Рельсовый автобус «Орлан» – надежда железных дорог без контактной сети
12 502

Рельсовый автобус «Орлан» – надежда железных дорог без контактной сети

Первыми дизель-поездами в послевоенном Союзе стали составы, произведенные на венгерском Ганц-МАВАГ. Они очень прижились в нашей стране и впоследствии эксплуатировались не одно десятилетие. Но с момента распада Союза прошло уже более 30 лет. Поэтому давно пришло время изобретать и конструировать что-то новенькое.


Так, в течение 10 лет (начиная с 2005-го), АО «Метровагонмаш» занимался выпуском обновленной конструкции коротких составов для неэлектрифицированных дорог. Сейчас они производятся под новым названием «рельсовый автобус» (РА). Более 100 машин серии РА2 было собрано, в основном, для внутреннего рынка. Параллельно 11 лет назад здесь же начат выпуск 2-вагонных ДП-С для Сербии.

Рельсовый автобус «Орлан» – надежда железных дорог без контактной сетиРА2 – предшественник, выпуск которого прекращен в 2015 году. Фото: youtube.com

Все изменилось в 2015 году, когда в нашей и соседних странах появились новые технические нормы по безопасности движения составов. Параллельно ужесточились требования к уровню комфорта внутри салона. Теперь все новые конструкции должны иметь защитные крэш-элементы, берущие на себя основную силу удара при столкновении. А для удобства пассажиров салон вагонов оборудован кондиционерами. Не забыли и о людях с особыми потребностями: подъемники и специально оборудованные места для инвалидов стали обязательными для подвижного состава любого типа.

Почти половина дорог – на дизельной тяге


Хотя Россия находится на втором в мире месте после Китая по протяженности электрифицированных дорог, ситуация не так оптимистична. От общей протяженности магистралей они составляют всего 51 %. А это очень далеко от мирового лидера в этом направлении ЮАР с 80 %-м количеством дорог на электрической тяге. Учитывая такую ситуацию, потребность в комфортабельных составах с дизельным приводом стоит довольно остро.

РА3 брянского направления. Фото: youtube.com

Последние 5 лет дефицит рельсовых автобусов и обычных «дизелей» решали подручными средствами. Это был обычный тепловоз, к которому прицеплялся состав из необходимого количества пассажирских вагонов. Так выходили из ситуации на множестве пригородных маршрутов, но неизменно возникали трудности:

✅ перецепка тепловозов на конечных станциях
✅ неэффективность использования мощных локомотивов
✅ нецелевое использование маневровых тепловозов в качестве локомотива

Настоящий кризис наступил накануне 2020 года. В текущем десятилетии истекает срок службы автомотрис АЧ2. Понятно, что они нуждаются в срочной замене. Поэтому не удивительно, что РЖД с коллегами забили тревогу, посылая срочные заявки на создание новых рельсовых автобусов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

Рельсовый автобус, достойный времени


Чтобы сконструировать новый состав, решили взять за основу существующие ранее модели. Оставалось только довести их характеристики до уровня современных требований. Мытищинское АО «Метровагонмаш» стало базовым предприятием. В сотрудничестве с коллегами за 3 года была создана конструкция нового РА, соответствующая следующим нормам:

✅ повышенной безопасности
✅ улучшенному комфорту
✅ эстетически оформленным элементам интерьера и экстерьера

Внешние изменения выразились, в первую очередь, в изменениях лобной части состава. Это было необходимо, чтобы органично вплести в его конструкцию защитные крэш-элементы и улучшить обзор для локомотивной бригады. Так пассивная безопасность была выведена на качественно более высокий уровень.

Автосцепка с крэш-элементами. Фото: youtube.com

Еще одним плюсом в этом направлении стало изменение геометрических пропорций кузова вагона. Таким образом производители добились увеличения ширины прохода между сиденьями, а сцепные устройства снабдили защитными элементами.

