Shelby GT500: «Король дороги»
Сотрудничество Ford с Шелби стало легендой, в результате которой на свет появились такие машины как Ford GT40 и Shelby GT500. Начало карьеры Кэрролла, и его отношений с корпорацией Ford показаны в фильме «Форд против Феррари». Правда в кино упор сделан на гонки, в частности, на противостоянии с Ferrari в 24-х часовом марафоне на трассе Ле-Ман. Но между Ford и Шелби были и другие проекты, которые сегодня назвали бы «тюнингом». И началось все с Мустанга.
Популярность Ford Mustang, впервые показанного 17 апреля 1964 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке, с первого же дня достигла невиданных высот. Число желающих узреть новую модель Форда было столь велико, что дилеры закрывали выставочные центры, чтобы не допустить толпы любопытствующих зевак. Ли Якокка, отец Мустанга, за одну ночь стал знаменитым, попав на обложки Newsweek и Time. Впервые два конкурирующих журнала опубликовали одинаковую фотографию!
В 1965 модельном году было продано 419 000 Мустангов. Менее чем через два года после запуска, с конвейера сошел миллионный экземпляр модели. Первые два года Mustang продавался так здорово, что побил рекорд установленный Ford Model A. Но сколь ни велика была популярность Mustang, Якокку не устраивало что его детище называют поникаром. И тогда Ли связался с Кэрроллом Шелби.
В конце шестидесятых Shelby олицетворяли лучшее, что было в Mustang, добавляя производительность, позволяющую конкурировать с признанными маслкарами: Pontiac GTO, Plymouth Roadrunner, Dodge Challenger и Oldsmobile 4-4-2. GT500 укрепил имидж Ford как производителя заряженных автомобилей, но он не был первым Мустангом, модифицированным Shelby! Эта честь принадлежит модели GT350, 1965 года.
Вообще-то, Шелби не горел желанием заниматься Мустангами, так как был занят работой над Shelby Cobra. Автомобиль, объединивший двигатель Ford V8 с кузовом AC Ace. Но в конце концов Кэрролл согласился на предложение Якокки. Во-первых, из-за того, что нуждался в поставках двигателей. А во-вторых, потому что эти новые Mustang принесут деньги на счета Shelby American!
Шелби увеличил мощность 4.7-литрового двигателя, доведя ее до отметки 306 лошадиных сил, а также добавил амортизаторы Koni, «укороченное» рулевое управление, передний стабилизатор поперечной устойчивости, дисковые тормоза Kelsey Hayes с вентилируемыми дисками и высокоскоростные шины Goodyear. Разгоняясь до «сотни» за 6,5 секунды, Shelby здорово показал себя на гоночных трассах и дрэг-стрипе: на преодоление четверти мили машине требовалось 14,9 секунды.
В 1967 году Шелби, что называется, вошел во вкус, выпустив GT500. Мустанг оснастили 355-сильным семилитровым двигателем Ford Cobra Jet V8, оснащавшийся четырехкамерным карбюратором Holley с системой динамического наддува, «злым» распределительным валом, усиленными головками цилиндров и шатунами, а также модернизированный коленвалом. Можно было бы подумать, что этого хватит, чтобы удовлетворить клиентов ищущих «Muscle Mustang», но в середине 1968 года Шелби выпустил «Короля Дороги» – GT500 KR.
Так как же Shelby стал королем дорог? Все началось со встречи Кэрролла Шелби с Ли Якоккой, на которой исполнительный вице-президент Ford поделился секретными данными о том, что через две недели стартует маркетинговая кампания Chevrolet Corvette «King of the Road».
Шелби эта новость шокировала, ведь Кэрролл сам собирался использовать это название для новой модификации GT500! Узнав, что название «King of the Road» не зарегистрировано в Бюро по патентам и товарным знакам США, Кэрролл застолбил его за собой.
