Так ли просто вывернуть и вкрутить свечи зажигания?
Может, кто-то посмеется – мол, что за ерунда: вкрутить или вывернуть свечи – дело пяти минут! Однако не стоит торопиться – времена, когда к трамблеру шел один центральный провод, а от крышки четыре к мотору, давно канули в Лету. И сегодня на некоторых моделях авто проблему вызывает даже не сам процесс откручивания, а возможность подобраться к ним. Поэтому, решив, что данную операцию вы совершите за 5 минут, а ранее делать это не приходилось, для начала найдите свечи под капотом. Не исключено, что придется снимать впускной коллектор, не говоря уже об отдельных катушках зажигания. А если двигатель восьмицилиндровый или оппозитный? Там добраться до свечей – та еще «радость».
Симптомов, свидетельствующих о неполадках в системе зажигания, достаточно много. Однако сразу стоит сказать, что не всегда они говорят о том, что пора менять именно свечи:
✅ двигатель плохо держит холостые обороты, иногда глохнет, в салоне ощущается вибрация, тряска
✅ расход топлива заметно повышается
✅ машина «не тянет», что особенно заметно на подъемах
✅ токсичность выхлопных газов возрастает
Вышеперечисленные признаки могут быть и результатом неисправности топливной системы, ВВ-проводов, датчиков. Проверить работоспособность цилиндров просто, если есть соответствующий опыт. На прогретом, работающем на холостом ходу моторе поочередно снимайте колпачки высоковольтных проводов со свечей (оденьте резиновые перчатки). Падение оборотов или остановка движка говорят о том, что на данном цилиндре с зажиганием все в порядке. Если после снятия провода никаких изменений не произошло значит, здесь смесь не воспламеняется.
Когда вы наблюдаете подобную ситуацию и приходите к выводу о замене свечи, то лучше менять все их сразу.
Чтобы вывернуть элементы зажигания, в первую очередь, конечно же, нужен ключ. Неважно, каким он будет: обычным, шарнирным, с пружинкой или резинкой внутри. Главное – подобрать инструмент нужного размера.
Ключ может быть на 14, 16, 18, 21 мм и даже 22 мм. Последним вы запросто выкрутите свечи на ЗиС-5, но на Skoda Rapid – вряд ли. Так что, попросив ключ у продавца, не забудьте уточнить размер.
Еще нужна чистая ветошь и аэрозольный баллончик со сжатым воздухом (если есть компрессор, еще лучше). Не исключено, что придется воспользоваться WD-40, а в запущенных случаях – экстрактором (это специнструмент для выворачивания сломанных шпилек, болтов).
Перед тем, как выкручивать свечи, лучше подождать, пока мотор остынет. Хотя встречаются, хоть и редко, двигатели, в которых на «холодную» сделать это труднее, чем на «горячую». Но это все-таки исключение. Следующее действие – очистка пространства на ГБЦ вокруг свечей, чтобы грязь не попала в их колодцы. Вот здесь и понадобится чистая тряпка и сжатый воздух. А лучше – хороший мощный пылесос.
Дальнейший этап – снятие высоковольтных (ВВ) проводов. Тянуть нужно не за жилу, а за колпачок, пока не раздастся характерное «чпок». Соблюдайте очередность, чтобы потом не перепутать порядок подключения. И вот он – момент истины, подразумевающий два варианта: свеча либо откручивается, либо нет. В первом случае все понятно и хорошо (по окончании процедуры продуйте колодец сжатым воздухом). А вот во втором сначала попробуйте побрызгать «вэдэшкой».
Если не получается, придется обращаться к профессионалам. При самостоятельных попытках есть риск сломать свечу и тогда придется задействовать экстрактор, а это тот еще геморрой! И беды могут не закончиться: в некоторых случаях «самоделкины» попросту забивают резьбу и тогда мастеру придется вкручивать специальный вкладыш. Ну и самый «смертельный» случая – замена головки блока цилиндров. А это уже немалые деньги.
Бывает так, что вы их выворачиваете не для замены, а, чтобы, например, измерить компрессию. Тогда перед установкой свечи рекомендуется очистить от нагара.
При этом не стоит пользоваться наждачкой: она оставляет риски, царапины на электродах, к которым «с удовольствием» прилипают продукты сгорания смеси. Лучше погрузите детали в специальный состав для удаления ржавчины.
Установка подразумевает еще большую аккуратность. У части движков колодцы могут быть очень глубокими: рукой «затравить» свечу не получится. Тогда приходится пользоваться ключом. Здесь важно сразу попасть в отверстие, а не тыкаться по ГБЦ. Иначе вы подогнете боковой электрод и зазор уменьшится, что приведет к неправильной работе двигателя. Но сначала прочистите отверстие ершиком (хорошо подходит тот, которым чистят ружье) и пропылесосьте.
