Bell Helicopter Corporation – от «Аэрокобры» до конвертопланов
На заставке – последний концепт компании, показанный в прошлом году – машина Bell FCX 001. Если кто-то думает, что создать вертолет гораздо проще, чем авиалайнер, то он глубоко ошибается. Геликоптер – наукоемкая машина, заставить летать которую по воле пилота не так просто. Доказательством тому служат неудачные попытки создать пригодный к практическому использованию вертолет на протяжении 20-х и 30-х годов минувшего века. В это время бурно развивалось самолетостроение и конструкторы как-то не очень стремились совершенствовать неуклюжие «каракатицы».
Bell Aircraft Corporation своим существованием обязана Лоуренсу Беллу. Компания становилась в экономически трудные времена, когда США и Европа боролись с «Великой депрессией». Глава фирмы с детства увлекался авиацией, а его брат даже погиб в катастрофе. Изначально компания выпускала военные самолеты и дело шло успешно: доказательством может служить знаменитый P-39 Airacobra. Именно на ней летал в Великую Отечественную войну Александр Покрышкин.
Однако еще до войны Ларри Белл в составе американской делегации посетил Германию. Успехи немцев в вертолетостроении (в частности машина Focke-Wulf Fw 61) настолько его вдохновили, что, возвратившись домой, он тут же приказал штату инженеров заняться разработками винтокрылых аппаратов.
Результат появился быстро: в 1941-м спроектированный и собранный Bell Model 30 был успешно испытан, а в 1945-м модель доказала свою практическую «надобность» – геликоптер снял с отколовшейся льдины парочку рыбаков.
Говоря о компании Bell, просто нельзя не упомянуть инженера и по совместительству философа, Артура Янга. Его заслуга заключается в разработке надежного и простого несущего винта, состоящего из пары лопастей с одним общим шарниром. Конструкцию нарекли «коромыслом». По сравнению с винтами, в которых шарниры были разнесены, «янговская» разработка давала серьезный выигрыш в стоимости и дешевом обслуживании.
По-своему это уникальная машина, выпускавшаяся серийно с 1946 года. Вертолет производился вплоть до середины 70-х по лицензии итальянской компанией Augusta. Причем он пользовался успехом как у военных, так и гражданских пилотов.
Эту машину нельзя назвать лучшей в истории, однако она появилась в нужное время и стала очень востребованной во всем мире. Плюс, Bell 47 установил ряд достижений в 1949-50 годы:
✅ предельная высота – более 5650 м
✅ наивысшая скорость – 215 км/ч
✅ дальность (для машин с поршневым двигателем) – 1959 км
Модель стала первым вертолетом, сумевшим перелететь через Альпы. Bell 47 активно использовался американцами во время войны в Корее и носил название H-13 Sioux. Солдаты прозвали машину, вывозившую раненых с поля боя, «ангелом милосердия». Всего было построено свыше тридцати модификаций геликоптера.
1956 год ознаменовался для Bell Aircraf печальным событием: умер основатель компании Ларри Белл, дожив только до 62-х лет. Казалось бы, как минимум, дела фирмы на какое-то время приостановятся. Однако судьба явно благоволила к вертолетостроителям. Именно в этот день в небо поднялась еще одна будущая легенда – Bell UH-1 (ХН-40) под названием «Ирокез».
Машина стала одной из самых успешных в мире. В 1959 году она была принята на вооружение в американскую армию, принимала участие во вьетнамской войне, «засветилась» во многих фильмах, посвященных этой трагедии. В 1963-м благодаря гражданской версии вертолета, удалось спасти десятки людей во время марокканского наводнения.
Внимание этого бизнес-гиганта не мог не привлечь успех модели Bell UH-1 и компания приобрела Bell Aircraft, выделив ее в отдельный концерн Bell Helicopter Corporation. Переход под крыло корпорации сопровождался появлением очередной культовой модели Bell 206 JetRanger. Вертолет пригодился в военном деле и гражданских службах: он участвует в спасательных операциях, возит раненых, патрулирует города и т. д.
