Некоторые люди ошибочно думают, что Cuda – это прозвище Plymouth Barracuda, вроде того, как Chevrolet сокращают до Chevy, а Жигули до Жига. Автомобили на самом деле похожи, но ровно настолько, насколько схожи между собой Ford Mustang и Shelby GT500. Если угодно, то Cuda для Barracuda тоже самое, что AMG для Mercedes-Benz: заводской заряженный вариант автомобиля, ориентированный на производительность.
No replacement for displacement
Общеизвестно любимое американцами выражение, которое можно дословно перевести: «ничто не заменит рабочий объем». Но здесь гораздо лучше подходит наше выражение «против лома нет приема». И это так, ведь никакое малокубатурное турбо, не говоря уж о визжащих атмосферниках, не заменит исполинской тяги многолитрового атмосферного V8. Вот только мотористам Chrysler об этом сказать забыли!
Третье поколение Plymouth Barracuda. Фото: Youtube.com
В результате на свет появился «малокубатурный», всего лишь семилитровый, 426-й двигатель Hemi. Обычно, указание на рабочий объем двигателей производительных автомобилей Plymouth выставляли напоказ, размещая надписи на капоте и заднем крыле. Но не в этом случае! Вместо индекса «426», на машину нанесли предостерегающее: «Hemi Cuda».
Plymouth Barracuda
Этот американский маслкар стал по-настоящему культовым. С момента прекращения производства прошло уже полвека, а фанаты все еще ждут возрождения модели, рисуют рендеры…
Все началось 1 апреля 1964 года, когда за две недели до дебюта Ford Mustang, Plymouth представил Barracuda. Созданная Ирвом Ритчи, модель первого поколения предназначалась для конкуренции с Мустангом, и стала первым американским поникаром. Технически, автомобиль представлял собой Plymouth Valiant, с задней частью кузова в стиле фастбэк. Машина даже оснащалась тем же самым шестицилиндровым двигателем, на сто лошадей. Безнадега и уныние, а не молодежное купе!
Интерьер Plymouth Barracuda. Обратите внимание на «пистолетную» рукоятку КПП от Hurst Perfomance. Фото: Youtube.com
Конечно, Plymouth слегка изменил исходник, например модернизировал подвеску и установил чуть измененную решетку радиатора. Но Barracuda, в глазах покупателей, оставалась слегка модифицированным Valiant! А значит покупать ее, учитывая что в соседнем дилершипе стоит стильный Ford Mustang, бессмысленная затея.
Результаты оказались предсказуемы: за первый год было продано 23 400 Барракуд, столько же, сколько и Mustang. Вот только Ford сделал такой объем в первый же день продаж! За первый год соперничества, Форду удалось в 17 раз превзойти Plymouth, реализовав свыше 400 000 Мустангов.
Попытка номер два
Во втором поколении Chrysler приложил все усилия, чтобы сделать Barracuda серьезным конкурентом Мустанга. Дизайнеры нарисовали новый кузов: машина, переехавшая на платформу Chrysler A-body, стала длиннее и куда менее походила на Valiant.
Barracuda 1971 года уникальна тем, что получила головную оптику c четырьмя фарами. В 72-м Plymouth отказался от этого решения. Фото: Youtube.com
В качестве двигателей использовалась 3.7-литровая шестерка, и два варианта V8: с двух или четырехкамерным карбюратором. Также можно было заказать 280-сильный 6.3-литровый V8 Big Block, который предлагался только с опциональным пакетом Formula S. Технически – довольно весело, но внешне машина уступала конкурентам от Ford и General Motors.
Третье поколение
Plymouth Barracuda третьего поколения с момента рождения оказалась в пантеоне маслкаров. Машина определенно стала злее и стремительнее – чистая хищница! 27 летний дизайнер Джон Херлиц, наконец-то, отделил модель от субтильного братца Valiant, нарисовав то, что должно было понравится молодой аудитории с «бензином в крови».
