«Победа» для нужд МГБ – ГАЗ-М20Г
Сто лет назад, когда коммунисты только пришли к власти в нашей стране, созданные спецслужбы еще не нуждались в особом автотранспорте. «Чекистам» хватало и национализированных иномарок, доставшихся в наследие от царского режима. К 30-м годам ситуация стала меняться и вопрос спецтранспорта для проведения различных операций встал более остро.
Уже ближе к нашим временам такие автомобили назвали «догонялками». Шпионские страсти, разгоревшиеся на фоне «холодной войны», иногда вынуждали представителей силовых структур догонять автомобили иностранного производства с находящимися внутри представителями других государств. Эти люди, замаскированные под сотрудников посольств, просто шпионили за советской страной в пользу какого-то из государств Запада. Чтобы поймать такого человека на «горячем», требовался скоростной автомобиль, способный догнать иномарку.
Еще одной задачей являлась его маскировка под обычную советскую легковушку. Это было очень важным фактором, чтобы преступник заранее не обнаружил слежку. Самые мощные легковые автомобили советского периода выпускались на Горьковском автозаводе. Поэтому именно серийные экземпляры моделей ГАЗ и служили в качестве базы для спецтранспорта службы безопасности страны.
Автомобиль с одиозным названием «Победа» был самым ярким символом послевоенного десятилетия. Его могли позволить себе купить даже некоторые избранные граждане СССР. По сути, массовость автомобиля создавала ему самое лучшее прикрытие. Поэтому по секретным каналам связи в Горький отправилось особое предписание.
Раньше серийное образцы автомобиля уже использовались в Гараже особого назначения (ГОН). А год назад начались попытки проектирования особой модификации. Теперь эти работы скорректировали на высшем уровне. Уже на следующий год первый спецавтомобиль представили для испытаний. Но этому предшествовал кропотливый труд опытных инженеров по подгонке мощного двигателя и другого оборудования для параметров стандартного кузова «Победы».
Конечно, в те времена автомобиль не планировался как классическая «догонялка». Перед ним во второй половине 50-х ставилась совсем иная задача: сопровождение правительственных лимузинов. А здесь на первое место также выходила положительная динамика. Ведь за мощными и быстрыми ЗИС или ЗИМ обычной ГАЗ-М20 ни за что не угнаться. Пришлось искать варианты выхода из ситуации и задействовать инженерную смекалку.
Параллельно на предприятии форсировали классический автомобиль (появилась модификация ГАЗ-М20Д) и установили 6-цилиндровый двигатель правительственного автомобиля на спецверсию «Победы». В качестве силового агрегата выступил «зимовский» 90-сильный мотор. Чтобы он поместился под капотом значительно меньших габаритов, прибегли к нескольким хитростям:
✅ отказались от гидравлической муфты
✅ уменьшили радиатор охлаждения
✅ добавили масляный радиатор
Передок нового автомобиля «добавил» сразу 100 кг. Выручили более мощные пружины, которые готовились для находящейся в проекте «двадцать первой» «Волги». В остальном задача перед группой Вассермана стояла непростая. С одной стороны – мощная и скоростная модель, с другой – ни одной нестандартной детали или агрегата. Поиски привели к созданию независимой подвески на шкорнях, которую применяли во многих последующих моделях завода (даже на всем известных «Газелях»).
Ситуация усугублялась тем, что в 1957 году впервые в Москве должен был пройти международный молодежный форум. В это время в советскую столицу съехалось максимальное количество иностранных гостей. Конечно, требовалось сопровождение и охрана делегатов из разных (в том числе, и капиталистических) стран. В этом случае СССР просто не имел права «ударить лицом в грязь». Ведь советское государство позиционировало себя как одно из ведущих в мире во всех отношениях.
Стандартная «Победа» оказалась слишком уж медлительной, а ЗИС-110 чересчур помпезным для функции сопроводительного автомобиля. Пришлось изготовить что-то среднее. Итогом стал выпуск «М20Г» в течение всего времени, предшествующего студенческому форуму.
Чтобы автомобиль мог комфортно эксплуатироваться понадобились многие изменения и переделки. К примеру, передаточное число главной пары заднего моста довели до 4,44 (вместо стандартных 5,14). Огромный двигатель смогли уместить под капотом только под другим углом. Это потребовало применение двухвальной карданной передачи и промежуточной опоры.
Внутри тоже произошли некоторые перемены. Дешевую и ненадежную искусственную кожу в обивке сменила шикарная ткань, похожая на ту, которую использовали в правительственной технике. И стало немного комфортнее, ведь исчез хребет карданного тоннеля от классического двигателя.
