МАИ-411 «дышит в затылок» «Байкалу» ЛМС-901
Легкомоторное воздушное судно производства РФ широкая публика впервые увидела на авиасалоне МАКС-2017. Машина вмещает трех пассажиров и «выросла» из своего предшественника МАИ-407. При разработке воздушного судна конструкторским бюро столичного авиаинститута были учтены стандарты правил АП-23 (РФ), FAR-23 (США) и CS-23 (Европа). Инициатором проекта является электромеханический завод, расположенный в г. Кизляр, где и собирают машину. Первый вылет воздушное судно совершило под управлением летчика-испытателя А. Митрофанова 12.04.2018 года.
Внешне от предшественника машина отличается не так сильно. В первую очередь, это неубирающееся шасси и законцовки – т. н. «крылышки Уиткомба», позволяющие сократить расход горючего на 3-5 % (при условии полета на крейсерской скорости). Как утверждает производитель на своем официальном сайте, стоимость техобслуживания МАИ-411 сопоставима с автомобильным. Вызывает интерес количество дверей: их четыре – для каждого пассажира свой вход/выход, что очень удобно. К тому же это плюс в отношении безопасности. Обычно устанавливают только пару дверей, а то и вовсе одну.
При этом высота самолета позволяет обойтись без подножек, трапов. Но главная особенность заключается в наличии парашюта, который плавно опустит машину на землю в случае серьезной аварии. МАИ-411 может использоваться в следующих сферах:
✅ перевозка пассажиров и транспортировка грузов
✅ подготовка пилотов
✅ патрулирование различных объектов
✅ видео- фотосъемка, мониторинг
✅ спасательные операции
✅ авиационный туризм
Машина взлетает и садится на грунтовые площадки (требуется плотность почвы от 3,5 кг/кв. м), есть варианты с лыжами или поплавками вместо шасси.
Стоимость двухмоторного МАИ-411 сопоставима с ценой зарубежных «одноклассников», имеющих один двигатель.
Кессон центроплана выполнен из стали, фюзеляж, оперение, крылья (консоли) – из композитов. Это позволило уменьшить массу пустой машины. Основа расположенного сверху крыла проходит сквозь фюзеляж над пилотской кабиной. Она сделана так, что это ничуть не стесняет ни пассажиров, ни летчиков. Вертикальное и горизонтальное оперение классическое – киль, представляющий единое целое с корпусом, плюс руль направления, высоты, стабилизатор.
Неубирающееся шасси в обтекателях отличается колесами относительно большого диаметра – 445 мм.
Основные стойки рессорные, та, что впереди – телескопическая, с амортизатором.
Представляет собой пару австрийских поршневых двигателей Rotax 912S, выдающих по 100 «лошадей» каждый. Эти моторы хорошо зарекомендовали себя в российских условиях и устанавливаются на многие легкие самолеты, выпущенные в РФ. К слову стоит сказать, что силовые агрегаты – единственная импортная «составляющая» воздушного судна. Особенность Rotax еще и в том, что продукция бренда имеет развитую дилерскую сеть в мире, а это положительно влияет на экспортный потенциал машины.
Двигатели «укомплектованы» тянущими винтами изменяемого шага. Главные емкости под горючее находятся в центроплане. При необходимости (например, перегонах) устанавливаются дополнительные баки в крыльевых консолях. В виде топлива на самолете может использоваться автомобильный бензин Аи-95. Технические данные МАИ-411:
✅ размах крыльев, длина и высота – 12,2, 7,2 и 3,36 м
✅ вес пустого и загруженного «под завязку» – 1,25 и 1,6
✅ средняя и максимальная скорость – 270 и 290 км/ч
✅ высота – до 3 км
✅ дальность при полной загрузке – 1500 км
Экипаж состоит из одного пилота, пассажировместимость – три человека. Для взлета и посадки самолету потребуется ВВП в 400 м (разбег 150, пробег 180 м).
Пассажиры размещаются в пару рядов. Высота салона – 1,22 м, ширина – 1,275 м, расстояние между креслами по длине – 1,06 м (они откидываются назад на 25°, не мешая сидящим сзади). Это позволяет разместиться с комфортом даже в зимней одежде.
Нормальный микроклимат в салоне поддерживается благодаря системе отопления и вентиляции. Она эффективно действует во всем рабочем температурном диапазоне, в котором возможна эксплуатация МАИ-411: от -25° до +40°. Сзади салона размещено багажное отделение.
Предусмотрено два рабочих места, одно –для инструктора или проверяющего (пилот сидит слева). Система управления продублирована. БРЭО выполнена в цифре и поставлена российской компанией «ВАИС-Техника».
Вместо тяжелых колонок со штурвалами – сайдстики, вмонтированные прямо в приборную панель. Кресла пилотов можно отрегулировать.
