Peugeot 205 T16 «Пайкс-Пик»
24 502

Peugeot 205 T16 «Пайкс-Пик»

В 1986 году, после нескольких трагических происшествий, ситуация в Чемпионате мира по ралли накалилась до критической температуры. Болиды группы Б оказались смертельно опасными не только для самих гонщиков, но и для зрителей. В результате Жан Мари Балестр – президент FISA, объявил о запрете автомобилей группы Б начиная с 1987 года.


Решение обескураживало внезапностью, хотя с учетом «бэкграунда» – гибели пилота Lancia Генри Тойвонена и его штурмана Серхио Кресто на ралли Тур де Корс 86 года, вряд ли было неожиданным. А уж если учесть то, что всего за несколько недель до этого, на ралли Португалия погибло четыре зрителя, и еще 32 получили ранения, то решение Баллестра выглядит единственно верным.

Группа Б


С момента появления в 1982 году, на короткий промежуток времени автомобили Группы Б стали намного большим, чем привычные серийные модели прошлых лет, по сути превратившись в гоночные прототипы, и иногда даже конкурирующие с Формулой-1. Одно время широкое распространение получила легенда о том, что Генри Тойвонен на Lancia Delta S4 в Эшториле показал время, позволившее бы ему квалифицироваться в первой десятке на гран-при Формулы-1.

Peugeot 205 T16 «Пайкс-Пик»Раллийный Peugeot 205 T16 группы Б. Фото: Youtube.com

Впрочем, чистая скорость ралликаров группы Б не слишком впечатляла, особенно на фоне того, что в Ле-Мане, в конце прямой Мульсан, прототипы Группы Ц достигали отметки 400 километров в час! Проблема WRC усугублялась тем, что гонки проводили на дорогах общего пользования, и гонщикам приходилось в буквальном смысле этого слова продираться через толпы зрителей. Запрет «безумных метеоров», в конечном счете, оказался единственно верным решением, поскольку в дальнейшем ситуация почти наверняка вышла бы из-под контроля с более печальными последствиями.

К сожалению для Peugeot, к тому моменту они вложили в Группу Б немалые средства, к тому же на заводе Peugeot Talbot Sport работало около 100 сотрудников, которых нужно было чем то занять. Любопытно, что решение объявить группу Б вне закона, было принято одновременно с разрешением для Peugeot использовать вариант 205 T16 Evolution 3. Однако чуть позже в FISA спохватились, и запретили выпуск любых новых Evolution до конца сезона 1986 года, в конце которого Peugeot, в знак протеста, покинула чемпионат мира по ралли. Фирма не будет играть значимой роли в последующую эру раллийной Группы А. 

«Лев» на перепутье


Тем временем Жану Тодту пришлось решать, в каких соревнованиях лучше всего использовать 205 T16, в который  Peugeot вложили приличную сумму франков – не выбрасывать же машину на свалку! В 1987 году Жан решил выступать в ралли-рейде Париж-Дакар (проходившем с 1 по 22 января) и в горной гонке Пайкс-Пик (11 июля).

Как вы можете видеть, аэродинамика классического ралликара довольно скромная. Фото: Youtube.com

Освобожденные от диктата технического регламента FISA, Peugeot 205 T16 использовали платформу с удлиненной колесной базой, и двигатели увеличенного рабочего объема. В качестве спонсоров французам удалось привлечь табачный гигант Reynolds Tobacco, рекламирующий сигареты Camel, и производителей нефтепродуктов Shell. В честь новых спонсоров машины перекрасили из фирменных цветов Peugeot, в желтый. 

Audi против Peugeot: бой продолжается!


Всерьез европейские автопроизводители заинтересовались «Гонкой в Облаках» в 1984 году, когда заводская команда Audi приехала «покорять гору» с заводским Quattro Sport и Мишель Мутон и Фабриции Понс. В том же году вице-чемпионка мира 1982 года,  выступавшая на Audi Quattro S1, победила в категории «Open Rally», а уже в следующем году в абсолютном зачете, причем обновив рекорд трассы. 

Peugeot 205T16 в версии для Пайкс Пик обладал удлиненной колесной базой и двигателем с увеличенным объемом. Фото: Youtube.com

В 1986 году Бобби Анзер, помогавший Audi в установлении рекорда в Талладеге, в качестве оплаты за свои услуги попросил разрешение выступить на Пайкс Пик вместо Вальтера Рерля. Естественно, что Анзер побил прошлогодний рекорд Мутон. (об этом событии мы рассказывали в одном из предыдущих материалов) Вот с таким грозным соперником предстояло иметь дело заводской команде Peugeot. Впрочем, в чемпионате мира по ралли французские «львята» легко расправлялись с неповоротливыми Audi.

Техника на грани фантастики


С технической точки зрения Pikes Peak T16 представляет собой сочетание так и не вышедших обновлений Evolution 3, деталей которые разрабатывались для еще более экстремальной раллийной группы S. Поскольку в правилах Пайкс Пик не было ограничений по минимальному весу, из Peugeot 205 «выдрали» все, что смогли. Широкое использование кевлара, титана и магния позволило снизить массу машины до 850 килограмм.