К этому же времени – началу семидесятых – относится еще одно серьезное достижение конструкторов Bell Helicopter Corporation. Им удалось разработать и внедрить в производство уникальную технологию, благодаря которой гасится вибрация главного винта. Теперь полеты стали менее тряскими, а износ узлов, деталей уменьшился.
Совместное предприятие Bell Agusta Aerospace Company было организовано с итальянцами после «развода» с Boeing, ближе к концу 90-х. Первое совместное детище – вертолет АВ-139. Однако подробнее стоит рассмотреть коммерческий конвертоплан, покоривший небо в 2003-м.
До появления этой машины у компании был серьезный успех в виде Bell V-22 Osprey. Этот летательный аппарат, продемонстрированный широкой публике в 1981 году на парижском авиашоу, произвел настоящий фурор. Конвертоплан, выпускающийся серийно, и сегодня находится на службе в американских ВВС и флоте.
К созданию V-22 «приложил руку» Boeing, впоследствии отказавшийся от сотрудничества с Bell по реализации подобных проектов. И, если гражданский ВА-609 создавался на частные деньги, то летающий и сегодня V-22 производится на средства из военного бюджета. Кстати: эта машина у многих авиационных экспертов считается дорогой и ненадежной, но …востребованной.
Подобные машины Bell испытывала еще в 1955 году: это был XV-3, оснащенный поворотными винтами на концах крыльев. Технически BA-609 – сложная машина. Аппарат должен пролетать в центр города, совершать посадки на небоскребах, что сделать непросто: система, «заставляющая» поворачиваться двигатели, является источником дополнительных неисправностей. Да и вообще непонятно, сможет ли подобный аппарат при отказе обоих двигателей или выработке горючего приземлиться без катастрофы.
О проблемах, вставших перед конструкторами говорит факт продолжающихся доработок вроде бы успешного V-22 Ospry, испытания которого должны были закончиться в 1991-м!
ВА-609 (расшифровывается: Bell + Augusta) вертикально вверх поднялся весной 2003 года, однако горизонтальный полет конвертоплан сумел выполнить летом 2005-го, когда была достигнута скорость 352 км/ч. Технические характеристики ВА-609:
✅ длина, ширина, высота – 13,31, 18,29 и 4,5 м
✅ диаметр несущего винта – 7,93 м
✅ вес взлетный максимальный – 7,258 т
✅ мощность силовой установки – пара двигателей по 1447 кВт
✅ средняя скорость – 509 км/ч
✅ потолок – 7,55 км
Экипаж вертолета включает двух пилотов. На борт можно взять 2,5 т груза или до девяти пассажиров.
Этот документ должен получить каждый гражданский (в отличие от военного) летательный аппарат. Проблема в том, что юридически непонятно, чем является ВА-609: вертолетом или самолетом? Американцы через свою FAA не смогли предложить что-то конкретное, т. к. требования к подобным машинами окончательно не сформулированы. Попытка Bell обратиться в ЕС (JAA) по тому же вопросу также успехом не увенчалась. К 2011 году бюрократическая машина все же провернулась и основные требования к конвертоплану сформулировали. Однако ВА-609 так и не сертифицировали: даже его стоимость официально не озвучена. Bell уже отчаялась и стала отказываться от дальнейшего совершенствования машины, однако Finmeccanica (в ее состав входит Augusta) сворачивать работы по проекту не собирается. Совсем недавно, в 2021 году аппарат ВА-609 показали на авиашоу Dubai Airshow.
История
Bell Aircraft Corporation своим существованием обязана Лоуренсу Беллу. Компания становилась в экономически трудные времена, когда США и Европа боролись с «Великой депрессией». Глава фирмы с детства увлекался авиацией, а его брат даже погиб в катастрофе. Изначально компания выпускала военные самолеты и дело шло успешно: доказательством может служить знаменитый P-39 Airacobra. Именно на ней летал в Великую Отечественную войну Александр Покрышкин.
