
История марки JAWA: Kyvačka или «старушка», завоевавшая в Союзе всеобщую любовь
Очень рады приветствовать поклонников легендарных мотоциклов JAWA и тех, кто просто зашел «на огонек». Мы продолжаем наше повествование об этой чехословацкой, но безумно популярной в СССР, марке. В прошлом материале вы узнали о парижском триумфе Perak и восхождении чехословацких мотоциклов к европейской и мировой славе.
Но, не будем забывать, что политическая обстановка в самой стране и в мире вообще часто оказывает самое сильное влияние на развитие и историю модели. Иногда и на то, появится ли она вообще. В 1948 году Чехословакия окончательно и бесповоротно (на ближайшие четыре десятилетия) встала на социалистические рельсы. Конечно, с этого момента важнейшим стратегическим партнером страны стало советское государство.
Многие посчитали такой дизайн самым успешным. Фото: youtube.com
Это отразилось и на торговых отношениях. На ближайшие десятилетия чехословацкая транспортная промышленность была обеспечена большим количеством заказов для нужд огромного Советского Союза. Кроме грузовых автомобилей и локомотивов в начале 60-х начался экспорт, получившей популярность марки чехословацких мотоциклов JAWA.
В середине 50-х никто бы и не посмел назвать прекрасно оформленный и сияющий новенькой краской мотоцикл «старушкой». Первые одноцилиндровые JAWA-250 в народе прозвали «чекушкой», тонко намекая на ее объем двигателя. Но позже к ним присоединились еще и двухцилиндровая модификация уже с 350-кубовым мотором. Так первоначальное прозвище постепенно сошло на нет и ребята из 80-х о нем даже не вспоминали. За свой почтенный возраст мотоцикл получил прозвище «старушка». Подавляющее большинство такой техники приходилось на 2-цилиндровые версии.
Хотя особо сожалеть и не стоит. Ведь силовые агрегаты остались почти такими же, а вот дизайн сильно изменился. И если две модели поставить рядом, то вывод напрашивается однозначный: Kyvačka гораздо круче! А если эмоции выразить сухими фактами, то мы получим следующее:
✅ современный стиль вроде сегодняшних круизеров
✅ сплошное удобное сидение для двоих
✅ элегантный и вместительный «бардачок»
✅ модные глубокие крылья
✅ обтекаемый моторный блок
Новая модель в двух вариантах силового агрегата появилась на протяжении года: 1953-й (250-кубовая) и 1954-й (350-кубовая). Спустя восемь лет обновленные модификации этих мотоциклов попали в СССР. Это мотоциклы с индексами «559» и «360». Они отличались массивным прямоугольным спидометром вместо круглого (в ЧССР именовались «панельками»). Очень скоро в нашей стране началась «явомания», плодом которой стало повальное увлечение молодежи чехословацкой техникой. Наверное, не было молодого человека, не мечтавшего хоть немного проехать на импортном аппарате. А если такой появлялся в семье, то вот оно счастье!
Основным отличием являлась разновидность силового агрегата. Фото: youtube.com
Одной из самых отличительных черт этой модели считался оригинальный кожух фары головного света. Он и другие приятные элементы дизайна стали причиной того, что многие именно «старушку» называют самой красивой из линейки JAWA. Хотя лично я с этим не согласился бы. Все-таки последняя модель советского периода «638-я» более элегантна и современна. Ну, о вкусах не спорят.
Kyvačka обладала сходной с прошлой моделью рамой, изготовленной из прямоугольных труб. Не слишком изменилась и передняя подвеска мотоцикла. А вот в остальном мы имеем дело уже с существенными переменами. В первую очередь отметим иную заднюю подвеску (которая и дала название мотоциклу). Старую систему заменила маятниковая конструкция с телескопическими амортизаторами. Время показало, что именно за ней – будущее. Заметной модернизации подверглась и ходовая транспортного средства.
Внешне мотоцикл был гораздо ближе к современным дизайнам. Чехословацкие конструкторы отказались от анахроничных линий во внешности, заметно ее обновив. Особенно выделялось на этом фоне сидение-гитара и кожух фары, ставший единым ансамблем с каплевидным баком. Ну и, конечно, стильные глушители в виде рыбьего хвоста (в 1958 году их сменили менее шумные, сигарообразные).
2-цилиндровых версий существовало намного больше. Фото: youtube.com
Впервые эти мотоциклы представили в 1953 году. Правда, прототипы можно было увидеть и раньше. Ведь в те времена у производителей еще не считалось необходимым все держать в секрете. Ну, тогда и производственный шпионаж не был так распространен. Через два года, благодаря увеличению степени сжатости, мощность двигателя увеличили до 16 л. с. В ноябре 1957 года начинается установка на мотоцикл карбюратора серии М с квадратной поплавковой камерой.
Внедрение мотоциклов типа 353 и 354 стало результатом плана национальной серии чехословацких мотоциклов. Согласно ему, в разработке мотоцикла единой конструкции для всех четырех классов объема должны были участвовать два производителя – Zavody 9 kvetna (JAWA) и Ceske zavody motocyklove (CZ).
Ранее, в конце 1940-х годов, производственную программу разделили по классам объема между этими двумя марками (второй получил классы 125 и 150 куб. см, а JAWA – 250 и 350 куб. см). Первоочередной причиной являлось предотвращение конкуренции между ними в одном и том же классе. Однако в начале 60-х от этой идеи отказались и мотоциклы CZ стали выпускаться с теми же объемами двигателя, что и у JAWA (и делить с ними силовые агрегаты).
Со временем такой спидометр заменили на прямоугольный. Фото: youtube.com
С октября 1962 года появились обновленные JAWA-250 (тип 559/02) и JAWA-350 (тип 354/06). Именно они и начали поставляться в СССР. Мотоцикл типа 02 имел значительно портированный двигатель и увеличенную мощность по сравнению с исходным 353/04, двигатель для мотоцикла 354/06 остался практически идентичным двигателю 354/04. Изменением является использование бумажного микрофильтра в оригинальном глушителе впуска и шасси идентичное 559/02. Другие изменения включали:
✅ переработанную переднюю вилку
✅ новый спидометр и распределительную коробку
✅ усиленную раму (ее заменила 360/00 в 1965 году)
О качестве мотоциклов серии 353/354 свидетельствует ряд успешных поездок на дальние расстояния, часто в сложнейших условиях пустыни и тропического климата. Путешественник Вацлав Потужник проехал на мотоциклах 250/353/03 по Индии. Успешный дизайн подтверждает огромный коммерческий успех в родной стране и за рубежом, а также тот факт, что многие из этих мотоциклов все еще используются спустя полвека после окончания производства. Машина стала символом слова «мотоцикл» в Чехословакии. Она является не менее легендарной и в нашей стране.
Восторгу советской молодежи не было предела. Красивый мотоцикл с иностранным названием, легко преодолевающий отметку «100» на спидометре. К тому же, с расходом топлива чуть больше 3 л/100 км. Но не это главное. Он почти не ломался, в отличие от отечественной мотоциклетной техники тех времен! Все это принесло Kyvačka всесоюзную славу и любовь.
Мотоциклы такого типа сменили Jawa Kyvačka. Фото: youtube.com
Многие советские дети, жившие рядом с магазином «Спорттовары», мечтали только об одном. Они ждали, когда для очередного счастливчика вывезут из магазина новенькую JAWA. Хоть посмотреть и сразу день станет счастливее. Любовь к этой чехословацкой марке, 90 % продукции которой поставлялось в СССР, продолжилась и после появления переходной модели «634». У нас ее принято называть «эксперименталкой». Именно с того времени Kyvačka и получила свое современное прозвище – «старушка». Но слава к этим мотоциклам пришла не сразу. Имелся еще и довоенный период становления. О нем мы расскажем в следующем материале этой серии.
Но, не будем забывать, что политическая обстановка в самой стране и в мире вообще часто оказывает самое сильное влияние на развитие и историю модели. Иногда и на то, появится ли она вообще. В 1948 году Чехословакия окончательно и бесповоротно (на ближайшие четыре десятилетия) встала на социалистические рельсы. Конечно, с этого момента важнейшим стратегическим партнером страны стало советское государство.