Обратите внимание на диффузор (под бампером) и огромное «двухэтажное» антикрыло. Туннели Вентури и мини-юбки с этого ракурса не видно. Фото: Youtube.com

Удлиненная колесная база была необходима для того, чтобы улучшить курсовую устойчивость на высоких скоростях и сделать управление более предсказуемым в скоростных поворотах. С этой же целью колея всех колес также была расширена. Поскольку трем Peugeot 205T16 нужно было преодолеть всего лишь чуть более двенадцати миль, чтобы пройти трассу Пайкс-Пик, были установлены топливные баки меньшего объема.

Двигатель 


Для участия в Пайкс-Пик Peugeot увеличили рабочий объем до 1905 см3, за счет увеличенного хода поршня, также установили новый турбокомпрессор Garrett T31 с изменяемой геометрией, интеркулер «вода-воздух» с жидкостным орошением, впрыск топлива Marelli Solex и зажигание Thomson. Из-за того, что заезд длился около десяти минут, масляные радиаторы и подходящие к ним воздуховоды удалили. Peugeot официально заявили о достижении 550 лошадиных сил, при 7600 об/мин. Однако неофициально считалось что при давлении наддува 3 бара гонщикам доступно 650 лошадей.

Кузов и аэродинамика


Мероприятие началось с недельной тренировки, в ходе которой подъем разделили на три части. Это означало, что проехать полную дистанцию за один раз пилоты смогут только в день гонки.

Спереди на Peugeot 205T16 также добавили антикрыло. Фото: Youtube.com

В ходе заездов выяснилось, что Peugeot проигрывают Audi по 4 секунды с километра! Поначалу Ари Ватанен считал что не полностью восстановился после аварии 1985 года, но позже обратил внимание на «безумный» аэрообвес Audi Quattro S1. Чтобы увеличить прижимную силу, Peugeot оснастила машину дополнительным передним антикрылом, и попросту гигантским – аж в два этажа, задним! Дополняли внешние аэродинамические элементы боковые «мини юбки», расположенные под днищем и обеспечивающие граунд-эффект. Вообще-то, Peugeot пытались использовать их в чемпионате мира по ралли (на ралли Сан-Ремо) представив как «боковые брызговики». Соперники подали протест, и FISA запретила использовать элементы граунд-эффекта, но в Пайкс Пик никаких ограничений в этой области не было, поэтому «юбки» вернули на машину.

Audi Quattro S1 станет единственным соперником Peugeot на Пайкс Пик. Фото: Youtube.com

Теперь уже Ватанен опережал Audi Рерля на 4 секунды с километра. С двигателем в 650 лошадиных сил, развиваемых при полном наддуве, показатели ускорения были невероятными даже на гравии. На асфальте, с использованием шин типа слик, Peugeot 205T16, скорее всего разменяла бы первую сотню километров за 3 секунды. 

Дуэль


В середине апреля 1987 года Peugeot Talbot Sport объявили что в мероприятия намеченном на 11 июля выставит три экипажа: Ари Ватанена, Андреа Занусси и Шекхара Мехты. То есть гонщиков, участвовавших в марафоне Париж Дакар в январе этого же года. В начале июня Audi подтвердила, что собираются участвовать в Пайкс Пик с одним экипажем. На этот раз вести в бой 800-сильный Sport Quattro S1 предстояло Вальтеру Рерлю. Первым из серьезных претендентов на победу покорять Пайкс Пик отправился Шекхар Мехта, естественно показавший лучшее время. Но его результат затмил ехавший следом Андреа Занусси… И тут вышел Рерль! Невероятно, но немец проехал на 8 секунд быстрее Занусси, показав результат 10:47,850!

Наследник «205-го» – Peugeot 405T16, станет победителем Пайкс Пик 1988 и 1989 года. Фото: Youtube.com

Последним покорять вершину горы Пайкс Пик отправился Ари Ватанен. Однако после трети дистанции на его Peugeot 205T16 сломался хомут патрубка турбокомпрессора, из-за чего давление наддува снизилось с 3 до 2 бар. На финишной черте финн оказался на 7 секунд медленнее Рерля, подарившего Audi третью победу подряд! Вот результаты первой десятки абсолютного зачета Пайкс Пик 1987 года:

✅ Вальтер Рерль, Audi Quattro – 10:47,85
✅ Ари Ватанен, Peugeot 205 T16 – 10:54,83
✅ Андреа Занусси, Peugeot 205 T16 – 10:56,05
✅ Шекхар Мехта, Peugeot 205 T16 – 11:27,39
✅ Малкольм Уилсон, Ford RS200 – 11:49,98
✅ Род Миллен, Mazda RX7 – 12:04,85
✅ Оле Арнессон,  Audi Quattro – 12:16,11
✅ Торе Х. Братли, MG Metro 6R4 – 12:46,53
✅ Дик Додж, Pontiac – 12:49,98
✅ Робби Анзер, Mazda 323 – 13:27,79

Как видите, за исключением Lancia в топ-10 представлены практически все автомобили группы Б тех лет. Кроме Audi и Peugeot, в «Гонке в облаках» также участвовал Ford RS200, управляемым Малкольмом Уилсоном и полноприводная Mazda RX7 Рода Миллена. В 1987 Peugeot проиграла Audi… но вернется за победой в следующем году с новейшим 405 T16 и установит абсолютный рекорд – 10:47,220. Но это уже другая история.
Как вы считаете, кто из производителей добился большего «авторитета» в группе Б?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....