Grand-Prix Monte-Carlo в Америке
И явил Джон Делориан Pontiac Grand-Prix: персональное полноразмерное спортивное купе-хардтоп, с минимумом хрома в экстерьере, с раздельными передними сиденьями и «бородой» – центральной консолью. Не маслкар, конечно, но мощнейшая «персоналка», с моторами, развивающими до 400 лошадей. Выпуск первой генерации, представлявшей собой улучшенную модель Catalina, но с более роскошным интерьером и богатой внешней отделкой, продолжался с 1962 по 1968 год.
При этом в рамках моды на ежегодный фейслифтинг, пожалуй, самым интересным получился внешний вид моделей 1968 года – с их массивной носовой фигурой, в дальнейшем, вероятно, вдохновляющей дизайнеров современных BMW. Впрочем, в копировании решений «американцев» шестидесятых и семидесятых замечены не только немцы и японцы, но даже и корейцы. Они позаимствовали для Kia EV6 стиль «утопленных» дверных ручек у Grand-Prix третьего поколения.
Поскольку продажи фулл-сайз сегмента медленно но верно падали, в 1969 году Grand-Prix перевели на среднеразмерную платформу A-body. Покупателям хотелось получить что-то новое, компактное, «резкое и дерзкое», одним словом – мускулистое! Именно с этой отметки начинается наш рассказ о «сладкой парочке»: Pontiac Grand Prix и Chevrolet Monte Carlo.
Карликовое княжество ассоциируется с казино, болидами Формулы-1 и мировыми знаменитостями. Эта территория, опосредованно, и стала полем битвы между двумя отделениями концерна General Motors: Chevrolet и Pontiac. Первые традиционно отвечали за масс-маркет, в то время как прерогативой второго отделения являлся спорт. Разумеется, Гран-При и Монте-Карло не те машины, которые мы бы классифицировали как спорткары или маслкары. Да даже и сами производители их таковыми не считали, при том что у обоих, несомненно, мускулы под капотом присутствовали!
18 сентября 1969 года Monte Carlo представили как модель 1970 года. На автошоу покупатели восприняли новое персональное купе от Chevrolet достаточно сдержанно, так как были одержимы маслкарами (не забывайте, что в том же 1970 году Chrysler представил Dodge Challenger). Но постепенно аудитория Chevy распробовала новинку, и машина обрела популярность: в 1972 году дилеры реализовали 180 819 экземпляров, что стало новым рекордом для модели.
В том, что касается двигателей, то все варианты оснащались моторами V8, рабочим объемом не менее 5.7 литров. Впрочем, если этого было мало, то в качестве опционально предлагался V8 Big Block, от Chevelle.
В отличии от Chevrolet, Grand-Prix не являлся самым роскошным автомобилем в линейке Понтиак. Состоятельные клиенты могли позволить себе большее, например без малого шестиметровое купе Grand Ville. Но зато Grand-Prix предлагал оригинальный внешний вид, и традиционно ориентированный на водителя салон-кокпит.
И вновь возникают аналогии с BMW! Базовым двигателем модели являлся V8 объемом пять литров на 350 лошадиных сил, а топовым вариантом 390-сильный 7.5 литровый агрегат. Что до объемов выпуска, то том же 1972 году Pontiac реализовал 91 961 экземпляр Grand-Prix.
Что за название такое, «Колоннада» и почему модели платформы А-Body получили это имя? Дело в том, что в конце шестидесятых правительство США ввело требования касающиеся пассивной безопасности, среди прочего – защиты пассажиров при опрокидывании. Кузова типа «хардтоп» не соответствовали новому регламенту, и стали достоянием истории.
Обязательное использование центральной стойки потребовало от стилистов General Motors определенного вдохновения и творческого переосмысления привычного дизайна, ведь покупатели хорошо помнили элегантные модели прошлых лет: «хотим такое же, но – лучше». Получив «предложение от которого нельзя отказаться», дизайнеры General Motors решили не маскировать купе и седаны под хардтопы, а действовать от обратного: выставить стойки кузова напоказ! В новом поколении автомобилей стойки были настолько заметны, что кто-то из руководства GM, или рекламного агентства (достоверно неизвестно) окрестил автомобиль «колоннадой», что означает «ряд колонн».
Chevrolet Monte-Carlo и Pontiac Grand-Prix не обошла общая беда американского автопрома семидесятых, получившей известность как: «Эра Недомогания». Топливный кризис помноженный на ужесточение экологических нормативов вытягивал все соки из движков американских дорожных крейсеров и маслкаров! Производительность резко снизилась, причем настолько, что упоминание о количестве лошадей под капотом вообще исчезло из рекламных проспектов и каталогов. Еще бы, вместо прежних трехсот, а то и четырехсот лошадиных сил, к концу семидесятых «американцы» развивали 100 – 120.
