Oldsmobile 4-5-5 Hurst: когда имидж – все!
7 693

Oldsmobile 4-5-5 Hurst: когда имидж – все!

Вы никогда не задумывались, почему в США так сильно не любят механические КПП? При том, что спортивных автомобилей в Америке продавалось и продается немало! Возможно дело в том, что американцы не любят переключать передачи? В том, что касается гражданских моделей – наверное так и есть, но в «спорте» все несколько иначе!


Дело в том, что в конце шестидесятых на американских дорогах появились автомобили, получившие возможность ручного переключения передач в ставшей уже привычной автоматической коробке. Да – на подобии «типтроника». И – да, это решение на самом деле пришло из мира дрэгстеров. Заинтересовались? Тогда читайте дальше!

Херст плюс Олдс равняется…


Компания Джорджа Херста производила тюнинговые детали как для первичной комплектации на заводском конвейере, так и для вторичного рынка. Но в первую очередь, Hurst прославились своими коробками передач, моментально ставшие признаком крутости и окончательно вытеснившие механические КПП из умов американских энтузиастов быстрой езды.

Oldsmobile 4-5-5 Hurst: когда имидж – все!Hurst/Olds 1969 года. От первой модификации отличался схемой окраски, воздухозаборником на капоте и спойлером на крышке багажника. Фото: Youtube.com

Самым продолжительными и плодотворными стали отношения Херста с маркой Oldsmobile: Hurst Performance производила не только детали для Olds, но и серию специальных моделей.

Нарушение правил


К концу шестидесятых имидж Oldsmobile, как молодежной и авангардной марки концерна General Motors пошатнулся. Не помогал даже ребрендинг в Youngmobile (от англ. Old – старый и Young – молодой): клиенты утекали к Chevrolet и Pontiac. Естественно, в Oldsmobile хотели переломить ситуацию в свою пользу, представив молодым покупателям возможность приобрести мощнейшее заряженное купе. Вот только ничего, что могло бы противостоять таким «чудовищам» как Dodge Charger с двигателем Hemi, или Chevrolet Chevelle SS, у Oldsmobile не было! Так, в результате сотрудничества с Джорджем Херстом, на свет появился Hurst/Olds, основанный на модели 4-4-2.

Даже находясь не в лучшей форме, Hurst/Olds легко уходит от Pontiac Firebird Trans Am. Фото: Youtube.com

Любопытно, что первоначально Hurst обратились в Pontiac, в отделение, отвечающее в General Motors за спортивное направление. Джордж Херст предложил выпустить специальную модель на базе Firebird, оснастив ее двигателем Big Block.

Ни для кого не было секретом, что руководство Pontiac раздражала корпоративная политика GM, ограничивающую объем двигателя в автомобилях среднего размера, то есть – маслкаров. Ни при каких условиях ни одна марка концерна не могла установить двигатель превышающий по объему тот, что устанавливали на Corvette! По предложению Херста, Pontiac передавал Hurst Performance безмоторные автомобили Firebird, для установки семилитровых двигателей Big Block V8, после чего машины отправлялись к дилерам Pontiac! Этакий элегантный способ обойти внутрикорпоративные правила.

Так выглядит 7.5 литровый 400-сильный Rocket 455 V8. Фото: Youtube.com

Но из-за позиции Chevrolet, пытавшихся всеми силами оградить от конкуренции модель Camaro, Hurst Performance получили отказ высшего руководства General Motors. К счастью, Джордж Херст не опустил руки, и сделал аналогичное предложение Oldsmobile – ведь у них в модельном ряду не было прямого конкурента Camaro! В 1968 году, едва успели высохнуть чернила на договоре, Америка узрела чудовище: Hurst/Olds, созданный на базе купе Cutlass 4-4-2.

Под капот, вместо «маленького» 6.6 литрового V8, «запихнули» агрегат объемом 7.5 литра, грубейшим образом бросавший вызов корпоративной политике General Motors по ограничению рабочего объема! Но с юридической точки зрения руководство отделения было ни при чем: «это проделки мистера Херста».

Салон Hurst/Olds образца 1968 года. Фото: Youtube.com

Для Hurst/Olds предлагалось два пакета производительности: W-46 и W-45. И хотя оба обеспечивали по 390 лошадиных сил и 678 Нм крутящего момента, W-45 отличался расширенными фазами газораспределения, а также «злым» распредвалом. Оба варианта оснащались четырехкамерным карбюратором Rochester, главной парой 3.91 (3.08 для W46) и поставлялись с теми же кузовами и подвеской, что и Oldsmobile 442.

При этом технически и юридически представляли собой самостоятельную модель. Но установить Big Block – половина дела! Самое главное изменение, это, конечно же, селектор «Hurst Dual-Gate», позволявший вручную переключать передачи в автоматической КПП. Это сейчас такие коробки обычное дело, а в конце шестидесятых подобное решение шокировало!

Hurst Dual-Gate


Последовательное переключение, когда передачи переключаются одна за другой, предпочитали гонщики в дрэг-рейсинге, гоняющие «на квотер». Такие коробки экономили время на смену передач, а значит являлись слагаемым победы.

