Пикап, о котором вы не знали – Subaru BRAT
1 496

Пикап, о котором вы не знали – Subaru BRAT

Эта модель автомобиля появилась в конце 70-х прошлого столетия с вполне определенной целью. Создатели выразили ее в самом названии автомобиля, вернее, в аббревиатуре. Конструкторы Subaru добавили к его названию BRAT (Bi-drive Recreational All-terrain Transporter). Буквально это означало «поездки для отдыха на природе полноприводным автомобилем». Или, если проще, то «джип для отдыха на природе».


Полноприводное купе-универсал разработали, опираясь на базовый джип также с кузовом универсал. Широкой публике его представили в 1978-м как модель текущего года. Его продажи осуществлялись в течение 16 лет во многих странах мира. Причем, очень часто, под другим наименованием бренда.

Пикап, о котором вы не знали – Subaru BRATНадпись на задней стойке не оставляла сомнений, что за модель перед нами. Фото: youtube.com

То, что предложили японцы своим покупателям в конце десятилетия, относилось к категории ute или coupe-utility. Это была разновидность 2-дверных пикапов с грузовой платформой сзади, созданных на базе серийной легковушки. Именно таковым и являлся автомобиль с милым для русского уха названием – BRAT (и неважно, что это всего лишь заглавные буквы английского определения его назначения).

BRAT по просьбе руководителя американского отдела компании


В начале 70-х годов стартовала настоящая интервенция легких грузовиков разных японских компаний на американский континент. Среди них оказались все ведущие производители страны «восходящего солнца»:

✅ Toyota
✅ Mazda
✅ Nissan

Понятно, что в таких обстоятельствах Subaru совсем не подходило «пасти задних». Но, если из далекой Японии это не выглядело так явно, то взгляд изнутри казался однозначно печальным. Именно поэтому президент Subaru of America настойчиво попросил о создании подобной модели головной компанией. Так появлялась возможность создания реальной конкуренции для вышеназванных земляков на американском рынке.

Ответом на нее стал полноприводный Subaru BRAT, сконструированный на базе Subaru Leone. Как раз последняя особенность и явилась основной сложностью для массового экспорта модели в США.


Проблема образовалась еще в середине предыдущего десятилетия и проявилась в желании померяться ввозными налогами между Америкой и ведущими странами Европы. В начале 60-х недорогие американские окорочка заполонили европейский рынок, создавая опасность разорения местных фермеров-птичников.

Поэтому и Германия, и Франция в 1964 году ввели налог на американское куриное мясо. Ответом стал 25-процентный побор на ввоз автомобилей. В Америке его даже прозвали «цыплячьим» и надеялись, что так ущемят ведущего немецкого производителя «народных автомобилей». Но налог нельзя ввести на конкретный товар, поэтому «под раздачу» попали и все остальные.

Внешние отличия от базовой модели оказались минимальными. Фото: youtube.com

Обходить неудобные законы умеют не только в России. Поэтому в такой сложной ситуации с драконовскими налогами, зарубежные предприятия-экспортеры нашли свою лазейку. Нормы закона касались только поступления на американскую территорию автомобилей в полностью собранном и готовом к эксплуатации виде. А вот отделив от шасси грузовую платформу появлялось официальное право выдать ее за комплект и уйти от уплаты высокого налога.

С джипом Subaru BRAT такой номер не проходил. Все дело было в его конструктивных особенностях. Используемое легковое шасси имело несколько разных вариантов исполнения. Поэтому сделать конструктор из автомобиля с несущим кузовом – непростая и опасная задача. Ведь в таком случае его необходимо соединять и сваривать в полевых условиях. А это может повлиять не только на качество конструкции, но, и что более важно, на безопасность ее дальнейшей эксплуатации. В общем, на такой риск японцы пойти не могли.

Доподлинно неизвестно, но каким-то образом им все же удалось договориться с американцами. Просто поставки японских внедорожников считались взаимовыгодным сотрудничеством. Найдя компромисс с местными налоговыми властями, при сборке экспортных Subaru BRAT пошли на хитрость.

