Российский минивэн с советскими корнями – ВАЗ-2120 «Надежда»
Ремонтировать этот автомобиль приходится по большей части самостоятельно. И дело не в том, что он сложен конструктивно – как раз наоборот. Проблема в редкости, механики на СТО просто не знают, с чего начинать работы. А ведь это обычный ВАЗ, пускай и малосерийный.
Было время, когда «Надежда» продавалась у дилеров и каждый желающий ездить на природу с семьей мог ее приобрести. Выпускалась модель 8 лет кряду, но так и не избавилась от «детских болячек».
Удачная конструкция оказалась в плену недостатка финансирования. Доработать ее просто не смогли, как и выпустить новое поколение. Сегодня наш рассказ про ВАЗ-2120 «Надежду». Первый российский минивэн, по проходимости почти не уступающий УАЗ «Буханке».
Сейчас сложно в это поверить, но автомобиль, который стали выпускать в 1998 году, начали разрабатывать минимум за 10 лет до этого. Изначально разговор шел про глобальную модернизацию ВАЗ-2121. Да, уже тогда считалось, что «Ниву» пора радикально менять.
Начальник отдела дизайна, Кузнецов, предложил создать принципиально новый автомобиль – минивэн. Чтобы упростить задачу, его хотели построить на удлиненном шасси «Нивы». Такие модели в те годы как раз были популярны в США и Европе.
Подговорив несколько своих друзей, Кузнецов разработал эскизы. Их представили на очередном техническом совете АвтоВАЗа. Неожиданно, дизайнерам дали «зеленый свет», разрешив продолжить. Уже изначально предполагалось, что она станет мелкосерийной.
Много лет спустя, Кузнецов рассказывал, что ему просто повезло. «Рождение» ВАЗ-2120 состоялось благодаря счастливому стечению ряда обстоятельств:
✅ Необходимости модернизации «Нивы»
✅ Популярности минивэнов за границей
✅ Горбачевской «перестройке»
✅ Одобрению создателя ВАЗ-2121 Прусова
Работы начались в 1988 году. Интересно, что шасси ВАЗ-2121 выбрали неслучайно. Дело не в том, что конструкторы хотели именно полноприводный автомобиль. Только «Нива» имела базу и основные агрегаты, способные справиться с тяжелым минивэном. Полный привод и высокая проходимость оказались приятным дополнением.
Макет новой модели был готов в 1989 году. Выглядел он слишком футуристично – дизайнеры дали волю своему воображению. Естественно, что руководство и инженеры его забраковали. К тому времени Кузнецов уже перешел на другую работу, за внешность отвечал Шапкин.
Потом создали еще два макета – они были проще. Главный дизайнер жаловался, что в итоге руководство выбрало самый простой проект.
Над посадочным макетом работали Обухов и Скалкин. Они ориентировались на купленный специально для изучения Renault Espace. Этот автомобиль всем понравился как объемами, так и оформлением салона.
Для тестирования будущего ВАЗ-2120 взяли два шасси «Нивы», которые удлинили. Внешне машины были похожи на самодельные пятидверки, хотя в 1992 году о таких серийных внедорожниках даже и не думали. Их задачей было проверить, справится ли ходовка и агрегаты с увеличенным весом. Многие инженеры не верили в успех, но он случился.
Кстати, именно в 1992 году АвтоВАЗ решил создать удлиненные «Нивы». Во время испытаний, проходивших по дорогам общего пользования, прохожие подходили и интересовались, где купить такую модель. Нужно помнить, что СССР уже развалился, поэтому АвтоВАЗ вынужден был реагировать на запросы потенциальных клиентов.
Именно за счет выпуска и продажи длинной «Нивы», ОПП возродило ВАЗ-2120 «Надежду». Так этот проект был доведен до серийного производства, стартовавшего только в 1998 году.
Модель выпускалась 8 лет и пользовалась стабильным спросом. Возможно, что ее до сих пор бы собирали, но в 2006 году АвтоВАЗ внезапно заявил, что прекращает выпуск машины. Виной тому была смена директора Опытно-промышленного производства. Новый руководитель высчитал, что «Надежда» экономически невыгодна. По бумагам это было действительно так.
