-первых, у них был удачный опыт создания сверхзвукового истребителя «Дракен», а во-вторых, использовавшаяся ВВС страны модель Де Хэвиленд «Вампир» морально устарела и не отвечала требованиям авиации.
Сааб 105 изначально задумывался как универсальный учебно-тренировочный самолет, подходящий как для оборонного сектора, так и для гражданской отрасли. Его широко использовали для подготовки пилотов разных специализаций.
Первые испытания прошли 29 июня 1969 года и продолжались несколько месяцев. По итогам тестов правительство Швеции в 1964 году приняло модель на вооружение в качестве основного учебно-тренировочного самолета ВВС. Первоначально было продано 130 единиц, потом доказазано ещё 20.
Этот серийный вариант обозначался как Sk.60A, первые самолеты выпустили в июне 1965 года. На несколько десятилетий модель стала основой шведской военной авиации.
Что касается гражданского сектора, у конструкторов были планы продавать Сааб 105 как учебный вариант и как компактный бизнес джет. Но новинка не вызвала особого интереса, поэтому создатели сконцентрировались на военном направлении.
Самолетом заинтересовались и ВВС Австрии, где на тот момент была запрещена сверхзвуковая авиация. Модификация SAAB-105XT развивала дозвуковую скорость и соотвествовал всем запросам австрийцев. В итоге, в 1970-1972 годах было собрано 40 единиц, они использовались до конца 2020 года, после чего были выведены из эксплуатации.
Что касается Швеции, то модернизированные версии (о них мы расскажем ниже) используются до сих пор. Поддержка и обслуживание Сааб 105 будут осуществляться как минимум до 2026 года, после чего, скорее всего, на смену придёт современная модель, а нынешний вариант снимут с эксплуатации.
Целью создателей была разработка компактного и недорогого в производстве самолета. Основные технические характеристики таковы:
✅ Площадь крыла – 16,3 м. кв.
✅ Размах крыла – 9,5 м.
✅ Общая длина – 10,8 м.
✅ Высота – 2,7 м.
✅ Вес пустого борта – 2 850 кг, максимальная масса при взлете – 4635 кг.
Предельная скорость – 970 км/ч, а запас хода первой версии составлял 2300 км. Самолет может подниматься на высоту до 13,7 км, скороподъемность – 70 м/с.
В зависимости от конфигурации параметры могут отличаться, как и комплектация. К примеру, в вариантах военного назначения было 6 узлов подвески разных типов вооружения.
Это высокоплан с парой турбореактивных двигателей, установленных под крыльями с двух сторон фюзеляжа. Цельнометаллическая конструкция обеспечивает прочность корпуса. Хвостовое оперение Т-образной формы расположено достаточно высоко. Так как самолет поднимается на большие высоты, кабина полностью герметична.
Крыло с умеренной стреловидностью по передней кромке, его площадь более 16 кв. м. Конструкция шасси трехстоечная, при полете оно убирается в фюзеляж.
В целом, дизайн можно назвать классическим – компактная модель с удлиненным носом выглядит аккуратно и неброско. Нет ничего лишнего – это характерный образец скандинавской рациональности.
Отдельное внимание стоит уделить кабине. Во-первых, там все достаточно просто по меркам авиации, что полностью соответствует основному назначению самолета – учебно-тренировочным полетам, чтобы пилоты нарабатывали практику и осваивали управление. Во-вторых, в модели сиденья расположены рядом друг с другом, что также обусловлено учебными целями. Инструктору намного проще контролировать действия ученика и давать подсказки, когда он находится сбоку.
В стандартной комплектации установлены два полноценных катапультируемых кресла. В гражданской версии, которую так и не запустили в массовое производство, было два или три дополнительных посадочных места. Для этого использовались кресла пилотов уменьшенного размера (но тоже катапультируемые), а за ними ставились еще два или три сиденья. Стоит отметить, что места ы кабине было немного, в основном это и стало причиной того, что модель не оценили частные покупатели. Те, кто подбирает себе небольшой бизнес джет, хотят летать с комфортом, а не сидя за пилотом в стесненных условиях.
На первых единицах использовали французский турбовинтовой двигатель Turbomeca Aubisque RM9, выдающий 743 кгс. Но на большей части установлены агрегаты General Electric J85 с тягой в 1293 кгс.
В 1995 году часть самолетов была модернизирована, на них установили более современные моторы Уильямс-Роллс FJ44 (2 х 840 кгс). Благодаря этому увеличилась дальность полетов, повысилась экономия топлива, снизился уровень шума, а обслуживание стало на порядок дешевле. Вносились и другие изменения, чтобы повысить безопасности и привести модель к современным стандартам.
Универсальность легко оценить по множеству версий, которые были выпущены:
✅ SK-60А. Базовая модель, предназначенная исключительно для учебно-тренировочных полетов без каких-либо дополнений.
