«Уралвагонзавод» – как Т-90 «победил» РТ-М-160
Легендарный советское и российское предприятие, покрывшее себя славой в годы войны «Уралвагонзавод» и сегодня выполняет огромное множество оборонных заказов страны. Однако в начале 00-х с этим было туго: полупустые цеха, производственные площадки простаивали. Изначально планировали заняться изготовлением спецтехники – экскаваторами, погрузчиками. Однако спрос на них был невелик, да и в рыночную нишу «протолкнуться» сложно. Тогда перешли к изучению спроса с помощью Минпрома науки. Именно он и выяснил: в стране мало тракторов второго тягового класса.
Новую технику решили разрабатывать не с чистого листа, а взять за основу липецкий проект ЛТЗ-155, который к тому времени «благополучно завершился». В конструкцию трактора внесли ряд изменений, что-то доработали, улучшили и вот в 2003-м из ворот «Уралвагонзавода» выехал первый экземпляр.
Испытывать машину решили тут же, на пашне агрономического подсобного хозяйства. После проверок и учета мнений эксплуатантов ликвидировали выявленные минусы. Все реализовалось в лучшем виде и к декабрю 2004-го трактор получил сертификат, позволявший начать масштабное производство, что и сделали. В следующем 2005-м технику мелкими партиями стали поставлять в Удмуртию, Краснодар, хозяйства Татарстана. Позже трактор продавался в Болгарию.
Техника выпускалась в двух версиях: задние колеса могли быть управляемые (РТ-М-160У) или нет (РТ-М-160). Понятно, что в первом случае трактор обладает улучшенной маневренностью и меньшим (до 4,5 м) радиусом разворота.
В машине устанавливался следящий механизм, который контролировал положение задних колес: они должны следовать за передними точно по колее, чтобы как можно меньше вредить почве.
Изучая «основу» – ЛТЗ-155, конструкторы из «Уралвагонзавода» посчитали, что КПП с гидроприжимными муфтами ненадежна в эксплуатации. Вместо нее поставили обычную «механику», работающую в 4-х диапазонах, в каждом из них было по столько же передач. В результате КПП имеет шестнадцать скоростей вперед и восемь реверсивных. Это дало возможность работать с максимальным тяговым усилием. Вперед можно ехать со скоростью 0,0 7-34,3 км/ч, назад – 0,085-11,69 км/ч. Не поскупились инженеры на количество ВОМ, установив аж 4 штуки: сбоку, на передке, сзади снизу и там же, но наверху.
Трактор полноприводной, 4Х4, с колесами размером 9,5 R42 или 16,9 R30. Возможность их спаривания увеличивает проходимость и позволяет работать машине, весящей 6,3 т, на влажной почве. Ширина колеи регулируется на расстояние от 45 до 90 км. Позже у заводчан были попутки выпустить машину, оснащенную гидравлической трансмиссией – об этом свидетельствует увидевший свет ТС-165. Но дальше опытного образца дело не пошло.
РТ-М-160 комплектуется ярославским дизелем ЯМЗ-236Д-2. Он же стоял на липецком ЛТЗ-155. Одну из модификаций этого двигателя устанавливают на хорошо известные Т-150.
Шестицилиндровая V-образная силовая установка объемом 11,15 л выдает 175 «лошадей» при крутящем моменте в 667 Н*м. расход горючего – 162 г на 1 л. с. за час. Двигатель четырехтактный, имеет жидкостное охлаждение.
Компоновка кабины – центральная, рабочее место механизатора расположено строго посередине всей конструкции. Это улучшает обзор и возможность видеть состояние переднего и заднего прицепного оснащения. Внутри рабочее место механизатора отделано современными материалами, кабина герметична и обладает неплохой шумоизоляцией. За комфортный микроклимат «отвечает» обогреватель (зимой) и кондиционер (летом).
Вызывает интерес конструкция системы управления трактором: руль и его колонка представляют собой единое целое. При необходимости все это разворачивается на 180°, чтобы удобнее было работать при передвижении назад.
В штатной комплектации с завода трактор поставляется с тягово-сцепным либо задним навесным устройством. Дополнительно можно заказать оснащение к передку. Для управления дополнительным оборудованием используется гидравлическая система. Ее мощность позволяет на передней навеске поднимать грузы весом до 2,5 т, задней – 3,5 т.
Чтобы подключить оснащение к гидравлике трактора, предусмотрено четыре выхода. Опционально приобретаемые механизмы:
✅ автомат настройки глубины вспашки
✅ опрыскиватель
✅ сцепное устройство ТСУ-2/3
✅ ходоуменьшитель
Сдвоенные колеса, домкраты также поставляются отдельно.
Помимо вышеописанного РТ-М-160У, «Уралвагонзавод» предлагает и другие модели с иными дополнительными индексами:
✅ 160К – специально приспособлен под нужды коммунальщиков
✅ 160ЛХ – для лесных хозяйств (тушение пожаров)
✅ 160ТТ используется при транспортировке грузов
✅ 160С1 имеет оборудование, позволяющее проводить сварочные работы
✅ ТМВ-1 – железнодорожный вариант
Трактор почти полностью производился из узлов и деталей, сделанных в РФ. Из импортного оборудования в нем разве что кондиционер.