Каким оно должно быть? Большинство автовладельцев тянут свечу ключом от руки, до упора. Однако производители указывают точный момент: чаще всего он равен 25 Н*м (см. инструкцию к своему автомобилю). Но кто пользуется динамометрическим ключом? То-то и оно… Многие вообще считают: если чуть недотянул или перетянул, большой беды не будет. Но на самом деле это не так.
Если свеча закручена с меньшим, чем надо, усилием, то она, как это ни странно, станет перегреваться. Это обусловлено неплотным прилеганием шайбы. Итогом может быть такое неприятное явление, как калильное зажигание, когда смесь воспламеняется от раскаленной свечи, а не от искры. Грозит это поломкой самой детали, плюс, ВВ провода. В редких случаях доходит до «выстрела» свечи из колодца.
А если перетянуть? Тогда не исключено проникновение газов между изолятором и корпусом детали. Вывод однозначен: без правильного момента затяжки свечи мотор правильно работать не будет. Но если дианамометрического ключа нет, да и покупать его как-то не очень хочется, что тогда делать? Не стоит отчаиваться: производители в курсе! Поэтому на упаковках нередко встречаются надписи типа ¾ или ½: т. е. после вкручивания свечи рукой (или до явного сопротивления), поверните ключом деталь на 180° либо 270°. Вот тогда с моментом затяжки будет все в порядке, но только при условии выполнения трех правил;
✅ изначально свеча вкручивается рукой (трубчатым ключом), чтобы «затравить» точно по резьбе, иначе ее можно сорвать
✅ используйте смазку, если производитель не против: когда он это не советует, а вы все равно ее используете, учтите – момент затяжки получится чуть больше требуемого
✅ надписи на упаковке по количеству оборотов действуют только в отношении новых деталей
Что касательно последнего условия, то здесь свою роль играет мягкая шайба. Если она уже была использована, то при вторичном применении сжиматься ей будет некуда. В итоге получится перетяг. Это тоже нужно учитывать и в подобном случае лучше использовать динамометрический ключ.
И последний момент, касающийся монтажа свечей зажигания. Часть автовладельцев смазывает наконечники, считая, что это улучшит токопередачу. Стоит ли это делать? Однозначно сказать сложно. Однако, точно не рекомендуется применять силикон: он запросто приклеит провод или отдельную катушку к центральному электроду свечи.
В результате придется менять провода, а то и свечу. Некоторые предпочитают место крепления ВВ провода засыпать графитом, который проводит ток. Тут итог вообще непредсказуем. С другой стороны, тефлоновые или фторопластовые составы вреда точно не нанесут.
Когда менять
Симптомов, свидетельствующих о неполадках в системе зажигания, достаточно много. Однако сразу стоит сказать, что не всегда они говорят о том, что пора менять именно свечи:
✅ двигатель плохо держит холостые обороты, иногда глохнет, в салоне ощущается вибрация, тряска
✅ расход топлива заметно повышается
✅ машина «не тянет», что особенно заметно на подъемах
✅ токсичность выхлопных газов возрастает
Вышеперечисленные признаки могут быть и результатом неисправности топливной системы, ВВ-проводов, датчиков. Проверить работоспособность цилиндров просто, если есть соответствующий опыт. На прогретом, работающем на холостом ходу моторе поочередно снимайте колпачки высоковольтных проводов со свечей (оденьте резиновые перчатки). Падение оборотов или остановка движка говорят о том, что на данном цилиндре с зажиганием все в порядке. Если после снятия провода никаких изменений не произошло значит, здесь смесь не воспламеняется.
Старая и новая деталь: менять их лучше все сразу. Фото: YouTube.com
Когда вы наблюдаете подобную ситуацию и приходите к выводу о замене свечи, то лучше менять все их сразу.
Что понадобится
Чтобы вывернуть элементы зажигания, в первую очередь, конечно же, нужен ключ. Неважно, каким он будет: обычным, шарнирным, с пружинкой или резинкой внутри. Главное – подобрать инструмент нужного размера.
Т-образный вариант инструмента. Фото: YouTube.com
Ключ может быть на 14, 16, 18, 21 мм и даже 22 мм. Последним вы запросто выкрутите свечи на ЗиС-5, но на Skoda Rapid – вряд ли. Так что, попросив ключ у продавца, не забудьте уточнить размер.
Добраться до свечей в современном авто не так просто. Фото: YouTube.com
Еще нужна чистая ветошь и аэрозольный баллончик со сжатым воздухом (если есть компрессор, еще лучше). Не исключено, что придется воспользоваться WD-40, а в запущенных случаях – экстрактором (это специнструмент для выворачивания сломанных шпилек, болтов).
Наводим порядок
Перед тем, как выкручивать свечи, лучше подождать, пока мотор остынет. Хотя встречаются, хоть и редко, двигатели, в которых на «холодную» сделать это труднее, чем на «горячую». Но это все-таки исключение. Следующее действие – очистка пространства на ГБЦ вокруг свечей, чтобы грязь не попала в их колодцы. Вот здесь и понадобится чистая тряпка и сжатый воздух. А лучше – хороший мощный пылесос.
