История марки Jawa: Perak, создававшийся подпольно
Хотя официально Вторая мировая война началась 1 сентября с нападения фашистов на Польшу, ее «ноги» растут еще глубже. Это – аншлюс Австрии и расчленение Чехословакии. Последняя поглощалась постепенно, все началось с Судетской области. После этого вся хорошо налаженная промышленность центральноевропейской страны начала работать на Рейх.
Не стали исключением автомобильные компании «Шкода» и «Татра», а также мотоциклетный завод «Ява». На последнем выпускались различные запчасти для ремонта военной техники. Естественно, лозунг «все для фронта» работал не только в нашей стране, но и во всех государств, принимавших участие в самом кровопролитном конфликте XX века. В таких условиях не могло даже идти речи о том, чтобы заниматься какими-то новыми разработками.
Поэтому, если вы взглянете на историю развития любой европейской марки, то в первой половине 40-х вас будут ожидать чистые страницы. И это касается всех. Ну, почти всех. Есть все же одна компания, сотрудники которой умудрились заниматься проектированием не военной техники, а модели с явным прицелом на новую мирную жизнь. И все это происходило под носом у фашистов!
Активное и бесповоротное наступление Красной армии и открытие второго фронта приводили к однозначным выводам. Период властвования Третьего Рейха стремительно подходит к своему завершению. Счет идет на месяцы, пусть годы, а что потом? Да, все вернуться к мирной жизни и кроме восстановления разрушенного, понадобятся новые образцы грузовой, автомобильной и мотоциклетной техники.
Проницательные сотрудники Jawa, во главе с директором Ярославом Фрей, подвергали себя смертельной опасности, скрывая чертежи и наработки новой модели. Они понимали, что в случае утечки, плоды их трудов будут использованы для фашистской военной машины. Да и их самих, по законам военного времени, скорее всего, поставили бы к стенке. В общем, весь процесс проходил нелегально и в строжайшей секретности. А с точки зрения искусственного формирования «протекторат Богемия и Моравия» она еще являлась и незаконной. К счастью, все работы над мотоциклом остались успешно засекреченными до конца войны.
Реальная разработка и постройка прототипов сначала происходила на заводе Jawa в Панкраце, где ремонтировались немецкие военные мотоциклы. Когда здесь начало шнырять гестапо, дальнейшую деятельность пришлось перенести за пределы фабрики.
Подготовка легендарного подпольного мотоцикла уже подходила к концу. Поэтому два его прототипа доставили в Нова-Пака к Антонину Витвару. Он до войны участвовал в гонках на мотоциклах Jawa и имел там свою мастерскую. С приближением конца войны, после успешных испытаний, Витвару и его коллегам пришлось разобрать оба опытных образца, поместить в ящики и спрятать. Один оказался у невестки Витвара в подвале ее дома, другой закопали в сарае брата за городом.
Как мы можем видеть сегодня, подпольное конструирование первого послевоенного чехословацкого мотоцикла прошло успешно. В то время, когда другие страны только возвращались к мирной жизни, пытаясь вернуть автомобильное и мотоциклетное производство на «мирные рельсы», у чехов уже все было готово.
Когда новая Jawa 250 была представлена на 33-м Парижском автосалоне в октябре 1946 года, она вызвала бурю эмоций. Причем не только среди публики, но и среди профессионалов. Это оказалось сродни разорвавшейся бомбы, но мирной и создавшей только положительный эффект. Всевозможные специалисты начали терзать чехословацкую делегацию вопросами о примененных технических решениях, планах на серийное производство и возможностью экспорта успешной новинки.
Среди этого множества выделялся один подозрительный человек. Движимый любопытством, он день за днем появлялся у стенда Jawa. Им оказался титулованный французский мотогонщик Луи Жаннен. На тот момент ему было около 40 лет. Это стало лишним подтверждением интереса к мотоциклу на самом высоком профессиональном уровне.
Так на первом же крупном послевоенном автосалоне модель Jawa 250 завоевала золотую медаль в своей категории. Все произошло несмотря на очень сильную конкуренцию с представителями из множества других стран. По отзывам автомобильных журналов, своим техническим решением она на несколько лет опередила других мировых производителей мотоциклов. Что ж, о причинах мы вам рассказали уже раньше. Перечислим технические решения, которые так очаровали жюри и участников конкурса:
✅ компактная компоновка с круглыми интегрированными формами
✅ замкнутая несущая рама из стальных четырехугольных профилей
✅ передняя вилка, составлявшая изящный блок с фарой и спидометром
✅ аккуратно спрятанные кабели и троса
Другим прогрессивным элементом, впрочем, уже встречавшимися и раньше, являлась передняя телескопическая вилка. Ее использовали вместо качающейся рычажной с одинарной спиральной пружиной, применявшейся в серийных мотоциклах Jawa ранее. А еще в подвеске заднего колеса установили планеры телескопической конструкции. Ну и, шутки ради, гудок звукового сигнала поместили под верхней трубой рамы, где он оказался спрятанным под топливным баком.
