Перспективный российский маневровый тепловоз – ТЭМ23
Проблема современного маневрового тепловоза на Российских железных дорогах уже давно стоит очень остро. Повсеместное использование ЧМЭ3, который еще Брежнева помнит, выглядит не смешно, а, скорее, грустно. Поэтому кардинальное решение данного вопроса стало делом чести для конструкторов железнодорожного транспорта.
Разработки принципиально новой конструкции начались несколько лет назад на Брянском заводе. В конце 2019 года представлено новое видение экстерьера маневрового тепловоза будущего. Эти работы выполнялись совместно с «2050.ЛАБ». Успешность новой разработки подтвердила награда, полученная в 2020 году за концепцию дизайна.
Прекрасный старт данного проекта открыл дорогу для его полномасштабной реализации. К вопросу подошли основательно, разрабатывая все элементы конструкции с «нуля». Для этого были привлечены специалисты в различных отраслях, чтобы совместными усилиями создать новый российский маневровый тепловоз.
Маневровый тепловоз получил современную модульную конструкцию и два дизеля, в качестве силового агрегата локомотива. Его назначение – маневровая и маневрово-вывозная работа в границах станции и на подъездных путях. Размер колеи, на которую рассчитаны колесные пары, стандартный – 1520 мм. Экспериментальная конструкция получила индекс ТЭМ23. Сокращения означают:
✅ тепловоз
✅ электрическая передача
✅ для маневровых работ
✅ тип 23
Заказчиком дизайна нового тепловоза выступил крупнейший в стране производитель ж/д подвижного состава и внутригородского рельсового транспорта «ТрансМашХолдинг» (ТМХ). Производители подошли к процессу максимально креативно. Для создания необычного экстерьера локомотива привлекли талантливых дизайнеров из DNK Russia. Именно принципы этой компании придали тепловозу необычный и передовой внешний вид.
Параллельно продумали и эргономику всего рабочего процесса деятельности маневрового локомотива. Конструкторы так устроили доступ в кабину машиниста и сам рабочий процесс, что они смогут уберечь бригаду от потенциальных травмоопасных ситуаций. Да и сама работа на таком современном транспортном средстве должна приносить эстетическое удовольствие. Более того, даже предусмотрена установка системы автоматического контроля и управления движением тепловоза («автомашинист»). У ТЭМ23 есть целый ряд важных преимуществ:
✅ модульная конструкция локомотива
✅ высокая экологическая безопасность
✅ хорошие показатели экономичности двигателей
✅ тяговый привод асинхронного типа
✅ система дистанционного управления тепловозом
✅ современная система «автомашинист»
✅ максимально комфортные условия работы локомотивной бригады
Успешная дальнейшая реализация брянского проекта позволит открыть новую страницу и установить новый подход в конструировании маневровых тепловозов в нашей стране. Более того, примененные передовые идеи могут использоваться и зарубежными коллегами. Именно поэтому компания ТМХ проявила такой основательный подход к созданию конструкции, имеющей прекрасные дальние перспективы.
К технической начинке локомотива на Брянском машиностроительном также подошли очень основательно. Каждый элемент взвесили и продумали очень детально. К примеру, модульная конструкция значительно облегчает проведение ремонтных и других технических работ. Это должно также заметно снизить сроки простоя техники из-за их проведения.
Внутри самой кабины машиниста расположены сразу два рабочих пульта. Это улучшает комфортность управления и дает дополнительные технические преимущества. В то же время, их эргономика сохранена за счет максимальной оптимизации конструкции самих пультов (проход между ними достаточный, удобный и безопасный).
Максимальные удобства создали и для обслуживания локомотива. Современная схема открывания капотов подразумевает смещенные вверх боковые панели. Это, в свою очередь, обеспечивает очень комфортный доступ ко всем системам тепловоза. Дополнительную безопасность от хулиганского проникновения к элементам экипажного отсека дают боковые обвесы нижней части конструкции. Они же препятствуют и доступу посторонних лиц к топливному баку.
Имеется в наличии холодильная камера и другое оборудование. Все это, вместе с силовым агрегатом и начинкой кабины, подключено через разъемы к модулю главной рамы локомотива. Его замена, в случае внезапной поломки (благодаря целостной конструкции) может производиться очень быстро, избегая отправки в ремонтные цеха.