Сначала стоит сказать о заказчике Кизлярском электромеханическом заводе. Вроде бы по характеру деятельности предприятие к авиации отношения не имеет. Однако это не совсем так. Среди выпускаемой КЭМЗ продукции – оборудование для военных самолетов (в частности держатели бомб и ракет). А начинал завод в 1965 году с электрокипятильников ЭК-1! Предприятие, кстати, входящее в корпорацию «Ростех» – давний партнер МАИ и поэтому тщательно отслеживает судьбу своего заказа: например, ищет потенциальных покупателей.
Многие сравнивают разработку Московского авиаинститута с другими российскими современными самолетами и вертолетами. В частности, с «Байкалом». ЛМС-901 и МАИ-411 – две совершенно разные машины, которые в «союзе» могут стать основой будущей малой авиации РФ. Обе предназначены для использования на местных линиях. А по сравнению с вертолетом «Ансат», МАИ-411 гораздо дешевле в обслуживании, не говоря уже о современных модификациях Ми-8.
На сегодня машина получила сертификат единичного воздушного судна. Следующий документ должен разрешить его коммерческое использование. Как утверждает зам главного конструктора ОСКБЭС Дрягилев Михаил, основное предназначение этого самолета – связь между населенными пунктами, не имеющими дорожного или речного сообщения. Машина может эксплуатироваться в любых регионах РФ, но особенно актуальной будет там, где много озер и рек: для этого предусмотрен амфибийный вариант самолета – когда на него устанавливаются поплавки в «комплекте» с колесами. В таком виде воздушное судно способно взлетать и садиться на водную поверхность при высоте волны до полуметра.
Ограничения по эксплуатации обусловлены температурным диапазоном (до -30°), высотой. Последнее обстоятельство связано с отсутствием герметизации салона и типом двигателей (они поршневые). Полет на большой высоте требует установки системы подачи кислорода и турбин, что приведет к общему удорожанию как самой машины, так и ее обслуживания. По словам главного конструктора Б. Абдулгасанова (2022-й год) МАИ-411 заинтересовались в Индии и Венесуэле.
И напоследок – об импортозамещении. В данное время на Уральском заводе разрабатывается серия двигателей АПД, которые смогут заменить австрийский «Ротакс». Но на это опять-таки нужно время… А пока самолет все же запущен в мелкосерийное производство на КЭМЗ.
Что интересного в новинке
Внешне от предшественника машина отличается не так сильно. В первую очередь, это неубирающееся шасси и законцовки – т. н. «крылышки Уиткомба», позволяющие сократить расход горючего на 3-5 % (при условии полета на крейсерской скорости). Как утверждает производитель на своем официальном сайте, стоимость техобслуживания МАИ-411 сопоставима с автомобильным. Вызывает интерес количество дверей: их четыре – для каждого пассажира свой вход/выход, что очень удобно. К тому же это плюс в отношении безопасности. Обычно устанавливают только пару дверей, а то и вовсе одну.
У самолета 4 двери! Фото: YouTube.com
При этом высота самолета позволяет обойтись без подножек, трапов. Но главная особенность заключается в наличии парашюта, который плавно опустит машину на землю в случае серьезной аварии. МАИ-411 может использоваться в следующих сферах:
✅ перевозка пассажиров и транспортировка грузов
✅ подготовка пилотов
✅ патрулирование различных объектов
✅ видео- фотосъемка, мониторинг
✅ спасательные операции
✅ авиационный туризм
Машина взлетает и садится на грунтовые площадки (требуется плотность почвы от 3,5 кг/кв. м), есть варианты с лыжами или поплавками вместо шасси.
Для эксплуатации машины подойдет и чистое поле. Фото: YouTube.com
Стоимость двухмоторного МАИ-411 сопоставима с ценой зарубежных «одноклассников», имеющих один двигатель.
Особенности конструкции
Кессон центроплана выполнен из стали, фюзеляж, оперение, крылья (консоли) – из композитов. Это позволило уменьшить массу пустой машины. Основа расположенного сверху крыла проходит сквозь фюзеляж над пилотской кабиной. Она сделана так, что это ничуть не стесняет ни пассажиров, ни летчиков. Вертикальное и горизонтальное оперение классическое – киль, представляющий единое целое с корпусом, плюс руль направления, высоты, стабилизатор.
Крылья МАИ-411 сделаны из композитов. Фото: YouTube.com
Неубирающееся шасси в обтекателях отличается колесами относительно большого диаметра – 445 мм.
Шасси рассчитано на тяжелые условия эксплуатации. Фото: YouTube.com
Основные стойки рессорные, та, что впереди – телескопическая, с амортизатором.
Силовая установка и ЛТХ
Представляет собой пару австрийских поршневых двигателей Rotax 912S, выдающих по 100 «лошадей» каждый. Эти моторы хорошо зарекомендовали себя в российских условиях и устанавливаются на многие легкие самолеты, выпущенные в РФ. К слову стоит сказать, что силовые агрегаты – единственная импортная «составляющая» воздушного судна. Особенность Rotax еще и в том, что продукция бренда имеет развитую дилерскую сеть в мире, а это положительно влияет на экспортный потенциал машины.
