Terra Incognita: транспорт и дороги Бразилии
18 944

Terra Incognita: транспорт и дороги Бразилии

Известно что Бразилия – страна в которой «много диких обезьян». Каждый кто учился в школе добавит что там протекает река Амазонка, обожают футбол и проводят Карнавал. Несмотря на то, что страна обильно покрыта джунглями, в регионе развита сеть автомагистралей. Но в Бразилии встречаются и каменные джунгли – город Сан Паулу превосходит по размерам и населению Москву.


Еще один знаменитый на весь мир город – Рио-де-Жанейро – родина знаменитого Карнавала и мечта Остапа Бендера. До шестидесятых годов прошлого века, Рио являлся столицей Бразилии, однако в 1957 году президент Жуселину Кубичек ди Оливейра перенес столицу в специально построенный для этой цели город – Бразилиа. Бразилия занимает половину площади Южной Америки, так что, сами понимаете – без транспортной инфраструктуры здесь никак. И нужно сказать что инфраструктура эта крайне своеобразная!

Бразилия: дороги


Как и в случае с Россией, сеть дорог в Бразилии развита крайне неравномерно. Автомобильные дороги имеют протяженность два миллиона километров, и лишь чуть более 10% из них с твердым покрытием. Автомагистрали – платные, поэтому путешественникам заранее стоит подготовится к дополнительным расходам.

Terra Incognita: транспорт и дороги БразилииДорога через горный массив Серра-ду-Риу-ду-Растро. Фото: Youtube.com

Понятно, что для для страны с такой площадью, существующей дорожной сети автомагистралей недостаточно. Частично недостаток восполняют железные дороги (об этом поговорим отдельно), а также водный транспорт и авиация. Бразилия – вторая в мире страна, после США, по количеству внутренних авиарейсов. В этом нет ничего удивительно, ведь часто «воздух и вода» – единственный способ добраться в отдаленные районы.

Железнодорожный транспорт


В том, что касается железных дорог, то Бразилия похожа на Австралию: в обоих случая существует несколько вариантов колеи, что создает эксплуатационные неудобства. По «железке» бразильцы перевозят в основном грузы – пассажирских перевозок можно сказать нет. После приватизации, отдельные собственники решили что выгодней распилить рельсы на металл, чем содержать дорогу в подобающем состоянии.

Часть путей в стране «убита» настолько, что поезда ползут по ним не превышая 60 километров в час. При этом большая часть железнодорожных станций в стране закрыта, «сквозного» сообщения нет – нужно добираться с пересадками, ожидая следующий поезд сутками! Одни неудобства, из-за которых «железка» не пользуется любовью бразильцев.

Бездорожье


Говоря о дорогах Бразилии, невозможно обойти вниманием всевозможные горные дороги – серпантины, петляющие по склонам как пьяная змея, исполняющая ламбаду! Но настоящий бич тягачей и автобусов – сезон дождей, во время которого «дороги» раскисают, превращаясь в непроходимое болото.

С упорством, достойным лучшего применения, «камионьерос» штурмуют бездорожье на шоссейных грузовиках и автобусах! Фото: Youtube.com

Удивительно наблюдать, как мужественно бразильцы едут в грязь на том, что принято называть транспортом для «междугородного сообщения». Впрочем, встречаются на бездорожье и бывшая армейская техника, и даже самоделки.

Бразилия и спирт


Бразильцы обожают спирт! Не пить, конечно, а заливать в бензобаки автомобилей. Большинство легковых и легких коммерческих автомобилей в стране двухтопливные, то есть допускают возможность работы как на спирте, так и на бензине. А некоторые таксисты еще и газобаллонное оборудование ставят, получая многотопливный двигатель.

Спирт – самый популярный вид топливо в Бразилии, на долю которого приходится половина всего объема реализуемого в стране. Началась «спиртолизация всей страны» в семидесятые, когда главные импортеры нефти объявили мировое эмбарго на поставку топлива. Бразилия, в отличии от других стран, решила провести эксперимент по замещению бензина спиртом, изготовленного из сахарного тростника, которого в стране – завались!

Бразильские автомобили могут ездить на бензине, спирте и газе. Фото: Youtube.com

Сперва спирт понемногу добавляли в бензин, а в восьмидесятых власти обязали автоконцерны работающие на территории страны иметь в модельном ряду автомобиль, способный работать на 100% этаноле. После снижения цен на нефть, интерес к этанолу, как к топливу, снизился. Сейчас в Бразилии продаются автомобили способные передвигаться как на чистом спирте (Е-100), так и на смеси с бензином – биоэтаноле, содержащем 20% спирта.

Легковой транспорт


В Бразилии высокий уровень ввозных пошлин, что, при невысоких доходах населения, накладывает отпечаток на местный автопарк. Широкое распространение получили автомобили бюджетного сегмента, знакомые нам Renault Logan и Chevrolet Cobalt. В стране представлены ведущие мировые марки автомобилей, например:

✅ FIAT
✅ Volkswagen
✅ Ford
✅ Chevrolet
✅ Toyota
✅ Nissan
✅ Renault
✅ Peugeot
✅ Hyundai

В прошлом году производство автомобилей в Бразилии составило более 2.2 миллиона единиц, причем впервые с 2016 года произошла смена лидера: место Chevrolet занял FIAT. Что касается моделей, то в 2021 году рейтинг возглавил пикап Fiat Strada – единственная модель, проданная в количестве превышающем 100 000 штук.