✅ SK-60B. К стандартной комплектации добавлены подвески для вооружения на крыльях. Вариант можно было использовать как дневной штурмовик.
✅ SK-60С. Основные особенности – улучшенная конструкция крыла и установленная в носовой части камера высокого разрешения.
✅ SK-60D. Гражданская версия, оснащенная комплексом радиоборудования. Было собрано всего три таких единицы.
✅ SK-60E. Еще один учебный вариант с различным навигационным оборудованием, разработанный под одну из летных школ. Изготовлено около десятка таких самолетов.
✅ SK-60N. Этот вариант использовали в качестве мишени на учениях шведской армии.
✅ SK-60W. Модификация с мотором Уильямс-Роллс FJ44, установлено новое приборно-пилотажное оборудование.
✅ SAAB-105С. Гражданская всерия с тремя пассажирскими сиденьями в заднем ряду.
✅ SAAB-105G. Модернизированная версия, совмещающая учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик.
✅ SAAB-105XT. Так маркировалась экспортная линейка, поставлявшаяся в Австрию и Швейцарию. По сути, это тот же вариант, но продаваемый за рубеж.
Отличия у модификаций не принципиальны. Чаще всего разница была в комплектации и оснащении, двигатель оставался тем, за исключением модернизированных самолетов с новым мотором.
Были и другие типы, но они не прошли дальше стадии экспериментальных образцов.
Сааб 105 – удачная модель, прошедшая проверку временем. Летчики, управлявшие самолетом, отмечают простоту и удобство самолетом, а также стабильность машины в воздухе. Не зря именно этот вариант используется демонстрационной пилотажной группой Team 60 ВВС Швеции. А ранее его применяли и две аналогичные группы из Австрии – «Karo As» и «Silver Birds».
В дальнейшем Сааб использовал многие технические решения в других моделях авиации. Это лишний раз доказывает, насколько удачным был 105-й.
История разработки и эксплуатации
Что интересно, конструкторы SAAB начали работу над самолетом по собственной инициативе. На момент создания модели у компании не было госзаказа и по сути все усилия могли оказаться напрасными. Но, во-первых, у них был удачный опыт создания сверхзвукового истребителя «Дракен», а во-вторых, использовавшаяся ВВС страны модель Де Хэвиленд «Вампир» морально устарела и не отвечала требованиям авиации.
Сааб 105 изначально задумывался как универсальный учебно-тренировочный самолет, подходящий как для оборонного сектора, так и для гражданской отрасли. Его широко использовали для подготовки пилотов разных специализаций.
Чертежи самолета. Фото: youtube.com
Первые испытания прошли 29 июня 1969 года и продолжались несколько месяцев. По итогам тестов правительство Швеции в 1964 году приняло модель на вооружение в качестве основного учебно-тренировочного самолета ВВС. Первоначально было продано 130 единиц, потом доказазано ещё 20.
Этот серийный вариант обозначался как Sk.60A, первые самолеты выпустили в июне 1965 года. На несколько десятилетий модель стала основой шведской военной авиации.
Что касается гражданского сектора, у конструкторов были планы продавать Сааб 105 как учебный вариант и как компактный бизнес джет. Но новинка не вызвала особого интереса, поэтому создатели сконцентрировались на военном направлении.
Это компактная модель, что видно в сравнении с грузовым самолетом. Фото: youtube.com
Самолетом заинтересовались и ВВС Австрии, где на тот момент была запрещена сверхзвуковая авиация. Модификация SAAB-105XT развивала дозвуковую скорость и соотвествовал всем запросам австрийцев. В итоге, в 1970-1972 годах было собрано 40 единиц, они использовались до конца 2020 года, после чего были выведены из эксплуатации.
Что касается Швеции, то модернизированные версии (о них мы расскажем ниже) используются до сих пор. Поддержка и обслуживание Сааб 105 будут осуществляться как минимум до 2026 года, после чего, скорее всего, на смену придёт современная модель, а нынешний вариант снимут с эксплуатации.
Характеристики
Целью создателей была разработка компактного и недорогого в производстве самолета. Основные технические характеристики таковы:
✅ Площадь крыла – 16,3 м. кв.
✅ Размах крыла – 9,5 м.
✅ Общая длина – 10,8 м.
✅ Высота – 2,7 м.
✅ Вес пустого борта – 2 850 кг, максимальная масса при взлете – 4635 кг.
Предельная скорость – 970 км/ч, а запас хода первой версии составлял 2300 км. Самолет может подниматься на высоту до 13,7 км, скороподъемность – 70 м/с.
Версия с подвесами для вооружения. Фото: youtube.com
В зависимости от конфигурации параметры могут отличаться, как и комплектация. К примеру, в вариантах военного назначения было 6 узлов подвески разных типов вооружения.
