Малые серии линейки Ford Taunus
279

Малые серии линейки Ford Taunus

Немецкое отделение всемирно известного американского автоконцерна Ford занималось также и разработкой собственных моделей. Так в начале Второй мировой войны появилась линейка Taunus. Из-за политической ситуации и масштабных военных действий на континенте, его история прервалась уже через три года. Возобновился выпуск этих автомобилей только в конце 40-х.
Послевоенная история западногерманской линейки оказалась гораздо длиннее и успешней, растянувшись на 34 года. Впрочем, если в самом ФРГ Ford Taunus перестали выпускать в 1982 году, то в Аргентине сборка этой модели продолжалась на два года дольше (а турецкий завод «Отосан» собирал автомобили еще 12 лет).


Малые серии линейки Ford TaunusFord Taunus G73A – одна из первых послевоенных моделей (1948 – 1952). Фото: youtube.com

Несмотря на расположение головного офиса международной компании в Америке, корни модели были исконно немецкими. Само название Taunus отсылает нас к центральногерманской горной цепи, расположенной поблизости главного офиса филиала Ford в Германии. Еще одно подтверждение – герб Кельна, использованный в эмблеме нового автомобиля. За более чем сорокалетнюю историю модель претерпевала заметные изменения, но постоянным оставалось одно: задний привод и средний или высший средний класс. В этом материале мы расскажем о представителях низшего сегмента, т. н. «малой» серии.

Представители послевоенной «малой» серии Ford Taunus


Немецкое отделение Ford-Werke AG на пару послевоенных десятилетий стало практически предприятием одной модели. В принципе, в это время завод часто именовали по названию автомобиля, который он выпускал во множестве модификаций. Их цифровое обозначение являлось информацией о рабочем объеме двигателя, установленного под капотом. Иногда будучи приблизительной величиной (авто с 1,3-литровым мотором могло обозначаться цифровым индексом «12»).

Довоенные разработки заметно устарели, поэтому конструкторы в 1949 году (через год после возобновления работы завода) занялись проектированием более современного образца автомобильной техники. Спустя три года появилась новинка, получившая название Taunus 12M. Со временем к ней присоединился бюджетный вариант модели и автомобиль с 1,5-литровым мотором.


Чтобы придать новинке соответствие времени, ее проектирование выполнили в понтонном стиле. За вдохновением обратились к передовым американским разработкам. Это и не удивительно, ведь Америка, не знавшая войны и разрухи, шла на несколько лет впереди Европы в техническом и дизайнерском отношении. Основным вдохновителем стал «студебеккеровский» воздухозаборник в виде реактивной турбины.

Еще одной принципиальной концепцией немецкого филиала являлся отказ в использовании «фордовской» символики. Вероятно, это делалось с целью отдаления модели от американского «родителя» и ее «европеизация». К тому же, создатели показали и всемирную направленность новинки, выбрав в качестве символики изображение земного шара. Несколько десятилетий истории и выпуск автомобилей на разных континентах подтвердили, что начальная задумка авторов вполне удалась.

Никакой «фордовской» символики на радиаторной решетке. Фото: youtube.com

Если в отношении внутренности и дизайна немецкие специалисты обошлись своими силами, то в проектировки кузова их опыт оказался явно недостаточным. Помогли французские смежники и представители других немецких автомобильных компаний. Не меньшие трудности ждали инженеров и с выбором названия для своего детища.

Кто-то пытался отпочковаться от довоенного бренда, изменив на простое «Кельн» или «Рейнланд». Но победила немецкая стабильность, сохранив уже знакомое имя. К нему могла добавиться приписка «Мастер», но это оказался известный велосипедный бренд. Все закончилось элементарной припиской литеры «М». Впрочем, для русского глаза это очень привычно и понятно: именно так у нас обозначают любую модернизированную модификацию.

