История марки JAWA: Kyvačka или «старушка», завоевавшая в Союзе всеобщую любовь
Очень рады приветствовать поклонников легендарных мотоциклов JAWA и тех, кто просто зашел «на огонек». Мы продолжаем наше повествование об этой чехословацкой, но безумно популярной в СССР, марке. В прошлом материале вы узнали о парижском триумфе Perak и восхождении чехословацких мотоциклов к европейской и мировой славе.
Но, не будем забывать, что политическая обстановка в самой стране и в мире вообще часто оказывает самое сильное влияние на развитие и историю модели. Иногда и на то, появится ли она вообще. В 1948 году Чехословакия окончательно и бесповоротно (на ближайшие четыре десятилетия) встала на социалистические рельсы. Конечно, с этого момента важнейшим стратегическим партнером страны стало советское государство.
Это отразилось и на торговых отношениях. На ближайшие десятилетия чехословацкая транспортная промышленность была обеспечена большим количеством заказов для нужд огромного Советского Союза. Кроме грузовых автомобилей и локомотивов в начале 60-х начался экспорт, получившей популярность марки чехословацких мотоциклов JAWA.
В середине 50-х никто бы и не посмел назвать прекрасно оформленный и сияющий новенькой краской мотоцикл «старушкой». Первые одноцилиндровые JAWA-250 в народе прозвали «чекушкой», тонко намекая на ее объем двигателя. Но позже к ним присоединились еще и двухцилиндровая модификация уже с 350-кубовым мотором. Так первоначальное прозвище постепенно сошло на нет и ребята из 80-х о нем даже не вспоминали. За свой почтенный возраст мотоцикл получил прозвище «старушка». Подавляющее большинство такой техники приходилось на 2-цилиндровые версии.
Хотя особо сожалеть и не стоит. Ведь силовые агрегаты остались почти такими же, а вот дизайн сильно изменился. И если две модели поставить рядом, то вывод напрашивается однозначный: Kyvačka гораздо круче! А если эмоции выразить сухими фактами, то мы получим следующее:
✅ современный стиль вроде сегодняшних круизеров
✅ сплошное удобное сидение для двоих
✅ элегантный и вместительный «бардачок»
✅ модные глубокие крылья
✅ обтекаемый моторный блок
Новая модель в двух вариантах силового агрегата появилась на протяжении года: 1953-й (250-кубовая) и 1954-й (350-кубовая). Спустя восемь лет обновленные модификации этих мотоциклов попали в СССР. Это мотоциклы с индексами «559» и «360». Они отличались массивным прямоугольным спидометром вместо круглого (в ЧССР именовались «панельками»). Очень скоро в нашей стране началась «явомания», плодом которой стало повальное увлечение молодежи чехословацкой техникой. Наверное, не было молодого человека, не мечтавшего хоть немного проехать на импортном аппарате. А если такой появлялся в семье, то вот оно счастье!
Одной из самых отличительных черт этой модели считался оригинальный кожух фары головного света. Он и другие приятные элементы дизайна стали причиной того, что многие именно «старушку» называют самой красивой из линейки JAWA. Хотя лично я с этим не согласился бы. Все-таки последняя модель советского периода «638-я» более элегантна и современна. Ну, о вкусах не спорят.
Kyvačka обладала сходной с прошлой моделью рамой, изготовленной из прямоугольных труб. Не слишком изменилась и передняя подвеска мотоцикла. А вот в остальном мы имеем дело уже с существенными переменами. В первую очередь отметим иную заднюю подвеску (которая и дала название мотоциклу). Старую систему заменила маятниковая конструкция с телескопическими амортизаторами. Время показало, что именно за ней – будущее. Заметной модернизации подверглась и ходовая транспортного средства.
Внешне мотоцикл был гораздо ближе к современным дизайнам. Чехословацкие конструкторы отказались от анахроничных линий во внешности, заметно ее обновив. Особенно выделялось на этом фоне сидение-гитара и кожух фары, ставший единым ансамблем с каплевидным баком. Ну и, конечно, стильные глушители в виде рыбьего хвоста (в 1958 году их сменили менее шумные, сигарообразные).
Впервые эти мотоциклы представили в 1953 году. Правда, прототипы можно было увидеть и раньше. Ведь в те времена у производителей еще не считалось необходимым все держать в секрете. Ну, тогда и производственный шпионаж не был так распространен. Через два года, благодаря увеличению степени сжатости, мощность двигателя увеличили до 16 л. с. В ноябре 1957 года начинается установка на мотоцикл карбюратора серии М с квадратной поплавковой камерой.
Внедрение мотоциклов типа 353 и 354 стало результатом плана национальной серии чехословацких мотоциклов. Согласно ему, в разработке мотоцикла единой конструкции для всех четырех классов объема должны были участвовать два производителя – Zavody 9 kvetna (JAWA) и Ceske zavody motocyklove (CZ).
