.d-md-none .d-lg-block bibimot

Последние советские разработки внедорожников от завода ЛуАЗ

Последние советские разработки внедорожников от завода ЛуАЗ
В советский период двигатели, устанавливаемые на «Запорожцы», использовались еще в одной марке отечественного автопрома. Это – автомобили повышенной проходимости, выпускаемые другим автомобильным предприятием, находящимся на территории УССР. Речь идет о «Волыни» или ЛуАЗ. Мощности, расположенные в Луцке, позволяли собирать здесь скромный и один из самых маломощных джипов в мире. Такие недорогие автомобили пользовались огромной популярностью в советской глубинке.


Конечно, луцкие джипы не обладали ни особым лоском, ни элементарным комфортом. Для деревень такого и не требовалось. А вот по бездорожью такой технике не было равных. И это вовсе не оборот речи, а констатация реального факта. Современные испытания энтузиастов доказали, что ЛуАЗ способен проехать в тем местах, где «садятся» самые крутые американские джипы.

Последние советские разработки внедорожников от завода ЛуАЗЛуАЗ-969 – военная разработка, ставшая гражданской. Фото: youtube.com

Неудивительно, что на закате советской эпохи, когда отечественный автопром все больше погружался в стагнацию, на заводе в западноукраинском Луцке продолжали планировать новые модели, являющие рестайлингом слегка устаревшего ЛуАЗ-969. Все это происходило в конце 80-х годов прошлого столетия.

Обновленная «Волынь» – первый блин «комом»


Имя эта марка получила от природной области, в которой находился завод. В принципе, такова советская традиция наименования автомобильных марок: «Волга», «Жигули», «Москвич», «Запорожец». Сплошная география и никаких заморочек, как у японцев или американцев. Зато все становится сразу понятно и покупателю не нужно ломать голову, а почему это у моей «ласточки» такое мудреное название?

К этому времени на запорожском конвейере уже вовсю выпускалась переднеприводная «Таврия». Поэтому и в Луцке задумались о модернизации модели, насчитывающей четвертьвековую историю. Новинка получила название ЛуАЗ-1302, а ее выпуск стартовал в 1988 году.


Первый вопрос, который может возникнуть у вас, почему в конце цифрового индекса модели стоит цифра «2»? Вопрос правильный, потому что попытка первого более глубокого обновления предпринималась волынянами в начале десятилетия. Ее результатом стал опытный образец, появившийся в 1984 году – ЛуАЗ-1301. Дизайнеры завода сильно осовременили внешность новой «Волыни». Из серого сельского труженика она могла превратиться в современный джип, с отсылом во внешности к «Ниве» и «тридцать первой» «Волге».

Дальнейшая доработка опытного образца, добавила к нему ряд комплектующих от «Таврии». Только время для кардинальных перемен сельского джипа еще не настало. Много лет проект пребывал в замороженном состоянии, получив свое развитие только в постсоветский период.

Симпатичный «1301» так и не вышедший в серию. Фото: youtube.com

Второе поколение «ноль первого» демонстрировалось на Московском автосалоне-1994. Здесь имелось еще больше современных доработок: регулируемая высота подвески и новая ходовая, обеспечивающая лучшую комфортность поездки. Но и после этого понадобилось целых восемь лет, чтобы довести дело до серийного производства. Такие серьезные планы подтверждались существованием модификаций с 5-дверным кузовом и кузовом пикап. Началом выпуска назначили 2004 год.

В качестве силовых агрегатов нового автомобиля предлагались моторы линейки МеМЗ с рабочим объемом двигателя 1,1 / 1,3 литра, мощностью от 53 до 66 л. с. Для желающих иметь более мощный автомобиль, предполагалось в дальнейшем расширить моторный ряд за счет «вазовских» двигателей.

У автомобиля имелся полный привод с блокировкой межосевого дифференциала. Для движения по бездорожью джип оснастили понижающей передачей и независимой подвеской всех колес. В элементах кузова отказались от традиционного металла, выполнив их из специального стеклопластика. Все старания оказались напрасными. Автомобиль так и не вышел в серию, ограничившись небольшой партией, выпущенной в 2003-2004 годах.

