Последние советские разработки внедорожников от завода ЛуАЗ
В советский период двигатели, устанавливаемые на «Запорожцы», использовались еще в одной марке отечественного автопрома. Это – автомобили повышенной проходимости, выпускаемые другим автомобильным предприятием, находящимся на территории УССР. Речь идет о «Волыни» или ЛуАЗ. Мощности, расположенные в Луцке, позволяли собирать здесь скромный и один из самых маломощных джипов в мире. Такие недорогие автомобили пользовались огромной популярностью в советской глубинке.
Конечно, луцкие джипы не обладали ни особым лоском, ни элементарным комфортом. Для деревень такого и не требовалось. А вот по бездорожью такой технике не было равных. И это вовсе не оборот речи, а констатация реального факта. Современные испытания энтузиастов доказали, что ЛуАЗ способен проехать в тем местах, где «садятся» самые крутые американские джипы.
Неудивительно, что на закате советской эпохи, когда отечественный автопром все больше погружался в стагнацию, на заводе в западноукраинском Луцке продолжали планировать новые модели, являющие рестайлингом слегка устаревшего ЛуАЗ-969. Все это происходило в конце 80-х годов прошлого столетия.
Имя эта марка получила от природной области, в которой находился завод. В принципе, такова советская традиция наименования автомобильных марок: «Волга», «Жигули», «Москвич», «Запорожец». Сплошная география и никаких заморочек, как у японцев или американцев. Зато все становится сразу понятно и покупателю не нужно ломать голову, а почему это у моей «ласточки» такое мудреное название?
Первый вопрос, который может возникнуть у вас, почему в конце цифрового индекса модели стоит цифра «2»? Вопрос правильный, потому что попытка первого более глубокого обновления предпринималась волынянами в начале десятилетия. Ее результатом стал опытный образец, появившийся в 1984 году – ЛуАЗ-1301. Дизайнеры завода сильно осовременили внешность новой «Волыни». Из серого сельского труженика она могла превратиться в современный джип, с отсылом во внешности к «Ниве» и «тридцать первой» «Волге».
Дальнейшая доработка опытного образца, добавила к нему ряд комплектующих от «Таврии». Только время для кардинальных перемен сельского джипа еще не настало. Много лет проект пребывал в замороженном состоянии, получив свое развитие только в постсоветский период.
Второе поколение «ноль первого» демонстрировалось на Московском автосалоне-1994. Здесь имелось еще больше современных доработок: регулируемая высота подвески и новая ходовая, обеспечивающая лучшую комфортность поездки. Но и после этого понадобилось целых восемь лет, чтобы довести дело до серийного производства. Такие серьезные планы подтверждались существованием модификаций с 5-дверным кузовом и кузовом пикап. Началом выпуска назначили 2004 год.
В качестве силовых агрегатов нового автомобиля предлагались моторы линейки МеМЗ с рабочим объемом двигателя 1,1 / 1,3 литра, мощностью от 53 до 66 л. с. Для желающих иметь более мощный автомобиль, предполагалось в дальнейшем расширить моторный ряд за счет «вазовских» двигателей.
У автомобиля имелся полный привод с блокировкой межосевого дифференциала. Для движения по бездорожью джип оснастили понижающей передачей и независимой подвеской всех колес. В элементах кузова отказались от традиционного металла, выполнив их из специального стеклопластика. Все старания оказались напрасными. Автомобиль так и не вышел в серию, ограничившись небольшой партией, выпущенной в 2003-2004 годах.
Более счастливой оказалась судьба «ноль второго». Здесь не было таких кардинальных отличий от предшественника, как у первого прототипа. Возможно, это и стало причиной более динамичного развития проекта. Внешне ЛуАЗ-1302 с «шестьдесят девятым» мог различить только специалист. А вот внутренняя начинка у автомобиля оказалась получше.
Большую роль сыграли разработки запорожских коллег. Ведь два завода и раньше делили одну модель силового агрегата. Немало и других комплектующих передавались «из рук в руки». Не стал исключением и новый волынский проект.
«Таврия», ставшая прорывом запорожского автопрома, кардинально отличалась не только внешне, но и внутренне от запорожской классики. Ее современная приборная панель и анатомические сидения перекочевали и на ЛуАЗ-1302. Кроме этого, новый автомобиль постарались сделать более эстетически комфортным для поездок: значительно уменьшилась вибрация во время движения и улучшилась шумоизоляция салона.
Главным улучшением модернизированной «Волыни» можно считать установку другого силового агрегата. Теперь ее уже не могли назвать «джипом с двигателем от «Запорожца». Современный агрегат имел немного меньший объем, но заметно выросла его мощность (такой же МеМЗ-245 устанавливался на первые «Таврии»):
✅ рабочий объем – 1,1 литра
✅ мощность – 53 л. с.