Для современного тепловоза постарались найти и соответствующую силовую установку. Ею стали спаренные дизеля производства ПАО «КАМАЗ». Компания многие десятилетия специализируется на конструировании и выпуске дизельных двигателей. Они прекрасно зарекомендовали себя под капотами множества различных моделей грузового и прочего транспорта. Установленные на локомотив дизеля очень выгодно выглядят не только с экологической, но и экономической стороны.
Положительный эффект достигнут и со стороны экологичности. К меньшей степени загрязнения окружающей среды стоит добавить двухкратное, по сравнению с серийными образцами техники, снижение уровня шума во время движения локомотива. Это позволило специалистам дать самые высокие оценки ТЭМ23, упомянув его отличные параметры:
✅ 4-осная конструкция
✅ 8-цилиндровый дизель мощностью 2х309 кВт (2х368 кВт)
✅ асинхронный ТЭД
✅ полный вес – 90 т
✅ проектная скорость – 100 км / ч
Новый асинхронный двигатель АТЭД должен дополнить прекрасный ансамбль начинки тепловоза. В начале этого года завершились его испытания, подтвердившие качественность конструкции и возможность серийного применения. Двигателю присвоен индекс «О1».
Первые два ТЭМ23 собрали в Брянске в прошлом году. На этот год запланированы проверочные и испытательные работы, которые дадут старт серийному производству новых российских маневровых тепловозов. Опытный пробег в депо Брянск-II проводился в начале 2022 года. Он подразумевал набор 450 прокатных часов каждым из построенных ТЭМ23. Проверка прошла отлично, тепловозам присвоена литера «О». Но более масштабные испытания на полигоне ВНИКТИ в Коломне стартовали в начале лета. По их результатам тепловозы могут допустить к регулярной эксплуатации на РЖД.
Протяженность полигонных путей составляет порядка 40 км. Здесь проводят всестороннюю проверку на предмет безопасности эксплуатации, тяговых, технических и экологических параметров тепловозов. Если предварительная положительная оценка получит дальнейшее подтверждение, это даст право говорить о рождении нового серийного российского маневрового тепловоза. Документальным подтверждением станет сертификат соответствия. Он подчинен регламенту Таможенного союза и позволит начать массовое производство с дальнейшей реализации на территории стран-участниц союза нового ТЭМ23.
Разработки принципиально новой конструкции начались несколько лет назад на Брянском заводе. В конце 2019 года представлено новое видение экстерьера маневрового тепловоза будущего. Эти работы выполнялись совместно с «2050.ЛАБ». Успешность новой разработки подтвердила награда, полученная в 2020 году за концепцию дизайна.
Первый ТЭМ23 выглядит просто отлично. Фото: youtube.com
Прекрасный старт данного проекта открыл дорогу для его полномасштабной реализации. К вопросу подошли основательно, разрабатывая все элементы конструкции с «нуля». Для этого были привлечены специалисты в различных отраслях, чтобы совместными усилиями создать новый российский маневровый тепловоз.
Новый маневровый, тип 23
Маневровый тепловоз получил современную модульную конструкцию и два дизеля, в качестве силового агрегата локомотива. Его назначение – маневровая и маневрово-вывозная работа в границах станции и на подъездных путях. Размер колеи, на которую рассчитаны колесные пары, стандартный – 1520 мм. Экспериментальная конструкция получила индекс ТЭМ23. Сокращения означают:
✅ тепловоз
✅ электрическая передача
✅ для маневровых работ
✅ тип 23
Заказчиком дизайна нового тепловоза выступил крупнейший в стране производитель ж/д подвижного состава и внутригородского рельсового транспорта «ТрансМашХолдинг» (ТМХ). Производители подошли к процессу максимально креативно. Для создания необычного экстерьера локомотива привлекли талантливых дизайнеров из DNK Russia. Именно принципы этой компании придали тепловозу необычный и передовой внешний вид.
Параллельно продумали и эргономику всего рабочего процесса деятельности маневрового локомотива. Конструкторы так устроили доступ в кабину машиниста и сам рабочий процесс, что они смогут уберечь бригаду от потенциальных травмоопасных ситуаций. Да и сама работа на таком современном транспортном средстве должна приносить эстетическое удовольствие. Более того, даже предусмотрена установка системы автоматического контроля и управления движением тепловоза («автомашинист»). У ТЭМ23 есть целый ряд важных преимуществ:
✅ модульная конструкция локомотива
✅ высокая экологическая безопасность
✅ хорошие показатели экономичности двигателей
✅ тяговый привод асинхронного типа
✅ система дистанционного управления тепловозом
✅ современная система «автомашинист»
✅ максимально комфортные условия работы локомотивной бригады
Успешная дальнейшая реализация брянского проекта позволит открыть новую страницу и установить новый подход в конструировании маневровых тепловозов в нашей стране. Более того, примененные передовые идеи могут использоваться и зарубежными коллегами. Именно поэтому компания ТМХ проявила такой основательный подход к созданию конструкции, имеющей прекрасные дальние перспективы.
