Так ли просто вывернуть и вкрутить свечи зажигания?
Может, кто-то посмеется – мол, что за ерунда: вкрутить или вывернуть свечи – дело пяти минут! Однако не стоит торопиться – времена, когда к трамблеру шел один центральный провод, а от крышки четыре к мотору, давно канули в Лету. И сегодня на некоторых моделях авто проблему вызывает даже не сам процесс откручивания, а возможность подобраться к ним. Поэтому, решив, что данную операцию вы совершите за 5 минут, а ранее делать это не приходилось, для начала найдите свечи под капотом. Не исключено, что придется снимать впускной коллектор, не говоря уже об отдельных катушках зажигания. А если двигатель восьмицилиндровый или оппозитный? Там добраться до свечей – та еще «радость».
Симптомов, свидетельствующих о неполадках в системе зажигания, достаточно много. Однако сразу стоит сказать, что не всегда они говорят о том, что пора менять именно свечи:
✅ двигатель плохо держит холостые обороты, иногда глохнет, в салоне ощущается вибрация, тряска
✅ расход топлива заметно повышается
✅ машина «не тянет», что особенно заметно на подъемах
✅ токсичность выхлопных газов возрастает
Вышеперечисленные признаки могут быть и результатом неисправности топливной системы, ВВ-проводов, датчиков. Проверить работоспособность цилиндров просто, если есть соответствующий опыт. На прогретом, работающем на холостом ходу моторе поочередно снимайте колпачки высоковольтных проводов со свечей (оденьте резиновые перчатки). Падение оборотов или остановка движка говорят о том, что на данном цилиндре с зажиганием все в порядке. Если после снятия провода никаких изменений не произошло значит, здесь смесь не воспламеняется.
Когда вы наблюдаете подобную ситуацию и приходите к выводу о замене свечи, то лучше менять все их сразу.
Чтобы вывернуть элементы зажигания, в первую очередь, конечно же, нужен ключ. Неважно, каким он будет: обычным, шарнирным, с пружинкой или резинкой внутри. Главное – подобрать инструмент нужного размера.
Ключ может быть на 14, 16, 18, 21 мм и даже 22 мм. Последним вы запросто выкрутите свечи на ЗиС-5, но на Skoda Rapid – вряд ли. Так что, попросив ключ у продавца, не забудьте уточнить размер.
Еще нужна чистая ветошь и аэрозольный баллончик со сжатым воздухом (если есть компрессор, еще лучше). Не исключено, что придется воспользоваться WD-40, а в запущенных случаях – экстрактором (это специнструмент для выворачивания сломанных шпилек, болтов).
Перед тем, как выкручивать свечи, лучше подождать, пока мотор остынет. Хотя встречаются, хоть и редко, двигатели, в которых на «холодную» сделать это труднее, чем на «горячую». Но это все-таки исключение. Следующее действие – очистка пространства на ГБЦ вокруг свечей, чтобы грязь не попала в их колодцы. Вот здесь и понадобится чистая тряпка и сжатый воздух. А лучше – хороший мощный пылесос.
Дальнейший этап – снятие высоковольтных (ВВ) проводов. Тянуть нужно не за жилу, а за колпачок, пока не раздастся характерное «чпок». Соблюдайте очередность, чтобы потом не перепутать порядок подключения. И вот он – момент истины, подразумевающий два варианта: свеча либо откручивается, либо нет. В первом случае все понятно и хорошо (по окончании процедуры продуйте колодец сжатым воздухом). А вот во втором сначала попробуйте побрызгать «вэдэшкой».
Если не получается, придется обращаться к профессионалам. При самостоятельных попытках есть риск сломать свечу и тогда придется задействовать экстрактор, а это тот еще геморрой! И беды могут не закончиться: в некоторых случаях «самоделкины» попросту забивают резьбу и тогда мастеру придется вкручивать специальный вкладыш. Ну и самый «смертельный» случая – замена головки блока цилиндров. А это уже немалые деньги.
Бывает так, что вы их выворачиваете не для замены, а, чтобы, например, измерить компрессию. Тогда перед установкой свечи рекомендуется очистить от нагара.
При этом не стоит пользоваться наждачкой: она оставляет риски, царапины на электродах, к которым «с удовольствием» прилипают продукты сгорания смеси. Лучше погрузите детали в специальный состав для удаления ржавчины.
Установка подразумевает еще большую аккуратность. У части движков колодцы могут быть очень глубокими: рукой «затравить» свечу не получится. Тогда приходится пользоваться ключом. Здесь важно сразу попасть в отверстие, а не тыкаться по ГБЦ. Иначе вы подогнете боковой электрод и зазор уменьшится, что приведет к неправильной работе двигателя. Но сначала прочистите отверстие ершиком (хорошо подходит тот, которым чистят ружье) и пропылесосьте.
