Круиз-контроль - что это и как действует
2 821

Круиз-контроль - что это и как действует

Круиз-контроль – дополнительная функция в машине, позволяющая поддерживать скорость на определенном уровне и не держать ногу на педали акселератора. Подобная опция реализуется благодаря установке отдельного модуля или предварительному введению специальной программы в бортовой компьютер на этапе сборки машины. На многих современных автомобилях (в основном производства США и стран ЕС) круиз-контроль уже входит в базовую комплектацию. В России эта функция является дополнением для серийных машин.


Как работает круиз-контроль


Это устройство управляет дроссельной заслонкой в автоматическом режиме, увеличивая или убирая газ. Но сначала водитель определяет скорость, система ее запоминает и далее действует автономно. Однако только этим функции круиз-контроля не ограничиваются. Система снижает скорость на длительных спусках, «соблюдает» дистанцию по отношению к авто, движущемся впереди с меньшей скоростью.

Включение опции на большинстве машин осуществляется с помощью кнопок (реже это специальный рычажок на рулевой колонке, как в Mercedes). Повторное нажатие увеличивает скорость, а при задействовании педали тормоза, сцепления круиз-контроль отключается. Опция бывает двух видов.

О включении круиз-контроля сигнализирует зеленая лампа. Фото: Youtube. com


Пассивная


Это наиболее распространенный и недорогой вариант. Задача такой системы – поддержка скорости, выбранной водителем. Но автоматически режим движения регулировать невозможно. Придется самому притормаживать и разгоняться, после чего круиз-контроль будет поддерживать требуемую скорость.

Адаптивная система


В отличие от пассивной, кроме поддержки заданного режима движения, она учитывает качество дорожной поверхности, контролирует расстояние до идущего впереди автомобиля, «изучает» разметку, уменьшает скорость при маневрировании. Т. е., чем-то напоминает «автопилот». Такие возможности появились благодаря интегрированию в бортовой компьютер радара, видеокамер и управляющего электронного модуля. Адаптивные системы в свою очередь делятся на две разновидности:

  • ✅ Лазерные - отличаются меньшей стоимостью, но неудовлетворительно работают в условиях пасмурной погоды, тумана, лазер плохо «видит» сильно загрязненные автомобили
  • ✅ Радарные - в них применяются радиоволны, лишенные вышеперечисленных минусов


Датчики монтируются за декоративной решеткой радиатора и непрерывно посылают сигналы, «сканируя» находящееся перед ними пространство. Если близко находится машина, на блок управления отправляется сигнал, требующий снижения скорости. Еще один плюс системы заключается в экономии топлива. И это очевидно: на постоянной скорости при равномерном движении его потребляется меньше.

Опасен ли круиз-контроль?


Отрицательным сторонам опции стоит уделить внимание тем, кто слишком надеется на электронику и позволяет себе при включенной опции расслабиться, не оценивая должным образом дорожную ситуацию.

Другая опасность – сильный дождь и, как следствие, мокрая дорога. Гидропланирование (это когда колеса едут не по асфальту, а по водяной пленке) возникает на скорости, близкой к 90 км/ч (при определенных условиях процесс может начать и раньше, при 50-60 км/ч). В подобном случае ее нужно постепенно снизить. Но как это сделать с включенным круиз-контролем? Да, можно нажать на тормоз, и опция отключится, но при заносе как раз пользоваться этой педалью не рекомендуется. Нужно деактивировать круиз-контроль сразу, когда дождь только начинается. Автопроизводители в своих инструкциях прямо запрещают пользоваться круиз-контролем в случае ливня, снегопада, обледенения дороги и прочих погодных неприятностях.

Сильный ливень - не время пользоваться круиз-контролем. Фото: Youtube. com


Не стоит пользоваться опцией, если есть сильная усталость. Убрав ногу с педали газа, вы можете невольно расслабиться и утратить контроль над дорожной ситуацией. Особенно, когда попутных и встречных машин мало, а ландшафт однообразный и буквально усыпляет.