Так и получилось: появление третьего поколения Barracuda стало успехом для Chrysler. Продажи выросли вдвое: с чуть менее 28 000 в год, до 51 000 автомобилей. И 666 из них оснастили моторами Hemi. Вот такие варианты двигателей V8 устанавливали на Plymouth Barracuda 1970 модельного года. Мощность (брутто) указана в лошадиных силах:
✅ AAR 'Cuda – заявлено 275, по факту 330
✅ 383-4V – 335
✅ 440-4V – 375
✅ 440-6V – 390
✅ Hemi 'Cuda – 425 (Нетто)
Удивительно, но машина обладавшая мощнейшими моторами и зловещей внешностью, сочетала это со скудным оснащением! Например, с отсутствием кондиционера и гидроусилителя руля. Plymouth четко и недвусмысленно заявлял о единственной цели Cuda – производительность!
Меня зовут Cuda. Hemi Cuda
Появление заряженного варианта третьего поколения Barracuda стало намеком автомобильному Детройту. Столь же тонким, сколь и выстрел из дробовика в голову: «в городе появился новый шериф». Ее называли просто 'Cuda, и она была последней в роду настоящих маслкаров, выпущенных до наступления «Эры Недомогания».
Hemi Cuda без проблем разбирается с 7.5 литровым Buick GS. Фото: Youtube.com
Секрет успеха автомобиля заключался в двигателе Hemi и дизайне. И если с последним все ясно – машину со столь зловещим обликом еще нужно было поискать, то на моторе нужно остановиться подробней.
Что такое Hemi?
В 1963 году Chrysler утвердил программу создания двигателя, который обязан был победить в «Daytona 500» 1964 года. С момента получения технического задания предполагалось, что мотор будет чистокровно гоночным и не будет использоваться на серийные моделях. В результате на свет появился A864 Race Hemi, с полусферическими камерами сгорания.
Его Величество Hemi. Фото: Youtube.com
23 февраля того же года, Ричард «Король» Петти, на автомобиле Plymouth в доминирующем стиле победил на Daytona 500. Следом финишировали еще два Плимута. После этого хет-трика представители Ford и Mercury пришли в бешенство: гоночный Hemi застал их врасплох! Под давлением разъяренных конкурентов, руководству NASCAR пришлось в срочном порядке менять правила, запретив использование чистокровных гоночных двигателей. Впредь, моторы используемые в NASCAR должны быть доступны на серийных автомобилях. Правило действовало до 2006 года.
Chrysler принял вызов (хотя и пропустил сезон 1965 года), и вскоре двигатели Street Hemi появились на машинах Dodge и Plymouth. Уличный вариант мотора отличался пониженной, с 12.5 до 10.25:1, степенью сжатия, «спокойными» фазами газораспределения, упрощенными впускными и выпускными коллекторами. При этом моторы сохранили заявленную мощность, по-прежнему развивая 425 лошадей при 5000 об/мин.
Plymouth Ричарда Петти оснащался двигателем Hemi. Фото: Youtube.com
Теперь, когда двигатель стал доступен для серийных автомобилей, Chrysler вернулся в NASCAR, и выиграл несчетное количество гонок и множество чемпионатов. Кроме того, 426-й Hemi, за свою тягу получивший прозвище «Слон», оказался хорош и на дрэг-стрипе. Пакет для дрэг-рейсинга A-990, включал в себя: алюминиевые головки и впускной коллектор из магния, а также облегченный – «протравленный» кислотой, кузов. Дрэгстеры Dodge и Plymouth дебютировали в классе NHRA Super Stock в 1965 году, встав у истоков класса Funny Cars.
Зверь апокалипсиса
Есть маслкары, а есть Hemi Cuda – чудовище, излучающее не скрываемую яростную мощь и стремительность! Машина, устанавливающая новые стандарты в отрасли. Ведь благодаря новому дизайну, конкуренты, появившиеся до Cuda, выглядели устаревшими, а мощь Hemi «для улиц» оказалась даже избыточной.
Американская классика: Ford Mustang, Chevrolet Camaro и Plymouth Cuda. Фото: Youtube.com
Как за расцветом следует закат, так и в автомире наступила «Эра Недомогания», в результате которой классические маслкары вымерли. А великолепная Plymouth Hemi Cuda стала лебединой песней прекрасной и опасной эпохи.