Часто можно услышать, что именно задняя подвеска, а не вымышленный герой-антифашист дали название новой модели Jawa Perak (последнее слово означает «пружинящий»). Думаю, скорее всего, просто все удачно совпало: и имя чешского богатыря, и конструкция задней части мотоцикла, включающая пружины в подвеске.
Perak сохраняет за собой звание первого серийного чехословацкого мотоцикла с подрессоренным задним колесом. Вдохновение для технического решения этого элемента дизайнеры Jawa нашли в немецком BMW. Новая модель имела следующие характеристики:
✅ трансмиссия – 4-ступенчатая
✅ двигатель – 1-цилиндровый, двухтактный
✅ рабочий объем – 248,8 куб. см
✅ мощность – 9 л. с
Переключение производилось нажатием на педаль ногой, при этом сцепление автоматически отключалось. Карбюратор полностью закрыли, что позволяло легко мыть мотоцикл. Некоторые из вышеперечисленных конструкторских решений стали предметом сразу нескольких патентов.
Серийное производство Jawa 250 под названием Perak велось с 1946 по 1954 год, всего было выпущено около 160 000 экземпляров. Большинство из них экспортировалось более чем в сотню стран мира. Они продавались и в государства с развитой мотоиндустрией, такие как США, Великобритания или Германия. Однако большая их часть оказалась в Советском Союзе, который стал крупнейшим покупателем мотоциклов Jawa на многие десятилетия.
Разработки военного времени в области многокубовых двигателей принесли дальнейшие плоды. В период с 1948 по 1958 год производился новый 350-кубовый мотоцикл с двухцилиндровым двигателем, также именуемый Perak. В остальном он был конструктивно идентичен 250-му. Первоначально именовавшийся Ogar 350, с 1950 года получил стандартное обозначение Jawa 350. Преемником модели стали не менее легендарные Kyvacky. О нем читайте в следующих частях рубрики.
Не стали исключением автомобильные компании «Шкода» и «Татра», а также мотоциклетный завод «Ява». На последнем выпускались различные запчасти для ремонта военной техники. Естественно, лозунг «все для фронта» работал не только в нашей стране, но и во всех государств, принимавших участие в самом кровопролитном конфликте XX века. В таких условиях не могло даже идти речи о том, чтобы заниматься какими-то новыми разработками.
Первые Perak не имели привычной красной окраски. Фото: youtube.com
Поэтому, если вы взглянете на историю развития любой европейской марки, то в первой половине 40-х вас будут ожидать чистые страницы. И это касается всех. Ну, почти всех. Есть все же одна компания, сотрудники которой умудрились заниматься проектированием не военной техники, а модели с явным прицелом на новую мирную жизнь. И все это происходило под носом у фашистов!
Гражданский мотоцикл, разработанный в военное время
Активное и бесповоротное наступление Красной армии и открытие второго фронта приводили к однозначным выводам. Период властвования Третьего Рейха стремительно подходит к своему завершению. Счет идет на месяцы, пусть годы, а что потом? Да, все вернуться к мирной жизни и кроме восстановления разрушенного, понадобятся новые образцы грузовой, автомобильной и мотоциклетной техники.
Проницательные сотрудники Jawa, во главе с директором Ярославом Фрей, подвергали себя смертельной опасности, скрывая чертежи и наработки новой модели. Они понимали, что в случае утечки, плоды их трудов будут использованы для фашистской военной машины. Да и их самих, по законам военного времени, скорее всего, поставили бы к стенке. В общем, весь процесс проходил нелегально и в строжайшей секретности. А с точки зрения искусственного формирования «протекторат Богемия и Моравия» она еще являлась и незаконной. К счастью, все работы над мотоциклом остались успешно засекреченными до конца войны.
Такие прототипы тайно собирали в Панкраце.Фото: youtube.com
Реальная разработка и постройка прототипов сначала происходила на заводе Jawa в Панкраце, где ремонтировались немецкие военные мотоциклы. Когда здесь начало шнырять гестапо, дальнейшую деятельность пришлось перенести за пределы фабрики.
Подготовка легендарного подпольного мотоцикла уже подходила к концу. Поэтому два его прототипа доставили в Нова-Пака к Антонину Витвару. Он до войны участвовал в гонках на мотоциклах Jawa и имел там свою мастерскую. С приближением конца войны, после успешных испытаний, Витвару и его коллегам пришлось разобрать оба опытных образца, поместить в ящики и спрятать. Один оказался у невестки Витвара в подвале ее дома, другой закопали в сарае брата за городом.