Та самая «Аэрокобра» от Bell Aircraft, на которой атаковал машины «Люфтваффе» советский ас. Фото: YouTube.com
Однако еще до войны Ларри Белл в составе американской делегации посетил Германию. Успехи немцев в вертолетостроении (в частности машина Focke-Wulf Fw 61) настолько его вдохновили, что, возвратившись домой, он тут же приказал штату инженеров заняться разработками винтокрылых аппаратов.
Bell Model 30 – один из успешных первенцев компании. Фото: YouTube.com
Результат появился быстро: в 1941-м спроектированный и собранный Bell Model 30 был успешно испытан, а в 1945-м модель доказала свою практическую «надобность» – геликоптер снял с отколовшейся льдины парочку рыбаков.
Начало расцвета
Говоря о компании Bell, просто нельзя не упомянуть инженера и по совместительству философа, Артура Янга. Его заслуга заключается в разработке надежного и простого несущего винта, состоящего из пары лопастей с одним общим шарниром. Конструкцию нарекли «коромыслом». По сравнению с винтами, в которых шарниры были разнесены, «янговская» разработка давала серьезный выигрыш в стоимости и дешевом обслуживании.
Bell 47
По-своему это уникальная машина, выпускавшаяся серийно с 1946 года. Вертолет производился вплоть до середины 70-х по лицензии итальянской компанией Augusta. Причем он пользовался успехом как у военных, так и гражданских пилотов.
Bell 47 в конце 40-х выглядел фантастично. Средняя цена на машины б/у сегодня: от 90 до 160 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Эту машину нельзя назвать лучшей в истории, однако она появилась в нужное время и стала очень востребованной во всем мире. Плюс, Bell 47 установил ряд достижений в 1949-50 годы:
✅ предельная высота – более 5650 м
✅ наивысшая скорость – 215 км/ч
✅ дальность (для машин с поршневым двигателем) – 1959 км
Модель стала первым вертолетом, сумевшим перелететь через Альпы. Bell 47 активно использовался американцами во время войны в Корее и носил название H-13 Sioux. Солдаты прозвали машину, вывозившую раненых с поля боя, «ангелом милосердия». Всего было построено свыше тридцати модификаций геликоптера.
Военная модификация Bell 47 H-13 Sioux вывозит раненого. Фото: YouTube.com
1956 год ознаменовался для Bell Aircraf печальным событием: умер основатель компании Ларри Белл, дожив только до 62-х лет. Казалось бы, как минимум, дела фирмы на какое-то время приостановятся. Однако судьба явно благоволила к вертолетостроителям. Именно в этот день в небо поднялась еще одна будущая легенда – Bell UH-1 (ХН-40) под названием «Ирокез».
Гражданский вариант ХН-40 в 2021 году собирали даже в Одессе. Цена гражданской версии Bell 205A-1 б/у 1977 года: 600 тыс. евро. Фото: YouTube.com
Машина стала одной из самых успешных в мире. В 1959 году она была принята на вооружение в американскую армию, принимала участие во вьетнамской войне, «засветилась» во многих фильмах, посвященных этой трагедии. В 1963-м благодаря гражданской версии вертолета, удалось спасти десятки людей во время марокканского наводнения.
Корпорация Textron
Внимание этого бизнес-гиганта не мог не привлечь успех модели Bell UH-1 и компания приобрела Bell Aircraft, выделив ее в отдельный концерн Bell Helicopter Corporation. Переход под крыло корпорации сопровождался появлением очередной культовой модели Bell 206 JetRanger. Вертолет пригодился в военном деле и гражданских службах: он участвует в спасательных операциях, возит раненых, патрулирует города и т. д.
