.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Победа» для нужд МГБ – ГАЗ-М20Г

«Победа» для нужд МГБ – ГАЗ-М20Г
Сто лет назад, когда коммунисты только пришли к власти в нашей стране, созданные спецслужбы еще не нуждались в особом автотранспорте. «Чекистам» хватало и национализированных иномарок, доставшихся в наследие от царского режима. К 30-м годам ситуация стала меняться и вопрос спецтранспорта для проведения различных операций встал более остро.


Уже ближе к нашим временам такие автомобили назвали «догонялками». Шпионские страсти, разгоревшиеся на фоне «холодной войны», иногда вынуждали представителей силовых структур догонять автомобили иностранного производства с находящимися внутри представителями других государств. Эти люди, замаскированные под сотрудников посольств, просто шпионили за советской страной в пользу какого-то из государств Запада. Чтобы поймать такого человека на «горячем», требовался скоростной автомобиль, способный догнать иномарку.

«Победа» для нужд МГБ – ГАЗ-М20ГКлассическая «Победа», ставшая базовой для спецавто. Фото: youtube.com

Еще одной задачей являлась его маскировка под обычную советскую легковушку. Это было очень важным фактором, чтобы преступник заранее не обнаружил слежку. Самые мощные легковые автомобили советского периода выпускались на Горьковском автозаводе. Поэтому именно серийные экземпляры моделей ГАЗ и служили в качестве базы для спецтранспорта службы безопасности страны.

Специальная «Победа»


Автомобиль с одиозным названием «Победа» был самым ярким символом послевоенного десятилетия. Его могли позволить себе купить даже некоторые избранные граждане СССР. По сути, массовость автомобиля создавала ему самое лучшее прикрытие. Поэтому по секретным каналам связи в Горький отправилось особое предписание.

В начале осени 1956 года перед руководством предприятия поставили правительственную задачу. В краткие сроки необходимо изготовить спецавтомобиль для нужд МГБ. Новая модификация получила индекс ГАЗ-М20Г.


Раньше серийное образцы автомобиля уже использовались в Гараже особого назначения (ГОН). А год назад начались попытки проектирования особой модификации. Теперь эти работы скорректировали на высшем уровне. Уже на следующий год первый спецавтомобиль представили для испытаний. Но этому предшествовал кропотливый труд опытных инженеров по подгонке мощного двигателя и другого оборудования для параметров стандартного кузова «Победы».

Привычные очертания легендарного автомобиля. Фото: youtube.com

Конечно, в те времена автомобиль не планировался как классическая «догонялка». Перед ним во второй половине 50-х ставилась совсем иная задача: сопровождение правительственных лимузинов. А здесь на первое место также выходила положительная динамика. Ведь за мощными и быстрыми ЗИС или ЗИМ обычной ГАЗ-М20 ни за что не угнаться. Пришлось искать варианты выхода из ситуации и задействовать инженерную смекалку.

Изыскания талантливых советских инженеров


Параллельно на предприятии форсировали классический автомобиль (появилась модификация ГАЗ-М20Д) и установили 6-цилиндровый двигатель правительственного автомобиля на спецверсию «Победы». В качестве силового агрегата выступил «зимовский» 90-сильный мотор. Чтобы он поместился под капотом значительно меньших габаритов, прибегли к нескольким хитростям:

✅ отказались от гидравлической муфты
✅ уменьшили радиатор охлаждения
✅ добавили масляный радиатор

Передок нового автомобиля «добавил» сразу 100 кг. Выручили более мощные пружины, которые готовились для находящейся в проекте «двадцать первой» «Волги». В остальном задача перед группой Вассермана стояла непростая. С одной стороны – мощная и скоростная модель, с другой – ни одной нестандартной детали или агрегата. Поиски привели к созданию независимой подвески на шкорнях, которую применяли во многих последующих моделях завода (даже на всем известных «Газелях»).

