Перспективный российский маневровый тепловоз – ТЭМ23
Проблема современного маневрового тепловоза на Российских железных дорогах уже давно стоит очень остро. Повсеместное использование ЧМЭ3, который еще Брежнева помнит, выглядит не смешно, а, скорее, грустно. Поэтому кардинальное решение данного вопроса стало делом чести для конструкторов железнодорожного транспорта.
Разработки принципиально новой конструкции начались несколько лет назад на Брянском заводе. В конце 2019 года представлено новое видение экстерьера маневрового тепловоза будущего. Эти работы выполнялись совместно с «2050.ЛАБ». Успешность новой разработки подтвердила награда, полученная в 2020 году за концепцию дизайна.
Прекрасный старт данного проекта открыл дорогу для его полномасштабной реализации. К вопросу подошли основательно, разрабатывая все элементы конструкции с «нуля». Для этого были привлечены специалисты в различных отраслях, чтобы совместными усилиями создать новый российский маневровый тепловоз.
Маневровый тепловоз получил современную модульную конструкцию и два дизеля, в качестве силового агрегата локомотива. Его назначение – маневровая и маневрово-вывозная работа в границах станции и на подъездных путях. Размер колеи, на которую рассчитаны колесные пары, стандартный – 1520 мм. Экспериментальная конструкция получила индекс ТЭМ23. Сокращения означают:
✅ тепловоз
✅ электрическая передача
✅ для маневровых работ
✅ тип 23
Заказчиком дизайна нового тепловоза выступил крупнейший в стране производитель ж/д подвижного состава и внутригородского рельсового транспорта «ТрансМашХолдинг» (ТМХ). Производители подошли к процессу максимально креативно. Для создания необычного экстерьера локомотива привлекли талантливых дизайнеров из DNK Russia. Именно принципы этой компании придали тепловозу необычный и передовой внешний вид.
Параллельно продумали и эргономику всего рабочего процесса деятельности маневрового локомотива. Конструкторы так устроили доступ в кабину машиниста и сам рабочий процесс, что они смогут уберечь бригаду от потенциальных травмоопасных ситуаций. Да и сама работа на таком современном транспортном средстве должна приносить эстетическое удовольствие. Более того, даже предусмотрена установка системы автоматического контроля и управления движением тепловоза («автомашинист»). У ТЭМ23 есть целый ряд важных преимуществ:
✅ модульная конструкция локомотива
✅ высокая экологическая безопасность
✅ хорошие показатели экономичности двигателей
✅ тяговый привод асинхронного типа
✅ система дистанционного управления тепловозом
✅ современная система «автомашинист»
✅ максимально комфортные условия работы локомотивной бригады
Успешная дальнейшая реализация брянского проекта позволит открыть новую страницу и установить новый подход в конструировании маневровых тепловозов в нашей стране. Более того, примененные передовые идеи могут использоваться и зарубежными коллегами. Именно поэтому компания ТМХ проявила такой основательный подход к созданию конструкции, имеющей прекрасные дальние перспективы.
К технической начинке локомотива на Брянском машиностроительном также подошли очень основательно. Каждый элемент взвесили и продумали очень детально. К примеру, модульная конструкция значительно облегчает проведение ремонтных и других технических работ. Это должно также заметно снизить сроки простоя техники из-за их проведения.
Внутри самой кабины машиниста расположены сразу два рабочих пульта. Это улучшает комфортность управления и дает дополнительные технические преимущества. В то же время, их эргономика сохранена за счет максимальной оптимизации конструкции самих пультов (проход между ними достаточный, удобный и безопасный).
Максимальные удобства создали и для обслуживания локомотива. Современная схема открывания капотов подразумевает смещенные вверх боковые панели. Это, в свою очередь, обеспечивает очень комфортный доступ ко всем системам тепловоза. Дополнительную безопасность от хулиганского проникновения к элементам экипажного отсека дают боковые обвесы нижней части конструкции. Они же препятствуют и доступу посторонних лиц к топливному баку.
Имеется в наличии холодильная камера и другое оборудование. Все это, вместе с силовым агрегатом и начинкой кабины, подключено через разъемы к модулю главной рамы локомотива. Его замена, в случае внезапной поломки (благодаря целостной конструкции) может производиться очень быстро, избегая отправки в ремонтные цеха.