Несмотря на использование шасси ВАЗ-2121, Лада «Надежда» получила уникальный кузов. Никакой унификации с «Нивой» у него нет. Чтобы максимально быстро запустить автомобиль в серию, все кузовные панели изготавливались полукустарным способом на пластобетонной оснастке.
Именно по этой причине ВАЗ-2120 «Надежда» выглядит откровенно коряво. Идеальной гладкости кузовных панелей добиться не удалось, как и равномерности зазоров.
Многие до сих пор уверены, что двигатель минивэна от АвтоВАЗ ничем не отличается от «Нивовского». На самом деле, мотор тут собственный, тоже малосерийный. Силовой агрегат увеличил объем до 1,8 литра. Его мощность составила 82 л. с. Кстати, эти двигатели оказались достаточно надежными – большинство автомобилей, которые предлагают на рынке б/у, оснащаются именно им.
Подвески усилили – поставили новые пружины и амортизаторы. Это было необходимо, так как полная масса ВАЗ-2120 «Надежды» получилась на 130 кг больше.
Рулевое управление спроектировали специально для минивэна. Интересно, что гидроусилитель ставили немецкий – от компании ZF.
Была и одна полноценная модернизация автомобиля в 2002 году. Внешне модель стала современней, получив ряд отличий:
✅ Оптику
✅ Бамперы
✅ Крылья
✅ Капот
Если брать рестайлинговую модель в целом, то она однозначно стала выглядеть интереснее. Качество подгонки кузовных элементов улучшилось.
Появились минивэны с новыми двигателями. Желающие могли заказать автомобиль с мотором 1,7 от «Нивы». Небольшими партиями выпускали ВАЗ-2120 «Надежда» с инжекторными силовыми агрегатами 1,8 литра на 85 л. с.
Так как минивэн начали разрабатывать в Советском Союзе, никто и не предполагал, что он может стать основой для каких-то коммерческих автомобилей. Но уже во время серийного производства над этим вопросом задумались.
В 1998 году появилась Лада «Менеджер» – некий аналог Мерседес V-класса по предназначению. Прототип имел отдельные кресла и раскладной столик. Салон получил кожаную обивку и панели из натурального дерева. Автомобиль не вызвал какого-то интереса у потенциальных клиентов, поэтому так и остался прототипом.
Была попытка создать такси на шасси Лада «Надежда». Этот автомобиль сделали по образу и подобию лондонских кэбов. Прототип тоже не вызвал интереса у потенциальных клиентов.
Иные модификации ВАЗ-2120:
✅ Заднеприводная пассажирская. Для нее использовали ось от ГАЗ «Волга»
✅ Удлиненная на 30 см с высокой крышей из пластика. Их успели собрать несколько десятков и даже реализовать
✅ Коммерческий фургон
На шасси длиннобазных версий планировали целый ряд специальных автомобилей, начиная от скорой помощи, заканчивая такси. К сожалению, ни одному из этих проектов не суждено было реализоваться.
Купить ВАЗ-2120 сейчас можно от 50 тысяч рублей. Ясное дело, что автомобиль за эти деньги будет далеко не в лучшем состоянии. Но даже экземпляры в идеале, стоящие по 400-600 тысяч, покупать сейчас не рекомендуется.
Нужно понимать, что это редкий отечественный автомобиль. Он обязательно будет ломаться, а некоторые запчасти достать для него проблематично.
Было время, когда «Надежда» продавалась у дилеров и каждый желающий ездить на природу с семьей мог ее приобрести. Выпускалась модель 8 лет кряду, но так и не избавилась от «детских болячек».
Ранняя «Надежда» – как то многозначительно звучит. Фото: Youtube.com
Удачная конструкция оказалась в плену недостатка финансирования. Доработать ее просто не смогли, как и выпустить новое поколение. Сегодня наш рассказ про ВАЗ-2120 «Надежду». Первый российский минивэн, по проходимости почти не уступающий УАЗ «Буханке».