Среди плюсов отмечают универсальность в плане использования навесок от МТЗ80-82, Т-150, МТЗ-1523. Всего за единственный проход осуществляется две-три, а то и больше операций, что очень выгодно фермерам, т. к. это в конечном итоге снижает себестоимость готовой сельхозпродукции.
Отрицательные моменты в основном относятся к мелким недоработкам, «сырости» модели. Например, многие жалуются плохие уплотнители шаровых опор, которые в итоге ржавеют, изнашиваются. То же самое можно сказать о манжетах. У других протерся радиатор кондиционера из-за неудачного расположения или развалились крестовины, подшипники через пару-другую лет эксплуатации трактора.
Однако, по общему мнению, главная проблема – отсутствие полноценного сервисного обслуживания. А завод в этом направлении и не шевелится. Создается впечатление, что трактор сделали и забыли о нем.
РТ-М-160 на оборонном предприятии «доводить до ума» почему-то не стали. Возможно это связано с тем, что времена сменились и на завод посыпались госзаказы по военной технике. В 2009-м пришел новый директор, который попросту свернул проект по трактору и упразднил конструкторское бюро, занимавшееся доработкой сельхозтехники. Всего машина продержалась на конвейере пять лет.
К тому же дилеры толком не занимались продвижением машины, видимо, посчитав ее бесперспективной. При отсутствии нормального сервисного обслуживания, запчастей ни один фермер не рискнет стать обладателем пусть и передовой, техники. А отсутствие внимания руководства предприятия окончательно ставит крест на все еще полуживом проекте.
Сегодня заказать новую машину уже не представляется возможным. Что касается техники б/у, здесь есть выбор. Например, РТ-М-160 с управляемыми задними колесами 2005 года выпуска (3600 моточасов) оценивают в 850 тыс. руб. За такую же машину 2009-го года с наработкой 200 м/ч просят 1 млн. 100 тыс. руб. Ближайший «одноклассник» – ЛТЗ-155. Однако его не так хорошо покупают, хотя параметры и функциональность у машин примерно равные.
Новую технику решили разрабатывать не с чистого листа, а взять за основу липецкий проект ЛТЗ-155, который к тому времени «благополучно завершился». В конструкцию трактора внесли ряд изменений, что-то доработали, улучшили и вот в 2003-м из ворот «Уралвагонзавода» выехал первый экземпляр.
Основой РТ-М-160 стал липецкий ЛТЗ-155. Фото: YouTube.com
Испытывать машину решили тут же, на пашне агрономического подсобного хозяйства. После проверок и учета мнений эксплуатантов ликвидировали выявленные минусы. Все реализовалось в лучшем виде и к декабрю 2004-го трактор получил сертификат, позволявший начать масштабное производство, что и сделали. В следующем 2005-м технику мелкими партиями стали поставлять в Удмуртию, Краснодар, хозяйства Татарстана. Позже трактор продавался в Болгарию.
Что интересного в конструкции
Техника выпускалась в двух версиях: задние колеса могли быть управляемые (РТ-М-160У) или нет (РТ-М-160). Понятно, что в первом случае трактор обладает улучшенной маневренностью и меньшим (до 4,5 м) радиусом разворота.
Четыре поворачивающихся колеса улучшали маневренность. Фото: YouTube.com
В машине устанавливался следящий механизм, который контролировал положение задних колес: они должны следовать за передними точно по колее, чтобы как можно меньше вредить почве.
Ходовая часть и коробка
Изучая «основу» – ЛТЗ-155, конструкторы из «Уралвагонзавода» посчитали, что КПП с гидроприжимными муфтами ненадежна в эксплуатации. Вместо нее поставили обычную «механику», работающую в 4-х диапазонах, в каждом из них было по столько же передач. В результате КПП имеет шестнадцать скоростей вперед и восемь реверсивных. Это дало возможность работать с максимальным тяговым усилием. Вперед можно ехать со скоростью 0,0 7-34,3 км/ч, назад – 0,085-11,69 км/ч. Не поскупились инженеры на количество ВОМ, установив аж 4 штуки: сбоку, на передке, сзади снизу и там же, но наверху.
Посев ячменя: трактор уверенно тянет огромную сеялку. Фото: YouTube.com
Трактор полноприводной, 4Х4, с колесами размером 9,5 R42 или 16,9 R30. Возможность их спаривания увеличивает проходимость и позволяет работать машине, весящей 6,3 т, на влажной почве. Ширина колеи регулируется на расстояние от 45 до 90 км. Позже у заводчан были попутки выпустить машину, оснащенную гидравлической трансмиссией – об этом свидетельствует увидевший свет ТС-165. Но дальше опытного образца дело не пошло.
