Малые серии линейки Ford Taunus
Немецкое отделение всемирно известного американского автоконцерна Ford занималось также и разработкой собственных моделей. Так в начале Второй мировой войны появилась линейка Taunus. Из-за политической ситуации и масштабных военных действий на континенте, его история прервалась уже через три года. Возобновился выпуск этих автомобилей только в конце 40-х.
Послевоенная история западногерманской линейки оказалась гораздо длиннее и успешней, растянувшись на 34 года. Впрочем, если в самом ФРГ Ford Taunus перестали выпускать в 1982 году, то в Аргентине сборка этой модели продолжалась на два года дольше (а турецкий завод «Отосан» собирал автомобили еще 12 лет).
Несмотря на расположение головного офиса международной компании в Америке, корни модели были исконно немецкими. Само название Taunus отсылает нас к центральногерманской горной цепи, расположенной поблизости главного офиса филиала Ford в Германии. Еще одно подтверждение – герб Кельна, использованный в эмблеме нового автомобиля. За более чем сорокалетнюю историю модель претерпевала заметные изменения, но постоянным оставалось одно: задний привод и средний или высший средний класс. В этом материале мы расскажем о представителях низшего сегмента, т. н. «малой» серии.
Немецкое отделение Ford-Werke AG на пару послевоенных десятилетий стало практически предприятием одной модели. В принципе, в это время завод часто именовали по названию автомобиля, который он выпускал во множестве модификаций. Их цифровое обозначение являлось информацией о рабочем объеме двигателя, установленного под капотом. Иногда будучи приблизительной величиной (авто с 1,3-литровым мотором могло обозначаться цифровым индексом «12»).
Чтобы придать новинке соответствие времени, ее проектирование выполнили в понтонном стиле. За вдохновением обратились к передовым американским разработкам. Это и не удивительно, ведь Америка, не знавшая войны и разрухи, шла на несколько лет впереди Европы в техническом и дизайнерском отношении. Основным вдохновителем стал «студебеккеровский» воздухозаборник в виде реактивной турбины.
Еще одной принципиальной концепцией немецкого филиала являлся отказ в использовании «фордовской» символики. Вероятно, это делалось с целью отдаления модели от американского «родителя» и ее «европеизация». К тому же, создатели показали и всемирную направленность новинки, выбрав в качестве символики изображение земного шара. Несколько десятилетий истории и выпуск автомобилей на разных континентах подтвердили, что начальная задумка авторов вполне удалась.
Если в отношении внутренности и дизайна немецкие специалисты обошлись своими силами, то в проектировки кузова их опыт оказался явно недостаточным. Помогли французские смежники и представители других немецких автомобильных компаний. Не меньшие трудности ждали инженеров и с выбором названия для своего детища.
Кто-то пытался отпочковаться от довоенного бренда, изменив на простое «Кельн» или «Рейнланд». Но победила немецкая стабильность, сохранив уже знакомое имя. К нему могла добавиться приписка «Мастер», но это оказался известный велосипедный бренд. Все закончилось элементарной припиской литеры «М». Впрочем, для русского глаза это очень привычно и понятно: именно так у нас обозначают любую модернизированную модификацию.
В самом начале 1952 года Taunus 12M подготовили к показу широкой публике. Двухдверный автомобиль наделили цельным кузовом, что выгодно выделяло его среди конкурентов. А вот силовой агрегат остался от старой модели. Технические характеристики оказались следующими:
✅ объем двигателя – 1172 куб. см
✅ мощность – 38 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая (за 75 марок можно было получить четвертую передачу)
✅ максимальная скорость – 122 км/ч
✅ размер шин – 13 дюймов
Внутреннее убранство салона сохранило некий американский стиль. Им веяло и от внутреннего простора, и от переднего сидения в виде цельного дивана. Несмотря на сохранение прежнего силового агрегата, трансмиссия имела только три передачи. Со второго года выпуска, по просьбе покупателя, появилась возможность установки 4-ступенчатой коробки. Такое удовольствие обходилось в дополнительные 75 марок.
Успешный старт позволил задуматься о модификациях с другим типов кузова. Спустя короткое время компания представила универсал Kombi. К концу года на базе Karl Deutsch начали производиться роскошные кабриолеты. Они предлагались в двух вариантах: с одно- или двухрядной кабиной. Все модификации комплектовались зависимой рессорной подвеской сзади и независимой – спереди.