Свое название мотоцикл получил в честь вымышленного героя антифашистского сопротивления по имени Перак. Считалось, что он, с пружинами на ногах, причинял много вреда и неудобств оккупационным властям. Его не могли поймать, а чехи верили, что их первый супергерой поможет освободить страну от фашистского гнета. Нелегальная разработка и красивая легенда стали причинами появления Jawa Perak.
Как мы можем видеть сегодня, подпольное конструирование первого послевоенного чехословацкого мотоцикла прошло успешно. В то время, когда другие страны только возвращались к мирной жизни, пытаясь вернуть автомобильное и мотоциклетное производство на «мирные рельсы», у чехов уже все было готово.
Ошеломительный успех на Парижском автосалоне
Когда новая Jawa 250 была представлена на 33-м Парижском автосалоне в октябре 1946 года, она вызвала бурю эмоций. Причем не только среди публики, но и среди профессионалов. Это оказалось сродни разорвавшейся бомбы, но мирной и создавшей только положительный эффект. Всевозможные специалисты начали терзать чехословацкую делегацию вопросами о примененных технических решениях, планах на серийное производство и возможностью экспорта успешной новинки.
Передняя вилка в блоке с фарой и спидометром.Фото: youtube.com
Среди этого множества выделялся один подозрительный человек. Движимый любопытством, он день за днем появлялся у стенда Jawa. Им оказался титулованный французский мотогонщик Луи Жаннен. На тот момент ему было около 40 лет. Это стало лишним подтверждением интереса к мотоциклу на самом высоком профессиональном уровне.
Так на первом же крупном послевоенном автосалоне модель Jawa 250 завоевала золотую медаль в своей категории. Все произошло несмотря на очень сильную конкуренцию с представителями из множества других стран. По отзывам автомобильных журналов, своим техническим решением она на несколько лет опередила других мировых производителей мотоциклов. Что ж, о причинах мы вам рассказали уже раньше. Перечислим технические решения, которые так очаровали жюри и участников конкурса:
✅ компактная компоновка с круглыми интегрированными формами
✅ замкнутая несущая рама из стальных четырехугольных профилей
✅ передняя вилка, составлявшая изящный блок с фарой и спидометром
✅ аккуратно спрятанные кабели и троса
Другим прогрессивным элементом, впрочем, уже встречавшимися и раньше, являлась передняя телескопическая вилка. Ее использовали вместо качающейся рычажной с одинарной спиральной пружиной, применявшейся в серийных мотоциклах Jawa ранее. А еще в подвеске заднего колеса установили планеры телескопической конструкции. Ну и, шутки ради, гудок звукового сигнала поместили под верхней трубой рамы, где он оказался спрятанным под топливным баком.
Техническая сторона новинки
Часто можно услышать, что именно задняя подвеска, а не вымышленный герой-антифашист дали название новой модели Jawa Perak (последнее слово означает «пружинящий»). Думаю, скорее всего, просто все удачно совпало: и имя чешского богатыря, и конструкция задней части мотоцикла, включающая пружины в подвеске.
Революционная на то время конструкция.Фото: youtube.com
Perak сохраняет за собой звание первого серийного чехословацкого мотоцикла с подрессоренным задним колесом. Вдохновение для технического решения этого элемента дизайнеры Jawa нашли в немецком BMW. Новая модель имела следующие характеристики:
✅ трансмиссия – 4-ступенчатая
✅ двигатель – 1-цилиндровый, двухтактный
✅ рабочий объем – 248,8 куб. см
✅ мощность – 9 л. с
Переключение производилось нажатием на педаль ногой, при этом сцепление автоматически отключалось. Карбюратор полностью закрыли, что позволяло легко мыть мотоцикл. Некоторые из вышеперечисленных конструкторских решений стали предметом сразу нескольких патентов.
Серийное производство и переход к новым моделям
Серийное производство Jawa 250 под названием Perak велось с 1946 по 1954 год, всего было выпущено около 160 000 экземпляров. Большинство из них экспортировалось более чем в сотню стран мира. Они продавались и в государства с развитой мотоиндустрией, такие как США, Великобритания или Германия. Однако большая их часть оказалась в Советском Союзе, который стал крупнейшим покупателем мотоциклов Jawa на многие десятилетия.
Современная попытка возрождения модели Perak.Фото: youtube.com
Разработки военного времени в области многокубовых двигателей принесли дальнейшие плоды. В период с 1948 по 1958 год производился новый 350-кубовый мотоцикл с двухцилиндровым двигателем, также именуемый Perak. В остальном он был конструктивно идентичен 250-му. Первоначально именовавшийся Ogar 350, с 1950 года получил стандартное обозначение Jawa 350. Преемником модели стали не менее легендарные Kyvacky. О нем читайте в следующих частях рубрики.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...