Рельсовый автобус «Орлан» – надежда железных дорог без контактной сети
Первыми дизель-поездами в послевоенном Союзе стали составы, произведенные на венгерском Ганц-МАВАГ. Они очень прижились в нашей стране и впоследствии эксплуатировались не одно десятилетие. Но с момента распада Союза прошло уже более 30 лет. Поэтому давно пришло время изобретать и конструировать что-то новенькое.
Так, в течение 10 лет (начиная с 2005-го), АО «Метровагонмаш» занимался выпуском обновленной конструкции коротких составов для неэлектрифицированных дорог. Сейчас они производятся под новым названием «рельсовый автобус» (РА). Более 100 машин серии РА2 было собрано, в основном, для внутреннего рынка. Параллельно 11 лет назад здесь же начат выпуск 2-вагонных ДП-С для Сербии.
Все изменилось в 2015 году, когда в нашей и соседних странах появились новые технические нормы по безопасности движения составов. Параллельно ужесточились требования к уровню комфорта внутри салона. Теперь все новые конструкции должны иметь защитные крэш-элементы, берущие на себя основную силу удара при столкновении. А для удобства пассажиров салон вагонов оборудован кондиционерами. Не забыли и о людях с особыми потребностями: подъемники и специально оборудованные места для инвалидов стали обязательными для подвижного состава любого типа.
Хотя Россия находится на втором в мире месте после Китая по протяженности электрифицированных дорог, ситуация не так оптимистична. От общей протяженности магистралей они составляют всего 51 %. А это очень далеко от мирового лидера в этом направлении ЮАР с 80 %-м количеством дорог на электрической тяге. Учитывая такую ситуацию, потребность в комфортабельных составах с дизельным приводом стоит довольно остро.
Последние 5 лет дефицит рельсовых автобусов и обычных «дизелей» решали подручными средствами. Это был обычный тепловоз, к которому прицеплялся состав из необходимого количества пассажирских вагонов. Так выходили из ситуации на множестве пригородных маршрутов, но неизменно возникали трудности:
✅ перецепка тепловозов на конечных станциях
✅ неэффективность использования мощных локомотивов
✅ нецелевое использование маневровых тепловозов в качестве локомотива
Настоящий кризис наступил накануне 2020 года. В текущем десятилетии истекает срок службы автомотрис АЧ2. Понятно, что они нуждаются в срочной замене. Поэтому не удивительно, что РЖД с коллегами забили тревогу, посылая срочные заявки на создание новых рельсовых автобусов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Чтобы сконструировать новый состав, решили взять за основу существующие ранее модели. Оставалось только довести их характеристики до уровня современных требований. Мытищинское АО «Метровагонмаш» стало базовым предприятием. В сотрудничестве с коллегами за 3 года была создана конструкция нового РА, соответствующая следующим нормам:
✅ повышенной безопасности
✅ улучшенному комфорту
✅ эстетически оформленным элементам интерьера и экстерьера
Внешние изменения выразились, в первую очередь, в изменениях лобной части состава. Это было необходимо, чтобы органично вплести в его конструкцию защитные крэш-элементы и улучшить обзор для локомотивной бригады. Так пассивная безопасность была выведена на качественно более высокий уровень.
Еще одним плюсом в этом направлении стало изменение геометрических пропорций кузова вагона. Таким образом производители добились увеличения ширины прохода между сиденьями, а сцепные устройства снабдили защитными элементами.
Получившийся в итоге рельсовый автобус оказался более чем успешным и современным. Например, новая система управления торможением состава позволила заметно снизить расчетный расход топлива. Должна она также уменьшить и расходы на сервисное обслуживание РА3. Эта и другие наработки дали положительный результат в повышении эксплуатационной надежности состава. Его проектный срок эксплуатации заметно вырос, достигнув 40-летней отметки. Значительно улучшен пассажирский салон вагонов:
✅ места для инвалидов с подъемником
✅ удобный и просторный туалет
✅ увеличение количества мест в обычных вагонах
✅ применение видеонаблюдения за движением
✅ установка системы контроля микроклимата
✅ добавлены оборудование пожарной безопасности и энергосбережения
Новый пульт управления, установленный в кабине машиниста, сделал обслуживание состава более комфортным и менее утомительным. В то же время, изменение передаточного числа редуктора увеличило проектную скорость до 120 км / ч, не прибегая к значительному наращиванию мощности двигателя.
Пригородные перевозки на участках без контактной сети просто ждут такой удобный транспорт как «Орлан». Причем, его конструкция рассчитана и на высокие, и на низкие платформы. А сам состав, в зависимости от размеров пассажиропотока, может иметь от 2 до 6 вагонов. В принципе, это неплохое решение и для городских или межрегиональных перевозок.