Идея и макеты
Сейчас сложно в это поверить, но автомобиль, который стали выпускать в 1998 году, начали разрабатывать минимум за 10 лет до этого. Изначально разговор шел про глобальную модернизацию ВАЗ-2121. Да, уже тогда считалось, что «Ниву» пора радикально менять.
Начальник отдела дизайна, Кузнецов, предложил создать принципиально новый автомобиль – минивэн. Чтобы упростить задачу, его хотели построить на удлиненном шасси «Нивы». Такие модели в те годы как раз были популярны в США и Европе.
Не сказать, чтобы красиво, зато универсально. Фото: Youtube.com
Подговорив несколько своих друзей, Кузнецов разработал эскизы. Их представили на очередном техническом совете АвтоВАЗа. Неожиданно, дизайнерам дали «зеленый свет», разрешив продолжить. Уже изначально предполагалось, что она станет мелкосерийной.
Много лет спустя, Кузнецов рассказывал, что ему просто повезло. «Рождение» ВАЗ-2120 состоялось благодаря счастливому стечению ряда обстоятельств:
✅ Необходимости модернизации «Нивы»
✅ Популярности минивэнов за границей
✅ Горбачевской «перестройке»
✅ Одобрению создателя ВАЗ-2121 Прусова
Работы начались в 1988 году. Интересно, что шасси ВАЗ-2121 выбрали неслучайно. Дело не в том, что конструкторы хотели именно полноприводный автомобиль. Только «Нива» имела базу и основные агрегаты, способные справиться с тяжелым минивэном. Полный привод и высокая проходимость оказались приятным дополнением.
Трансмиссия тут полностью от «Нивы». Фото: Youtube.com
Макет новой модели был готов в 1989 году. Выглядел он слишком футуристично – дизайнеры дали волю своему воображению. Естественно, что руководство и инженеры его забраковали. К тому времени Кузнецов уже перешел на другую работу, за внешность отвечал Шапкин.
Потом создали еще два макета – они были проще. Главный дизайнер жаловался, что в итоге руководство выбрало самый простой проект.
Над посадочным макетом работали Обухов и Скалкин. Они ориентировались на купленный специально для изучения Renault Espace. Этот автомобиль всем понравился как объемами, так и оформлением салона.
Работы над ВАЗ-2120
Для тестирования будущего ВАЗ-2120 взяли два шасси «Нивы», которые удлинили. Внешне машины были похожи на самодельные пятидверки, хотя в 1992 году о таких серийных внедорожниках даже и не думали. Их задачей было проверить, справится ли ходовка и агрегаты с увеличенным весом. Многие инженеры не верили в успех, но он случился.
Идея удлиненной «Нивы» понравилась и она стала мелкосерийной. Фото: Youtube.com
Кстати, именно в 1992 году АвтоВАЗ решил создать удлиненные «Нивы». Во время испытаний, проходивших по дорогам общего пользования, прохожие подходили и интересовались, где купить такую модель. Нужно помнить, что СССР уже развалился, поэтому АвтоВАЗ вынужден был реагировать на запросы потенциальных клиентов.
Инженеры загорелись новой идеей и забросили «Надежду». Появился ВАЗ-2131, который выпускали на Опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. В условиях рыночной экономики этому подразделению дали возможность зарабатывать самостоятельно.
Именно за счет выпуска и продажи длинной «Нивы», ОПП возродило ВАЗ-2120 «Надежду». Так этот проект был доведен до серийного производства, стартовавшего только в 1998 году.
Салон автомобиля семиместный. Фото: Youtube.com
Модель выпускалась 8 лет и пользовалась стабильным спросом. Возможно, что ее до сих пор бы собирали, но в 2006 году АвтоВАЗ внезапно заявил, что прекращает выпуск машины. Виной тому была смена директора Опытно-промышленного производства. Новый руководитель высчитал, что «Надежда» экономически невыгодна. По бумагам это было действительно так.