Fiat Strada – самая популярная модель на бразильском рынке. Фото: Youtube.com

Кстати, впервые пикап занял первое место по продажам в Бразилии. На втором месте Hyundai HB20, третье занял Fiat Argo, четвертое Jeep Renegade. А вот лидер последней пятилетки – Chevrolet Onix, рухнул на пятое место, из-за проблем с поставками микрочипов. Замыкают десятку лидеров Jeep Compass, Fiat Toro, Fiat Mob и Hyundai Creta.

Бразилия: грузовики


В отличии от Австралии, бразильцы предпочитают тягачи европейского типа. Среди марок, бразильеро отдают предпочтение Mercedes-Benz, и неизвестному в России производителю грузовиков Volkswagen.

Volkswagen Constellation. Фото: Youtube.com

Непривычно видеть столь странное зрелище, как большегрузный грузовик с эмблемой VW на облицовке радиатора. Помимо Южной Америки, дальнобойные Volkswagen встречаются в Африке, так что немудрено, что в России эти грузовики неизвестны. В сегменте тяжелых грузовиков Volkswagen Trucks and Buses представлен моделями Meteor и Constellation. Последняя доступна не только с бразильскими моторами MWM и американскими Cummins, но и с рядной шестеркой MAN D26, рабочим объемом 13 литров и мощностью 460 лошадей, при 1800 об-мин.

Единственный вариант трансмиссии – 12-ступенчатый «робот» ZF Traxon. Стоимость модели составляет 630 000 реалов (121 000 евро), что на 200 000 дешевле «Метеора» начального уровня. Строго говоря, модель 25.460 построена на шасси Meteor, но оснащается «дешевой» кабиной Constellation.

По популярности у «камионьерос» Mercedes-Benz не уступает Volkswagen. Фото: Youtube.com

Mercedes-Benz Actros 2651 6x4 Multiuso способен тащить два прицепа, для чего оборудован дизелем Mercedes-Benz OM460 LA. Двигатель выдает 510 лошадей, при 1800 об.мин, и работает в паре с полуавтоматической 12-ступенчатой КПП PowerShift 3. Кстати, аналогичную модель Mercedes-Benz выпускает в Австралии, где B-Double обычное дело. Стоимость модели – 667 498 реалов.

Colas levantadas (задранные хвосты)


А теперь давайте перенесемся из джунглей Бразилии, в наши «лихие девяностые». Смотрите, к «качалке» подъехала «восьмерка» и из нее вылез парень в спортивном костюме. Пока он уходит тренироваться, мы присмотримся к машине повнимательней. Видите, задняя часть автомобиля поднята на специальных проставках?

Эта мода пришла из мира мотоциклов – «рокеры» восьмидесятых любили «задирать задок» своих Яв, Чезетов и Ижей. А теперь, вернемся в Бразилию, где «камионьерос» (водители грузовиков) тоже обожают «задирать зад», но не у мотоциклов и легковушек, а… у грузовиков и полуприцепов.

Colas levantadas: тюнинг по-бразильски. Фото: Youtube.com

В самых тяжелых случаях человек среднего роста спокойно встает в полный рост под задним бортом грузовика! Естественно, ни о какой безопасности: устойчивости и управляемости, со столь диким тюнингом не может идти и речи. Малейшее движение рулем, и «хвост» грузовика «метет» дорогу как кошка! Но, как говорится, «охота – пуще неволи».

Регулирующие органы борются с подобным тюнингом, но без заметного эффекта. В стране даже проходят выставки таких, с позволения сказать, грузовиков. Но, похоже, бразильцам недолго осталось щеголять «поднятыми хвостами», так как в 2020 году Contran (Национальный совет по дорожному движению Бразилии) издал резолюцию устанавливающую следующие правила:

Для грузовых автомобилей с полной массой превышающей 3500 килограмм вносить изменения в переднюю подвеску запрещается. При внесении изменений, клиренс должен быть указан в документации на грузовик. Угол «подъема» рамы не может быть больше двух градусов.

Помимо «поднятых хвостов», Contran опубликовал еще одну резолюцию, относительно остроконечных колесных гаек. Они также попали под запрет. В обоих случаях нарушение считается серьезным, и может привести к задержанию транспортного средства «до устранения». Естественно, в дополнение к денежному штрафу.

Как вы только что убедились, Бразилия – страна с особой автомобильной культурой. Отчасти, отпечаток накладывают невысокие доходы населения. Но немалая часть местного колорита связана с климатом: сезон дождей превращает грунтовки в непроходимое болото! При этом скользкая, но твердая почва убедила «камионьерос» не заморачиваться полным приводом. И разумеется, что в отличии от экстремально узких горных серпантинов, грязь на дорогах Бразилии никакого «вау эффекта» на жителя постсоветского пространства не производит.

Но здесь нужно учитывать тот факт, что наши водители штурмуют бездорожье на полноприводных Уралах. И тем не менее, Бразилия – уникальная автомобильная страна, разнообразием и видом транспорта, а также дорожных условий, вызывающая неподдельный интерес.
Чьи дальнобойщики «круче», наши или бразильские?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....