В январе 2019 года состоялась презентация первого РА3. Она прошла в столичном депо Лихоборы. Он и несколько следующих составов отправились в ЦППК «Наше Подмосковье». Все они получили трехцветную (оранжево-черно-голубую) окраску. С середины марта стартовали сертификационные испытания «Орланов». После получения положительных результатов, осенью 2019 года началась экспериментальная эксплуатация составов «Орлан» на нескольких участках дороги в Архангельской области. Со временем число маршрутов выросло до пяти.
На начало февраля 2021 года «Орлан» вышел на пригородные маршруты во Владимирской, Ивановской и Ярославской областях. Тестовые поездки продолжают совершаться в других местах, которые только размышляют над приобретением перспективного рельсового транспорта. Можно сказать, что повсеместная экспансия РА3 в структуру РЖД проходит очень живо и успешно. Мероприятия по празднованию 150-летия Приволжской дороги решили использовать для того, чтобы познакомить местные маршруты с этим транспортом. Мини-турне прошло по Саратовской, Волгоградской и Астраханской областям.
«Орлан» оборудуется тремя типами вагонов: моторный головной (Мг) стандартный, прицепной промежуточный (Пп) и головной с местами для инвалидов-колясочников. Основные технические данные состава следующие:
✅ максимальная скорость – 120 км / ч
✅ предельное количество вагонов состава – 6 единиц
✅ срок эксплуатации – 40 лет
✅ мест для сидения – 133 (в стандартном вагоне)
✅ общая вместимость – 362 пассажира
За три с небольшим года выпуска РА3 «Орлан» его среднегодовой тираж колебался от 20 до 30 составов. Все они производились в двух вариантах: 2-х или 3-вагонными. Самое меньшее количество рельсовых автобусов вышло на дороги в 2021 году – 21 состав.
В то же время, годом ранее было выпущено 30 рельсовых автобусов, а в первый год производства – 29 штук. За первые 3 месяца 2022 года предприятие «Метровагонмаш» собрало всего один 2-вагонный состав и один 3-вагонный. Таким образом, на 1 апреля 2022 года общее количество «Орланов» на российских дорогах составило 82 штуки, а вагонов – 189 штук.
Так, в течение 10 лет (начиная с 2005-го), АО «Метровагонмаш» занимался выпуском обновленной конструкции коротких составов для неэлектрифицированных дорог. Сейчас они производятся под новым названием «рельсовый автобус» (РА). Более 100 машин серии РА2 было собрано, в основном, для внутреннего рынка. Параллельно 11 лет назад здесь же начат выпуск 2-вагонных ДП-С для Сербии.
РА2 – предшественник, выпуск которого прекращен в 2015 году. Фото: youtube.com
Все изменилось в 2015 году, когда в нашей и соседних странах появились новые технические нормы по безопасности движения составов. Параллельно ужесточились требования к уровню комфорта внутри салона. Теперь все новые конструкции должны иметь защитные крэш-элементы, берущие на себя основную силу удара при столкновении. А для удобства пассажиров салон вагонов оборудован кондиционерами. Не забыли и о людях с особыми потребностями: подъемники и специально оборудованные места для инвалидов стали обязательными для подвижного состава любого типа.
Почти половина дорог – на дизельной тяге
Хотя Россия находится на втором в мире месте после Китая по протяженности электрифицированных дорог, ситуация не так оптимистична. От общей протяженности магистралей они составляют всего 51 %. А это очень далеко от мирового лидера в этом направлении ЮАР с 80 %-м количеством дорог на электрической тяге. Учитывая такую ситуацию, потребность в комфортабельных составах с дизельным приводом стоит довольно остро.
РА3 брянского направления. Фото: youtube.com
Последние 5 лет дефицит рельсовых автобусов и обычных «дизелей» решали подручными средствами. Это был обычный тепловоз, к которому прицеплялся состав из необходимого количества пассажирских вагонов. Так выходили из ситуации на множестве пригородных маршрутов, но неизменно возникали трудности:
✅ перецепка тепловозов на конечных станциях
✅ неэффективность использования мощных локомотивов
✅ нецелевое использование маневровых тепловозов в качестве локомотива
Настоящий кризис наступил накануне 2020 года. В текущем десятилетии истекает срок службы автомотрис АЧ2. Понятно, что они нуждаются в срочной замене. Поэтому не удивительно, что РЖД с коллегами забили тревогу, посылая срочные заявки на создание новых рельсовых автобусов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Рельсовый автобус, достойный времени
Чтобы сконструировать новый состав, решили взять за основу существующие ранее модели. Оставалось только довести их характеристики до уровня современных требований. Мытищинское АО «Метровагонмаш» стало базовым предприятием. В сотрудничестве с коллегами за 3 года была создана конструкция нового РА, соответствующая следующим нормам:
✅ повышенной безопасности
✅ улучшенному комфорту
✅ эстетически оформленным элементам интерьера и экстерьера
Внешние изменения выразились, в первую очередь, в изменениях лобной части состава. Это было необходимо, чтобы органично вплести в его конструкцию защитные крэш-элементы и улучшить обзор для локомотивной бригады. Так пассивная безопасность была выведена на качественно более высокий уровень.