Для современного тепловоза постарались найти и соответствующую силовую установку. Ею стали спаренные дизеля производства ПАО «КАМАЗ». Компания многие десятилетия специализируется на конструировании и выпуске дизельных двигателей. Они прекрасно зарекомендовали себя под капотами множества различных моделей грузового и прочего транспорта. Установленные на локомотив дизеля очень выгодно выглядят не только с экологической, но и экономической стороны.
Положительный эффект достигнут и со стороны экологичности. К меньшей степени загрязнения окружающей среды стоит добавить двухкратное, по сравнению с серийными образцами техники, снижение уровня шума во время движения локомотива. Это позволило специалистам дать самые высокие оценки ТЭМ23, упомянув его отличные параметры:
✅ 4-осная конструкция
✅ 8-цилиндровый дизель мощностью 2х309 кВт (2х368 кВт)
✅ асинхронный ТЭД
✅ полный вес – 90 т
✅ проектная скорость – 100 км / ч
Новый асинхронный двигатель АТЭД должен дополнить прекрасный ансамбль начинки тепловоза. В начале этого года завершились его испытания, подтвердившие качественность конструкции и возможность серийного применения. Двигателю присвоен индекс «О1».
Первые два ТЭМ23 собрали в Брянске в прошлом году. На этот год запланированы проверочные и испытательные работы, которые дадут старт серийному производству новых российских маневровых тепловозов. Опытный пробег в депо Брянск-II проводился в начале 2022 года. Он подразумевал набор 450 прокатных часов каждым из построенных ТЭМ23. Проверка прошла отлично, тепловозам присвоена литера «О». Но более масштабные испытания на полигоне ВНИКТИ в Коломне стартовали в начале лета. По их результатам тепловозы могут допустить к регулярной эксплуатации на РЖД.
Протяженность полигонных путей составляет порядка 40 км. Здесь проводят всестороннюю проверку на предмет безопасности эксплуатации, тяговых, технических и экологических параметров тепловозов. Если предварительная положительная оценка получит дальнейшее подтверждение, это даст право говорить о рождении нового серийного российского маневрового тепловоза. Документальным подтверждением станет сертификат соответствия. Он подчинен регламенту Таможенного союза и позволит начать массовое производство с дальнейшей реализации на территории стран-участниц союза нового ТЭМ23.
Разработки принципиально новой конструкции начались несколько лет назад на Брянском заводе. В конце 2019 года представлено новое видение экстерьера маневрового тепловоза будущего. Эти работы выполнялись совместно с «2050.ЛАБ». Успешность новой разработки подтвердила награда, полученная в 2020 году за концепцию дизайна.
Первый ТЭМ23 выглядит просто отлично. Фото: youtube.com
Прекрасный старт данного проекта открыл дорогу для его полномасштабной реализации. К вопросу подошли основательно, разрабатывая все элементы конструкции с «нуля». Для этого были привлечены специалисты в различных отраслях, чтобы совместными усилиями создать новый российский маневровый тепловоз.
Новый маневровый, тип 23
Маневровый тепловоз получил современную модульную конструкцию и два дизеля, в качестве силового агрегата локомотива. Его назначение – маневровая и маневрово-вывозная работа в границах станции и на подъездных путях. Размер колеи, на которую рассчитаны колесные пары, стандартный – 1520 мм. Экспериментальная конструкция получила индекс ТЭМ23. Сокращения означают:
✅ тепловоз
✅ электрическая передача
✅ для маневровых работ
✅ тип 23
Заказчиком дизайна нового тепловоза выступил крупнейший в стране производитель ж/д подвижного состава и внутригородского рельсового транспорта «ТрансМашХолдинг» (ТМХ). Производители подошли к процессу максимально креативно. Для создания необычного экстерьера локомотива привлекли талантливых дизайнеров из DNK Russia. Именно принципы этой компании придали тепловозу необычный и передовой внешний вид.
Параллельно продумали и эргономику всего рабочего процесса деятельности маневрового локомотива. Конструкторы так устроили доступ в кабину машиниста и сам рабочий процесс, что они смогут уберечь бригаду от потенциальных травмоопасных ситуаций. Да и сама работа на таком современном транспортном средстве должна приносить эстетическое удовольствие. Более того, даже предусмотрена установка системы автоматического контроля и управления движением тепловоза («автомашинист»). У ТЭМ23 есть целый ряд важных преимуществ:
✅ модульная конструкция локомотива
✅ высокая экологическая безопасность
✅ хорошие показатели экономичности двигателей
✅ тяговый привод асинхронного типа
✅ система дистанционного управления тепловозом
✅ современная система «автомашинист»
✅ максимально комфортные условия работы локомотивной бригады
Успешная дальнейшая реализация брянского проекта позволит открыть новую страницу и установить новый подход в конструировании маневровых тепловозов в нашей стране. Более того, примененные передовые идеи могут использоваться и зарубежными коллегами. Именно поэтому компания ТМХ проявила такой основательный подход к созданию конструкции, имеющей прекрасные дальние перспективы.
