«Уралвагонзавод» – как Т-90 «победил» РТ-М-160
Легендарный советское и российское предприятие, покрывшее себя славой в годы войны «Уралвагонзавод» и сегодня выполняет огромное множество оборонных заказов страны. Однако в начале 00-х с этим было туго: полупустые цеха, производственные площадки простаивали. Изначально планировали заняться изготовлением спецтехники – экскаваторами, погрузчиками. Однако спрос на них был невелик, да и в рыночную нишу «протолкнуться» сложно. Тогда перешли к изучению спроса с помощью Минпрома науки. Именно он и выяснил: в стране мало тракторов второго тягового класса.
Новую технику решили разрабатывать не с чистого листа, а взять за основу липецкий проект ЛТЗ-155, который к тому времени «благополучно завершился». В конструкцию трактора внесли ряд изменений, что-то доработали, улучшили и вот в 2003-м из ворот «Уралвагонзавода» выехал первый экземпляр.
Испытывать машину решили тут же, на пашне агрономического подсобного хозяйства. После проверок и учета мнений эксплуатантов ликвидировали выявленные минусы. Все реализовалось в лучшем виде и к декабрю 2004-го трактор получил сертификат, позволявший начать масштабное производство, что и сделали. В следующем 2005-м технику мелкими партиями стали поставлять в Удмуртию, Краснодар, хозяйства Татарстана. Позже трактор продавался в Болгарию.
Техника выпускалась в двух версиях: задние колеса могли быть управляемые (РТ-М-160У) или нет (РТ-М-160). Понятно, что в первом случае трактор обладает улучшенной маневренностью и меньшим (до 4,5 м) радиусом разворота.
В машине устанавливался следящий механизм, который контролировал положение задних колес: они должны следовать за передними точно по колее, чтобы как можно меньше вредить почве.
Изучая «основу» – ЛТЗ-155, конструкторы из «Уралвагонзавода» посчитали, что КПП с гидроприжимными муфтами ненадежна в эксплуатации. Вместо нее поставили обычную «механику», работающую в 4-х диапазонах, в каждом из них было по столько же передач. В результате КПП имеет шестнадцать скоростей вперед и восемь реверсивных. Это дало возможность работать с максимальным тяговым усилием. Вперед можно ехать со скоростью 0,0 7-34,3 км/ч, назад – 0,085-11,69 км/ч. Не поскупились инженеры на количество ВОМ, установив аж 4 штуки: сбоку, на передке, сзади снизу и там же, но наверху.
Трактор полноприводной, 4Х4, с колесами размером 9,5 R42 или 16,9 R30. Возможность их спаривания увеличивает проходимость и позволяет работать машине, весящей 6,3 т, на влажной почве. Ширина колеи регулируется на расстояние от 45 до 90 км. Позже у заводчан были попутки выпустить машину, оснащенную гидравлической трансмиссией – об этом свидетельствует увидевший свет ТС-165. Но дальше опытного образца дело не пошло.
РТ-М-160 комплектуется ярославским дизелем ЯМЗ-236Д-2. Он же стоял на липецком ЛТЗ-155. Одну из модификаций этого двигателя устанавливают на хорошо известные Т-150.
Шестицилиндровая V-образная силовая установка объемом 11,15 л выдает 175 «лошадей» при крутящем моменте в 667 Н*м. расход горючего – 162 г на 1 л. с. за час. Двигатель четырехтактный, имеет жидкостное охлаждение.
Компоновка кабины – центральная, рабочее место механизатора расположено строго посередине всей конструкции. Это улучшает обзор и возможность видеть состояние переднего и заднего прицепного оснащения. Внутри рабочее место механизатора отделано современными материалами, кабина герметична и обладает неплохой шумоизоляцией. За комфортный микроклимат «отвечает» обогреватель (зимой) и кондиционер (летом).
Вызывает интерес конструкция системы управления трактором: руль и его колонка представляют собой единое целое. При необходимости все это разворачивается на 180°, чтобы удобнее было работать при передвижении назад.
В штатной комплектации с завода трактор поставляется с тягово-сцепным либо задним навесным устройством. Дополнительно можно заказать оснащение к передку. Для управления дополнительным оборудованием используется гидравлическая система. Ее мощность позволяет на передней навеске поднимать грузы весом до 2,5 т, задней – 3,5 т.
Чтобы подключить оснащение к гидравлике трактора, предусмотрено четыре выхода. Опционально приобретаемые механизмы:
✅ автомат настройки глубины вспашки
✅ опрыскиватель
✅ сцепное устройство ТСУ-2/3
✅ ходоуменьшитель
Сдвоенные колеса, домкраты также поставляются отдельно.
Помимо вышеописанного РТ-М-160У, «Уралвагонзавод» предлагает и другие модели с иными дополнительными индексами:
✅ 160К – специально приспособлен под нужды коммунальщиков
✅ 160ЛХ – для лесных хозяйств (тушение пожаров)
✅ 160ТТ используется при транспортировке грузов
✅ 160С1 имеет оборудование, позволяющее проводить сварочные работы
✅ ТМВ-1 – железнодорожный вариант
Трактор почти полностью производился из узлов и деталей, сделанных в РФ. Из импортного оборудования в нем разве что кондиционер.