Конечно, в послевоенной стране (да и во всей Европе) нашлось немного богатых людей, способных «раскошелиться» на новинку. Ведь обновленный автомобиль стоил более чем на треть дороже предшественника. Это побудило руководство задуматься о подготовке бюджетной версии автомобиля. Ею стал появившейся в декабре 1952-го Taunus 12. Лишение литеры в обозначении, кроме низкой цены, также означало:
✅ отдельные жестко закрепленные передние сидения
✅ отказ от хрома в элементах дизайна
✅ исключительно 2-дверный седан
✅ рычаг переключения передач в полу салона
Может, последний момент покажется не совсем понятным современным читателям. Ведь сегодня переключение на руле считается анахронизмом. Но 70 лет назад именном он являлся признаком роскоши. А вот современный способ установки рычага признавался «бюджетным» элементом. Все эти манипуляции позволили «облегчить» автомобиль на 700 марок. Спустя три года базовая модель стала дешевле, приблизившись к «облегченной», поэтому выпуск Taunus 12 был прекращен.
Каждые три года модель дважды подвергали неглубокому фейслифтингу. Но к 1960 году стало ясно, что необходима уже глубокая модернизация. Это означало конец эры Taunus 12M и установку на конвейер G13RL. Выпустив 247 174 «двенадцатых», завод перелистнул эту страницу своей истории.
Еще одним представителем «малой» серии являлась «старшая» сестра – Ford Taunus 15M. Хотя ее можно так назвать только по причине большего объема двигателя. Ведь в серию сразу ее не выпустили. К этой идее вернулись только два года спустя. Такое решение созрело на фоне того, что основные европейские конкуренты уже перешли в более высокую категорию – 1500 куб. см. Чтобы не отставать от них немецким американцам пришлось расширять модельный ряд.
Чтобы новый автомобиль не оказался внешне полной копией маломощного предшественника (что обязательно снизило бы его привлекательность), применили следующие элементы. Отличия спереди обеспечила более широкая радиаторная решетка, а сзади – фонари увеличенного размера.
Для богатых автолюбителей создали версию deLuxe. Кроме двухцветного кузова там присутствовали: бескамерные шины, хромированный декор, стеклоочистители и другие элементы автомобильной роскоши тех времен. За 5 лет произведено 127 942 автомобиля с более мощным двигателем. Его выпуск прекратился на год раньше Taunus 12M – в 1959 году. В 60-х на конвейер в Кельне встали уже совсем другие модели.
Послевоенная история западногерманской линейки оказалась гораздо длиннее и успешней, растянувшись на 34 года. Впрочем, если в самом ФРГ Ford Taunus перестали выпускать в 1982 году, то в Аргентине сборка этой модели продолжалась на два года дольше (а турецкий завод «Отосан» собирал автомобили еще 12 лет).
Ford Taunus G73A – одна из первых послевоенных моделей (1948 – 1952). Фото: youtube.com
Несмотря на расположение головного офиса международной компании в Америке, корни модели были исконно немецкими. Само название Taunus отсылает нас к центральногерманской горной цепи, расположенной поблизости главного офиса филиала Ford в Германии. Еще одно подтверждение – герб Кельна, использованный в эмблеме нового автомобиля. За более чем сорокалетнюю историю модель претерпевала заметные изменения, но постоянным оставалось одно: задний привод и средний или высший средний класс. В этом материале мы расскажем о представителях низшего сегмента, т. н. «малой» серии.
Представители послевоенной «малой» серии Ford Taunus
Немецкое отделение Ford-Werke AG на пару послевоенных десятилетий стало практически предприятием одной модели. В принципе, в это время завод часто именовали по названию автомобиля, который он выпускал во множестве модификаций. Их цифровое обозначение являлось информацией о рабочем объеме двигателя, установленного под капотом. Иногда будучи приблизительной величиной (авто с 1,3-литровым мотором могло обозначаться цифровым индексом «12»).
Довоенные разработки заметно устарели, поэтому конструкторы в 1949 году (через год после возобновления работы завода) занялись проектированием более современного образца автомобильной техники. Спустя три года появилась новинка, получившая название Taunus 12M. Со временем к ней присоединился бюджетный вариант модели и автомобиль с 1,5-литровым мотором.
Чтобы придать новинке соответствие времени, ее проектирование выполнили в понтонном стиле. За вдохновением обратились к передовым американским разработкам. Это и не удивительно, ведь Америка, не знавшая войны и разрухи, шла на несколько лет впереди Европы в техническом и дизайнерском отношении. Основным вдохновителем стал «студебеккеровский» воздухозаборник в виде реактивной турбины.
Еще одной принципиальной концепцией немецкого филиала являлся отказ в использовании «фордовской» символики. Вероятно, это делалось с целью отдаления модели от американского «родителя» и ее «европеизация». К тому же, создатели показали и всемирную направленность новинки, выбрав в качестве символики изображение земного шара. Несколько десятилетий истории и выпуск автомобилей на разных континентах подтвердили, что начальная задумка авторов вполне удалась.
Никакой «фордовской» символики на радиаторной решетке. Фото: youtube.com
Если в отношении внутренности и дизайна немецкие специалисты обошлись своими силами, то в проектировки кузова их опыт оказался явно недостаточным. Помогли французские смежники и представители других немецких автомобильных компаний. Не меньшие трудности ждали инженеров и с выбором названия для своего детища.
