Toyota Celica GT-Four: путь на вершину
7 658

Toyota Celica GT-Four: путь на вершину

Приключения японского концерна в мире ралли начались в 1973 году, когда шведский гонщик, Уве Андерссон, выступил в нескольких этапах первенства на автомобиле Celica 1600GT. Вскоре после этого швед получил поддержку Toyota, выделившей бюджет для создания раллийной команды. Андерссон, после непродолжительного пребывания в Брюсселе, перебрался в Кельн (Германия), где основал то, что позже станет известно как Toyota Team Europe (TTE). 


Первая победа команды пришлась на ралли Motogard 1982 года, проходившего в Новой Зеландии. Выиграл тогда «шведский охотник» – Бьорн Вальдегаард. Но эпоху «группы Б» Toyota отстала, так как могла предложить только заднеприводную Celica Twin-cam Turbo, которую легко опережали мощнейшие полноприводные Audi Quattro, Peugeot 205T16 и Lancia Delta S4. 

«Группа А» 


Тем не менее, в период с 1983 по 1986 год автомобиль одержал впечатляющую серию из шести побед на ралли Сафари и Кот-д'Ивуара. Успех, побудил японцев укрепить TTE, и перейти от эпизодического, к постоянному участию в Чемпионате мира. 

Toyota Celica GT-Four: путь на вершинуToyota Celica GT-Four ST165. Фото: Youtube.com

После запрета монструозной «Группы Б», Toyota предложила Андерссону, на выбор, любую модель из тогдашней линейки серийных автомобилей. Но, по сути, у Уве не было альтернативы, кроме четвертого поколения Celica ST165. 

Toyota Team Europe за год удалось превратить дорожный автомобиль в победителя, благодаря инженерным навыкам Карла Хайнца Гольдштейна, а также мастерам пилотажа: Юхи Канккунена и Карлоса Сайнса. Впоследствии оба гонщика получили репутацию дотошных и неутомимый водителей-испытателей. Вот технические характеристики Toyota Celica GT-Four ST165 1988-91 годов:

✅ Двигатель – 4-цилиндровый 3S-GTE
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 265 лошадей, при 6000 об/мин
✅ Крутящий момент – 380 Нм при 4400 об/мин
✅ Снаряженная масса машины – 1100 килограмм
✅ Габаритные размеры (Д.Ш.В.) – 4365 мм, 1710 мм, 1300 мм 

Изначально японцы не предполагали, что Celica придется выступать в высшем дивизионе мирового ралли. Поэтому когда решение о участии в WRC было принято, вносить изменения в существующую модель было поздно. Проблема модели заключалась, как ни странно это прозвучит, в аэродинамически эффективном кузове, породившего конфликт интересов между различными департаментами команды. 

Обтекаемый клиновидный кузов приводил к проблемам с охлаждением мотора. Фото: Youtube.com

Дело в том, что Celica того поколения имела низкий, «зализанный нос», обрамленный убирающимися фарами, что приводило к проблемам с охлаждением силового агрегата. 

С опущенными фарами, машина страдала от перегрева, из-за уменьшения потока воздуха, поступающего в моторный отсек. В тоже время, чтобы не ухудшать аэродинамику, фары можно было поднимать только в крайних случаях! В результате, гонщикам на Celica приходилось жертвовать максималкой, работая с конфигурацией фар в поднятом положении.

Дорога к титулу


Юха Канккунен одержал первую победу на Celica GT-Four на ралли Австралии, проходившем в сентябре 1989 года. На самом деле это был дубль Toyota, так как Кеннет Эрикссон финишировал вторым. Но это был лишь проблеск того, что случится в сезоне 1990 года. 

Карлос Сайнс доминировал в чемпионате: четыре победы (в Греции, Новой Зеландии, Финляндии и Великобритании) и еще пять подиумов! В результате испанцу удалось опередить трио гонщиков Lancia: Дидье Ориоля, Юху Канккунена и Мики Биазьона. Бьорн Вальдегард принес еще одну победу в копилку Toyota, традиционно выиграв на ралли Safari, в Кении. В следующем году Сайнс одержал пять побед, но стал лишь вторым, проиграв семь очков Канккунену. Решающим стал последний этап сезона – RAC Rally, где Юха победил, а Карлос приехал третьим.

Toyota Celica GT-Four ST185. Фото: Youtube.com

В 1992 году Сайнс выиграл на четырех этапах, и этого хватило для завоевания второго титула чемпиона мира! На этот раз уже испанцу, пересевшему на новую Celica GT-Four ST185, удалось опередить Юху Канккунена на десять очков. 