Технические особенности маневрового ТЭМ23
К технической начинке локомотива на Брянском машиностроительном также подошли очень основательно. Каждый элемент взвесили и продумали очень детально. К примеру, модульная конструкция значительно облегчает проведение ремонтных и других технических работ. Это должно также заметно снизить сроки простоя техники из-за их проведения.
Наличие нескольких модулей значительно облегчит ремонтные работы. Фото: youtube.com
Внутри самой кабины машиниста расположены сразу два рабочих пульта. Это улучшает комфортность управления и дает дополнительные технические преимущества. В то же время, их эргономика сохранена за счет максимальной оптимизации конструкции самих пультов (проход между ними достаточный, удобный и безопасный).
Максимальные удобства создали и для обслуживания локомотива. Современная схема открывания капотов подразумевает смещенные вверх боковые панели. Это, в свою очередь, обеспечивает очень комфортный доступ ко всем системам тепловоза. Дополнительную безопасность от хулиганского проникновения к элементам экипажного отсека дают боковые обвесы нижней части конструкции. Они же препятствуют и доступу посторонних лиц к топливному баку.
Имеется в наличии холодильная камера и другое оборудование. Все это, вместе с силовым агрегатом и начинкой кабины, подключено через разъемы к модулю главной рамы локомотива. Его замена, в случае внезапной поломки (благодаря целостной конструкции) может производиться очень быстро, избегая отправки в ремонтные цеха.
Современная приборная панель. Фото: youtube.com
Для современного тепловоза постарались найти и соответствующую силовую установку. Ею стали спаренные дизеля производства ПАО «КАМАЗ». Компания многие десятилетия специализируется на конструировании и выпуске дизельных двигателей. Они прекрасно зарекомендовали себя под капотами множества различных моделей грузового и прочего транспорта. Установленные на локомотив дизеля очень выгодно выглядят не только с экологической, но и экономической стороны.
Экспериментальные сравнения ТЭМ23 с другими «коллегами» показали экономию в расходе топлива почти на треть. Причем это касается не только дизельного топлива, но и масла.
Положительный эффект достигнут и со стороны экологичности. К меньшей степени загрязнения окружающей среды стоит добавить двухкратное, по сравнению с серийными образцами техники, снижение уровня шума во время движения локомотива. Это позволило специалистам дать самые высокие оценки ТЭМ23, упомянув его отличные параметры:
✅ 4-осная конструкция
✅ 8-цилиндровый дизель мощностью 2х309 кВт (2х368 кВт)
✅ асинхронный ТЭД
✅ полный вес – 90 т
✅ проектная скорость – 100 км / ч
Новый асинхронный двигатель АТЭД должен дополнить прекрасный ансамбль начинки тепловоза. В начале этого года завершились его испытания, подтвердившие качественность конструкции и возможность серийного применения. Двигателю присвоен индекс «О1».
Окончательные испытания на коломенском полигоне
Первые два ТЭМ23 собрали в Брянске в прошлом году. На этот год запланированы проверочные и испытательные работы, которые дадут старт серийному производству новых российских маневровых тепловозов. Опытный пробег в депо Брянск-II проводился в начале 2022 года. Он подразумевал набор 450 прокатных часов каждым из построенных ТЭМ23. Проверка прошла отлично, тепловозам присвоена литера «О». Но более масштабные испытания на полигоне ВНИКТИ в Коломне стартовали в начале лета. По их результатам тепловозы могут допустить к регулярной эксплуатации на РЖД.
Новый маневровый с гордостью смотрит вперед. Фото: youtube.com
Протяженность полигонных путей составляет порядка 40 км. Здесь проводят всестороннюю проверку на предмет безопасности эксплуатации, тяговых, технических и экологических параметров тепловозов. Если предварительная положительная оценка получит дальнейшее подтверждение, это даст право говорить о рождении нового серийного российского маневрового тепловоза. Документальным подтверждением станет сертификат соответствия. Он подчинен регламенту Таможенного союза и позволит начать массовое производство с дальнейшей реализации на территории стран-участниц союза нового ТЭМ23.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...