Как коммерческий ход с «Москвичами» сделал их лидерами британского туринг-чемпионата
Первые автомобили в нашу страну более 100 лет назад начали поступать из-за рубежа. За них платили из царской казны, а использовать могли только приближенные лица. Первый собственный АМО появился накануне революции. Так же как и полвека спустя, техническую помощь в налаживании производства оказывал итальянский FIAT.
Шли годы и десятилетия, а советский автопром из подражателя и покупателя потихоньку стал поставщиком продукции для других стран. Конечно, в основном, желание приобретать советскую технику выражали малоразвитые в техническом отношении страны т. н. «второго мира». А хотелось ведь блеснуть и на европейском рынке. Сделать это казалось делом архисложным: ведь наша автомобильная продукция, мягко говоря, уступала ведущим немецким, итальянским или немецким образцам. И тут применили прекрасный маркетинговый ход.
То что в СССР не было коммерции еще не означало, что там не было коммерсантов. Люди с предприимчивой жилкой иногда находили себе прекрасное применение в институтах «Внешторга». Да, тут без них просто не смогли бы обойтись. Такие ребята просчитали, что если наши автомобили не захотят брать из-за качества или дизайна (за, по большей части, отсутствием и того, и другого), то «мы пойдем другим путем».
Да, можно просто предложить такую низкую цену, что клиент будет не в состоянии отказаться. Сказано – сделано, а отыграться на убытках можно легко, чуть-чуть повысив стоимость легковушек на внутреннем рынке. Советские люди, в условиях автодефицита, начнут плеваться, но все равно купят. Кто бы мог подумать к каким побочным последствиям приведет этот хитрый ход.
Чтобы советский «Москвич» купили наверняка, для британского рынка его предложили по цене местного MINI Cooper. Напомним, что стоимость последнего на внутреннем рынке не превышала 600 фунтов стерлингов. В свое время японцы захотели «пободаться» с англичанами, выпустив Honda N600 и предлагая микролитражку по схожей цене. Оба эти автомобили по объему рабочего двигателя близки к нашему «горбатому». «Москвич», имевший вдвое больший силовой агрегат, на Туманном Альбионе также оценили ниже 600 фунтов.
И вот, самое время перейти к сути вопроса. На британских островах в конце 60-х проходило немало соревнования по автоспорту. Среди них имелся и туринг-чемпионат на модифицированных версиях серийных экипажей. Он проводился с 1958 года. По правилам этих гонок автомобили распределялись не по объему или мощности двигателя, а по… цене. Уловили момент? Да, некоторые местные хитрецы также не преминули им воспользоваться.
Как видите, группа была самой низшей, реальных соперников просто не существовало. Оставалось только дождаться хитрого британского пилота, который сядет за руль автомобиля, собранного в столице нашей родины. Долго ждать не пришлось, им стал Тони Лафранки, уже имевший опыт участия в гонках «формул» «три» и «один».
Тони уже к тридцати годам считался опытным пилотом и принимал участие в гонках «24 часа Ле-Мана» и британском чемпионате «Формулы-3». Особых успехов он не добился, был таким крепким середнячком. Скорее всего, его карьера так и осталась незамеченной широкой публикой, если бы не полученная во время аварии травма. Ее результатом стал запрет на вождение скоростных болидов. Для гонщика наступило мрачное время, когда пришлось думать о чем-то значительно поскромнее.
Лафранки узнал о «Москвичах» и о лазейке в правилах и решил так компенсировать свое нынешнее плачевное состояние. Понимая, что победа стопроцентно у него в кармане, гонщик связался с британским дилером советской техники и уговорил составить команду из трех автомобилей. Подговорив своих приятелей, они отправились на трассу, чтобы осуществить заранее беспроигрышную авантюру.
Понятно, что мало кто хотел позориться, выступая на автомобилях вроде нашего ЗАЗ-965 (а к группе D относились именно такие). Поэтому в ней имелся дефицит гоночных экипажей, а если их оказывалось менее четырех, то победитель заезда не мог рассчитывать на максимальное количество заработанных баллов. Это становилось препятствием на пути борьбы за лидерство в общем зачете. Именно поэтому Лафранки всегда брал с собой нескольких друзей из числа тех, кто:
✅ оказывался под рукой
✅ умел водить
✅ имел свободное время
Среди его соратников имелся даже директор одной из гоночных трасс! В общем, как говорится, обычные «джентльмены удачи», желающие воспользоваться несовершенством правил. И это им удалось. Тони, как лидер и опытный гонщик, буквально доминировал на трассе. Из 29 заездов он не смог победить только в одном. Просто гонщик, расслабленный ситуацией, поступил совсем уж по-пижонски.