Каким оно должно быть? Большинство автовладельцев тянут свечу ключом от руки, до упора. Однако производители указывают точный момент: чаще всего он равен 25 Н*м (см. инструкцию к своему автомобилю). Но кто пользуется динамометрическим ключом? То-то и оно… Многие вообще считают: если чуть недотянул или перетянул, большой беды не будет. Но на самом деле это не так.
Если свеча закручена с меньшим, чем надо, усилием, то она, как это ни странно, станет перегреваться. Это обусловлено неплотным прилеганием шайбы. Итогом может быть такое неприятное явление, как калильное зажигание, когда смесь воспламеняется от раскаленной свечи, а не от искры. Грозит это поломкой самой детали, плюс, ВВ провода. В редких случаях доходит до «выстрела» свечи из колодца.
А если перетянуть? Тогда не исключено проникновение газов между изолятором и корпусом детали. Вывод однозначен: без правильного момента затяжки свечи мотор правильно работать не будет. Но если дианамометрического ключа нет, да и покупать его как-то не очень хочется, что тогда делать? Не стоит отчаиваться: производители в курсе! Поэтому на упаковках нередко встречаются надписи типа ¾ или ½: т. е. после вкручивания свечи рукой (или до явного сопротивления), поверните ключом деталь на 180° либо 270°. Вот тогда с моментом затяжки будет все в порядке, но только при условии выполнения трех правил;
✅ изначально свеча вкручивается рукой (трубчатым ключом), чтобы «затравить» точно по резьбе, иначе ее можно сорвать
✅ используйте смазку, если производитель не против: когда он это не советует, а вы все равно ее используете, учтите – момент затяжки получится чуть больше требуемого
✅ надписи на упаковке по количеству оборотов действуют только в отношении новых деталей
Что касательно последнего условия, то здесь свою роль играет мягкая шайба. Если она уже была использована, то при вторичном применении сжиматься ей будет некуда. В итоге получится перетяг. Это тоже нужно учитывать и в подобном случае лучше использовать динамометрический ключ.
И последний момент, касающийся монтажа свечей зажигания. Часть автовладельцев смазывает наконечники, считая, что это улучшит токопередачу. Стоит ли это делать? Однозначно сказать сложно. Однако, точно не рекомендуется применять силикон: он запросто приклеит провод или отдельную катушку к центральному электроду свечи.
В результате придется менять провода, а то и свечу. Некоторые предпочитают место крепления ВВ провода засыпать графитом, который проводит ток. Тут итог вообще непредсказуем. С другой стороны, тефлоновые или фторопластовые составы вреда точно не нанесут.
Когда менять
Симптомов, свидетельствующих о неполадках в системе зажигания, достаточно много. Однако сразу стоит сказать, что не всегда они говорят о том, что пора менять именно свечи:
✅ двигатель плохо держит холостые обороты, иногда глохнет, в салоне ощущается вибрация, тряска
✅ расход топлива заметно повышается
✅ машина «не тянет», что особенно заметно на подъемах
✅ токсичность выхлопных газов возрастает
Вышеперечисленные признаки могут быть и результатом неисправности топливной системы, ВВ-проводов, датчиков. Проверить работоспособность цилиндров просто, если есть соответствующий опыт. На прогретом, работающем на холостом ходу моторе поочередно снимайте колпачки высоковольтных проводов со свечей (оденьте резиновые перчатки). Падение оборотов или остановка движка говорят о том, что на данном цилиндре с зажиганием все в порядке. Если после снятия провода никаких изменений не произошло значит, здесь смесь не воспламеняется.
Старая и новая деталь: менять их лучше все сразу. Фото: YouTube.com
Когда вы наблюдаете подобную ситуацию и приходите к выводу о замене свечи, то лучше менять все их сразу.
Что понадобится
Чтобы вывернуть элементы зажигания, в первую очередь, конечно же, нужен ключ. Неважно, каким он будет: обычным, шарнирным, с пружинкой или резинкой внутри. Главное – подобрать инструмент нужного размера.
Т-образный вариант инструмента. Фото: YouTube.com
Ключ может быть на 14, 16, 18, 21 мм и даже 22 мм. Последним вы запросто выкрутите свечи на ЗиС-5, но на Skoda Rapid – вряд ли. Так что, попросив ключ у продавца, не забудьте уточнить размер.
Добраться до свечей в современном авто не так просто. Фото: YouTube.com
Еще нужна чистая ветошь и аэрозольный баллончик со сжатым воздухом (если есть компрессор, еще лучше). Не исключено, что придется воспользоваться WD-40, а в запущенных случаях – экстрактором (это специнструмент для выворачивания сломанных шпилек, болтов).
Наводим порядок
Перед тем, как выкручивать свечи, лучше подождать, пока мотор остынет. Хотя встречаются, хоть и редко, двигатели, в которых на «холодную» сделать это труднее, чем на «горячую». Но это все-таки исключение. Следующее действие – очистка пространства на ГБЦ вокруг свечей, чтобы грязь не попала в их колодцы. Вот здесь и понадобится чистая тряпка и сжатый воздух. А лучше – хороший мощный пылесос.