В рекламных проспектах утверждалось что двигатель KR Cobra Jet развивает 335 лошадей. Инсайдеры утверждали что цифра ближе к 410 силам. Но современные динамометрические испытания поставили точку в этом споре – 365 лошадиных сил. Вот официальные показатели этого мотора:
✅ Конфигурация – V8
✅ Рабочий объем – 7 014 см3
✅ Диаметр цилиндра – 115 мм
✅ Ход поршня – 101 мм
✅ Степень сжатия – 10.5:1
✅ Мощность – 335 лошадок
✅ Крутящий момент – 603 Нм
Ради чего фальсифицировали данные о производительности? Что ж, не секрет, что производители занижали характеристики моторов только «на бумаге», ради снижения страховых ставок.
Официально Ford заявлял о времени разгона GT500KR до «сотни» за 6,5 секунды, а «квотер» пришпоренный Мустанг должен был проезжать за 13,5 секунды. Журнал «Road and Track» протестировал фастбэк с автоматической коробкой передач, и ни разу не смогли выйти из 15,5 ! Разгон с места до «сотни» также не впечатлял – 7,2 сек.
Очевидно, что динамика не являлась сильной стороной GT500, в отличии от управляемости. Но у хорошей отзывчивости была обратная сторона – «тугое рулевое» без гидроусилителя, и до дискомфорта жесткая подвеска колес.
К сожалению, забастовка сотрудников Ford задержала начало производства модели, а испытания и сертификация EPA по выбросам заняла намного больше времени, чем ожидалось. Из-за этого выпуск «King of the Road» составил 1200 единиц. Редкость модели привела к тому, что эта модель Shelby высоко ценится коллекционерами. Так в 2020 году фастбэк GT500 KR продали на аукционе «Mecum Indy» за 258 500 долларов.
1969 год стал последним годом для Shelby GT500 первого поколения. И тут внимательный читатель отметит, что модель продавалась и в следующем году! Действительно, несколько сотен непроданных экземпляров 1969 года были переделаны Ford в автомобили 1970 модельного года. И это было не так легко, как может показаться! Столкнувшись с дилеммой: продать «прошлогодние» автомобили по дешевке и получить убыток, или «перевыпустить» машины, Ford пошел по второму пути.
Как бы просто это ни звучало, для этого сотрудникам Форд пришлось здорово потрудиться! Одной из проблем, которую необходимо было решить, стали номера VIN. На автомобилях уже были таблички, прикрепленные под лобовым стеклом, на двери водителя и под обоими передними крыльями. Под пристальным вниманием ФБР, Форду разрешили удалить VIN номера из-под лобового стекла и двери водителя. Пластины прикрепленные под крыльями разрешили оставить, так как их не было видно без разборки автомобиля.
GT500 KR стал одним из последних великих Shelby, выпущенных до того, как Ford взял под контроль производство, перенеся выпуск модели из Сан-Хосе, штат Калифорния, на предприятие Smith Company в Ливонии, штат Мичиган. Этот шаг помог Форду получить больший контроль над готовым продуктом. Отныне участие Шелби носило номинальный характер, и в середине 1969 года партнеры разорвали отношения.
Рассказывая о Shelby Mustang, было бы неправильно не упомянуть о том, что в 1967 году Шелби создал Shelby GT500 «Super Snake», с двигателем от гоночного Ford GT40 MkII 427! Мотор, производивший свыше 500 лошадиных сил, разработали для Ле-Мана и победы над Ferrari V12. Во время испытаний автомобиль смог разогнаться до скорости 275 километров в час, но в серию машина не пошла. Официально из-за того, что себестоимость модели вдвое превышала стандартный GT500.
Говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Стремительно дорожающая страховка, правительственные постановления о вредных выбросах и растущие цены на бензин медленно убивали маслкары. С учетом этого, можно смело утверждать что Shelby GT500 отправился в «автомобильную вальхаллу» с гордо поднятой головой, а не поджав хвост.