Погода стояла дождевая и участников ожидала мокрая трасса. Несмотря на это, человек с чувством явного превосходства (к тому времени он уже выиграл целую кучу заездов), поступил очень неосмотрительно. Он напомнил мне волка из «Ну, погоди!», который не захотел пристегнуться в тренировочном самолете, а потом несколько раз вылетал из него. Лафранки тоже поленился заменить резину, посчитав, что и так сойдет. Такая беспечность стоила ему победы и безоговорочного лидерства во всех гоночных заездах.
Правда, в итоге, такой прокол не помешал ему стать однозначным победителем в своей группе. Но, на этом приколы не закончились. В каждой группе начислялись очки за победы, которые позже помогали определить общего победителя. Гегемония «Москвичей» помогла их пилоту легко обойти знаменитых BMW 2002 Tii и Ford Capri 3 000 GT. Да, пилот «четыреста двенадцатого» стал абсолютным чемпионом соревнований!
Как вы понимаете, это не стало последним успехом гонщиков. Пока правила оставались неизменными, можно было легко участвовать в заездах и также, без больших усилий, становится их победителем. Первое место досталось Тони и в сезонах 1973 и 1974 годов.
Причем свои пижонские замашки он так и не оставил. Давая интервью, спортсмен хвалился, что ехал во время заездов на полном «расслабоне»:
✅ спокойно наблюдал за пейзажем
✅ одна рука была выставлена в открытое окно
✅ для создания приятной атмосферы радио оставалось всегда включенным
Лафранки понимал, что даже из доработанного автомобиля не выжать более 145 км/ч. А для него такие скорости, учитывая гоночное прошлого, являлись не больше чем размеренно-прогулочными. Так налегке гонщик одерживал победу за победой. А чтобы получше привыкнуть к слегка «дубоватому» автомобилю, спортсмен пользовался им и в ежедневных поездках. Старались ему подражать и его коллеги Хорсфилд и Стаббс, также выступавшие на «Москвичах».
Участие и победа в этих гонках, а также выступления в ралли, о которых я писал в прошлых материалах, не могли пройти незамеченными. К советским автомобилям стали проявлять больше уважения. Все увидели, что кроме низкой цены, «Москвич-412» предлагал своему владельцу надежность и выносливость. Это привело к тому, что количество экспортных автомобилей превысило их число, продаваемое на внутреннем рынке. Иногда их количество достигало от 60 до 75 % от общегодового выпуска.
Шли годы и десятилетия, а советский автопром из подражателя и покупателя потихоньку стал поставщиком продукции для других стран. Конечно, в основном, желание приобретать советскую технику выражали малоразвитые в техническом отношении страны т. н. «второго мира». А хотелось ведь блеснуть и на европейском рынке. Сделать это казалось делом архисложным: ведь наша автомобильная продукция, мягко говоря, уступала ведущим немецким, итальянским или немецким образцам. И тут применили прекрасный маркетинговый ход.
Любители придают авто вид, сходный с экспортным вариантом. Фото: youtube.com
То что в СССР не было коммерции еще не означало, что там не было коммерсантов. Люди с предприимчивой жилкой иногда находили себе прекрасное применение в институтах «Внешторга». Да, тут без них просто не смогли бы обойтись. Такие ребята просчитали, что если наши автомобили не захотят брать из-за качества или дизайна (за, по большей части, отсутствием и того, и другого), то «мы пойдем другим путем».
Да, можно просто предложить такую низкую цену, что клиент будет не в состоянии отказаться. Сказано – сделано, а отыграться на убытках можно легко, чуть-чуть повысив стоимость легковушек на внутреннем рынке. Советские люди, в условиях автодефицита, начнут плеваться, но все равно купят. Кто бы мог подумать к каким побочным последствиям приведет этот хитрый ход.
«Москвич-412» для Европы – по цене самой захудалой микролитражки
Чтобы советский «Москвич» купили наверняка, для британского рынка его предложили по цене местного MINI Cooper. Напомним, что стоимость последнего на внутреннем рынке не превышала 600 фунтов стерлингов. В свое время японцы захотели «пободаться» с англичанами, выпустив Honda N600 и предлагая микролитражку по схожей цене. Оба эти автомобили по объему рабочего двигателя близки к нашему «горбатому». «Москвич», имевший вдвое больший силовой агрегат, на Туманном Альбионе также оценили ниже 600 фунтов.
Советские авто выходили на трассу и успешно финишировали. Фото: youtube.com
И вот, самое время перейти к сути вопроса. На британских островах в конце 60-х проходило немало соревнования по автоспорту. Среди них имелся и туринг-чемпионат на модифицированных версиях серийных экипажей. Он проводился с 1958 года. По правилам этих гонок автомобили распределялись не по объему или мощности двигателя, а по… цене. Уловили момент? Да, некоторые местные хитрецы также не преминули им воспользоваться.
Согласно официальным правилам соревнований, экспортный «Москвич-412» относился к группе D этих популярных соревнований. Это и были как раз автомобили, стоимостью ниже 600 фунтов. Его соперниками стали намного более слабые уже упомянутые микролитражки.