Технические особенности маневрового ТЭМ23
К технической начинке локомотива на Брянском машиностроительном также подошли очень основательно. Каждый элемент взвесили и продумали очень детально. К примеру, модульная конструкция значительно облегчает проведение ремонтных и других технических работ. Это должно также заметно снизить сроки простоя техники из-за их проведения.
Наличие нескольких модулей значительно облегчит ремонтные работы. Фото: youtube.com
Внутри самой кабины машиниста расположены сразу два рабочих пульта. Это улучшает комфортность управления и дает дополнительные технические преимущества. В то же время, их эргономика сохранена за счет максимальной оптимизации конструкции самих пультов (проход между ними достаточный, удобный и безопасный).
Максимальные удобства создали и для обслуживания локомотива. Современная схема открывания капотов подразумевает смещенные вверх боковые панели. Это, в свою очередь, обеспечивает очень комфортный доступ ко всем системам тепловоза. Дополнительную безопасность от хулиганского проникновения к элементам экипажного отсека дают боковые обвесы нижней части конструкции. Они же препятствуют и доступу посторонних лиц к топливному баку.
Имеется в наличии холодильная камера и другое оборудование. Все это, вместе с силовым агрегатом и начинкой кабины, подключено через разъемы к модулю главной рамы локомотива. Его замена, в случае внезапной поломки (благодаря целостной конструкции) может производиться очень быстро, избегая отправки в ремонтные цеха.
Современная приборная панель. Фото: youtube.com
Для современного тепловоза постарались найти и соответствующую силовую установку. Ею стали спаренные дизеля производства ПАО «КАМАЗ». Компания многие десятилетия специализируется на конструировании и выпуске дизельных двигателей. Они прекрасно зарекомендовали себя под капотами множества различных моделей грузового и прочего транспорта. Установленные на локомотив дизеля очень выгодно выглядят не только с экологической, но и экономической стороны.
Экспериментальные сравнения ТЭМ23 с другими «коллегами» показали экономию в расходе топлива почти на треть. Причем это касается не только дизельного топлива, но и масла.
Положительный эффект достигнут и со стороны экологичности. К меньшей степени загрязнения окружающей среды стоит добавить двухкратное, по сравнению с серийными образцами техники, снижение уровня шума во время движения локомотива. Это позволило специалистам дать самые высокие оценки ТЭМ23, упомянув его отличные параметры:
✅ 4-осная конструкция
✅ 8-цилиндровый дизель мощностью 2х309 кВт (2х368 кВт)
✅ асинхронный ТЭД
✅ полный вес – 90 т
✅ проектная скорость – 100 км / ч
Новый асинхронный двигатель АТЭД должен дополнить прекрасный ансамбль начинки тепловоза. В начале этого года завершились его испытания, подтвердившие качественность конструкции и возможность серийного применения. Двигателю присвоен индекс «О1».
Окончательные испытания на коломенском полигоне
Первые два ТЭМ23 собрали в Брянске в прошлом году. На этот год запланированы проверочные и испытательные работы, которые дадут старт серийному производству новых российских маневровых тепловозов. Опытный пробег в депо Брянск-II проводился в начале 2022 года. Он подразумевал набор 450 прокатных часов каждым из построенных ТЭМ23. Проверка прошла отлично, тепловозам присвоена литера «О». Но более масштабные испытания на полигоне ВНИКТИ в Коломне стартовали в начале лета. По их результатам тепловозы могут допустить к регулярной эксплуатации на РЖД.
Новый маневровый с гордостью смотрит вперед. Фото: youtube.com
Протяженность полигонных путей составляет порядка 40 км. Здесь проводят всестороннюю проверку на предмет безопасности эксплуатации, тяговых, технических и экологических параметров тепловозов. Если предварительная положительная оценка получит дальнейшее подтверждение, это даст право говорить о рождении нового серийного российского маневрового тепловоза. Документальным подтверждением станет сертификат соответствия. Он подчинен регламенту Таможенного союза и позволит начать массовое производство с дальнейшей реализации на территории стран-участниц союза нового ТЭМ23.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...