✅ установка – спереди, продольно
Внутренне устройство автомобиля, так же, как и внешний дизайн, претерпело минимальные изменения. Сохранилась съемная матерчатая крыша, превращавшая его в летний кабриолет (или зимний холодильник). Пассажирская часть салона также осталась неизменной:
✅ два кресла спереди
✅ два дополнительных откидных жестких сидения в багажном отсеке
✅ скромное оформление
Геометрическая проходимость внедорожника осталась на том же высоком уровне, что и у предшественника. Такого успеха удалось достичь благодаря небольшому весу автомобиля и полноприводной конструкции. Джип и дальше имел популярность в сельской местности многих бывших советских республик, ставших теперь отдельными государствами.
Конечно, это относилось и к бескрайним российским просторам. Для удобства коммуникации производства и потребителей, пошли на простой шаг. На пороге нового тысячелетия на мощностях подмосковной «Валетты» наладили отверточную сборку модели. Для этого из Украины поставлялись готовые машинокомплекты, быстро превращающиеся на месте в полноценные сельские джипы. Правда, конкуренция с азиатскими компаниями привела к тому, что количество ЛуАЗ-1302 российской сборки оказалось незначительным.
На основном производстве наладили выпуск нескольких модификаций «ноль второго». Таких, как пляжный грузовой вариант ЛуАЗ-1302-05 с мотором помощнее (дизель итальянского производства рабочим объемом 1,4 литра). Большее распространение получил мини-грузовик ЛуАЗ-13021.
Его начали производить в последние месяцы существования советской страны. Чтобы обеспечить грузовые функции, усилили заднюю подвеску и увеличили на полметра колесную базу. Грузовая платформа, рассчитанная на 400 кг груза, комплектовалась откидными бортами, а 2-х местный пассажирский отсек имел традиционный матерчатый верх. Прототип с кабиной на четверых в серию не пошел. Несколько таких автомобилей собрали и в Подмосковье.
В 2001 году был прекращен выпуск всех модификаций ЛуАЗ-1302. Он оказался последней моделью волынского предприятия. После этого автомобильный завод канул в лету.
Конечно, луцкие джипы не обладали ни особым лоском, ни элементарным комфортом. Для деревень такого и не требовалось. А вот по бездорожью такой технике не было равных. И это вовсе не оборот речи, а констатация реального факта. Современные испытания энтузиастов доказали, что ЛуАЗ способен проехать в тем местах, где «садятся» самые крутые американские джипы.
ЛуАЗ-969 – военная разработка, ставшая гражданской. Фото: youtube.com
Неудивительно, что на закате советской эпохи, когда отечественный автопром все больше погружался в стагнацию, на заводе в западноукраинском Луцке продолжали планировать новые модели, являющие рестайлингом слегка устаревшего ЛуАЗ-969. Все это происходило в конце 80-х годов прошлого столетия.
Обновленная «Волынь» – первый блин «комом»
Имя эта марка получила от природной области, в которой находился завод. В принципе, такова советская традиция наименования автомобильных марок: «Волга», «Жигули», «Москвич», «Запорожец». Сплошная география и никаких заморочек, как у японцев или американцев. Зато все становится сразу понятно и покупателю не нужно ломать голову, а почему это у моей «ласточки» такое мудреное название?
К этому времени на запорожском конвейере уже вовсю выпускалась переднеприводная «Таврия». Поэтому и в Луцке задумались о модернизации модели, насчитывающей четвертьвековую историю. Новинка получила название ЛуАЗ-1302, а ее выпуск стартовал в 1988 году.
Первый вопрос, который может возникнуть у вас, почему в конце цифрового индекса модели стоит цифра «2»? Вопрос правильный, потому что попытка первого более глубокого обновления предпринималась волынянами в начале десятилетия. Ее результатом стал опытный образец, появившийся в 1984 году – ЛуАЗ-1301. Дизайнеры завода сильно осовременили внешность новой «Волыни». Из серого сельского труженика она могла превратиться в современный джип, с отсылом во внешности к «Ниве» и «тридцать первой» «Волге».
Дальнейшая доработка опытного образца, добавила к нему ряд комплектующих от «Таврии». Только время для кардинальных перемен сельского джипа еще не настало. Много лет проект пребывал в замороженном состоянии, получив свое развитие только в постсоветский период.
Симпатичный «1301» так и не вышедший в серию. Фото: youtube.com
Второе поколение «ноль первого» демонстрировалось на Московском автосалоне-1994. Здесь имелось еще больше современных доработок: регулируемая высота подвески и новая ходовая, обеспечивающая лучшую комфортность поездки. Но и после этого понадобилось целых восемь лет, чтобы довести дело до серийного производства. Такие серьезные планы подтверждались существованием модификаций с 5-дверным кузовом и кузовом пикап. Началом выпуска назначили 2004 год.
