Разработки принципиально новой конструкции начались несколько лет назад на Брянском заводе. В конце 2019 года представлено новое видение экстерьера маневрового тепловоза будущего. Эти работы выполнялись совместно с «2050.ЛАБ». Успешность новой разработки подтвердила награда, полученная в 2020 году за концепцию дизайна.
Первый ТЭМ23 выглядит просто отлично. Фото: youtube.com
Прекрасный старт данного проекта открыл дорогу для его полномасштабной реализации. К вопросу подошли основательно, разрабатывая все элементы конструкции с «нуля». Для этого были привлечены специалисты в различных отраслях, чтобы совместными усилиями создать новый российский маневровый тепловоз.
Новый маневровый, тип 23
Маневровый тепловоз получил современную модульную конструкцию и два дизеля, в качестве силового агрегата локомотива. Его назначение – маневровая и маневрово-вывозная работа в границах станции и на подъездных путях. Размер колеи, на которую рассчитаны колесные пары, стандартный – 1520 мм. Экспериментальная конструкция получила индекс ТЭМ23. Сокращения означают:
✅ тепловоз
✅ электрическая передача
✅ для маневровых работ
✅ тип 23
Заказчиком дизайна нового тепловоза выступил крупнейший в стране производитель ж/д подвижного состава и внутригородского рельсового транспорта «ТрансМашХолдинг» (ТМХ). Производители подошли к процессу максимально креативно. Для создания необычного экстерьера локомотива привлекли талантливых дизайнеров из DNK Russia. Именно принципы этой компании придали тепловозу необычный и передовой внешний вид.
Параллельно продумали и эргономику всего рабочего процесса деятельности маневрового локомотива. Конструкторы так устроили доступ в кабину машиниста и сам рабочий процесс, что они смогут уберечь бригаду от потенциальных травмоопасных ситуаций. Да и сама работа на таком современном транспортном средстве должна приносить эстетическое удовольствие. Более того, даже предусмотрена установка системы автоматического контроля и управления движением тепловоза («автомашинист»). У ТЭМ23 есть целый ряд важных преимуществ:
✅ модульная конструкция локомотива
✅ высокая экологическая безопасность
✅ хорошие показатели экономичности двигателей
✅ тяговый привод асинхронного типа
✅ система дистанционного управления тепловозом
✅ современная система «автомашинист»
✅ максимально комфортные условия работы локомотивной бригады
Успешная дальнейшая реализация брянского проекта позволит открыть новую страницу и установить новый подход в конструировании маневровых тепловозов в нашей стране. Более того, примененные передовые идеи могут использоваться и зарубежными коллегами. Именно поэтому компания ТМХ проявила такой основательный подход к созданию конструкции, имеющей прекрасные дальние перспективы.
Технические особенности маневрового ТЭМ23
К технической начинке локомотива на Брянском машиностроительном также подошли очень основательно. Каждый элемент взвесили и продумали очень детально. К примеру, модульная конструкция значительно облегчает проведение ремонтных и других технических работ. Это должно также заметно снизить сроки простоя техники из-за их проведения.
Наличие нескольких модулей значительно облегчит ремонтные работы. Фото: youtube.com
Внутри самой кабины машиниста расположены сразу два рабочих пульта. Это улучшает комфортность управления и дает дополнительные технические преимущества. В то же время, их эргономика сохранена за счет максимальной оптимизации конструкции самих пультов (проход между ними достаточный, удобный и безопасный).
Максимальные удобства создали и для обслуживания локомотива. Современная схема открывания капотов подразумевает смещенные вверх боковые панели. Это, в свою очередь, обеспечивает очень комфортный доступ ко всем системам тепловоза. Дополнительную безопасность от хулиганского проникновения к элементам экипажного отсека дают боковые обвесы нижней части конструкции. Они же препятствуют и доступу посторонних лиц к топливному баку.
Имеется в наличии холодильная камера и другое оборудование. Все это, вместе с силовым агрегатом и начинкой кабины, подключено через разъемы к модулю главной рамы локомотива. Его замена, в случае внезапной поломки (благодаря целостной конструкции) может производиться очень быстро, избегая отправки в ремонтные цеха.
Современная приборная панель. Фото: youtube.com
Для современного тепловоза постарались найти и соответствующую силовую установку. Ею стали спаренные дизеля производства ПАО «КАМАЗ». Компания многие десятилетия специализируется на конструировании и выпуске дизельных двигателей. Они прекрасно зарекомендовали себя под капотами множества различных моделей грузового и прочего транспорта. Установленные на локомотив дизеля очень выгодно выглядят не только с экологической, но и экономической стороны.
Экспериментальные сравнения ТЭМ23 с другими «коллегами» показали экономию в расходе топлива почти на треть. Причем это касается не только дизельного топлива, но и масла.
Положительный эффект достигнут и со стороны экологичности. К меньшей степени загрязнения окружающей среды стоит добавить двухкратное, по сравнению с серийными образцами техники, снижение уровня шума во время движения локомотива. Это позволило специалистам дать самые высокие оценки ТЭМ23, упомянув его отличные параметры:
✅ 4-осная конструкция
✅ 8-цилиндровый дизель мощностью 2х309 кВт (2х368 кВт)
✅ асинхронный ТЭД
✅ полный вес – 90 т
✅ проектная скорость – 100 км / ч
Новый асинхронный двигатель АТЭД должен дополнить прекрасный ансамбль начинки тепловоза. В начале этого года завершились его испытания, подтвердившие качественность конструкции и возможность серийного применения. Двигателю присвоен индекс «О1».
Окончательные испытания на коломенском полигоне
Первые два ТЭМ23 собрали в Брянске в прошлом году. На этот год запланированы проверочные и испытательные работы, которые дадут старт серийному производству новых российских маневровых тепловозов. Опытный пробег в депо Брянск-II проводился в начале 2022 года. Он подразумевал набор 450 прокатных часов каждым из построенных ТЭМ23. Проверка прошла отлично, тепловозам присвоена литера «О». Но более масштабные испытания на полигоне ВНИКТИ в Коломне стартовали в начале лета. По их результатам тепловозы могут допустить к регулярной эксплуатации на РЖД.
Новый маневровый с гордостью смотрит вперед. Фото: youtube.com
Протяженность полигонных путей составляет порядка 40 км. Здесь проводят всестороннюю проверку на предмет безопасности эксплуатации, тяговых, технических и экологических параметров тепловозов. Если предварительная положительная оценка получит дальнейшее подтверждение, это даст право говорить о рождении нового серийного российского маневрового тепловоза. Документальным подтверждением станет сертификат соответствия. Он подчинен регламенту Таможенного союза и позволит начать массовое производство с дальнейшей реализации на территории стран-участниц союза нового ТЭМ23.