Пятое поколение


Celica ST185 вобрала в себя улучшения, нереализованные для предыдущей эволюции. Проблемы с охлаждением были частично решены, путем прорезания отверстия в капоте двигателя, предназначенного для отвода воздуха из моторного отсека. Вот технические характеристики Toyota Celica GT-Four ST185, выпускавшейся с 1992 по 1994 годы:
 
✅ Двигатель – 4-цилиндровый 3S-GTE
✅ Рабочий объем – 2 литра
✅ Мощность – 295 лошадей, при 5700 об/мин
✅ Крутящий момент – 459 Нм при 4000 об/мин
✅ Снаряженная масса – 1100 килограмм
✅ Габаритные размеры (Д.Ш.В.) – 4410 мм, 1745 мм, 1300 мм 

Celica Turbo ST185 стала самым успешным автомобилем Toyota за всю историю выступлений в чемпионате мира, поскольку подарила чемпионскую корону трем гонщикам, с очень разными стилями пилотажа. После второго титула Сайнса в 92-м, Юха Канккунен получил свою четвертую корону в 1993-м, а Дидье Ориоль первую – в 1994 году.

В 1993 году Toyota, наконец то, завоевала титул в зачете производителей! Это стало знаменательным событием, поскольку японцам удалось сломить многолетнее господство Lancia! В следующем году команда TTE повторит это достижение. 

Toyota Celica GT-Four ST185, вид сзади. Фото: Youtube.com

К середине 1994 года Toyota представила новую модификацию автомобиля, получившую обозначение ST205. Но новинку использовал только Юха Канккунен, выступавший на новой машине сперва в Австралии, а затем в Сан-Ремо и на RAC-ралли. Поскольку Дидье Ориоль боролся за титул, то предпочел управлять проверенным ST185. На ST205 «Шевалье асфальта» пересел в первой гонке сезона 1995 года, на ралли Монте-Карло.

Техника на грани фантастики


Последний вариант Celica GT Four «Группы А» оказалась сбалансированным автомобилем, подходящим для любых типов трасс. Новое раллийное оружие японцев базировалось на Celica 6-го поколения, и по-прежнему оснащалась двигателем 3S-GTE. 

Впервые в мире, раллийный автомобиль получил систему «антилаг» – ALS, получивший прозвище «bang-bang». Это был технологический прорыв, который позже внедрили другие команды. Дополняли картину шестиступенчатая КПП X-Trac, а также электронно регулируемый межосевой дифференциал, постоянно перебрасывающий крутящий момент на передние или задние колеса, в зависимости от того ускорялся автомобиль, или тормозил.

Toyota Celica GT-Four ST205 в действии! Фото: Youtube.com

Внешние изменения включали в себя заднее антикрыло увеличенного размера, увеличивающее прижимную силу. Кроме того, в передней части автомобиля добавили дополнительные воздухозаборники охлаждения двигателя, а от убирающихся фар отказались. Вместо них, Celica получила четыре круглых «глаза». 

Преступление и наказание


С 1995 года FIA решила снизить производительность моторов, введя 34-миллиметровый рестриктор на впуске. Это снизило отдачу двигателей, в результате чего Celica потеряла преимущество в мощности мотора. И тогда некто, до сих пор неизвестный, придумал устройство, благодаря которому воздух попадал в турбокомпрессор помимо редукционного клапана.

Инженеры Toyota установили ограничитель таким образом, чтобы он слегка смещался от исходного положения, пропуская больше воздуха в турбонагнетатель. После финиша, механик «легким движением руки» возвращал клапан в исходной положение. На ралли Каталонии техническая инспекция обнаружила устройство, после чего команда Toyota получила унизительную годовую дисквалификацию. Макс Мосли, президент FIA, тогда признался, что впервые столкнулся со столь хитроумным обманом.

Когда появилась ST205, использовались рестрикторы на 36 мм. В 1995 году перешли на 34, и это убило 3S-GTE. Турбокомпрессор оказался слабоват, но он был омологирован, поэтому его нельзя было заменить. Но эта турбина не позволяла мотору нормально «дышать».

– четырехкратный чемпион Австралии по ралли Нил Бейтс

FIA отстранила Toyota Team Europe от участия в чемпионате мира, но у завода оставалась возможность участия в гонках «под чужим флагом». Например на ралли Швеции команда называлась Toyota Team Sweden, в Индонезии – Toyota Team Australia, а в Финляндии Toyota Castrol Finland. Единственным гонщиком команды стал Юха Канккунен. Дидье Ориоль предпочел «отдохнуть». Третий пилот команды – немец Армин Шварц, сосредоточился на программе чемпионата Европы. 1996 год стал последним для «Группы А», поэтому Toyota не занималась развитием Celica ST205, сосредоточившись на создании автомобиля для нового регламента World Rally Car: Corolla WRC. 

В середине 90-х на первые роли вышли Subaru и Mitsubishi. Фото: Youtube.com

Celica GT-Four дебютировала в 1988 году, и использовалась девять лет. За этот период, три эволюции модели: ST165, ST185 и ST205, одержали 30 побед, под управлением девяти гонщиков. Но самое главное то, что одолев Lancia Delta Integrale, Toyota доказала другим японским производителям, таким как Mitsubishi и Subaru, что европейские автомобили не являются непобедимыми!
Как вы считаете, справедливо ли FIA наказало Тойоту?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....