В качестве силовых агрегатов нового автомобиля предлагались моторы линейки МеМЗ с рабочим объемом двигателя 1,1 / 1,3 литра, мощностью от 53 до 66 л. с. Для желающих иметь более мощный автомобиль, предполагалось в дальнейшем расширить моторный ряд за счет «вазовских» двигателей.
У автомобиля имелся полный привод с блокировкой межосевого дифференциала. Для движения по бездорожью джип оснастили понижающей передачей и независимой подвеской всех колес. В элементах кузова отказались от традиционного металла, выполнив их из специального стеклопластика. Все старания оказались напрасными. Автомобиль так и не вышел в серию, ограничившись небольшой партией, выпущенной в 2003-2004 годах.
Вторая попытка оказалась успешней
Более счастливой оказалась судьба «ноль второго». Здесь не было таких кардинальных отличий от предшественника, как у первого прототипа. Возможно, это и стало причиной более динамичного развития проекта. Внешне ЛуАЗ-1302 с «шестьдесят девятым» мог различить только специалист. А вот внутренняя начинка у автомобиля оказалась получше.
Внешних отличий не видно, все они внутри. Фото: youtube.com
Большую роль сыграли разработки запорожских коллег. Ведь два завода и раньше делили одну модель силового агрегата. Немало и других комплектующих передавались «из рук в руки». Не стал исключением и новый волынский проект.
«Таврия», ставшая прорывом запорожского автопрома, кардинально отличалась не только внешне, но и внутренне от запорожской классики. Ее современная приборная панель и анатомические сидения перекочевали и на ЛуАЗ-1302. Кроме этого, новый автомобиль постарались сделать более эстетически комфортным для поездок: значительно уменьшилась вибрация во время движения и улучшилась шумоизоляция салона.
Технические особенности нового волынского джипа
Главным улучшением модернизированной «Волыни» можно считать установку другого силового агрегата. Теперь ее уже не могли назвать «джипом с двигателем от «Запорожца». Современный агрегат имел немного меньший объем, но заметно выросла его мощность (такой же МеМЗ-245 устанавливался на первые «Таврии»):
✅ рабочий объем – 1,1 литра
✅ мощность – 53 л. с.
✅ установка – спереди, продольно
Внутренне устройство автомобиля, так же, как и внешний дизайн, претерпело минимальные изменения. Сохранилась съемная матерчатая крыша, превращавшая его в летний кабриолет (или зимний холодильник). Пассажирская часть салона также осталась неизменной:
✅ два кресла спереди
✅ два дополнительных откидных жестких сидения в багажном отсеке
✅ скромное оформление
Геометрическая проходимость внедорожника осталась на том же высоком уровне, что и у предшественника. Такого успеха удалось достичь благодаря небольшому весу автомобиля и полноприводной конструкции. Джип и дальше имел популярность в сельской местности многих бывших советских республик, ставших теперь отдельными государствами.
Модификации и завершение истории «Волыни»
Конечно, это относилось и к бескрайним российским просторам. Для удобства коммуникации производства и потребителей, пошли на простой шаг. На пороге нового тысячелетия на мощностях подмосковной «Валетты» наладили отверточную сборку модели. Для этого из Украины поставлялись готовые машинокомплекты, быстро превращающиеся на месте в полноценные сельские джипы. Правда, конкуренция с азиатскими компаниями привела к тому, что количество ЛуАЗ-1302 российской сборки оказалось незначительным.
Так выглядела грузовая модификация. Фото: youtube.com
На основном производстве наладили выпуск нескольких модификаций «ноль второго». Таких, как пляжный грузовой вариант ЛуАЗ-1302-05 с мотором помощнее (дизель итальянского производства рабочим объемом 1,4 литра). Большее распространение получил мини-грузовик ЛуАЗ-13021.
Его начали производить в последние месяцы существования советской страны. Чтобы обеспечить грузовые функции, усилили заднюю подвеску и увеличили на полметра колесную базу. Грузовая платформа, рассчитанная на 400 кг груза, комплектовалась откидными бортами, а 2-х местный пассажирский отсек имел традиционный матерчатый верх. Прототип с кабиной на четверых в серию не пошел. Несколько таких автомобилей собрали и в Подмосковье.
Имелись прототипы, так и оставшиеся в чьих-то мечтах. Фото: youtube.com
В 2001 году был прекращен выпуск всех модификаций ЛуАЗ-1302. Он оказался последней моделью волынского предприятия. После этого автомобильный завод канул в лету.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....