И все же «Колоннады» нравились покупателям, и в конечном счете успех Grand-Prix и Monte-Carlo, продажи которых даже в середине жизненного цикла составили 258 909 единиц у Chevy, и 86 582 машины у Pontiac, сподвиг других автопроизводителей выпустить конкурирующие «Personal Luxury Car», в число которых входили обновленный Mercury Cougar, Ford Gran Torino Elite, Chrysler Cordoba, рестайлинговый Dodge Charger и АМС Matador.
В середине семидесятых началась вторая волна даунсайзинга модельного ряда General Motors. Среднеразмерные модели Colonnade 1973-77 годов канули в Лету, и стиль «Sheer Look» Билла Митчелла, впервые использованный для Cadillac Seville 1976 года, применялся ко всем автомобилям концерна General Motors, включая Grand-Prix и Monte-Carlo. Вероятно, смена стиля стала неожиданностью для посетителей шоу-румов, ведь предыдущие модели были смелыми и яркими: длинные капот и двери, элегантные и плавные линии кузова, множество опций, и вдруг – это!
В том, что касается моторов, то в этом поколении они окончательно «усохли»: «всего лишь» V6, сил на сто! И хотите верьте, хотите нет, но в «базе» на машины с салоном в стиле «барабан эдишн» устанавливали трехступенчатую механическую коробку передач! Кстати, список моделей созданных на платформе G-Body поражает разнообразием:
✅ Buick Regal и Grand National
✅ Cadillac Eldorado
✅ Chevrolet Monte Carlo, El Camino и Malibu
✅ GMC Caballero
✅ Oldsmobile Cutlass (Supreme) и Toronado
✅ Pontiac Grand-Prix, Bonneville и Le Mans
При этом Grand-Prix все равно разлетались как горячие пирожки: в 1978 года дилерам удалось реализовать 228 444 автомобилей. Правда в этой схватке победителем вновь вышел Chevy Monte-Carlo, с результатом 358 191 машин.
Постепенно «Эра Недомогания» отступала, и к концу восьмидесятых в продаже появились 300-сильные Buick Grand National Experimental. Наступил короткий период ренессанса эры классических маслкаров. Естественно, Chevrolet и Pontiac не собирались терпеть выскочку, вышедшего играть в их игру и на их поле! Вот только ответа так и не последовало, ведь не считать же за таковой пятилитровый V8 на 180 лошадей, установленный под капотами Chevrolet Monte-Carlo SS и Pontiac Grand-Prix 2+2.
Pontiac Grand-Prix на платформе G-body, с промежуточным рестайлингом проведенным в 81-м, продержался на производстве до 1987 года. Соплатформенные Monte Carlo продавались «веселее» (счет 79 045 на 33 830, в пользу Chevy), из-за чего задержались на конвейере еще на год.
Наверняка вас сейчас обуревает чувство досады за американский автопром, и за легендарные Grand-Prix и Monte Carlo, превратившиеся из гордых пожирателей миль бесконечных хайвеев и героев «квотера», в жалкую тень себя прежних. Могу вас обрадовать – вы рано расстроились! Ведь в конце восьмидесятых, подразделения концерна General Motors переехали на переднеприводную платформу. Теперь в «базе» устанавливали поперечную рядную четверку… И если в легковом модельном ряду Chevrolet сохранилось две модели с классическим задним приводом, и моторами V8 (Caprice и Camaro), то у Pontiac лишь одна – Firebird. Но никакого отношения к героям нашего рассказа они не имели.
Впрочем, Chevrolet и Pontiac еще легко отделались! Buick и Oldsmobile вообще потеряли шансы завоевать сердца автолюбителей с «бензином в крови». Конечно, и на переднем приводе можно «зажигать», и тому примером выпускавшийся в те годы Volkswagen Golf GTI и Peugeot 205. Но вы же понимаете, что W-Body – не про управляемость. Впрочем, переднеприводные приключения Grand-Prix и Monte-Carlo это уже совсем другая история.
При этом в рамках моды на ежегодный фейслифтинг, пожалуй, самым интересным получился внешний вид моделей 1968 года – с их массивной носовой фигурой, в дальнейшем, вероятно, вдохновляющей дизайнеров современных BMW. Впрочем, в копировании решений «американцев» шестидесятых и семидесятых замечены не только немцы и японцы, но даже и корейцы. Они позаимствовали для Kia EV6 стиль «утопленных» дверных ручек у Grand-Prix третьего поколения.