Среди плюсов отмечают универсальность в плане использования навесок от МТЗ80-82, Т-150, МТЗ-1523. Всего за единственный проход осуществляется две-три, а то и больше операций, что очень выгодно фермерам, т. к. это в конечном итоге снижает себестоимость готовой сельхозпродукции.
Отрицательные моменты в основном относятся к мелким недоработкам, «сырости» модели. Например, многие жалуются плохие уплотнители шаровых опор, которые в итоге ржавеют, изнашиваются. То же самое можно сказать о манжетах. У других протерся радиатор кондиционера из-за неудачного расположения или развалились крестовины, подшипники через пару-другую лет эксплуатации трактора.
Однако, по общему мнению, главная проблема – отсутствие полноценного сервисного обслуживания. А завод в этом направлении и не шевелится. Создается впечатление, что трактор сделали и забыли о нем.
РТ-М-160 на оборонном предприятии «доводить до ума» почему-то не стали. Возможно это связано с тем, что времена сменились и на завод посыпались госзаказы по военной технике. В 2009-м пришел новый директор, который попросту свернул проект по трактору и упразднил конструкторское бюро, занимавшееся доработкой сельхозтехники. Всего машина продержалась на конвейере пять лет.
К тому же дилеры толком не занимались продвижением машины, видимо, посчитав ее бесперспективной. При отсутствии нормального сервисного обслуживания, запчастей ни один фермер не рискнет стать обладателем пусть и передовой, техники. А отсутствие внимания руководства предприятия окончательно ставит крест на все еще полуживом проекте.
Сегодня заказать новую машину уже не представляется возможным. Что касается техники б/у, здесь есть выбор. Например, РТ-М-160 с управляемыми задними колесами 2005 года выпуска (3600 моточасов) оценивают в 850 тыс. руб. За такую же машину 2009-го года с наработкой 200 м/ч просят 1 млн. 100 тыс. руб. Ближайший «одноклассник» – ЛТЗ-155. Однако его не так хорошо покупают, хотя параметры и функциональность у машин примерно равные.
Новую технику решили разрабатывать не с чистого листа, а взять за основу липецкий проект ЛТЗ-155, который к тому времени «благополучно завершился». В конструкцию трактора внесли ряд изменений, что-то доработали, улучшили и вот в 2003-м из ворот «Уралвагонзавода» выехал первый экземпляр.
Основой РТ-М-160 стал липецкий ЛТЗ-155. Фото: YouTube.com
Испытывать машину решили тут же, на пашне агрономического подсобного хозяйства. После проверок и учета мнений эксплуатантов ликвидировали выявленные минусы. Все реализовалось в лучшем виде и к декабрю 2004-го трактор получил сертификат, позволявший начать масштабное производство, что и сделали. В следующем 2005-м технику мелкими партиями стали поставлять в Удмуртию, Краснодар, хозяйства Татарстана. Позже трактор продавался в Болгарию.
Что интересного в конструкции
Техника выпускалась в двух версиях: задние колеса могли быть управляемые (РТ-М-160У) или нет (РТ-М-160). Понятно, что в первом случае трактор обладает улучшенной маневренностью и меньшим (до 4,5 м) радиусом разворота.
Четыре поворачивающихся колеса улучшали маневренность. Фото: YouTube.com
В машине устанавливался следящий механизм, который контролировал положение задних колес: они должны следовать за передними точно по колее, чтобы как можно меньше вредить почве.
Ходовая часть и коробка
Изучая «основу» – ЛТЗ-155, конструкторы из «Уралвагонзавода» посчитали, что КПП с гидроприжимными муфтами ненадежна в эксплуатации. Вместо нее поставили обычную «механику», работающую в 4-х диапазонах, в каждом из них было по столько же передач. В результате КПП имеет шестнадцать скоростей вперед и восемь реверсивных. Это дало возможность работать с максимальным тяговым усилием. Вперед можно ехать со скоростью 0,0 7-34,3 км/ч, назад – 0,085-11,69 км/ч. Не поскупились инженеры на количество ВОМ, установив аж 4 штуки: сбоку, на передке, сзади снизу и там же, но наверху.
Посев ячменя: трактор уверенно тянет огромную сеялку. Фото: YouTube.com
Трактор полноприводной, 4Х4, с колесами размером 9,5 R42 или 16,9 R30. Возможность их спаривания увеличивает проходимость и позволяет работать машине, весящей 6,3 т, на влажной почве. Ширина колеи регулируется на расстояние от 45 до 90 км. Позже у заводчан были попутки выпустить машину, оснащенную гидравлической трансмиссией – об этом свидетельствует увидевший свет ТС-165. Но дальше опытного образца дело не пошло.
