Ан-38 – забытая гордость советского авиапрома
19 401

Ан-38 – забытая гордость советского авиапрома

В 1989-м в Индии прошло авиашоу, на котором был представлено советское воздушное судно АН-28, специально разработанный для использования на местных воздушных линиях. Самолет вызвал живейший интерес: очевидно – потребность стран Юго-Восточной Азии в небольших воздушных машинах, вмещающих до 30 человек, достаточно велика. КБ Антонова немедленно занялось проектированием улучшенного варианта участника выставки, а именно – Ан-38. Предполагалось, что в нем будут учтены все минусы, проявившиеся у предшественника.


В 1990-м Минтранспорта СССР одобрило разработку нового воздушного судна. Была и еще одна причина: Ан-28 производился в Польше и покупать его приходилось бы за валюту, с которой в 90-е годы у страны были большие проблемы. И последний момент – новинка должна была заменить устаревающий Ан-24. Согласно проекту, машина получит удлиненный (если сравнивать с предшественником) фюзеляж, способный вместить до 30 человек.

Ан-38 – забытая гордость советского авиапромаСамолет предназначен для использования в любых климатических условиях, в т. ч. и на Севере. Фото: YouTube.com

В качестве силовой установки предполагалось использовать пару движков ТВД-1500 производства Рыбинского моторостроительного завода. Уже в 1991 году готовую модель Ан-38 показали широкой публике во Франции на авиакосмической парижской выставке.

Сборка


Выпуском первых машин занимался Новосибирский авиазавод, комплектующие поступали из Белоруссии и Украины. Изначально произвели шесть машин. Четыре из них предназначались для летных, одна для наземных и еще одна – статических испытаний. Впоследствии ТВД-1500 сменил TPE-331-14GR-801E от компании из США Allied Signal. Эти моторы чуть мощнее (1521 л. с.), имеют меньший расход топлива, оснащаются винтами Hartzell, характеризующиеся малым шумом.

Ан-38-100 с американскими движками. Фото: YouTube.com

Самолет с американскими движками получил индекс Ан-38-100. Впервые он поднялся в небо 23.06.1994. После прохождения госиспытаний и сертификации (российская АПГ-27 идентична требованиям американской FAR-25) машина стала использоваться в коммерческих целях с 1997 года.

Особенности конструкции


По сути, создавалась более совершенная версия предшественника – Ан-28. Новый Ан-38 – многоцелевое воздушное судно, представляющее собой высокоплан с подкосами. Крыло – двухлонжеронное, с двухщелевыми закрылками, элеронами и предкрылками. Частично оно используется для хранения горючего. Хвост – двухкилевый. Шасси – трехколесное, с шинами пониженного давления, что позволяется взлетать и садиться на грунтовые полосы. При полетах в северных регионах устанавливаются лыжи. Фюзеляж вмещает 27 пассажиров (если сравнивать с Ан-28, появилось три дополнительных ряда кресел): при необходимости салон оперативно переоборудуется в грузовой отсек.

Для взлета Ан-38 хватает 350 м ВПП. Фото: YouTube.com

Благодаря удачным инженерным решениям, самолет получился маневренным. Он способен совершать посадку на неподготовленные, грунтовые взлетно-воздушные полосы в холод и жару (от -50 °С до +45 °С). Воздушное судно легко управляется, поэтому летать на нем сможет и не слишком опытный пилот. На завышенном угле атаки машина не сваливается, как его «коллеги» аналогичного класса. Технические характеристики:

✅ длина, высота – 15,54 и 4,3 м
✅ размах крыльев – 22,06 м
✅ масса пустого (взлетная наибольшая) – 5 т (8,8 тонны)
✅ силовая установка – пара ТВД-20-03 по 1500 «лошадей» либо два Allied Signal по 1521 л. с.
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 380 (405) км/ч
✅ наибольшая высота – 9 км
✅ дальность – до 1450 км
✅ коммерческая нагрузка – 2,5 т либо 27 пассажиров
✅ разбег (для взлета) – не более 350 м

При разработке воздушного судна конструкторы придерживались концепции, согласно которой машина без капитального ремонта должна прослужить не менее 15-ти лет (2 тыс. часов).

