КАМАЗ-5410: неубиваемый, как «копейка»
11 333

КАМАЗ-5410: неубиваемый, как «копейка»

Седельными тягачами называют вид автомобилей, работающих с полуприцепами, которые прикрепляются к шасси седельно-сцепными устройствами (ССУ). Именно к такому классу транспортных средств относится КАМАЗ-5410.


Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.

Об истории КАМАЗ-5410


Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.

КАМАЗ-5410: неубиваемый, как «копейка» В советских газетах часто публиковали фото КАМАЗ-5410 Фото: YouTube.com

Машину построили на базе трехосного большегруза, сходившего с конвейера под индексом 5320. Серийное производство седельного тягача КАМАЗ-5410 началось в 1976 году. Но увидеть первый экземпляр советским гражданам удалось двумя годами раньше: на демонстрации 7 ноября, к которой приурочили празднование 50-летия советской автомобильной промышленности. Машину собрали в экспериментальном цехе завода на Каме.

В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.

КАМАЗ-5410 перевозил огнеопасные грузы Фото: YouTube.com

Но не за это, а за технические характеристики и надежность КАМАЗ-5410 дважды удостоился Государственного Знака Качества. Такая машина априори не может быть плохой. Остро востребованная в народном хозяйстве она продержалась на конвейере рекордных 30 лет. Автопарк из тягачей составил бы около 280 тыс. единиц.

Обзор модели


Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.

Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства.

Мороз седельному тягачу КАМАЗ-5410 не страшен Фото: YouTube.com

Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.

Так и вышло: тягач таскал самосвальные прицепы, рефрижераторы, даже лесовозы, а в связке с дополнительными прицепами ходил как автопоезд. Применение в стране нашлось: аграрный сектор, спасательная сфера, транспортировочная деятельность, армейская «служба».

Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.

Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.

Технические характеристики


Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.

Машины экспортировались в 40 стран мира Фото: YouTube.com

Модель с индексом 5410 компонуется двумя V-образными 8-цилиндровыми дизелями объемом 10,85 л:

✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам
✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1

Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.

Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.

Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.

Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:

✅ Длина – 6 180
✅ Ширина – 2 500
✅ Высота – 2 830

Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.

Весовые показатели в тоннах:

✅ Снаряженная масса – 6,65
✅ Полная масса с полуприцепом – 14,9
✅ Полная масса в составе поезда – 25,9

Груженный КАМАЗ-5410 весил до 26 т Фото: YouTube.com

Разгонная динамика для тяжеловеса приличная: 70 сек до 60 км/ч в составе автопоезда. Пробег накатом с дополнительным прицепом от 50 км/ч до финиша – 800 м, тормозной путь – 38,5 м.

Модификации


Заложенный производителем ресурс седельного тягача КАМАЗ-5410 был реализован в модификациях:

✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон
✅ 54112HL – для работ в холодных регионах
✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575
✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385

Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения.

Цены на КАМАЗ-5410


Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает.

КАМАЗ-5410 на российских дорогах Фото: YouTube.com


Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции.

Цены на КАМАЗ-5410 зависят от года производства машины, накрученных на спидометре километров, технического состояния, региона. Так, модели, последними сошедшие с конвейера, стоят 600 тыс., а то и 1 млн. руб. За машины 90-х годов после капремонта двигателя просят 450 тыс. руб. «Ветерана» из 80-х можно купить за 180-200 тыс. руб.

Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.
Что бы вы доработали в КАМАЗ-5410, будь он вашим?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...