В городских условиях опция бесполезна. Постоянно меняющаяся скорость, приближение к впереди стоящему авто почти вплотную – все это требует отключения круиз-контроля. Поэтому если большинство поездок совершается по городу, стоит подумать, нужно ли вам это дополнение?

Что делать, если круиз-контроль не работает


Лучший вариант отправиться в сервис, где есть диагностическое компьютерное оборудование. Но сначала стоит попытаться исправить положение собственными силами:

  • ✅ проверьте целостность соответствующего предохранителя
  • ✅ оцените герметичность трубки, идущей от вакуумного усилителя к тормозной системе
  • ✅ протестируйте исправность контактов на кнопках управления и концевого выключателя под тормозной педалью, а также целостность соединительных проводов


Во многих моделях авто (Mazda Tribute, Honda CR-V, Nissan Primera и другие) присутствует система самодиагностики в виде световых кодов ошибок. По ним можно определить тип неисправности.


Самостоятельное оборудование авто круиз-контролем


Вполне реальная вещь, если у вас имеется опыт выполнения подобных работ. Если нет, лучше не браться: электроника – дело тонкое и повредить ее совсем несложно. Установить систему можно на авто с механической или автоматической коробкой. Но сначала нужно приобрести комплект. Его стоимость колеблется в диапазоне 8-20 тыс. руб.

Набор Jet-cruise KH для самостоятельной установки круиз-контроля. Цена: 11200 руб. Фото: Youtube. com


Как устанавливается круиз-контроль


Для примера можно взять пару комплектов российского производства средней стоимости – 8600 и 11200 руб. (Drivenge и Jet-cruise KH). Из инструкций к обеим системам видно, что производители заявили примерно одинаковые возможности, которыми будет обладать машина после установки комплекта. Все «радости» круиз-контроля описаны выше, но в обоих наборах присутствует дополнение – «джеттер» или педаль-бустер. Что это такое?

После установки любого из этих устройств двигатель станет мгновенно реагировать на положение педали газа. Создается впечатление, что мотор стал более приемистым. Однако это всего лишь иллюзия, т. к. «прошивка» не меняет параметры ЭБУ. Здесь только корректируется характеристика самой педали. При том же ее положении в цилиндры поступает больше горючего и интенсивность разгона ничуть не увеличивается. Вреда машине это дополнение не нанесет, а польза - весьма сомнительная.

Разная стоимость комплектов обуславливается удобством монтажа и пользования. Более дорогое устройство устанавливается быстрее и имеет вид пульта, который можно разместить где угодно, т. к. он питается от батареек.

Стоимость работ по установке круиз-контроля


Все зависит от марки авто, в котором будет подключена опция и комплектующих самого набора. Возьмем для примера Kia Ceed ED, выпущенного в 2009-2012 году. Монтаж системы «под ключ», учитывая прошивку панели приборов обойдется:

  • ✅ для авто с 5-ступенчатой «механикой» - 9 тыс. руб.
  • ✅ для машин с МКПП6 или «автоматом» - 7 тыс. руб. (без подключения индикации - 5,5 тыс. руб.)
  • ✅ подсоединение отдельных кнопок – 3 тыс. руб.


Иногда в сервисах вам предложат купить свой комплект. В некоторых случаях это влечет за собой скидки на стоимость работ и увеличенную гарантию.

Доустановка круиз-контроля в VW Jetta, Golf, Passat. Фото: Youtube. com


Что получили в итоге


При установке на авто с МКПП есть маленькое неудобство: устройство будет сбрасывать настройки при каждом переключении передач. Изменение режима движения производится при нажатии на газ или кнопки. Отключается опция при выжимании сцепления или торможении. Диапазон контролируемых скоростей: 20-160 км/ч (в разных устройствах может быть иным).

Ставить или нет?


Однозначно сказать нельзя. Любителям электронных «новшеств», возможно, система понравится и негатив, связанный с высокой ценой, сложностями установки, уйдет на второй план. Но не стоит забывать, что вмешательство в электронику авто не понравится никому: ни автосервису (с гарантией можно попрощаться), ни закону.
А вы собираетесь устанавливать круиз-контроль (если его у вас нет)?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....