Кто-то пытался отпочковаться от довоенного бренда, изменив на простое «Кельн» или «Рейнланд». Но победила немецкая стабильность, сохранив уже знакомое имя. К нему могла добавиться приписка «Мастер», но это оказался известный велосипедный бренд. Все закончилось элементарной припиской литеры «М». Впрочем, для русского глаза это очень привычно и понятно: именно так у нас обозначают любую модернизированную модификацию.
История и технические особенности «12М»
В самом начале 1952 года Taunus 12M подготовили к показу широкой публике. Двухдверный автомобиль наделили цельным кузовом, что выгодно выделяло его среди конкурентов. А вот силовой агрегат остался от старой модели. Технические характеристики оказались следующими:
✅ объем двигателя – 1172 куб. см
✅ мощность – 38 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая (за 75 марок можно было получить четвертую передачу)
✅ максимальная скорость – 122 км/ч
✅ размер шин – 13 дюймов
Внутреннее убранство салона сохранило некий американский стиль. Им веяло и от внутреннего простора, и от переднего сидения в виде цельного дивана. Несмотря на сохранение прежнего силового агрегата, трансмиссия имела только три передачи. Со второго года выпуска, по просьбе покупателя, появилась возможность установки 4-ступенчатой коробки. Такое удовольствие обходилось в дополнительные 75 марок.
Успешный старт позволил задуматься о модификациях с другим типов кузова. Спустя короткое время компания представила универсал Kombi. К концу года на базе Karl Deutsch начали производиться роскошные кабриолеты. Они предлагались в двух вариантах: с одно- или двухрядной кабиной. Все модификации комплектовались зависимой рессорной подвеской сзади и независимой – спереди.
Цельный диван спереди в модели «12М». Фото: youtube.com
Конечно, в послевоенной стране (да и во всей Европе) нашлось немного богатых людей, способных «раскошелиться» на новинку. Ведь обновленный автомобиль стоил более чем на треть дороже предшественника. Это побудило руководство задуматься о подготовке бюджетной версии автомобиля. Ею стал появившейся в декабре 1952-го Taunus 12. Лишение литеры в обозначении, кроме низкой цены, также означало:
✅ отдельные жестко закрепленные передние сидения
✅ отказ от хрома в элементах дизайна
✅ исключительно 2-дверный седан
✅ рычаг переключения передач в полу салона
Может, последний момент покажется не совсем понятным современным читателям. Ведь сегодня переключение на руле считается анахронизмом. Но 70 лет назад именном он являлся признаком роскоши. А вот современный способ установки рычага признавался «бюджетным» элементом. Все эти манипуляции позволили «облегчить» автомобиль на 700 марок. Спустя три года базовая модель стала дешевле, приблизившись к «облегченной», поэтому выпуск Taunus 12 был прекращен.
Скромный 1,2-литровый мотор. Фото: youtube.com
Каждые три года модель дважды подвергали неглубокому фейслифтингу. Но к 1960 году стало ясно, что необходима уже глубокая модернизация. Это означало конец эры Taunus 12M и установку на конвейер G13RL. Выпустив 247 174 «двенадцатых», завод перелистнул эту страницу своей истории.
Более мощная Taunus 15M
Еще одним представителем «малой» серии являлась «старшая» сестра – Ford Taunus 15M. Хотя ее можно так назвать только по причине большего объема двигателя. Ведь в серию сразу ее не выпустили. К этой идее вернулись только два года спустя. Такое решение созрело на фоне того, что основные европейские конкуренты уже перешли в более высокую категорию – 1500 куб. см. Чтобы не отставать от них немецким американцам пришлось расширять модельный ряд.
Новый 1,5-литровый силовой агрегат оказался пробным шаром компании в области верхнеклапанных моторов. Он был на 5 «лошадок» мощнее нашей «Победы», имевшей объем двигателя в полтора раза больше. Taunus 15M появился ровно на три года позже «двенадцатого». Авто не являлось полноценной новинкой, ведь изменения претерпел только двигатель.
Чтобы новый автомобиль не оказался внешне полной копией маломощного предшественника (что обязательно снизило бы его привлекательность), применили следующие элементы. Отличия спереди обеспечила более широкая радиаторная решетка, а сзади – фонари увеличенного размера.
Увеличенные задние фонари Taunus 15M. Фото: youtube.com
Для богатых автолюбителей создали версию deLuxe. Кроме двухцветного кузова там присутствовали: бескамерные шины, хромированный декор, стеклоочистители и другие элементы автомобильной роскоши тех времен. За 5 лет произведено 127 942 автомобиля с более мощным двигателем. Его выпуск прекратился на год раньше Taunus 12M – в 1959 году. В 60-х на конвейер в Кельне встали уже совсем другие модели.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...