Это отразилось и на торговых отношениях. На ближайшие десятилетия чехословацкая транспортная промышленность была обеспечена большим количеством заказов для нужд огромного Советского Союза. Кроме грузовых автомобилей и локомотивов в начале 60-х начался экспорт, получившей популярность марки чехословацких мотоциклов JAWA.
Какая она милая сердцу «старушка»?
В середине 50-х никто бы и не посмел назвать прекрасно оформленный и сияющий новенькой краской мотоцикл «старушкой». Первые одноцилиндровые JAWA-250 в народе прозвали «чекушкой», тонко намекая на ее объем двигателя. Но позже к ним присоединились еще и двухцилиндровая модификация уже с 350-кубовым мотором. Так первоначальное прозвище постепенно сошло на нет и ребята из 80-х о нем даже не вспоминали. За свой почтенный возраст мотоцикл получил прозвище «старушка». Подавляющее большинство такой техники приходилось на 2-цилиндровые версии.
С 1962 года мотоциклы JAWA начали поставляться в нашу страну. К сожалению, это был уже не герой парижского автосалона Perak, а следующая модель завода. По традиции ее наименование перекликалось с конструктивными особенностями (Perak – «пружинящий», Kyvačka – «качающаяся»).
Хотя особо сожалеть и не стоит. Ведь силовые агрегаты остались почти такими же, а вот дизайн сильно изменился. И если две модели поставить рядом, то вывод напрашивается однозначный: Kyvačka гораздо круче! А если эмоции выразить сухими фактами, то мы получим следующее:
✅ современный стиль вроде сегодняшних круизеров
✅ сплошное удобное сидение для двоих
✅ элегантный и вместительный «бардачок»
✅ модные глубокие крылья
✅ обтекаемый моторный блок
Новая модель в двух вариантах силового агрегата появилась на протяжении года: 1953-й (250-кубовая) и 1954-й (350-кубовая). Спустя восемь лет обновленные модификации этих мотоциклов попали в СССР. Это мотоциклы с индексами «559» и «360». Они отличались массивным прямоугольным спидометром вместо круглого (в ЧССР именовались «панельками»). Очень скоро в нашей стране началась «явомания», плодом которой стало повальное увлечение молодежи чехословацкой техникой. Наверное, не было молодого человека, не мечтавшего хоть немного проехать на импортном аппарате. А если такой появлялся в семье, то вот оно счастье!