Вторая попытка оказалась успешней


Более счастливой оказалась судьба «ноль второго». Здесь не было таких кардинальных отличий от предшественника, как у первого прототипа. Возможно, это и стало причиной более динамичного развития проекта. Внешне ЛуАЗ-1302 с «шестьдесят девятым» мог различить только специалист. А вот внутренняя начинка у автомобиля оказалась получше.

Внешних отличий не видно, все они внутри. Фото: youtube.com

Большую роль сыграли разработки запорожских коллег. Ведь два завода и раньше делили одну модель силового агрегата. Немало и других комплектующих передавались «из рук в руки». Не стал исключением и новый волынский проект.

«Таврия», ставшая прорывом запорожского автопрома, кардинально отличалась не только внешне, но и внутренне от запорожской классики. Ее современная приборная панель и анатомические сидения перекочевали и на ЛуАЗ-1302. Кроме этого, новый автомобиль постарались сделать более эстетически комфортным для поездок: значительно уменьшилась вибрация во время движения и улучшилась шумоизоляция салона.

Технические особенности нового волынского джипа


Главным улучшением модернизированной «Волыни» можно считать установку другого силового агрегата. Теперь ее уже не могли назвать «джипом с двигателем от «Запорожца». Современный агрегат имел немного меньший объем, но заметно выросла его мощность (такой же МеМЗ-245 устанавливался на первые «Таврии»):

✅ рабочий объем – 1,1 литра
✅ мощность – 53 л. с.
✅ установка – спереди, продольно

Внутренне устройство автомобиля, так же, как и внешний дизайн, претерпело минимальные изменения. Сохранилась съемная матерчатая крыша, превращавшая его в летний кабриолет (или зимний холодильник). Пассажирская часть салона также осталась неизменной:

✅ два кресла спереди
✅ два дополнительных откидных жестких сидения в багажном отсеке
✅ скромное оформление

Геометрическая проходимость внедорожника осталась на том же высоком уровне, что и у предшественника. Такого успеха удалось достичь благодаря небольшому весу автомобиля и полноприводной конструкции. Джип и дальше имел популярность в сельской местности многих бывших советских республик, ставших теперь отдельными государствами.

Модификации и завершение истории «Волыни»


Конечно, это относилось и к бескрайним российским просторам. Для удобства коммуникации производства и потребителей, пошли на простой шаг. На пороге нового тысячелетия на мощностях подмосковной «Валетты» наладили отверточную сборку модели. Для этого из Украины поставлялись готовые машинокомплекты, быстро превращающиеся на месте в полноценные сельские джипы. Правда, конкуренция с азиатскими компаниями привела к тому, что количество ЛуАЗ-1302 российской сборки оказалось незначительным.

Так выглядела грузовая модификация. Фото: youtube.com

На основном производстве наладили выпуск нескольких модификаций «ноль второго». Таких, как пляжный грузовой вариант ЛуАЗ-1302-05 с мотором помощнее (дизель итальянского производства рабочим объемом 1,4 литра). Большее распространение получил мини-грузовик ЛуАЗ-13021.

Его начали производить в последние месяцы существования советской страны. Чтобы обеспечить грузовые функции, усилили заднюю подвеску и увеличили на полметра колесную базу. Грузовая платформа, рассчитанная на 400 кг груза, комплектовалась откидными бортами, а 2-х местный пассажирский отсек имел традиционный матерчатый верх. Прототип с кабиной на четверых в серию не пошел. Несколько таких автомобилей собрали и в Подмосковье.

Имелись прототипы, так и оставшиеся в чьих-то мечтах. Фото: youtube.com

В 2001 году был прекращен выпуск всех модификаций ЛуАЗ-1302. Он оказался последней моделью волынского предприятия. После этого автомобильный завод канул в лету.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как думаете, если бы возобновился выпуск «Волыни» она нашла своего покупателя?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЛуАЗ-1301 – опытный внедорожник на шасси военной машиныЛуАЗ – мал да удал настолько, что и УАЗ обойдет