Pontiac Grand Prix 1968 года. Выпуклость на капоте – тахометр! Да, снаружи. Фото: Youtube.com
Поскольку продажи фулл-сайз сегмента медленно но верно падали, в 1969 году Grand-Prix перевели на среднеразмерную платформу A-body. Покупателям хотелось получить что-то новое, компактное, «резкое и дерзкое», одним словом – мускулистое! Именно с этой отметки начинается наш рассказ о «сладкой парочке»: Pontiac Grand Prix и Chevrolet Monte Carlo.
Гран-При и Монте-Карло
Карликовое княжество ассоциируется с казино, болидами Формулы-1 и мировыми знаменитостями. Эта территория, опосредованно, и стала полем битвы между двумя отделениями концерна General Motors: Chevrolet и Pontiac. Первые традиционно отвечали за масс-маркет, в то время как прерогативой второго отделения являлся спорт. Разумеется, Гран-При и Монте-Карло не те машины, которые мы бы классифицировали как спорткары или маслкары. Да даже и сами производители их таковыми не считали, при том что у обоих, несомненно, мускулы под капотом присутствовали!
Chevrolet Monte Carlo
18 сентября 1969 года Monte Carlo представили как модель 1970 года. На автошоу покупатели восприняли новое персональное купе от Chevrolet достаточно сдержанно, так как были одержимы маслкарами (не забывайте, что в том же 1970 году Chrysler представил Dodge Challenger). Но постепенно аудитория Chevy распробовала новинку, и машина обрела популярность: в 1972 году дилеры реализовали 180 819 экземпляров, что стало новым рекордом для модели.
Chevrolet Monte Carlo 1972 года. Внешне – чистый маслкар! Фото: Youtube.com
В том, что касается двигателей, то все варианты оснащались моторами V8, рабочим объемом не менее 5.7 литров. Впрочем, если этого было мало, то в качестве опционально предлагался V8 Big Block, от Chevelle.
Pontiac Grand-Prix
В отличии от Chevrolet, Grand-Prix не являлся самым роскошным автомобилем в линейке Понтиак. Состоятельные клиенты могли позволить себе большее, например без малого шестиметровое купе Grand Ville. Но зато Grand-Prix предлагал оригинальный внешний вид, и традиционно ориентированный на водителя салон-кокпит.
Pontiac Grand Prix: панель приборов традиционно развернута к водителю. Стрелочные часы нажатием кнопки переводятся в режим тахометра. Фото: Youtube.com
И вновь возникают аналогии с BMW! Базовым двигателем модели являлся V8 объемом пять литров на 350 лошадиных сил, а топовым вариантом 390-сильный 7.5 литровый агрегат. Что до объемов выпуска, то том же 1972 году Pontiac реализовал 91 961 экземпляр Grand-Prix.
Поколение Colonnade
Что за название такое, «Колоннада» и почему модели платформы А-Body получили это имя? Дело в том, что в конце шестидесятых правительство США ввело требования касающиеся пассивной безопасности, среди прочего – защиты пассажиров при опрокидывании. Кузова типа «хардтоп» не соответствовали новому регламенту, и стали достоянием истории.
Pontiac Grand Prix 1977 год, так называемая «колоннада». Четыре фары и «ноздри» во всю «морду» ни о чем не напоминают? Фото: Youtube.com
Обязательное использование центральной стойки потребовало от стилистов General Motors определенного вдохновения и творческого переосмысления привычного дизайна, ведь покупатели хорошо помнили элегантные модели прошлых лет: «хотим такое же, но – лучше». Получив «предложение от которого нельзя отказаться», дизайнеры General Motors решили не маскировать купе и седаны под хардтопы, а действовать от обратного: выставить стойки кузова напоказ! В новом поколении автомобилей стойки были настолько заметны, что кто-то из руководства GM, или рекламного агентства (достоверно неизвестно) окрестил автомобиль «колоннадой», что означает «ряд колонн».
Топливный кризис и эконормы
Chevrolet Monte-Carlo и Pontiac Grand-Prix не обошла общая беда американского автопрома семидесятых, получившей известность как: «Эра Недомогания». Топливный кризис помноженный на ужесточение экологических нормативов вытягивал все соки из движков американских дорожных крейсеров и маслкаров! Производительность резко снизилась, причем настолько, что упоминание о количестве лошадей под капотом вообще исчезло из рекламных проспектов и каталогов. Еще бы, вместо прежних трехсот, а то и четырехсот лошадиных сил, к концу семидесятых «американцы» развивали 100 – 120.