Ранее, в конце 1940-х годов, производственную программу разделили по классам объема между этими двумя марками (второй получил классы 125 и 150 куб. см, а JAWA – 250 и 350 куб. см). Первоочередной причиной являлось предотвращение конкуренции между ними в одном и том же классе. Однако в начале 60-х от этой идеи отказались и мотоциклы CZ стали выпускаться с теми же объемами двигателя, что и у JAWA (и делить с ними силовые агрегаты).
С октября 1962 года появились обновленные JAWA-250 (тип 559/02) и JAWA-350 (тип 354/06). Именно они и начали поставляться в СССР. Мотоцикл типа 02 имел значительно портированный двигатель и увеличенную мощность по сравнению с исходным 353/04, двигатель для мотоцикла 354/06 остался практически идентичным двигателю 354/04. Изменением является использование бумажного микрофильтра в оригинальном глушителе впуска и шасси идентичное 559/02. Другие изменения включали:
✅ переработанную переднюю вилку
✅ новый спидометр и распределительную коробку
✅ усиленную раму (ее заменила 360/00 в 1965 году)
О качестве мотоциклов серии 353/354 свидетельствует ряд успешных поездок на дальние расстояния, часто в сложнейших условиях пустыни и тропического климата. Путешественник Вацлав Потужник проехал на мотоциклах 250/353/03 по Индии. Успешный дизайн подтверждает огромный коммерческий успех в родной стране и за рубежом, а также тот факт, что многие из этих мотоциклов все еще используются спустя полвека после окончания производства. Машина стала символом слова «мотоцикл» в Чехословакии. Она является не менее легендарной и в нашей стране.
Восторгу советской молодежи не было предела. Красивый мотоцикл с иностранным названием, легко преодолевающий отметку «100» на спидометре. К тому же, с расходом топлива чуть больше 3 л/100 км. Но не это главное. Он почти не ломался, в отличие от отечественной мотоциклетной техники тех времен! Все это принесло Kyvačka всесоюзную славу и любовь.
Многие советские дети, жившие рядом с магазином «Спорттовары», мечтали только об одном. Они ждали, когда для очередного счастливчика вывезут из магазина новенькую JAWA. Хоть посмотреть и сразу день станет счастливее. Любовь к этой чехословацкой марке, 90 % продукции которой поставлялось в СССР, продолжилась и после появления переходной модели «634». У нас ее принято называть «эксперименталкой». Именно с того времени Kyvačka и получила свое современное прозвище – «старушка». Но слава к этим мотоциклам пришла не сразу. Имелся еще и довоенный период становления. О нем мы расскажем в следующем материале этой серии.
Но, не будем забывать, что политическая обстановка в самой стране и в мире вообще часто оказывает самое сильное влияние на развитие и историю модели. Иногда и на то, появится ли она вообще. В 1948 году Чехословакия окончательно и бесповоротно (на ближайшие четыре десятилетия) встала на социалистические рельсы. Конечно, с этого момента важнейшим стратегическим партнером страны стало советское государство.
Многие посчитали такой дизайн самым успешным. Фото: youtube.com
Это отразилось и на торговых отношениях. На ближайшие десятилетия чехословацкая транспортная промышленность была обеспечена большим количеством заказов для нужд огромного Советского Союза. Кроме грузовых автомобилей и локомотивов в начале 60-х начался экспорт, получившей популярность марки чехословацких мотоциклов JAWA.
Какая она милая сердцу «старушка»?
В середине 50-х никто бы и не посмел назвать прекрасно оформленный и сияющий новенькой краской мотоцикл «старушкой». Первые одноцилиндровые JAWA-250 в народе прозвали «чекушкой», тонко намекая на ее объем двигателя. Но позже к ним присоединились еще и двухцилиндровая модификация уже с 350-кубовым мотором. Так первоначальное прозвище постепенно сошло на нет и ребята из 80-х о нем даже не вспоминали. За свой почтенный возраст мотоцикл получил прозвище «старушка». Подавляющее большинство такой техники приходилось на 2-цилиндровые версии.
С 1962 года мотоциклы JAWA начали поставляться в нашу страну. К сожалению, это был уже не герой парижского автосалона Perak, а следующая модель завода. По традиции ее наименование перекликалось с конструктивными особенностями (Perak – «пружинящий», Kyvačka – «качающаяся»).
Хотя особо сожалеть и не стоит. Ведь силовые агрегаты остались почти такими же, а вот дизайн сильно изменился. И если две модели поставить рядом, то вывод напрашивается однозначный: Kyvačka гораздо круче! А если эмоции выразить сухими фактами, то мы получим следующее:
✅ современный стиль вроде сегодняшних круизеров
✅ сплошное удобное сидение для двоих
✅ элегантный и вместительный «бардачок»
✅ модные глубокие крылья
✅ обтекаемый моторный блок
Новая модель в двух вариантах силового агрегата появилась на протяжении года: 1953-й (250-кубовая) и 1954-й (350-кубовая). Спустя восемь лет обновленные модификации этих мотоциклов попали в СССР. Это мотоциклы с индексами «559» и «360». Они отличались массивным прямоугольным спидометром вместо круглого (в ЧССР именовались «панельками»). Очень скоро в нашей стране началась «явомания», плодом которой стало повальное увлечение молодежи чехословацкой техникой. Наверное, не было молодого человека, не мечтавшего хоть немного проехать на импортном аппарате. А если такой появлялся в семье, то вот оно счастье!