Концепт конструкции, получившей название РА3 «Орлан», впервые представили в середине 2018-го. Уже к концу года появился контракт на поставку 23 составов, большинство из которых были 2-вагонной компоновки. Сроки его выполнения были рассчитаны на ближайшие 2 года.


Получившийся в итоге рельсовый автобус оказался более чем успешным и современным. Например, новая система управления торможением состава позволила заметно снизить расчетный расход топлива. Должна она также уменьшить и расходы на сервисное обслуживание РА3. Эта и другие наработки дали положительный результат в повышении эксплуатационной надежности состава. Его проектный срок эксплуатации заметно вырос, достигнув 40-летней отметки. Значительно улучшен пассажирский салон вагонов:

✅ места для инвалидов с подъемником
✅ удобный и просторный туалет
✅ увеличение количества мест в обычных вагонах
✅ применение видеонаблюдения за движением
✅ установка системы контроля микроклимата
✅ добавлены оборудование пожарной безопасности и энергосбережения

Новый пульт управления, установленный в кабине машиниста, сделал обслуживание состава более комфортным и менее утомительным. В то же время, изменение передаточного числа редуктора увеличило проектную скорость до 120 км / ч, не прибегая к значительному наращиванию мощности двигателя.

Где РА3 находят свое применение?


Пригородные перевозки на участках без контактной сети просто ждут такой удобный транспорт как «Орлан». Причем, его конструкция рассчитана и на высокие, и на низкие платформы. А сам состав, в зависимости от размеров пассажиропотока, может иметь от 2 до 6 вагонов. В принципе, это неплохое решение и для городских или межрегиональных перевозок.

Места для инвалидов. Фото: youtube.com

В январе 2019 года состоялась презентация первого РА3. Она прошла в столичном депо Лихоборы. Он и несколько следующих составов отправились в ЦППК «Наше Подмосковье». Все они получили трехцветную (оранжево-черно-голубую) окраску. С середины марта стартовали сертификационные испытания «Орланов». После получения положительных результатов, осенью 2019 года началась экспериментальная эксплуатация составов «Орлан» на нескольких участках дороги в Архангельской области. Со временем число маршрутов выросло до пяти.

На начало февраля 2021 года «Орлан» вышел на пригородные маршруты во Владимирской, Ивановской и Ярославской областях. Тестовые поездки продолжают совершаться в других местах, которые только размышляют над приобретением перспективного рельсового транспорта. Можно сказать, что повсеместная экспансия РА3 в структуру РЖД проходит очень живо и успешно. Мероприятия по празднованию 150-летия Приволжской дороги решили использовать для того, чтобы познакомить местные маршруты с этим транспортом. Мини-турне прошло по Саратовской, Волгоградской и Астраханской областям.

Технические характеристики и перспективы развития


«Орлан» оборудуется тремя типами вагонов: моторный головной (Мг) стандартный, прицепной промежуточный (Пп) и головной с местами для инвалидов-колясочников. Основные технические данные состава следующие:

✅ максимальная скорость – 120 км / ч
✅ предельное количество вагонов состава – 6 единиц
✅ срок эксплуатации – 40 лет
✅ мест для сидения – 133 (в стандартном вагоне)
✅ общая вместимость – 362 пассажира

За три с небольшим года выпуска РА3 «Орлан» его среднегодовой тираж колебался от 20 до 30 составов. Все они производились в двух вариантах: 2-х или 3-вагонными. Самое меньшее количество рельсовых автобусов вышло на дороги в 2021 году – 21 состав.

Салон с сидениями праздничной раскраски. Фото: youtube.com

В то же время, годом ранее было выпущено 30 рельсовых автобусов, а в первый год производства – 29 штук. За первые 3 месяца 2022 года предприятие «Метровагонмаш» собрало всего один 2-вагонный состав и один 3-вагонный. Таким образом, на 1 апреля 2022 года общее количество «Орланов» на российских дорогах составило 82 штуки, а вагонов – 189 штук.
Как считаете, со временем все неэлектрифицированные дороги перейдут на «Орлан»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....