Конструкция
Это высокоплан с парой турбореактивных двигателей, установленных под крыльями с двух сторон фюзеляжа. Цельнометаллическая конструкция обеспечивает прочность корпуса. Хвостовое оперение Т-образной формы расположено достаточно высоко. Так как самолет поднимается на большие высоты, кабина полностью герметична.
Крыло с умеренной стреловидностью по передней кромке, его площадь более 16 кв. м. Конструкция шасси трехстоечная, при полете оно убирается в фюзеляж.
Мотор Turbomeca Aubisque RM9. Фото: youtube.com
В целом, дизайн можно назвать классическим – компактная модель с удлиненным носом выглядит аккуратно и неброско. Нет ничего лишнего – это характерный образец скандинавской рациональности.
Отдельное внимание стоит уделить кабине. Во-первых, там все достаточно просто по меркам авиации, что полностью соответствует основному назначению самолета – учебно-тренировочным полетам, чтобы пилоты нарабатывали практику и осваивали управление. Во-вторых, в модели сиденья расположены рядом друг с другом, что также обусловлено учебными целями. Инструктору намного проще контролировать действия ученика и давать подсказки, когда он находится сбоку.
В стандартной комплектации установлены два полноценных катапультируемых кресла. В гражданской версии, которую так и не запустили в массовое производство, было два или три дополнительных посадочных места. Для этого использовались кресла пилотов уменьшенного размера (но тоже катапультируемые), а за ними ставились еще два или три сиденья. Стоит отметить, что места ы кабине было немного, в основном это и стало причиной того, что модель не оценили частные покупатели. Те, кто подбирает себе небольшой бизнес джет, хотят летать с комфортом, а не сидя за пилотом в стесненных условиях.
Мотор General Electric J85. Фото: youtube.com
На первых единицах использовали французский турбовинтовой двигатель Turbomeca Aubisque RM9, выдающий 743 кгс. Но на большей части установлены агрегаты General Electric J85 с тягой в 1293 кгс.
Двигатель Уильямс-Роллс FJ44. Фото: youtube.com
В 1995 году часть самолетов была модернизирована, на них установили более современные моторы Уильямс-Роллс FJ44 (2 х 840 кгс). Благодаря этому увеличилась дальность полетов, повысилась экономия топлива, снизился уровень шума, а обслуживание стало на порядок дешевле. Вносились и другие изменения, чтобы повысить безопасности и привести модель к современным стандартам.
Модификации
Универсальность легко оценить по множеству версий, которые были выпущены:
✅ SK-60А. Базовая модель, предназначенная исключительно для учебно-тренировочных полетов без каких-либо дополнений.
✅ SK-60B. К стандартной комплектации добавлены подвески для вооружения на крыльях. Вариант можно было использовать как дневной штурмовик.
✅ SK-60С. Основные особенности – улучшенная конструкция крыла и установленная в носовой части камера высокого разрешения.
✅ SK-60D. Гражданская версия, оснащенная комплексом радиоборудования. Было собрано всего три таких единицы.
✅ SK-60E. Еще один учебный вариант с различным навигационным оборудованием, разработанный под одну из летных школ. Изготовлено около десятка таких самолетов.
✅ SK-60N. Этот вариант использовали в качестве мишени на учениях шведской армии.
✅ SK-60W. Модификация с мотором Уильямс-Роллс FJ44, установлено новое приборно-пилотажное оборудование.
✅ SAAB-105С. Гражданская всерия с тремя пассажирскими сиденьями в заднем ряду.
✅ SAAB-105G. Модернизированная версия, совмещающая учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик.
✅ SAAB-105XT. Так маркировалась экспортная линейка, поставлявшаяся в Австрию и Швейцарию. По сути, это тот же вариант, но продаваемый за рубеж.
Отличия у модификаций не принципиальны. Чаще всего разница была в комплектации и оснащении, двигатель оставался тем, за исключением модернизированных самолетов с новым мотором.
Кабина пилотов. Фото: youtube.com
Были и другие типы, но они не прошли дальше стадии экспериментальных образцов.
Выводы
Сааб 105 – удачная модель, прошедшая проверку временем. Летчики, управлявшие самолетом, отмечают простоту и удобство самолетом, а также стабильность машины в воздухе. Не зря именно этот вариант используется демонстрационной пилотажной группой Team 60 ВВС Швеции. А ранее его применяли и две аналогичные группы из Австрии – «Karo As» и «Silver Birds».
За счет небольшого веса самолет очень маневренный. Фото: youtube.com
В дальнейшем Сааб использовал многие технические решения в других моделях авиации. Это лишний раз доказывает, насколько удачным был 105-й.
- Ice
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...