Популярность Ford Mustang, впервые показанного 17 апреля 1964 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке, с первого же дня достигла невиданных высот. Число желающих узреть новую модель Форда было столь велико, что дилеры закрывали выставочные центры, чтобы не допустить толпы любопытствующих зевак. Ли Якокка, отец Мустанга, за одну ночь стал знаменитым, попав на обложки Newsweek и Time. Впервые два конкурирующих журнала опубликовали одинаковую фотографию!
Ажиотаж вокруг нового Mustang хорошо показан в фильме «Форд против Феррари». Фото: Youtube.com
В 1965 модельном году было продано 419 000 Мустангов. Менее чем через два года после запуска, с конвейера сошел миллионный экземпляр модели. Первые два года Mustang продавался так здорово, что побил рекорд установленный Ford Model A. Но сколь ни велика была популярность Mustang, Якокку не устраивало что его детище называют поникаром. И тогда Ли связался с Кэрроллом Шелби.
Performance is my business
В конце шестидесятых Shelby олицетворяли лучшее, что было в Mustang, добавляя производительность, позволяющую конкурировать с признанными маслкарами: Pontiac GTO, Plymouth Roadrunner, Dodge Challenger и Oldsmobile 4-4-2. GT500 укрепил имидж Ford как производителя заряженных автомобилей, но он не был первым Мустангом, модифицированным Shelby! Эта честь принадлежит модели GT350, 1965 года.
Вообще-то, Шелби не горел желанием заниматься Мустангами, так как был занят работой над Shelby Cobra. Автомобиль, объединивший двигатель Ford V8 с кузовом AC Ace. Но в конце концов Кэрролл согласился на предложение Якокки. Во-первых, из-за того, что нуждался в поставках двигателей. А во-вторых, потому что эти новые Mustang принесут деньги на счета Shelby American!
«Элеонора», из фильма «Угнать за 60 секунд», возродила интерес к Shelby. Фото: Youtube.com
Шелби увеличил мощность 4.7-литрового двигателя, доведя ее до отметки 306 лошадиных сил, а также добавил амортизаторы Koni, «укороченное» рулевое управление, передний стабилизатор поперечной устойчивости, дисковые тормоза Kelsey Hayes с вентилируемыми дисками и высокоскоростные шины Goodyear. Разгоняясь до «сотни» за 6,5 секунды, Shelby здорово показал себя на гоночных трассах и дрэг-стрипе: на преодоление четверти мили машине требовалось 14,9 секунды.
В 1967 году Шелби, что называется, вошел во вкус, выпустив GT500. Мустанг оснастили 355-сильным семилитровым двигателем Ford Cobra Jet V8, оснащавшийся четырехкамерным карбюратором Holley с системой динамического наддува, «злым» распределительным валом, усиленными головками цилиндров и шатунами, а также модернизированный коленвалом. Можно было бы подумать, что этого хватит, чтобы удовлетворить клиентов ищущих «Muscle Mustang», но в середине 1968 года Шелби выпустил «Короля Дороги» – GT500 KR.
«King of the Road»
Так как же Shelby стал королем дорог? Все началось со встречи Кэрролла Шелби с Ли Якоккой, на которой исполнительный вице-президент Ford поделился секретными данными о том, что через две недели стартует маркетинговая кампания Chevrolet Corvette «King of the Road».
Шелби эта новость шокировала, ведь Кэрролл сам собирался использовать это название для новой модификации GT500! Узнав, что название «King of the Road» не зарегистрировано в Бюро по патентам и товарным знакам США, Кэрролл застолбил его за собой.
«Сердце Короля» – двигатель Cobra Jet 428. Фото: Youtube.com
В рекламных проспектах утверждалось что двигатель KR Cobra Jet развивает 335 лошадей. Инсайдеры утверждали что цифра ближе к 410 силам. Но современные динамометрические испытания поставили точку в этом споре – 365 лошадиных сил. Вот официальные показатели этого мотора:
✅ Конфигурация – V8
✅ Рабочий объем – 7 014 см3
✅ Диаметр цилиндра – 115 мм
✅ Ход поршня – 101 мм
✅ Степень сжатия – 10.5:1
✅ Мощность – 335 лошадок
✅ Крутящий момент – 603 Нм
Ради чего фальсифицировали данные о производительности? Что ж, не секрет, что производители занижали характеристики моторов только «на бумаге», ради снижения страховых ставок.