Кабина пилотов


В ней предусмотрено два места: для командира корабля и второго пилота. Для бортпроводника (если он нужен) предусмотрено место в салоне. Тогда пассажировместимость уменьшается до 26 человек.

Вид на кабину пилотов из салона: как-то все по-домашнему. Фото: YouTube.com

За кабиной пилотов – два выхода: основной и аварийный. Борт оснащается навигационной системой российского производства, позволяющей летать ночью и в плохую погоду при минимальной видимости.

Панель приборов архаичной не назовешь. Фото: YouTube.com

На более поздних версиях Ан-38 имеются регистраторы речи и система, предупреждающая о приближении земли или другого самолета.

Салон


Кресла удобные, мягкие, могут складываться, спинка откидывается назад. Расстояние между ними вполне приемлемое – 0,75 м. Если потребуется, возможна одновременная перевозка и людей, и грузов.

В салоне, конечно, тесновато. Фото: YouTube.com

Для их размещения в задней части фюзеляжа предусмотрен люк с трапом. Если машина часто нужна для транспортировки тяжелых грузов, можно установить специальный гусеничный механизм-лебедку, выдерживающий до полутонны. Вход в салон осуществляется в задней части, где расположена дверь с трапом. Напротив нее – туалет.

Переоборудование салона из пассажирского варианта в грузовой производится за полчаса.

Внутри самолета поддерживается комфортный микроклимат, благодаря использованию вентиляционной системы, современных шумо- и теплоизоляционных материалов. Часть машин оборудуется кондиционером.

Модификации


Два базовых варианта судна отличаются двигателями. На Ар-38-100 используются силовые установки из США, на Ан-38-200 – российские. Кроме того, выпускались иные варианты комплектации:

✅ Ан-38-110 имеет минимальный набор оборудования, что делает его дешевле
✅ Ан-38-120 имеет расширенный комплект оснащения, позволяющий летать за рубежом. В самолете есть регистратор речи ОПАЛ-Б и система СППЗ-2000, предупреждающая о критическом снижении
✅ Ан-38Д – версия для парашютистов
✅ Ан-38К – имеет повышенную (3,2 т) грузоподъемность, рассчитан на транспортировку 4-х контейнеров.
✅ Ан-38С – санитарная модель.

В 2001-м испытали самолет с российскими силовыми агрегатами ТВД-20-03 (винты АВ-36 сделаны в РФ), выпускаемыми Омским моторостроительным предприятием. В отличие от американских, он выдает меньшую мощность (1375 л. с.) и тяжелее. Поэтому, чтобы взлететь, Ан-38-200 понадобится на 100 м больше полосы. Немного сократится продолжительность полета. Но российский движок дешевле.

Происшествия


Самолет на редкость надежен, катастроф не было, но это, скорее всего связано с небольшим количеством произведенных машин. С 1994 по 2001 годы выпустили 11 экземпляров. Единственное зафиксированное происшествие случилось в 2015 году. Машина при посадке на площадку горно-обогатительного комбината выкатилась за пределы ВПП. Пострадавших нет, самолет восстановили.

Что сегодня?


Единственная компания, эксплуатирующая АН-38 по сей день – «Алроса». На ее балансе пара машин, летающих и сейчас. Еще три воздушных судна находятся на хранении у АК «Восток». Остальные воздушные суда – в НПО им. Чкалова. Ранее машины сдавали в лизинг: например, ими пользовалась монгольская компания Hangard Airlines (2 самолета) и малазийская Layang Layang Aerospace (4 воздушных судна). Обе компании использовали машины в своих Вооруженных Силах.

На сегодня "Алроса – единственный эксплуатант Ан-38. Фото: YouTube.com

У самолета есть серьезные перспективы. Согласно мнений экспертов, потребность рынка стран Юго-Восточной Азии оценивается не менее, чем в 60 воздушных судов этого типа. Но о возобновлении производства Ан-38 (возможно, в модернизированном виде) пока ничего неизвестно.
А вы что думаете об Ан-38
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...