В 1977 году было продано 411 038 штук вот таких Monte-Carlo, что составляло пятую часть объема производства Chevrolet того года. Фото: Youtube.com
И все же «Колоннады» нравились покупателям, и в конечном счете успех Grand-Prix и Monte-Carlo, продажи которых даже в середине жизненного цикла составили 258 909 единиц у Chevy, и 86 582 машины у Pontiac, сподвиг других автопроизводителей выпустить конкурирующие «Personal Luxury Car», в число которых входили обновленный Mercury Cougar, Ford Gran Torino Elite, Chrysler Cordoba, рестайлинговый Dodge Charger и АМС Matador.
Класс 1978: платформа G-Body
В середине семидесятых началась вторая волна даунсайзинга модельного ряда General Motors. Среднеразмерные модели Colonnade 1973-77 годов канули в Лету, и стиль «Sheer Look» Билла Митчелла, впервые использованный для Cadillac Seville 1976 года, применялся ко всем автомобилям концерна General Motors, включая Grand-Prix и Monte-Carlo. Вероятно, смена стиля стала неожиданностью для посетителей шоу-румов, ведь предыдущие модели были смелыми и яркими: длинные капот и двери, элегантные и плавные линии кузова, множество опций, и вдруг – это!
Платформа G-body: дизайн в стиле кирпич! На фото показана рестайлинговая версия Pontiac Grand-Prix. Фото: Youtube.com
В том, что касается моторов, то в этом поколении они окончательно «усохли»: «всего лишь» V6, сил на сто! И хотите верьте, хотите нет, но в «базе» на машины с салоном в стиле «барабан эдишн» устанавливали трехступенчатую механическую коробку передач! Кстати, список моделей созданных на платформе G-Body поражает разнообразием:
✅ Buick Regal и Grand National
✅ Cadillac Eldorado
✅ Chevrolet Monte Carlo, El Camino и Malibu
✅ GMC Caballero
✅ Oldsmobile Cutlass (Supreme) и Toronado
✅ Pontiac Grand-Prix, Bonneville и Le Mans
При этом Grand-Prix все равно разлетались как горячие пирожки: в 1978 года дилерам удалось реализовать 228 444 автомобилей. Правда в этой схватке победителем вновь вышел Chevy Monte-Carlo, с результатом 358 191 машин.
Buick: вызов без ответа...
Постепенно «Эра Недомогания» отступала, и к концу восьмидесятых в продаже появились 300-сильные Buick Grand National Experimental. Наступил короткий период ренессанса эры классических маслкаров. Естественно, Chevrolet и Pontiac не собирались терпеть выскочку, вышедшего играть в их игру и на их поле! Вот только ответа так и не последовало, ведь не считать же за таковой пятилитровый V8 на 180 лошадей, установленный под капотами Chevrolet Monte-Carlo SS и Pontiac Grand-Prix 2+2.
Chevrolet Monte-Carlo SS, образца 1987 года. Chevy побеждали на трассах NASCAR, но на обычных были бессильны против соплатформенного Buick Gran National. Фото: Youtube.com
Pontiac Grand-Prix на платформе G-body, с промежуточным рестайлингом проведенным в 81-м, продержался на производстве до 1987 года. Соплатформенные Monte Carlo продавались «веселее» (счет 79 045 на 33 830, в пользу Chevy), из-за чего задержались на конвейере еще на год.
W-body: конец эпохи классических маслкаров
Наверняка вас сейчас обуревает чувство досады за американский автопром, и за легендарные Grand-Prix и Monte Carlo, превратившиеся из гордых пожирателей миль бесконечных хайвеев и героев «квотера», в жалкую тень себя прежних. Могу вас обрадовать – вы рано расстроились! Ведь в конце восьмидесятых, подразделения концерна General Motors переехали на переднеприводную платформу. Теперь в «базе» устанавливали поперечную рядную четверку… И если в легковом модельном ряду Chevrolet сохранилось две модели с классическим задним приводом, и моторами V8 (Caprice и Camaro), то у Pontiac лишь одна – Firebird. Но никакого отношения к героям нашего рассказа они не имели.
Впрочем, Chevrolet и Pontiac еще легко отделались! Buick и Oldsmobile вообще потеряли шансы завоевать сердца автолюбителей с «бензином в крови». Конечно, и на переднем приводе можно «зажигать», и тому примером выпускавшийся в те годы Volkswagen Golf GTI и Peugeot 205. Но вы же понимаете, что W-Body – не про управляемость. Впрочем, переднеприводные приключения Grand-Prix и Monte-Carlo это уже совсем другая история.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...