Основным отличием являлась разновидность силового агрегата. Фото: youtube.com
Одной из самых отличительных черт этой модели считался оригинальный кожух фары головного света. Он и другие приятные элементы дизайна стали причиной того, что многие именно «старушку» называют самой красивой из линейки JAWA. Хотя лично я с этим не согласился бы. Все-таки последняя модель советского периода «638-я» более элегантна и современна. Ну, о вкусах не спорят.
Устройство новой модели
Kyvačka обладала сходной с прошлой моделью рамой, изготовленной из прямоугольных труб. Не слишком изменилась и передняя подвеска мотоцикла. А вот в остальном мы имеем дело уже с существенными переменами. В первую очередь отметим иную заднюю подвеску (которая и дала название мотоциклу). Старую систему заменила маятниковая конструкция с телескопическими амортизаторами. Время показало, что именно за ней – будущее. Заметной модернизации подверглась и ходовая транспортного средства.
Внешне мотоцикл был гораздо ближе к современным дизайнам. Чехословацкие конструкторы отказались от анахроничных линий во внешности, заметно ее обновив. Особенно выделялось на этом фоне сидение-гитара и кожух фары, ставший единым ансамблем с каплевидным баком. Ну и, конечно, стильные глушители в виде рыбьего хвоста (в 1958 году их сменили менее шумные, сигарообразные).
2-цилиндровых версий существовало намного больше. Фото: youtube.com
Впервые эти мотоциклы представили в 1953 году. Правда, прототипы можно было увидеть и раньше. Ведь в те времена у производителей еще не считалось необходимым все держать в секрете. Ну, тогда и производственный шпионаж не был так распространен. Через два года, благодаря увеличению степени сжатости, мощность двигателя увеличили до 16 л. с. В ноябре 1957 года начинается установка на мотоцикл карбюратора серии М с квадратной поплавковой камерой.
Внедрение мотоциклов типа 353 и 354 стало результатом плана национальной серии чехословацких мотоциклов. Согласно ему, в разработке мотоцикла единой конструкции для всех четырех классов объема должны были участвовать два производителя – Zavody 9 kvetna (JAWA) и Ceske zavody motocyklove (CZ).
Ранее, в конце 1940-х годов, производственную программу разделили по классам объема между этими двумя марками (второй получил классы 125 и 150 куб. см, а JAWA – 250 и 350 куб. см). Первоочередной причиной являлось предотвращение конкуренции между ними в одном и том же классе. Однако в начале 60-х от этой идеи отказались и мотоциклы CZ стали выпускаться с теми же объемами двигателя, что и у JAWA (и делить с ними силовые агрегаты).
Со временем такой спидометр заменили на прямоугольный. Фото: youtube.com
С октября 1962 года появились обновленные JAWA-250 (тип 559/02) и JAWA-350 (тип 354/06). Именно они и начали поставляться в СССР. Мотоцикл типа 02 имел значительно портированный двигатель и увеличенную мощность по сравнению с исходным 353/04, двигатель для мотоцикла 354/06 остался практически идентичным двигателю 354/04. Изменением является использование бумажного микрофильтра в оригинальном глушителе впуска и шасси идентичное 559/02. Другие изменения включали:
✅ переработанную переднюю вилку
✅ новый спидометр и распределительную коробку
✅ усиленную раму (ее заменила 360/00 в 1965 году)
О качестве мотоциклов серии 353/354 свидетельствует ряд успешных поездок на дальние расстояния, часто в сложнейших условиях пустыни и тропического климата. Путешественник Вацлав Потужник проехал на мотоциклах 250/353/03 по Индии. Успешный дизайн подтверждает огромный коммерческий успех в родной стране и за рубежом, а также тот факт, что многие из этих мотоциклов все еще используются спустя полвека после окончания производства. Машина стала символом слова «мотоцикл» в Чехословакии. Она является не менее легендарной и в нашей стране.
Массовые поставки в СССР
Восторгу советской молодежи не было предела. Красивый мотоцикл с иностранным названием, легко преодолевающий отметку «100» на спидометре. К тому же, с расходом топлива чуть больше 3 л/100 км. Но не это главное. Он почти не ломался, в отличие от отечественной мотоциклетной техники тех времен! Все это принесло Kyvačka всесоюзную славу и любовь.
Мотоциклы такого типа сменили Jawa Kyvačka. Фото: youtube.com
Многие советские дети, жившие рядом с магазином «Спорттовары», мечтали только об одном. Они ждали, когда для очередного счастливчика вывезут из магазина новенькую JAWA. Хоть посмотреть и сразу день станет счастливее. Любовь к этой чехословацкой марке, 90 % продукции которой поставлялось в СССР, продолжилась и после появления переходной модели «634». У нас ее принято называть «эксперименталкой». Именно с того времени Kyvačka и получила свое современное прозвище – «старушка». Но слава к этим мотоциклам пришла не сразу. Имелся еще и довоенный период становления. О нем мы расскажем в следующем материале этой серии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...