Ситуация усугублялась тем, что в 1957 году впервые в Москве должен был пройти международный молодежный форум. В это время в советскую столицу съехалось максимальное количество иностранных гостей. Конечно, требовалось сопровождение и охрана делегатов из разных (в том числе, и капиталистических) стран. В этом случае СССР просто не имел права «ударить лицом в грязь». Ведь советское государство позиционировало себя как одно из ведущих в мире во всех отношениях.

Анахроничная приборная панель. Фото: youtube.com

Стандартная «Победа» оказалась слишком уж медлительной, а ЗИС-110 чересчур помпезным для функции сопроводительного автомобиля. Пришлось изготовить что-то среднее. Итогом стал выпуск «М20Г» в течение всего времени, предшествующего студенческому форуму.

Какие еще понадобились доводки и переделки?


Чтобы автомобиль мог комфортно эксплуатироваться понадобились многие изменения и переделки. К примеру, передаточное число главной пары заднего моста довели до 4,44 (вместо стандартных 5,14). Огромный двигатель смогли уместить под капотом только под другим углом. Это потребовало применение двухвальной карданной передачи и промежуточной опоры.

Внутри тоже произошли некоторые перемены. Дешевую и ненадежную искусственную кожу в обивке сменила шикарная ткань, похожая на ту, которую использовали в правительственной технике. И стало немного комфортнее, ведь исчез хребет карданного тоннеля от классического двигателя.

Сегодня спецтранспорт часто встречается в таком состоянии. Фото: youtube.com

Новый двигатель имел гораздо лучший аппетит, поэтому емкость бака пришлось увеличить с 55 до 80 литров. А вот увеличение степени сжатия (7.15) подняло мощность до уровня 90 л. с. Качество родных комплектующих «Победы» оказалось на высоте. Несмотря на то, что новый мотор был гораздо мощнее, 3-ступенчатая КПП и сцепление показали себя очень надежными в последующей эксплуатации. На такую меру пошли еще по причине того, что в двигателе ГАЗ-12 применялась муфта с гидротрансформатором, заметно снижавшая мощность двигателя.

Хорошие результаты и ограниченный выпуск


Кропотливый труд не прошел напрасно. Это хорошо видно из сравнения ходовых качеств специального автомобиля с классической «Победой» (показатели последней приведены в скобках): максимальная скорость – 132 (109) км/ч, разгон до 80 км/ч – 19 (30) секунд. За те же полминуты шустрый спецтранспорт достигал отметки в 100 км/ч на спидометре.

Учитывая применение автомобиля его выпуск оказался очень ограниченным. Точных данных нет, но количество собранных ГАЗ-М20Г не превышало 100 экземпляров. По поводу времени производства также имеется разбежность в данных. Одни источники уверяют, что автомобили собирались только до международного фестиваля. Другие подтверждают факт выпуска еще нескольких штук в 1958 (1959) году. Засекреченная или утерянная информация позволяет только строить гипотезы (нет даже конструкторской документации, считавшейся военной тайной).

Модель, сменившая ГАЗ-М20Г. Фото: youtube.com

Большая часть (около восьмидесяти штук) автомобилей специальной сборки оказались в советской столице и использовались по своему основному назначению. Остальные перераспределили по столицам республик и стратегически важным городам страны. Так например одна попала в небольшой Кировоград. Тогда город являлся важным транспортным узлом, в котором нередко бывали транзитом иностранные туристы.

Последний момент, который стоит упомянуть это цветовая гамма окраски автомобиля. Каких-то особых предпочтений люди в погонах не предъявляли. Ведь уже тогда в их распоряжении находилась спецэмульсия. Она позволяла очень быстро придать автомобилю желаемый цвет. Чтобы удалить его, достаточно подать теплую воду под напором. Эта возможность оказалась хорошим подспорьем во время проведения слежки. На боевом посту КГБ автомобиль сменила более современная «Волга» ГАЗ-23.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Что, по-вашему, лучше ГАЗ-М20Г или ГАЗ-23?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Выбираем автомобиль за 100 000 рублей – ВАЗ/ГАЗ или иномарка?ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» – заводские самоделки, созданные для гоночных рекордов