Дальнейший этап – снятие высоковольтных (ВВ) проводов. Тянуть нужно не за жилу, а за колпачок, пока не раздастся характерное «чпок». Соблюдайте очередность, чтобы потом не перепутать порядок подключения. И вот он – момент истины, подразумевающий два варианта: свеча либо откручивается, либо нет. В первом случае все понятно и хорошо (по окончании процедуры продуйте колодец сжатым воздухом). А вот во втором сначала попробуйте побрызгать «вэдэшкой».
Смазка WD-40 Средство универсальное 0.1 л. Средняя цена: 465 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если не получается, придется обращаться к профессионалам. При самостоятельных попытках есть риск сломать свечу и тогда придется задействовать экстрактор, а это тот еще геморрой! И беды могут не закончиться: в некоторых случаях «самоделкины» попросту забивают резьбу и тогда мастеру придется вкручивать специальный вкладыш. Ну и самый «смертельный» случая – замена головки блока цилиндров. А это уже немалые деньги.
Установка старых свечей
Бывает так, что вы их выворачиваете не для замены, а, чтобы, например, измерить компрессию. Тогда перед установкой свечи рекомендуется очистить от нагара.
Если деталь требуется поставить снова, ее нужно освободить от загрязнений. Фото: YouTube.com
При этом не стоит пользоваться наждачкой: она оставляет риски, царапины на электродах, к которым «с удовольствием» прилипают продукты сгорания смеси. Лучше погрузите детали в специальный состав для удаления ржавчины.
Заворачиваем правильно
Установка подразумевает еще большую аккуратность. У части движков колодцы могут быть очень глубокими: рукой «затравить» свечу не получится. Тогда приходится пользоваться ключом. Здесь важно сразу попасть в отверстие, а не тыкаться по ГБЦ. Иначе вы подогнете боковой электрод и зазор уменьшится, что приведет к неправильной работе двигателя. Но сначала прочистите отверстие ершиком (хорошо подходит тот, которым чистят ружье) и пропылесосьте.
Усилие затяжки
Каким оно должно быть? Большинство автовладельцев тянут свечу ключом от руки, до упора. Однако производители указывают точный момент: чаще всего он равен 25 Н*м (см. инструкцию к своему автомобилю). Но кто пользуется динамометрическим ключом? То-то и оно… Многие вообще считают: если чуть недотянул или перетянул, большой беды не будет. Но на самом деле это не так.
Применение динамометрического ключа. Фото: YouTube.com
Если свеча закручена с меньшим, чем надо, усилием, то она, как это ни странно, станет перегреваться. Это обусловлено неплотным прилеганием шайбы. Итогом может быть такое неприятное явление, как калильное зажигание, когда смесь воспламеняется от раскаленной свечи, а не от искры. Грозит это поломкой самой детали, плюс, ВВ провода. В редких случаях доходит до «выстрела» свечи из колодца.
Динамометрический ключ АвтоDело 40348. Средняя цена: 1388 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если перетянуть? Тогда не исключено проникновение газов между изолятором и корпусом детали. Вывод однозначен: без правильного момента затяжки свечи мотор правильно работать не будет. Но если дианамометрического ключа нет, да и покупать его как-то не очень хочется, что тогда делать? Не стоит отчаиваться: производители в курсе! Поэтому на упаковках нередко встречаются надписи типа ¾ или ½: т. е. после вкручивания свечи рукой (или до явного сопротивления), поверните ключом деталь на 180° либо 270°. Вот тогда с моментом затяжки будет все в порядке, но только при условии выполнения трех правил;
✅ изначально свеча вкручивается рукой (трубчатым ключом), чтобы «затравить» точно по резьбе, иначе ее можно сорвать
✅ используйте смазку, если производитель не против: когда он это не советует, а вы все равно ее используете, учтите – момент затяжки получится чуть больше требуемого
✅ надписи на упаковке по количеству оборотов действуют только в отношении новых деталей
Что касательно последнего условия, то здесь свою роль играет мягкая шайба. Если она уже была использована, то при вторичном применении сжиматься ей будет некуда. В итоге получится перетяг. Это тоже нужно учитывать и в подобном случае лучше использовать динамометрический ключ.
О ВВ проводах
И последний момент, касающийся монтажа свечей зажигания. Часть автовладельцев смазывает наконечники, считая, что это улучшит токопередачу. Стоит ли это делать? Однозначно сказать сложно. Однако, точно не рекомендуется применять силикон: он запросто приклеит провод или отдельную катушку к центральному электроду свечи.
Если наконечники прикипят, понадобится куча инструментов (на снимке – Hyundai Accent). Фото: YouTube.com
В результате придется менять провода, а то и свечу. Некоторые предпочитают место крепления ВВ провода засыпать графитом, который проводит ток. Тут итог вообще непредсказуем. С другой стороны, тефлоновые или фторопластовые составы вреда точно не нанесут.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....