Как видите, группа была самой низшей, реальных соперников просто не существовало. Оставалось только дождаться хитрого британского пилота, который сядет за руль автомобиля, собранного в столице нашей родины. Долго ждать не пришлось, им стал Тони Лафранки, уже имевший опыт участия в гонках «формул» «три» и «один».
Гоночная травма: не было бы счастья, да несчастье помогло
Тони уже к тридцати годам считался опытным пилотом и принимал участие в гонках «24 часа Ле-Мана» и британском чемпионате «Формулы-3». Особых успехов он не добился, был таким крепким середнячком. Скорее всего, его карьера так и осталась незамеченной широкой публикой, если бы не полученная во время аварии травма. Ее результатом стал запрет на вождение скоростных болидов. Для гонщика наступило мрачное время, когда пришлось думать о чем-то значительно поскромнее.
Лафранки узнал о «Москвичах» и о лазейке в правилах и решил так компенсировать свое нынешнее плачевное состояние. Понимая, что победа стопроцентно у него в кармане, гонщик связался с британским дилером советской техники и уговорил составить команду из трех автомобилей. Подговорив своих приятелей, они отправились на трассу, чтобы осуществить заранее беспроигрышную авантюру.
Некоторые из этих авто до сих пор на ходу. Фото: youtube.com
Понятно, что мало кто хотел позориться, выступая на автомобилях вроде нашего ЗАЗ-965 (а к группе D относились именно такие). Поэтому в ней имелся дефицит гоночных экипажей, а если их оказывалось менее четырех, то победитель заезда не мог рассчитывать на максимальное количество заработанных баллов. Это становилось препятствием на пути борьбы за лидерство в общем зачете. Именно поэтому Лафранки всегда брал с собой нескольких друзей из числа тех, кто:
✅ оказывался под рукой
✅ умел водить
✅ имел свободное время
Среди его соратников имелся даже директор одной из гоночных трасс! В общем, как говорится, обычные «джентльмены удачи», желающие воспользоваться несовершенством правил. И это им удалось. Тони, как лидер и опытный гонщик, буквально доминировал на трассе. Из 29 заездов он не смог победить только в одном. Просто гонщик, расслабленный ситуацией, поступил совсем уж по-пижонски.
Погода стояла дождевая и участников ожидала мокрая трасса. Несмотря на это, человек с чувством явного превосходства (к тому времени он уже выиграл целую кучу заездов), поступил очень неосмотрительно. Он напомнил мне волка из «Ну, погоди!», который не захотел пристегнуться в тренировочном самолете, а потом несколько раз вылетал из него. Лафранки тоже поленился заменить резину, посчитав, что и так сойдет. Такая беспечность стоила ему победы и безоговорочного лидерства во всех гоночных заездах.
Современная реконструкция гоночных автомобилей прошлого. Фото: youtube.com
Правда, в итоге, такой прокол не помешал ему стать однозначным победителем в своей группе. Но, на этом приколы не закончились. В каждой группе начислялись очки за победы, которые позже помогали определить общего победителя. Гегемония «Москвичей» помогла их пилоту легко обойти знаменитых BMW 2002 Tii и Ford Capri 3 000 GT. Да, пилот «четыреста двенадцатого» стал абсолютным чемпионом соревнований!
Дальнейшие успехи и увеличение экспорта
Как вы понимаете, это не стало последним успехом гонщиков. Пока правила оставались неизменными, можно было легко участвовать в заездах и также, без больших усилий, становится их победителем. Первое место досталось Тони и в сезонах 1973 и 1974 годов.
Причем свои пижонские замашки он так и не оставил. Давая интервью, спортсмен хвалился, что ехал во время заездов на полном «расслабоне»:
✅ спокойно наблюдал за пейзажем
✅ одна рука была выставлена в открытое окно
✅ для создания приятной атмосферы радио оставалось всегда включенным
Лафранки понимал, что даже из доработанного автомобиля не выжать более 145 км/ч. А для него такие скорости, учитывая гоночное прошлого, являлись не больше чем размеренно-прогулочными. Так налегке гонщик одерживал победу за победой. А чтобы получше привыкнуть к слегка «дубоватому» автомобилю, спортсмен пользовался им и в ежедневных поездках. Старались ему подражать и его коллеги Хорсфилд и Стаббс, также выступавшие на «Москвичах».
«Москвич-2140» подхватил спортивную эстафету в 80-х. Фото: youtube.com
Участие и победа в этих гонках, а также выступления в ралли, о которых я писал в прошлых материалах, не могли пройти незамеченными. К советским автомобилям стали проявлять больше уважения. Все увидели, что кроме низкой цены, «Москвич-412» предлагал своему владельцу надежность и выносливость. Это привело к тому, что количество экспортных автомобилей превысило их число, продаваемое на внутреннем рынке. Иногда их количество достигало от 60 до 75 % от общегодового выпуска.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...