Новый двигатель имел гораздо лучший аппетит, поэтому емкость бака пришлось увеличить с 55 до 80 литров. А вот увеличение степени сжатия (7.15) подняло мощность до уровня 90 л. с. Качество родных комплектующих «Победы» оказалось на высоте. Несмотря на то, что новый мотор был гораздо мощнее, 3-ступенчатая КПП и сцепление показали себя очень надежными в последующей эксплуатации. На такую меру пошли еще по причине того, что в двигателе ГАЗ-12 применялась муфта с гидротрансформатором, заметно снижавшая мощность двигателя.
Кропотливый труд не прошел напрасно. Это хорошо видно из сравнения ходовых качеств специального автомобиля с классической «Победой» (показатели последней приведены в скобках): максимальная скорость – 132 (109) км/ч, разгон до 80 км/ч – 19 (30) секунд. За те же полминуты шустрый спецтранспорт достигал отметки в 100 км/ч на спидометре.
Учитывая применение автомобиля его выпуск оказался очень ограниченным. Точных данных нет, но количество собранных ГАЗ-М20Г не превышало 100 экземпляров. По поводу времени производства также имеется разбежность в данных. Одни источники уверяют, что автомобили собирались только до международного фестиваля. Другие подтверждают факт выпуска еще нескольких штук в 1958 (1959) году. Засекреченная или утерянная информация позволяет только строить гипотезы (нет даже конструкторской документации, считавшейся военной тайной).
Большая часть (около восьмидесяти штук) автомобилей специальной сборки оказались в советской столице и использовались по своему основному назначению. Остальные перераспределили по столицам республик и стратегически важным городам страны. Так например одна попала в небольшой Кировоград. Тогда город являлся важным транспортным узлом, в котором нередко бывали транзитом иностранные туристы.
Последний момент, который стоит упомянуть это цветовая гамма окраски автомобиля. Каких-то особых предпочтений люди в погонах не предъявляли. Ведь уже тогда в их распоряжении находилась спецэмульсия. Она позволяла очень быстро придать автомобилю желаемый цвет. Чтобы удалить его, достаточно подать теплую воду под напором. Эта возможность оказалась хорошим подспорьем во время проведения слежки. На боевом посту КГБ автомобиль сменила более современная «Волга» ГАЗ-23.
Уже ближе к нашим временам такие автомобили назвали «догонялками». Шпионские страсти, разгоревшиеся на фоне «холодной войны», иногда вынуждали представителей силовых структур догонять автомобили иностранного производства с находящимися внутри представителями других государств. Эти люди, замаскированные под сотрудников посольств, просто шпионили за советской страной в пользу какого-то из государств Запада. Чтобы поймать такого человека на «горячем», требовался скоростной автомобиль, способный догнать иномарку.
Классическая «Победа», ставшая базовой для спецавто. Фото: youtube.com
Еще одной задачей являлась его маскировка под обычную советскую легковушку. Это было очень важным фактором, чтобы преступник заранее не обнаружил слежку. Самые мощные легковые автомобили советского периода выпускались на Горьковском автозаводе. Поэтому именно серийные экземпляры моделей ГАЗ и служили в качестве базы для спецтранспорта службы безопасности страны.
Специальная «Победа»
Автомобиль с одиозным названием «Победа» был самым ярким символом послевоенного десятилетия. Его могли позволить себе купить даже некоторые избранные граждане СССР. По сути, массовость автомобиля создавала ему самое лучшее прикрытие. Поэтому по секретным каналам связи в Горький отправилось особое предписание.
В начале осени 1956 года перед руководством предприятия поставили правительственную задачу. В краткие сроки необходимо изготовить спецавтомобиль для нужд МГБ. Новая модификация получила индекс ГАЗ-М20Г.
Раньше серийное образцы автомобиля уже использовались в Гараже особого назначения (ГОН). А год назад начались попытки проектирования особой модификации. Теперь эти работы скорректировали на высшем уровне. Уже на следующий год первый спецавтомобиль представили для испытаний. Но этому предшествовал кропотливый труд опытных инженеров по подгонке мощного двигателя и другого оборудования для параметров стандартного кузова «Победы».
Привычные очертания легендарного автомобиля. Фото: youtube.com
Конечно, в те времена автомобиль не планировался как классическая «догонялка». Перед ним во второй половине 50-х ставилась совсем иная задача: сопровождение правительственных лимузинов. А здесь на первое место также выходила положительная динамика. Ведь за мощными и быстрыми ЗИС или ЗИМ обычной ГАЗ-М20 ни за что не угнаться. Пришлось искать варианты выхода из ситуации и задействовать инженерную смекалку.