Двигатели – пока австрийские. Фото: YouTube.com
Двигатели «укомплектованы» тянущими винтами изменяемого шага. Главные емкости под горючее находятся в центроплане. При необходимости (например, перегонах) устанавливаются дополнительные баки в крыльевых консолях. В виде топлива на самолете может использоваться автомобильный бензин Аи-95. Технические данные МАИ-411:
✅ размах крыльев, длина и высота – 12,2, 7,2 и 3,36 м
✅ вес пустого и загруженного «под завязку» – 1,25 и 1,6
✅ средняя и максимальная скорость – 270 и 290 км/ч
✅ высота – до 3 км
✅ дальность при полной загрузке – 1500 км
Экипаж состоит из одного пилота, пассажировместимость – три человека. Для взлета и посадки самолету потребуется ВВП в 400 м (разбег 150, пробег 180 м).
Что внутри
Пассажиры размещаются в пару рядов. Высота салона – 1,22 м, ширина – 1,275 м, расстояние между креслами по длине – 1,06 м (они откидываются назад на 25°, не мешая сидящим сзади). Это позволяет разместиться с комфортом даже в зимней одежде.
Нормальный микроклимат в салоне поддерживается благодаря системе отопления и вентиляции. Она эффективно действует во всем рабочем температурном диапазоне, в котором возможна эксплуатация МАИ-411: от -25° до +40°. Сзади салона размещено багажное отделение.
Кабина пилотов
Предусмотрено два рабочих места, одно –для инструктора или проверяющего (пилот сидит слева). Система управления продублирована. БРЭО выполнена в цифре и поставлена российской компанией «ВАИС-Техника».
Все электронное оборудование – производства РФ. Фото: YouTube.com
Вместо тяжелых колонок со штурвалами – сайдстики, вмонтированные прямо в приборную панель. Кресла пилотов можно отрегулировать.
Состояние на сегодня
Сначала стоит сказать о заказчике Кизлярском электромеханическом заводе. Вроде бы по характеру деятельности предприятие к авиации отношения не имеет. Однако это не совсем так. Среди выпускаемой КЭМЗ продукции – оборудование для военных самолетов (в частности держатели бомб и ракет). А начинал завод в 1965 году с электрокипятильников ЭК-1! Предприятие, кстати, входящее в корпорацию «Ростех» – давний партнер МАИ и поэтому тщательно отслеживает судьбу своего заказа: например, ищет потенциальных покупателей.
ОСКБЭС имеет солидный опыт в создании легких самолетов. Благодаря запущенной им в тяжелейшие для страны 90-е годы программе «Авиатика» было произведено более 350 летательных аппаратов, часть из которых продана в двадцать стран.
Многие сравнивают разработку Московского авиаинститута с другими российскими современными самолетами и вертолетами. В частности, с «Байкалом». ЛМС-901 и МАИ-411 – две совершенно разные машины, которые в «союзе» могут стать основой будущей малой авиации РФ. Обе предназначены для использования на местных линиях. А по сравнению с вертолетом «Ансат», МАИ-411 гораздо дешевле в обслуживании, не говоря уже о современных модификациях Ми-8.
«Байкал» тоже будет развивать региональную авиацию. Фото: YouTube.com
Смущает малая коммерческая нагрузка «институтского» самолет: очевидно, билетик будет недешевым… На это конструкторы МАИ отвечают, что сравнивать их детище нужно не с самолетами такого же классами, а вертолетами. Полет на последних для трех человек будет дороже.
На сегодня машина получила сертификат единичного воздушного судна. Следующий документ должен разрешить его коммерческое использование. Как утверждает зам главного конструктора ОСКБЭС Дрягилев Михаил, основное предназначение этого самолета – связь между населенными пунктами, не имеющими дорожного или речного сообщения. Машина может эксплуатироваться в любых регионах РФ, но особенно актуальной будет там, где много озер и рек: для этого предусмотрен амфибийный вариант самолета – когда на него устанавливаются поплавки в «комплекте» с колесами. В таком виде воздушное судно способно взлетать и садиться на водную поверхность при высоте волны до полуметра.
Сейчас самолеты собирают в Кизляре (в цехе видно несколько машин). Фото: YouTube.com
Ограничения по эксплуатации обусловлены температурным диапазоном (до -30°), высотой. Последнее обстоятельство связано с отсутствием герметизации салона и типом двигателей (они поршневые). Полет на большой высоте требует установки системы подачи кислорода и турбин, что приведет к общему удорожанию как самой машины, так и ее обслуживания. По словам главного конструктора Б. Абдулгасанова (2022-й год) МАИ-411 заинтересовались в Индии и Венесуэле.
И напоследок – об импортозамещении. В данное время на Уральском заводе разрабатывается серия двигателей АПД, которые смогут заменить австрийский «Ротакс». Но на это опять-таки нужно время… А пока самолет все же запущен в мелкосерийное производство на КЭМЗ.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...