Bell Helicopter Corporation – от «Аэрокобры» до конвертопланов
3 225

Bell Helicopter Corporation – от «Аэрокобры» до конвертопланов

На заставке – последний концепт компании, показанный в прошлом году – машина Bell FCX 001. Если кто-то думает, что создать вертолет гораздо проще, чем авиалайнер, то он глубоко ошибается. Геликоптер – наукоемкая машина, заставить летать которую по воле пилота не так просто. Доказательством тому служат неудачные попытки создать пригодный к практическому использованию вертолет на протяжении 20-х и 30-х годов минувшего века. В это время бурно развивалось самолетостроение и конструкторы как-то не очень стремились совершенствовать неуклюжие «каракатицы».


История


Bell Aircraft Corporation своим существованием обязана Лоуренсу Беллу. Компания становилась в экономически трудные времена, когда США и Европа боролись с «Великой депрессией». Глава фирмы с детства увлекался авиацией, а его брат даже погиб в катастрофе. Изначально компания выпускала военные самолеты и дело шло успешно: доказательством может служить знаменитый P-39 Airacobra. Именно на ней летал в Великую Отечественную войну Александр Покрышкин.

Bell Helicopter Corporation – от «Аэрокобры» до конвертоплановТа самая «Аэрокобра» от Bell Aircraft, на которой атаковал машины «Люфтваффе» советский ас. Фото: YouTube.com

Однако еще до войны Ларри Белл в составе американской делегации посетил Германию. Успехи немцев в вертолетостроении (в частности машина Focke-Wulf Fw 61) настолько его вдохновили, что, возвратившись домой, он тут же приказал штату инженеров заняться разработками винтокрылых аппаратов.

Bell Model 30 – один из успешных первенцев компании. Фото: YouTube.com

Результат появился быстро: в 1941-м спроектированный и собранный Bell Model 30 был успешно испытан, а в 1945-м модель доказала свою практическую «надобность» – геликоптер снял с отколовшейся льдины парочку рыбаков.

Начало расцвета


Говоря о компании Bell, просто нельзя не упомянуть инженера и по совместительству философа, Артура Янга. Его заслуга заключается в разработке надежного и простого несущего винта, состоящего из пары лопастей с одним общим шарниром. Конструкцию нарекли «коромыслом». По сравнению с винтами, в которых шарниры были разнесены, «янговская» разработка давала серьезный выигрыш в стоимости и дешевом обслуживании.

Bell 47


По-своему это уникальная машина, выпускавшаяся серийно с 1946 года. Вертолет производился вплоть до середины 70-х по лицензии итальянской компанией Augusta. Причем он пользовался успехом как у военных, так и гражданских пилотов.

Bell 47 в конце 40-х выглядел фантастично. Средняя цена на машины б/у сегодня: от 90 до 160 тыс. долларов. Фото: YouTube.com

Эту машину нельзя назвать лучшей в истории, однако она появилась в нужное время и стала очень востребованной во всем мире. Плюс, Bell 47 установил ряд достижений в 1949-50 годы:

✅ предельная высота – более 5650 м
✅ наивысшая скорость – 215 км/ч
✅ дальность (для машин с поршневым двигателем) – 1959 км

Модель стала первым вертолетом, сумевшим перелететь через Альпы. Bell 47 активно использовался американцами во время войны в Корее и носил название H-13 Sioux. Солдаты прозвали машину, вывозившую раненых с поля боя, «ангелом милосердия». Всего было построено свыше тридцати модификаций геликоптера.

Военная модификация Bell 47 H-13 Sioux вывозит раненого. Фото: YouTube.com

1956 год ознаменовался для Bell Aircraf печальным событием: умер основатель компании Ларри Белл, дожив только до 62-х лет. Казалось бы, как минимум, дела фирмы на какое-то время приостановятся. Однако судьба явно благоволила к вертолетостроителям. Именно в этот день в небо поднялась еще одна будущая легенда – Bell UH-1 (ХН-40) под названием «Ирокез».

Гражданский вариант ХН-40 в 2021 году собирали даже в Одессе. Цена гражданской версии Bell 205A-1 б/у 1977 года: 600 тыс. евро. Фото: YouTube.com

Машина стала одной из самых успешных в мире. В 1959 году она была принята на вооружение в американскую армию, принимала участие во вьетнамской войне, «засветилась» во многих фильмах, посвященных этой трагедии. В 1963-м благодаря гражданской версии вертолета, удалось спасти десятки людей во время марокканского наводнения.

