Рельсовый автобус «Орлан» – надежда железных дорог без контактной сети
Первыми дизель-поездами в послевоенном Союзе стали составы, произведенные на венгерском Ганц-МАВАГ. Они очень прижились в нашей стране и впоследствии эксплуатировались не одно десятилетие. Но с момента распада Союза прошло уже более 30 лет. Поэтому давно пришло время изобретать и конструировать что-то новенькое.
Так, в течение 10 лет (начиная с 2005-го), АО «Метровагонмаш» занимался выпуском обновленной конструкции коротких составов для неэлектрифицированных дорог. Сейчас они производятся под новым названием «рельсовый автобус» (РА). Более 100 машин серии РА2 было собрано, в основном, для внутреннего рынка. Параллельно 11 лет назад здесь же начат выпуск 2-вагонных ДП-С для Сербии.
Все изменилось в 2015 году, когда в нашей и соседних странах появились новые технические нормы по безопасности движения составов. Параллельно ужесточились требования к уровню комфорта внутри салона. Теперь все новые конструкции должны иметь защитные крэш-элементы, берущие на себя основную силу удара при столкновении. А для удобства пассажиров салон вагонов оборудован кондиционерами. Не забыли и о людях с особыми потребностями: подъемники и специально оборудованные места для инвалидов стали обязательными для подвижного состава любого типа.
Хотя Россия находится на втором в мире месте после Китая по протяженности электрифицированных дорог, ситуация не так оптимистична. От общей протяженности магистралей они составляют всего 51 %. А это очень далеко от мирового лидера в этом направлении ЮАР с 80 %-м количеством дорог на электрической тяге. Учитывая такую ситуацию, потребность в комфортабельных составах с дизельным приводом стоит довольно остро.
Последние 5 лет дефицит рельсовых автобусов и обычных «дизелей» решали подручными средствами. Это был обычный тепловоз, к которому прицеплялся состав из необходимого количества пассажирских вагонов. Так выходили из ситуации на множестве пригородных маршрутов, но неизменно возникали трудности:
✅ перецепка тепловозов на конечных станциях
✅ неэффективность использования мощных локомотивов
✅ нецелевое использование маневровых тепловозов в качестве локомотива
Настоящий кризис наступил накануне 2020 года. В текущем десятилетии истекает срок службы автомотрис АЧ2. Понятно, что они нуждаются в срочной замене. Поэтому не удивительно, что РЖД с коллегами забили тревогу, посылая срочные заявки на создание новых рельсовых автобусов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Чтобы сконструировать новый состав, решили взять за основу существующие ранее модели. Оставалось только довести их характеристики до уровня современных требований. Мытищинское АО «Метровагонмаш» стало базовым предприятием. В сотрудничестве с коллегами за 3 года была создана конструкция нового РА, соответствующая следующим нормам:
✅ повышенной безопасности
✅ улучшенному комфорту
✅ эстетически оформленным элементам интерьера и экстерьера
Внешние изменения выразились, в первую очередь, в изменениях лобной части состава. Это было необходимо, чтобы органично вплести в его конструкцию защитные крэш-элементы и улучшить обзор для локомотивной бригады. Так пассивная безопасность была выведена на качественно более высокий уровень.
Еще одним плюсом в этом направлении стало изменение геометрических пропорций кузова вагона. Таким образом производители добились увеличения ширины прохода между сиденьями, а сцепные устройства снабдили защитными элементами.
Получившийся в итоге рельсовый автобус оказался более чем успешным и современным. Например, новая система управления торможением состава позволила заметно снизить расчетный расход топлива. Должна она также уменьшить и расходы на сервисное обслуживание РА3. Эта и другие наработки дали положительный результат в повышении эксплуатационной надежности состава. Его проектный срок эксплуатации заметно вырос, достигнув 40-летней отметки. Значительно улучшен пассажирский салон вагонов:
✅ места для инвалидов с подъемником
✅ удобный и просторный туалет
✅ увеличение количества мест в обычных вагонах
✅ применение видеонаблюдения за движением
✅ установка системы контроля микроклимата
✅ добавлены оборудование пожарной безопасности и энергосбережения
Новый пульт управления, установленный в кабине машиниста, сделал обслуживание состава более комфортным и менее утомительным. В то же время, изменение передаточного числа редуктора увеличило проектную скорость до 120 км / ч, не прибегая к значительному наращиванию мощности двигателя.
Пригородные перевозки на участках без контактной сети просто ждут такой удобный транспорт как «Орлан». Причем, его конструкция рассчитана и на высокие, и на низкие платформы. А сам состав, в зависимости от размеров пассажиропотока, может иметь от 2 до 6 вагонов. В принципе, это неплохое решение и для городских или межрегиональных перевозок.