Дальнейший этап – снятие высоковольтных (ВВ) проводов. Тянуть нужно не за жилу, а за колпачок, пока не раздастся характерное «чпок». Соблюдайте очередность, чтобы потом не перепутать порядок подключения. И вот он – момент истины, подразумевающий два варианта: свеча либо откручивается, либо нет. В первом случае все понятно и хорошо (по окончании процедуры продуйте колодец сжатым воздухом). А вот во втором сначала попробуйте побрызгать «вэдэшкой».
Смазка WD-40 Средство универсальное 0.1 л. Средняя цена: 465 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если не получается, придется обращаться к профессионалам. При самостоятельных попытках есть риск сломать свечу и тогда придется задействовать экстрактор, а это тот еще геморрой! И беды могут не закончиться: в некоторых случаях «самоделкины» попросту забивают резьбу и тогда мастеру придется вкручивать специальный вкладыш. Ну и самый «смертельный» случая – замена головки блока цилиндров. А это уже немалые деньги.
Установка старых свечей
Бывает так, что вы их выворачиваете не для замены, а, чтобы, например, измерить компрессию. Тогда перед установкой свечи рекомендуется очистить от нагара.
Если деталь требуется поставить снова, ее нужно освободить от загрязнений. Фото: YouTube.com
При этом не стоит пользоваться наждачкой: она оставляет риски, царапины на электродах, к которым «с удовольствием» прилипают продукты сгорания смеси. Лучше погрузите детали в специальный состав для удаления ржавчины.
Заворачиваем правильно
Установка подразумевает еще большую аккуратность. У части движков колодцы могут быть очень глубокими: рукой «затравить» свечу не получится. Тогда приходится пользоваться ключом. Здесь важно сразу попасть в отверстие, а не тыкаться по ГБЦ. Иначе вы подогнете боковой электрод и зазор уменьшится, что приведет к неправильной работе двигателя. Но сначала прочистите отверстие ершиком (хорошо подходит тот, которым чистят ружье) и пропылесосьте.
Усилие затяжки
Каким оно должно быть? Большинство автовладельцев тянут свечу ключом от руки, до упора. Однако производители указывают точный момент: чаще всего он равен 25 Н*м (см. инструкцию к своему автомобилю). Но кто пользуется динамометрическим ключом? То-то и оно… Многие вообще считают: если чуть недотянул или перетянул, большой беды не будет. Но на самом деле это не так.
Применение динамометрического ключа. Фото: YouTube.com
Если свеча закручена с меньшим, чем надо, усилием, то она, как это ни странно, станет перегреваться. Это обусловлено неплотным прилеганием шайбы. Итогом может быть такое неприятное явление, как калильное зажигание, когда смесь воспламеняется от раскаленной свечи, а не от искры. Грозит это поломкой самой детали, плюс, ВВ провода. В редких случаях доходит до «выстрела» свечи из колодца.
Динамометрический ключ АвтоDело 40348. Средняя цена: 1388 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если перетянуть? Тогда не исключено проникновение газов между изолятором и корпусом детали. Вывод однозначен: без правильного момента затяжки свечи мотор правильно работать не будет. Но если дианамометрического ключа нет, да и покупать его как-то не очень хочется, что тогда делать? Не стоит отчаиваться: производители в курсе! Поэтому на упаковках нередко встречаются надписи типа ¾ или ½: т. е. после вкручивания свечи рукой (или до явного сопротивления), поверните ключом деталь на 180° либо 270°. Вот тогда с моментом затяжки будет все в порядке, но только при условии выполнения трех правил;
✅ изначально свеча вкручивается рукой (трубчатым ключом), чтобы «затравить» точно по резьбе, иначе ее можно сорвать
✅ используйте смазку, если производитель не против: когда он это не советует, а вы все равно ее используете, учтите – момент затяжки получится чуть больше требуемого
✅ надписи на упаковке по количеству оборотов действуют только в отношении новых деталей
Что касательно последнего условия, то здесь свою роль играет мягкая шайба. Если она уже была использована, то при вторичном применении сжиматься ей будет некуда. В итоге получится перетяг. Это тоже нужно учитывать и в подобном случае лучше использовать динамометрический ключ.
О ВВ проводах
И последний момент, касающийся монтажа свечей зажигания. Часть автовладельцев смазывает наконечники, считая, что это улучшит токопередачу. Стоит ли это делать? Однозначно сказать сложно. Однако, точно не рекомендуется применять силикон: он запросто приклеит провод или отдельную катушку к центральному электроду свечи.
Если наконечники прикипят, понадобится куча инструментов (на снимке – Hyundai Accent). Фото: YouTube.com
В результате придется менять провода, а то и свечу. Некоторые предпочитают место крепления ВВ провода засыпать графитом, который проводит ток. Тут итог вообще непредсказуем. С другой стороны, тефлоновые или фторопластовые составы вреда точно не нанесут.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...