Hurst Dual-Gate – прообраз современных АКПП, с возможностью «ручного» переключения передач. Фото: Youtube.com

В Hurst Performance решили внедрить ручное последовательное переключение передач в автоматическую коробку, используя переключатель «Dual Gate». Откинув специальный хромированный предохранитель, селектор КПП можно было перевести в «ручной» режим, позволяющий последовательно включить первые три передачи. Херст также увеличил давление в гидросистеме «автомата», поэтому «под полным газом» переключения происходили молниеносно.

Неожиданный хит


В 1968 году за машиной выстроилась очередь! Компания Demmer Engineering, получившая контракт на сборку автомобилей, выпустила 515 экземпляров Hurst/Olds, при том что заявок от дилеров получили в четыре раза больше! Естественно, эксперимент продлили на следующий год, правда предложения двигателей сократилось до одного 7.5 литрового Rocket 455 V8 (пакет W-46), мощность которого снизилась на 10 лошадей.

Кстати, вот объем выпуска Hurst/Olds по годам, и как видите, модель выпускалась неплохим, для экстремально зараженного автомобиля, тиражом:

✅ 1968 – 515
✅ 1969 – 906
✅ 1972 – 633
✅ 1973 – 1097
✅ 1974 – 1851
✅ 1975 – 2535
✅ 1979 – 2499
✅ 1983 – 3001
✅ 1984 – 3500

Автомобили Hurst/Olds продолжали приносить славу Oldsmobile в 1972 году, когда использовались в качестве пейскара на Indianapolis 500. Естественно, после столь значимого события аналогичные автомобили с бело-золотой окраской и надписью «Indy 500» на дверях отправились к дилерам!

Hurst/Olds 1974 года – пятый официальный пейскар Инди-500 от Oldsmobile. Фото: Youtube.com

Правда к тому времени все отчетливее вырисовывались очертания грядущей «Эры Недомогания» – двигатель 455 V8 растерял две сотни лошадей, постепенно превращаясь из Rocket, в «кастрированную ракету»! Единственное утешение: Hurst предлагали пакет W30, прибавлявший мотору 30 лошадей.

Ренессанс восьмидесятых


В 1979 году Hurst/Olds, с 350-м двигателем, стал самым производительным автомобилем, из предлагаемых Oldsmobile. Развивал он аж… 160 лошадей! А чего вы хотели, «Эра Недомогания» на пике формы! А в 1982 году, к 15-летнему юбилею сотрудничества, Hurst/Olds предложили в пару к «горячему» пятилитровому V8, «Lightning Rods» – трехрычажный селектор передач!

Заглянув в салон Hurst/Olds можно было растеряться. Из того места, где можно было бы ожидать увидеть селектор переключения передач, торчали три хромированных рычага, или (как их называли в Hurst) «громоотвода». Если покупателям удавалось преодолеть когнитивный диссонанс, их приветствовал раздел руководства по эксплуатации автомобиля, в котором описывалось как управлять странной коробкой.

В обычных условиях движения два самых дальних рычага нужно было перевести в переднее положение, а ближайший к водителю рычаг – переключить из положения «Parking» в положение «Drive»: ничего сложного. Однако когда приходило время «пулять со светофора», водителю приходилось браться за «громоотводы»!

Вместо одного рычага, у Hurst/Olds 1982 года было три! Фото: Youtube.com

Перемещение всех трех рычагов в положение «назад» включало первую передачу: можно стартовать! Достигнув нужных оборотов, дальний переключатель нужно было сдвинуть вперед – так включалась вторая передача. Для включения третьей, процесс повторялся со средним рычагом. Понижение передач производилось в обратном порядке.

Наверняка у любопытного и технически подкованного читателя возник вопрос: что случится, если попытаться переключиться не по порядку или задействовать нестандартную комбинацию положений переключателя? Ровным счетом ничего! На самом деле это было невозможно, так как все рычаги управляли стандартной автоматической коробкой передач GM Hydramatic!

Трудно сказать, улучшали ли «громоотводы» ускорение, но они определенно вовлекали водителя в процесс управления автомобилем! Опять же, имидж крутого мачо драг-рейсера, самостоятельно переключающего передачи, наверняка покорил немало женских сердец!

Последнее поколение Hurst/Olds делило платформу G-Body с Buick Grand National. Фото: Youtube,com

На короткое время «Lightning Rods» произвела фурор в автоиндустрии, но, сожалению, разногласия по поводу стоимости имени Hurst заставили Oldsmobile в 1985 году отказаться от сотрудничества с Hurst Performance. Это был официальный конец полутора десятилетий сотрудничества двух гигантов маслкаростроения. Hurst отправились в одиночное плавание, а Oldsmobile перестали восприниматься как авангардные и производительные автомобили, что привело марку к закату. К сожалению, Aurora, способная изменить имидж марки, появилась слишком поздно, и спасти славный бренд концерна General Motors не смогла.
Как по вашему, нужен ли автомобилю с «с автоматом» ручной режим?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....