Незамысловатые сидения, снизившие налог в 10 раз. Фото: youtube.com

Пассажирский отсек автомобиля соединяли с грузовой секцией, делая подобие общего пространства. Потом на последней устанавливали пару пассажирских сидений против движения. Так пикап «камуфлировали» под обычную легковушку, отразив это в сопроводительных документах для американской налоговой службы. А размер налоговой пошлины уменьшился в 10 раз!

Пикапы первого поколения (1977-1982)


Активная отправка автомобилей на экспорт стартовала в 1978 году. Первое поколение простояло на конвейере Subaru около 5 лет. Для разных рынков пикап получил различные торговые наименования:

✅ «284» – для американского и британского рынков
✅ Brumby – для Австралии и Новой Зеландии
✅ MV (Targa, Shifter) – для рынков других стран

На то время он выделялся из общего ряда соратников тем, что каждая модификация Subaru BRAT имела полный привод. Этого добились благодаря базовому Leone. Поэтому успешная конструкция применялась до конца истории первого поколения пикапов, несмотря на то, что сам Subaru Leone пережил глубокий рестайлинг в 1980 году. BRAT продолжал оставаться все тем же:

✅ продольная компоновка силовой установки
✅ неизменный оппозитный двигатель
✅ все ведущие колеса (или подключаемый привод)

В автомобилях поступающих в США и Канаду имелись приваренные откидные пластмассовые сидения в грузовом отсеке. Как уже упоминалось, использованные в качестве уловки для местного налогообложения. В таком виде экспортируемые автомобили просуществовали до 1986 года (после этого сидений уже не было). Для рынков других стран в грузовой отсек они не устанавливались вообще.

Пикапы первого и второго поколения. Фото: youtube.com

Под капотом у первых BRAT имелся прекрасный 1,6-литровый мотор ЕА-71 с 4-ступенчатой механикой. Дополнительной функцией за отдельную плату являлся жестко подключаемый полный привод. Несмотря на то, что рестайлинг 1981 года привнес в модель стеклянную раздвижную крышу "Halo Twin Roof", уже на следующий год появилось второе поколение пикапа.

Subaru BRAT второго поколения (1982-1994)


Первым важным изменением стала установка нового силового агрегата. Им стал более мощный 1,8-литровый ЕА-81. Двигатели этой линейки производятся дочерней компанией и всегда имеют водяное охлаждение. В моделях 1983 и следующего года ввели еще одно важное изменение. На двигатели тех лет установили турбонаддув, сопроводив его автоматической коробкой переключения передач. Такой шаг увеличил мощность двигателя до 94 л. с.

Кроме основных сборочных площадей, выпуск второго поколения Subaru BRAT наладили в Южной Африке и Новой Зеландии. Последнее являлось очень удобной локацией, ведь одним из главных потребителей модели являлась соседняя Австралия. Для этой жаркой страны выполнили конструктивные изменения в виде задней подножки, защиты поддона и дополнительной перекладины. Пикап имел следующие размеры:

✅ длина – 4424 мм
✅ ширина – 1620 мм
✅ высота – 1415 мм
✅ снаряженная масса – 1 тонна

Среди изменений второго поколения стоит также упомянуть скрытую подпружиненную дверь для входа в грузовой отсек сбоку и установку запаски под капотом. Здешняя популярность пикапа продлилась до первой половины следующего десятилетия. Подобная картина сохранилась и в Европе. А вот американские покупатели второй половины 80-х уже поостыли к японскому пикапу. У себя на родине он также официально не продавался, став одной из первых «серых моделей» на японском рынке.

Снижения спроса и прекращение выпуска


Импорт в Америку прекратился в 1987 году. Тем не менее бывший американский президент Рональд Рейган имел автомобиль одной из первых партий, владея им до 1998 года. Европа и австралийский регион приобретали пикап до начала 1994 года.

Сегодня тоже найдутся поклонники у модели, ушедшей в прошлое. Фото: youtube.com

Неоднократно BRAT появлялся на киноэкранах. Участвовал он и в специальных автомобильных соревнованиях. Однако общий спад интереса к автомобилям с кузовом пикап привел к тому, что третье поколение Subaru BRAT так и не появилось. Его продажи прекратились в феврале 1994 года.
Известен ли вам Subaru BRAT?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...