Корпорация Textron


Внимание этого бизнес-гиганта не мог не привлечь успех модели Bell UH-1 и компания приобрела Bell Aircraft, выделив ее в отдельный концерн Bell Helicopter Corporation. Переход под крыло корпорации сопровождался появлением очередной культовой модели Bell 206 JetRanger. Вертолет пригодился в военном деле и гражданских службах: он участвует в спасательных операциях, возит раненых, патрулирует города и т. д.

Первые Bell 206 JetRanger отличались простотой конструкции внутри кабины: нельзя сказать, что панель управления изобилует приборами. За машину 1973 года просят 360 тыс. долларов. Фото: YouTube.com

К этому же времени – началу семидесятых – относится еще одно серьезное достижение конструкторов Bell Helicopter Corporation. Им удалось разработать и внедрить в производство уникальную технологию, благодаря которой гасится вибрация главного винта. Теперь полеты стали менее тряскими, а износ узлов, деталей уменьшился.

«Союз» с Augusta


Совместное предприятие Bell Agusta Aerospace Company было организовано с итальянцами после «развода» с Boeing, ближе к концу 90-х. Первое совместное детище – вертолет АВ-139. Однако подробнее стоит рассмотреть коммерческий конвертоплан, покоривший небо в 2003-м.

BA609 Tiltrotor


До появления этой машины у компании был серьезный успех в виде Bell V-22 Osprey. Этот летательный аппарат, продемонстрированный широкой публике в 1981 году на парижском авиашоу, произвел настоящий фурор. Конвертоплан, выпускающийся серийно, и сегодня находится на службе в американских ВВС и флоте.

Военные собираются модифицировать успешный Osprey. Фото: YouTube.com

К созданию V-22 «приложил руку» Boeing, впоследствии отказавшийся от сотрудничества с Bell по реализации подобных проектов. И, если гражданский ВА-609 создавался на частные деньги, то летающий и сегодня V-22 производится на средства из военного бюджета. Кстати: эта машина у многих авиационных экспертов считается дорогой и ненадежной, но …востребованной.

Подобные машины Bell испытывала еще в 1955 году: это был XV-3, оснащенный поворотными винтами на концах крыльев. Технически BA-609 – сложная машина. Аппарат должен пролетать в центр города, совершать посадки на небоскребах, что сделать непросто: система, «заставляющая» поворачиваться двигатели, является источником дополнительных неисправностей. Да и вообще непонятно, сможет ли подобный аппарат при отказе обоих двигателей или выработке горючего приземлиться без катастрофы.

Момент перехода в горизонтальный полет. Фото: YouTube.com

О проблемах, вставших перед конструкторами говорит факт продолжающихся доработок вроде бы успешного V-22 Ospry, испытания которого должны были закончиться в 1991-м!

В кабине AW609 (AgustaWestland)– модернизированный современный вариант ВА-609. Фото: YouTube.com

ВА-609 (расшифровывается: Bell + Augusta) вертикально вверх поднялся весной 2003 года, однако горизонтальный полет конвертоплан сумел выполнить летом 2005-го, когда была достигнута скорость 352 км/ч. Технические характеристики ВА-609:

✅ длина, ширина, высота – 13,31, 18,29 и 4,5 м
✅ диаметр несущего винта – 7,93 м
✅ вес взлетный максимальный – 7,258 т
✅ мощность силовой установки – пара двигателей по 1447 кВт
✅ средняя скорость – 509 км/ч
✅ потолок – 7,55 км

Экипаж вертолета включает двух пилотов. На борт можно взять 2,5 т груза или до девяти пассажиров.

Проблемы получения сертификата


Этот документ должен получить каждый гражданский (в отличие от военного) летательный аппарат. Проблема в том, что юридически непонятно, чем является ВА-609: вертолетом или самолетом? Американцы через свою FAA не смогли предложить что-то конкретное, т. к. требования к подобным машинами окончательно не сформулированы. Попытка Bell обратиться в ЕС (JAA) по тому же вопросу также успехом не увенчалась. К 2011 году бюрократическая машина все же провернулась и основные требования к конвертоплану сформулировали. Однако ВА-609 так и не сертифицировали: даже его стоимость официально не озвучена. Bell уже отчаялась и стала отказываться от дальнейшего совершенствования машины, однако Finmeccanica (в ее состав входит Augusta) сворачивать работы по проекту не собирается. Совсем недавно, в 2021 году аппарат ВА-609 показали на авиашоу Dubai Airshow.
А вы что думаете о летательных аппаратах Bell?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....