История и технические особенности «12М»


В самом начале 1952 года Taunus 12M подготовили к показу широкой публике. Двухдверный автомобиль наделили цельным кузовом, что выгодно выделяло его среди конкурентов. А вот силовой агрегат остался от старой модели. Технические характеристики оказались следующими:

✅ объем двигателя – 1172 куб. см
✅ мощность – 38 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая (за 75 марок можно было получить четвертую передачу)
✅ максимальная скорость – 122 км/ч
✅ размер шин – 13 дюймов

Внутреннее убранство салона сохранило некий американский стиль. Им веяло и от внутреннего простора, и от переднего сидения в виде цельного дивана. Несмотря на сохранение прежнего силового агрегата, трансмиссия имела только три передачи. Со второго года выпуска, по просьбе покупателя, появилась возможность установки 4-ступенчатой коробки. Такое удовольствие обходилось в дополнительные 75 марок.

Успешный старт позволил задуматься о модификациях с другим типов кузова. Спустя короткое время компания представила универсал Kombi. К концу года на базе Karl Deutsch начали производиться роскошные кабриолеты. Они предлагались в двух вариантах: с одно- или двухрядной кабиной. Все модификации комплектовались зависимой рессорной подвеской сзади и независимой – спереди.

Цельный диван спереди в модели «12М». Фото: youtube.com

Конечно, в послевоенной стране (да и во всей Европе) нашлось немного богатых людей, способных «раскошелиться» на новинку. Ведь обновленный автомобиль стоил более чем на треть дороже предшественника. Это побудило руководство задуматься о подготовке бюджетной версии автомобиля. Ею стал появившейся в декабре 1952-го Taunus 12. Лишение литеры в обозначении, кроме низкой цены, также означало:

✅ отдельные жестко закрепленные передние сидения
✅ отказ от хрома в элементах дизайна
✅ исключительно 2-дверный седан
✅ рычаг переключения передач в полу салона

Может, последний момент покажется не совсем понятным современным читателям. Ведь сегодня переключение на руле считается анахронизмом. Но 70 лет назад именном он являлся признаком роскоши. А вот современный способ установки рычага признавался «бюджетным» элементом. Все эти манипуляции позволили «облегчить» автомобиль на 700 марок. Спустя три года базовая модель стала дешевле, приблизившись к «облегченной», поэтому выпуск Taunus 12 был прекращен.

Скромный 1,2-литровый мотор. Фото: youtube.com

Каждые три года модель дважды подвергали неглубокому фейслифтингу. Но к 1960 году стало ясно, что необходима уже глубокая модернизация. Это означало конец эры Taunus 12M и установку на конвейер G13RL. Выпустив 247 174 «двенадцатых», завод перелистнул эту страницу своей истории.

Более мощная Taunus 15M


Еще одним представителем «малой» серии являлась «старшая» сестра – Ford Taunus 15M. Хотя ее можно так назвать только по причине большего объема двигателя. Ведь в серию сразу ее не выпустили. К этой идее вернулись только два года спустя. Такое решение созрело на фоне того, что основные европейские конкуренты уже перешли в более высокую категорию – 1500 куб. см. Чтобы не отставать от них немецким американцам пришлось расширять модельный ряд.

Новый 1,5-литровый силовой агрегат оказался пробным шаром компании в области верхнеклапанных моторов. Он был на 5 «лошадок» мощнее нашей «Победы», имевшей объем двигателя в полтора раза больше. Taunus 15M появился ровно на три года позже «двенадцатого». Авто не являлось полноценной новинкой, ведь изменения претерпел только двигатель.


Чтобы новый автомобиль не оказался внешне полной копией маломощного предшественника (что обязательно снизило бы его привлекательность), применили следующие элементы. Отличия спереди обеспечила более широкая радиаторная решетка, а сзади – фонари увеличенного размера.

Увеличенные задние фонари Taunus 15M. Фото: youtube.com

Для богатых автолюбителей создали версию deLuxe. Кроме двухцветного кузова там присутствовали: бескамерные шины, хромированный декор, стеклоочистители и другие элементы автомобильной роскоши тех времен. За 5 лет произведено 127 942 автомобиля с более мощным двигателем. Его выпуск прекратился на год раньше Taunus 12M – в 1959 году. В 60-х на конвейер в Кельне встали уже совсем другие модели.
Как вы относитесь к среднему классу Ford Taunus?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...