Технические особенности
Несмотря на использование шасси ВАЗ-2121, Лада «Надежда» получила уникальный кузов. Никакой унификации с «Нивой» у него нет. Чтобы максимально быстро запустить автомобиль в серию, все кузовные панели изготавливались полукустарным способом на пластобетонной оснастке.
Оригинальный двигатель модели с объемом 1,8 литра. Фото: Youtube.com
Именно по этой причине ВАЗ-2120 «Надежда» выглядит откровенно коряво. Идеальной гладкости кузовных панелей добиться не удалось, как и равномерности зазоров.
Многие до сих пор уверены, что двигатель минивэна от АвтоВАЗ ничем не отличается от «Нивовского». На самом деле, мотор тут собственный, тоже малосерийный. Силовой агрегат увеличил объем до 1,8 литра. Его мощность составила 82 л. с. Кстати, эти двигатели оказались достаточно надежными – большинство автомобилей, которые предлагают на рынке б/у, оснащаются именно им.
КПП у ВАЗ-2120 пятиступенчатая, естественно, механическая. Есть раздатка с понижающей передачей и блокировка межосевого дифференциала. Удивительно, но инженерам при всем этом «богатстве» удалось сделать ровный пол в задней части салона.
Подвески усилили – поставили новые пружины и амортизаторы. Это было необходимо, так как полная масса ВАЗ-2120 «Надежды» получилась на 130 кг больше.
Приборная панель «Надежды». Фото: Youtube.com
Рулевое управление спроектировали специально для минивэна. Интересно, что гидроусилитель ставили немецкий – от компании ZF.
Была и одна полноценная модернизация автомобиля в 2002 году. Внешне модель стала современней, получив ряд отличий:
✅ Оптику
✅ Бамперы
✅ Крылья
✅ Капот
Если брать рестайлинговую модель в целом, то она однозначно стала выглядеть интереснее. Качество подгонки кузовных элементов улучшилось.
Появились минивэны с новыми двигателями. Желающие могли заказать автомобиль с мотором 1,7 от «Нивы». Небольшими партиями выпускали ВАЗ-2120 «Надежда» с инжекторными силовыми агрегатами 1,8 литра на 85 л. с.
Модификации
Так как минивэн начали разрабатывать в Советском Союзе, никто и не предполагал, что он может стать основой для каких-то коммерческих автомобилей. Но уже во время серийного производства над этим вопросом задумались.
Салон можно превратить в огромную багажную площадку или спальное место. Фото: Youtube.com
В 1998 году появилась Лада «Менеджер» – некий аналог Мерседес V-класса по предназначению. Прототип имел отдельные кресла и раскладной столик. Салон получил кожаную обивку и панели из натурального дерева. Автомобиль не вызвал какого-то интереса у потенциальных клиентов, поэтому так и остался прототипом.
Была попытка создать такси на шасси Лада «Надежда». Этот автомобиль сделали по образу и подобию лондонских кэбов. Прототип тоже не вызвал интереса у потенциальных клиентов.
Иные модификации ВАЗ-2120:
✅ Заднеприводная пассажирская. Для нее использовали ось от ГАЗ «Волга»
✅ Удлиненная на 30 см с высокой крышей из пластика. Их успели собрать несколько десятков и даже реализовать
✅ Коммерческий фургон
На шасси длиннобазных версий планировали целый ряд специальных автомобилей, начиная от скорой помощи, заканчивая такси. К сожалению, ни одному из этих проектов не суждено было реализоваться.
Большинство деталей подходит от «Нивы», но кузовщина вся оригинальная. Фото: Youtube.com
Купить ВАЗ-2120 сейчас можно от 50 тысяч рублей. Ясное дело, что автомобиль за эти деньги будет далеко не в лучшем состоянии. Но даже экземпляры в идеале, стоящие по 400-600 тысяч, покупать сейчас не рекомендуется.
Нужно понимать, что это редкий отечественный автомобиль. Он обязательно будет ломаться, а некоторые запчасти достать для него проблематично.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....