В январе 2019 года состоялась презентация первого РА3. Она прошла в столичном депо Лихоборы. Он и несколько следующих составов отправились в ЦППК «Наше Подмосковье». Все они получили трехцветную (оранжево-черно-голубую) окраску. С середины марта стартовали сертификационные испытания «Орланов». После получения положительных результатов, осенью 2019 года началась экспериментальная эксплуатация составов «Орлан» на нескольких участках дороги в Архангельской области. Со временем число маршрутов выросло до пяти.
На начало февраля 2021 года «Орлан» вышел на пригородные маршруты во Владимирской, Ивановской и Ярославской областях. Тестовые поездки продолжают совершаться в других местах, которые только размышляют над приобретением перспективного рельсового транспорта. Можно сказать, что повсеместная экспансия РА3 в структуру РЖД проходит очень живо и успешно. Мероприятия по празднованию 150-летия Приволжской дороги решили использовать для того, чтобы познакомить местные маршруты с этим транспортом. Мини-турне прошло по Саратовской, Волгоградской и Астраханской областям.
«Орлан» оборудуется тремя типами вагонов: моторный головной (Мг) стандартный, прицепной промежуточный (Пп) и головной с местами для инвалидов-колясочников. Основные технические данные состава следующие:
✅ максимальная скорость – 120 км / ч
✅ предельное количество вагонов состава – 6 единиц
✅ срок эксплуатации – 40 лет
✅ мест для сидения – 133 (в стандартном вагоне)
✅ общая вместимость – 362 пассажира
За три с небольшим года выпуска РА3 «Орлан» его среднегодовой тираж колебался от 20 до 30 составов. Все они производились в двух вариантах: 2-х или 3-вагонными. Самое меньшее количество рельсовых автобусов вышло на дороги в 2021 году – 21 состав.
В то же время, годом ранее было выпущено 30 рельсовых автобусов, а в первый год производства – 29 штук. За первые 3 месяца 2022 года предприятие «Метровагонмаш» собрало всего один 2-вагонный состав и один 3-вагонный. Таким образом, на 1 апреля 2022 года общее количество «Орланов» на российских дорогах составило 82 штуки, а вагонов – 189 штук.
Так, в течение 10 лет (начиная с 2005-го), АО «Метровагонмаш» занимался выпуском обновленной конструкции коротких составов для неэлектрифицированных дорог. Сейчас они производятся под новым названием «рельсовый автобус» (РА). Более 100 машин серии РА2 было собрано, в основном, для внутреннего рынка. Параллельно 11 лет назад здесь же начат выпуск 2-вагонных ДП-С для Сербии.
РА2 – предшественник, выпуск которого прекращен в 2015 году. Фото: youtube.com
Все изменилось в 2015 году, когда в нашей и соседних странах появились новые технические нормы по безопасности движения составов. Параллельно ужесточились требования к уровню комфорта внутри салона. Теперь все новые конструкции должны иметь защитные крэш-элементы, берущие на себя основную силу удара при столкновении. А для удобства пассажиров салон вагонов оборудован кондиционерами. Не забыли и о людях с особыми потребностями: подъемники и специально оборудованные места для инвалидов стали обязательными для подвижного состава любого типа.
Почти половина дорог – на дизельной тяге
Хотя Россия находится на втором в мире месте после Китая по протяженности электрифицированных дорог, ситуация не так оптимистична. От общей протяженности магистралей они составляют всего 51 %. А это очень далеко от мирового лидера в этом направлении ЮАР с 80 %-м количеством дорог на электрической тяге. Учитывая такую ситуацию, потребность в комфортабельных составах с дизельным приводом стоит довольно остро.
РА3 брянского направления. Фото: youtube.com
Последние 5 лет дефицит рельсовых автобусов и обычных «дизелей» решали подручными средствами. Это был обычный тепловоз, к которому прицеплялся состав из необходимого количества пассажирских вагонов. Так выходили из ситуации на множестве пригородных маршрутов, но неизменно возникали трудности:
✅ перецепка тепловозов на конечных станциях
✅ неэффективность использования мощных локомотивов
✅ нецелевое использование маневровых тепловозов в качестве локомотива
Настоящий кризис наступил накануне 2020 года. В текущем десятилетии истекает срок службы автомотрис АЧ2. Понятно, что они нуждаются в срочной замене. Поэтому не удивительно, что РЖД с коллегами забили тревогу, посылая срочные заявки на создание новых рельсовых автобусов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Рельсовый автобус, достойный времени
Чтобы сконструировать новый состав, решили взять за основу существующие ранее модели. Оставалось только довести их характеристики до уровня современных требований. Мытищинское АО «Метровагонмаш» стало базовым предприятием. В сотрудничестве с коллегами за 3 года была создана конструкция нового РА, соответствующая следующим нормам:
✅ повышенной безопасности
✅ улучшенному комфорту
✅ эстетически оформленным элементам интерьера и экстерьера
Внешние изменения выразились, в первую очередь, в изменениях лобной части состава. Это было необходимо, чтобы органично вплести в его конструкцию защитные крэш-элементы и улучшить обзор для локомотивной бригады. Так пассивная безопасность была выведена на качественно более высокий уровень.