Силовой агрегат
РТ-М-160 комплектуется ярославским дизелем ЯМЗ-236Д-2. Он же стоял на липецком ЛТЗ-155. Одну из модификаций этого двигателя устанавливают на хорошо известные Т-150.
На технику ставили ярославский дизель. Фото: YouTube.com
Шестицилиндровая V-образная силовая установка объемом 11,15 л выдает 175 «лошадей» при крутящем моменте в 667 Н*м. расход горючего – 162 г на 1 л. с. за час. Двигатель четырехтактный, имеет жидкостное охлаждение.
Что внутри
Компоновка кабины – центральная, рабочее место механизатора расположено строго посередине всей конструкции. Это улучшает обзор и возможность видеть состояние переднего и заднего прицепного оснащения. Внутри рабочее место механизатора отделано современными материалами, кабина герметична и обладает неплохой шумоизоляцией. За комфортный микроклимат «отвечает» обогреватель (зимой) и кондиционер (летом).
Приборную панель современной не назовешь. Фото: YouTube.com
Вызывает интерес конструкция системы управления трактором: руль и его колонка представляют собой единое целое. При необходимости все это разворачивается на 180°, чтобы удобнее было работать при передвижении назад.
Дополнительное оборудование
В штатной комплектации с завода трактор поставляется с тягово-сцепным либо задним навесным устройством. Дополнительно можно заказать оснащение к передку. Для управления дополнительным оборудованием используется гидравлическая система. Ее мощность позволяет на передней навеске поднимать грузы весом до 2,5 т, задней – 3,5 т.
Версия для тушения лесных пожаров. Фото: YouTube.com
Чтобы подключить оснащение к гидравлике трактора, предусмотрено четыре выхода. Опционально приобретаемые механизмы:
✅ автомат настройки глубины вспашки
✅ опрыскиватель
✅ сцепное устройство ТСУ-2/3
✅ ходоуменьшитель
Сдвоенные колеса, домкраты также поставляются отдельно.
Модификации
Помимо вышеописанного РТ-М-160У, «Уралвагонзавод» предлагает и другие модели с иными дополнительными индексами:
✅ 160К – специально приспособлен под нужды коммунальщиков
✅ 160ЛХ – для лесных хозяйств (тушение пожаров)
✅ 160ТТ используется при транспортировке грузов
✅ 160С1 имеет оборудование, позволяющее проводить сварочные работы
✅ ТМВ-1 – железнодорожный вариант
Трактор почти полностью производился из узлов и деталей, сделанных в РФ. Из импортного оборудования в нем разве что кондиционер.
Мнение фермеров о РТ-М-160
Среди плюсов отмечают универсальность в плане использования навесок от МТЗ80-82, Т-150, МТЗ-1523. Всего за единственный проход осуществляется две-три, а то и больше операций, что очень выгодно фермерам, т. к. это в конечном итоге снижает себестоимость готовой сельхозпродукции.
Отрицательные моменты в основном относятся к мелким недоработкам, «сырости» модели. Например, многие жалуются плохие уплотнители шаровых опор, которые в итоге ржавеют, изнашиваются. То же самое можно сказать о манжетах. У других протерся радиатор кондиционера из-за неудачного расположения или развалились крестовины, подшипники через пару-другую лет эксплуатации трактора.
Однако, по общему мнению, главная проблема – отсутствие полноценного сервисного обслуживания. А завод в этом направлении и не шевелится. Создается впечатление, что трактор сделали и забыли о нем.
Нынешнее положение
РТ-М-160 на оборонном предприятии «доводить до ума» почему-то не стали. Возможно это связано с тем, что времена сменились и на завод посыпались госзаказы по военной технике. В 2009-м пришел новый директор, который попросту свернул проект по трактору и упразднил конструкторское бюро, занимавшееся доработкой сельхозтехники. Всего машина продержалась на конвейере пять лет.
Участие в многочисленных «салонах» не спасло трактор. Фото: YouTube.com
В 2011-м техника участвовала в работе сельхозвыставки «Золотая нива», где заняла призовое второе место: первое досталось Claas из ФРГ.
К тому же дилеры толком не занимались продвижением машины, видимо, посчитав ее бесперспективной. При отсутствии нормального сервисного обслуживания, запчастей ни один фермер не рискнет стать обладателем пусть и передовой, техники. А отсутствие внимания руководства предприятия окончательно ставит крест на все еще полуживом проекте.
Т-90 заводу делать куда интереснее! Фото: YouTube.com
Сегодня заказать новую машину уже не представляется возможным. Что касается техники б/у, здесь есть выбор. Например, РТ-М-160 с управляемыми задними колесами 2005 года выпуска (3600 моточасов) оценивают в 850 тыс. руб. За такую же машину 2009-го года с наработкой 200 м/ч просят 1 млн. 100 тыс. руб. Ближайший «одноклассник» – ЛТЗ-155. Однако его не так хорошо покупают, хотя параметры и функциональность у машин примерно равные.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...