
КАМАЗ-5410: неубиваемый, как «копейка»
Седельными тягачами называют вид автомобилей, работающих с полуприцепами, которые прикрепляются к шасси седельно-сцепными устройствами (ССУ). Именно к такому классу транспортных средств относится КАМАЗ-5410.
Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.
Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.
В советских газетах часто публиковали фото КАМАЗ-5410 Фото: YouTube.com
Машину построили на базе трехосного большегруза, сходившего с конвейера под индексом 5320. Серийное производство седельного тягача КАМАЗ-5410 началось в 1976 году. Но увидеть первый экземпляр советским гражданам удалось двумя годами раньше: на демонстрации 7 ноября, к которой приурочили празднование 50-летия советской автомобильной промышленности. Машину собрали в экспериментальном цехе завода на Каме.
В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.
КАМАЗ-5410 перевозил огнеопасные грузы Фото: YouTube.com
Но не за это, а за технические характеристики и надежность КАМАЗ-5410 дважды удостоился Государственного Знака Качества. Такая машина априори не может быть плохой. Остро востребованная в народном хозяйстве она продержалась на конвейере рекордных 30 лет. Автопарк из тягачей составил бы около 280 тыс. единиц.
Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.
Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства.
Мороз седельному тягачу КАМАЗ-5410 не страшен Фото: YouTube.com
Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.
Так и вышло: тягач таскал самосвальные прицепы, рефрижераторы, даже лесовозы, а в связке с дополнительными прицепами ходил как автопоезд. Применение в стране нашлось: аграрный сектор, спасательная сфера, транспортировочная деятельность, армейская «служба».
Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.
Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.
Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.
Машины экспортировались в 40 стран мира Фото: YouTube.com
Модель с индексом 5410 компонуется двумя V-образными 8-цилиндровыми дизелями объемом 10,85 л:
✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам
✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1
Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.
Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.
Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.
Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:
✅ Длина – 6 180
✅ Ширина – 2 500
✅ Высота – 2 830
Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.
Весовые показатели в тоннах:
✅ Снаряженная масса – 6,65
✅ Полная масса с полуприцепом – 14,9
✅ Полная масса в составе поезда – 25,9
Груженный КАМАЗ-5410 весил до 26 т Фото: YouTube.com
Разгонная динамика для тяжеловеса приличная: 70 сек до 60 км/ч в составе автопоезда. Пробег накатом с дополнительным прицепом от 50 км/ч до финиша – 800 м, тормозной путь – 38,5 м.
Заложенный производителем ресурс седельного тягача КАМАЗ-5410 был реализован в модификациях:
✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон
✅ 54112HL – для работ в холодных регионах
✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575
✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385
Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения.
Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает.
КАМАЗ-5410 на российских дорогах Фото: YouTube.com
Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции.
Цены на КАМАЗ-5410 зависят от года производства машины, накрученных на спидометре километров, технического состояния, региона. Так, модели, последними сошедшие с конвейера, стоят 600 тыс., а то и 1 млн. руб. За машины 90-х годов после капремонта двигателя просят 450 тыс. руб. «Ветерана» из 80-х можно купить за 180-200 тыс. руб.
Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.
Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.
Об истории КАМАЗ-5410
Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.

Машину построили на базе трехосного большегруза, сходившего с конвейера под индексом 5320. Серийное производство седельного тягача КАМАЗ-5410 началось в 1976 году. Но увидеть первый экземпляр советским гражданам удалось двумя годами раньше: на демонстрации 7 ноября, к которой приурочили празднование 50-летия советской автомобильной промышленности. Машину собрали в экспериментальном цехе завода на Каме.
В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.

Но не за это, а за технические характеристики и надежность КАМАЗ-5410 дважды удостоился Государственного Знака Качества. Такая машина априори не может быть плохой. Остро востребованная в народном хозяйстве она продержалась на конвейере рекордных 30 лет. Автопарк из тягачей составил бы около 280 тыс. единиц.
Обзор модели
Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.
Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства.

Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.
Так и вышло: тягач таскал самосвальные прицепы, рефрижераторы, даже лесовозы, а в связке с дополнительными прицепами ходил как автопоезд. Применение в стране нашлось: аграрный сектор, спасательная сфера, транспортировочная деятельность, армейская «служба».
Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.
Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.
Технические характеристики
Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.

Модель с индексом 5410 компонуется двумя V-образными 8-цилиндровыми дизелями объемом 10,85 л:
✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам
✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1
Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.
Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.
Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.
Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:
✅ Длина – 6 180
✅ Ширина – 2 500
✅ Высота – 2 830
Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.
Весовые показатели в тоннах:
✅ Снаряженная масса – 6,65
✅ Полная масса с полуприцепом – 14,9
✅ Полная масса в составе поезда – 25,9

Разгонная динамика для тяжеловеса приличная: 70 сек до 60 км/ч в составе автопоезда. Пробег накатом с дополнительным прицепом от 50 км/ч до финиша – 800 м, тормозной путь – 38,5 м.
Модификации
Заложенный производителем ресурс седельного тягача КАМАЗ-5410 был реализован в модификациях:
✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон
✅ 54112HL – для работ в холодных регионах
✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575
✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385
Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения.
Цены на КАМАЗ-5410
Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает.

Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции.
Цены на КАМАЗ-5410 зависят от года производства машины, накрученных на спидометре километров, технического состояния, региона. Так, модели, последними сошедшие с конвейера, стоят 600 тыс., а то и 1 млн. руб. За машины 90-х годов после капремонта двигателя просят 450 тыс. руб. «Ветерана» из 80-х можно купить за 180-200 тыс. руб.
Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...