Одной из самых отличительных черт этой модели считался оригинальный кожух фары головного света. Он и другие приятные элементы дизайна стали причиной того, что многие именно «старушку» называют самой красивой из линейки JAWA. Хотя лично я с этим не согласился бы. Все-таки последняя модель советского периода «638-я» более элегантна и современна. Ну, о вкусах не спорят.
Устройство новой модели
Kyvačka обладала сходной с прошлой моделью рамой, изготовленной из прямоугольных труб. Не слишком изменилась и передняя подвеска мотоцикла. А вот в остальном мы имеем дело уже с существенными переменами. В первую очередь отметим иную заднюю подвеску (которая и дала название мотоциклу). Старую систему заменила маятниковая конструкция с телескопическими амортизаторами. Время показало, что именно за ней – будущее. Заметной модернизации подверглась и ходовая транспортного средства.
Внешне мотоцикл был гораздо ближе к современным дизайнам. Чехословацкие конструкторы отказались от анахроничных линий во внешности, заметно ее обновив. Особенно выделялось на этом фоне сидение-гитара и кожух фары, ставший единым ансамблем с каплевидным баком. Ну и, конечно, стильные глушители в виде рыбьего хвоста (в 1958 году их сменили менее шумные, сигарообразные).

Впервые эти мотоциклы представили в 1953 году. Правда, прототипы можно было увидеть и раньше. Ведь в те времена у производителей еще не считалось необходимым все держать в секрете. Ну, тогда и производственный шпионаж не был так распространен. Через два года, благодаря увеличению степени сжатости, мощность двигателя увеличили до 16 л. с. В ноябре 1957 года начинается установка на мотоцикл карбюратора серии М с квадратной поплавковой камерой.
Внедрение мотоциклов типа 353 и 354 стало результатом плана национальной серии чехословацких мотоциклов. Согласно ему, в разработке мотоцикла единой конструкции для всех четырех классов объема должны были участвовать два производителя – Zavody 9 kvetna (JAWA) и Ceske zavody motocyklove (CZ).
Ранее, в конце 1940-х годов, производственную программу разделили по классам объема между этими двумя марками (второй получил классы 125 и 150 куб. см, а JAWA – 250 и 350 куб. см). Первоочередной причиной являлось предотвращение конкуренции между ними в одном и том же классе. Однако в начале 60-х от этой идеи отказались и мотоциклы CZ стали выпускаться с теми же объемами двигателя, что и у JAWA (и делить с ними силовые агрегаты).

С октября 1962 года появились обновленные JAWA-250 (тип 559/02) и JAWA-350 (тип 354/06). Именно они и начали поставляться в СССР. Мотоцикл типа 02 имел значительно портированный двигатель и увеличенную мощность по сравнению с исходным 353/04, двигатель для мотоцикла 354/06 остался практически идентичным двигателю 354/04. Изменением является использование бумажного микрофильтра в оригинальном глушителе впуска и шасси идентичное 559/02. Другие изменения включали:
✅ переработанную переднюю вилку
✅ новый спидометр и распределительную коробку
✅ усиленную раму (ее заменила 360/00 в 1965 году)
О качестве мотоциклов серии 353/354 свидетельствует ряд успешных поездок на дальние расстояния, часто в сложнейших условиях пустыни и тропического климата. Путешественник Вацлав Потужник проехал на мотоциклах 250/353/03 по Индии. Успешный дизайн подтверждает огромный коммерческий успех в родной стране и за рубежом, а также тот факт, что многие из этих мотоциклов все еще используются спустя полвека после окончания производства. Машина стала символом слова «мотоцикл» в Чехословакии. Она является не менее легендарной и в нашей стране.
Массовые поставки в СССР
Восторгу советской молодежи не было предела. Красивый мотоцикл с иностранным названием, легко преодолевающий отметку «100» на спидометре. К тому же, с расходом топлива чуть больше 3 л/100 км. Но не это главное. Он почти не ломался, в отличие от отечественной мотоциклетной техники тех времен! Все это принесло Kyvačka всесоюзную славу и любовь.

Многие советские дети, жившие рядом с магазином «Спорттовары», мечтали только об одном. Они ждали, когда для очередного счастливчика вывезут из магазина новенькую JAWA. Хоть посмотреть и сразу день станет счастливее. Любовь к этой чехословацкой марке, 90 % продукции которой поставлялось в СССР, продолжилась и после появления переходной модели «634». У нас ее принято называть «эксперименталкой». Именно с того времени Kyvačka и получила свое современное прозвище – «старушка». Но слава к этим мотоциклам пришла не сразу. Имелся еще и довоенный период становления. О нем мы расскажем в следующем материале этой серии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...