Первые Bell 206 JetRanger отличались простотой конструкции внутри кабины: нельзя сказать, что панель управления изобилует приборами. За машину 1973 года просят 360 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
К этому же времени – началу семидесятых – относится еще одно серьезное достижение конструкторов Bell Helicopter Corporation. Им удалось разработать и внедрить в производство уникальную технологию, благодаря которой гасится вибрация главного винта. Теперь полеты стали менее тряскими, а износ узлов, деталей уменьшился.
«Союз» с Augusta
Совместное предприятие Bell Agusta Aerospace Company было организовано с итальянцами после «развода» с Boeing, ближе к концу 90-х. Первое совместное детище – вертолет АВ-139. Однако подробнее стоит рассмотреть коммерческий конвертоплан, покоривший небо в 2003-м.
BA609 Tiltrotor
До появления этой машины у компании был серьезный успех в виде Bell V-22 Osprey. Этот летательный аппарат, продемонстрированный широкой публике в 1981 году на парижском авиашоу, произвел настоящий фурор. Конвертоплан, выпускающийся серийно, и сегодня находится на службе в американских ВВС и флоте.
Военные собираются модифицировать успешный Osprey. Фото: YouTube.com
К созданию V-22 «приложил руку» Boeing, впоследствии отказавшийся от сотрудничества с Bell по реализации подобных проектов. И, если гражданский ВА-609 создавался на частные деньги, то летающий и сегодня V-22 производится на средства из военного бюджета. Кстати: эта машина у многих авиационных экспертов считается дорогой и ненадежной, но …востребованной.
Подобные машины Bell испытывала еще в 1955 году: это был XV-3, оснащенный поворотными винтами на концах крыльев. Технически BA-609 – сложная машина. Аппарат должен пролетать в центр города, совершать посадки на небоскребах, что сделать непросто: система, «заставляющая» поворачиваться двигатели, является источником дополнительных неисправностей. Да и вообще непонятно, сможет ли подобный аппарат при отказе обоих двигателей или выработке горючего приземлиться без катастрофы.
Момент перехода в горизонтальный полет. Фото: YouTube.com
О проблемах, вставших перед конструкторами говорит факт продолжающихся доработок вроде бы успешного V-22 Ospry, испытания которого должны были закончиться в 1991-м!
В кабине AW609 (AgustaWestland)– модернизированный современный вариант ВА-609. Фото: YouTube.com
ВА-609 (расшифровывается: Bell + Augusta) вертикально вверх поднялся весной 2003 года, однако горизонтальный полет конвертоплан сумел выполнить летом 2005-го, когда была достигнута скорость 352 км/ч. Технические характеристики ВА-609:
✅ длина, ширина, высота – 13,31, 18,29 и 4,5 м
✅ диаметр несущего винта – 7,93 м
✅ вес взлетный максимальный – 7,258 т
✅ мощность силовой установки – пара двигателей по 1447 кВт
✅ средняя скорость – 509 км/ч
✅ потолок – 7,55 км
Экипаж вертолета включает двух пилотов. На борт можно взять 2,5 т груза или до девяти пассажиров.
Проблемы получения сертификата
Этот документ должен получить каждый гражданский (в отличие от военного) летательный аппарат. Проблема в том, что юридически непонятно, чем является ВА-609: вертолетом или самолетом? Американцы через свою FAA не смогли предложить что-то конкретное, т. к. требования к подобным машинами окончательно не сформулированы. Попытка Bell обратиться в ЕС (JAA) по тому же вопросу также успехом не увенчалась. К 2011 году бюрократическая машина все же провернулась и основные требования к конвертоплану сформулировали. Однако ВА-609 так и не сертифицировали: даже его стоимость официально не озвучена. Bell уже отчаялась и стала отказываться от дальнейшего совершенствования машины, однако Finmeccanica (в ее состав входит Augusta) сворачивать работы по проекту не собирается. Совсем недавно, в 2021 году аппарат ВА-609 показали на авиашоу Dubai Airshow.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....