Изыскания талантливых советских инженеров
Параллельно на предприятии форсировали классический автомобиль (появилась модификация ГАЗ-М20Д) и установили 6-цилиндровый двигатель правительственного автомобиля на спецверсию «Победы». В качестве силового агрегата выступил «зимовский» 90-сильный мотор. Чтобы он поместился под капотом значительно меньших габаритов, прибегли к нескольким хитростям:
✅ отказались от гидравлической муфты
✅ уменьшили радиатор охлаждения
✅ добавили масляный радиатор
Передок нового автомобиля «добавил» сразу 100 кг. Выручили более мощные пружины, которые готовились для находящейся в проекте «двадцать первой» «Волги». В остальном задача перед группой Вассермана стояла непростая. С одной стороны – мощная и скоростная модель, с другой – ни одной нестандартной детали или агрегата. Поиски привели к созданию независимой подвески на шкорнях, которую применяли во многих последующих моделях завода (даже на всем известных «Газелях»).
Ситуация усугублялась тем, что в 1957 году впервые в Москве должен был пройти международный молодежный форум. В это время в советскую столицу съехалось максимальное количество иностранных гостей. Конечно, требовалось сопровождение и охрана делегатов из разных (в том числе, и капиталистических) стран. В этом случае СССР просто не имел права «ударить лицом в грязь». Ведь советское государство позиционировало себя как одно из ведущих в мире во всех отношениях.
Анахроничная приборная панель. Фото: youtube.com
Стандартная «Победа» оказалась слишком уж медлительной, а ЗИС-110 чересчур помпезным для функции сопроводительного автомобиля. Пришлось изготовить что-то среднее. Итогом стал выпуск «М20Г» в течение всего времени, предшествующего студенческому форуму.
Какие еще понадобились доводки и переделки?
Чтобы автомобиль мог комфортно эксплуатироваться понадобились многие изменения и переделки. К примеру, передаточное число главной пары заднего моста довели до 4,44 (вместо стандартных 5,14). Огромный двигатель смогли уместить под капотом только под другим углом. Это потребовало применение двухвальной карданной передачи и промежуточной опоры.
Внутри тоже произошли некоторые перемены. Дешевую и ненадежную искусственную кожу в обивке сменила шикарная ткань, похожая на ту, которую использовали в правительственной технике. И стало немного комфортнее, ведь исчез хребет карданного тоннеля от классического двигателя.
Сегодня спецтранспорт часто встречается в таком состоянии. Фото: youtube.com
Новый двигатель имел гораздо лучший аппетит, поэтому емкость бака пришлось увеличить с 55 до 80 литров. А вот увеличение степени сжатия (7.15) подняло мощность до уровня 90 л. с. Качество родных комплектующих «Победы» оказалось на высоте. Несмотря на то, что новый мотор был гораздо мощнее, 3-ступенчатая КПП и сцепление показали себя очень надежными в последующей эксплуатации. На такую меру пошли еще по причине того, что в двигателе ГАЗ-12 применялась муфта с гидротрансформатором, заметно снижавшая мощность двигателя.
Хорошие результаты и ограниченный выпуск
Кропотливый труд не прошел напрасно. Это хорошо видно из сравнения ходовых качеств специального автомобиля с классической «Победой» (показатели последней приведены в скобках): максимальная скорость – 132 (109) км/ч, разгон до 80 км/ч – 19 (30) секунд. За те же полминуты шустрый спецтранспорт достигал отметки в 100 км/ч на спидометре.
Учитывая применение автомобиля его выпуск оказался очень ограниченным. Точных данных нет, но количество собранных ГАЗ-М20Г не превышало 100 экземпляров. По поводу времени производства также имеется разбежность в данных. Одни источники уверяют, что автомобили собирались только до международного фестиваля. Другие подтверждают факт выпуска еще нескольких штук в 1958 (1959) году. Засекреченная или утерянная информация позволяет только строить гипотезы (нет даже конструкторской документации, считавшейся военной тайной).
Модель, сменившая ГАЗ-М20Г. Фото: youtube.com
Большая часть (около восьмидесяти штук) автомобилей специальной сборки оказались в советской столице и использовались по своему основному назначению. Остальные перераспределили по столицам республик и стратегически важным городам страны. Так например одна попала в небольшой Кировоград. Тогда город являлся важным транспортным узлом, в котором нередко бывали транзитом иностранные туристы.
Последний момент, который стоит упомянуть это цветовая гамма окраски автомобиля. Каких-то особых предпочтений люди в погонах не предъявляли. Ведь уже тогда в их распоряжении находилась спецэмульсия. Она позволяла очень быстро придать автомобилю желаемый цвет. Чтобы удалить его, достаточно подать теплую воду под напором. Эта возможность оказалась хорошим подспорьем во время проведения слежки. На боевом посту КГБ автомобиль сменила более современная «Волга» ГАЗ-23.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....