Силовой агрегат
РТ-М-160 комплектуется ярославским дизелем ЯМЗ-236Д-2. Он же стоял на липецком ЛТЗ-155. Одну из модификаций этого двигателя устанавливают на хорошо известные Т-150.
На технику ставили ярославский дизель. Фото: YouTube.com
Шестицилиндровая V-образная силовая установка объемом 11,15 л выдает 175 «лошадей» при крутящем моменте в 667 Н*м. расход горючего – 162 г на 1 л. с. за час. Двигатель четырехтактный, имеет жидкостное охлаждение.
Что внутри
Компоновка кабины – центральная, рабочее место механизатора расположено строго посередине всей конструкции. Это улучшает обзор и возможность видеть состояние переднего и заднего прицепного оснащения. Внутри рабочее место механизатора отделано современными материалами, кабина герметична и обладает неплохой шумоизоляцией. За комфортный микроклимат «отвечает» обогреватель (зимой) и кондиционер (летом).
Приборную панель современной не назовешь. Фото: YouTube.com
Вызывает интерес конструкция системы управления трактором: руль и его колонка представляют собой единое целое. При необходимости все это разворачивается на 180°, чтобы удобнее было работать при передвижении назад.
Дополнительное оборудование
В штатной комплектации с завода трактор поставляется с тягово-сцепным либо задним навесным устройством. Дополнительно можно заказать оснащение к передку. Для управления дополнительным оборудованием используется гидравлическая система. Ее мощность позволяет на передней навеске поднимать грузы весом до 2,5 т, задней – 3,5 т.
Версия для тушения лесных пожаров. Фото: YouTube.com
Чтобы подключить оснащение к гидравлике трактора, предусмотрено четыре выхода. Опционально приобретаемые механизмы:
✅ автомат настройки глубины вспашки
✅ опрыскиватель
✅ сцепное устройство ТСУ-2/3
✅ ходоуменьшитель
Сдвоенные колеса, домкраты также поставляются отдельно.
Модификации
Помимо вышеописанного РТ-М-160У, «Уралвагонзавод» предлагает и другие модели с иными дополнительными индексами:
✅ 160К – специально приспособлен под нужды коммунальщиков
✅ 160ЛХ – для лесных хозяйств (тушение пожаров)
✅ 160ТТ используется при транспортировке грузов
✅ 160С1 имеет оборудование, позволяющее проводить сварочные работы
✅ ТМВ-1 – железнодорожный вариант
Трактор почти полностью производился из узлов и деталей, сделанных в РФ. Из импортного оборудования в нем разве что кондиционер.
Мнение фермеров о РТ-М-160
Среди плюсов отмечают универсальность в плане использования навесок от МТЗ80-82, Т-150, МТЗ-1523. Всего за единственный проход осуществляется две-три, а то и больше операций, что очень выгодно фермерам, т. к. это в конечном итоге снижает себестоимость готовой сельхозпродукции.
Отрицательные моменты в основном относятся к мелким недоработкам, «сырости» модели. Например, многие жалуются плохие уплотнители шаровых опор, которые в итоге ржавеют, изнашиваются. То же самое можно сказать о манжетах. У других протерся радиатор кондиционера из-за неудачного расположения или развалились крестовины, подшипники через пару-другую лет эксплуатации трактора.
Однако, по общему мнению, главная проблема – отсутствие полноценного сервисного обслуживания. А завод в этом направлении и не шевелится. Создается впечатление, что трактор сделали и забыли о нем.
Нынешнее положение
РТ-М-160 на оборонном предприятии «доводить до ума» почему-то не стали. Возможно это связано с тем, что времена сменились и на завод посыпались госзаказы по военной технике. В 2009-м пришел новый директор, который попросту свернул проект по трактору и упразднил конструкторское бюро, занимавшееся доработкой сельхозтехники. Всего машина продержалась на конвейере пять лет.
Участие в многочисленных «салонах» не спасло трактор. Фото: YouTube.com
В 2011-м техника участвовала в работе сельхозвыставки «Золотая нива», где заняла призовое второе место: первое досталось Claas из ФРГ.
К тому же дилеры толком не занимались продвижением машины, видимо, посчитав ее бесперспективной. При отсутствии нормального сервисного обслуживания, запчастей ни один фермер не рискнет стать обладателем пусть и передовой, техники. А отсутствие внимания руководства предприятия окончательно ставит крест на все еще полуживом проекте.
Т-90 заводу делать куда интереснее! Фото: YouTube.com
Сегодня заказать новую машину уже не представляется возможным. Что касается техники б/у, здесь есть выбор. Например, РТ-М-160 с управляемыми задними колесами 2005 года выпуска (3600 моточасов) оценивают в 850 тыс. руб. За такую же машину 2009-го года с наработкой 200 м/ч просят 1 млн. 100 тыс. руб. Ближайший «одноклассник» – ЛТЗ-155. Однако его не так хорошо покупают, хотя параметры и функциональность у машин примерно равные.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....