КАМАЗ-5410: неубиваемый, как «копейка»
Седельными тягачами называют вид автомобилей, работающих с полуприцепами, которые прикрепляются к шасси седельно-сцепными устройствами (ССУ). Именно к такому классу транспортных средств относится КАМАЗ-5410.
Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.
Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.
Машину построили на базе трехосного большегруза, сходившего с конвейера под индексом 5320. Серийное производство седельного тягача КАМАЗ-5410 началось в 1976 году. Но увидеть первый экземпляр советским гражданам удалось двумя годами раньше: на демонстрации 7 ноября, к которой приурочили празднование 50-летия советской автомобильной промышленности. Машину собрали в экспериментальном цехе завода на Каме.
В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.
Но не за это, а за технические характеристики и надежность КАМАЗ-5410 дважды удостоился Государственного Знака Качества. Такая машина априори не может быть плохой. Остро востребованная в народном хозяйстве она продержалась на конвейере рекордных 30 лет. Автопарк из тягачей составил бы около 280 тыс. единиц.
Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.
Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства.
Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.
Так и вышло: тягач таскал самосвальные прицепы, рефрижераторы, даже лесовозы, а в связке с дополнительными прицепами ходил как автопоезд. Применение в стране нашлось: аграрный сектор, спасательная сфера, транспортировочная деятельность, армейская «служба».
Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.
Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.
Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.
Модель с индексом 5410 компонуется двумя V-образными 8-цилиндровыми дизелями объемом 10,85 л:
✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам
✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1
Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.
Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.
Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.
Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:
✅ Длина – 6 180
✅ Ширина – 2 500
✅ Высота – 2 830
Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.
Весовые показатели в тоннах:
✅ Снаряженная масса – 6,65
✅ Полная масса с полуприцепом – 14,9
✅ Полная масса в составе поезда – 25,9
Разгонная динамика для тяжеловеса приличная: 70 сек до 60 км/ч в составе автопоезда. Пробег накатом с дополнительным прицепом от 50 км/ч до финиша – 800 м, тормозной путь – 38,5 м.
Заложенный производителем ресурс седельного тягача КАМАЗ-5410 был реализован в модификациях:
✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон
✅ 54112HL – для работ в холодных регионах
✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575
✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385
Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения.
Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает.
Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции.
Цены на КАМАЗ-5410 зависят от года производства машины, накрученных на спидометре километров, технического состояния, региона. Так, модели, последними сошедшие с конвейера, стоят 600 тыс., а то и 1 млн. руб. За машины 90-х годов после капремонта двигателя просят 450 тыс. руб. «Ветерана» из 80-х можно купить за 180-200 тыс. руб.
Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.
Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.
Об истории КАМАЗ-5410
Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.
В советских газетах часто публиковали фото КАМАЗ-5410 Фото: YouTube.com
Машину построили на базе трехосного большегруза, сходившего с конвейера под индексом 5320. Серийное производство седельного тягача КАМАЗ-5410 началось в 1976 году. Но увидеть первый экземпляр советским гражданам удалось двумя годами раньше: на демонстрации 7 ноября, к которой приурочили празднование 50-летия советской автомобильной промышленности. Машину собрали в экспериментальном цехе завода на Каме.
В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.
КАМАЗ-5410 перевозил огнеопасные грузы Фото: YouTube.com
Но не за это, а за технические характеристики и надежность КАМАЗ-5410 дважды удостоился Государственного Знака Качества. Такая машина априори не может быть плохой. Остро востребованная в народном хозяйстве она продержалась на конвейере рекордных 30 лет. Автопарк из тягачей составил бы около 280 тыс. единиц.
Обзор модели
Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.
Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства.
Мороз седельному тягачу КАМАЗ-5410 не страшен Фото: YouTube.com
Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.
Так и вышло: тягач таскал самосвальные прицепы, рефрижераторы, даже лесовозы, а в связке с дополнительными прицепами ходил как автопоезд. Применение в стране нашлось: аграрный сектор, спасательная сфера, транспортировочная деятельность, армейская «служба».
Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.
Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.
Технические характеристики
Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.
Машины экспортировались в 40 стран мира Фото: YouTube.com
Модель с индексом 5410 компонуется двумя V-образными 8-цилиндровыми дизелями объемом 10,85 л:
✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам
✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1
Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.
Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.
Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.
Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:
✅ Длина – 6 180
✅ Ширина – 2 500
✅ Высота – 2 830
Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.
Весовые показатели в тоннах:
✅ Снаряженная масса – 6,65
✅ Полная масса с полуприцепом – 14,9
✅ Полная масса в составе поезда – 25,9
Груженный КАМАЗ-5410 весил до 26 т Фото: YouTube.com
Разгонная динамика для тяжеловеса приличная: 70 сек до 60 км/ч в составе автопоезда. Пробег накатом с дополнительным прицепом от 50 км/ч до финиша – 800 м, тормозной путь – 38,5 м.
Модификации
Заложенный производителем ресурс седельного тягача КАМАЗ-5410 был реализован в модификациях:
✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон
✅ 54112HL – для работ в холодных регионах
✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575
✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385
Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения.
Цены на КАМАЗ-5410
Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает.
КАМАЗ-5410 на российских дорогах Фото: YouTube.com
Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции.
Цены на КАМАЗ-5410 зависят от года производства машины, накрученных на спидометре километров, технического состояния, региона. Так, модели, последними сошедшие с конвейера, стоят 600 тыс., а то и 1 млн. руб. За машины 90-х годов после капремонта двигателя просят 450 тыс. руб. «Ветерана» из 80-х можно купить за 180-200 тыс. руб.
Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....