Динамические характеристики
Официально Ford заявлял о времени разгона GT500KR до «сотни» за 6,5 секунды, а «квотер» пришпоренный Мустанг должен был проезжать за 13,5 секунды. Журнал «Road and Track» протестировал фастбэк с автоматической коробкой передач, и ни разу не смогли выйти из 15,5 ! Разгон с места до «сотни» также не впечатлял – 7,2 сек.
Интерьер Shelby GT500. Фото: Youtube.com
Очевидно, что динамика не являлась сильной стороной GT500, в отличии от управляемости. Но у хорошей отзывчивости была обратная сторона – «тугое рулевое» без гидроусилителя, и до дискомфорта жесткая подвеска колес.
Shelby Mustang – редкий вид
К сожалению, забастовка сотрудников Ford задержала начало производства модели, а испытания и сертификация EPA по выбросам заняла намного больше времени, чем ожидалось. Из-за этого выпуск «King of the Road» составил 1200 единиц. Редкость модели привела к тому, что эта модель Shelby высоко ценится коллекционерами. Так в 2020 году фастбэк GT500 KR продали на аукционе «Mecum Indy» за 258 500 долларов.
Король умер...
1969 год стал последним годом для Shelby GT500 первого поколения. И тут внимательный читатель отметит, что модель продавалась и в следующем году! Действительно, несколько сотен непроданных экземпляров 1969 года были переделаны Ford в автомобили 1970 модельного года. И это было не так легко, как может показаться! Столкнувшись с дилеммой: продать «прошлогодние» автомобили по дешевке и получить убыток, или «перевыпустить» машины, Ford пошел по второму пути.
Shelby GT500 позволил Ford закрепиться в мире маслкаров. Фото: Youtube.com
Как бы просто это ни звучало, для этого сотрудникам Форд пришлось здорово потрудиться! Одной из проблем, которую необходимо было решить, стали номера VIN. На автомобилях уже были таблички, прикрепленные под лобовым стеклом, на двери водителя и под обоими передними крыльями. Под пристальным вниманием ФБР, Форду разрешили удалить VIN номера из-под лобового стекла и двери водителя. Пластины прикрепленные под крыльями разрешили оставить, так как их не было видно без разборки автомобиля.
GT500 KR стал одним из последних великих Shelby, выпущенных до того, как Ford взял под контроль производство, перенеся выпуск модели из Сан-Хосе, штат Калифорния, на предприятие Smith Company в Ливонии, штат Мичиган. Этот шаг помог Форду получить больший контроль над готовым продуктом. Отныне участие Шелби носило номинальный характер, и в середине 1969 года партнеры разорвали отношения.
«Супер Змей»
Рассказывая о Shelby Mustang, было бы неправильно не упомянуть о том, что в 1967 году Шелби создал Shelby GT500 «Super Snake», с двигателем от гоночного Ford GT40 MkII 427! Мотор, производивший свыше 500 лошадиных сил, разработали для Ле-Мана и победы над Ferrari V12. Во время испытаний автомобиль смог разогнаться до скорости 275 километров в час, но в серию машина не пошла. Официально из-за того, что себестоимость модели вдвое превышала стандартный GT500.
Shelby GT500. Вид сзади. Фото: Youtube.com
Говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Стремительно дорожающая страховка, правительственные постановления о вредных выбросах и растущие цены на бензин медленно убивали маслкары. С учетом этого, можно смело утверждать что Shelby GT500 отправился в «автомобильную вальхаллу» с гордо поднятой головой, а не поджав хвост.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....