Автосцепка с крэш-элементами. Фото: youtube.com
Еще одним плюсом в этом направлении стало изменение геометрических пропорций кузова вагона. Таким образом производители добились увеличения ширины прохода между сиденьями, а сцепные устройства снабдили защитными элементами.
Концепт конструкции, получившей название РА3 «Орлан», впервые представили в середине 2018-го. Уже к концу года появился контракт на поставку 23 составов, большинство из которых были 2-вагонной компоновки. Сроки его выполнения были рассчитаны на ближайшие 2 года.
Получившийся в итоге рельсовый автобус оказался более чем успешным и современным. Например, новая система управления торможением состава позволила заметно снизить расчетный расход топлива. Должна она также уменьшить и расходы на сервисное обслуживание РА3. Эта и другие наработки дали положительный результат в повышении эксплуатационной надежности состава. Его проектный срок эксплуатации заметно вырос, достигнув 40-летней отметки. Значительно улучшен пассажирский салон вагонов:
✅ места для инвалидов с подъемником
✅ удобный и просторный туалет
✅ увеличение количества мест в обычных вагонах
✅ применение видеонаблюдения за движением
✅ установка системы контроля микроклимата
✅ добавлены оборудование пожарной безопасности и энергосбережения
Новый пульт управления, установленный в кабине машиниста, сделал обслуживание состава более комфортным и менее утомительным. В то же время, изменение передаточного числа редуктора увеличило проектную скорость до 120 км / ч, не прибегая к значительному наращиванию мощности двигателя.
Где РА3 находят свое применение?
Пригородные перевозки на участках без контактной сети просто ждут такой удобный транспорт как «Орлан». Причем, его конструкция рассчитана и на высокие, и на низкие платформы. А сам состав, в зависимости от размеров пассажиропотока, может иметь от 2 до 6 вагонов. В принципе, это неплохое решение и для городских или межрегиональных перевозок.
Места для инвалидов. Фото: youtube.com
В январе 2019 года состоялась презентация первого РА3. Она прошла в столичном депо Лихоборы. Он и несколько следующих составов отправились в ЦППК «Наше Подмосковье». Все они получили трехцветную (оранжево-черно-голубую) окраску. С середины марта стартовали сертификационные испытания «Орланов». После получения положительных результатов, осенью 2019 года началась экспериментальная эксплуатация составов «Орлан» на нескольких участках дороги в Архангельской области. Со временем число маршрутов выросло до пяти.
На начало февраля 2021 года «Орлан» вышел на пригородные маршруты во Владимирской, Ивановской и Ярославской областях. Тестовые поездки продолжают совершаться в других местах, которые только размышляют над приобретением перспективного рельсового транспорта. Можно сказать, что повсеместная экспансия РА3 в структуру РЖД проходит очень живо и успешно. Мероприятия по празднованию 150-летия Приволжской дороги решили использовать для того, чтобы познакомить местные маршруты с этим транспортом. Мини-турне прошло по Саратовской, Волгоградской и Астраханской областям.
Технические характеристики и перспективы развития
«Орлан» оборудуется тремя типами вагонов: моторный головной (Мг) стандартный, прицепной промежуточный (Пп) и головной с местами для инвалидов-колясочников. Основные технические данные состава следующие:
✅ максимальная скорость – 120 км / ч
✅ предельное количество вагонов состава – 6 единиц
✅ срок эксплуатации – 40 лет
✅ мест для сидения – 133 (в стандартном вагоне)
✅ общая вместимость – 362 пассажира
За три с небольшим года выпуска РА3 «Орлан» его среднегодовой тираж колебался от 20 до 30 составов. Все они производились в двух вариантах: 2-х или 3-вагонными. Самое меньшее количество рельсовых автобусов вышло на дороги в 2021 году – 21 состав.
Салон с сидениями праздничной раскраски. Фото: youtube.com
В то же время, годом ранее было выпущено 30 рельсовых автобусов, а в первый год производства – 29 штук. За первые 3 месяца 2022 года предприятие «Метровагонмаш» собрало всего один 2-вагонный состав и один 3-вагонный. Таким образом, на 1 апреля 2022 года общее количество «Орланов» на российских дорогах составило 82 штуки, а вагонов – 189 штук.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...