Автосцепка с крэш-элементами. Фото: youtube.com
Еще одним плюсом в этом направлении стало изменение геометрических пропорций кузова вагона. Таким образом производители добились увеличения ширины прохода между сиденьями, а сцепные устройства снабдили защитными элементами.
Концепт конструкции, получившей название РА3 «Орлан», впервые представили в середине 2018-го. Уже к концу года появился контракт на поставку 23 составов, большинство из которых были 2-вагонной компоновки. Сроки его выполнения были рассчитаны на ближайшие 2 года.
Получившийся в итоге рельсовый автобус оказался более чем успешным и современным. Например, новая система управления торможением состава позволила заметно снизить расчетный расход топлива. Должна она также уменьшить и расходы на сервисное обслуживание РА3. Эта и другие наработки дали положительный результат в повышении эксплуатационной надежности состава. Его проектный срок эксплуатации заметно вырос, достигнув 40-летней отметки. Значительно улучшен пассажирский салон вагонов:
✅ места для инвалидов с подъемником
✅ удобный и просторный туалет
✅ увеличение количества мест в обычных вагонах
✅ применение видеонаблюдения за движением
✅ установка системы контроля микроклимата
✅ добавлены оборудование пожарной безопасности и энергосбережения
Новый пульт управления, установленный в кабине машиниста, сделал обслуживание состава более комфортным и менее утомительным. В то же время, изменение передаточного числа редуктора увеличило проектную скорость до 120 км / ч, не прибегая к значительному наращиванию мощности двигателя.
Где РА3 находят свое применение?
Пригородные перевозки на участках без контактной сети просто ждут такой удобный транспорт как «Орлан». Причем, его конструкция рассчитана и на высокие, и на низкие платформы. А сам состав, в зависимости от размеров пассажиропотока, может иметь от 2 до 6 вагонов. В принципе, это неплохое решение и для городских или межрегиональных перевозок.
Места для инвалидов. Фото: youtube.com
В январе 2019 года состоялась презентация первого РА3. Она прошла в столичном депо Лихоборы. Он и несколько следующих составов отправились в ЦППК «Наше Подмосковье». Все они получили трехцветную (оранжево-черно-голубую) окраску. С середины марта стартовали сертификационные испытания «Орланов». После получения положительных результатов, осенью 2019 года началась экспериментальная эксплуатация составов «Орлан» на нескольких участках дороги в Архангельской области. Со временем число маршрутов выросло до пяти.
На начало февраля 2021 года «Орлан» вышел на пригородные маршруты во Владимирской, Ивановской и Ярославской областях. Тестовые поездки продолжают совершаться в других местах, которые только размышляют над приобретением перспективного рельсового транспорта. Можно сказать, что повсеместная экспансия РА3 в структуру РЖД проходит очень живо и успешно. Мероприятия по празднованию 150-летия Приволжской дороги решили использовать для того, чтобы познакомить местные маршруты с этим транспортом. Мини-турне прошло по Саратовской, Волгоградской и Астраханской областям.
Технические характеристики и перспективы развития
«Орлан» оборудуется тремя типами вагонов: моторный головной (Мг) стандартный, прицепной промежуточный (Пп) и головной с местами для инвалидов-колясочников. Основные технические данные состава следующие:
✅ максимальная скорость – 120 км / ч
✅ предельное количество вагонов состава – 6 единиц
✅ срок эксплуатации – 40 лет
✅ мест для сидения – 133 (в стандартном вагоне)
✅ общая вместимость – 362 пассажира
За три с небольшим года выпуска РА3 «Орлан» его среднегодовой тираж колебался от 20 до 30 составов. Все они производились в двух вариантах: 2-х или 3-вагонными. Самое меньшее количество рельсовых автобусов вышло на дороги в 2021 году – 21 состав.
Салон с сидениями праздничной раскраски. Фото: youtube.com
В то же время, годом ранее было выпущено 30 рельсовых автобусов, а в первый год производства – 29 штук. За первые 3 месяца 2022 года предприятие «Метровагонмаш» собрало всего один 2-вагонный состав и один 3-вагонный. Таким образом, на 1 апреля 2022 года общее количество «Орланов» на российских дорогах составило 82 штуки, а вагонов – 189 штук.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...